Любой человек – живая икона Бога, просто чаще всего замаранная, нуждающаяся в реставрации. И вот, далее этого, чаще всего условно-символического почитания, дело не идет… Очень точно говорил архимандрит Софроний (Сахаров): поскольку люди не видят вечного, божественного достоинства ни в своем ближнем, ни в себе самом, они так зверски злы в своих взаимоотношениях. Но Слово неизменно свидетельствует: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». И без этой любви все изрекаемые истины православия – как «медь звенящая или кимвал звучащий». Стоит осознать не только каждому из нас, но и всем в совокупности нашу общую нищету, в которой мы чаще всего пребываем. И вместо триумфализма с возрождением анафематизмов в Неделю Православия, как предлагали уже некоторые (под эти анафематизмы, впрочем, легко попадут почти все наши прихожане вкупе с духовенством), лучше повторять уже слышанные в первые дни поста слова из книги пророка Даниила (гл. 3): «29 Ибо согрешили мы, и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всем согрешили. 30 Заповедей Твоих не слушали и не соблюдали их, и не поступали, как Ты повелел нам, чтобы благо нам было (…) 33 И ныне мы не можем открыть уст наших; мы сделались стыдом и поношением для рабов Твоих и чтущих Тебя. 34 Но не предай нас навсегда ради имени Твоего, и не разруши завета Твоего.» «Трагизм православной истории видят всегда в торжестве внешнего зла: преследований, турецкого ига, измены интеллигенции, большевизма. Никогда — во “внутри”. И пока это так, то, по моему убеждению, никакое возрождение Православия невозможно» (прот. А. Шмеман, «Дневники»). В общем, как предлагает ап. Павел, « Испытывайте самих себе, в вере ли вы; самих себя исследывайте » (2 Кор. 13, 5). В том числе, кстати, — в Церкви ли мы. Можно найти кучу, нет, гору вполне убедительных оправданий для самих себя по отношению к внешнему нехристианскому миру из новозаветных же текстов (о «малом стаде», о том, что «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле», о том, что истина никогда и нигде не торжествует в массах, что приобщиться к ней значит взять свой крест и отречься от себя, что многие не хотят и т. д. и т. п.), но опять-таки Слово напоминает: «По плодам их узнаете их». А много ли их у нас добрых, не считая внешнего храмостроительства?…

http://pravmir.ru/torzhestvo-i-nishheta-...

Первый воскресный день Великого Поста на церковно-богослужебном языке именуется «Неделей Православия.» В этот день во всех кафедральных соборах Православных Епархий, после Литургии, совершается «Чин Православия» – особенный торжественный молебен, который заканчивается провозглашением «вечной памяти» погибшим верным сынам Церкви, многолетия здравствующим и анафемы всем еретикам и отступникам. Историческим поводом к установлению праздника Православия послужило окончательное прекращение волновавшей Церковь иконоборческой ереси в 842 г. День Православия – день суда Церкви над миром. День, когда Церковь, обращаясь к миру, свидетельствует кто в нем ее друзья и враги. День, в который она обращается к мировой совести с грозными прещениями вверенной ей Божественной власти. Церковная анафема – камень преткновения для многих. Далекие от Церкви видят в ней грозное проклятие, исходящее из ожесточения и ненависти. В этом, как и во многом, мир не понимает Церкви. В послании к Коринфяном ап. Павел раскрывает значение и смысл Церковной анафемы: «Кто не любит Господа Иисуса Христа да будет анафема, маранафа – да будет отлучен до пришествия Господа» ( 1Кор. 16:22 ). Здесь нет ни ожесточения, ни ненависти. Здесь исполнение слов Спасителя – Самой Божественной Любви: «кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет, а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» ( Иоан. 15:6 ). Церковь – Тело Христово. Церковь нельзя воспринимать, как внешнюю организацию, как нечто административное. По меткому выражению одного православного мыслителя к Церкви нельзя «относиться,» в Церкви нужно жить … Тот, кто живет в Церкви, только и сможет понять жизнь Церковную. Для врагов, для внешних явлены и сокрыты пути этой жизни. «Не бо врагом Твоим тайну повем,» т. е. врагам Твоим не открою тайну моего общения с Тобою (из молитвы перед причастием). Посему и отсекает Церковь тех, кто отпадает от Нее, кто свое мудрствование ставит выше ума Церковного, свои пути противопоставляет Ее путям. Под церковную анафему попадают те, кто «не любит Господа Иисуса Христа,» кто погрешает против любви о Господе, являемой в общении церковном. А Апостол сказал: «если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая, или кимвал звучащий» ( 1Кор. 13:1 ).

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

Подпишитесь на наш Телеграм «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так», — говорит Бог; «Тебе дам власть над всеми царствами вселенной и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее», — говорит Сатана: православие антиавторитарно. «Во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни скифа, ни варвара» и «если кто приходит ко Христу и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер тот не может быть учеником Христа» : православие антинационалистично. «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас», «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими», «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю», «не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую», «дела плоти известны; они суть: вражда, ссоры, гнев, распри, разногласия, ненависть, убийства и тому подобное. Поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» — и если Новый Завет, мол, про «личное и духовное», а не про «общественное и реальное» то процитируем святителя Григория Паламу: «над большей частью мира господствуют чаще всего злые люди, рабы преисподней, силой оружия одолевающие соседей, побеждающие войной, мечом, грабежом, порабощением, избиением людей. Из этого ничто не может исходить от Бога, Который добр. Скорее же это обусловлено волей человека и диавола, от начала являющегося человекоубийцей. Учение Христа охватило все пределы экумены без всякого насилия, торжествуя над насилием, которое всякий раз противопоставляется ему» : православие антимилитарно. Православие антиавторитарно, антинационалистично, антимилитарно: это истина ясна, как ясен сам свет; почему же тогда в странах православной культуры не блокированы авторитаризм, национализм и милитаризм — и даже более — почему зачастую авторитаризм, национализм и милитаризм получают в этих странах даже и некое правосолавнообразное оправдание? — над этим часто задумывались российские православные христиане, некоторые тексты которых составили нашу нынешнюю подборку: тема громадна, мы выбрали лишь немногие тексты, разбив наше изложение на 12 главок и три части. Классические тексты I.

http://blog.predanie.ru/article/natsiona...

3.4. Пророчество о Церкви Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Вместе с судом постоянно поставляются картины того, что будет после него, картины торжества правды, которая придет после суда и после наказания, и здесь пророк Исаия говорит о возвышении горы Господней: «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева» (Ис. 2:2-3). Здесь под горой дома Господня следует понимать Церковь Христову, которая возвысится и в которую будут привлечены все народы. Тема того, что все народы будут призваны Богом, и от всех народов люди благочестивые придут и будут поклоняться в храме Божием, пронизывает книгу пророка Исаии от первой до последней страницы. Не случайно самое начало этой книги сразу обращается к небу и к земле, показывая этим, что Бог есть не только Бог Израиля или что еще менее – Бог отдельных верных израильтян, но Бог есть Бог неба и земли. А значит, Бог есть Бог всех народов, что Его промыслительные действия распространяются абсолютно на всех людей. И поэтому, когда какие-то народы: ассирийцы или вавилоняне приходят и сокрушают израильтян – это не значит, что они внезапно явились из области мироздания, на которую промышление Божие не распространяется, и вторглись на землю, которая Богу принадлежит. В все эти действия тоже происходят по попущению или по прямому указанию Божию. В соответствии с этим показывается и то, что все народы не только будущие рабы израильтян, но все эти народы – Божии, хотя в тот момент еще далеко от Него стоящие, что и о них Господь печется, чтобы и для них соделать спасение, которое соделывается среди Иерусалима и на горе Сионе: «ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима. И будет Он судить народы, и обличит многие племена» (Ис. 2:3-4). Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/lib/text/431411/

Грех был побежден в самом акте Боговоплощения, заченшись сверхъестественным образом, Господь не воспринял заразы древней смерти и был свободен от первородного греха Своей Крестной Жертвой Господь освобождает нас от проклятия, которое, по определению Пространного Катихизиса, есть осуждение греха и происшедшего из него зла праведным судом Божиим Выражается это проклятие прежде всего в отлученности человека от Бога. Господь упраздняет это последствие греха, причем снятие проклятия распространяется не толико на человека, но и на весь тварный мир. В Быт. (3, 17) сказано: " Проклята земля за тебя " , но в Новом Завете утверждается, что " сама тварь освобождена будет от рабства тления в свободу славы детей Божиих " (Рим. 8, 21). Господь освобождает человека от тирании диавола и злых духов. Ап. Павел благодарит " Бога и Отца.., избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего " (Кол. 1, 12-13). Господь не только освобождает от власти диавола, но и возвращает возможность общения с небом и небожителями: " Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства " (Евр. 12, 22-23). Господь освобождает нас и от смерти телесной, что было явлено в Его Воскресении. 3.2.6.5. Дарование полноты благ Дарование полноты благ означает возможность в церковной жизни получать освящающую нас благодать, причем эта благодать изливается на человека неограниченно, " ибо не мерою дает Бог Духа " (Ин. 3, 34). An. Павел говорит даже об " избытке благодати " (Рим. 5, 17). В Рим. (8, 32) апостол задает риторический вопрос: " Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предел Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? " Всеобъемлющим следствием Искупления является бесконечный ряд даров любви от возрождения в Крещении до блаженства в вечности. Вследствие искупительного подвига люди приобрели возможность того прославления, которое даровано Самому Спасителю по человечеству. О том, что и для людей доступна эта слава. Сам Господь сказал в Своей Первосвященнической молитве: " И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им... ...хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне " (Ин. 17, 22, 24). Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/443338/

Для верующих, которым верой дано понять всё значение этого события, Воскресение Господне — ослепительное торжество жизни над смертью, освобождение от проклятия, тяготевшего над потомством Адама. Вот отчего Пасха — праздник неудержимой радости, о чем православная литургика говорит в этот день особенно красноречиво: «Пасха священная нам днесь показася: Пасха нова святая; Пасха таинственная; Пасха всечестная; Пасха Христос Избавитель; Пасха непорочная; Пасха великая; Пасха верных; Пасха, двери райские нам отверзающая; Пасха, всех освящающая верных» (стихиры «На хвалитех»). Для древнего Израиля Пасха была воспоминанием освобождения от египетского ига, для Церкви — нового Израиля — Пасха христианская есть напоминание об освобождении от ига смерти; она также есть благовестие всеобщего воскресения, которое действительно началось с Воскресения Христова. Не только в пасхальной службе Церковь говорит нам о великой тайне Воскресения, но и на каждой службе недельной. Темой Пасхи проникнут весь обряд крещения: новообращенный духовно переходит от рабства сатане к жизни во Христе. «Неужели не знаете , — говорит апостол Павел,- что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6, 3-4). Самый момент Воскресения Господня ускользает от всякой человеческой пытливости (ведь у евангелистов нет никакого описания этого события), вот почему православная иконография, верная Преданию, не изображает момента Воскресения, а только явление Воскресшего Христа, Которого видели многие свидетели. Святой апостол Павел даже говорит, что Господь наш явился «...более нежели пятистам братиям в одно время» (1 Кор. 15, 6). Добавив, что «большая часть доныне в живых» (там же), апостол дает понять коринфянам, которые могли сомневаться в реальности Воскресшего Христа, что они могли бы расспросить этих свидетелей. Тем не менее, Христоявление (Christophanie) не было столь грандиозным, чтобы заставить всех людей, или хотя бы всех жителей Иерусалима, поверить в Воскресение Господа. Таким всеобъемлющим будет Второе Пришествие Иисуса Христа, когда Он явится во славе судить живых и мертвых. До того времени каждому человеку дана свобода выбора, и для тех, кто хочет стать сосудом Божественной благодати, звучат утешительные слова Христа воскресшего:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=698...

Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 3 октября 2004 года 7 июня 2008 г. 08:00 Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса, потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. (2 Кор. 4, 5-6) Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства — возлюбленные о Господе собратья архипастыри, участники настоящего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви! Прошло четыре года со времени Юбилейного Архиерейского Собора, состоявшегося в 2000 году, когда мы стояли на рубеже времен, вступая в новый век и новое тысячелетие. Начало третьего тысячелетия от Рождества Христова стало событием в жизни каждого человека, вехой в истории всего человечества и его духовной путеводительницы — Святой Церкви Божией. Всякая юбилейная дата располагает к размышлению и осмыслению прошедшего периода, подведению его итогов, а рубеж столетий, и тем более тысячелетий, особенно. Во всех странах христианского мира ушедшее столетие было временем дальнейшего отступления от христианства и наступления на христианство, временем торжества секуляризма. Безрелигиозное мировоззрение объявляло христианские истины несостоятельными с точки зрения науки; психология рассматривала веру как патологическую форму сознания; социальные учения объясняли деятельность Церкви исключительно утилитарными, земными целями. Религию часто обвиняли в невежестве, в том, что она паразитирует на необразованности и бедности людей, а потому должна отмереть в ходе научного прогресса и всеобщего повышения уровня жизни. Однако только в России и других странах, где воцарился государственный атеизм, христиане столкнулись с сатанинской ненавистью антихристианских сил лицом к лицу. Для Русской Церкви минувшее столетие стало временем испытания твердости веры, сравнимого только с преследованием христиан в Римской империи, а по масштабу гонений во много раз его превосходящего.

http://patriarchia.ru/db/text/420130.htm...

Докладчик поблагодарил руководство ВСЦ за то, что работа Православной предассамблеи организована по принципу ротации председательства на каждом из заседаний. «Когда обе семьи собираются вместе, это оказывается возможным. И мы благодарим Всемирный совет церквей за такой пример организации собраний, — подчеркнул докладчик. — Мы веруем в Церковь Соборную, основанную Господом для свидетельства о Нем до самого края земли. Апостолы, которые несли благовестие Христово, принимая за это мучения и смерть, были научены Господом меньше всего думать о превосходстве друг над другом. Самый младший из них по возрасту был любимым учеником Христа, но даже и его с братом, вопрошавших о первенстве, Господь посрамил, сказав: " князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом " (Мф. 20:25-27). Как же нам после этого величаться и славиться друг перед другом иначе, чем желанием послужить ради братьев? Как же считать, что одна Церковь, пусть даже самая малая, меньше значит перед Богом, чем иная, пусть даже более древняя или превосходящая другие по своим размерам? Благодать равно действует в каждой из основанных Богом Церквей. Мы не Павловы, не Аполлосовы и не Кифины, мы — Христовы (см. 1 Кор. 1:11)». Председатель ОВЦС напомнил участникам Православной предассамблеи о долге свидетельства о Предании Церкви первых веков: «Нравственное состояние современного общества побуждает нас возвысить голос в защиту традиционных ценностей семьи и брака, в защиту человеческой жизни от зачатия до естественной смерти. Утрата современным обществом моральных авторитетов, торжество лжи и несправедливости должны иметь ответом с нашей стороны твердое и единогласное свидетельство о Христе — Спасителе каждого человека. Нашим современникам нужен ориентир, основа существования в этом мире, которую дает только Господь Иисус Христос. Кто, кроме нас, даст им это свидетельство? Мы должны не просто взирать на то, как западный христианский мир в отдельных его частях катится в пропасть полного отказа от Евангелия и Христа, следуя по пути нравственного релятивизма и деградации.

http://patriarchia.ru/db/text/5924820.ht...

И долгую-долгую жизнь прожил старец, находясь в святом Иерусалимском храме и моля Бога о том, чтобы при нем исполнилось пророчество. И когда по закону Моисееву в сороковой день от Рождения Младенца Пресвятая Дева Мария принесла Его в храм, старец Симеон встретил их и, взяв на руки Младенца, произнес те слова, которые стали молитвой, возносимой за каждым богослужением: " Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля " . Обращаясь к Богоматери, он сказал: " Се, лежит Сей на падение и на восстание многих во Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец " (Лк. 2:34-35). Это было предсказание о том, как отнесутся ко Христу люди во всем мире, и мы видим, что и сегодня еще имя Христово является " знамением пререкаемым " . Но мы, возлюбленные, счастливы, что исповедуем Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа как Сына Божия, пришедшего в мир ради нас и ради нашего спасения. Этот праздник вошел в нашу жизнь как праздник православной молодежи, и я очень счастлив, что вера Христова вселяется в сердца детей и молодежи. Для нас важно, чтобы наши дети воспитывались в вере православной, которая в силах предостерегать их от всяких греховных поступков. Конечно, мы знаем, что молодежи помимо веры и молитвы необходимы занятия спортом, физкультурой, и мы стремимся этому способствовать. Однако наша главная задача — воспитать их в вере православной, которая бы сопутствовала им в течении всей их жизни. Я счастлив, что этот день мы отмечаем в этом храме, возрожденном и прекрасном, вспоминая о том, как наши предки на этом святом месте молились Богу и проводили богоугодную жизнь. Мы встречаемся с вами за несколько дней до Великого поста. Мне хочется от души пожелать всем нам, чтобы этот пост был для нас спасительным, чтобы мы, осознав свои грехи и исповедав их перед священником, причастившись Святых Христовых Таин, ожидали великого дня Пасхи Христовой. Поскольку мы не увидимся с вами в предстоящее Прощеное воскресенье, я прошу у всех вас прощения. Бог вас всех да простит и благословит на подвиг святого и Великого поста. Храни вас всех Господь!»

http://patriarchia.ru/db/text/5148648.ht...

И причина здесь – бесспорно – не в личных только качествах тех или иных учёных, – напротив, многих из них нельзя не уважать за их необычайное трудолюбие, научную добросовестность и бесспорную талантливость. Причина – в том, что протестанты потеряли надлежащий компас в своих богословских исследованиях, что они рассматривают новозаветные памятники, как обычные литературные тексты – только с религиозным содержанием 382 … Новозаветные священные памятники оказываются удалёнными от своей природной стихии, оторванными от связи с живым общецерковным преданием и, таким образом, из живого и действенного слова Божия обращаются в собрание текстов и изречений, критерий и объяснение которых начинают искать в современной и предшествовавшей литературе, в сближениях с одинаково звучащими фразами и отдельными словами языческого мира... Конечно, крайности и данного течения впоследствии – и б. м. очень скоро – будут познаны и устранены, но, несомненно, лишь затем, чтобы уступить своё место крайностям и увлечением в каком-либо другом направлении… Во всяком случае, для филологического и исторического изучения Нового Завета западной наукой привлечено много ценного материала, в котором православный богослов обязан разобраться и извлечь заботливо всё, чтò в том или ином отношении (преимущественно в филологическом) может быть полезным при исагогических и экзегетических работах и что требует апологетического разъяснения и полемического применения… Православный богослов имеет все данные и полную возможность построить здание своего научного сооружения «на камне»; и хотя бы «пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; он не упадет, потому что основан был на камне» (Мф. 7:24–25) истинного исповедания веры во Христа, как сына Бога Живого, – неотторжимого от того великого камня, о котором Сам Господь сказал: «на сем камне Я создам Церковь мою и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Именно православный богослов имеет надёжный критерий, чтобы отделить зерно от шелухи и в новых открытиях, и действительно ценными из них в надлежащей мере благоразумно воспользоваться для торжества христианской истины и для её вразумительного раскрытия на пользу требующих отчёта в его уповании ( 1Пет. 3:15 ), чтобы он мог, как книжник, наученный Царству Небесному, уподобиться хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое (Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/s...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010