Я покинул дом свой, оставил наследие свое, удалился из лона Твоего и прибыл сюда. Если бы я стал говорить о Тебе, как о милосердом, милостивом и прощающем зло, то никто не покаялся бы; а если бы стал изображать Тебя беспощадным и только судиею, то, как я знал, это не соответствует Твоей природе. Таким образом, находясь в столь затруднительном положении, я предпочел скорее бежать, нежели вводить кающихся в заблуждение чрез благость или изображать Тебя таким, каким Ты не был. Поэтому возьми, Господи, душу мою, ибо лучше для меня смерть, нежели жизнь. Возьми душу мою, которая скорбит смертельно. Возьми душу мою, ибо я в руки Твои предаю дух мой (Лук. 23:46), потому что лучше для меня смерть, нежели жизнь. Живя, я не мог спасти одного народа, израильского; но умру, — и спасется мир. Исторический смысл этого ясен, и в отношении к пророку это можно понимать, как мы уже часто говорили, в том смысле, что он скорбит и желает умереть вследствие опасения, что обращение многочисленных язычников может привесть Израиля к вечной погибели. Ион.4:4. И сказал Господь: справедливо ли (bene) ты раздражаешься?    LXX: И сказал Господь Ионе: неужели ты так сильно огорчился?    Еврейское слово «aralac» можно перевести и «ты раздражился», и «ты огорчился».     То и другое применимо и к Ионе, и к лицу Господа: он или раздражен вследствие опасения показаться солгавшим у ниневитян, или огорчился, когда увидел, что Израиль должен погибнуть. И вполне справедливо Господь не говорит ему: «ты несправедливо (male) раздражился» или «огорчился», чтобы не казалось, что Он укоряет огорченного, или еще: «ты справедливо раздражился или огорчился», чтобы не противоречить Своему решению; но спрашивает того, кто раздражен и огорчился, чтобы он в своем ответе изложил причины раздражения или печали, или же, если он будет молчать, чтобы его молчанием подтвердилась справедливость суда Божия. Ион.4:5. И вышел Иона из города, и сел против осточной стороны города, и сделал себе там кущу, и сидел под нею в тени, чтобы видеть, что будет с городом    LXX перевели таким же образом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

10:8). Если же блуд мог столько сделать, то чего не сделают наши грехи? Если же ты и не потерпишь казни теперь, не удивляйся. Те не знали геенны, почему и подвергались непосредственно тотчас же наказаниям, ты же, хотя бы не понес здесь никакой казни, получишь возмездие за все, в чем бы ни согрешил, там. И хотя мы совершим те же самые грехи, что и они, однако заслуживаем большего наказания, чем они. Почему? Потому, что получили большую благодать: Когда же мы и больше их, и более тяжко согрешаем, то какому не подвергнемся наказанию? Если бы мы, согрешая и оставаясь ненаказанными, не делались хуже, то Бог отпустил бы, конечно, нам наказание; но Он ясно знает, что безнаказанность наших грехов приносит нам не меньше вреда, чем и самые грехи. Поэтому Он и налагает наказание, не только для того, чтобы наказать за прошедшее, но и для того, чтобы исправить на будущее время. И что это так, послушай, что Он говорит Моисею: " оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их " (Исх. 32:10). " Оставь Меня " , - говорит, не потому, чтобы Моисей удерживал Его, - ведь последний ничего не говорил Ему, а в молчании предстоял Ему, - но желая доставить ему случай к молитве за них. Так делаем часто и мы, когда, не желая ни наказать своих слуг, совершивших достойные наказания проступки, ни освободить их от страха наказания, внушаем друзьям вырвать их из наших рук, чтобы таким образом и страх у них остался в полной силе, и они избежали наших побоев. Подобного рода случай был, как можно видеть, и с Ионой. " И было " , - говорится, - " слово Господне к Ионе " пророку: " встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем: " еще три дня (синод. пер. " сорок дней " ) и Ниневия будет разрушена " . Услышав же " Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию " (Ион. 1:1-3; 3:4). Куда бежишь ты, человек? Бежишь от Господа, скажи мне? Но подожди немного, и ты на опыте узнаешь, что не можешь избежать рук даже и рабского моря. В самом деле, не успел он взойти на корабль, как то подняло волны и стало вздыматься на громадную высоту.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1565...

10. О таинстве Покаяния Прообразом таинства Покаяния были ветхозаветные священнодействия: жертва за грех и всесожжения, а также обряд с «козлом отпущения». Читай об этом Лев.16 . Козел отпущения, над которым исповедовались грехи народа, а также жертвы за грехи, предображали Христа, Который будет прощать грехи и понесет грехи всех людей. Господь (мало того, что знает грехи всех) еще требует личного сознания человека в грехе и раскаяния: Господь взывает к Адаму после его грехопадения: Адам, где ты? ( Быт.3:9 ). Призыв к покаянию Каина: «сказал Господь Каину: почему ты огорчился, и отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица, а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» ( Быт.4:6–7 ). По повелению Божию Ной призывал людей к покаянию: ( 1Пет.3:18–21 , ср. 2Пет.2:5 ). Призыв Ионы к ниневитянам: ( Ион.3 , ср. Мф.12:41 ). Исповедание и прощение грехов в Ветхом Завете священно: «если же он (человек) виновен в чем-нибудь из сих и исповедается, в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех свой... и очистит его священник от греха его... в чем согрешил по неведению... и прощено будет ему» ( Лев.16 ). Проповедь покаяния Иоанна Крестителя: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное... сотворите достойный плод покаяния» ( Мф.3:2–8 ). Проповедь Христова о покаянии: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.4:17 ). Отец отдал суд Сыну: «Отец не судит никого, но суд весь отдал Сыну...» ( Ин.5:22 ). Христос Сам сначала прощал на земле людям грехи: «Иисус говорит расслабленному: прощаются тебе грехи твои» ( Мк.2:5 ). Сын Божий отдал часть суда и священникам: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это дунул» ( Ин.20:21–23 ), (Златоуст о священстве III, 5, стр. 60). Господь обещал даровать Апостолам и их преемникам право прощать грехи: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф.18:18 ). После Своего Воскресения Господь даровал право прощения грехов Апостолам я их преемникам:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

15. Но кто попадется, будет пронзен, и кого схватят, тот падет от меча. (Иже бо аще пленится, поразится, и иже собрани суть, мечем падут). Презирая позор, Вавилоняне оставят страждущее отечество и предадутся постыдному бегству, однако же, не спасутся от погибели. Предвидя всякие обстоятельства войны, враги рассеятся по всей стране и с быстротой диких кочевников пустыни, станут преследовать беглецов и убивать их на пути метким ударом стрелы, а схваченных – рубить мечем. 16. И младенцы их будут разбиты пред глазами их; домы их будут разграблены и жены их обесчещены. (И чада их пред ними разбиют, и домы их пленят, и жены их поймут). Младенцы невинны в грехах отцов и заслуживали бы пощады (как некогда Господь действительно пощадил город Ниневию ради многих младенцев, Ион.4:11 ); но Вавилоняне были так жестоки, что в покоренных странах сами истребляли младенцев. Эта поразительная, чисто зверская жестокость неизбежно передавалась и их детям. Потому Господь определил истребить и младенцев в Вавилоне, как «злое семя» (ср. Пс.136:9 ; Плач.2:21 ). Когда будет истреблено народонаселение, то враги беспрепятственно ограбят дома города, а беззащитных женщин опозорят, нагло издеваясь над их целомудрием. 17. Вот, Я подниму против них Мидян, которые не ценят серебра и не пристрастны к золоту. (Се, аз возбуждаю на вы мидов, иже сребра не вменяют, ниже злата требуют). Сильный враг Вавилонян – Мидяне. Как горное, полудикое племя, проводя жизнь то в охоте, то в набегах на соседние страны, то в кочевых передвижениях, древние Мидяне не знали государственной жизни, не ценили общественного порядка. Закаленные в нужде и опасностях, они не страшились лишений и грозных нападений; они не вели правильной торговли и потому не ценили серебра; а если и приобретали золото, то небыли к нему пристрастны и употребляли оное разве только для украшений лица, одежды, доспехов и боевого оружия. Мидяне были неустрашимы и неподкупны. 18. Луки их сразят юношей и не пощадят плода чрева: глаз их не сжалится над детьми. (Стреляния юношеская сокрушат, и чад ваших не помилуют, ниже пощадят чад твоих очи их).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

16:14); и когда Давид играл, царю становилось легче. А до какой степени постился царь Давид, послушай, что сам он пишет в псалмах: « Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука » (Пс. 108:24). Если бы Адам устоял в посте (и не вкусил) от древа, он не был бы изгнан из рая; если бы Ева не поела (плодов запрещенного древа), введенная в заблуждение змеем, она не ввела бы в мир смерти; если бы Исав не забывал поста, он не утратил бы своего первородства, не променял бы и славы на одно кушанье и не сделался бы рабом своего брата. Хочешь видеть силу поста? Ступай к ниневитянам, при помощи поста снискавшим себе общее спасение. В самом деле, когда Бог захотел за грехи их погубить, Он посылает пророка Иону и говорит им: « еще сорок дней и Ниневия будет разрушена » (Ион. 3:4)! Так, человеколюбие Божие возвещает как бы трубою то, что уготовляется быть, и виновным пред Ним предрекает смерть — не с тем, чтобы они поспешили бежать из города, но чтобы, оставаясь в городе, покаялись, чтобы пробудились и сделались более внимательными к вразумлению. Не сказал: поститеся — и Я спасу вас; не объявил: покайтесь — и будете помилованы; но скрыл Свое человеколюбие и возвестил угрозу, чтобы не сказал кто–нибудь: Он принудил их поститься и покаяться и воздать честь Богу. А то, что бывает с принуждением, принимается без особого расположения. (Совсем иначе принимается то, что) « не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог » (2 Кор. 9:7). « Еще сорок дней и Ниневия будет разрушена ». Приговор краток; без суда назначенный срок наказания приближается по пятам. Что остается делать? Где искать спасения? Не противопоставить ли этой угрозе военную силу? Но кто может поспорить с Богом? Вестник (наказания) неложен. А если Бог так угрожает, говорят они сами себе, то как избежать нам такой беды? К какой борьбе готовиться? Кто будет сражаться для нашего спасения? Кто преклонит Бога прекратить Свой гнев против всех нас? Какому посреднику поручим мы склонить Его к примирению? Мы все оказываемся грешниками.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

16:3-9). По той же самой причине праведный Иов не присваивал себе добродетелей, (помощи) оказываемых им нуждающимся; но все приписывал Богу, говоря: " смотря на солнце, как оно сияет, и на луну, как она величественно шествует, прельстился ли я в тайне сердца моего, и поклонялся ли я им? Это было бы преступлением, потому что я отрекся бы тогда от Бога всевышнего " (Иов. 31:26-28). Святой Григорий, подтверждая слова Иова, говорит: " Иов, все добрые дела, которые совершались его руками, приписывал не себе, но одному Богу. Не имел Иов привычки приписывать своему благоразумию дел рук своих и утешаться ими; не превозносился он своим могуществом и властью, но возлагал все свое упование на единого Бога. " Так же поступал Карл I, Кесарь, победоносный в войнах, говоря: " я пришел, увидел, но Бог победил. " Упование на Бога возвысило царя Давида на высокую степень святости - в этой добродетели он всех превзошел - читающий с любовью псалмы его, сам согласится со мной в том. Как часто повторял он устами, говоря от искреннего сердца: " Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюсь ? " (Пс. 26:1). Чего мне бояться во дни бедствия, когда злоба гонителей моих окружает меня? (Пс. 48:6. ср. и многие другие псалмы ). Иона, заключенный во чреве кита, не впал в уныние, но молитвенно воззвал к Господу Богу своему. Чего он просил? " Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня; все воды Твои и волны Твои проходили надо мною ; " однако я вспомнил о Господе ... " и молитва моя дошла до Тебя, до храма святого Твоего " (Прор. Ион. 2:4-8). Вот образ величайшего упования на Бога! Таким же образом молился Даниил во рву среди голодных львов; три отрока в Вавилонской пещи воссылали к Богу полную упования молитву свою. Товия представляет в этом деле удивительный нам пример: он, потерявший имущество, родину - нищий, странник, ослепший - однако не потерял крепкого упования на Бога, прилежно хранил его и сохранил, хотя родственники его, жена его и близкие к нему люди, насмехались над ним, говоря: " где теперь твоя надежда, ради которой давал ты нищим милостыню, и столь многих погребал? - тщетна была твоя надежда.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

17–18. Свет Израиля будет огнем, и Святый его – пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день; и славный лес его и сад его, от души до тела, истребит; и он будет, как чахлый умирающий. (И будет свет Израилев во огнь, и освятит его огнем горящим, и пояст яко сено вещество. В той день угаснут горы и холми и дубравы, и пояст от души даже до плотей: и будет бежай, яко бежай от пламене горяща). Многочисленные войска Ассирии, представляющие необъятный лес копий; многолюдные города, пестреющие яркими красками богатых домов, и многолюдное население страны, роскошные нивы, богато возделанные и обильно орошенные сады, поддерживаемые из неиссякаемого источника награбленных богатств, наконец, превосходная слава побед, все это обречено Творцом жизни на истребление в конец (ср.ст.33–34). Господь, будучи «Светом» для Израиля, предопределив ему лучшую и совершеннейшую жизнь, является зноем палящего солнца для Ассирии. Он быстро истребит их войска и народонаселение, а самых вредных и негодных, как терновник и волчцы, истребит в один день (ср. Ион.4:6–8 ). Так Господь из Света преобразуется в истребительное пламя; и как пламя не только прекращает жизнь растений, но и сами стволы их истребляет, так и сила проклятия Господня не только лишит людей жизни, но и труды их мгновенно истребит подобно тому, как некогда серным пламенем попалил Господь гордые и развращенные города в цветущей долине Сиддим, Гоморру и Содом. 19. И остаток дерев леса его так будет малочислен, что дитя в состоянии будет сделать опись. (И оставльшиися от них будут в число, и отроча малое напишет я). Где совершается казнь по суду грозной правды Божией, там могут остаться только истинно правые, а не высокие и знатные; поэтому, при истреблении «славного леса и сада Ассирии», остаток будет так малочислен, что записать число оставшихся сможет и дитя, обыкновенно затрудняющееся считать до десяти. 20. И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно. (И будет в той день, не приложится ктому останок Израилев, и спасеннии Иаковли не будут ктому уповающе на обидевшыя их, но будут уповающе на Бога святаго Израилева истиною).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

18:23)? И в конце того же пророчества: обратитеся и отвержитеся от всех нечестий ваших, и не будут вам неправды в мучение (там же ст. 30). Ибо там слово обращается к тем, кои хотят покаяться и правдою загладить грехи, чтобы обратиться с верою и от всего сердца принести покаяние. А здесь говорит к тем, кои вследствие множества грехов или нечестий своих отчаиваются в спасении и говорят: беззакония наши и грехи наши на нас, и мы истаеваем в них: как же мы можем жить? Смысл же следующий: если нам раз была предназначена смерть и если никакое врачевание не может исцелить наших ран; то какая надобность нам трудиться и изнурять себя и не проводить настоящую жизнь в отчаянии, чтобы по крайней мере ею наслаждаться, когда мы утратили будущую? Им отвечает Бог, что Он не хочет смерти нечестивого, но чтобы он обратился и был жив. И Он обращается к отчаивающимся нечестивцам: обратитесь от злых путей ваших. А чтобы мы знали, кто эти нечестивые, в следующих затем словах поясняется: к чему вам умирать, дом Израилев? Жизнь же и смерть в этом месте разумеется не та, которою мы наравне с животными по закону природы или живем или уничтожаемся чрез смерть; но та, о которой написано: благоугожду пред Господом в стране живых (Псал. 114:8). Душа согрешающая, та умрет (Иезек. 18:20). И от частной угрозы, высказанной по отношению к дому Израилеву, переходит к общему разъяснению, что и праведника не спасет прежняя праведность, если он будет совершать новые преступления, и грешника или нечестивого не погубят прежние грехи, если он делами правды исправит прежние заблуждения, и что Бог в том и другом судит не прежде бывшее, а настоящее. Если Я скажу, говорит Он, праведнику: ты будешь жив и пообещаю ему награды за праведность, а он, понадеявшись [на это], будет грешить; то все прежние праведные дела его будут преданы забвению и он умрет за настоящее беззаконие; но Мое определение остается неизменным, ибо Я не могу в одном и том же человеке воздавать грешнику то, что обещал праведнику. Наоборот, если Я буду угрожать и скажу грешнику и нечестивому: еще три дни, и Ниневиа превратится (Ион.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1, 1)? Он предсказывал осуждение и наказание сирийцам, финикиянам, аммонитянам, моавитянам, Иудеям за их преступления, причем эти преступления состояли между прочим в том, что они несправедливо, жестоко и унизительным образом поступали по отношению к своим соседям. Не за одну жестокость к Израилю бичует слово пророка, нет, оно порицает, например, моавитян за то, что они пережгли кости царя эдомскаго в известь (2, 1). В последней главе (9, 2) пророческой книги читаем: «не таковы ли как сыны Эфиоплян и вы для Меня, сыны Израилевы? говорит Господь. Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и Филистимлян из Кафтора и Арамлян из Еира?». Божественное провидение управляет всеми народами, о всех печется, всем благодетельствует и равно всех наказывает за преступления. Немного позже Амоса пророчествовал Осия. В речах этого пророка некоторые готовы видеть порицание культуре и израильтянам за то, что они ее заимствовали у хананеян. Но не культуру бичевал пророк, а ее темные стороны: не весы, а неверные весы («Хананеянин с неверными весами любит обижать». Осии 12, 7 ). Не к узко националистическому культу призывал пророк, а к нравственной чистоте. «Я милости хочу, а не жертвы и Боговедения более, нежели всесожжений» (6, 6), говорит Бог устами пророка. Израилю раскрывается, что его спасение не в союзниках и не в коварных, замыслах, а в его нравственной силе. Если у Израиля нет таковой, его судьба будет печальная и он будет посмеянием даже в земле египетской (7, 16). Осия призывал к нравственному покаянию израильтян, но его современник Иона ( Осии 1, 1 срав. 4Цар. 14, 25 , Ион. 1, 1 ) получил повеление обратиться с таким призывом к врагам израильтян ассириянам. Есть Иудейское предание, что Иона был тем ребенком, которого некогда Илия воскресил у вдовы сарептской. Это предание не согласуется с библейским текстом ( 4Цар. 14, 25 ) и, думаем, не может быть поддерживаемо, но оно, во всяком случае, много разумнее и лучше тех предположений, которые делаются рационалистами относительно этого пророка и книги носящей его имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Ион.1:1–3 с Ион.3:1–2 ), он пререкает Иегове (ср. 1:3 с 4:1–4, 8–9) и всё-таки исповедует Его Господом неба и земли (ср. Ион. 1:9 с 2:10 и 4:2) и исполняет волю Его; один и тот же он и в своих отношениях к язычникам, как чтителям суетных и ложных богов, недостойным милостей Иеговы (ср. Ион.1:2–3 с Ион.2:9–10 и Ион.3:10 ); один и тот же он и в своём поведении вообще, в своём характере 229 . Точно также и в изображении язычников нет ни одной черты в книге, дающей право предполагать разновременных писателей её; во всех предполагаемых Нахтигалем частях они представляются почитателями ложных богов, по слову еврейского пророка обращающихся к Иегове и милуемыми этим последним (ср. Ион. 1:5, 6, 14–16 с Ион.2:9, 10 и Ион.3:5–10 ). Соответствие между частями книги в этом отношении так велико, что многие из богословов отрицательного направления указывают на это сходство, как на нечто крайнее, искусственное. Писатель книги остаётся равен себе во всех частях книги и в изображении Иеговы. И в начале, и в середине, и в конце её Иегова изображается, как Всемогущий Владыка неба и земли, Которому повинуются и море, и ветер, и рыбы, и черви (ср. Ион 1:4 ; Ион.2:1 с Ион. 2:4, 10 и Ион.4:6–8 ), как Правосудный и Святой, Которому злонравие равно неприятно как в иудеях, так и в язычниках (ср. Ион.1:2–4 и Ион.2:1 с Ион. 3:1–10 ) и наконец, как добрый и милостивый, прощающий кающихся и обращающихся к Нему грешников, к какому бы народу они ни принадлежали (ср. Ион.1:14–15 с Ион.2:8 ; Ион.3:10 и Ион.4:11 ). Существеннее и сильнее, по-видимому, второе основание мнения Нахтигаля, состоящее в различии, будто бы, языка и образа изложения в различных частях книги. Несомненно, что в этом отношении 3–10 стихи второй главы существенно отличаются от остальных глав книги; но из этого нельзя выводить заключения о разновременности их происхождения; отдел этот по самому содержанию своему, как молитва пророка, должен существенно отличаться от остальных глав книги чисто исторического содержания; язык поэзии и не может быть тот же, что язык прозы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010