Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Источники церковного права византии X-XV веков. Постановления Соборов, Патриархов и епископов Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Императорские законы. Канонисты началом нового периода в истории церковного права считают время издания «Номоканона» в редакции Патриарха Фотия - 883 г. В эту эпоху произошло отделение Римской Церкви от Вселенского Православия. Вселенские Соборы уже не созываются. Правовые определения Поместных Соборов, даже если они и получают общецерковное признание, не включаются в основной канонический кодекс Церкви, который рассматривается как уже завершенный, его составляет «Синтагма» Фотиева «Номоканона.» Константинопольская кафедра оставалась первенствующей на православном Востоке, но разгром Византии крестоносцами (1203 г.), территориальное умаление империи, теснимой турками, неоднократные попытки заключить унию с Римом подрывают ее авторитет в глазах православных негреческой национальности. В этот период рождаются Православные Церкви у славянских народов - русских, болгар, сербов, получивших крещение от Византии. Поскольку новые правила, издаваемые Поместными Соборами, уже не вошли в канонический свод, а в связи с постоянно меняющимися обстоятельствами церковно-политической жизни необходимость в церковном правотворчестве не отпала, особо важное значение приобретают толкования канонов. Даже постановления Соборов этой эпохи приобретают характер толкований древних правил. Главным законодательным учреждением Православной Церкви в рассматриваемый период, когда Поместные Соборы созывались нерегулярно и редко, стал Синод эндимуса Константинопольского Патриархата, так называемый домашний собор, участники которого отбирались из архиереев, случайно оказавшихся в столице. Среди важнейших постановлений Константинопольских Синодов - «Томос единения,» изданный в 920 г. при Патриархе Николае Мистике. Этим постановлением признавался действительным четвертый брак императора Льва Философа, и одновременно подтверждался канонический запрет четвертого брака. Название постановления связано с тем, что благодаря ему восстанавливался мир между церковной и государственной властью, нарушенный незаконным браком императора.

http://sedmitza.ru/lib/text/432365/

Раздел 1.4. Самоуправляемые Церкви Самоуправляемые Церкви (из Устава Русской Православной Церкви) См.: Устав Русской Православной Церкви. Глава XI. 1.4.1. Украинская Православная Церковь (Московского Патриархата) Об Украинской Православной Церкви (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 25–27 октября 1990 г.) 1. Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность в ее управлении. 2. В связи с этим наименование «Украинский экзархат» упраздняется. 3. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. 4. Предстоятель Украинской Православной Церкви носит титул «Митрополит Киевский и всея Украины». 5. Митрополиту Киевскому и всея Украины в пределах Украинской Православной Церкви усвояется титул «Блаженнейший». 6. Митрополит Киевский и всея Украины имеет право ношения двух панагий и предношения креста во время богослужения. 7. Синод Украинской Православной Церкви избирает и поставляет правящих и викарных архиереев, учреждает и упраздняет кафедры в пределах Украины. 8. Митрополит Киевский и всея Украины, как Предстоятель Украинской Православной Церкви, является постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. 9. Настоящее Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви подлежит утверждению Поместным Собором Русской Православной Церкви с внесением соответствующих изменений в Устав об управлении Русской Православной Церкви. Благословенная Грамота (Томос) Патриарха Алексия II (подписана 27 октября 1990 г.; оглашена 28 октября 1990 г. в киевском соборе Святой Софии Патриархом Московским и всея Руси Алексием II) Мы, смиренный Алексий Второй, Божиею милостию Патриарх Московский и всея Руси, купно со всеми Преосвященными архиереями Русской Православной Церкви – Московского Патриархата, собравшимися на Архиерейский Собор 25–27 октября 1990 года в Даниловом монастыре в Богоспасаемом граде Москве, руководствуясь стремлением иметь благословенный мир, богозаветную любовь Христову и братское единение в общем делании на ниве Божией со всей Полнотой Украинской Православной Церкви, во внимание к желанию и ходатайству ея Преосвященных архипастырей, собравшихся 9 июля сего 1990 года в Богоспасаемом граде Киеве для обсуждения и решения их церковной жизни на началах независимости и самостоятельности,

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Рада попросила Константинопольского Патриарха о независимости Церкви от Москвы (текст обращения) 16 июня, 2016. Новостная служба В обращении утверждается, что «большинство населения Украины не воспринимает идею церковного единения» с Московским Патриархатом и делается ссылка «на войну с Россией» 16 июня. ПРАВМИР. Верховная Рада Украины утвердила обращение к Святейшеству Варфоломею, Архиепископу Константинополя и Нового Рима, Вселенскому Патриарху о предоставлении автокефалии Украинской Православной Церкви. В поддержку обращения проголосовало 245 депутатов при необходимом минимуме в 226 голосов, передает РИА Новости. Постановление вступает в силу со дня его принятия. Проект обращения внесли в Раду спикер парламента Андрей Парубий и еще пять депутатов. Авторы законопроекта поясняют, что Константинополь, руководствуясь «интересами национальной целостности», благословил создание четырех автокефалий за последние 150 лет. В обращении содержится призыв к Патриарху Варфоломею издать Томос (указ) об автокефалии Православной Церкви на Украине, на основе которого «она могла бы занять надлежащее место в семье поместных Православных Церквей». В обращении утверждается, что «большинство населения Украины уже не воспринимает идею церковного единения» с патриархом Московским и всея Руси Кириллом» и делается ссылка на войну с Россией. Депутаты просят «признать недействительным акт 1686 г. как принятый с нарушением священных канонов Православной Церкви» и «принять активное участие в преодолении последствий церковного разделения путем созыва под эгидой Вселенского Патриархата Всеукраинского объединительного Собора». Ранее в связи с готовящимся обращением председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда заявил , что вмешательство органов власти во внутрицерковные дела и межцерковные отношения противоречит не только светскому законодательству, но и каноническим установлениям. Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Онуфрий также прокомментировал призыв отменить Томос от 1686 года и предоставить Украинской Церкви автокефалию. Он напомнил, что на Украине действует конституционный принцип отделения государства от Церкви. Поэтому подобные инициативы народных избранников — ни что иное, как нарушение основного закона Украины.

http://pravmir.ru/rada-ukrainyi-poprosil...

Содержание В защиту священно безмолвствующих, против тех, кто, не имея опыта, не веря святым, отвергает неописуемые таинственные действования (энергии) Духа, которые действуют в живущих по Духу и обнаруживают себя деятельно, а не доказываются рассуждениями.   Установления, едва лишь услышанные и уже всеми совместно признанные и открыто возвещаемые, были таинствами Моисеева закона, и только пророки духовно прозревали в них. Обетованные же святым блага будущего века суть таинства жительства по Евангелию, и прозревать в них дано тем, кто удостоился иметь духовное зрение, и видят они их в малой мере, как бы некую часть залога. И подобно тому, как древний иудей, неблагосклонно слушая пророков, говорящих о Слове и о Духе Бога совечных и предвечных, заградил бы уши, думая, что благочестие не дозволяет внимать этим словам, что они противоречат голосу, признанному у благочестивых, то есть изрекшему «Господь Бог твой есть Господь единый», так и теперь то же самое может испытать тот, кто без благоговения слушает о таинствах духовных, которые познаны лишь теми, кто очищен добродетелью. И опять подобно тому, как те предсказания осуществились, что было тогда тайной, пришло в согласие с вещами явными, и мы теперь веруем в Отца, Сына и Святого Духа, в Божество Триипостасное, в единую природу, простую, несложную, несозданную, невидимую, непостижимую умом, так и тогда, когда неизреченным явлением Бога, единого в трех совершенных ипостасях, откроется в свои сроки будущий век, для всех станет ясным, что таинственные вещи согласны с явными. Достойно внимания и следующее: подобно тому, как непротиворечивость Триипостасности Божества и того, что сказано о единоначалии, стала явной повсюду до пределов земли в позднейшее время, пророки же и до осуществления событий знали это и могли передавать свое знание тем, кто им тогда верил, равным образом и ныне мы принимаем слова исповедования и те, которые открыто возвещаются, и те, которые таинственно, духовно делаются ясными для достойных. Одни посвящены в таинства собственным опытом, — это те, кто ради Евангельской жизни отвергли стяжание денег, человеческую славу и непристойные наслаждения плоти и еще закрепили свое отречение тем, что вошли в послушание к преуспевшим в возрасте Христовом; беспопечительно в молчании внимая себе и Богу, в чистой молитве став выше самих себя и пребывая в Боге, при помощи таинственного, превышающего ум единения с Ним, они стали причастны таинствам, которые недоступны уму.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Архив Пн Томос Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II епископу Таллинскому и всея Эстонии Корнилию 2 октября 2007 г. 22:53 Томос Алексия Второго, Божией Милостию Патриарха Московского и всея Руси, епископу Таллинскому и всея Эстонии Корнилию Мы, смиренный Алексий Второй, Божией Милостию Патриарх Московский и всея Руси, купно с Преосвященными Архиереями — членами Священного Синода Русской Православной Церкви Московского Патриархата, собравшимися на заседание Священного Синода 26 апреля 1993 года в Богоспасаемом граде Москве, руководствуясь стремлением иметь благословенный мир, богозаповеданную любовь и братское единение в общем делании на ниве Божией со всей Полнотой Эстонской Православной Церкви, подтверждая решение Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, 1780 от 15/28 июня 1920 года о даровании Православной Церкви в Эстонии самостоятельности (автономии) в делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительных и церковно-гражданских, принимая во внимание волеизъявление правящего архипастыря Эстонской Православной Церкви, ее клира и паствы, учитывая, что Эстонская Православная Церковь совершает свое служение на территории независимого государства, — через настоящий Томос наш силою Всесвятаго и Животворящаго Духа благословляем: 1. Быть отныне Эстонской Православной Церкви самостоятельной в делах церковно-административных, церковно-хозяйственных, церковно-просветительных и церковно-гражданских, оставаясь при этом в канонической юрисдикции Московского Патриархата. Историческая справка: Согласно определению Святейшего Архиепископа Константинопольского — Нового Рима и Вселенского Патриарха Димитрия I (протокол 267 от 3 мая 1978 года), «Патриарший и Синодальный Томос 1923 года относительно Эстонской Православной Церкви признается недействительным, так как стали возможными нормальные канонические контакты со Святой Русской Православной Церковью, в которой и раньше состояла Православная Церковь в Эстонии». Причина, по которой Святейший Мелентий, Архиепископ Константинопольский — Нового Рима и Вселенский Патриарх в июне 1923 года принял в юрисдикцию Константинопольского Патриархата Эстонскую Православную Церковь изложена в Томосе Вселенского Патриарха: «в результате того, что из-за возникших в России церковных нестроений Православная Церковь Эстонии оказалась разлученной с Российской Святой Православной Церковью, в канонической зависимости которой она до сих пор состояла…».

http://patriarchia.ru/db/text/332185.htm...

Томос Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II епископу Таллинскому и всея Эстонии Корнилию 2 жовтня 2007 р. 22:53 Томос Алексия Второго, Божией Милостию Патриарха Московского и всея Руси, епископу Таллинскому и всея Эстонии Корнилию Мы, смиренный Алексий Второй, Божией Милостию Патриарх Московский и всея Руси, купно с Преосвященными Архиереями — членами Священного Синода Русской Православной Церкви Московского Патриархата, собравшимися на заседание Священного Синода 26 апреля 1993 года в Богоспасаемом граде Москве, руководствуясь стремлением иметь благословенный мир, богозаповеданную любовь и братское единение в общем делании на ниве Божией со всей Полнотой Эстонской Православной Церкви, подтверждая решение Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, 1780 от 15/28 июня 1920 года о даровании Православной Церкви в Эстонии самостоятельности (автономии) в делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительных и церковно-гражданских, принимая во внимание волеизъявление правящего архипастыря Эстонской Православной Церкви, ее клира и паствы, учитывая, что Эстонская Православная Церковь совершает свое служение на территории независимого государства, — через настоящий Томос наш силою Всесвятаго и Животворящаго Духа благословляем: 1. Быть отныне Эстонской Православной Церкви самостоятельной в делах церковно-административных, церковно-хозяйственных, церковно-просветительных и церковно-гражданских, оставаясь при этом в канонической юрисдикции Московского Патриархата. Историческая справка: Согласно определению Святейшего Архиепископа Константинопольского — Нового Рима и Вселенского Патриарха Димитрия I (протокол 267 от 3 мая 1978 года), «Патриарший и Синодальный Томос 1923 года относительно Эстонской Православной Церкви признается недействительным, так как стали возможными нормальные канонические контакты со Святой Русской Православной Церковью, в которой и раньше состояла Православная Церковь в Эстонии». Причина, по которой Святейший Мелентий, Архиепископ Константинопольский — Нового Рима и Вселенский Патриарх в июне 1923 года принял в юрисдикцию Константинопольского Патриархата Эстонскую Православную Церковь изложена в Томосе Вселенского Патриарха: «в результате того, что из-за возникших в России церковных нестроений Православная Церковь Эстонии оказалась разлученной с Российской Святой Православной Церковью, в канонической зависимости которой она до сих пор состояла…».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205997...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 77 1993 г. 26 апреля. – Томос Патриарха Московского и всея Руси Алексия II епископу Таллиннскому и всея Эстонии Корнилию 108 Мы, смиренный Алексий II, Божиею милостию Патриарх Московский и всея Руси, купно с Преосвященными архиереями – членами Священного Синода Русской Православной Церкви Московского Патриархата, собравшимися на заседание Священного Синода 26 апреля 1993 г. в богоспасаемом граде Москве, руководствуясь стремлением иметь благословенный мир, богозаповеданную любовь и братское единение в общем делании на ниве Божией со всей полнотой Эстонской Православной Церкви, подтверждая решение святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, 1780 от 15/28 июня 1920 г. о даровании православной Церкви в Эстонии самостоятельности (автономии) в делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительных и церковно-гражданских, принимая во внимание волеизъявление правящего архипастыря Эстонской Православной Церкви, ее клира и паствы, учитывая, что Эстонская Православная Церковь совершает свое служение на территории независимого государства, – через настоящий Томос наш силою Всесвятого и Животворящего Духа благословляем: 1. Быть отныне Эстонской Православной Церкви самостоятельной в делах церковно-административных, церковно-хозяйственных, церковно-просветительных и церковно-гражданских, оставаясь при этом в канонической юрисдикции Московского Патриархата. Историческая справка. Согласно определению Святейшего архиепископа Константинопольского – Нового Рима и Вселенского Патриарха Димитрия I (протокол 267 от 3 мая 1978 г.), «Патриарший и синодальный Томос 1923 г. относительно Эстонской Православной Церкви признается недействительным, так как стали возможными нормальные канонические контакты со святой Русской Православной Церковью, в которой и раньше состояла православная Церковь в Эстонии». Причина, по которой Святейший Мелетий, архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский Патриарх, в июне 1923 г. принял в юрисдикцию Константинопольского Патриархата Эстонскую Православную Церковь , изложена в Томосе Вселенского Патриарха: «...в результате того, что из-за возникших в России церковных нестроений православная Церковь Эстонии оказалась разлученной с Российской Святой Православной Церковью, в канонической зависимости которой она до сих пор состояла».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Константинопольский Патриархат поручил изучить обращение Рады об автокефалии Церкви на Украине 19 июля, 2016. Новостная служба Синод не отклонил это воззвание, а передал его соответствующей синодальной комиссии для дальнейшего изучения 19 июля. ПРАВМИР. Константинопольский Патриархат не стал отклонять обращение депутатов Верховной Рады о предоставлении автокефалии Украинской Православной Церкви. Синод Константинопольской Православной Церкви на очередном заседании рассмотрел обращение депутатов Верховной Рады с просьбой о предоставлении автокефалии Православной Церкви на Украине, передает «Интерфакс» со ссылкой на греческое агентство церковных новостей «Ромфеа». Синод не отклонил это воззвание, а поручил изучить его соответствующей синодальной комиссии для дальнейшего изучения. Верховная Рада Украины в июне приняла обращение к Константинопольскому Патриарху с просьбой предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви. В обращении содержался призыв к Патриарху Варфоломею издать Томос (указ) об автокефалии Православной Церкви на Украине, на основе которого «она могла бы занять надлежащее место в семье поместных Православных Церквей». В обращении утверждается, что «большинство населения Украины уже не воспринимает идею церковного единения» с патриархом Московским и всея Руси Кириллом» и делается ссылка на войну с Россией. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда заявил , что вмешательство органов власти во внутрицерковные дела и межцерковные отношения противоречит не только светскому законодательству, но и каноническим установлениям. Он напомнил, что представители всех канонических Поместных Православных Церквей, включая Константинопольский Патриархат, неоднократно признавали единственной канонической Церковью Украины Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата. Не признанная в православном мире Украинская автокефальная православная церковь ранее также обратилась в Константинопольский Патриархат с просьбой принять ее в свой состав. В организации считают, что это поможет преодолеть «разделение украинских православных и утверждения единой поместной Автокефальной украинской православной церкви».

http://pravmir.ru/konstantinopolskiy-pat...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИЯ митр. Критский (кон. XI - 1-я треть XII в.), визант. автор и канонист. Об И. практически ничего не известно, за исключением скудных сведений, содержащихся в его собственных сочинениях (см.: Laurent. 1958. P. 118-121). Во всех рукописях И. имеет титул митрополита Критского; это, вероятно, свидетельствует о том, что он им оставался до самой смерти. Известно также, что, несмотря на свой титул, И. пребывал в основном в К-поле, поскольку находился в изгнании. В своих сочинениях И. эксплицитно упоминает «Томос единения» 920 г. (PG. 119. Col. 992), называет Василия Малого, архиеп. Кесарийского (X в.), своим предшественником в толковании Слов свт. Григория Богослова (PG. 36. Col. 758; Sajdak. 1914. P. 96-98), рассматривая вопрос обручения лиц, не достигших брачного возраста, сообщает о новелле Алексея I Комнина (PG. 119. Col. 996), к-рая датируется июлем 1084 г. Эти свидетельства позволяют утверждать, что И. был еще жив в самом кон. XI в. В. Лорану удалось указать время епископства И. еще точнее: оно приходится на период где-то между 1111 и 1135 гг. (см.: Laurent. 1958. P. 118-121). Долгое время оставался открытым вопрос о возможном отождествлении И. с Илией Экдиком (так, Лоран считал, что все аргументы против этого отождествления неубедительны - Ibid. P. 121-123). Однако уточнение датировки жизни Илии Экдика, сделанное А. Риго (Mistici Bizantini/A cura di A. Rigo. Torino, 2008. P. 187; см. также ст. Илия Экдик ), позволяет окончательно исключить возможность его отождествления с И. И. известен прежде всего как автор «Комментария» (Εξϒησις) на 19 Слов свт. Григория Богослова и схолий (Εξϒησις или Ερμηνεα) на «Лествицу» прп. Иоанна Лествичника . Выдержки из схолий на Слова свт. Григория были изданы А. Яном в 1858 г. по рукописи Basil. gr. A. N. I. 8 (Fol. 1-369v); публикация сопровождалась ценным предисловием ( Jahn A. Eliae Metropolitae Cretae commentarii in S. Gregorii Nazianzeni orationes XIX. [Bern], 1858. [=PG. 36. Col. 737-902]). Я. Сайдак, исследователь традиции комментариев на Слова свт. Григория, называет И. «самым ученым толкователем Григория» ( Sajdak. 1914. P. 99). «Комментарий» И. обладает несомненной исторической и богословской ценностью, в частности в вопросе о Filioque.

http://pravenc.ru/text/389357.html

Петр Аргосский [Чудотворец] (851/2 - ок. 922), епископ Арголидский (Аргосский), церковный писатель, преподобный (пам. 3 мая) П. А. род. в К-поле в богатой семье, все члены к-рой со временем приняли монашеский постриг. Родители подвижника были щедрыми и благочестивыми. Вначале монахами стали старшие братья П. А., Павел (см. ст. Павел , свт. (пам. греч. 27 марта), еп. Коринфский) и Дионисий, потом - П. А. с братом Платоном, их родители и младшая сестра. П. А. был известен особой приверженностью к посту, молитвам, изучению Свящ. Писания; часто раздавал милостыню. Ко времени 1-го Патриаршества Николая I Мистика (901-907) Павел был игуменом одного из к-польских мон-рей. Патриарх, наслышанный о добродетелях П. А., вынуждал его занять Коринфскую кафедру, однако игумен отказался из смирения. Тогда митрополитом стал его брат Павел, а П. А. последовал за ним на Пелопоннес, где не позднее 916 г. (во время 2-го Патриаршества Николая I Мистика) по просьбе брата и паствы был хиротонисан во епископа Аргоса и Навплия, входивших в состав Коринфской митрополии (впосл. Арголидская митрополия Элладской Православной Церкви). Епископ приложил много усилий к укреплению дисциплины среди духовенства, а также по-прежнему усердно занимался благотворительностью. Так, к концу дня он старался раздать нуждавшимся все что можно, чтобы в его келье не осталось ничего, кроме одного хитона, да и тот однажды отдал нищему. Во время голода на Пелопоннесе он кормил много людей. Однажды, когда в пифосе осталось немного муки, к-рой едва хватило бы на дневное пропитание собравшимся людям, сосуд неожиданно нашли полным, причем пищи хватило на длительное время и приближенным епископа, и всем нуждавшимся. П. А. удалось организовать ежегодный выкуп пленных у критских пиратов. Однажды они отказались принять выкуп за некую красивую женщину, к-рую хотели подарить своему предводителю, и даже захватили и увезли с собой переговорщиков, но по молитве П. А. пиратский корабль был перехвачен сторожевой триерой и пленников освободили. Некую девушку перед свадьбой терзал бес, вселяя в нее ненависть к жениху. П. А. излечил ее, 7 дней подряд помазывая освященным елеем, и она стала доброй женой. Др. девушку преследовал домогательствами стратиг. П. А. дал ей убежище в храме и молился за нее. Стратига поразила лихорадка и не отпускала, пока он не покаялся и не оставил девушку в покое. Агиограф замечает, что у святого было в обычае помогать тем, кого притесняли более сильные и высокопоставленные люди. По нек-рым предположениям, П. А. основал мон-рь Να Μον около Навплия. В 920 г. преподобный принял участие в Соборе в К-поле, на к-ром был принят т. н. Томос единения, положивший конец расколу Византийской Церкви на евфимиан и николаитов, возникшему вслед. споров о 4-м браке имп. Льва VI Мудрого , а также окончательно преодолевший «Фотиеву схизму».

http://pravenc.ru/text/2580368.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010