А. Кордочкин Перевод с латинского Т.Л.Александровой. «Житие св. Емилиана», Браулиона Сарагосского 693 Святой Емилиан (ум. ок. 574 г.) является одним из самых почитаемых святых Испании. Он считается покровителем Кастилии, т.κ., no преданию, явился в битве при Симанкасе (939 г.), где сражался с маврами. Подвиги и чудеса св. Емилиана были прославлены в поэме «Vida de San Millän de la Cogolla» выдающегося средневекового испанского поэта Гонсало де Берсео (ум. ок. 1264 г.). Однако культ святого начал складываться значительно раньше, еще в вестготскую эпоху. «Житие св. Емилиана» было написано епископом Сарагосы Браулионом ок. 636 г. 694 по просьбе его младшего брата Фрунимиана, настоятеля монастыря Сан-Мильян де Сусо. Это житие и гимн в честь святого должны были читаться во время службы. Браулион унаследовал кафедру Сарагосы в 631 г. после смерти своего старшего брата Иоанна. Кроме братьев, у него были три сестры: Помпония, ставшая аббатиссой, Басилла, также посвятившая себя Богу, и еще одна сестра, вышедшая замуж за знатного гота Вистремира и умершая молодой. 695 Таким образом, семья Браулиона была тесно связана с Церковью. Первым наставником Браулиона был брат Иоанн Сарагосский. Принято считать, что дальше Браулион обучался у Исидора Севильского 696 однако современные исследователи относятся к этому критически. 697 Тем не менее, судя по переписке, Браулиона и Исидора связывала крепкая дружба. Именно Браулион вдохновил епископа Севильи написать его знаменитые «Этимологии», он же стал редактором энциклопедии. Приблизительно в 620 г. Браулион вернулся в Сарагосу, где был рукоположен в дьяконы. В 631 г. после смерти своего брата Иоанна он занял епископскую кафедру и в этом сане присутствовал на IV (633 r.), V (636 г.) и VI (638 г.) соборах в Толедо. В 638 г. собор уполномочил Браулиона составить достойный ответ папе Гohopuю I (625–638), который обвинял испанский епископат в излишней мягкости по отношению к иудеям. Ответ Браулиона явил собой образец дипломатичности и ловкости. В 646 г. на VII Толедском соборе Сарагосу никто не представлял, однако говорить о смерти Браулиона нельзя, так как мы располагаем его письмами к королю Рецесвинту, датированными 649 г., в которых речь идет о некоем кодексе, который редактировал Браулион. По всей видимости, тяжелая болезнь или иные обстоятельства помешали пожилому епископу присутствовать на VII Толедском соборе. Скончался Браулион 26 марта 651 г., потеряв зрение к концу жизни. 698

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть О Великом Расколе XI века О причинах отпадения Западной Церкви от Вселенской Православной Церкви Игумен Кирилл (Сахаров)   15:28 13.12.2023 281 Время на чтение 4 минуты Всякое церковное разделение душепагубно и богопротивно. Причины могут быть самые разные – гордыня, властолюбие и прочее. Безусловно, Великий Раскол XI века, когда Западная Церковь отпала от единства со Вселенской Православной Церковью было очень печальным событием, последствия которого не уврачеваны до настоящего времени. Сказались, конечно, особенности характера церковных традиций на Востоке и Западе. Греки стремились к отвлеченным наукам – искусству, культуре, пытались проникнуть в сущность вероучения. Именно на Востоке проходили тринитарные и христологические споры. Для римлян был свойственен практицизм. Здесь много говорили о церковной дисциплине, взаимоотношениях Церкви и государства. Несмотря на эти особенности до XI века Восток и Запад находились в церковном единении и в чем-то дополняли друг друга. Если говорить о главных причинах разделения касательно догматики, то это, прежде всего, учение о филиокве – о том, что Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына. Восточная Церковь в учении о Святом Духе придерживалась слов Спасителя: «Егда приидет Утешитель, Его же Аз послю вам от Отца, Дух Истинны и иже от Отца исходит, Той наставит вы на всяку истину». Впервые мысль об исхождении Духа Святаго и от Сына появилась у блаж. Августина. У некоторых восточных отцов встречаются слова «через Сына». По словам прп. Максима Исповедника формулировка «через Сына» означает не предвечное свойство Святого Духа, а Его временное посольство в целях домостроительства нашего спасения. На Западе же формула «и от Сына» понималась как вечное исхождение. Впервые это учение было принято в Испании на Толедском Соборе в 589 году. Как известно, на этом Соборе решался вопрос о присоединении ариан – вест-готов. В начале IX века император Карл Великий обращался к папе Льву III с просьбой об утверждении филиокве. Папа, хотя и разделял это учение, но опасался его утвердить в качестве официального. Более того, чтобы не дать этому учению широкую огласку, по его указанию текст Никеоцареградского Символа Веры был выбит на медной доске и выставлен в соборе Святого Петра. Когда на Востоке стало известно об этом учении, то на двух Соборах под руководством Патриарха Фотия оно было осуждено.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/13/o_...

Вероятно, в кон. IV или нач. V в. в Конимбриге была основана епископская кафедра ( Cardoso. 1995. P. 10); при раскопках на месте римского города обнаружены остатки христ. базилики (IV в.) и баптистерия (VI в.). Первоначально диоцез Конимбрига скорее всего входил в состав церковной пров. Эмерита Августа (ныне Мерида), однако после присоединения к королевству свевов был включен в состав пров. Бракара Августа. Самые ранние упоминания о епископской кафедре связаны с участием еп. Луценция (Луцетия) в I и II Соборах в Бракаре Августе (561 и 572). Согласно описанию церковного устройства королевства свевов, составленному, вероятно, в 70-х гг. VI в., к диоцезу Конимбрига относились города Эминий, Селий (ныне Томар), Лурбине (ныне Лорван), Инсула, Антунане и «древняя крепость» Портукале (ныне Гая) (Parochiale Sueuum. IV//CCSL. Vol. 175. P. 416; об идентификации этих поселений см.: Alarc ã o J., de. Os nomes de algumas povoações romanas da parte portuguesa da Lusitânia//Sociedad y Cultura en Lusitania Romana: IV Mesa Redonda Internacional. Mérida, 2000. P. 171-172). В этом источнике описаны также диоцезы Ламек (Ламегу), Визей (Визеу) и Эгитания (Иданья), которые, как считается, выделились из епископства Конимбрига. Между 572 и 589 гг. епископская кафедра была перенесена из Конимбриги в Эминий: среди участников III Толедского Собора (589) еп. Посидоний упоминается как предстоятель Эминийского диоцеза (Eminiensis ecclesiae episcopus). Возвышению Эминия способствовало учреждение в городе монетного двора вестгот. королей, под власть которых регион перешел после падения королевства свевов в 585 г. С ликвидацией гос-ва свевов связано возвращение епископства в состав церковной пров. Эмерита Августа. На IV Толедском Соборе (633) присутствовал архипресвитер Ренат, представлявший еп. Эрмульфа. К этому времени диоцез вновь именовался Конимбригским (ecclesia Conimbriensis), но епископская кафедра находилась в Эминии, который стал называться Конимбрига. В эпоху вестгот. владычества епископы Конимбриги регулярно участвовали в Соборах: Ренат - в VI Толедском (638), Сисиберт - в VIII Толедском (653), Кантабер - в провинциальном в Эмерите Августе (666), Мирон - в XIII и XV Толедских (683 и 688), Эмила - в XVI Толедском (693).

http://pravenc.ru/text/1841702.html

Оттого-то в седьмом веке мы уже непрерывно встречаемся с Filioque, как с обычной формой верования в Духа Святого, не только в вероизложениях, составлявшихся на испанских соборах, но и в самом символе цареградском, приводимом здесь для свидетельствования веры всей испанской церкви. Так в вероизложениях, состоявшихся на 4-м (634 г.), 6-м (638 г.), 11-м (675 г.) и 15-м (693 г.) толедских соборах прямо говорится, что составители их исповедуют веру в Духа Святого, от Отца и Сына исходящего 1124 . Во втором из этих вероизложений, что заслуживает внимания, довольно ясно высказан тот мотив, по которому для испанских епископов оказывалось нужным исповедовать Духа исходящим вместе и от Отца и от Сына. «Духа Святаго,– говорят они здесь,– исповедуем несотворенным и нерожденным, но от Отца и Сына исходящим, и Тому и Другому собственным Духом; потому Они и суть по существу едино, что от Того и Другого исходит единый Дух» 1125 . Ясный знак, что им представлялось не иначе возможным сохранить полное равенство или единосущие между Отцом и Сыном, как только допустивши, что Дух исходит от Того и Другого, чем, по всей вероятности, руководились и те испанские епископы, которые слышали на 3-м Толедском соборе исповедание веры в Духа Святого Рекаредово и его сторонников, бывших арианских епископов. В третьем же из вышеуказанных нами вероизложений а именно в вероизложении, состоявшемся на 11-м толедском соборе, обращает на себя внимание то, что здесь содержится некоторое, хотя и неясное, указание на то, в каком смысле понималось епископами испанскими исповедуемое ими исхождение Духа и от Сына. «Отец,– говорят они здесь,– не ведет начала от кого-либо, а от Него получают и Сын рождение и Дух Святый исхождение; Он, следовательно, есть источник и начало всего Божества». Касаясь же в частности Святого Духа, они словами Августина говорят следующее: «Дух Святый... исходит от Того и Другаго и есть Дух Обоих... Он есть Дух не только Отца, но и Сына, ибо Он не исходит от Отца в Сына, а от Сына к твари, для ее освящения (ad sanctificandam creaturam), но вместе от Того и Другого исходит, поскольку Он есть любовь и святость Обоих» 1126 . Тогда как в первом случае они одного Отца признают всецелым виновником исхождения Святого Духа наравне с рождением Сына, во втором приписывают исхождение Духа и Сыну, поставляя это исхождение, подобно Августину, в связи с освящением твари 1127 . Не разграничивали ли, поэтому, испанские епископы исхождение Духа, приписываемое Сыну, от Его исхождения приписываемого Отцу, и не понимали ли они первого рода исхождение Духа в неразрывной связи с Его явлением в мире для освящения твари?

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

В.И. Уколова 1. Жизнь и историографическая оценка Исидора Севильского (ок. 570–636) называют «первым энциклопедистом средневековья» 1 . Он являлся таковым не только по времени, но и по масштабам своего труда. С всеохватывающими «Этимологиями» Севильца могло бы, пожалуй, поспорить только «Великое зерцало» Винсента из Бове, созданное в зените средневековья. Однако Винсент шел по уже проторенному пути. Энциклопедическая традиция, сложившаяся в эпоху эллинизма и особенно расцветшая в Риме, в дальнейшем приобрела особую значимость в западноевропейской культуре, в которой каждый более или менее заметный этап ознаменовывался появлением сочинений энциклопедического характера, созданных одним автором или целым коллективом. Это показательно не только для средневековья с его популярностью разного рода «сумм», но и для нового времени. Средневековый взгляд на мир, энциклопедически обоснованный усилиями эрудитов того времени, был разрушен также с помощью Энциклопедии – великого творения Французских просветителей. В свою очередь, пронизывающий великую Энциклопедию дух механистического рационализма был поколеблен диалектикой Гегеля, развитой в «Энциклопедии философских наук». Деятельность Исидора была по достоинству оценена уже его современниками, которые видели в нем выразителя патриотических чувств, идейного наставника, глубокого ученого-систематизатора, которому удалось не только сохранить знания древних, но и сделать их доступными более широкому кругу людей. Однако произведения Севильца, итоги его труда имели огромное значение не только для Испании. В течение многих веков они питали культурную жизнь феодальной Европы, являясь источниками образованности, связующими звеньями между духовным миром поздней античности и средневековья. Исидор Севильский , происходивший из семьи знатного испано-римлянина и дочери вестготского короля, в юности получил блестящее риторическое образование. В 30 лет, после смерти старшего брата Леандра, он наследует епископскую кафедру в Севилье, городе, со времен римского господства славившемся своими культурными традициями. И при вестготах, завоевавших Испанию в первой половине VI в., этот город на берегу Гвадалквивира сохранил значение общеиспанского центра образования и культуры, чему был в немалой степени обязан деятельности Исидора. Севилец поддерживал централизаторские усилия вестготских правителей и выступал как защитник интересов толедского престола на центральных и провинциальных церковных соборах, стремившихся подчас к ограничению королевской власти, был советником и наставником королей. Но его главная заслуга в том, что он предпринял подвижнический труд по идеологической и духовной консолидации испанского общества, требовавшей систематизации интеллектуальных достижений предшествующей и современной Исидору эпох и определения содержания системы образования, адекватной требованиям времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Категория : Португалия Материал из Азбука паломники Португалия (порт. Portugal, [putua], мирандск. Pertual), официально Португальская Республика (порт. República Portuguesa, мирандск. República Pertuesa) — самое западное государство в континентальной Европе. Португалия расположена в юго-западной части Пиренейского полуострова. На севере и востоке граничит с Испанией, на юге и западе омывается Атлантическим океаном. Название страны происходит от города Порту (лат.  Portus Cale). Содержание Крупнейшие города [ править править код ] Православие в Португалии [ править править код ] Православие в Португалии  — одна из основных конфессий в Португалии. История [ править править код ] Первые достоверно датированные следы христианства на территории современной Португалии датированы II веком. Португалия в тот момент представляла собой часть Римской империи, большая часть её территории входила в провинцию Лузитания. В III веке христианская община существовала в Эворе. Самыми старыми епархиями Португалии являлись епархии Эворы, Браги, Лиссабона и Порту; все они были основаны в конце III—IV веках, а в V веке они были объединены в митрополию. В V веке начались вторжения германских народов на Пиренеи. В середине века вся северная Португалия подпала под власть свевов, сделавших своей столицей Брагу. В 465 году король свевов и его подданные приняли арианство. В 561 году святой Мартин Брагский убедил короля свевов отречься от арианской ереси, но через 20 лет свевы в свою очередь подпали под власть вестготов. Известно, что португальские епископы принимали участие в Толедских соборах. В VI веке свевские и вестготские правители основали новые епархии — Визеу, Коимбру и Гуарду. В 711 году на Пиренейский полуостров вторглись арабы (мавры). Большинство епископов переселялось на незанятый арабами север, так епископ Браги покинул город и перенёс резиденцию в Луго. После Великого церковного раскола 1054 года португальские христиане, на тот момент контролировавшие северную половину Иберийского полуострова, остались в зоне влияния Римского Папы.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Порт...

§ 33. Разбор догмата римско-католической церкви Римско-католическая церковь учит, что Дух Святой исходить не только от Бога Отца, но и от Сына, так что слово Filioque здесь внесено в символ веры . Это дополнение к символу веры в первый раз было допущено в Испании, в конце 6-го века, на частном соборе Толедском. Потом в начале 9-го века на соборе Ахенском ревностным защитником его явился Карл Великий. Он обратился к папе Льву 3-му с просьбой дозволит чтение символа веры с употреблением Filioque при богослужении; но Лев 3 -й не только не согласился на это, а даже повелел вырезать на особенных досках без всякого изменения символ веры, составленный на первых двух вселенских соборах, и поставить эти доски в храме ап. Петра, для охранения православной веры. Несмотря на это, по настоянию Карла Вел., в его империи продолжали употреблять символ веры с дополнением Filioque. Впоследствии папа Адриан 3-й (в 9-м в.) признал учение об исхождении Св. Духа „и от Сына» догматом веры. С того времени оно внесено в символ веры и утвердилось на всём западе. В 16-м веке это дополнение перешло к лютеранам, так как они приняли символ веры от римской церкви без перемены. Но учение об исхождении Св. Духа от Бога Отца не может и не должно подлежать изменению, потому что оно основано, во- 1-х, на ясных словах Самого И. Христа: «егда приидет Утешитель, Его же Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне» ( Ин.15:26 ); во-2-х, на всеобщем учении об этом св. отцов и учителей церкви; в-3-х, на точном определении второго вселенского собора, который ясно и прямо выразил это учение в символе веры . А на 3-ем вселенском соборе строго запрещено было изменят символ веры , составленный на первых двух вселенских соборах. Обратимся теперь к разбору тех месть св. писания, в которых, по мнению римских богословов, находится учение Filioque. 1)Католические богословы говорить, что в словах: иже от Отца исходит ( Ин.15:26 ), содержится мысль об исхождении Св. Духа и от Сына, потому что Отец и Сын едино по существу, и всё, что имеет Отец, имеет и Сын. Но если допустить, что словами: иже от Отца исходит, в силу единосущия Сына с Отцом, предполагается исхождение Св. Духа и от Сына, то мы должны будем допустить, что и словами: от Отца рождается, предполагается рождение Сына и от Духа Святого, ибо и Дух едино со Отцом по существу. Но если это последнее предположение неправильно, то в одинаковой степени и первое не может быть допущено.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРАУЛИО [лат. Braulio] (ок. 590 - ок. 651), свт. (пам. зап. 26 марта), еп. г. Цезаравгуста (совр. Сарагоса, Испания), церковный писатель. Сведения о его жизни содержатся в биографической заметке, к-рую он добавил к соч. св. Исидора , еп. Севильского «О знаменитых мужах», в произведении с одноименным названием св. Ильдефонса , архиеп. Толедского, в анонимной Кордубской (Кордовской) хронике VIII в., где сообщается о деятельности Б. на Толедских Соборах (MGH. AA. T. 1. Pars 1. P. 340). Б. родился в знатной испано-романской семье, мн. ее представители были церковными деятелями. Под рук. старшего брата Иоанна, к-рый в 619 г. был избран еп. г. Цезаравгуста, он получил образование. В нач. 20-х гг. VII в. Б. переехал в г. Гиспалис (совр. Севилья) и стал учеником св. Исидора Севильского. Б. был вдохновителем и редактором трактата св. Исидора «Этимология». В 626 г. Б. возвратился в Цезаравгусту и после смерти еп. Иоанна (631) занял кафедру. Участник Толедских Соборов 633, 636, 638 гг. На Толедском Соборе 638 г. Б. вступил в конфликт с папой Гонорием I , обвинившим испан. епископов в неисполнении пастырских обязанностей, в частности в непринятии мер против иудеев, к-рые, формально став христианами, продолжали исполнять предписания иудаизма. В доказательство неправоты папы Б. привел постановления Собора, подтверждавшие гос. законы, предусматривавшие различные наказания, вплоть до лишения имущества и гражданских прав, для тех адептов, кто не отказался от религ. общения с прежними единоверцами. В это же время по просьбе общины обращенных евреев г. Толедо Б. составил от их имени исповедание христ. веры (Professio seu Confessio iudaeorum civitatis Toletanae), к-рое было представлено Собору и впосл. послано папе Гонорию. В 646 г. кор. Хиндасвинд назначил цезаравгустинского архидиак. Евгения епископом г. Толедо (Евгений III). Поскольку Б. хотел видеть Евгения своим преемником, он просил короля отменить это решение. Однако последний был непреклонен, поэтому Б. отказался приехать на очередной Толедский Собор в 646 г., проходивший под председательством Евгения III. После смерти Хиндасвинда Б., желая сохранить мир и стабильность в гос-ве, поддержал право на престол его сына Рекесвинда. Новый король ок. 650 г. отправил Б. рукопись с просьбой отредактировать ее. По всей видимости, это был проект вестгот. законодательства, известный как Forum iudicium (одобрен Толедским Собором 653 г.).

http://pravenc.ru/text/153371.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЙ I [лат. Eugenius] (I в.), свт. (пам. зап. 15 нояб.), еп. г. Толет (ныне Толедо, Испания). Житие Е. было составлено, вероятно, во 2-й пол. IX в. в мон-ре Сен-Дени (близ Парижа) под влиянием Жития сщмч. Дионисия Ареопагита , написанного в 30-х гг. IX в. аббатом Сен-Дени Гилдуином, где содержатся легендарные сведения, основанные на домыслах агиографов. Согласно Житию, Е. был в числе спутников сщмч. Дионисия Ареопагита, посланного сщмч. Климентом I , еп. Римским, для проповеди христианства в Галлию. В Арелате (ныне Арль, Франция) сщмч. Дионисий рукоположил Е. во епископа и направил в Испанию. Центром миссионерской деятельности Е. стал г. Толет. Святой обратил ко Христу мн. язычников и создал в городе христ. общину. Желая повидать своего духовного наставника, он направился в Галлию, однако достиг Паризиев (ныне Париж) уже после мученической кончины Дионисия. О прибытии в город христианского епископа узнал правитель Фесцений Сисиний, по приказу которого был казнен Дионисий Ареопагит. Правитель приказал схватить Е. и приговорил его к смертной казни. Святой был утоплен в пруду в мест. Диогиль (ныне Дёй-ла-Бар, близ Парижа). Тело Е. пролежало на дне пруда нетленным ок. 300 лет. в V в. владелец соседней виллы Эркольд решил осушить пруд. Ему явился Дионисий Ареопагит и сообщил, что на дне пруда покоится тело Е. Мощи святого были подняты и погребены рядом с прудом, впосл. над могилой была выстроена часовня, принадлежавшая мон-рю Сен-Дени. В IX в. во избежание осквернения святыни норманнами мощи Е. отправили в это аббатство. Ок. 919 г. бывш. мон. Сен-Дени прп. Герхард , аббат мон-ря Бронь, перенес часть мощей святого из Сен-Дени в свой мон-рь. Герхарду было известно Житие святого, к-рое он показал епископу Льежскому. Так началось почитание Е. в Льежском еп-стве. В 1148 г. Толедский архиеп. Раймунд принял участие в Соборах в Париже и Реймсе. Прибыв в Париж, архиепископ узнал о почитании Е., основателя Толедской кафедры, и увидел в крипте базилики св. Дионисия раку с мощами святого и соответствующей надписью. Монахи Сен-Дени предоставили архиепископу Житие Е. Через нек-рое время кор. Леона и Кастилии Альфонс VII (1126-1157), вероятно по инициативе архиеп. Раймунда, попросил кор. Франции Людовика VII передать часть мощей Е. для кафедрального собора в Толедо. Монахи Сен-Дени отдали испанцам руку святого, к-рая была торжественно перенесена в Толедо 12 февр. 1156 г.

http://pravenc.ru/text/186995.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Бенедикт II, папа Римский. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) († 8.05.685, Рим), св. (пам. зап. 7 мая), папа Римский (26 июня 684 - 8 мая 685), римлянин. В юности стал клириком и, пройдя все ступени церковной иерархии, в сане пресвитера был избран епископом Рима (папой) после смерти папы Льва II († 683). Однако Б. не был сразу возведен на папский престол и ок. года (3 июля 683 - 26 июня 684) ждал своего утверждения визант. императором, называясь «electus Sanctae Sedis apostolicae» (избранный на святой апостольский престол). Согласно Liber pontificalis , в знак примирения Византии и Рима после монофелитских споров Б. также получил от имп. Константина IV Погоната разрешение посвящать епископа Рима без имп. утверждения, но фактически это означало передачу функции утверждения папы экзарху Равеннскому, светскому правителю визант. территорий в Италии. Также император отказался от выплат, к-рые он получал по случаю избрания папы. Как и его предшественник, Б. способствовал признанию на Западе и особенно в Испании (на Толедских Соборах 684 и 688) канонов Всел. VI Собора (680-681), осудившего ересь монофелитства . На 7-й сессии Собора (7 марта 681) были осуждены, низложены и отосланы в Рим на суд папы монофелиты Патриарх Антиохийский Макарий I и его приверженцы. Б. распределил их по разным мон-рям, а двоих убедил отречься от ереси. Также папа безуспешно пытался добиться восстановления Вильфрида , еп. Йоркского, на его кафедре, от к-рой он был отстранен в результате конфликта с архиеп. Кентерберийским Теодором. При Б. были отреставрированы собор св. Петра и неск. др. рим. церквей. Б. был похоронен в соборе св. Петра. По свидетельству современников, он был человеком смиренным, благочестивым, добродетельным и мягким, проявлял особую заботу о бедном населении Рима. Соч.: PL. 96. Col. 421-424. Ист.: LP. Vol. 1. P. 112-113; 363-365, 369; Jaffé. RPR. Vol 1. P. 241-242; Vol. 2. P. 699; ActaSS. Mai. T. 2. P. 194-196. Лит.: Грегоровиус Ф. История города Рима в Средние века: В 5 т. СПб., 1903-1912. Т. 2. С. 147-148; Caspar E. Geschichte des Papsttums von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherschaft. Tüb., 1933. Bd. 2. S. 614-617, 674. В. Л. Задворный Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР I (Александрион I Римский; † 115 или 118), еп. Рима (105 или 108 – 115 или 118), сщмч. (пам. 16 марта, зап. 3 мая)

http://pravenc.ru/text/78028.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010