Иоанн лишь в том смысле Илия, в каком советская пропаганда говорила, что «Сталин – это Ленин сегодня». Нередко Пушкина называют русским Шекспиром… Лермонтова – русским Байроном… Что же – неужто всякий так выражающийся тем самым верит в то, что душа Шекспира переселилась в Пушкина, а Байрона в Лермонтова?.. По евангельскому свидетельству, Иоанн проповедует «в духе и силе Илии” ( Лк.1:17 ) 083 . “Дух” есть нечто иное, чем душа. О “духе Илии” Писание говорит, что “опочил дух Илии на Елисее” ( 4Цар.2:15 ). Елисей — прижизненный ученик Илии. Перед своим вознесением “Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне” ( 4Цар.2:9 ). Как знак передачи пророческой силы и служения Елисею оставляется плащ (милоть) Илии. “И взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, — Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась… И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее” ( 4Цар.2:14-15 ). Итак, “дух Илии”, пророческий дух есть Божий дар, собственно — благодать. Иоанн, проповедующий “в духе Илии”, действует в Духе Божием. Ориген приводит параллель: Бог столь близко соединил Себя с древними святыми, что назвал Себя “Богом Авраама, Исаака, Иакова”. Почему же Святой Дух не может назвать себя “духом Илии”? (Толкование на Ин. VI, 10, 68). Поставив знак равенства между “духом Илии” и “духом Иоанна”, как общим “пророческим духом”, то есть поняв дух всех пророков как ниспадающую на многие души единую благодать Духа Святого, Ориген смог предложить аллегорическое толкование “таинства Предтечи” (sacramentum Ioannis — Толк. на Лк.4,29 ). Слова апостола “никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым” ( 1Кор.12:3 ) означают, что Дух Своим касанием человеческого сердца должен предшествовать принятию им Христа. Поэтому Дух оказывается Предтечей, раскрывающим путь для Сына. И в жизни каждого христианина Предтеча-Дух Божий указует на воплотившегося Искупителя. Иоанн — “голос” (“глас вопиющего в пустыне”), а Христос — Слово (Толк. на Ин.2:32 ). Голос раскрывает, являет Слово. Во всех пришествиях Иоанн предваряет Иисуса — в том числе и в пришествии Христа в сердце (Толк. на Ин.2:37 ). “Если кто предназначен к вере во Христа Иисуса, необходимо, чтобы прежде дух и сила Иоанна пришли в его душу, дабы подготовить ко Господу народ совершенный и уготовить тропки среди неровностей сердца. И сегодня также дух Иоанна предшествует явлению (parousia) Господа” (Толк. на Лк. 4:29 ) 084 . Если учесть, что Иоанн — проповедник покаяния, то вполне понятно, что покаянный дух есть условие принятия Христа.

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

По евангельскому свидетельству, Иоанн проповедует «в духе и силе Илии» (Лк. 1, 17) [ 110 ]. «Дух» есть нечто иное, чем душа. О «духе Илии» Писание говорит, что «опочил дух Илии на Елисее» (4 Цар. 2, 15). Елисей — прижизненный ученик Илии. Перед своим вознесением «Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» (4 Цар. 2, 9). Как знак передачи пророческой силы и служения Елисею оставляется плащ (милоть) Илии. «И взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, — Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась… И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее» (4 Цар. 2, 14-15). Итак, «дух Илии», пророческий дух есть Божий дар, собственно — благодать. Иоанн, проповедующий «в духе Илии», действует в Духе Божием. Ориген приводит параллель: Бог столь близко соединил Себя с древними святыми, что назвал Себя «Богом Авраама, Исаака, Иакова». Почему же Святой Дух не может назвать себя «духом Илии»? (На Ин. VI, 10, 68). Поставив знак равенства между «духом Илии» и «духом Иоанна», как общим «пророческим духом», то есть поняв дух всех пророков как ниспадающую на многие души единую благодать Духа Святого, Ориген смог предложить аллегорическое толкование «таинства Предтечи» (sacramentum Ioannis — Толк. на Лк. 4, 29) [ 111 ]. Слова апостола «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12, 3) означают, что Дух Своим касанием человеческого сердца должен предшествовать принятию им Христа. Поэтому Дух оказывается Предтечей, раскрывающим путь для Сына. И в жизни каждого христианина Предтеча-Дух Божий указует на воплотившегося Искупителя. Иоанн — «голос» («глас вопиющего в пустыне»), а Христос — Слово (Толк. на Ин. 2, 32). Голос раскрывает, являет Слово. Во всех пришествиях Иоанн предваряет Иисуса — в том числе и в пришествии Христа в сердце (Толк. на Ин. 2, 37). «Если кто предназначен к вере во Христа Иисуса, необходимо, чтобы прежде дух и сила Иоанна пришли в его душу, дабы подготовить ко Господу народ совершенный и уготовить тропки среди неровностей сердца. И сегодня также дух Иоанна предшествует явлению Господа» (Толк. на Лк. 4, 29). Если учесть, что Иоанн — проповедник покаяния, то вполне понятно, что покаянный дух есть условие принятия Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

70 толк. вм. =вспомнят, вероятно, читали = помнутс (ср. Пс.108:14 ; Иер.11:20 ), т. е. «вспомнятся у Бога» бывшие дотоле как бы забытыми» Им (Зигабен). и л. доша и поклонишас вс земл: пред нимъ припадтъ вс въ землю: и дша мо том живетъ. 30. Будут есть и поклоняться все тучные земли; преклонятся пред Ним все нисходящие в персть и не могущие сохранить жизни своей. 31. Потомство [мое] будет служить Ему, и будет называться Господним вовек: 32. придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что сотворил Господь. 31–32. Всеобщее царство Божие не будет ограничиваться и пределами времени. Не одно поколение будет продолжаться владычество Господа, но и потомки первых верующих ( см мо, т. е. Христово, новое поколение верующих, родившееся Христу чрез евангелие, – Феодорит, св. Афанасий, Зигабен) будут служить Господу (ср. Пс.2:11 ), и проповедь о Господе будет продолжаться из рода в род. Одно поколение будет свидетельствовать грядущим поколениям о явлении растворенной бесконечною милостию всесвятой правды Божией в событии искупительных страданий Христа Спасителя и Его спасительного прославления. Так Церковь Христова, невидимо охраняемая Самим Основателем Ее и руководимая Духом Святым, всегда будет хранить, передавая из поколения в поколение, спасительное учение веры ( 1Тим.3:15 ) и пребудет верною Господу во все времена до окончания века ( Мф.28:20 ; Ин.14:16 ), так что врата адова не одолеют ее ( Мф.16:18 ). 31 . И см мо В евр. т. нет местоимения и, по ходу речи, лучше разуметь семя или потомство их, т.е. вступивших в царство Божие (ср. Амвросий 3. – Кам. и Амфилохий); но 70 толк., в соответствие принятому ими чтению в предыд. ст. слова =душа, с суффиксом 1-го лица, и слово =семя читали с таким же суффиксом присоединяя к нему букву иод может быть от следующего слова . возвститъ – правильнее с греч. возвестится, как в Вульгате и древ. слав. псалтирях докт. Скорины и Сербской, – у Амфилохия и русск. Библ. Общ.). Гдеви родъ 70 толк. вм. =роду, кажется, читали род, и соединяют с ним первое слово след. стиха (придут), которое вероятно читали, как (=придет), в смысле сокращённого определительного предложения, вместо который придет, почему перевели ρχομνη – (ср. Пс.70 евр. 71:18). Все полустишие в таком переводе даёт мысль об усыновлении Господом нового поколения верующих: «как у евреев при рождении дитяти давалось о том знать отцу его, чтобы он признал его своих законным сыном и наследником; так Небесному Отцу возвестится о новом поколении верующих, чтобы Он признал их своими чадами и усыновил их Себе». Ту же мысль имел в виду и русский пер., передавая это выражение словами: и будет называться (т. е. потомство верующих) Господним во век; но точно с евр. следует переводить: «будет возвещаться о Господе из рода в род» (= – ср. Пс.78 , евр. 79:13; 88, евр. 89:2 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Глава 13 Соглядатаи Ханаанской земли. Чис.13:4 .  И послал их Моисей из пустыни Фаран, по повелению Господню, и все они мужи главные у сынов Израилевых. «Мужи главные», т. е. представители важнейших и почетнейших родов. Чис.13:17 .  Вот имена мужей, которых посылал Моисей высмотреть землю. И назвал Моисей Осию, сына Навина, Иисусом. С переменой имени И. Навин вступает в обязанности высшие, чем слуга при Моисее ( Исх.24:13 ), становясь его ближайшим помощником. Ошеа, Гошва или Осия означает «освобождение», «спасение». К этому термину Моисей присоединяет имя Иеговы, Иаг, предуказывая в Навине Божие орудие для спасения Израиля. В кн. Неем.6:17 имя Иагошеа произносится как Иешуа. Наше чтение «Иисус» взято из греческого перевода LXX. По разуму свв. оо. и учит. Церкви, преемник Моисея, введший Израиль в землю обетования, был прообразом Иисуса Христа, отверзшего верующим в Него врата Царства Небесного (св. Иустин Философ , Разговор с Трифоном Иудеем, гл.: 34, 70, 76, 86, 100, 113; св. Кир. Иер., Сл. Огл. X; блаж. Федор.: Толк. на кн. Чис., вопр. 25; Толк. на кн. Втор, вопр. 43; Толк. на кн. Нав., вопр. 1, 3, 4, 16). Чис.13:18 .  И послал их Моисей [из пустыни Фаран] высмотреть землю Ханаанскую и сказал им: пойдите в эту южную страну, и взойдите на гору, «В эту южную страну» Ханаана, Негеб. Чис.13:22 .  Они пошли и высмотрели землю от пустыни Син даже до Рехова, близ Емафа; «От пустыни Син». Не следует смешивать пустыню Син (Цин), о которой говорится в данном стихе, с пустыней Син на западном побережье Синайского полуострова ( Исх 16 ). Пустыня Цин составляет северо-восточную часть пустыни Фаран. О пустыне Фаран см. пр. к Чис.10:12 Рехов ( Нав.19:28 ; Суд.1:31 ) – местность в пределах колена Асира, невдалеке от Сидона. Емаф – равнина и горный проход между отрогами Ливана и Антиливана, южнее города Емафа, расположенного в Келе-Сирии, на р. Оронте. Чис.13:23 .  и пошли в южную страну, и дошли до Хеврона, где жили Ахиман, Сесай и Фалмай, дети Енаковы: Хеврон же построен был семью годами прежде Цоана, [города] Египетского;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Св. Василий Великий , как и св. Кирилл, подробно говорит о ложном уповании на всё мирское, а точнее демоническое, и о спасении в обращении к Богу крепкому, Богу Живому. Св. Василий Великий , говоря об остатке Израилевом, обычно указует на слова апостола Павла к Римлянам, где говорится о спасении остатка в последние времена: «И будет, говорит пророк, останок Иаковль к Богу. Очевидно, сие имеет отношение к упоминаемому у апостола останку по избранию благодати ( Рим. 11:5 )» Толк, на пр. Исаию, гл. 10]. Святые отцы, говоря о последних временах, относили это спасение остатка Израилева к обращению иудеев ко Христу во времена антихриста, когда откроется обман лжемессии. Некоторые говорили даже о том, что антихрист сам окажется необрезанным и, таким образом, не только лжемессией, но и лжеиудеем. Представьте себе в христианстве некрещеного патриарха или папу римского! Нехристь – первосвятитель христиан. Этот плевок иудеям – необрезанный язычник-мессия! – и обратит их ко Христу. А как оно будет на самом деле – покажет только история. И, наконец, пророчество Исаии об остатке Израилевом из одиннадцатой мессианской главы книги его пророчеств: И будет в тот день, Ягве снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря ( Ис. 11:11 ). Несмотря на очевидно мессианское значение пророческих слов одиннадцатой главы, прп. Ефрем Сирин рассматривает их историческое исполнение: «Сие относится или к изведению израильтян из Египта, или к избавлению городов Иудейских от Сеннахирима по его падении, или к двукратному изведению иудеев из плена вавилонского; ибо одну часть иудеев из Вавилона вывел Зоровавель, а другую – писец Ездра» Толк, на кн. пр. Исаии, гл. 11]. Во всех трагических исторических обстоятельствах всегда оставалась спасаемая часть народа Божия. Св. Иоанн Златоуст относит эти слова пророка Исаии к мессианскому времени и спасаемым во Христе: «И будет в день оный, приложит Господь показати руку Свою: в день оный, т.е. во время пришествия Христова исполнится это, когда Он, побуждаемый ревностию, опять соберет остаток прочих людей, иже аще останет от ассириов» Толк, на пр. Исаию, гл. 11].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Толкование Четвертой песни о Рабе Ягве приведем на основании толкований блж. Иеронима Стридонского (цитируется по 195, Толк, на пр. Исаию, 52–53 гл.), св. Иоанна Златоуста (101, т. 6, кн. 1, Толк, на пр. Исаию, гл. 52–53) и св. Кирилла Александрийского (125, ч. VIII, кн. 5, Толк, на пр. Исаию, гл. 52–53). 8.2. Прославление Раба Ягве через Его унижение Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится. Как многие изумлялись, смотря на Тебя, – столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его – паче сынов человеческих! Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста Свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали (52:13–15). Пророк воспевает появление Раба Ягве. Явившись, Он будет благоуспешен и даже возвысится и возвеличится. И, одновременно, что с Ним происходит? Лик Его обезображен, Он унижен паче всех. Все народы в изумлении и даже цари их смыкают уста свои, ибо узнают в Нем Того, о Ком возвещали пророки. Все это сбылось на Иисусе Христе из Назарета. Св. Иоанн Златоуст противостоит иудейским толкованиям о Рабе Господнем, как о Давиде, Данииле, Зоровавеле или народе и относит всё сказанное пророком ко Христу. Се уразумеет Отрок Мой. «Что значит: уразуметь, т.е. постичь? Уразуметь Писание: таково, мне кажется, значение данного слова... Я утверждаю, что пророк сказал это во всяком случае о Христе, чтобы показать, что всё совершилось по Его желанию» (Златоуст). Христос разумел Писания и добровольно пошел на страдания, чтобы исполнилось написанное: «И вознесется и прославится... Не со всеми поднятыми, т.е. распятыми, пребывает слава, но напротив им принадлежит презрение» (Златоуст), и только Христос через вознесение на крест прославился. И «что для остальных было причиною проклятия, разрешало все проклятия» согрешивших. Св. Кирилл Александрийский : «Се уразумеет, сказано, отрок мой, и под отроком разумей сына или слугу; потому что Слово, будучи Богом, приняло образ раба, и будучи Господом всех, снизошло до свойств человеческих». Св. Кирилл в униженном образе раба-отрока видит раскрытие Божественного кенозиса, истощания. Бог стал человеком, «доведши себя до такого смирения, тогда и рабом невинно наименован был как приявший только вид раба». Дальше св. Кирилл рассуждает о премудрости устроения нашего спасения во Христе: «Но уразумеет, говорит, вместо: всё будет делать и говорить с разумом и мудростью божественными» и дальше подробно о воплощении Единородного Слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

1Кор.4:5 .  Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога. «Темже прежде времене ничтоже судите, дóндеже приидет Господь, Иже во свете приведет тайная тмы, и объявит советы сердечныя, и тогда похвала будет комуждо от Бога»; то есть вы усматриваете видимое, а Богу явно и сокровенное. Но в настоящей жизни не все обнаруживает Он, в оной же все соделается явным. Посему ожидайте правдивого суда. Ибо тогда увидите правдивые приговоры. И поскольку в сказанном прежде выставлял на среду себя самого, Аполлоса и Кифу, чтобы важностию лиц яснее показать неприличие сделанного, то наконец по необходимости в ясность приводит свое обвинение. 1Кор.4:6 .  Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим. «Сия же, братие моя, преобразих на себе и Аполлоса вас ради, да от нас научитеся не паче написанных мудрствовати». Если мы учители учителей, от Бога приявшие проповедь, не возлагали на вас своих имен, но повелели называться от имени Христова, то вникните, какого нечестия исполнено ими сделанное! Ибо сие означают слова: «да от нас научитеся, не паче написанных мудрствовати». Написано же: «Аще кто хощет старей быти, да будет всем менший» ( Мк. 9, 35 ), и: «Кийждо, в немже призван бысть,… в том да пребывает» ( 1Кор. 7, 24 ). «Да не един по единому гордитеся на другаго». Ибо коринфяне, разделившись на толки и положив называться одни именем одного, а другие именем другого, препирались одни с другими, и каждый толк усиливался своему учителю отдать первенство пред другими. Потом Апостол обращается уже к самим учителям. 1Кор.4:7 .  Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? «Кто бо тя разсуждает?» Какой толк тебя поставил учителем? Почему не называешься одинаково учителем всех? «Что же имаши, егоже неси приял?» Почему так высоко думаешь о себе? По причине ли красноречия? Но Бог наделил тебя этим. По причине ли своего знания? И это – Божий дар. Или по причине совершаемых тобою чудес? И это – действие Духа. «Аще же и приял еси, что хвалишися яко не прием?» Никто не думает о себе высоко по причине чужих у него залогов, но неусыпно блюдет их, чтобы сохранить давшему.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

39 ...Трактатное общество в России. Рига. Международное трактатное общество. Гамбург, Базель, Ватфорд, Стокгольм, Гельзингфорс, Ныо-Йорк Вашингтон, Коллечь-Вью, Монтен-Вью, Капштадт, Калькута, Варбуртон, 1909. На первой странице брошюры внизу есть пометка: Sleep of the Dead. – Russian. 41 Такое обяснение, что «Котта»·– не на месте я имел случай слышать от Юлия Бетхера во время Киевского Миссионерного Сезда. 45 В 11-й главе послания к Римлянам св. Ап. Павел пишет; «Итак спрашиваю: неужели они (т. е. Израиль) преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность... Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое... Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей (чтобы вы не мечтали о себе), что ожесточение произошло в Израиле отчасти до времени, пока не войдет полное число язычников, и так весь Израиль спасется, как написано: приидет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова» ( Рим.11:13 ; Рим.11:25–26 ) 49 Полтавским Миссионерским Советом мне было поручено изложение рассмотрения книги Даниила и лишь по связи с последней – рассмотрение Откровения св. Ап. Иоанна. 55 Толк. Библ. стр. 526. В царствование Домициана по достойному вероятия свидетельству св. Иринея был написан и Апокалипсис. Ibid. Стр. 509. 57 Пока не явился антихрист на землю нужно считать бесплодными попытки угадать под этим числом имя. Попыток этих было не мало и все они неудовлетворительны. 58 Поток крови простирался на 1600 стадий: 4х4х100 числа, указывающие на 4 страны света и полноту правосудной кары Божией. Толк. Библ. стр. 578. 59 Бывшие на киевском миссионерском сезде помнят, как Ю. Бетхер демонстрировал это учение зажженной спичкой, по его мнению от грешников останется после адского огня только пепел. 60 Сектанты – адвентисты могут возразить, нельзя говорить, что «воскресение уже было», это ересь по Апостолу ( 2Тим.2:18 ). На это должно сказать сектантам; если какой либо святой во время 1000 летнего царства, как вы его понимаете, скажет: «воскресение уже было» будет ли он подобен Именею и Филиту? Очевидно, Апостол в тексте 2Тим.2:18 разумеет еретиков, отрицающих будущее воскресение мертвых. Сам Апостол учит о воскресении от мертвых дел.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

5, п. 1–2]. Приобщение народа к явлению славы Ягве и слышанию гласа Божия требовало его очищения и освящения. Оскверненные сосуды не могли восприять славы Божией. И сказал Ягве Моисею: пойди к народу, (объяви,) и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои, чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Ягве пред глазами всего народа на гору Синай. И проведи для народа черту со всех сторон, и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти ( Исх. 19:10–12 ). О необходимости очищения для готовящегося внимать Богу говорит св. Василий Великий : «Но и Беседующий с Моисеем повелевает, чтобы готовящийся слушать Бога измыл одежды. Сошед засвидетельствуй людям, и очисти я днесь и утре, и да исперут ризы. И да будут готовы в день третий ( Исх. 19:10–11 ). А кто достиг туда, тот будет иметь в готовности и одеяние бранно, чтобы не связали ему руце и нозе, и из брачного чертога не ввергли во тму кромешную ( Мф. 22:13 )» с. 362, Толк, на пр. Исаию, гл. 7]. Израильтянам должно было не только самим освятиться, но и омыть свои одежды. Пусть вымоют одежды свои, – велит сказать народу Господь. Об этом рассуждает блж. Феодорит Кирский : «Почему израильтянам, когда принимали закон, повелено было не только самим очиститься, но и вымыть одежды ( Исх. 19:10 )? Посредством телесного возводит их Бог к духовному, внушает им страх, и делает благоговейнейшими. Ибо израильтяне заключали из сего, что тем паче надлежит очистить ум» Толк, на кн. Исход, вопр. 36]. Не только люди, но даже и скот не должен был во время Богоявления прикасаться к святой горе и переступать через проведенную черту. Бог велел Моисею: И проведи для народа черту со всех сторон, и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти. Рука да не прикоснется к нему, а пусть побьют его камнями, или застрелят стрелою; скот ли то, или человек, да не останется в живых ( Исх. 19:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

VII. Бл. Феофилакт Болгарский : В толк. на 2-е посл. к Солунянам: «3ане любве истины не прияша, во еже спастися им. Любовию истины он называет Христа, ибо он был и то и другое, и приходит ради того и другого: по любви к людям и чтобы открыть истину. Апостол намекает на то, что больше всего обольститель будет иметь силы среди иудеев, ибо они не приняли Христа, ни уверовали в Него. Об этом и Христос говорит им: Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене, аще ин приидет во имя свое, того приемлете. И сего ради послет им Бог действо лсти, во еже веровати им лжи. Послет, вместо: попустит ему прийти. Смотри, сначала они отвергли истину, и тогда оставил Бог, и ложь овладела ими... Да суд приимут все не веровавшии истине, но благоволившии в неправде. Не сказал: да получат наказание (ибо если бы и не пришел антихрист, неверующие должны были быть наказаны); но говорит: да будут осуждены, чтобы им быть безответными. Скажут ли они, что мы потому не уверовали во Христа, что Богом Его проповедали ученики, а мы слышали, что один Бог, от которого все? В таком случае, как вы поверили антихристу, который выдает себя за Бога! Христос все относил к Отцу, а этот напротив. Но скажут: мы видели знамения. И Христом совершено было много великих чудес. Кроме того, о Христе пророки предсказывали, что Он Спаситель, а тот сын беззакония и погибели. Потому-то они и будут осуждены, что, оставивши истину, они благоволили, то есть им понравилась и они охотно отдались неправде, то есть обольстителю, употребляющему всякую несправедливость против людей, который сам есть воплощенная неправда» (В рус. пер. изд. 1888 г., стр. 63–64). 6 Иероним в толк. 15–17 ст. 11 гл. пр. Захарии говорит, что под пастырем неразумным следует видеть «антихриста, который придет в конце мира» (ч. XV, стр. 142). Читать далее Источник: Выписка из творений св. отцов и учителей церкви в русском переводе, а также из старопечатных древлеписьменных книг и сочинений духовных и светских писателей по вопросам веры и благочестия пререкаемым старообрядцами/Сост. Самар. епарх. миссионер, иерей Дмитрий Александров. – Санкт-Петербург: журн. «Православ. путеводитель», 1907. – 376 с. разд. паг.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010