Это учение о «двойном исхождении» Св. Духа, столь часто подчеркиваемое Исидором, еще при его жизни было внесено в деяния двух Толедских соборов – третьего (589 г.) и четвертого, проходившего при его деятельном участии в 633 гг. 2983 Так, благодаря усилиям Севильского епископа одно из положений тринитарной доктрины Августина впервые стало рассматриваться как необходимый догмат христианской веры 2984 , впоследствии неоднократно повторенный на Толедских соборах VII века и вошедший в литургическую практику испанской Церкви 2985 . 3.5. Беда Достопочтенный и конец латинской патристики Как принято считать, последним значительным латинским христианским писателем эпохи патристики был св. Беда (672/673–735 гг.) 2986 – смиренный монах одного из монастырей в Нортумбрии, в северной Англии, проведший в нем всю свою жизнь 2987 и оставивший после себя огромное учено-литературное наследие. В своей краткой автобиографии он перечисляет 40 своих сочинений самой разнообразной тематики 2988 : риторико-грамматические, натурфилософские, исторические, экзегетические, агиографические, поэтические, эпистолярные. Многие из них, такие как «О природе вещей» (De natura rerum), «О временах» (De temporibus), «О порядке времен» (De temporum ratione), «Шестоднев» (Hexaemeron), «О правописании» (De orphographia), «О метрическом искусстве» (De arte metrica), «О фигурах и тропах Св. Писания (De schematibus et tropis S. Scripturae), «Церковная история англов» (Historia ecclesiastica gentis Anglorum), наряду с учебными руководствами и энциклопедическими трудами Боэция, Кассиодора и Исидора Севильского , прочно вошли в «золотой фонд» средневековой западной литературы, а их автор, прозванный «Достопочтенным» 2989 стал «великим духовным руководителем древней Англии» 2990 . Хотя у Беды нет специальных сочинений, посвященных тринитарному вопросу, который в то время уже не был столь актуален, как прежде, Беда касается этой темы в своих экзегетических трудах, написанных под сильным влиянием Августина. Прежде всего, мы встречаем у него августиновское определение Троицы как единого Бога: «Сама единая и неделимая Троица, Отец, Сын и Святой Дух, есть единственный и единый Бог» (ipsa una et individua Trinitas, Pater, et Filius, et Spiritus sanctus, solus et unus Deus) 2991 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Итак, несмотря на отсутствие прямых указаний о времени происхождения книги, благодаря некоторым ссылкам на нее и некоторым данным в ее содержании, мы в праве утверждать время происхождения обозреваемой нами 2-ой Макк. книги в конце II-ro века до Рождества Христова. Глава 10. Каноническое достоинство книги Прежде чем сказать последнее слово о 2-й Маккавейской книге, приведем взгляды, на каноническое ее достоинство, отцов и учителей церквей Запада и Востока. На Западе различно смотрели на каноническое достоинство книги. Так, одни из отцов и учителей церкви, как-то: Ипполит 338 , Киприан Карфагенский 339 , Иларий Пуатьесский 340 , Филастр Бресцийский 341 , Амвросий Медиоланский 342 , Гавденций Бречский 343 , только цитируют эту книгу; другие, как-то: Викторин Пиктавийский 344 , Иларий 345 , блаж. Иероним 346 , Примас 347 , Беда Достопочтенный 348 , Амвросий Аутперский 349 , Гаймон Гальбертштадтский 350 , Адо Петр Сэлльсский 351 – все эти перечисленные отцы и, особенно, Иероним предписывают держаться книг, принятых в еврейском каноне, где, понятно, этой книги не было. Реформаты и протестанты совершенно отвергли каноническое достоинство книги. Наконец, был на Западе многочисленный сонм богословов, стоявших за каноническое достоинство книги, как-то: Дамас 1-ый 352 , Присциллин 353 , Иннокентий 1-ый 354 , Августин 355 , папа Геласий 1-ый 356 , Дионисий Младший 357 , Кассиодор 358 , Исидор Севилльский 359 , Евгений Толедский 360 , Ильдефонс Толедский 361 , папа Адриан 1-ый 362 , Вальфрид Страбон 363 , Рабан Мавр 364 , Николай Лира 365 , Бурхард Вормский, 366 Ива Хартрийский 367 , Фома Английский 368 , Сикст Сененнский 369 , Штаплетон 370 , Беллярмин 371 , Корнелий а Ляпиде 372 и др. За каноническую книгу также считалась эта книга на Иппонском соборе (393 г.) 373 , на соборах Карфагенских (397 и 419 г.г.) 374 , Флорентийском 375 и, наконец, в 1546-м году эта книга на Тридентском соборе (8-го апреля) 376 была окончательно признана за каноническую. На Востоке 2-ая Маккавейская книга принята в общий каталог всех священных книг в кодексах Александрийском 377 , Амвросианском 378 , Venetus 379 , в переводе Эфиопском 380 , Иоанном Зонарою 381 , Алексеем Аристином 382 , собором Иерусалимским 383 , Дионисием Константинопольским 384 , церквами Эфиопии и Армении 385 и Библией русскою 386 и славянскою.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Исидор олицетворял собой новый тип правоведа. В первую очередь он был клириком и только потом юристом. Свою главную задачу раннесредневековый знаток права видел в том, чтобы воспитать читателя в духе христианства и научить его благочестивой жизни. Поэтому его творчество чем дальше, тем больше приобретает дидактический и морализаторский окрас, а понятия римского права уходят в сферу богословской лексики. Исидор Севильский и каноническое право В поле практической деятельности Исидора – правоведа оказались совершенно новые, средневековые, институты: церковь и монастырь. Их устройству и внутренней жизни посвящены его трактаты «О церковных службах» и «Монашеский устав». В первом Исидор рассказывает о порядке проведения церковных служб и об обязанностях клириков. Второй, составленный на основе уставов Бенедикта Нурсийского (480–547) и Иоанна Кассиана (360–435), посвящен регламентации монастырской жизни 54 . Высказанные в этих трактатах идеи легли в основу ряда соборных постановлений, принятых на II Севильском (619) и IV Толедском (633) соборах, где Исидор председательствовал. Епископ Севильи ясно и четко сформулировал правоотношения внутри епархии и внутри монастыря. В этом смысле Исидора можно считать одним из творцов нового канонического права. При этом он использовал терминологический аппарат римской юриспруденции, относящийся к правовому статусу официалов, воинов и к римской familia 55 . Часто императорские конституции, дошедшие в составе «Бревиария Алариха», распространялись участниками соборов и на церковную жизнь. Например, при решении конфликтов между епископами, спорящими из-за права владеть базиликой, отцы II собора в Севилье ссылаются на аналогичный казус, известный из светского права 56 . Таким образом, нормы римского права наряду с постановлениями прежних соборов и папскими декреталиями были источником формирования канонического права в Толедском королевстве. Надо полагать, не в последнюю очередь это произошло благодаря Исидору. Практически все постановления IV собора в Толедо были так или иначе приняты под влиянием произведений епископа Севильи. Так, десять антииудейских канонов возникли благодаря полемическим сочинениям Исидора (например, «О католической вере из Ветхого и Нового заветов против иудеев») 57 . Постановления, касающиеся литургики, закрепили те нормы, которые Исидор сформулировал в трактате «О церковных службах» 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Помимо своих литературных штудий, Исидор очень много сделал для формирования канонического права. Он был председателем на двух провинциальных соборах в Севилье (619 и 624 гг.), а также на историческом общенациональном соборе в Толедо 633 г. II Севильский собор (619 г.), по сути, представлял собой заседание церковного суда уровня провинции. На нем был решен ряд конфликтов между епископами, касающихся территориальных и имущественных споров. На основе принятых решений и были изданы постановления собора. Несколько лет спустя Исидор председательствовал на III Севильском соборе (624 г.), где вынес несправедливое решение, осудив и лишив сана невиновного клирика. Очевидно, по этой причине он сознательно не включил постановления этого собора в составлявшийся им «Испанский канонический свод», поэтому они не сохранились. Главным же событием в жизни Исидора было председательство на IV общенациональном соборе в Толедо в 633 г. На этом соборе было принято семьдесят пять (рекордное число) постановлений, которые регламентировали статус Церкви и правоотношения внутри нее. Сравнив идеи, изложенные в произведениях Исидора, с соборными канонами, можно с уверенностью согласиться с рядом исследователей, считающих, что именно епископ Севильи был вдохновителем большинства принятых решений. Прежде всего Отцы IV Толедского собора унифицировали правила церковной службы, которая до того времени была неодинаковой в разных провинциях. С этого началось складывание единой т.н. мосарабской литургии. Затем был определен порядок и сроки проведения общенациональных соборов. Множество канонов было посвящено обязанностям и полномочиям клириков, до того регламентированным весьма условно. Кроме того, несколько канонов собора, основанных на «Монашеском уставе», были посвящены жизни братии и монастырскому хозяйству. Несколько постановлений касались статуса церковных вольноотпущенников: именно с IV Толедского собора начинается процесс превращения их в «вечных клиентов» Церкви. Наконец, последнюю группу постановлений составляют т.н. антииудейские каноны, автором которых, по всей видимости, также являлся епископ Севильи. Эти десять постановлений положили начало целенаправленной антииудейской политике вестготских правителей, которой они придерживались до конца истории королевства.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Учение о «двойном исхождении» Св. Духа, столь часто подчеркиваемое Исидором, еще при его жизни было внесено в деяния двух Толедских соборов – сначала третьего (589), а затем и четвертого, проходившего при его деятельном участии в 633 г. 158 Так, благодаря усилиям Севильского епископа одно из положений тринитарной доктрины Августина на Западе впервые стало рассматриваться как необходимый догмат христианской веры. На это указывает не только включение Filioque в Символ веры III Толедского собора 589 г., но и его 3-й анафематизм, в котором прямо предаются анафеме все, кто не исповедуют, что Св. Дух исходит от Отца и Сына. «Всякий, кто не верит или не поверит, что Святой Дух исходит от Отца и Сына (a Patre et Filio procedere), и не назовет Его совечным и единосущным Отцу и Сыну, да будет анафема» 159 . Впоследствии догмат Filioque неизменно включался в вероучительные документы последующих Толедских соборов, проходивших в VII веке: шестого (638), восьмого (655), одиннадцатого (675), двенадцатого (681), тринадцатого (683), пятнадцатого (688), шестнадцатого (693) и семнадцатого (694) 160 , а также в деяния испанских соборов в Мериде (666) и Браге (675) 161 . Повторялся он и на франкских и германских соборах VIII-IX вв. во Франкфурте 162 (794), Фриули (797) 163 , Ахене (809) 164 и Вормсе (868) 165 . В 799 г. Символ веры с Filioque был включен в текст мессы при дворе франкского короля Карла Великого и очень скоро распространился по всей его империи 166 . Сам Карл открыто исповедовал Filioque 167 , равно как и большинство латинских богословов каролингской эпохи, признавая в нем необходимое положение христианской веры в Божественную Троицу. Среди них можно указать Павлина Аквилейского 168 , Алкуина 169 , Рабана Мавра 170 , Теодульфа Орлеанского 171 , Энея Парижского 172 , Гинкмара Реймского 173 , Иоанна Скота Эриугену 174 , Пасхазия Ратберта 175 , Ратрамна из Корби 176 и др., которые в своем учении о «двойном исхождении» Св. Духа опирались преимущественно на латинских авторов, таких как Августин, Фульгенций, Кассиодор, Григорий Великий , но в то же время пытались навязать это учение и греческим отцам Церкви, таким как св. Афанасий Великий , Кирилл Александрийский или Феодорит Кирский . Признавали Filioque и Римские папы VIII-IX вв. Так, папа Лев III (795–816) во время так называемого «Иерусалимского спора», вызванного введением в 8о6 г. Символа веры с Filioque в некоторых латинских монастырях на Елеонской горе в Иерусалиме, написал послание к Восточным Церквям, в которых открыто исповедовал «двойное исхождение» Св. Духа:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

А. Кордочкин Перевод с латинского Т.Л.Александровой. «Житие св. Емилиана», Браулиона Сарагосского 693 Святой Емилиан (ум. ок. 574 г.) является одним из самых почитаемых святых Испании. Он считается покровителем Кастилии, т.κ., no преданию, явился в битве при Симанкасе (939 г.), где сражался с маврами. Подвиги и чудеса св. Емилиана были прославлены в поэме «Vida de San Millän de la Cogolla» выдающегося средневекового испанского поэта Гонсало де Берсео (ум. ок. 1264 г.). Однако культ святого начал складываться значительно раньше, еще в вестготскую эпоху. «Житие св. Емилиана» было написано епископом Сарагосы Браулионом ок. 636 г. 694 по просьбе его младшего брата Фрунимиана, настоятеля монастыря Сан-Мильян де Сусо. Это житие и гимн в честь святого должны были читаться во время службы. Браулион унаследовал кафедру Сарагосы в 631 г. после смерти своего старшего брата Иоанна. Кроме братьев, у него были три сестры: Помпония, ставшая аббатиссой, Басилла, также посвятившая себя Богу, и еще одна сестра, вышедшая замуж за знатного гота Вистремира и умершая молодой. 695 Таким образом, семья Браулиона была тесно связана с Церковью. Первым наставником Браулиона был брат Иоанн Сарагосский. Принято считать, что дальше Браулион обучался у Исидора Севильского 696 однако современные исследователи относятся к этому критически. 697 Тем не менее, судя по переписке, Браулиона и Исидора связывала крепкая дружба. Именно Браулион вдохновил епископа Севильи написать его знаменитые «Этимологии», он же стал редактором энциклопедии. Приблизительно в 620 г. Браулион вернулся в Сарагосу, где был рукоположен в дьяконы. В 631 г. после смерти своего брата Иоанна он занял епископскую кафедру и в этом сане присутствовал на IV (633 r.), V (636 г.) и VI (638 г.) соборах в Толедо. В 638 г. собор уполномочил Браулиона составить достойный ответ папе Гohopuю I (625–638), который обвинял испанский епископат в излишней мягкости по отношению к иудеям. Ответ Браулиона явил собой образец дипломатичности и ловкости. В 646 г. на VII Толедском соборе Сарагосу никто не представлял, однако говорить о смерти Браулиона нельзя, так как мы располагаем его письмами к королю Рецесвинту, датированными 649 г., в которых речь идет о некоем кодексе, который редактировал Браулион. По всей видимости, тяжелая болезнь или иные обстоятельства помешали пожилому епископу присутствовать на VII Толедском соборе. Скончался Браулион 26 марта 651 г., потеряв зрение к концу жизни. 698

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евгения Толедского († 657) принято считать самым выдающимся поэтом своего времени. В качестве епископом Толедо он участвовал и председательствовал на четырех толедских соборах, с VII no X (с 646 по 656 гг.). Никогда, ни прежде, ни впоследствии, соборы не созывались столь часто: по существу, епископство Евгения знаменует собой эпоху настоящей «соборной монархии». Прославился он и реформой литургии, 99 которая сохранилась в неизменном виде до принятия римского обряда во 2-й пол. XI века. Его ученик Ильдефонс Толедский оставил патетический отзыв о своем наставнике, содержащий перечень его многочисленных сочинений. К сожалению, большинство из них не сохранилось, в том числе и трактат «О Троице», являвшийся главным трудом писателя. Зато сохранились наиболее существенные поэтические сочинения, корпус которых довольно обширен. К ним относятся сборники переработанных стихотворений жившего в Вандальской Африке поэта Драконтия, а также более 100 поэтических произведений (главным образом – гимнов), часть которых, возможно, приписывается ему ошибочно. Учеником и преемником Евгения являлся Ильдефонс Толедский (ок.607–667). Он получил образование в монастыре Агали (возможно, впрочем, что ранее Ильдефонс обучался в Севилье, у Исидора). Впоследствии он стал настоятелем этой обители, а в 657 г. сменил Евгения на Толедской кафедре. Значительную часть сведений о его жизни мы получаем из краткого панегирика, составленного в его честь Юлианом Толедским. Впоследствии Ильдефонс был канонизирован. Его житие возникло менее чем через столетие после смерти. По всей видимости, оно составлено толедским епископом Сиксилой (744–753). Из многочисленных сочинений Ильдефонса сохранилось немногое. До нас дошли два небольших сочинения – «О признании крещения» и «Книга о духовном пути пустынника». Главным трудом писателя стал трактат «О вечном девстве Святой Марии против трех неверных». Кроме того, Ильдефонсу принадлежит сочинение «О знаменитых мужах», продолжающее одноименный труд Исидора Севильского и включающее 14 биографий (от папы Григория Великого до Евгения Толедского).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

не одна иерархия) стали собираться и наследовать новое учение, объявили его нечестивым и отвергли». Миряне присутствовали на соборах африканских, рассуждавших о крещении еретиков и о падших. Некоторые западные соборы постановляли даже за правило, чтобы епископы приглашали на соборы и мирян. Толедский собор 633 года, установляя, согласно древнему обычаю, общую форму для соборных заседаний, отводит на них особое место и мирянам. В актах некоторых соборов есть даже подписи мирян. На первом вселенском соборе несомненно присутствовали во множестве и миряне; на следующих шести мирской элемент был представляем императорами или их уполномоченными, – при чем это присутствие мотивируется именно тем, что «дело идет о вере», которая составляет общее достояние всей церкви, в ее совокупности, а не одной иерархии. Знаменитый поборник церковного абсолютизма, папа Николай писал императору Михаилу, «где вы читали, чтобы императоры присутствовали на соборах? Разве только на тех, на которых шло рассуждение о вере, которая всеобща, которая принадлежит всем христианам, не только клирикам, но и мирянам». Мирянам на соборах, конечно, не принадлежало право окончательного решения догматических вопросов – это было дело епископов, уполномоченных учителей церкви; но и свидетельство мирян о вере имело также канонический авторитет: на него, по крайней мере, ссылаются сами отцы церкви, когда нужно было противопоставить еретическим толкам единство веры. «Напрасно, говорит бл. Августин, еретики, осужденные отчасти судом народа, отчасти важностью соборов, отчасти величием чудес волнуются вне церкви: этим трояким осуждением она выразила свой высший авторитет». Св. Лев, изложив православное учение против Нестория и Евтихия, замечает: «не только священники, но и христианские владыки, весь народ, все признали, что в этом состоит кафолическая вера». Св. Киприан Карфагенский «полагал себе за правило ничего не делать без совещания с клиром и без согласия народа». Несколько иначе рассуждали киевские ученые старого времени, и не вполне таков был порядок вещей в православной юго-западной церкви прошлых времен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

458 Первое такое постановление было сделано на соборе 305 г., бывшем в испанском городе Ельвире, который определил: «решительно обязать епископов, священников и диаконов и иподиаконов, в служении находящихся (positi in ministerio), чтобы воздерживались от своих жен и детей не раждали. Кто сие нарушить, тот да извержется из церковного чина» (33 прав.). Подобные же строгие законы о безбрачии были повторены на африканских соборах V в., и на других, бывших в разных местах, напр. арельском 452 г., бретанском 465 г., турском 416 г., многих соборах в Испании, напр., геронском (517 г.), толедском (536), лионском (582 г.) и др. Сн. указ. ст. Виноградова в Пр. Об. 245 стр. 459 Первые строгие определения против брачных священнослужителей изданы были папою Сирициом в 385 г. В том же дух действовали и его преемники папы V–VI в.: Иннокентий I, Лев Великий I, Иларий, Пелагий II и др. 464 Никиф. Церк. ист. XI, 19. Григор. В. Сл, 43, надгробное Василию (IV ч. 61 стр. изд. 1844 г.). 465 См. о сем в книг «Еретичество папства, или заблуждения и нововведения римской церкви. Кам.-Под. 1905 г. 29–36 стр. Подробнее у Шиники, бывшего р.-католического священника. Католическая исповедь и женщина. Варшава 1901 г. 466 Воззвание Лютера к «христианскому дворянству немецкой нации» (1520 г.). Luther " s Werke bei Walch. Bd. XXI. S. 281. Лютер же писал, ссылаясь на I Тим. 2, 5–7; «только Христос есть единственный Ходатай, Посредник и Учитель наш, и мы сами научены Богом и можем быть за себя посредниками пред Ним. Мы все пастыри, потому что все христиане, имеем одно евангелие, одну веру, одного Духа, так что можем судить, кто прав и кто не прав в вере. Где же иначе исполнение слова: духовный судит о всем, а о нем судить ни – кто не может ( 1Кор. 2, 15 )? Итак, священство в новом завете общее достояние всех и каждого, только в духе, а не в лицах». (Luth. Werke bei Welch " s X, 181; сн. В. XXVIII, 34 и др.). Подробно изложено протестантское учение о всеобщем священстве христиан копенгагенским проф. Мадсеном в сочинении: Die geistliche Priestertum der Christen. Guthersloh. 1882. См. еще ст. Малиновского Н. И. Протестантское учение о церковной иерархии в «Вере и разум», 1886 г. I т. I ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Другой значительной личностью и составителем житий святых был св. Браулий (память 26 марта), который учился у св. Исидора. Монах монастыря св. Енграции (см. выше, 304 г .) в Сарагосе, он был рукоположен в иеродиакона, а затем в иеромонаха своим братом Иоанном, архиеп. Сарагосским, которого св. Браулий сменил на этой кафедре. Он был архиереем 22 года, 44 письма его дошли до нашего времени. Возвращаясь к первенствующей в то время Толедской кафедре, мы вспоминаем св. Евгения, еп. Толедского (память 13 ноября). Он был духовным поэтом и музыкантом. В 646 г . он стал епископом Толедо. Св. Евгений преставился в 657 г . Преемником по Толедской кафедре стал его племянник св. Ильдефонсо (память 23 января). Он родился в Толедо в 607 г ., учился у св. Исидора, стал монахом Агалийского монастыря, стал архиепископом, унифицировал богослужение Испанской Церкви и написал много сочинений о Матери Божией, которую особенно почитал. Он преставился в 667 г . Следующим в этом списке идет прмч. Нункт (память 22 октября), аббат монастыря неподалеку от Мериды в Экстремадуре. Он был убит разбойниками в 668 г . Этот славный VII век завершается в 690-х годах тремя выдающимися личностями. Свт. Юлиан Толедский (память 8 марта), преемник на Толедской кафедре свв. Евгения и Ильдефонсо. Св. Юлиан был по происхождению иудеем, но принял крещение у св. Евгения и стал монахом Агалийского монастыря. Он был рукоположен во архиепископа Толедского в 680 г ., председательствовал на трех Соборах и стал первым Архиепископом, осуществлявшим юрисдикцию на всей Церковью полуострова. Юлиан был выдающимся писателем, председательствовал на нескольких Соборах и много работал над уставом богослужений. Он преставился в 690 г . Св. Валерий (память 21 февраля) родился в Асторге, сначала стал монахом, а затем настоятелем монастыря св. Петра в Горах (San Pedro de Montes) и оставил нам несколько аскетических сочинений. Он окончил свою земную жизнь в 695 г . Св. Пруденций (память 28 апреля), сначала монах, затем пресвитер и, наконец, епископ Тарасонский в Арагоне. Он является небесным покровителем этой епархии. Он преставился в 700 г .

http://pravoslavie.ru/1985.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010