Ион.1:4 .  Но Господь послал ветер великий на море, и сделалась на море великая буря, и корабль подвергался опасности крушения. LXX: И Господь воздвиг ветер великий на море, и сделалась великая буря на море, и корабль подвергался опасности крушения. Бегство пророка можно также относить вообще к человеку, который, презирая заповеди Бога, удалился от лица Его и предался миру, но впоследствии, вследствие бури зол и жестокого, испытанного им, крушения во всем мире, вынужден был признать силу Божию и возвратиться к Тому, от кого бежал. Отсюда мы также видим, что то, что люди считают спасительным для себя, обращается, – если это не угодно Богу (или по воле Божией), – в средство погибели их, и что не только помощь не доставляет пользы тем, которым она оказывается, но подвергаются одинаковому крушению также и те, которые ее оказывают. Так мы читаем, что Египет был побежден ассириянами потому, что помогал, вопреки воли Господа, Израилю. Корабль, принявший находившегося в опасности, сам подвергается опасности; на море вследствие ветра начинается волнение, среди тишины поднимается буря, ничто не бывает безопасным, если это противно воле Божией. Ион.1:5 .  И устрашились корабельщики, и взывали люди к богу своему, выбрасывали в море вещи, бывшие на корабле, чтобы облегчить его от них. LXX: И устрашились плывшие на корабле, и взывали каждый к богу своему, и выбрасывали в море вещи, бывшие на корабле, чтобы облегчился корабль. Они полагают, что корабль обременен обычною тяжестью, и не понимают того, что все отягощение его происходит от убегающего пророка. Корабельщики испытывают страх, каждый взывает к своему богу; не зная истины, они знают о провидении, и при религиозном заблуждении знают, что есть нечто, что должно быть чтимо; они выбрасывают тяжести в море, чтобы корабль легче мог плыть по сильным волнам. Но Израиль, наоборот, ни при благоприятных обстоятельствах, ни при бедствиях не хочет знать о Боге и, между тем как Христос плачет о народе, у него глаза остаются сухими. Ион.1:5Иона же спустился во внутренность корабля и спал крепким сном.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ион.1:5 .  И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему богу, и стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от нее; Иона же спустил­ся во внутрен­ность корабля, лег и крепко заснул. «И устрашились корабельщики и взывали каждый к своему Богу». Корабельщики – не случайные пассажиры корабля, а люди, у которых мореходство было промыслом, с евр. malahijm – гребцы, весельники. Они несомненно были язычники и происходили, вероятно, из финикийских приморских городов. В религии всех вообще приморских жителей видное место занимали боги моря и воды, к ним-то, естественно, корабельщики обращались с молитвой о спасении от бушующих волн. Наряду с этим, они не пренебрегали и естественными средствами спасения: «стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от нее». «Иона же спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул». Странным представляется поведение пророка: в то время, когда другие на корабле в страхе за свою жизнь молятся о спасении, он идет в трюм и спокойно засыпает. Это произошло оттого, что автор текста в данном месте о последующем моменте сказал раньше предшествующего, употребил оборот υστερον προτερον, как и в 10 ст. и Ион. 4.5 . В действительности пророк Иона для отдыха пошел несомненно раньше, чем случилась буря. Утомленный происходившей в нем внутренней борьбой и, может быть, спешным путешествием в Иоппию, успокоившись принятым наконец решением, Иона «крепко заснул». Весь дальнейший рассказ книги до II гл. включительно некоторые толковники понимают, как бывшее пророку сновидение. Однако в тексте нет решительно никаких оснований для этого предположения и историческая достоверность рассказа II-oй гл. засвидетельствована не менее других частей книги. (См. об этом в Введении). Ион.1:6 .  И при­шел к нему начальник корабля и сказал ему: что ты спишь? встань, воз­зови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас и мы не по­гибнем. В этом стихе не должно смущать то обстоятельство, что кормчий-язычник обращается к иноверцу еврею с просьбой, чтобы он молился своему Богу, причем выражает надежду получить от Него спасение. Язычник-политеист наряду со своими богами признавал действительное существование и богов других народов. В частности, о случаях признания язычниками Иеговы, как Бога еврейского, Библия говорит не однократно ( 4Цар. 18:25, 33–35 ; 1Ездр. 1:2–3 ), то же самое мы имеем в данном месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ион.1:7 .  И сказали друг другу: пойдем, бросим жребии, чтобы узнать, за кого по­стигает нас эта беда. И бросили жребии, и пал жребий на Иону. И сказали друг другу: «пойдем, бросим жребий, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда» В древнее время было распространенным мнением, что особенные чрезвычайные бедствия постигают людей за какие-нибудь великие грехи ( Иов. 4:8–11, 18:5–21 ). Разделяя это воззрение, корабельщики и решили, что великая буря постигла их за какой-либо чрезвычайный грех кого-либо из присутствовавших на корабле. Узнавать виновника бедствия они стали посредством жребия. Этот обычай существовал у многих народов древности, как языческих, так и у евреев, при этом те и другие верили, что не слепой случай решает дело, а Бог (или боги) владеет жребием ( Нав 7.14 ; 1Цар 10.20–23 ; Деян 1.26 ; Ciceron. De natura deorum, 3:36). «И бросили жребий и жребий пал на Иону». Таким образом, книга пророка Ионы дает понять, что не только бросавшие верили, что жребием руководит Бог , но и в действительности было так. Ион.1:8 .  Тогда сказали ему: скажи нам, за кого по­стигла нас эта беда? какое твое занятие, и откуда идешь ты? где твоя страна, и из какого ты народа? Содержит в себе ряд вопросов, с которыми корабельщики обратились к Ионе, после того как жребий указал в нем виновника бедствия. Эти вопросы задавались вероятно с разных сторон и людьми взволнованными, поэтому в них нет строгой последовательности. Первого вопроса: «за кого беда сия?» в некоторых кодексах нет (Cod. 115), а в других (384) он стоит на поле; его следует понимать не как вопрос Ионе о каком-либо третьем лице, а в отношении к нему самому: кто ты такой, скажи? Следующие вопросы касаются происхождения пророка Ионы, его рода занятий и ближайших намерений (последнее ясно из добавления слав. текста: «камо идеши?») Во всем этом корабельщики думали найти что-либо позорящее Иону и объясняющее им, почему жребий пал на него. Ион.1:9 .  И он сказал им: я Еврей, чту Го­с­по­да Бога небес, сотворив­шего море и сушу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ион.1:7. И сказали друг другу: придите, а бросим жребий, и узнаем, отчего беда эта на нас. И бросили жребий, и пал жребий на Иону.    LXX: И сказал каждый ближнему своему: придите, бросим жребий и узнаем, за кого зло это на нас. И бросили жребий, и жребий пал на Иону.    Они знали природу моря и, плавая столько времени, знали причины бурь и ветров, и если бы они видели обычные волны и такие, которые известны им были из прежних опытов их, то, конечно, никогда не стали бы доискиваться виновника угрожающего кораблекрушения и не пытались бы чрез нечто неизвестное избежать известной опасности. Но на основании этого примера мы не должны поспешно приходить к вере в жребий или связывать с этим свидетельством сказанное в Деяниях апостолов, где Матфей избирается по жребию в апостола (Деян. 1), потому что преимущества некоторых не могут быть общим законом. Ибо, как ослица говорила для осуждения Валаама (Числ. 22), как Фараон (Быт. 41) и Навуходоносор (Дан. 2) чрез сновидения узнали, для своего осуждения, будущее и однако не признали Бога, посылающего откровения, и также Каиафа предсказал, сам не зная смысла своего предсказания, что лучше одному умереть за всех (Ин. 18:14); так и на этого беглеца падает жребий не силою жребиев, и тем более жребиев языческих, а по воле Того, кто направлял неверные жребии. Что же касается слов: «и узнаем, за кого зло это на нас», то здесь «зло» (malitia) мы должны понимать в смысле печали и бедствия, подобно тому, как в следующих словах: «довлеет дневи злоба его» (Матф. 6:34), также у пророка Амоса: «или будет зло во граде, еже Господь не сотвори» (Амос. 3:6), и у Исаии: «Аз Господь, ...творяй мир и зиждяй злая (Ис. 45:7). Но в другом месте зло понимается, как противоположность добродетели, как выше мы читаем у этого же самого пророка: «взыде вопль злобы его ко Мне» (Ион. 1:2). Ион.1:8. И сказали ему: открой нам: за кого эта беда на нас, какое твое занятие, какая твои страна и куда ты отправляешься или из какого ты народа?     LXX: И сказали ему: объяви нам: за кого это зло на нас, какое твое занятие, и откуда идешь, и куда отправляешься, и из какой страны и из какого ты народа?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ионы, на основании личного его усмотрения, открылось в виде даже чрезвычайного действия – «бегства его в Фарсис от лица Господня», т. е. бегства из Палестины, частнее – из Иерусалима, в котором был храм Господа, являвший собою место особенного присутствия Божия и откровений Божиих, т. е. являвший как бы «лице Господне» на земле человекам ( Втор.11:12; 12:5–7 ; Ис.1:12 ; Иер.4:1 ). Поведение прор. Ионы в данном случае хотя определялось, как увидим, ревностным по Богу, личным его «усмотрением» и личными его «домыслами» о цели в мыслях его возвышенной и благочестной: однако, при всей чистоте и святости личных его помыслов, он был не прав пред Богом, действуя вопреки повеления Божия, данного ему – «итти в Ниневию, город великий, и проповедывать (покаяние) в нем, ибо злодеяния его дошли» до Господа ( Ион.1:2 ), поэтому Господь, вразумив пр. Иону величайшим испытанием, именно – трехдневным пребыванием его во чреве кита и вместе явлением, относительно его личности, величайшего чуда – «знамения» ( Ин.1:15; 2:11 ; Мф.12:39–41 ; Лк.11:29–32 ), «вторично повелел ему итти в Ниневию и проповедовать в ней» (покаяние) ( Ион.3:2 ). Личный же «домысл» прор. Ионы, «ревновавшего» в своем произволении по Богу, состоял, как объяснил сам пророк в своем слове Господу, в том, что он, подобно прор. Иеремии, «удерживал» себя от исполнения повеления Божия во имя «милосердия» Божия, ибо, когда он увидел, что «Бог пожалел о бедствии, о котором сказал, что наведет на них (ниневитян) и не навел, то, в молитвенном своем обращении к Господу, говорил: «о Господи, не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты – Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, и сожалеешь о бедствии» ( Ион.3:10; 4:2 ). Сие рассмотренное нами поведение прор. Ионы, по отношению к полученному им откровению Божию, представляет собою, можно сказать, предел тех личных произволений, или «удерживания» себя «человеками Божиими», в которых личное рассуждение их, личный их «домысл», или личное их «усмотрение» хотя выражают собою личное их «противление» Богу, однако но возносятся против существа слова Божия, не колеблют основ веры и благочестия и не отметают «совета и определения» Воли Божией: вне сего «предела» и сверх оного будет уже не действие «удерживания» себя «человеком Божиим» от прямого исполнения Воли Божией, не благочестно мыслимое личное «усмотрение» его и не «ревнующее по Богу произволение его воли, а измена его Богу, предательское измышление его в противность Вере Божией и благочестию, «фарисейский обход» повеления Божия или заповеди Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

" Мы часто неправильно понимаем слово " пророк " , как и слово " старец " , - продолжил архипастырь. - Люди ездят, ищут " старцев " - зачем? Они хотят, чтобы им предсказали будущее. Это ошибка: пророки и старцы - не для этого, а чтобы отвращать людей от грехов, направлять их умы и сердца к Богу. Пророки иногда действительно предсказывали будущее, но если люди каялись, Господь, бывало, и не исполнял решение о них. Пророку Ионе Он сказал: " Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня " (Ион. 1:2). Иона не хотел идти, поплыл на корабле в другие края, но оказался во чреве кита. Господь освободил его и вторично послал к нераскаянным жителям города, чтобы Иона сказал: " Еще сорок дней и Ниневия будет разрушена! " (Ион. 3:4) Ниневитяне вняли его предостережению, стали поститься и молиться, " и увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел " (Ион. 3:10). То есть Господь изменил Свое решение, видя, что они принесли покаяние. А Иона расстроился - как же так, он предупредил их о наказании, а этого не случилось. Неужели его миссия напрасна? Господь объяснил ему, что Бог - не для того, чтобы губить, а чтобы спасать. Поэтому задача пророка и любого священника - приводить людей к Богу, отвращать от греха, ставить на путь покаяния. Это показал Иоанн Креститель. Он произносил грозные, пламенные речи, народ каялся, исповедовал грехи, и многие потом пошли за Христом. Мы благодарим Предтечу за то, что он открыл нам Христа, показал дорогу к Нему. Иоанн продолжает учить нас покаянию - второму крещению. Без покаяния мы не спасемся. Оно делает нас людьми Божиими, мы очищаемся и, чистые, можем войти в Царствие Небесное " . " Помимо покаяния мы можем много взять уроков у Иоанна Предтечи - постничества, молитвы, смирения. Его смирение было удивительным. Обладая такими дарованиями, он сознательно отошел на второй план, когда Христос вышел на проповедь. Ученики удивлялись, что он не пытается противопоставить себя Иисусу: " Равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему " (Ин.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

При таком прочтении уместны параллели с историями призвания пророков, изложенными в Ветхом Завете. Отрок Самуил не сразу распознал голос Бога, а лишь после того как Бог троекратно воззвал к нему и он получил разъяснение услышанного от своего учителя ( 1Цар. 3:1–10 ). Иона не с первого раза согласился выполнить возложенную на него Богом миссию: поначалу он сделал прямо противоположное тому, что требовал от него Бог ( Ион. 1:1–3 ); потом, после многих происшествий, «было слово Господне к Ионе вторично», и пророк выполнил порученное ( Ион. 3:1–10 ); далее он вновь воспротивился Божией воле, и Богу пришлось обращаться к нему в третий и четвертый раз ( Ион. 4:1–11 ). Мы не можем настаивать ни на предложенной синхронизации событий, рассказанных четырьмя Евангелистами, ни тем более на параллелях из Ветхого Завета. Три евангельских рассказа имеют самостоятельный смысл, и мы не знаем, сверяли ли Евангелисты свои повествования о призвании первых учеников друг с другом. Сравнение лишь выявляет три самостоятельных эпизода, изложенных четырьмя авторами, из которых два (Матфей и Марк) пользовались одним и тем же источником, будь то устным или письменным, а два работали самостоятельно. При этом, учитывая данные о том, что Лука и Иоанн были знакомы с работой других Евангелистов, можно предположить, что свои рассказы они составляли в дополнение к тому, что прочитали у других 49 . В целом три рассказа вопреки мнениям многих ученых производят впечатление не трех версий одного и того же события, а взаимодополняющих рассказов о трех разных событиях, каждое из которых знаменовало собой определенный этап на пути вхождения Петра в круг учеников Христа. 3. Избрание на апостольское служение В синоптических Евангелиях рассказывается о том, как Иисус избрал двенадцать апостолов. Этот рассказ у всех трех синоптиков идентичен по содержанию, однако разнится в деталях. Матфей вообще не говорит о выделении двенадцати из более многочисленной группы: «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» ( Мф. 10:1 ). Марк уточняет, что двенадцать выбраны из общего числа учеников: «Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были, и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов» ( Мк. 3:13–15 ). Лука уточняет, что сначала Иисус «взошел на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу», а затем, когда настал день, «призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами» ( Лк. 6:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Равно и хананейской жене (Господь) не прежде даровал здравие дочери ее, как после долгого и неотступного ее моления и терпения, хотя и по милости только исцелил ее (Мф. 15: 22-28). Отсюда мы научаемся, что и тогда, когда хотим милости от Бога, должны прежде показать себя достойными этой милости, потому что хотя Он и милостив, однако ищет достойных, и не без разбора разделяет Свои милости всем, даже и ожесточенным. " кого помиловать , - говорит,  - помилую, кого пожалеть - пожалею [ Помилую, егоже аще помилую, и ущедрю, его же аще ущедрю ] (Исх. 33: 19; Рим. 9: 15). Смотри, что и здесь говорит (апостол): " при содействии и вашей молитвы за нас " [ споспешествующим и вам молитвою ] . Не все и им приписывает, чтобы не довести их до надменности, но и не совсем лишает их заслуги, чтобы возбудить их усердие, сделать их ревностнейшими и привести их в союз любви между собою. Потому и сказал: " вам даровал Бог спасение мое " , что часто единодушная и согласная молитва многих преклоняет Бога. Потому и пророку Ионе сказал Он: " Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек? " [ Аз же не пощажду ли града сего, в немже живут множайшии, неже дванадесять тем человек ] (Ион. 4: 11). А чтобы ты не подумал, что только на множество взирает (Бог), говорит: " Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, [было] столько, сколько песку морского, только остаток его обратится " [ аще будет число Израиля, яко песок морский, останок спасется ] (Ис. 10: 22). Почему же спас ниневитян? Потому что здесь не множество только было, но множество обратившихся к добродетели: " каждый обратился от злого пути своего " [ возвратися во кийждо от пути своего лукаваго ] (Ион. 3: 8), и Спасающий их сказал, что они " не умели отличить правой руки от левой " [ не познаша десницы, ниже шуйцы ] (Ион. 4: 11). Отсюда ясно, что и грешили они прежде более по неведению, нежели по развращению; это оправдывается и тем, что они немногих слов послушались и покаялись. Если же довольно было двенадцати тем для их спасения, то что и прежде препятствовало спасти их? И почему не сказал Бог пророку: " Я ли не пощажу град сей, столь искренно покаявшийся " , а выставляет на вид эти десятки тысяч? Ужели напрасно сказано так? Нет! Покаяние их известно было пророку, а число и простота их не были известны.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте! Если верить википедии, после второго пришествия Иисуса Христа все христиане будут пребывать в блаженстве с Богом. Правда ли это и можно ли его приблизить? 6 Ответов Приближение Второго пришествия Христа (т.н. Парусии) можно ускорить ведением омерзительной жизни, всё большего количества людей. Как об этом сказал Христос: “найду ли Я веру, когда приду” Лк. 18:8 Но перед Парусией будут войны, болезни и мучительные смерти. Благочестивым людям будет очень трудно. Дарья, узнавайте о Боге из Священного Писания, а не из Википедии. На Ваш вопрос ответил Господь Иисус Христос: “Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий” ( Мф.25:13 ). День Второго пришествия уже предрешён Богом от вечности и его бессмысленно как-то искусственно пытаться приблизить. Сергий, скажите, а отодвинуть этот день тоже нельзя? Даже если мы попытались бы это сделать, то не узнали бы об этом. Так как этот день скрыт даже от ангелов. День скрыт, а искусственно отодвинуть его можно. Покаяние допускает отмену принятого Господом решения: Ион.3:4 И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена! Ион.3:5 И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. Ион.3:10 И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел. Так этот день предопределен, исходя из нравственного состояния человечества. Я думаю, что судный день наступит тогда, когда большинство людей настолько уподобятся демонам, что Христу останется только забрать остаток праведников и сжечь этот мир огнем. Согласен. Предполагаю, что от безумия человеков случиться всемирная война. Останется одно государство. Уставшие от войны люди возопиют — выберем одного царя и да будет мир. Взойдет на трон последний правитель всей земли, который будет исполнять волю сатаны. 3 года и 6 месяцев будет править он. Затем — конец земли и Страшный Суд.

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-pribli...

Свидетели Иеговы ссылаются на эти стихи в доказательство того, что библейские пророки иногда ошибались в своих предсказаниях. Ведь предсказание Ионы о разрушении Ниневии не исполнилось. И никто за это Иону не осудил. Следовательно, Общество Сторожевой Башни тоже не следует осуждать за ошибки в пророчествах. Библейское учение. В ответ вы должны подчеркнуть, что Иона вовсе не ошибся. Иона передал ниневитянам именно то, что поручил ему Иегова Бог (см. Ион.3:1 ). Спросите: Поскольку Иона в точности передал слова Самого Бога ( Ион.3:1 ), как может Общество Сторожевой Башни утверждать, что он ошибся? Очевидно, пророчество Ионы подразумевало возможность покаяния. Судя по реакции ниневитян, они поняли, что окончательный исход событий будет зависеть от их реакции на пророчество. Они поняли, что через сорок дней их город будет разрушен, если только они не покаются ( Ион.3:5–9 ) 866 . Увидев, каким образом ниневитяне отреагировали на пророчество Ионы, Бог отменил обещанное наказание, тем самым дав понять, что и Сам Он ставил исполнение этого пророчества в зависимость от реакции людей 867 . Это вполне согласуется с тем, что Бог сказал в Книге пророка Иеремии: «Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему» ( Иер.18:7–8 ). Случай с Ниневией – яркое воплощение этого принципа. Бог часто проявляет милость, если видит явное раскаяние ( Исх.32:14 ; 2Цар.24:16 ; Ам.7:3, 7 ) 868 . Урок, который нам следует извлечь из истории Ионы, заключается в том, что иногда Бог предпочитает отменить наказание, если люди из страха перед судом предпочитают покаяться, то есть исчезает сама причина обещанного наказания. Знаток Ветхого Завета Уолтер К. Кайзер отмечает: " Не изменить Свое решение в таких случаях означало бы для Бога поступить вопреки присущим Ему качествам справедливости и отзывчивости к любому изменению, которое Он планировал вызвать» 869 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010