2. И вот, неповинен я в нечестии вашем и в преступлениях, кои совершите вы в конце веков [против Спасителя мира Христа], соблазняя Израиль и навлекая на него беды всякие от Бога. 3. И сотворите вы беззакония в Израиле, так что не вынесет Иерусалим злых дел ваших, но порвется завеса в Храме и не скроет непристойности вашей. 4. И рассеетесь вы пленниками среди народов и будет там позор и проклятие на вас. 5. Ибо дом, который изберет Господь, Иерусалимом наречется, как сказано в книге Еноха праведного. XI. Когда же я взял себе жену, было мне двадцать восемь лет; ей было имя Мелха. 2. И зачала она, и родила сына, и нарекли ему имя Гирсон, 14 ведь были мы в чужой земле. 3. И увидел я, что не быть ему среди первых. 4. Кааф же родился в тридцать пятый год жизни моей, и было то при восходе солнца. 5. И узрел я в видении: стоял он в вышних посреди собрания. 6. Оттого нарек я ему имя Кааф, [что значит начало великих дел и наставление]. 7. И третьего сына родила мне на сороковом году жизни моей, и оттого, что страдала в родах его, нарек я его Мерари, что значит огорчение. 8. Иохаведа же родилась в Египте на шестьдесят четвертом году моем: ибо был я во славе между братьев моих. XII. И взял Гирсон жену и родил от нее Ливни и Шимеи. 2. Сыновья же Каафовы суть Амрам, Ицгар, Хеврон и Узиил. 3. А сыновья Мерари суть Махли и Муши. 4. На девяносто четвертом же году моем взял Амрам Иохаведу, дочь мою, себе в жены, ибо в один день родились он и дочь моя. 5. Восьми лет был я, когда вошли мы в землю Ханаанскую, восемнадцати лет, когда убил я Сихема; с девятнадцати лет был я священником, в двадцать восемь лет взял я жену, и сорока восьми 15 вошел я в Египет. 6. И вот, дети мои, вы – третье поколение. 7. Иосиф умер, когда было мне сто восемнадцать лет. XIII. Ныне, дети мои, завещаю вам: Бойтесь Господа Бога вашего всем сердцем вашим, и живите в простоте по всем законам Его. 2. И учите детей ваших грамоте, дабы имели они знание во всю жизнь свою, читая постоянно закон Божий. 3. Ибо всякий, кто познает закон Господа, почитаем будет, и не примут его как чужого, куда бы ни пришел он.

http://azbyka.ru/otechnik/6/zaveshhanija...

И о сынах Израиля написано и определено: если они обратятся к Нему в справедливости, то Он отпустит им всякую вину и все грехи их простит. Написано и определено, что милосердие будет оказано всем, которые обратятся от всякого своего злодеяния, однажды в год. Но всем тем, которые свои пути и свое стремление извратили пред потопом, не дано снисхождения, кроме только Ноя, ибо Господь призрел на лице его ради сыновей, которых Он спас из-за него от потопа. Ибо сердце его было праведно во всех путях его, как было повелено ему. И он ничего не преступил из того, что было ему предписано. И Господь сказал: «Да будет истреблено все, что на суше, от всякого скота до диких зверей и птиц и до всего, что движется на земле!» И Он повелел Ною сделать себе ковчег, чтобы спастись в нем от потопа. И Ной сделал ковчег для всех тварей, как Он повелел ему, в (двадцать седьмой) юбилей, в пятую седмину, в пятый год. И он вошел в него в шестой год ее, в другой месяц, в новолуние другого месяца. До шестнадцатого дня его вошел в ковчег он и все, что мы привели к нему. И Господь затворил его снаружи в семнадцатый день вечером. И Бог открыл семь окон небесных, чтобы они изливали воду с неба на землю в продолжение сорока дней и сорока ночей. И источники бездны также изливали воду, так что весь мир наполнился водою. И поднялись воды на земле: на пятнадцать локтей поднялась вода над всеми высокими горами. И ковчег носился над землею и плавал на поверхности воды. И вода стояла на поверхности земли пять месяцев, сто пятьдесят дней. И он (ковчег) пришел и остановился на вершине Любара, одной из гор Арарата 14 . И в четвертый месяц замкнулись источники великой бездны и хляби небесные затворились. И в новолуние седьмого месяца все отверстия пропастей земли открылись, и вода стала стекать в преисподнюю бездну. И в новолуние десятого месяца показались вершины гор. И в новолуние первого месяца обнаружилась земля, и вода стекла с земли в пятую седмину в седьмой год ее. И в семнадцатый день второго месяца просохла земля.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

На Моавитских равнинах Моисей сотворяет медного змея. Византийская миниатюра      У евреев был выбор: идти в Ханаанскую землю с северо-западной стороны или с северо-восточной. В первом случае они опасались филистимлян. Моисей выбрал путь через Идумею. Но царь Едомский не позволил пройти через свою страну. Тогда пришли из пустыни Син к горе Ор, находившейся на границе Идумеи и Палестины, к югу от Мертвого моря. По повелению Господа Аарона возвели на гору Ор, сняли одежды его и облекли в них сына его Елеазара. Здесь, на вершине горы, умер Аарон. Было ему сто двадцать три года. Оплакивал народ его тридцать дней. Произошло это в пятый месяц сорокового года по исходе из Египта. Гору Ор арабы сейчас называют в честь первосвященника Аарона — Джебель Гарун (гора Аарона). Он был первым возведен в первосвященническую степень. У пророка Давида Аарон назван святой Господень (Пс 105, 16). Словами дом Ааронов священные писатели нередко называют ветхозаветное священство. Сорокалетнее скитание по пустыне подошло к концу. В истории Израиля начинался новый период — завоевание Ханаанской земли. От горы Ор евреи двинулись в путь и обошли Идумею с западной стороны. Народ вновь стал малодушествовать и роптать. Тогда Господь послал ядовитых змей, которые жалили евреев. Многие умерли. Народ пришел к Моисею, стал каяться и просил помолиться Господу, чтобы избавил людей от змей. Тогда Господь повелел Моисею сделать медного змея и поднять его на шесте: если змей ужалит кого-нибудь, ужаленный, взглянув на него, оставался жив. Медный змей был прообразом Иисуса Христа. Господь Спаситель Сам указывает на это: И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3, 14–15). Прорицатель Валаам      На восточной стороне Иордана на пути евреев было царство Аморрейское. Израильтяне просили их царя Сигона позволить пройти через его владения. Но он выступил с войском против них. Израильтяне победили и завоевали его земли. Точно так же они поступили с царем Васанским Огом. Его владения простирались от притока Иордана — Иавока до горы Ермон. Эти победы воспеты в 135-м псалме, который называется полиелейным (многомилостивым): Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его (Пс 135, 1). В нем сначала Господь воспевается как Творец мира, затем как Покровитель богоизбранного народа.

http://pravoslavie.ru/103709.html

О популярности апокрифа в Средние века свидетельствует тот факт, что он сохранился не только на греческом языке (причем во многих рукописях), но и на славянском и армянском. Дошли также фрагменты сирийского и эфиопского переводов. Первое издание греческого текста: J. Е. Grabius. Spicilegium sanctorum patrum, ut et haereticorum, seculi post Christum natum I, II et III. Oxoniae (Oxford), 1698. На русском языке «Завещания» издавались дважды: Отрывок иудейских древностей. М., 1816 (перевод сделан с латинского переложения). Прот. А. Смирнов . Заветы 12 Патриархов, сыновей Иакова. Казань, 1911. Настоящий перевод выполнен по изданию: R. H. Charles. The Greek Versions of the Testaments of the 12 Patriarchs. Oxford, 1908. Следует заметить, что в научных изданиях текста «Завещаний» (в т. ч. и в названном издании Чарльза) используются не только греческие, но также армянские и славянские рукописи. Существенные различия между разными рукописями выносятся на поля, а часто печатаются все имеющиеся варианты одного и того же фрагмента текста (иногда – до четырех вариантов). В переводе, публикуемом в настоящем издании, в каждом случае выбран только один вариант – наиболее развернутый, либо наиболее понятный. Славянский перевод апокрифа опубликован в книге: Н. С. Тихонравов. Памятники отреченной русской литературы. СПб, 1863. Завещание Рувима, первородного сына Иакова и Лии I. Список завещания Рувима, которое дал он сыновьям своим, прежде чем умереть, в сто двадцать пятый год жизни своей. 2. Два года спустя после кончины Иосифа, брата его, занемог Рувим, и собрались проведать его дети и дети детей его. 3. И сказал он им: Дети мои, вот я умираю и отправляюсь дорогою отцов моих. 4. Увидев же подле Иуду, Гада и Асира, братьев своих, сказал им: Поднимите меня, дабы говорить мне к братьям и детям моим о том, что сокрыто в сердце у меня. Ибо вот, я отхожу ныне. 5. И поднявшись, поцеловал их и сказал им: Слушайте, братья мои и дети мои, внемлите Рувиму, отцу вашему, что завещаю вам. 6. Вот, я заклинаю вас Богом небесным, да не совершите проступка по незнанию юности, как я предался пороку и осквернил ложе отца моего Иакова. 7 . Говорю же вам, что поразил меня Бог ударом великим во чрево мое на семь месяцев, и, если бы не просил отец мой Иаков обо мне у Господа, взял бы меня Господь. 8. Было мне тридцать лет, когда совершил я злое пред лицом Господа, и слабость смертная охватила меня на семь месяцев. 9. После же этого каялся я пред лицом Господа семь лет, ибо возжелала того душа моя. 10. И не пил я вина и сикера, и мясо не входило в уста мои, и никакой пищи вожделенной не вкушал я, но пребывал в печали о согрешении моем, ибо оно было велико, и не было подобного ему в Израиле.

http://azbyka.ru/otechnik/6/zaveshhanija...

Серапион, придя в Лакедемон, узнал, что здесь один благочестивый муж заражен был ересью Манихейскою. Подвижник продал себя ему и в два года успел своими наставлениями отклонить от ереси его самого и жену со всем домом его и присоединить их к Церкви. Наставив их в благочестии, Серапион через несколько времени удалился от них, отдав им деньги, за которые продал себя, и, не имея с собою решительно ничего, сел на корабль, плывший в Рим. Корабельщики, смотря на него, думали, что он сам, или кто-либо по его просьбе, перенес на корабль его пожитки, или что станет тратить золото на издержки, и поэтому без расспросов приняли его. Отплыв стадий на пятьсот от Александрии, около захождения солнца, прежде пообедали корабельщики, потом стали есть и прочие, бывшие на корабле. Видя, что Серапион не ест в первый день, они предполагали, что он получил отвращение от пищи вследствие плавания, то же было и во второй, в третий и четвертый день. Когда в пятый день во время общего обеда, увидели, что он опять ничего не ест, спросили его: «Что ты не ешь, любезный?» – «Мне нечего есть», – отвечал он им. Услышав это, корабельщики стали спрашивать друг друга, кто взял его запасы на корабль. Когда же узнали, что никто не брал их (ибо ничего у него не было), то начали бранить его и говорили: «Как ты пошел сюда без всяких запасов? Чем будешь питаться в продолжение плавания? И чем заплатишь нам за перевоз?» Он спокойно отвечал им: «У меня ничего нет кроме худого рубища, которое на мне. Отвезите и бросьте меня там, где взяли». – «При настоящем, благодаря Бога, попутном ветре, – отвечали ему, – мы не согласимся сделать этого, если бы ты дал нам даже сто золотых». Таким образом Серапион пробыл без забот на корабле, и корабельщики кормили его до самого Рима. Здесь он встретился с одним доблестным в подвижничестве мужем, учеником Оригена , Домником, который совершал великие подвиги. О нем ходила молва, что он творил много чудес; говорили, что по смерти его даже постель его исцеляла болезни. Встретившись с ним и получив от него наставления (ибо сей муж отличался и нравом, и познаниями, и словом, и жизнью), Серапион спросил его: какой еще есть здесь подвижник или подвижница? – и узнал от него об одной девице, пребывающей в безмолвии, которая двадцать пять лет жила, заключившись в своей келье и ни с кем за это время не виделась.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ст. 28. …Вострепетала земля за обитающих на ней (по случаю зверств Антиоховых), и весь дом Иакова облекся стыдом… Стыд происходил от сознания, что жестокостями Антиоха Господь наказывает Израильтян за преступное отступничество от веры отцов своих, Ст. 29. …По прошествии двух лет послал царь Антиох начальника податей в города Иуды... для грабежа и убийства. Этот начальник был Аполлоний , который с кровожадной точностью исполнил волю царя 1095 . Ст. 30. ... он, т. е. Аполлоний , внезапно напал на город ,... и погубил множество народа Израильского... Для своего нападения Аполлоний выбрал субботний день, когда Евреи не брались за оружие из опасения нарушить святость покоя субботнего 1096 . Ст. 41–42. …Царь Антиох написал всему царству своему, чтобы все были одним народом, и чтобы каждый оставил свой закон... Замыслы Антиоха, казавшиеся ему, вероятно, великими и блестящими, состояли в том, чтобы всех своих подданных сплотить в один могущественный народ; и это политическое единство ему казалось возможным создать только на религиозном объединении подвластных ему народов. Ст. 51 ... и повелел городам Иудейским приносить жертвы во всяком городе… Это было совершенно вопреки предписанию закона Иудейского, по которому жертвы могли приноситься только в одном месте, именно, на жертвеннике Иерусалимском. Указом Епифана, конечно, предписывались жертвы языческие. Ст. 54. …В пятнадцатый день Хаслева (ок. 1-го декаб.), сто сорок пятого года (т. е. 167 г. до Р. X.), устроили на жертвеннике Иерусалимском мерзость запустения... Полагают, что здесь разумеется идол Юпитера Олимпийского; по Иосифу же Флавию – небольшой языческий алтарь, на котором возносили в жертву свиней 1097 . Ст. 58. …С... насилием поступали они (Сирийцы) с Израильтянами, приходившими каждый месяц в города... Это ежемесячное путешествие Израильтян в города было тоже не добровольное, как открывается из второй Маккавейской книги. Их приводили туда каждый месяц в день рождения царя на идольские жертвы 1098 . Ст. 59. …И в двадцать пятый день месяца, принося жертвы на жертвеннике, который был над алтарем, язычники убивали и проч.... Это примечание повествователя дает заметить, что, хотя мерзость запустения устроена была на священном жертвеннике Иерусалимском еще 15-го Кислева; но нечистые жертвы закурились лишь с 25-го числа этого месяца, 167 г. до Р. X. Впоследствии, именно через три года после этого, храм был освящен снова, и в то же самое число, когда случилось его осквернение 1099 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

25) Плененъ ты чуждыми помыслами, и почувствовалъ, что отводятъ тебя въ рабство, и пришелъ въ себя? перестань наконецъ, и остановившись въ грехе своемъ, на чемъ застигъ ты самъ себя, сядь, плачь, и какъ сделали некогда израильтяне, такъ и ты повторяй написанное въ псалме сто тридцать шестомъ. Если же, признавая для себя желаешь после возблагодарить; то у тебя есть псаломъ сто тридцать восьмой. Снова окружили тебя враги и хочешь избавиться отъ нихъ? читай сказанное въ псалме сто тридцать девятомъ. Желаешь ли вознести и молиться? пой псалмы пятый и сто сорокъ второй. Возсталъ на народъ врагъ мучитель? не ужасайся, какъ Давидъ не убоялся но веруй и ты подобно Давиду, воспевая сказанное въ псалме сто сорокъ третьемъ; а потомъ, дивясь и содержа въ памяти благость, явленную на тебе и на всехъ, если желаешь благословить за это Бога, говори словами Давида, изрекъ онъ въ псалме сто сорокъ четвертомъ. Желаешь ли петь Господу? имеешь, что изречь — псалмы девяносто второй и девяносто седьмой. Если ты малъ, но для какой–нибудь потребности предпочтенъ твоимъ; то не превозносись предъ ними, но, воздавъ славу избравшему тебя Господу, воспой и ты псаломъ сто пятьдесятъ первый, собственно Давиду. Но желаешь ты петь пакои, надписанные: имеешь псалмы: сто четвертый, сто пятый, сто шестой, сто одиннадцатый, сто двенадцатый, сто тринадцатый, сто четырнадцатый, сто пятнадцатый, сто шестнадцатый, сто семнадцатый, сто восемнадцатый, сто тридцать четвертый, сто тридцать пятый, сто сорокъ пятый, сто сорокъ шестой, сто сорокъ седьмой, сто сорокъ восьмой, сто сорокъ девятый, сто пятидесятый. 26) Когда желаешь воспевать, что въ особенности сказано о Спасителе: тогда и въ каждомъ псалме найдешь нечто такое; преимущественно же имеешь для сего псалмы сорокъ четвертый и сто девятый, въ которыхъ изображены Его преискреннее отъ Отца и во плоти; псалмы двадцать первый и шестьдесятъ восьмой, въ которыхъ предсказаны божественный крестъ, и то, какимъ подвергся кознямъ, и что претерпелъ Онъ за насъ; псалмы второй и сто восьмой, въ которыхъ обнаружены и лукавство также предательство псалмы двадцатый, сорокъ девятый и семьдесятъ первый, въ которыхъ изображены Его царство, власть какъ и второе къ намъ во плоти и язычниковъ; псаломъ же пятнадцатый показываетъ Его во плоти; а псалмы двадцать и сорокъ шестой возвешаютъ Его на небеса. Также, читая псалмы девяносто второй, девяносто пятый, девяносто седьмой и девяносто восьмой, можешь усмотреть Спасителя, оказанныя намъ Его

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Наконец приехали офицеры. Один из них, весьма внушительный своими размерами, приказал всем выйти из машин. Здесь следует указать, что компания состояла из бывших десантников, воевавших в Афганистане. Они и в молодости весили по центнеру с лишним, а теперь и вовсе поднакопили могущества. И когда пятый или шестой из них, протирая глаза, ступил на землю, офицер сделал останавливающий жест рукой. А когда вышел следующий, он выставил перед собой и вторую руку. После чего, с трудом подбирая слова, объяснил, что наши пограничники его обо всем предупредили и он пропустил бы машины без всякой задержки, но теперь надо платить штраф за превышение скорости. «Какие проблемы, командир», – и рыбаки привычно полезли за деньгами. Но оказалось, что проблемы есть, и дальнейшие события потребовали от всех присутствовавших запредельного умственного напряжения. Офицер развернул на капоте своей машины таблицу штрафов и долго-долго ее изучал. Оказалось, что шкала заканчивалась двукратным превышением скорости. А для населенного пункта это было сто двадцать километров в час. «Штрафуй за сто двадцать», – просили страдальцы. «Но вы ехали сто шестьдесят», – сообщал офицер. «Бери за сто шестьдесят», – легко соглашались они. «Но за сто шестьдесят нельзя, можно только за сто двадцать». Это продолжалось довольно долго. Ему предлагали заплатить уже и за двести, и за пятьсот, но он хотел за сто шестьдесят, а такой цифры в таблице никак не обнаруживалось. «Нечего было ехать сюда, – вздыхал сидящий с пивом и воблой, – на последнем озере хорошая рыбалка была». Кто-то поинтересовался вдруг, с какой скоростью можно было ползти по шоссейке. «Семьдесят», – объявил офицер. «Ну так, может, удвоите эту скорость, мы ведь и по трассе с превышением ехали? И оштрафуете нас не за превышение скорости в населенном пункте, а за превышение скорости на трассе – оно ведь произошло еще раньше?» – спросил он без всякой надежды в голосе. Офицер снова долго смотрел в таблицу, молчал, потом произнес: «Да». Вот так на ста сорока сторговались. Почему – наши так и не поняли. Однако они уже начинали привыкать к тому, что жизнь становится все загадочней.

http://azbyka.ru/fiction/rajskie-xutora-...

Поэтому работы оставались неоконченными до Неемии и до двадцатого года царя Артаксеркса. (Таким образом плен до владычества персов продолжался семьдесят лет). Н это время протекло сто пятнадцать дет владычества персов, со времени же взятия Иерусалима это был сто восемьдесят пятый год. Тогда впервые повелел Артаксеркс обстроить Иерусалим; над этими работами начальствовал Неемия; и застроены были улицы и обнесены стенами. Если считать с этого времени, то окажется семьдесят седмин лет до Христа. Если же за начало брать другое время, то и времена не совпадут, и много противоречий окажется. Ибо если будем считать семьдесят седмин с Кира и с первой его милости (indulgentia), чрез которую был ослаблен плен иудейский, то найдем сто или более того лет, превышающих определенное число семидесяти седмин, и гораздо более, если [будем считать] с того дня, в который ангел говорил Даниилу, и еще большее число прибавится, если за начало седмин брать начало плена. Ибо персидское царство до начала македонского [царства] продолжалось двести тридцать лет, сами же македоняне царствовали триста лет; отсюда до пятнадцатого (κκαιδκατον) года Кесаря Тиверия, когда пострадал Христос, насчитывается шестьдесят лет, которые вместе составляют пятьсот девяносто лет, так что получается лишних сто лет. От двадцатого же года царя Артаксеркса до Христа получается полных семьдесят седмин по лунному счислению евреев, которые считают месяцы по движению не солнца, а луны. Ибо от сто пятнадцатого года владычества персов, когда Артаксеркс, царь этого государства, имел двадцатый год своего царствования, и когда был четвертый год восемьдесят третьей олимпиады до двести (или сто) второй олимпиады и до второго года той же олимпиады и пятнадцатого года Цезаря Тиберия составляется четыреста семьдесят пять лет, составляющих четыреста девяносто еврейских лет по лунным (как мы сказали) месяцам, которые, по их счислению, могут в каждом месяце состоять на двадцати девяти (или двадцати восьми) с половиною дней, так что солнечный круг в течение четырехсот девяносто лет был бы более, [как заключающий в каждом году] триста шестьдесят пять дней и четверть дня , и в двенадцати месяцах каждого года получилось бы более на одиннадцать дней с четвертью дня.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Лисий поэтому без труда понял окончательную решимость иудеев либо умереть, либо добиться полной свободы и, боясь повторения с их стороны того урока, который он уже получил от них, вернулся с остальным своим войском в Антиохию и остался там, вербуя новых наемников и готовясь вторгнуться в Иудею с гораздо более значительным войском. 6. После стольких поражений, уже нанесенных полководцам царя Антиоха, Иуда созвал своих людей на сходку и сообщил им, что после такого множества дарованных иудеям от Предвечного побед следует вернуться в Иерусалим, подвергнуть храм ритуальному очищению и принести установленные жертвы. Когда же он со всею массою своих приверженцев прибыл в Иерусалим и нашел храм пустым, ворота его сожженными и целые деревья, выросшие сами по себе в храме вследствие его заброшенности, он и все люди его начали плакать; так они были потрясены видом храма. Затем Иуда выбрал нескольких воинов и приказал им изгнать гарнизон крепости 779 , пока он сам займется очищением святилища. По тщательном очищении последнего он снабдил храм новою утварью, светильником, столом и алтарем, сооруженными из золота, заготовил новые завесы на двери и навесил также новые створы дверей. Разрушив старый жертвенник, Иуда воздвиг новый из различных камней, которых не коснулось железо. И вот на двадцать пятое число месяца кислева, именующегося у македонян апеллаем, иудеи зажгли свечи на светильнике, совершили воскурения на алтаре, возложили на стол хлебы предложения и принесли на новом жертвеннике жертву всесожжения. Все это случилось как раз в тот же самый день, в который, три года тому назад, священное место культа иудеев было осквернено и профанировано. Опустошенный Антиохом храм пребывал в таком запустении ровно три года. В сто сорок пятом году (селевкидской эры) это несчастие постигло храм, именно двадцать пятого апеллая, в сто пятьдесят третью олимпиаду, а возобновлен храм был в тот же двадцать пятый день месяца апеллая, в сто сорок восьмом году 780 , в сто пятьдесят четвертую олимпиаду.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010