24 Послание к Галатам датируют либо временем ок.48 года, либо периодом между 50 и 57 годами (см., в частности: Schreiner Th.R. Galatians. P.31). Разница в датировке зависит от того, какой гипотезы придерживается тот или иной ученый: южно-галатийской или северно-галатийской. Согласно первой гипотезе, Послание к Галатам было адресовано христианам Южной Галатии, которую Павел посещал в ходе второго миссионерского путешествия ( Деян. 16:1–6 ). Согласно второй гипотезе, адресатами послания являются христиане Северной Галатии, о посещении которой Павлом сведений нет. К настоящему времени научный консенсус склоняется в пользу первой гипотезы (см.: George Т. Galatians. Р.40–46; Keener C.S. Acts. Vol.3. P.2324–2330). Ранней датировки послания (48–49 гг.) придерживаются многие сторонники первой гипотезы (Bruce F.F. The Epistle to the Galatians. P.55–56; Schnabel E. Paul and the Early Church. P.1077; Hemer C.J. The Book of Acts in the Setting of Hellenistic History. P.269; Witherington B. Grace in Galatia. P.8–20; Longenecker R.N. Galatians. P.LXXXVIII; Morris L. Galatians. P.22; Dunn J.D.G. The Epistle to the Galatians. P.8). Более поздней датировки (50–57 гг.) придерживаются как сторонники второй гипотезы (в частности: Schnelle U. Einleitung in das Neue Testament. S.112–118), так и некоторые сторонники первой (например: Покорны 17., Геккель У. Введение в Новый Завет. С.226). Если Послание к Галатам было написано ок.48 года, то временной промежуток между ним и Посланием к Римлянам может составлять до 10 лет; если ближе к 57 году, промежуток может быть совсем незначительным. 25 См.: Bruce F.F. The Epistle of Paul to the Romans. P.31–32 («темы, которые в Послании к Галатам раскрываются в срочном и случайном порядке, в Послании к Римлянам излагаются более систематически»). Сравнительный анализ богословских контекстов Посланий к Римлянам и Галатам см„ в частности, в: Beker J.Ch. Paul the Apostle. P.94–108. 28 О значении этого слова см.: Ипарион (Алфеев), митр. Четвероевангелие. Т.1. С.19–24.Об использовании этого термина Павлом см.: Longenecker R.N. The Epistle to the Romans. Р.58–61.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Далее еще раз говорится о предпосылках толкования Церковью Слова Божия, содержащегося в Свящ. Писании: правильное толкование Библии невозможно вне великого Предания, к-рое с первых моментов ветхозаветного опыта вынашивало «в лоне» Слово Божие (DV. 12). Подчеркивая центральное место Библии в жизни Церкви и большую роль католич. специалистов в области библеистики (DV. 21, 23-24), конституция позволяет достаточно широко использовать новые методы в толковании Писания (DV. 12). Следуя герменевтической традиции, восходящей к блж. Августину, конституция утверждает, что, поскольку Бог говорил в Свящ. Писании через людей «и по человечеству, то истолкователь Священного Писания, дабы уяснить, что Бог хотел нам сообщить, должен внимательно исследовать, что священнописатели в действительности намеревались сказать и что Богу было угодно открыть нам через их слова» (Ibidem). «Чтобы выяснить намерение священнописателей, нужно кроме всего прочего принимать во внимание и «литературный жанр». Действительно, истина излагается и выражается по-разному и различными способами в текстах исторических, пророческих, поэтических или в других «речевых жанрах»» (Ibidem). «Но, так как Священное Писание надлежит читать и толковать с помощью того же Святого Духа, под воздействием Которого оно было написано, для верного выяснения смысла священных текстов нужно не менее усердно обращать внимание на содержание и единство всего Писания, учитывая живое Предание всей Церкви и согласие веры» (Ibidem). «Интерпретация Библии в Церкви» Общие положения догматической конституции об Откровении получили конкретизацию в др. документе - «Интерпретация Библии в Церкви»,- подготовленном Папской библейской комиссией и представленном кард. Йозефом Ратцингером папе Иоанну Павлу II по случаю 100-летия энциклики «Providentissimus Deus» и 50-летия энциклики «Divino afflante Spiritu». В документе выражена офиц. позиция католич. Церкви по основным вопросам Г. б. В документе в развитие положений «Dei Verbum» 12 рассмотрены «методы интерпретации и интерпретационные подходы» (30-61), «проблемы герменевтики» (66-77), «характерные черты церковной интерпретации» (78-103), «интерпретация Библии в жизни Церкви» (104-118).

http://pravenc.ru/text/164827.html

К этой же группе должно отнести толкование отдельных мест из Ветхого Завета. Таковы толкования на некоторые изречения из книг – Исхода, Второзакония, Екклезиаста, пророков – Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила. После сказанного об объёме, разделении и характере экзегетических произведений Амвросия мы должны обратиться к вопросам хронологическим и распределить упомянутые сочинения по времени их появления. К сожалению, существует мало точных сведений по этому вопросу, и мы принуждены ограничиться по отношению ко многим из произведений св. отца одними более или менее вероятными предположениями. Самым первым трудом св. Амвросия обыкновенно считается его сочинение «De paradise». Это сочинение, как свидетельствует он сам, было написано им, когда он был «nondum sacerdos» 60 . А так как в епископа св. Амвросий был посвящён 7 декабря 374 г., то написание этого сочинения можно относить к 375 г. К этому сочинению, как мы сказали, тесно примыкает и составляет как бы его продолжение сочинение «de Cain et Abel». В начале последнего находится упоминание о первом. Написание этого сочинения, поэтому также может быть отнесено к 375 или 376 гг. К периоду времени от 376 г. по 386-й можно относить появление сочинений – De Tobia, De interpellatione lob et David, Expositin in psalm. 118. Сочинение Apologia prophetae David появилось между 384 и 387 гг. О нём упоминается в комментариях на Евангелие Луки 61 , вышедших в 385 г. – с одной стороны и в нём самом 62 оплакивается смерть Грациана (387 г.) – с другой. Затем следуют одно за другим сочинения: De Noe et arca, De Abraham, De Isaac et anima, De bono mortis, De fuga saeculi, De Jacob et vita beata, De Joseph patriarcha, De benedictionibus patriarcharum. Все эти сочинения сами по себе не представляют положительных и неоспоримых данных для решения вопроса о времени их появления. Тем не менее, исходную точку для этого можем находить в сочинении De Joseph patpiarcha. Здесь, между прочим, говорится, что библейские истории о Ное, Аврааме, Исааке и Иакове – недавно были предметом исследования св.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Ис.61:1 . Толк. Василиево. Нач. Преже убо глаголю ти званныхъ языкъ. Заимствовано из Толк. Пр. – Синод. Б. 118, л. 171 (без отметки Василиево): еже свыше гла призовмы странъ. Далее общее увещание жидовина: разумей жидовине, кто сый помазан бысть – – – знай, жидовине, кто изъяви велия и преславная якоже христос и тог пророка не бысть, тем рече им, а христос уже пришел. Разумей, жидовине, ко сей есть истинный христос, иже от святой мари родися. Ис.61:2–9 . Василиево. Нач. Лето же есть благоприятно. Заимствовано из Толк. Пр. (за исключением отметки Василиево). Далее обличение: Разумей, жидовине, аще не злодей бы был, то доброе бысте от бога прияли, а не злое – – – , видиши ли, жидовине властель хс прииде от во плоти, того бо ждахомъ и на него уповахомъ. Заимствовано из «Словес св. пророк» – л.83об. Ис.61:10–11; 62:1 . Толк. Нач. благочестиву на н простре рку, многими подобнами благодатьми внчаетъ . Заимствовано з Толк. Пр.–Синод. Б. 118, л. 172. Ис. 62:2–5 . то. Феодоритово. Нач. Слыши убо, паки к церкви творит словеса. Заимствовано из Толк. Пр. (без отметки Феодоритво). – Синод. Б. 118: Нач.: паки къ цркви творитъ. Ис.62:5–7 . то. Василиево. Се о ерусалим глаголетъ: Нач. Стража наречет учителя. Толк. Пр. Син. Б. 118. Л. 173 – без «Василиево». В конце толкования мало уместная вставка о 70 апостолах (ср. выше, стр. 791–792). Ис.62:10–11 . то. Василиево. Нач. мню жидов и зыцы, аще убо кто жидовъ или языкъ вровавшихъ призвании ко крещеню. Источник не ясен. Ис.62:11–12 . то. Григориево. Нач. Проповедует убо софония пророк ясно. Толк. Пр. (без отметки Григориево): проповдаетъ синоу пришествие хво. Далее увещание жидовина: Нач. видиши ли, жидовине, како пророцы вам хотя, но глах постягаючи вас – – –. Источник не найден. Ис.63:1–8 . то. Златоустово. Нач. Слыши убо. жидовине и неверне, премудрое и ясное пророческое прорицание и возшествие на небо господа нашего са ха – – – Едем же зовется гненеъ елинским языком, восор же плоть или плотян – – –. то. Феодоритово. Слыши, жидовине зловерне, аки аспид глухи затыкая уши свои не слышит, тако и ты, зловерне жидовине, не слышиши. – Толкование сборное: обозначение «Златоустово» действительности не соответствует, – принадлежит, вероятно, редактору толкований. Разъяснение имени едема ведется на основании или в соответствие с Толковыми Прочествами (Синод. Библ. 118, л. 174), толкование восора в таком виде встречается в сказаниях неведомым речам и в списках Толк. Пр. XV–XVI в. встречается на полях ркп. Последнее толкование, обозначенное именем Феодорита, заимствовано из Прения Григория Омиритского с Ерваном (см. выше, стр. 796). Для начального обращения к жидовину непосредственного источника не знаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/za...

78 Это выражение, вытекающее из цитированных фрагментов послания св. апостола Павла, буквально встречается сначала у св. Иринея Лионского (Доказательство Апостольской проповеди, 7; стр. 139), а затем очень часто у св. Афанасия: «Отец через Логоса в Духе Святом всё создаёт и возрождает» (Послание Серапиону, 24 ΒΕΠΕΣ 33, 113; ср. также и 20, стр. 109). Ср. и у прп. Иустина (Поповича) . Догматика, т. 2. 5–6. 79 Ср. св. Иоанн Златоуст . Омилия 24, 1 на Послание к Коринфянам (61, 199). Св. Иоанн Дамаскин . О Пречистом Теле, 2 (PG 95, 408). Ср. св. Феодор Студит : «Сия Тайна (Литургия) собранность (рекапитуляция) всецелого Домостроительства» (PG 99, 340). Ср и прот. Георгий Флоровский : «Весь (литургический) порядок Евхаристии есть словесный образ искупительного Домостроительства Христа» (The whole of the Eucharistic rite a comprehensive image of Christ« " s redemptive oikonomia) (там же, стр. 193). Ср. и Г. Бебис. Εχαριστα κατ τ ν Πατερικν ρμηνεαν, » κκΛησα», 8/1959, 143. 80 Омилия 86, 4 и Омилия 25, 2 на Евангелие от Иоанна (59,472 и 150); ср. Омилия 29, 3 на 1 Послание к Коринфянам (61, 244–5). 86 Ср. Николай Кавасила . О жизни во Христе, 2 (PG 150, 532). Ср. Икумений. На Послание к Галатам 4, 6 (PG 118, 1137): «И смотри акцент Троицы: Отец посылает, Сын воплощается, а Дух содействует». (Икумений – епископ Трикки во Фракии, живший в первой половине X века. От него остались толкования на Послания апостола Павла и соборные, на книгу Деяний и на Апокалипсис. Он по большей части ограничивается выдержками из сочинений прежних церковных писателей, но умелый выбор их является его заслугой. Сочинения Икумения изданы Минем («Patrologia», series graeca, т. 118 и 119). На русский язык переведены «Пастырские послания ап. Павла к Тимофею и Титу» (Киев, 1888). (Прим. пер.) Ср. и Зигабен. На Послание Колосянам 1, 19 (там же, т. 2, 121): «Отец благоизволил и послал, Сын сошёл и воплотился, а Дух содействовал и осенял. Ибо тайна Сверхъестественной Троицы во взаимной любви» ( φιλλληλον). Как известно, святые Икумений, Дамаскин, Зигабен и другие поздние отцы в толковании Посланий апостола Павла следовали и практически повторяли толкования св. Иоанна Златоуста .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

перевода его творений). Григорий Нисский составил: Две книги о надписании псалмов, где аллегорически и типологически изъяснил все надписания, а также сказал о цели, порядке и разделении Псалтири (М. 44 t. Есть и в русск. переводе во 2 части его творений. М. 1861 г.). Василий Великий составил 30 бесед на псалмы: 1, 7, 14, 28, 32, 44, 48, 59, 61 и 114, с буквальным и аллегорическим их изъяснением (М. 29 t. Есть и в русск. переводе в V т. его творений. М. 1884 г.). Иоанн Златоуст, думают, что в беседах изъяснил все псалмы, но сохранились лишь беседы на псалмы 3—12, 41, 43—49,109,117,119,150 (М. 55 t. В русском переводе в 1 и 2 тт. твор., а по новому изданию в V т.). Бл. Феодорит объяснил всю Псалтирь «для монахов,» чтобы они, при постоянном чтении ее, понимали читаемое и тем снискивали двоякий себе плод. Объяснение кратко, морально и типологично (М. 80 t., в русском переводе во 2-й части творений его). Кирилл Александрийский также объяснял всю Псалтирь преимущественно типологически, но часть его объяснений утрачена, хотя много и сохранилось: более ста псалмов полностью, а остальные частями и стихами (М. 69 t.). Прекрасное собрание из отеческих толкований и значительное пополнение собственными трудами представляет толкование Евфимия Зигабена, сохранившееся на всю Псалтирь (М. 128 t., в рус. переводе: Киев. 1875—1876 гг.). Западные толковники отеческого периода не так богаты толкованиями на Псалтирь. Не много осталось толкований, подражательных Оригену, от Илария Пиктавийского (Псс. 1, 2, 50—62, 118—150. М. 9 t.). От Амвросия Медиоланского сохранились беседы на 12 псалмов и объяснение 118 псалма, гомилетического характера (М. 14 t.). У Иеронима был какой-то маленький комментарий — commentariolus — на Псалтирь, прославляемый древними, но до ныне не сохранился. А его «Бревиарий» не подлинен. Сохранилось лишь в его письмах несколько объяснений на части псалмов 44, 89, 118, 126-го. От Августина сохранилось полное объяснение на 150 псалмов, наполненное моральными христианскими размышлениями, но не буквальным изъяснением (М.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

273 Омилия 39, 2 на 1 Послание к Коринфянам (61, 335). Ср. то же (61, 334): «Не воплощение, а смерть (Христова) разрушила смерть; когда Он пребывал во плоти, то владычество смерти ещё продолжалось». 279 Ср. св. Иоанн Златоуст . Беседа на Вознесение, 2 (50, 445). Омилия 17, 2 на 1 Послание к Коринфянам (61, 140–1). Ср. св. Ириней Лионский . Против ересей, 4, 34, 4 (PG 7, 1086). Ср. и св. Иоанн Дамаскин . На Послание к Ефесянам 2, 5 (PG 95, 829): «Ибо то, что происходило с Христом, переходит и на нас, соединённых с Ним». Ср. и свт. Феофан, там, стр. 341: «Воистину, после Воскресения Перворождённого из мёртвых (Христа) оживотворённый совоскрес, и сопрославлен каждый член таинственного тела Его, и вообще, потенциально совоскресло и всё человечество». 280 Омилия 4, 1–2 на Послание к Ефесянам (62, 32). Воскресение Церкви, по толкованию Икумения (На 1 Послание к Коринфянам 15, 13. PG 118, 865), совершается таким образом, что «безусловно и всегда часть следует за целым, остальное тело следует за главой». 281 Добавление в приведённых глаголах предлога σν-с, как верно замечает экзегет П. Трембелас, подчёркивает и выделяет «наше соединение с Христом как Главой нашей, последствие которого – наше оживотворение и воскресение» ( πμνημα..., т. 2, стр. 99). 282 Об этом говорит и кондак праздника Вознесения в гимнографии нашей Церкви: «Исполнив смотрение (Домостроительство), и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш...» 283 Ср. св. Иоанн Златоуст . Омилия 3, 2 на Послание к Ефесянам (62, 25). Ср. св. Григорий Палама . Исповедание веры (у И. Кармириса, Τ Δογματικ μνημεα т.1/2, 408): «Он (Христос) вознёсся Сам на небо и воссел одесную Отца, делая равночестну и сопрестольну как равнобожественную нашу телесную одежду (соединённую с Богом)» ( μτιμον κα μθρονον ς μθεον). 287 Омилия 5, 1 на Послание к Евреям (63, 46–47); Омилия 15, 4 на 1 Послание к Тимофею (62, 586): «Я управляю, – говорит Он (Бог), ангелами; и ты (управляешь) – чрез Начаток (Христа). Я восседаю на царском престоле; и ты совосседаешь Мне – чрез Начаток. И воскресил с Ним, – говорит (апостол), – и посадил на небесах во Христе Иисусе ( Еф. 2:6 ). Тебе покланяются херувимы и серафимы и все ангельские силы, начала, власти, престолы, господства – чрез Начаток (­Христа)». Ср. и Омилия 3, 3 на Послание к Ефесянам (62, 27).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Октоих. Глас 7–й. Β воскресенье на утрени, после 2–го стихословия, седален 1: «Запечатану гробу, живот от гроба возсиял еси Христе Боже: и дверем заключенным, учеником предстал еси всех Воскресение, дух правый теми обновляя нам, по велицей Твоей милости». 1059 Триодь Цветная. Воскресение Господне (Пасха). Канон, песнь 6, тропарь 1: «Сохранив цела знамения, Христе, воскресл еси от гроба, ключи Девы невред и вый в Рождестве Твоем, и отверзл еси нам райския двери». 1060 Νικοδημου γιορετου. ορτοδρμιον. Βενετα, 1836. Σ. 56. 1061 Свт. Епифаний Кипрский. Против ересей. Кн. 3. Т. 2. Гл. 17//PG. 42 817 AB. 1062 Преп. Симеон Новый Богослов. Слово 45, 5//«Творения. ТСЛ, 1993. Ч. 1. С. 381. 1063 Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на св. Матфея евангелиста. Беседа 47. Ст. 1. М., 1993. Кн. 2. С. 490. 1064 П. Ν. Τρεμπελα. Δογματικ της " Ορθοδξου Καθολικς Εκκλησας. θηναι, 1961. Τ. 3. Σ. 477. 1065 Свт. Иоанн Златоуст. На Посл. к Флп. беседа 13, 2//PG. 62, 278–279. 1066 Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. Беседа 36. Ст. 1. Репринт. ТСЛ, 1994. С. 255. 1067 Свт. Иоанн Златоуст. На 1–е Посл. к Кор. беседа 41, 2–3//PG. 61, 357–358. 1068 Свт. Василий Великий. Против Евномия. Слово 3, 2//PG. 29, 657. 1069 Π. Ν. Τρεμπελα. Δογματικ της " Ορθοδξου Καθολικς Εκκλησας. θηναι, 1961. Τ. 3. Σ. 477. 1070 Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Посл. к Римлянам. Беседа 5. Ст. 3. М., 1994. С. 528: На псалом 48, 5//PG. 55, 230. 1071 Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные… Поучение 18. Ст. 19. М., 1991. С. 305. 1072 Свт. Иоанн Златоуст. На 1–е Посл. к Кор. беседа 41, 3//PG. 61, 358; О воскресении мертвых, 8//PG. 50, 430. 1073 Свт. Григорий Палама. Ко всечестной во инокинях Ксении//Добротолюбие. Т. 5. С. 279. 1074 Свт. Иоанн Златоуст. О воскресении мертвых//PG. 50, 430; На 2–е Посл. к Кор. беседа 10, 2//PG. 61, 469. 1075 Икумений Триккский. На Посл. к Флп. 3, 20–21//PG. 118, 1312 В: «И говорит (Павел), что Он сделает» наше тело «подобным Своему телу, сидящему одесную Отца и которому поклоняются Небесные Силы. Ибо и наше тело преобразуется в нетленное благодатью Бога нашего Иисуса Христа». 1076

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

В Г. п., по мнению этих исследователей, Павел не рассуждает о том, как может спастись каждый конкретный человек, а пересматривает границы для народа, избранного Богом. Он говорит о том, как в Израиль могут влиться те, кто не являются потомками Авраама по крови. Ап. Павел утверждает, что признаком принадлежности к избранному народу является не исполнение дел закона, а проявление веры в ответ на Благую весть. Вот почему оправдание совершается по вере, т. е. обещанное наследство дается тем, кто веруют во Христа. Триадологии, христологии и эсхатологии в Г. п. уделяется меньше внимания, но тем не менее вера ап. Павла здесь выражена достаточно четко (напр., в Гал 4. 4-6; 6. 7-9). Для последующей истории церковного богослужения важным является краткое учение о таинстве Крещения , представленное в Гал 3. 27. Толкования на Г. п. в ранней Церкви, средневековье и период Реформации Толкование Оригена на Г. п. утеряно. Согласно блж. Иерониму, Ориген написал 15 книг и 7 гомилий на Г. п. В наст. время в лат. переводе сохранились фрагменты лишь 2 или 3 из них (PG. 14. Col. 1293-1298). Из толкований на Г. п. представителей антиохийской школы на греч. языке сохранились фрагменты комментария, написанного Феодором Мопсуестийским († 429) (PG. 66. Col. 897-912). Полностью дошло лаконичное толкование его ученика - блж. Феодорита Кирского (393-460) (PG. 82. Col. 459-504). Наибольшей известностью пользуется толкование свт. Иоанна Златоуста, написанное между 395 и 398 гг. Хотя обычно его комментарии представляли собой проповеди на отдельные отрывки Свящ. Писания, толкование на Г. п. выполнено последовательно к каждому стиху (PG. 61. Col. 611-682). Менее известны труды Евсевия Эмесского, Севериана Габальского, свт. Кирилла Александрийского, свт. Геннадия I, патриарха К-польского, и свт. Фотия (фрагменты их сочинений, а также греч. катены на Г. п. см. в сб.: Pauluskommentare aus der griechischen Kirche/Aus Katenenhandschriften gesamm. u. hrsg. v. K. Staab. Münster, 1933). Сочинения более поздних греч. авторов - прп. Иоанна Дамаскина (PG. 95. Col. 775-822), Икумения (PG. 118. Col. 1089-1166), свт. Феофилакта Болгарского (PG. 124. Col. 952-1032) и Евфимия Зигабена ( Euthymii Zigabeni Commentarius XIV epistolas Sancti Pauli et VII catholicas/Ed. N. Calogeras. Athenis, 1887. 2 vol.) - носят преимущественно компилятивный характер.

http://pravenc.ru/text/161503.html

110 Святой Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеем, 61//Сочинения святого Иустина, философа и мученика. М., 1892. С. 232. 113 Святитель Григорий Нисский. Точное истолкование Екклесиаста Соломонова. Беседа 8//Святитель Григорий Нисский. Творения. Ч. II. М., 1861. С. 152. 114 Святитель Иоанн Златоуст. На собор архангелов//Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. VIII. СПб., 1902. С. 971 (эта проповедь в издании Ж. П. Миня отнесена к разряду spuria). 115 Блаженный Феодорит Кирский. Изъяснение трудных мест Божественного Писания//Блаженный Феодорит Кирский. Творения. Т. I. М., 1855. С. 277–278. 118 Преподобный Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы, 3, XXVI. СПб., 1893. С. 107. 120 См. Преподобный Макарий Египетский. Беседы, послание и слова. Беседа 25, гл. 6. Сергиев Посад, 1904. С. 138; Святитель Василий Великий. Беседа на 32-й псалом, 3//Святитель Василий Великий. Творения. Т. I. СПб., 1911. С. 142. 121 Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на псалмы, 43, 3//Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. V. СПб., 1899. С. 169. 122 Протоиерей Валентин Амфитеатров. Очерки по библейской истории Ветхого Завета. От Иисуса Навина до воцарения Давида. Юрьев, 1910. С. 25; ср. также: Протоиерей Порфирий Владимирский. Опыт краткого толкования на книги Иисуса Навина, Судей, Руфь и 12 начальных глав 1 кн. Царств. СПб., 1884. С. 27. 127 Цит. по: Scognamiglio R. Giosu– nell’esegesi dei Padri//Parole di vita. 4 (1987). P. 55–61. Символичность числа 7, многократно повторяемого в Нав 6, отмечается многими святыми Отцами; см., например, Святитель Григорий Богослов. Слово 41, на святую Пятидесятницу: “Примечаю еще седмь труб Иисуса Навина, также число обхождений, дней и иереев, от которых падают стены Иерихонские”. — Святитель Григорий Богослов. Творения. Т. I. Сергиев Посад, 1994 (репринт). С. 577. 134 Святитель Иоанн Златоуст. Беседы о статуях, X, 5//Святитель ИоаннЗлатоуст. Творения. Т. II. СПб., 1899. С. 128–129. 135 Преподобный Ефрем Сирин. О страхе Божием и о последнем суде//Преподобный Ефрем Сирин. Творения. Т. IV. Сергиев Посад, 1900. С. 96.

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010