Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл посетил Тобольский кремль 10 июня 2023 г. 14:18 10 июня 2023 года, по окончании Божественной литургии  в новоосвященном храме Вознесения Господня г. Тобольска, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Тобольский кремль. Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождали: полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе В.В. Якушев; губернатор Тюменской области А.В. Моор; митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий ; глава г. Тобольска М.В. Афанасьев.  Святейший Патриарх Кирилл побывал на смотровой площадке Тобольского кремля и осмотрел его территорию.  Затем Святейший Владыка посетил Софийско-Успенский кафедральный собор, в котором поклонился мощам святителя Иоанна и священномученика Ермогена Тобольских.  Митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству Казанско-Тобольскую икону Божией Матери.  Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся в соборе с Первосвятительским словом.  В дар собору Предстоятель Русской Церкви передал икону благоверного князя Александра Невского.  Верующим были вручены иконки Спаса Нерукотворного с Патриаршим благословением.  В 1587 году отряд казаков под командованием письменного головы Даниилы Чулкова выступил на стругах речным путем из Тюмени и, достигнув устья Тобола, высадился у высокого правого берега Иртыша. Место, где сейчас и стоит кремль, было названо Троицком мысом, так как основание Тобольска пришлось на праздник Святой Троицы. Для постройки острога казаки разобрали ладьи, из их материала соорудили крепостную стену, церковь и несколько домов. Поэтому первое время город назывался Ладейным. Тобольск стал быстро расти, возникли две части города — верхняя и нижняя. Построенный из дерева город многократно подвергался пожарам. В 1697 году в Тобольске была получена Указная грамота Сибирского приказа из Москвы с требованием представить проект «каменного города», рекомендовалось «сыскать в городе знающего человека». Таким человеком оказался Семен Ульянович Ремезов — первый картограф Сибири, первый строитель Тобольского кремля, ученый и летописец, который составил чертежную книгу Сибири, содержащую 24 карты и 18 чертежей сибирских городов. Памятник ему стоит перед Софийско-Успенским собором.

http://patriarchia.ru/db/text/6035004.ht...

Архив Пн Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с полномочным представителем Президента РФ в Уральском федеральном округе, губернатором Тюменской области и главой Тобольской митрополии 11 июня 2023 г. 14:57 11 июня 2023 года, по окончании Божественной литургии в Благовещенском соборе г. Тюмени, состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Владимиром Владимировичем Якушевым, губернатором Тюменской области Александром Викторовичем Моором и главой Тобольской митрополии митрополитом Тобольским и Тюменским Димитрием . «Ваше Святейшество! Мы рады встречать Вас на Тюменской земле — для нас это большой праздник и большая ответственность», — сказал А.В. Моор, приветствуя Предстоятеля Русской Православной Церкви. По словам губернатора, исторической особенностью города Тюмени является то, что это первый русский город за Уралом. «Именно через этот город начиналось освоение Сибири более 400 лет назад и освоение западносибирских богатств в середине XX века. И на протяжении уже более 30 лет мы активно работаем с Тобольской митрополией. Реализуем большое количество культурно-нравственных и образовательных проектов, восстанавливаем храмы-памятники, строим новые храмы. Для нас важно, что не только в Тюмени и Тобольске, духовной столице Сибири, но и в небольших населенных пунктах жители имели возможность ходить в храмы», — заявил глава региона.  «Тюменская область — регион, который очень хорошо развивается, и, на мой взгляд, основным показателем является рост численности населения. Если люди хотят жить в Тюменской области, значит, здесь жить хорошо. К нам очень многие приезжают жить из соседних регионов и со всей России, и мы гордимся тем, что у нас растет число многодетных семей. Это очень важно. 15 лет назад было 8 тысяч, а сегодня уже 33 тысячи многодетных семей. Люди хотят создавать семьи, хотят заводить детей, хотят жить здесь, потому что мы прилагаем все усилия для развития экономики, социальной сферы, чтобы здесь были детские сады и школы, чтобы было хорошее здравоохранение, чтобы молодые люди могли получать хорошее профессиональное образование для дальнейшей работы», — подчеркнул А.В. Моор.

http://patriarchia.ru/db/text/6035270.ht...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Арсений Ростовский, сщмч. - житие Священномученик Арсений, митрополит Ростовский (в миру Александр Мацеевич) был последним противником церковной реформы Петра I. Он родился в 1697 (по другим данным в 1696) году во Владимире-Волынском в семье православного священника, ведшего свой род из польской шляхты. Получив образование в Киевской Духовной Академии, в 1733 году он был уже иеромонахом. Вскоре он совершил путешествие в Устюг, Холмогоры и Соловецкий монастырь, где полемизировал с заточёнными там староверами; по поводу этой полемики он написал «Увещевание к раскольнику» В 1734-37 годах отец Арсений участвовал в Камчатской экспедиции. В 1737 году он был прикомандирован к члену Синода Амвросию (Юшкевичу), занимавшему в то время первенствующее место в церковной иерархии. Это назначение привело к сближению двух иерархов и определило дальнейшую судьбу отца Арсения. Посвящённый в 1741 году в сан митрополита Тобольского и всея Сибири, Владыка Арсений защищал в Сибири права новокрещённых инородцев от притеснений воевод, а духовенство - от вмешательства светского суда. Суровый сибирский климат вредно отразился на здоровье Владыки и вскоре по воцарении Елисаветы Петровны он был переведён в 1742 году на кафедру в Ростов с назначением членом Синода. Строгий к подчинённым, Владыка становится в резкую оппозицию и к светской власти. Он настаивает перед Императрицей Екатериной II-й на удалении светских чинов из состава Синода, утверждает, что Синод вообще не имеет канонической основы, и делает вывод о необходимости восстановления Патриаршества. Записка Владыки «О благочинии церковном» явилась первым протестом Российской иерархии против синодальной системы. Ещё более обострились отношения Владыки со светской властью, когда в конце царствования Елисаветы Петровны, затем при Петре III и Екатерине II-й распоряжения, направленные к ограничению монастырей в управлении их имуществами, вызвали сильное негодование в высшем духовенстве.

http://pravicon.com/info-1824

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Воскресенском кафедральном соборе г. Ханты-Мансийска 19 сентября 2013 г. 19:37 19 сентября 2013 года, в праздник воспоминания чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения кафедрального собора Воскресения Христова в Ханты-Мансийске и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый владыка Павел! Ваше Превосходительство, Наталья Владимировна! Высокие представители государственной власти! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с большим событием — не только для Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского округа, не только для этой части Сибири и Приуралья, но и для всей нашей Церкви — в городе, который стал городом недавно, история и судьба которого связана с трудовым подвигом нашего народа по освоению этого таежного края, с тем подвигом, результатами которого во многом обуславливается нынешнее экономическое положение России, ее место в мире и ее статус. Совершенно очевидно, что люди, которые здесь трудятся, которые выполняют свой долг, находятся нередко в экстремальных ситуациях, хотя сам город Ханты-Мансийск за последние годы, как говорят старожилы, неузнаваемо преобразился и являет пример небольшого замечательного современного города, такого, какими и должны быть у нас города в Сибири, на Дальнем Востоке, а, может быть, и в средней полосе России, на севере и на юге страны — город благоустроенный и красивый.  Как важно, что те, кто у власти и кто определяет развитие города и региона, в свое время приняли мудрое решение о строительстве здесь, на городском холме, в самом центре Ханты-Мансийска замечательного собора в честь Воскресения Христова. Я хотел бы сердечно поблагодарить тех, кто стоял у начала этого доброго дела — прежние власти Ханты-Мансийска, нынешние власти в лице Наталии Владимировны, Высокопреосвященного владыку Димитрия Тобольского и Тюменского, который в то время был правящим архиереем и для этой земли, и, знаем, много сил и энергии употребил для того, чтобы были построены эти храмы, которые мы видели, в том числе и этот замечательный собор в честь Воскресения Христова.

http://patriarchia.ru/db/text/3244601.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля 22 июня 2014 г. 19:17 22 июня 2014 года, в неделю 2-ю по Пятидесятнице, день памяти Всех святых, в земле Русской просиявших, и День памяти и скорби, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словами проповеди. Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Димитрий Тобольский и Тюменский! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Владимир Владимирович, губернатор Тюменской области! Уважаемый Владимир Владимирович, мэр города Тобольска! Дорогие отцы, братия и сестры! Я с большой радостью вступил на древнюю Тобольскую землю, в эту первую сибирскую столицу России — город Тобольск, где в свое время по сути решился вопрос огромной исторической значимости — чем должна быть Россия; должна ли она быть мононациональным государством на просторах Среднерусской возвышенности или у нее есть некое иное предназначение, связанное, в том числе, с объединением разных народов, с созданием огромной евразийской общности людей, объединенных едиными нравственными и духовными идеалами. Именно с Тобольска началось продвижение русских первопроходцев по всем просторам Сибири — и Восточной Сибири, и затем Дальнего Востока. Мы знаем, что этот первый шаг был трудным, он сопровождался вооруженной борьбой, которая не была чрезвычайно кровопролитной. И хотя войско Ермака во много крат было меньше противостоящих племен, объединенных сибирским ханом, Ермак победил. И не потому, что там была какая-то особая военная хитрость или какие-то особые военные навыки, но потому что, видимо, это движение на восток имело огромное историческое и духовное значение. И мы знаем, что практически движение первопроходцев до Тихого океана не сопровождалось войнами. Отдельные стычки здесь не в счет, если соотнести это мирное движение первопроходцев со страшными военными завоеваниями колоний, и не только колоний, но и земель в иных регионах нашей планеты.

http://patriarchia.ru/db/text/3678132.ht...

Томск Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 56.484645; 84.947649 Россия, Томск Томск, Томская область Россия Воскресенская церковь в Томске Томск — город в России, административный центр [Томская области], расположенный на востоке Западной Сибири на берегу реки Томь. Старейший в Сибири крупный образовательный, научный и инновационный центр. Город богат памятниками деревянной и каменной архитектуры XVIII—XX веков. В городе проживает 564 843 чел. (2015). Содержание Православие в Томске [ править править код ] История [ править править код ] В 1604 году по указу царя Бориса Годунова казацким головой Писемский и боярским сыном Тырковым строится крепость, расположившаяся на высокой горе, вблизи впадения в реку Томь Ушайки и по тому названная Томском. В благословение созидаемому граду царь присылает образ Пресвятой Троицы. Повелением государя в городе воздвигается и деревянный храм во имя Живоначальной Троицы. Во круг этого храма начинает созидаться церковная и общественная жизнь на томской земле, возвещаться непреходящая истина святого Евангелия. Одни за другими возводились в Томске и окрестных землях храмы и часовни. Умножалось и количество православных как за счет переселенцев, осваивавших Сибирь, так и за счет принимавших Православие местных жителей. К середине XVII столетия назрела необходимость открытия в Томске самостоятельной архиерейской кафедры. Этот вопрос рассматривался на Большом Московском соборе 1666-1667 гг., где было определено: " Ради церковного устроения: и по Богоревнивому желанию благочестивого Самодержца: царя Алексия Михайловича: мы, православные патриархи - Паисий, Божею милостию папа и патриарх Антиохайский и всего Востока; Иосиф, Московский и всея Руси, преосвященные миторополити, архиепископи и епископи и весь освященный Собор благословихом и утвердихом в царстве Сибирском, в Тобольске с окрестными грады, вместо архиепископи и метрополии быти, в Томске граде - епископу " . Кафедральным собором Томска стал старинный деревянный храм во имя Святой Троицы, а после его разборки по ветхости в 1819г. - Богоявленский собор.

http://azbyka.ru/palomnik/Томск

Троицкий Тюменский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Троицкий Тюменский мужской монастырь - один из старейших архитектурных ансамблей Сибири, действующий православный монастырь в г. Тюмени. Основан в 1616 году, возобновлён в 1995 году. При монастыре действует Тюменское Духовное училище. Содержание История [ править править код ] Святитель Филофей митрополит Тобольский и всея Сибири чудотворец Монастырь был основан в 1616 году иноком казанской Раифской пустыни Нифонтом. Первоначально монастырь не имел даже церкви. В июле 1621 года игуменом монастыря был назначен Авраамий из Ростова Великого, монастырским строителем постриженик Кирилло-Белозёрского монастыря Иона Лихарёв, келарем постриженик Новгородского Антониева монастыря старец Онуфрий. Им поручалось возвести монастырскую церковь, срубить новые кельи и другие строения. В 1622 году под руководством мастера Корнелия Хорева была возведена тёплая деревянная шатровая церковь, освящённая как Спасо-Преображенская. Грамотой царя Михаила Фёдоровича от 25 января того же года монахам назначена «руга» (казённое жалование) и отведены в вотчину две рыбные «ловли». В 1622 году при воеводе Прокопии Хрисанфовиче Измайлове вообще производилось большое строительство, связанное с обновлением Тюменского острога, город чуть ли не был поставлен вновь. Согласно Дозорной книге 1624 года, помимо монастырской Спасо-Преображенской церкви, в городе в тот период располагались: на территории Кремля - на территории укреплённого посада (в составе острога) - В июле 1705 года в результате большого пожара сгорел почти весь город, кроме острога и первой каменной Благовещенской церкви. В том числе сгорела единственная монастырская Спасо-Преображенская церковь. Тюмень не входила в число городов, где предусматривалось каменное строительство, но в 1706 году митрополит Филофей Лещинский ходатайствовал перед Петром I о разрешении построить в тюменском Преображенском монастыре «небольшую каменную подаянием мирских людей церковь» и таковое получил.

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкий_Тюмен...

28 февраля по старому стилю Русской Православной Церковью совершается память священномученика Арсения (Мацеевича), митрополита Ростовского. 28 февраля 1772 года святитель Арсений под именем Андрея Враля мученически скончался в Ревельском каземате и после своей смерти не был даже удостоен архиерейских почестей – он был похоронен как простой мирянин. 28 февраля по старому стилю Русской Православной Церковью совершается память священномученика Арсения (Мацеевича), митрополита Ростовского.   28 февраля 1772 года святитель Арсений под именем Андрея Враля мученически скончался в Ревельском каземате и после своей смерти не был даже удостоен архиерейских почестей – он был похоронен как простой мирянин. XVIII век – век абсолютной монархии и век абсолютного презрения к православному преданию. В начале столетия император Петр обезглавливает Русскую Церковь, учреждает Святейший Синод и Поместная Российская Церковь низводится до уровня государственного министерства. Иерархи и духовенство со смирением принимают тяжкое иго имперского государства и, не смотря на вопиющее нарушение канонического бытия Церкви, которой подобает знать первого епископа и признавать его как главу (34 Апостольское правило), ясного церковного ответа на это беззаконие получено не было. Канонический церковный строй повержен, православное богословие в тисках богословия западного, Русская Церковь вступает в эпоху жесточайших гонений под видом заботливого попечения о ней. «Архиереи Твои, Господи, облекутся в Правду…» Будущий ростовский святитель родился в самом конце XVII столетия. В 20 лет он принимает монашеский постриг и вскоре после рукоположения в сан иеромонаха отбывает в Тобольскую митрополию для проповедания слова Божия. В 1734 году отец Арсений принимает участие в морской экспедиции для открытия морского пути в Камчатку. После освобождения архиерейской кафедры в Тобольске иеромонаха Арсения представляют Анне Леопольдовне в качестве кандидата на поставление в тобольские митрополиты. В 1741 году состоялась архиерейская хиротония отца Арсения в митрополита Тобольского и всея Сибири. И уже при рукоположении в епископский сан он показал свое «особое» отношение к существующему церковному порядку вещей, когда в тексте архиерейской присяги к словам о власти Синода добавил «от Христа и апостолов происходящей через хиротонию» . Со временем эти слова будут поставлены святителю в вину.

http://pravmir.ru/blazhenny-izgnannye-za...

Arhiva Cuvântul Preafericitului Patriarh rostit în Tyumeni. Rugciunea pentru pace 3 iulie 2014 11:05 Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз»  28 июня 2014 года. Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте. 21-22 июня этого года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Тюменскую область. Он совершил богослужение в Тобольске, в древнем Кремле, посетил храмы и монастыри этого региона. Во время этого посещения Святейшим Патриархом было сказано много слов, которые относятся к историческому выбору русского народа и всех народов исторической Руси, к современному пониманию православными христианами своей миссии в обществе. В Тюмени состоялся форум Всемирного русского народного собора на тему «Стратегия диалога: единство России и межнациональный мир». Форуму предшествовало создание регионального отделения Всемирного русского народного собора, в которое вошли журналисты, представители органов местной власти, творческая интеллигенция, преподаватели вузов, предприниматели — то есть люди самых разных направлений жизни, самых разных призваний, которые объединились, чтобы вместе думать о будущем русского народа и предлагать различные пути разрешения общенародных проблем. Одной из особенностей — может быть, главной особенностью Тюменского отделения Собора — становится то, что оно планирует заниматься вопросами межнациональных отношений. Это естественно для данного региона, где живут люди разных национальностей, в том числе значительное количество людей, принадлежащих к мусульманским народам, и значительное количество людей украинского происхождения. И именно в Тюмени, именно в Западной Сибири, куда русские люди пришли, встретившись с людьми других национальностей и научившись жить с ними в этом непростом регионе в мире, естественным видится акцент Всемирного русского народного собора на межнациональных отношениях.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3681786...

В Москву из Греции привезена частица Животворящего Креста Господня Москва, 20 сентября 2005 г. 19 сентября 2005 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Москву была привезена частица Животворящего Креста Господня, сообщает " Служба коммуникации ОВЦС МП " . Святыня привезена из греческого монастыря Сагмато близ города Фивы. Этот город известен еще с античных времен, в средние века Фивы фактически были греческой столицей и центром православного монашества. Здесь находится гроб святого апостола и Евангелиста Луки. В XI веке в горах около Фив подвизался святой Климент. Слава о подвижнике и чудотворце достигла Константинополя. Император Алексий Комнин повелел возвести здесь, в горах на высоте 750 метров над уровнем моря, монастырь, пожертвовав обители несколько святынь, главная из них – частица Животворящего Креста Господня, которая считается самой крупной известных в мире. Ковчег, в котором ныне пребывает святыня, был изготовлен в более позднее время, однако внутри него сохранилась часть ковчега XI века. В следующем году исполняется 900 лет пребывания частицы Креста Господня в монастыре Сагмато. Впервые ковчег со святыней оказался за пределами Греции три года назад, когда его доставили для поклонения в Крым, а затем в Киево-Печерскую Лавру. В следующем году частице Животворящего Креста смогли поклониться верующие Восточной Украины и городов Сибири. В прошлом году святыня пребывала в Одессе, Тобольске, Тюмени, Ханты-Мансийске, Нефтеюганске и других городах. В Москву ее сопровождал архимандрит Нектарий (Пулос). Отметив, что Крест – символ любви и единства, отец Нектарий высказал надежду, что пребывание частицы Животворящего Древа в Москве послужит дальнейшему сближению единоверных народов России и Греции. Из аэропорта «Домодедово» ковчег с частицей Креста Господня был доставлен в Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь в селе Лукино Домодедовского района Московской области. У врат обители святыню встретил архиепископ Истринский Арсений, викарий Московской епархии. Крестным ходом ковчег был перенесен в монастырский храм. Здесь архиепископ Арсений в сослужении собора священников совершил всенощное бдение, за которым молились настоятельница Крестовоздвиженской обители игумения Екатерина (Чайкина), насельницы монастыря, многочисленные богомольцы, которые по окончании богослужения получили возможность приложиться к святыне.

http://pravoslavie.ru/14612.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010