Тотчас по окончании псалма, как истинный и верный сын Церкви, первенец ее, Благочестивейший Государь, по приглашению первенствующего митрополита, и на его вопрос: «како веруеши», встает со своего престола, и громко, в услышание верных своих подданных, исповедует св. православную веру чтением Символа веры , заключаемым словами митрополита: «благодать пресвятого Духа да будет с Тобою». Это торжественное исповедание веры, как свидетельство истины, совершающееся нашими Императорами, по обычаю древних христианских Монархов и Боговенчанных их предков, имеет свою историю и освящено древностью. Так еще в истории Богоизбранного народа мы находим замечательное в этом отношении постановление закона Моисеева. Еще задолго до образования из этого народа особого царства, Моисей в своем предсмертном завещании заповедует ему: «когда придешь в землю, которую Господь, Бог твой, даст тебе, и овладеешь ею и скажешь: поставлю князя над собою… поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой, – из среды братьев твоих поставь над собою царя… Когда он сядет на престол царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, находящейся у священников – левитов. И пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научился бояться Господа, Бога своего " … ( Втор.17:14–19 ). Так и было во времена царей иудейских, за исключением царей некоторых язычествовавших по вере. И весьма естественно, что такое назидательное наставление и завещание пророка Моисея вошло и в практику христианских государств и находится с последними в исторической связи. Это торжественное исповедание веры со стороны коронующегося Государя имеет глубокий свой смысл и значение. Оно с одной стороны служит свидетельством Царя, как старшего члена св. Церкви, дающего всенародно обет всегда находиться в тесной связи с нею и с самим Господом, низводящим на главу Его свое божественное благословение, быть верным св. истинам, исповедуемым его, и тем скрепляет Его союз со своим православным народом, – с другой стороны служит выражением Его обещания быть постоянным защитником церкви от внешних врагов и, подобно св. Константину Великому , верховным ее покровителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Украдкой я вглядывался в икону, надеясь увидать хоть капельку чудесно источенного мира. Фарисей! – я искал чуда, ради чуда, я требовал знамения, подобно тому, как требовали его от Спасителя Иудеи. Помните, что Он им ответил? – «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме Ионы пророка. Ибо, как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф.12:39–40 ). Трехдневное пребывание пророка во чреве китове прообразовало собой предстоящее крайнее смирение и уничижение Спасителя в Его искупительных страданиях и крестной смерти. Жизнь и кончина всякого христианского мученика является малым подобием, образом и подражанием Христовым страданиям. Мученичество, как подвиг христианской любви, и есть то наивысшее знамение, которое многократно было являемо перед глазами людей. О чем же говорит и чему учит сие неложное знамение? Оно предвозвещает и свидетельствует о торжестве Истины, о победе, победившей мир – о вере нашей, о конечном торжестве православного Христианства. Ведь за распятием и погребением Спасителя последовало Его всесветлое Воскресение. И каждый мученик, убиваемый палачами, обретает жизнь вечную. В конце концов земная история Христианской Церкви тоже завершится мученической Голгофой, ибо без Голгофы нет Воскресения. Обо всем этом, как думается, и должно вспоминать, когда Господь дарует Церкви нового мученика. XX век по праву можно назвать – веком русского мученичества, хотя, конечно, и в других Поместных Церквах просияли в наши дни преславные мученики. Верится, что брат Иосиф, избранник Богородицы, сподобился Божественной милости – увенчать славную чреду новомучеников XX столетия; столетия, которым завершается второе тысячелетие Христианства. Потому мы не ошибемся, если скажем, что мученичество брата Иосифа есть событие вселенского значения. Отныне мученик Иосиф принадлежит не только русскому, но и всему вселенскому Православию. Быть может, для того и сокрылась от нас пятнадцать лет хранимая братом Иосифом Мироточивая Икона, дабы мы ныне устремили свое духовное внимание на Ее скромного хранителя, мученичество коего было предумащено благодатным и многолетним мироточением Иверского образа Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Христос добровольно отдает себя во вкушение верным. Но нельзя забывать об апостольском увещании: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11: 28–29). Торжественная процессия Великий вход на Божественной Литургии имеет сложную историю. Одни считают, что эта часть Евхаристии заменила изначальную процессию верных перед анафорой, другие утверждают: великий вход развился из некоего приношения верных . Великий вход знаменует Второе и со славою Пришествие Христово. Вот почему он совершается с величайшей торжественностью Постепенно великий вход наделяется особым духовным смыслом: во время него происходит торжественная процессия Господа Иисуса Христа в окружении ангелов и архангелов. Святитель Симеон Солунский пишет: «Совершается и второй великий вход, знаменующий собой Второе и со славою Пришествие Христово с Неба. Вот почему этот вход совершается с величайшей торжественностью, ради светлости той славы Господней, с которой Он тогда придет» . Торжественному входу Христа «предходят лицы Ангельстии». Перечисляются Начала и Силы, Херувимы и Серафимы – особые чины небесной иерархии. Херувимы называются «многоочитыми», то есть многоокими, многоглазыми, всевидящими , а Серафимы – «шестокрилыми» . Эти характеристики имеются в Священном Писании. Пророк Иезекииль, рассказывая о своем видении, подробно, насколько это возможно словесно, описывает херувимов. Все они имели огромное число глаз: «Ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз» (Иез. 1: 18). Это важный восточный символ особого знания, миссии этих небесных чинов. Серафимы описываются у пророка Исаии: «У каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» (Ис. 6: 2). В анафоре святителя Василия Великого, которая и совершается в Великую субботу, упоминается это описание. Так, уже на великом входе верующие подготавливаются к центральной части Литургии – освящению Святых Даров.

http://pravoslavie.ru/138985.html

Чин бракосочетания состоит в торжественном обручении сочетающихся, следующим за устным изъяснением их, при собрании верующих, добровольного согласия на брачный союз, и в торжественном их венчании, предваряемом и сопровождаемом молитвами о благословении для них свыше. Елеосвящение имеет начало свое в том действии Апостолов, которое они еще во время земной жизни Иисуса Христа и по Его уполномочению совершали над недужными, помазуя их елеем и исцеляя их через это от болезней ( Мк. 6:13 ). Как потом совершалось оно в апостольской Церкви, видно из следующих слов ап. Иакова: болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и возставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему (Ик. 5:14–15). Так именно совершается это таинство и теперь в православной Церкви. III. В таинствах сообщаются верующим благодатные силы как для христианской жизни вообще, так и для более или менее частных потребностей их, смотря по их званию и состоянию. Первые четыре таинства служат источниками общих, равно необходимых каждому, дарований Божьих, последние три назначения для благодатного укрепления верующих по особенным обстоятельствам их жизни. Через таинство крещения человек вводится в Церковь Христову и получает залог обновления жизни. Поэтому оно называется облечением во Христа и банею возрождения. Все вы, во Христа крестившееся, во Христа облеклись ( Гал. 3:27 ), то есть: с вас, крестившихся по вере во Христа, совлечено греховное рубище, и вы являетесь перед Богом в одежде Сына Божия, в новом образе, в подобии Христовом, в качестве детей Божьих. И это – не внешнее только преобразование, но – возрождение в самом существе, обновление Духом святым ( Тит. 3:5 ). Таким образом, входя через крещение в Церковь , человек усыновляется Богу и, соединяясь с верующими, как с телом Христовым, делается причастником новой, истинной жизни. В таинстве миропомазания верующий, уже возрожденный водою и Духом, запечатлевается особенным знаком, как сосуд благодати, как вместилище Духа Божия. Печать полагается на челе, очах, ноздрях, ушах, устах, руках и ногах, в знаменование того, что все мысли, чувства и действия помазуемого освящаются Духом Божьим, вся телесная и духовная природа его посвящается Богу, так что он становится живым храмом Божьим, как и говорит Апостол к христианам: разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят, а сей храм вы ( 1Кор. 3:16–17 ). Как помазанные, христиане – род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства призвавшего их из тьмы в чудный свой свет ( 1Пет. 2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

Что и Моисей сказал: " я в страхе и трепете " (Ср. Втор.9:19). Если же великий Моисей, вошедший в облако, так чувствовал себя, то как народ? Но вы приступили. Те не приблизились, но стояли вдали: вы же приступили. Не видишь ли превосходство? К горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму. Вместо Синая мы имеем мысленную гору Сион и мысленный город Иерусалим, то есть самое небо, а не пустыню, как те. И тьмам Ангелов, к торжествующему собору. Вместо народа, у нас тьмы ангелов, вместо страха - радость, что и обозначено словом торжествующему. Ибо где торжество, там радость. Итак, это торжество происходит среди ангелов. И церкви первенцев, написанных на небесах. Первородными называет верующих, посвященных Богу, освященных, имена которых в книге жизни, как и Господь говорил ученикам Своим: имена ваши написаны на небесах (Лк.10:20). А так как Бог - Отец всех, то все люди - сыновья Его: первородные же из них - уверовавшие и достойные усыновления по преимуществу. Или сыновьями называются и все вообще верующие; первородными же называются те, которые угодили Богу и которые за слово и за жизнь удостоились быть посланниками Божиими. И к Судии всех Богу. Здесь и устрашает их. Ибо Он - Судия всех, не иудеев только, но и всех верующих. Итак, бойтесь этого. Показывает вместе с этим и то преимущество их пред ветхозаветными, что те не вынесли и одних слов и не решились приблизиться даже к горе, - вы же приступили и к Самому Судии, то есть Христу. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Ин.5:22). И к духам праведников, достигших совершенства. То есть душам, оказавшимся славными и совершенными пред Богом, очевидно, в силу веры, как он ясно показал: и вы будете с ними соединены, если будете подражать им. И к Ходатаю нового завета Иисусу. Не к рабу Моисею, но к Господу нашему Иисусу. И к Крови кропления. То есть очищения. Ибо Кровь Христа, окропившая нас, очистила и освятила нас. Говорящей лучше, нежели Авелева. Разве кровь Авелева говорила? Да. Ибо сказано: голос крови брата твоего вопиет ко Мне (Быт.4:10). Или что и выше сказано, то и ныне говорит, известное и воспеваемое всеми. Но Кровь Христа издает более светлый и более ясный голос, вопия самым делом, что она всех освятила. Но и иначе говорит: там, где нет чистой мысли, - пробуждает и побуждает высказываться. Ибо Сам Дух ходатайствует воздыханиями неизреченными (Рим.8:26). А святой Кирилл Иерусалимский так еще понял, что кровь Авеля вопияла против убийства, а Кровь Христа ходатайствует за нас пред Отцом Его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Что сделали отцы ваши, то делаете и вы сами. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Вы же сделались предателями и убийцами Того Праведника, о Котором они предсказывали». Услышав эти слова, члены синедриона от досады заскрежетали своими зубами на Стефана. А Стефан взглянул на небо и сказал: «я вижу небо отверсто, и Сына человеческого (т. е. Иисуса Христа), стоящего по правую сторону Бога Отца». После этого иудеи бросились на Стефана, вывели его за город и там побили камнями. А он в это время молился, говоря: «Господи Иисусе! Приими дух мой». Последние же слова св. Стефана были молитвой за врагов: «Господи, не поставь им сего во грех». (Деян., 6 и 7 гл.). Мощи св. Стефана были обретены в 415 г. в окрестностях Иерусалима. В 428 г., 2-го авг., при императоре Феодосии Младшем, мощи св. Стефана перенесены были из Иерусалима в Константинополь. II. Св. Стефан, побиваемый от иудеев камнями, не только не гневался на них, но молился за них Богу о прощении грехов их. Так поступали и прочие христианские мученики. Подобно ему и мы, братия, должны в жизни своей не мстить обидчикам нашим, но прощать им, дабы, таким образом, добром победить зло. Что же, скажет кто-нибудь, неужели христианин должен быть беззащитной жертвой злобы человеческой? И к чему может привести торжество зла, если его не ограничивать и оставлять без отмщения? Но заповедь Спасителя об отречении от всякого возмездия за зло: не противься злу (Мф. 5, 39), нельзя понимать буквально. Сам Спаситель, когда на суде первосвященническом один из служителей ударил Его по щеке, не подставил ему другую, напротив обличил оскорбителя, как нарушителя правды, сказав ему: «если Я сказал худо, покажи, что худо, а если хорошо, за что ты бьешь Меня» (Ин. 18, 23). Также св. апостол Павел, когда иудейский первосвященник велел бить его по устам, с укоризной ответил ему: «ты сидишь, чтобы судить по закону и, вопреки закону, велишь бить меня» (Деян. 23, 3). а) Христианам дана заповедь не противиться злу, но при этом не запрещается искать правды и законной защиты , особенно в тех случаях, когда торжество неправды и злобы человеческой, остающихся безнаказанными, будет оскорбительно для славы Божией и вредно для благосостояния общественного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Это событие описано у всех четырех евангелистов (Мф.21:1–11; Мк.11:1–11; Лк.19:29–44; Ин.12:12–19). Этот праздник посвящен воспоминанию торжественного Входа Господня во Иерусалим, куда Господь вошел для страданий и крестной смерти. За шесть дней до еврейской Пасхи, Иисус Христос совершил торжественный вход в Иерусалим, чтобы показать, что Он есть истинный Царь и идет на смерть добровольно. Приблизившись к Иерусалиму, Иисус Христос послал двух учеников Своих, чтобы они привели Ему ослицу и молодого осла, на которого еще никто из людей не садился. Ученики пошли и поступили так, как повелел им Учитель. Они покрыли осла своими одеждами, и Иисус Христос сел на него. В Иерусалиме узнали, что Иисус, воскресивший четверодневного Лазаря, приближается к городу. Множество народа, собравшегося отовсюду к празднику Пасхи, вышло к Нему навстречу. Многие снимали с себя верхние одежды и постилали их Ему по дороге; другие срезали пальмовые ветви, несли их в руках и покрывали ими путь. И весь народ, сопровождавший и встречавший Его, в радости восклицал: « Осанна (спасение) Сыну Давидову! благословен грядущий во имя Господне ( т. е. достоин хвалы, идущий от имени Господа, посланный Богом ) Царь Израилев! Осанна в вышних! » (Мф.21:9) После торжественного входа в город, Иисус Христос пришел в Иерусалимский храм и выгнал из него всех продающих и покупающих. В это же время Христа обступили слепые и хромые, и Он всех их исцелил. Народ, видя власть Иисуса Христа и чудеса, Им совершенные, стал еще больше прославлять Его. Первосвященники же, книжники и старейшины народа завидовали любви народа к Христу и искали случая погубить Его, но не находили, потому что весь народ неотступно слушал Его. За Входом в Иерусалим начинается Страстная седмица. Господь по Своей воле приходит в Иерусалим, зная, что идет на страдания. Торжественный вход Господень в Иерусалим празднуется Церковью в последнее воскресенье перед Пасхой. Этот праздник называется также Вербным воскресеньем или неделей Ваий (в церковнославянском языке «ваия» — ветвь, «неделя» — воскресный день). Во время всенощного бдения в храме совершается освящение ветвей (в некоторых странах – пальмовых ветвей, в России – цветущих ветвей вербы). Ветви – символ победы Христа над смертью и напоминание о будущем всеобщем воскресении мертвых.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Патриаршее приветствие участникам XVII Международного симпозиума по православной духовности 9 сентября 2009 г. 10:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил приветствие участникам XVII Международного симпозиума по православной духовности «Духовная борьба в Православной традиции», который проходит в итальянском городе Бозе с 9 по 12 сентября. Участникам и гостям XVII Международного симпозиума по православной духовности «Духовная борьба в Православной традиции» 9-12 сентября 2009 года, Бозе (Италия) Ваше Высокопреподобие, досточтимый отец Энцо Бьянки! Уважаемые организаторы и участники симпозиума! Сердечно приветствую всех участников XVII Международного симпозиума по православной духовности, организованного монашеской общиной Бозе и посвященного теме: «Духовная борьба в Православной традиции». Эта тема затрагивает самую суть жизни каждого, кто хочет до конца следовать за Христом. В словах, обращенных к ученикам, Спаситель указывает на то, что подлинно христианский путь сопряжен с борьбой, от исхода которой зависит вечная жизнь человека: « Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее » (Мк. 8:34-35). Образ христианской жизни как брани, военного подвига, восходит к словам святого апостола Павла: « Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских; потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных » (Еф. 6:11-12). Своей крестной смертью и воскресением из мертвых Господь наш Иисус Христос уже победил силы зла и воссел одесную Бога Отца « превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства » (Еф. 1:21). Но окончательное торжество добра над злом в этом мире еще не достигнуто: хотя замысел Бога о спасении во Христе уже явлен, силы зла еще пытаются помешать конечному преображению мира. И сегодня мы наблюдаем постоянную и непрекращающуюся борьбу между силами добра и зла. Когда мы видим, как в современном мире черное выдается за белое, ложь рядится в одежды правды, а то, что на протяжении всей истории человечества считалось грехом, теперь таковым не признается, мы понимаем, что под угрозу поставлены самые основы духовного и нравственного здоровья общества. Церковь Христова в полном сознании своей спасительной миссии никогда не переставала силою Духа Святого, пребывающего в ней, обличать мир « о грехе и о правде и о суде » (Ин. 16:8), призывая к покаянию и деятельно противостоя силам зла в самых разных сферах общественной жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/735067.htm...

Иконопочитание утверждено было после того св. отцами на 7 вселенск. соборе. Вместе с воспоминанием восстановления иконопочитания ублажаются и все ревнители Православия, т. е. истинной, христианской веры и жизни , и подвергаются отлучению от Церкви (по гречески «анафеме»), т. е. от церковного общения с верными здесь на земле п от вечного блаженства на небе, если не покаятся, все враги православия. В соборн. храмах, при архиерейском служении пред иконами на аналоях, совершается особенное торжественное молебствие, на котором провозглашаются догматы , т. е. спасительная истина веры христианской, затем взрекается анафема на еретиков, т. е. на упорных противников православия, вместе и на предателей отечества; возглашается «вечная память», истинно православным, скончавшимся, и «многая лета» живущим. Цель обряда этого – предостеречь заблуждающихся в истине и благочестии. Первая неделя вел. поста называется неделею православия от торжества православия, и, в просторечии, сборным, или лучше, соборным воскресеньем, так как иконопочитание, равно как и все прочие догматы  и постановления православной церкви, утверждены были на соборах. Сообразно воспоминанию восстановления иконопочитания и совершаемому торжеству православия, в евангелии 1-ой недели благовествуется о веровании во Христа апостолов Филиппа и Нафанаила, которые при этом исповедовали Его прямо Сыном Божиим, где примером Нафанаила внушается, что неверие часто бывает от неведения: Нафанаил доколе не увидел Иисуса Христа, не веровал, когда слышал о Нем от Филиппа; но лишь увидел, то исповедал: «Ты Сын Божий! Ты царь Израилев!». Иоанн. 1, 43–51. Зач. 5 43 Иисус восхотел идти в Галилею, и находить Филиппа, и говорить ему: иди за Мною. 44 Филипп же был из Вифасаиды, из одного города с Андреем и Петром. 45 Филипп находит Нафанаила, и говорит ему: мы нашли того, о котором писали Моисей в законе и пророки, Ииуса, сына Иосифа, из Назарета. 46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди, и посмотри.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Это так восхитительно — восстанавливать Рай. Потому что этот праздник не просто память прекрасному поступку царицы Феодоры. Это понимание того, что реставрация продолжается и мы ее участники. Поэтому когда мы стоим на службе, наше сердце горит неспроста. Этот праздник — не музейный экспонат. Это реалия нашей будничной жизни. Чудо и Торжество Православия – его сила, могущая преображать персть в золото, обыденность — в торжество духа радости, казалось бы, слабой силой любви. Как в атоме радиоактивных элементов, силы взаимодействия частиц ничтожно малы, а результат распада – атомный взрыв. Так и с малой силой любви, ставшей энергией воскресения мира. Слово воскресение имеет корень – «крес» — искра, вспышка, огонь. Две тысячи лет назад мир занялся искрой и стал постепенно разгораться любовью, торжествующей над злобой и мраком. Да, гражданская война IX века в Византии была очень тяжелой, и победа над иконоборцами принесла в империю мир и ясность в Церковь. Но не этим ценен 843 год по Рождестве Христовом. Торжество Православия не в торжестве земном. Не в финале гражданской войны. Оно не в шуме и не в параде, и не в громе труб, и не в анафеме Мазепе, не в иконах, хоть они и нужны всем и часто красивы. Иконы — никак не Торжество Православия. Это только один из последних камней в здании Церкви. Торжество ее в самом существовании Церкви, собранной по «чертежам» преображения Нафанаила. А преображение Нафанаила заключается во взаимном стремлении Бога и человека. В чуде семечка ставшего мировым деревом.   Чудо под смоковницей не кончается. Оно продолжается уже над нами Торжеством Православия. Эти слова о том, что мы увидим ангелов, чудо нашего личного преображения: Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому . Можно стать знаменитым или даже великим писателем, записывая свои беседы с Богом. Но лучше, чтобы эти беседы были предложены не Букеру, а ангелам, и чтобы читали они их с радостью. Хотим мы быть небесными писателями или не хотим, но мы ими являемся. И, в конце концов, мы получим на руки из небесной типографии свою книгу жизни. Хотелось бы, чтобы она была прекрасна. Читайте также: 

http://pravmir.ru/o-smokovnice-i-prazdni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010