Святыня или экспонат? 17 ноября 2008 года в Государственной Третьяковской галерее состоялось собрание расширенного научного совета (искусствоведов, реставраторов и музейных хранителей), посвященное вопросу о возможности временного перемещения прославленной иконы «Святая Троица» (нач. XV в.) письма преподобного Андрея Рублева на три дня церковных празднеств – 6–8 июня 2009 года – из музея на ее духовную родину, в Троице-Сергиеву лавру. Как самый ход обсуждения этой проблемы, так и отрицательный его итог еще раз показали, насколько прискорбным остается и поныне нравственное состояние нашего, все еще во многом постсоветского, обезбоженного общества, в том числе, увы! и значительной части интеллигенции. Ибо в защиту возможности трехдневной встречи иконы с ее прежней законной владелицей – Троице-Сергиевой лаврой (у которой «Троица» и была насильственно отнята большевиками в революционные годы) и, что еще важнее, встречи образа с огромным числом православных верующих России, ожидаемых на летних лаврских торжествах, из примерно 80 присутствовавших на совещании в ГТГ выступили всего лишь двое (!): известный реставратор-искусствовед и публицист С.В. Ямщиков и давний сотрудник Третьяковской галереи Э.К. Гусева. С их позицией солидаризировалась также и Л.А. Щенникова, автор новейшей книги о Рублеве, один из ведущих искусствоведов Музеев Московского Кремля, приславшая собранию свое мнение в письменном виде. Почему же с безусловно нравственной позицией этих троих не согласились остальные участники собрания? Не свидетельство ли это того, что «просвещенческий» и, с христианской точки зрения, во многом псевдокультурный туман западного (в основе своей – прометеевски-богоборческого) мировидения все еще застилает сердца и умы большей части нашей интеллигенции? И не говорит ли это о том, что, как и прежде, «мирское» (в данном частном случае оказавшееся как бы «научным») все еще явно верховенствует в сознании, например, того же музейщика-«спеца»? Увы, многие считающие себя представителями русской интеллигенции продолжают и поныне чувствовать и думать в категориях того – во многом бездуховного, а потому и искаженного в основных своих ценностных категориях – сознания, что было столь характерно для прежних десятилетий коммунистического владычества с его воинствующим атеизмом. Жившие в ту пору в условиях всеобъемлющей фальши советского общества, всей его нравственной и духовной глухоты, они, по-видимому, незаметно для себя и как бы исподволь духовно оглохли и сами. В итоге одни перешли от истинной, ответственной духовности к поверхностной душевности, другие подменили внутреннюю культуру внешней цивилизованностью, и многие предпочли конкретной христианской нравственности неопределенный псевдогуманизм сугубо человекопоклоннического толка.

http://pravoslavie.ru/29606.html

Представитель Синодального отдела по делам молодежи провел экскурсию по творчеству Андрея Рублева для зарубежных студентов 11 марта 2011 г. 17:45 11 марта 2011 года по благословению епископа Бронницкого Игнатия при поддержке Синодального отдела по делам молодежи в Государственной Третьяковской галерее была организована экскурсия «Андрей Рублев. Перед тайной Бога и человека» для англоговорящих студентов из дальнего зарубежья. В ходе экскурсии, которую провел член экспертного совета Синодального отдела по делам молодежи, старший преподаватель кафедры биоэтики Российского государственного медицинского университета им. Н.И. Пирогова иеромонах Димитрий (Першин), студенты РГМУ из Малайзии, Китая и Индии ознакомились с одним из важнейших пластов истории древнерусского искусства. К 650-летию Андрея Рублева в стенах Государственной Третьяковской галереи впервые за последние полвека были собраны произведения из ведущих музеев России , которые традиционно связываются с именем великого иконописца или могли быть созданы в его ближайшем окружении. «Москва уже давно стала городом многонациональным, городом студенческих диаспор, — отметил отец Димитрий. — Иностранные студенты зачастую далеки от русской культуры, хотя ежедневно с ней соприкасаются. Культурная миссия, охватывающая студентов российских вузов, приехавших сюда из самых разных стран, — очень важный вектор в жизни православного общества». Проведение таких экскурсий стало уже доброй традицией: в течение десяти лет силами Всероссийского православного молодежного движения и «Братства православных следопытов» для студентов из дальнего зарубежья был подготовлен и проведен ряд экскурсионных программ на иностранных языках, которые знакомят с наиболее важными вехами развития русской культуры. Как показал опыт проведения таких акций, именно знакомство с иконографией, особенно с творчеством Андрея Рублева, чаще всего вызывает у студентов-иностранцев самые восторженные отзывы. «Мы надеемся, что, познакомившись с этим удивительным " богословием в красках " , студенты вернутся в свои родные страны проповедниками красоты русской культуры и Православия», — сказал иеромонах Димитрий (Першин). Пресс-служба Синодального отдела по делам молодежи /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1427484.ht...

Исполняется 70 лет выдающемуся современному композитору Арво Пярту Москва, 6 сентября 2005 г. 11 сентября 2005 года в Большом зале Московской консерватории состоится концерт в день 70-летия композитора Арво Пярта, сообщает «Церковный вестник» . В программе – духовные сочинения. Исполнители: камерный оркестр " Времена года " , художественный руководитель – Владислав Булахов, Свято-Никольский хор Государственной Третьяковской галереи. Партия органа – Федор Строганов, дирижер – Алексей Пузаков. Концерт ведет Анатолий Агамиров. Билеты можно заказать в кассе 3 Консерватории по телефону: 933 32 00 и на сайте: www.kontramarka.ru . Начало в 19 часов (Б. Никитская, 13). 11 сентября исполняется 70 лет выдающемуся современному композитору Арво (в святом крещении Арефе) Пярту. Он родился в Эстонии, однако уже почти четверть века живет в Германии. С его творчеством связано возвращение современной музыки к духовной традиции Православия, однако многие его произведения остаются почти неизвестным в России. 11 сентября во многих концертных залах Германии, Швеции, Эстонии и других стран будет звучать музыка Арво Пярта. В России юбилей композитора будет отмечен на лучшей концертной площадке столицы – в Большом зале Московской консерватории. В России впервые будут исполнены «Песнь Силуана», «Магнификат», «Берлинская месса» и ряд других произведений. Среди исполнителей – хор Свято-Николаевского храма при Третьяковской галерее под управлением А.Пузакова и оркестр «Времена года» под управлением В.Булахова. Вот что пишет о религиозной музыке и о творчестве Арво Пярта епископ Венский и Австрийский Илларион: «Существует мнение, будто религиозная музыка является наследием древности и принадлежит исключительно прошлому. Последним великим духовным композитором, как нередко утверждают, был Бах. В этом утверждении есть значительная доля истины. Творчество Баха знаменовало собой некий рубеж, после которого западная музыка окончательно отошла от своего религиозного корня и встала на светский путь развития. Хронологически разрыв между музыкой и религией совпал с эпохой Просвещения, и сохранялся он вплоть до недавнего времени.

http://pravoslavie.ru/14445.html

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События " Лица не общим выраженьем... " Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы  Переносить на полотно...  Слова замечательного поэта Н. Заболоцкого стали эпиграфом и девизом занятия " Портрет - в живописи и в литературе " . На нём наши шестиклассники, путешествуя по залам Третьяковской галереи, учились распознавать " души изменчивой приметы " в портретах известных русских живописцев.  Занятие проводила учитель литературы - Себина Елена Николаевна, и она рассказала нам, что была ещё одна цель у этого занятия - увидеть " вживую " портрет А.С. Пушкина, так как ребятам предстояло писать сочинение-описание по этой картине. Конечно, кто-то может возразить - есть прекрасные репродукции...но Елена Николаевна уверена, что личное общение ребёнка с шедеврами ничто заменить не может! И вот уже более 10 лет она водит своих воспитанников в Третьяковскую галерею " на встречу с прекрасным " ...  Послушаем мнение самих гимназистов, из их отзывов после этого занятия...   Ермола Юля: В субботу 15 марта я с классом ходила в Третьяковскую галерею. Мне очень там понравилось! В залах с картинами так красиво!Кажется,что люди с картин будто смотрят на тебя. На живописных полотнах изображены абсолютно разные люди. Среди них и бедные и богатые, и строгие и более мягкие по характеру (это сразу понятно-у них добрые лица!) Наконец, я увидела портрет, о котором так много уже слышала! Портрет А.С.Пушкина, которого нарисовал художник Кипренский. А ещё мне очень понравился портрет Мамонтова, который написал Врубель. Было приятно вспомнить, увидеть снова в одном из залов - яркий и веселый портрет его дочери - Веры Мамонтовой. Сама картина называется «Девочка с персиками», написал её Серов. На занятии было интересно и потому, что еще у нас там был конкурс. Учительница, Елена Николаевна, задавала вопросы и ещё нужно было делать разные задания. Правильно отвечавшим давали наклейки. В конце занятия мы посчитали у кого больше. У меня было не больше всех, но и не мало! Я ушла оттуда довольной и веселой.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/632...

Цемент этот крепнет и сохнет до сих пор: из поколения в поколения мы продолжаем смотреть " новогодние " фильмы, варить щи и борщ согласно гостам, обращаться к классическим советским школьным учебникам (например, Розенталю), ходить на пьесы Вампилова, показывать детям мультфильмы Хитрука, читать Шолохова, слушать Высоцкого – и ничто из перечисленного не устарело ни на йоту. Устарел с тех пор исключительно принцип госфинансирования. Когда культура ранних девяностых отвернулась от государства и даже попыталась ставить ему ультиматумы ( " Письмо сорока двух " ), ответ государства не заставил себя долго ждать. Государство само от неё отвернулось, и на следующие двадцать лет дискурс российской культуры очень быстро свелся к вымаливанию у государства денежных крох. Советская " содержанка " быстро превратилась в постсоветскую " попрошайку " . Была поставлена задача – сделать культурную отрасль если не доходной, то уж во всяком случае более самодостаточной и самоокупаемой. Встал вопрос об " эффективных менеджерах " . Начались кадровые перестановки. I С приходом Зельфиры Трегуловой в Третьяковской галерее изменилось практически всё: новая символика, новое название старого здания на Крымском валу – " Новая Третьяковка " (в народе до того именуемое не иначе как просто " Искусство XX века " ), новая концепция музея, в которую незаметно влились понятия " вдохновение " , " креативность " , " многообразие " и " ориентация на посетителя " , новые выставки, новые иностранные кураторы этих выставок и новые способы их освещения в СМИ и так далее, и тому подобные новшества. Поначалу со стороны казалось, что всё будто бы прекрасно. Эффект всплеска потребительского интереса от этих креативных изменений был на лицо. Трегулова стала директором Третьяковки в феврале 2015 года. За первый год её руководства посещаемость музея выросла по сравнению с предыдущим годом на 10% и составила полтора миллиона человек, а за следующий год – 2016 – показатели роста составили уже тридцать процентов, приблизившись или даже перевалив за отметку в два миллиона. Первой крупной выставкой, проведенной под её руководством, стала выставка Серова в конце 2015 года, вызвавшая такой большой ажиотаж, что её пришлось продлевать – и впоследствии именно эту выставку поднимут на пьедестал, начав называть её самой посещаемой выставкой за всю историю Третьяковской галереи.

http://religare.ru/2_114245.html

Одна из целей деятельности подобных театров - это десакрализация, примитивизация и опошление великой русской классики. Как подтверждение - постановка в «Гоголь-Центре» «Моцарта и Сальери», где Моцарт (о чем Александр Сергеевич и не подозревал) - наркоман, а Сальери пытается его «спасти». США всячески поощряют (в том числе - с помощью доллара) отстраненность нашего государства от политики в области культуры, с целью разрушения культурного пространства России. А не придется ли Президенту в будущем разгребать мусорные театральные кучи? А каким образом будет разгребаться мусор в головах зрителей, инфицированных заразой от этих мусорных театров? Недавно осуществлена попытка выселить Московский художественный институт им. В.Сурикова, которую предотвратил председатель Союза художников России Андрей Николаевич Ковальчук. Также недавно попытались ликвидировать Санкт-Петербургский Союз художников, используя Минюст Санкт-Петербурга (защитил А.Д.Беглов). Ректор института имени И.Е.Репина Михайловский (искусствовед в штатском) поставил вопрос о переименовании этого старейшего учебного заведения в Санкт-Петербургскую Академию Художеств (пока) имени И.Е.Репина, исключив из названия - живопись, скульптуру и архитектуру с целью создания факультета так называемого «современного - актуального искусства» («новейших течений») с назначением в качестве руководителя А.Д.Боровского (И.Говоркова, К.Заставского). Сейчас он требует переименования художественного лицея им. Б.В.Иогансона. Просит исключить славное имя великого советского художника Иогансона! Начали с переименования, а дальше планируют переформатировать всё художественное образование. В связи с захватом директором Третьяковской галереи Дома художников на Крымском валу, через 6 лет после капитального ремонта здания, мы получим в центре Москвы еще одну околохудожественную мусорную кучу, где будут размещены опусы неких Кабакова, Кулика и Булатова, о чем Трегулова сообщала в СМИ. Владимир Владимирович Путин пока не посетил выставку величайшего художника Ильи Ефимовича Репина, которая уж более 3 месяцев экспонируется в Третьяковской галерее, хотя в своё время, несмотря на чрезвычайную занятость, он осмотрел выставку Валентина Александровича Серова, друга Репина.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/06/28/li...

Все больше музеи сотрудничают с благотворительными фондами, организуя социальные проекты. Так, в июне музей-заповедник “Царицыно” совместно с центром творчества, обучения и социальной реабилитации для взрослых людей с аутизмом «Антон тут рядом» открыл выставку «Люди должны быть разными» — работы студентов центра показывались вместе с произведениями российских наивных художников из собрания музея-заповедника. А во время дискуссий обсуждались, как люди с аутизмом могут быть вовлечены в общественную и культурную жизнь современного города. Среди друзей музея —  интегрированный театр-студия “Круг II”- единственный в России профессиональный театр, в котором играют люди с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями. Летом в Большом дворце Царицыно состоялась премьера спектакля «Волшебный мир Нарнии” по мотивам книги Клайва Льюиса «Лев, Колдунья и Платяной шкаф». Работа с людьми с особенностями развития уже давно ведут крупнейшие зарубежные музеи, такие как Метрополитен, Британская галерея Тейт, музей Виктории и Альберта в Лондоне, музей Соломона Гуггенхейма. У Метрополитен-музея есть программа для людей с деменцией. Российские музеи тоже перенимают опыт работы с такой категорией посетителей, развивают адаптивные экскурсии. Фонд содействия решению проблем аутизма «Выход» в 2016 году написал пособие о том, как адаптировать пространство музея для людей с аутизмом и их семей, например, для посетителей с РАС нужно создать уголок для сенсорной разгрузки. Первыми участниками программы “Аутизм. Дружелюбная среда” стали Пушкинский музей, “Гараж” и музей занимательных наук “Экспериментаниум”. Илья Смирнов. «Горы». Выставка «Люди должны быть разными» в Музее-заповеднике «Царицыно» Третьяковская галерея: бронзовый Пушкин и дед Мазай на ощупь Десять лет назад Третьяковская галерея запустила инклюзивную программу «Музей, открытый для всех» по работе с разными категориями посетителей. Так, в музее появился первый в России видеогид для глухих и слабослышащих зрителей по основной экспозиции. Сотрудники музея называют этот проект «отчасти семейной историей», так как основатель галереи Павел Третьяков был председателем попечительского совета московского училища для глухонемых.

http://pravmir.ru/ded-mazay-na-oshhup-in...

В 2016 году канонизирована Грузинской Православной Церковью. Сергей Михайлович Чураков (справа) и Степан Сергеевич Чураков Сергей Михайлович — художник, мастер деревянной скульптуры, чьи работы получили диплом в 1925 году на международной выставке декоративного искусства в Париже. В начале 30-х был главным художником Гжельского керамического завода. Его работы хранятся в собраниях Третьяковки, а также нескольких региональных музеев. Чураковы Его сын Степан Сергеевич — тоже художник и реставратор. Учился у Веры Мухиной на отделении скульптуры, позже стал учеником Павла Корина и после был зачислен в реставрационную мастерскую Музея изящных искусств (ГМИИ им. Пушкина). В 60–70-х годах руководил реставрационными мастерскими после Павла Дмитриевича. Нищий Корин вспоминал, что встретил старика нищего на паперти Дорогомиловского Богоявленского собора (позднее взорванного) и с трудом привел в мастерскую. Некоторые люди, изображенные на подготовительных портретах, не вошли в эскиз 1935–1959 годов. Сам эскиз хранится в Третьяковской галерее. Портреты современников и «сила человека» «А в громадном портретном наследии Корина, разве в них не те же характеры, что и в этюдах к картине? Те же, это их продолжение. Те же героические, трагические и возвышенные черты. Корина всегда влекла микеланжеловская сила человека» (В.И. Иванов. Памяти Павла Дмитриевича Корина). Работа над «Русью уходящей» — так получилось в силу времени и обстоятельств — шла, как принято говорить, «в свободное от основной работы время», хотя всегда была для Павла Корина главной. Слава к художнику пришла во многом благодаря работе над портретами современников: ученых, писателей, военачальников, артистов. За эту серию он получил Ленинскую премию. Сегодня некоторые работы художника находятся в экспозиции Третьяковской галереи, некоторые в запасниках музея. Часть из них можно увидеть на выставке: Портрет А.М. Горького, 1932 С портрета Максима Горького началась карьера Павла Корина как живописца современников. Корин и Горький познакомились в сентябре 1931 года, тогда писатель пришел в гости к молодому художнику в его дом-мастерскую на чердаке дома на Арбате. С того момента началась их большая дружба — Горький стал для Корина в каком-то смысле защитой от идеологически правильных и скептично настроенных по отношению к художнику соотечественников.

http://pravmir.ru/pavel-korin-rus-uhodya...

Выставка закроется 24 января 22 января. ПРАВМИР. Совет при президенте РФ по правам человека ( СПЧ) попросил руководство Третьяковской галереи продлить работу выставки Валентина Серова на месяц.   «Мы предлагаем продлить срок выставки Валентина Серова и обращаемся к министру культуры Российской Федерации и руководству Третьяковской галереи с просьбой продлить ее хотя бы на месяц», — сказал заместитель председателя СПЧ Евгений Бобров «Интерфаксу». Данная просьба связана с тем, что многие желающие не смогли посетить выставку. Ранее министр культуры РФ Владимир Мединский сообщил, что выставка работ Валентина Серова в Третьяковской галерее, вызвавшая необычный ажиотаж, будет работать вечерами до последнего посетителя. Между тем, Третьяковская галерея приостановила продажу билетов онлайн до окончания работы выставки Валентина Серова из-за инцидента, произошедшего в четверг. Тогда люди, стоящие в очереди на вход, устроили потасовку и выломали дверь. В четверг днем первая очередь в кассу растянулась на 400-500 метров. Вторая очередь из посетителей, купивших билеты онлайн, была короче в три раза, однако, чтобы попасть на выставку, людям все равно приходилось стоять больше трех часов. После того, как некоторым посетителям удалось пройти внутрь, на улице началась давка. Выставка Валентина Серова будет работать до 24 января. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 22 января, 2016 27 января, 2016 23 января, 2016 23 января, 2016 4 мая, 2024 4 мая, 2024 4 мая, 2024 4 мая, 2024 4 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/spch-poprosil-rukovods...

Директор Третьяковской галереи Ирина ЛЕБЕДЕВА, специалист по русскому искусству XX века, сразу после своего назначения заявила, что во время проведения выставок на религиозную тематику предполагается проведение круглых столов с участием представителей Церкви. Каким ей видится диалог с Церковью Рубка икон на выставке современного русского искусства в Манеже в 1998 году, выставка «Осторожно, религия» в Музее имени Сахарова в 2003 году, выставка «Запретное искусство-2006» в марте 2007 года в том же Сахаровском музее — все эти скандальные акции заканчивались обращением в суд, по некоторым ходатайствам были возбуждены уголовные дела. Вывод: современное искусство открыто богоборческое, кощунственное. Значит, диалог Церкви с его представителями невозможен? Иначе считает новый директор Третьяковской галереи Ирина ЛЕБЕДЕВА. Сразу после своего назначения она, специалист по русскому искусству XX века, сделала заявление, что во время проведения выставок на религиозную тематику предполагается проведение круглых столов с участием представителей Церкви.   Как ей видится диалог с Церковью по самым больным вопросам, новый директор Третьяковки рассказала «Нескучному саду»: — Цель любого диалога — научиться понимать. Но я надеюсь, что наши круглые столы не сведутся к обсуждению конфликта Церкви и современного искусства. Хотелось бы вместе понять, как современный художник отвечает на вечные вопросы. Ведь независимо от того, изображает он окружающий мир или использует религиозные сюжеты, он на них отвечает. В этом смысле современные художники не отличаются от своих предшественников. Провокационность, на мой взгляд, в искусстве нужна, и она возможна в любой художественной форме. Я не говорю об эпатажности — то, что ориентировано только на скандал ради скандала, чаще всего имеет мало общего с искусством. Но без провокационности, которая будоражит нас, заставляет по-новому взглянуть на, казалось бы, привычные вещи, а иногда и задуматься о том, о чем раньше мы не думали, нет движения вперед не только в искусстве, но и в самой жизни. При этом любой музей вправе решать, экспонировать или нет конкретные работы. А круглые столы, в первую очередь с представителями Церкви, надеюсь, помогут уладить недоразумения.

http://pravmir.ru/tretyakovskaya-galerey...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010