Скачать epub pdf 2. Избрание двенадцати Сравнительный анализ повествований четырех евангелистов показывает, что община учеников складывалась вокруг Иисуса постепенно. Общее количество учеников варьировалось: если следовать Иоанну, то сначала их было пять, потом стало значительно больше, потом многие отошли. Синоптики не прослеживают такую динамику: из их повествований можно вывести лишь то, что число учеников постепенно росло. Именно в синоптических Евангелиях мы находим рассказ о том, как из общего количества учеников Иисус избрал двенадцать. Этот рассказ у всех трех синоптиков идентичен по содержанию, хотя и разнится в деталях. Матфей вообще не говорит о выделении двенадцати из более многочисленной группы: и призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь ( Мф. 10:1 ). Марк уточняет, что двенадцать выбраны из общего числа учеников: Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов ( Мк. 3:13–15 ). Лука уточняет, что сначала Иисус взошел на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу, а затем, когда настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал апостолами ( Лк. 6:13 ). Обращает на себя внимание выражение Марка: позвал к Себе, кого Сам хотел. Этим подчеркивается, что инициатива избрания двенадцати принадлежит Самому Иисусу и персональный состав группы определил Он Сам. В этот список невозможно было записаться по собственной инициативе, о чем Иисус прямо скажет в прощальной беседе с учениками: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал ( Ин. 15:16 ). Из трех синоптиков Марк оказывается наиболее конкретным в описании целей, для которых Иисус избрал двенадцать: чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь. Апостолы должны были разделять труды Иисуса, Его радости и скорби, быть с Ним во всех обстоятельствах Его жизни, слушать и запоминать Его слова. Но избрание относится не только ко времени Его земной жизни: они – Его посланники и должны будут после Его смерти и воскресения нести в мир Его слово, проповедовать Его учение, быть продолжателями Его дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Спаситель погружается в воды Иордана и освящает эти воды как стихию. Освящённые воды Иордана – это полнота благодати Святого Духа, Который подается апостолам в день Пятидесятницы, ибо крещение Духом Святым и огнем, о котором говорил Иоанн Предтеча, означает день Пятидесятницы. 189 Освящённые воды Иордана – это те благодатные дары, которые потом в преизобилии будут наполнять святую Церковь . Но в то же время воды Иордана – символ духовного плача, покаяния, своеобразный призыв к духовным подвигам. Попросим у Бога в день Крещения дар чистоты, чтобы наша душа, хоть немного очищенная в этот праздник, и далее находилась в движении духовного совершенствования и была не мертвой, не застывшей, не похожей на тину, но сама напоминала бы тот источник вод, текущих в жизнь вечную. 190 Аминь О преодолении трех искушений 191 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель. Мф. 4:1–3 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня попразднство Святого Богоявления – великого праздника, дня явления Бога Троицы на Иордане, праздника Крещения Спасителя, освящения вод, духовного и телесного очищения, покаяния, праздника радости, преисполнения благодатными силами, словно струящимися иорданскими водами, Божественными Светами! В этот день мы слышим Евангелие об искушении Христа в пустыне. Пустыня Иудейская примыкала к Иордану, а Гора искушений, на которой Христос претерпевает искушение от дьявола, находилась за этой пустыней – таким образом, эти живительные воды соседствовали со все уничтожающей пустыней. В силу голода и жажды, возникавших от пребывания в этой пустыне без какого-то бы то ни было оазиса и материального утешения, у находящихся там людей возникала огромная потребность в смене места – достичь целительных струй Иордана. Но сам Иордан, по сравнению с большими реками, представляет собой очень малый поток. И мы слышим о трех искушениях. Первое искушение от дьявола о насыщении хлебами после страшного голода: это насыщение произошло бы ложным образом, легким чудом, например, легким успехом, легкой удачей, легкой учебой, легким достатком, легким преуспеянием, легким ничегониделанием, легким возведением.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Так кончилось морское путешествие апостола Павла в Рим, – путешествие, по отношению к которому переход от Мальты до Путеола был заключением. 14 где нашли братьев, и были упрошены пробыть у них семь дней, а потом пошли в Рим. 15 Тамошние братья, услышав о нас, вышли нам навстречу до Аппиевой площади и трех гостиниц. Увидев их, Павел возблагодарил Бога и ободрился. 14–15. Но Павел и его спутники не тотчас же, высадившись с корабля, отправились в Рим: в Путеоле нашлись братья-христиане, которые упросили апостола пробыть у них несколько дней. Пользуясь расположением к себе сотника, Павел мог исполнить их желание и остался в Путеоле семь дней. Вследствие такого продолжительного пребывания апостола в Путеоле римские христиане уже успели получить весть о нем, и некоторые из них вышли к нему навстречу: одни – до Аппиевой площади (небольшой городок около 60 верст от Рима), другие – до так называемых трех гостиниц (местечко, где были гостиницы для приезжающих, около 15 верст от Рима). Это выражение любви и почтения римских христиан к великому апостолу глубоко тронуло его: оно возбудило в душе его радостное благодарение к Богу и ободрило его. Дух его не был спокоен, когда он приближался теперь в узах к столице известного тогда языческого мира. Давно он желал видеть Рим и быть в нем в качестве свидетеля Христова. Но состояние уз, в котором он теперь находился, порождает в нем опасение, как бы это состояние не было препятствием для успехов евангельской проповеди, ибо и само по себе слово о кресте для язычников часто являлось безумием, а теперь, кроме этого, приходилось возвещать это слово, и притом в столице мира, центре языческой религии, науки и образованности, человеку не только самому незнатному, но даже узнику. При таких обстоятельствах апостол мог опасаться за положение свое в Риме как апостола даже среди тамошних христиан – тем более что большинство из них лично не знало его и из личных обращений с ним не навыкло уважать в нем апостола Христова. Правда, они уже читали послание апостола к ним, предварявшее его личное прибытие в Рим, но произвело ли это послание должное действие на читателей, относительно этого тоже оставалось место сомнению. И вот, приближаясь к Риму при таком настроении духа, апостол получает свидетельство любви и благоговения к себе римских христиан; это значительно ободряет дух его.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Шавуот — один из трех основных паломнических праздников Из- раиля «Шалошрегалим» (Исх. 23:17 и 34:22–23). Поскольку Храма больше не существует, в Иерусалиме паломнический аспект в наши дни никто не соблюдает, за исключением, пожалуй, очень малого числа ортодоксальных евреев. В древние времена из всех уголков Израиля и диаспоры (галут) паломники приходили в Иерусалим (Деян. 2:8 и 2:16), принося с собой лучшие плоды урожая в знак почитания Бога. Это было замечательное время всеобщей радости. Как раз это время Бог выбрал для излияния Духа Святого (Руах Га–Кодеш) на последователей Йешуа, которые также собрались на этот праздник. В этот день они чудесным образом свидетельствовали о своей вере в Йешуа перед несколькими тысячами евреев, собравшимися на Шавуот из стран рассеяния. Когда на учеников Йешуа сошел Дух Святой, они стали способны разговаривать с людьми на языках тех стран, из которых пришли паломники, хотя сами никогда не изучали их. В тот день пришло к вере в Господа более трех тысяч евреев. Бог Сам предопределил излить Свой Дух именно на День Пятидесятницы. Духом Святым Господь вписывает в наши сердца Свой Закон:«И окроплю вас водою чистою, и вы очиститесъ от скверен ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму сердце каменное и вложу плотяное. Вложу внутръ вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходитъ по заповедям Моим и уставы Мои будете соблюдатъ и выполнятъ» (Иез. 36:25–27).«Вот наступают дни, говорит Господъ, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет (Брит Хадаша), — не такой завет, который Я заключил с отцами их в тот денъ, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господъ. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господъ: вложу закон Мой во внутренностъ их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом и они будут Моим народом» (Иер. 31:31–33; Евр. 10:16). Нам необходимо понять, что только через наполнение нас Духом Святым мы сможем ходить по путям Божьим и исполнять Его заповеди.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=894...

Аминь. И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои, и убелили одежды свои кровью Агнца. За это они пребывают ныне пред престолом Бога, и служат ему день и ночь в храме Его, и сидящий на престоле будет обитать в них. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной. Ибо Агнец, который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод, и отрет Бог всякую слезу с очей их». – Прочитавши это место, Сириец объяснил прочитанное. —531— Содержания его объяснений тоже не могу припомнить. После объяснения следовала молитва с коленопреклонением. – После молитвы Пашков назначил для пения стихи из книги: «Любимые стихи», под названием, кажется: «Истинная радость». Стихотворение это состоит из четырех куплетов. Всего его я не могу передать на память, но первые стихи таковы: «Издали нам сияет страна. В нее верою всякий войдет. Сам Спаситель введет в небеса Свой искупленный народ». Припевом к каждому куплету служат стихи: «Радость, радость будет в небесах, Где мы встретимся в райских вратах! Нас там Спаситель скроет в лучах Вечной Своей любви». Последующих стихов и куплетов не помню. Стихи пели все присутствовавшие, кто мог, и пели по книжкам, лежавшим на столе. Кто желал участвовать в пении, брал со стола книжку и пел. Этим пением и закончено было собрание. О закрытии его никто не объяснял, но кто ранее бывал на собраниях, сам знал, что они оканчиваются пением из «Любимых стихов». – Когда собрание окончилось, Пашков объявил, что, если кто имеет предложить ему какие-нибудь вопросы, тот может остаться. По поводу этого заявления осталось человека три или четыре, в числе их и я, а остальные все разошлись без всякого особого обряда, а просто раскланивались друг с другом, некоторые жали руки, – и уходили. – Оставшись в числе трех-четырех человек я лично не предлагал Пашкову никаких вопросов, но присутствовал при разговоре его с одним старичком из числа оставшихся.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если мы произносим слово без внимания, то мы не думаем о том, что эти слова, восходящие до неба и исчезающие в вечности, могут быть носителями разделений, разложений в семье, обществе, народах, во всем свете. Когда мы собираемся в обществе, то начинаем обыкновенно с суждения, а переходим очень скоро к осуждению. Суд и осуждение - отрава, разлагающая жизнь. Осуждение нас разделяет, отталкивает одного от другого, а ведь слово - отражение Логоса на земле - должно нести с собой свет и радость бытия в атмосферу вражды и разложения, в которой мы живем. Слово имеет в себе вечность. Весьма важно, чтобы наши сношения с людьми давали нам радость жизни, поэтому нужно употреблять слова так, чтобы не быть ими осужденными. " Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда " (Мф.12:36). И потому нужно быть в сношениях с людьми общительным, а не чуждаться людей. Если удастся нам найти то, что есть общего между нами, исходящее от Бога, тогда в сердце наше вселится истинная радость. Таким способом мы приобретаем ценности, которыми затем живем. Ища и находя общение в Боге, мы становимся сотрудниками Божьими здесь на земле. Таким сотрудничеством мы перерождаемся и вступаем в область существа света. В подобном перерождении отображается и свет, и слава Божия, и Сам Господь находит в нас фундамент, на основании которого Он может к нам приблизиться. " Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них " (Мф.18:20). Итак, когда люди живут в обществе двух или трех, в семье или в другом совместном жительстве и этим преодолевают свою отчужденность, они начинают чувствовать общность интересов жизни, которая приносит им счастье и благополучие. Преодоление этой отдаленности производит впечатление нашего отождествления с другими, будто мы живем душа в душу. Мы все сотворены по образу Божию, и именно этот образ Божий нас объединяет. Этим способом мы достигаем постепенно единомыслия в проявлении воли. Это то единство, о котором сказал Христос: " Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня " (Ин.17:21).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/384/...

Неудивительно, что благодаря этой притче значение слова «талант» отпочковалось, так сказать, от исходного обозначения денежной единицы и стало относиться к дарам Божиим, — к одаренности. Мне очень нравится, как это рассматривается в одной современной книге — в «Архии» Вячеслава Бутусова. Там фольклорно-худжественный пересказ притчи начинается со слов «мы просто замыслены быть талантливыми» и разворачивается как история трех царских советников, оставленных управлять в отсутствии царя. Первый получил три таланта: красоту, здоровье, ум. Второй — красоту и здоровье, а третий - только красоту. Первый отдал свои таланты детям, второй — старикам, а третий оставил свою красоту при себе. И дети выросли и приуможили красоту, здоровье и ум. Старики умерли и завещали дарителю в придачу к здоровью и красоте свои знания, мудрость и опыт. А третий советник стал дряхлым стариком, утратив при этом красоту. Можно, конечно, спросить, а что бы он мог с ней поделать? — Да мало ли что; мог бы, например, подарить ее доброй дурнушке, и она бы вышла замуж и родила добрых и красивых детей. Да еще этот бешеный неудачник и нагрубил царю всердцах, признавшись, что всегда его недолюбливал и считал злым и жестоким. Вот — наглядная иллюстрация преломления смысла Евангелия в христианской культуре. Вернемся же к исходному тексту. «По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Две маленькие, но, как представляется, значимые детали: господин называет раба «добрым», подчеркивая, что тот не только проявил смекалку, но и действовал по сердечной склонности, по любви, и приглашает его «войти в радость», что опять-таки позволяет увидеть душевное единение в добре. «Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне, вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

http://foma.ru/okonchanie-besed-posledni...

Смотри: Он оставил для нас девяносто девять лучших, верных овец Своих в горах, то есть в горних пространствах неба, и пошел к нам, на землю, искать одной заблудившейся овцы. Нашедши ее, Он взял ее на рамена Свои и с радостию принес к Отцу Своему. Видишь, как любит нас Отец Небесный и Сын Его Единородный. Можно ли отчаиваться в своем спасении тем, которые сами стараются об нем» 80]. «Как тебе приятно бывает, как весело, когда ты найдешь какую-либо потерянную нужную и ценную вещь? Ты готов скакать от радости. – Вообрази же, как приятно Отцу Небесному при виде пропадавшего чада Своего – человека-грешника, но нашедшегося, при виде погибавшей и ожившей овцы Своей (См.: Мф. 18:13 ), при виде утраченной и найденной драхмы Своей – то есть этого живого образа Божия – человека (См.: Лк. 15:8–10 )? Невозможно описать этой радости, как и Сам Бог неописан и бесконечно совершен – во всех Своих свойствах! Радость у Отца Небесного о пропадавшем и нашедшемся блудном сыне Своем так велика (См.: Лк. 15:11–32 ), что подвизает к радости все любящее и доброжелательное небо: ибо радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся (Ср.: Лк. 15:7 ). – Погибающие братия и сестры! Возвратитесь с пути погибели к Отцу Небесному. Покайтеся: приближибося Царствие Небесное ( Мф. 3:2, 4:17 )» 298]. Мф.18:15 . «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;» Мф.18:16 . «если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;» Мф.18:17 . «если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.» «Спасение наше в Церкви, как в Ковчеге Ноя, и – нигде больше. Аще и церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь ( Мф. 18:17 ). – Церковь – мы, тело Христово (Ср.: 1Кор. 12:27 ), и Он, Христос, есть Спаситель тела; а мы – члены тела, от плоти Его и от костей Его. Кормчий – Дух Святой, то есть словесного корабля Церкви. Только в Церкви, как в Ноевом Ковчеге, – можно спастись. Благочестивый Корнилий-сотник, бывший язычник, молившийся всегда и творивший милостыню, наставлен был Ангелом позвать апостола Петра и от него услышать слово спасения и получить крещение со всем домом (См.: Деян. 10:1–31 ). Знаменательно. – Кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие ( Ин. 3:5 ); магометане – не войдут, евреи – не войдут, идолопоклонники – не войдут, еретики – не войдут, сектанты – не войдут; блудники, прелюбодее, лихоимцы, обидчики, пьяницы, татие – Царствия Божия не наследят (Ср.: 1Кор. 6:9–10 ). Скорее ухватывайтесь за вечную жизнь и готовьтесь к ней. Не опоздайте. Только истинною верою во Христа и в Церковь Его спасемся да делами любви» 38].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Так это происходит и по сей день. Достаточно двух или трех человек и, конечно же, канонически рукоположенного священника, чтобы состоялось это Таинство, чтобы совершилось преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Но происходит это не нашими усилиями. И здесь нужно не два или три человека, и не две или три тысячи, а здесь необходим Сам Господь, нужны Его благодать, Его Божественное присутствие для того, чтобы хлеб и вино стали Телом и Кровью Христа. Когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, каждый из нас должен, прежде всего, испытать самих себя, чтобы с чистой совестью подходить к причастию Святых Христовых Таин. Вот почему в Русской Православной Церкви установился обычай исповедоваться перед причащением: чтобы по возможности, очиститься от всякой скверны плоти и духа, принести покаяние за грехи. И приступить к причастию Святых Христовых Таин не так, как приступал фарисей к молитве, но так, как приступил к молитве мытарь, который не видел за собой никаких заслуг, а лишь одни грехи, и он надеялся не на свои добродетели, посты и аскетическое трудничество, а на благодать Божию. Мы вступаем в поприще Великого поста. Это время, которое дано нам для покаяния и для испытания нашей совести. Шесть недель Великого поста — время, когда Церковь особым образом будет поучать и наставлять нас на путь покаяния, а в седьмую седмицу, Страстную, мы вместе с Господом нашим Иисусом Христом проживем последние дни Его земной жизни, пройдем через Его испытания, страдания и скорби, через которые Он прошел, чтобы искупить нас от всякого греха, вечной смерти и даровать нам жизнь вечную. Весь этот путь, который будет длиться в течение семи недель, завершится праздником Светлого Христова Воскресения. Если мы проведем эти дни Великого поста и дни Страстной седмицы так, как заповедовала нам Церковь, то сердце наше наполнится в праздник Воскресения Христова особой радостью. Именно об этой радости Господь сказал Своим ученикам: " Радости вашей никто не отнимет у вас " (Ин. 16:22). " Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир " (Ин. 16:21).

http://patriarchia.ru/db/text/5906626.ht...

То радость весны, ибо Дева была, действительно, весной для человечества, то похвала милующей любви Ея, – вот что звучит во многих из этих имен. «Благодатное небо», «Благоуханный цвет», «Взыграние», «Взыскание погибших», «Воспитание», «Всех скорбящих радость», «Милующая», «Живоносный источник», «Избавительница», «Милостивая», «Млекопитательница», «Нечаянная радость», «Услышательница», «Неувядаемый цвет», «Призри на смирение», «Скоропослушница», «Сладкое лобзание», «Спасительница утопающих», «Споручница грешных», «Умиление», «Утоли моя печали», «Целительница», «Утешение в скорбях и печалях». 18 И всего этого, этой теплой любви к Царице Небесной и прежде всего Ее любви к нам лишают себя сектанты, считая заслуживающим уважения лишь мнение «правящей корпорации» своей организации. О бессмертии души Иеговисты отвергают существование души и учат, что библейское слово «душа» – это дыхание. Дыхание прекращается, и душа человека перестает существовать. А раз нет души, то нет и бессмертия. Православие учит, что тело человека создано из «праха земного», то есть из материальных элементов. Душою живой человек становится, когда Господь дает ему дух. Таким образом, люди состоят из тела, подверженного тлению, и бессмертной души. Или, по другой классификации, из трех частей: духа, души и тела. Библия свидетельствует о триединстве человеческой природы: Быт.1:27 : «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его». (Как Бог есть Троица: Отец, Сын и Дух Святой, так по этому образу и человек создан тройственным, и состоит из тела, души и духа). 1Фес.5:23 : «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». Лк.12:4 : «Не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать: но скажу вам кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну». Евр.4:12 : «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-lozhno...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010