Иерей Аркадий Остальский остановился со своей супругой в селе Борятине Бродского уезда, и отсюда начал заниматься миссионерской деятельностью во всём Бродском уезде. Здесь жили единодушные, жаждущие принять православие люди. При предшественнике о. Аркадия иеромонахе Тихоне (Шарапове), подготовившему тут благодатную почву, была организована в Борятине даже «русская дружина» из местной молодёжи. Газета «Жизнь Волыни» о торжестве православия в этом селе ещё до приезда туда иерея Аркадия сообщала: «Сюда приехал для отправления пастырских обязанностей почаевский иеромонах о. Тихон (Шарапов). 30, 31 августа, 1 и 2 сентября были совершены торжественные богослужения, и воссоединилось с православием свыше 500 униатов. Все жители изъявляют горячее желание воссоединиться. Ликуют, как на Пасху. По инициативе о. Тихона был устроен крестный ход с пением пасхальных песнопений. За всеми богослужениями о. Тихоном произносятся воодушевлённые проповеди. В народном доме на беседах раздаётся почаевская литература, поются гимны, говорятся горячие патриотические речи. Воодушевление чрезвычайное. Конец мучению бедного галицкого народа! Нет больше Руси подъяремной! Единая Русь – великая, державная! В воскресенье после литургии при торжественной обстановке было совершено о. Тихоном крещение двух младенцев по православному погружательному обряду, причём в пояснение людям было сказано, что так крестился Господь Иисус Христос во Иордане и просветитель Руси св. князь Владимир. В Борятине – прекрасный храм, расписан внутри по оригиналам киевского Владимирского собора. Всенародное пение поставлено отлично. Организована «русская дружина» из местной молодёжи. Просят прислать ноты и слова русского национального гимна. 2 сентября Борятинскую церковь посетил Епископ Дионисий. Встреченный у входа в храм крестным ходом во главе с почаевским иеромонахом о. Тихоном, владыка проследовал в церковь , где совершена обычная лития. После многолетий владыка сказал горячее слово приветствия воссоединённым. Детям розданы крестики. С пением галицких гимнов и «Многая лета» борятинцы проводили владыку Дионисия» 109 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

П. Дурново и С. Ф. Шарапов. Два неравные суда В дополнение к сказанному прошлый раз о новом московском архиепископе раскольников Иоанне Картушине мы получили известие, что пред отъездом своим в Москву на собор, определивший возвести его в сан архиепископа, он жил некоторое время в раскольническом Преображенском скиту, находящемся в Славяносербском уезде, Екатеринославской губернии, в 8 верстах от большого села Городища, изобилующего раскольниками. На праздник Иоанна Богослова, 25 сентября, он приехал в это селение и торжественно служил здесь обедню в раскольнической Покровской церкви, а на следующий день, в воскресенье, так же торжественно служил в другой раскольнической церкви, – Успенской. В служении с ним участвовали местные раскольнические попы: Матвей Григорьев, Карп Фотеев, Емельян Бесчаснов, также настоятель Преображенского скита Иван Блинов, и два дьякона: городищенский Карп Григорьев и гусляк Тихон Глазунцов. Служение Картушина не произвело впечатления на городищенских старообрядцев, служил он без митры, путался и делал даже грубые ошибки в службе. Но встречали и приняли его с большим почетом: к службе и от службы водили под руки, по пути расстилали ковры, половинки, холсты, даже бросали под ноги живые цветы, устроили хорошие обеды. И в церкви, и за трапезами Картушин делал наставления старообрядцам, и больше о том, чтобы не ходили на беседы по приглашению миссионеров, и за нарушение этого требования грозил отлучением от служб и тяжкой епитимией, настоятельно требовал также не курить табак, и объявил, что курящие не будут удостоены даже христианского погребения. Но здесь же обнаружилось, как мало и этот раскольнический «владыка» имеет власти над своими попами. Попечители Покровской церкви жаловались ему на своего попа Матвея и просили вместо него дать им другого. Картушин отклонил их просьбу и прямо сказал, что если отрешить Матвея, то он уйдет к неокружникам, что уже и делал. Когда же поп Матвей узнал, что попечители на него жаловались «владыке», то публично обругал Картушина, а попечителям сказал: «и не думайте, чтобы я ушел из Покровской церкви, я в своей церкви сам епископ, а вашего Картушина и знать не хочу».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

1865. С. 10). И тогда Никольский, а не Введенский храм стал считаться местом погребения М. О том, что почитание святого началось вскоре после его кончины, свидетельствует именование пустыни Макариевской в надписи на вкладном напрестольном Евангелии 1646 г., найденном свящ. В. И. Знаменским в ризнице Вознесенской единоверческой церкви в Белёве. В записях монастырского синодика, относившихся к нач. XVIII в., М. именовался преподобным. Согласно сведениям из вкладной книги монастыря, в 1708 г. окольничий Н. И. Акинфиев (Акинфов) пожертвовал в пустынь икону святого «во окладе серебряном, в киоте, писанном красками, на створех образы архангелов Михаила и Гавриила ( Знаменский. 1890. Т. 28. С. 37, 46). Впоследствии драгоценный образ был утрачен, к кон. XIX в. сохранился лишь киот. В 1895 г. на средства белёвского купца-старообрядца П. М. Федосеева иконописцами Троице-Сергиевой лавры был написан образ М. с преподобными Сергием Радонежским и Тихоном Калужским. Образ поместили в древний киот и поставили в часовне над колодцем Жабынец ( Фирсов. 1898. 87. С. 3). Память «преподобнаго Макариа Жабынскаго» под 2 янв. отмечена в месяцеслове ростовского купца Н. А. Кайдалова, составленном им в 1868 г. («Месяцослов Православной русской церкви с присовокуплением некоторых подвижников благочестия, местно чтимых в России» (РГБ. Ф. 231/V (Погод.). Карт. 2. Ед. хр. 14. Л. 73 об.- совр. шифр установлен Е. В. Романенко)). Игум. Иона (Белобородов; 1875-1886) содействовал восстановлению почитания М. в обители. В 1879 г. он поставил в Никольской ц. над предполагаемым местом погребения святого деревянную раку, для к-рой был написан надгробный образ М. в полный рост со свитком в руках. Игум. Иона восстановил также часовню над колодцем. В 1886 г. он сообщал в Тульскую духовную консисторию, что в память святого 22 янв. служит соборную панихиду. Настоятель предполагал, что совершение панихид началось в 1816 г. после обретения гроба святого ( Тихон (Шарапов). 1913. С. 249). В 1884 г. купец Федосеев, исцелившийся по молитве М.

http://pravenc.ru/text/2561292.html

Михаила архиеп. Тульскому Симеону, в к-ром оговаривалось намерение поставить на р. Жабынке взамен ветхой деревянной Никольской часовни каменную церковь с тем же освящением «для пользы монастыря» (ГА Тульской обл. Ф. 3. Оп. 2. Д. 3017. Л. 1; Никишов. 2011. С. 137). С образа в Вознесенском храме был сделан иконный список, поставленный в освященной в 1818 г. Никольской ц. «над тем местом, где покоятся под спудом мощи Преподобного Макария» ( Тихон (Шарапов). 1913. 1). В 1879 г. при игум. Ионе (Белобородове), активно содействовавшем возобновлению почитания М., список был перенесен в новую часовню над св. колодцем, где помещался «на стене по правую сторону св. источника», а в Никольской ц. над местом предполагаемого упокоения М. была поставлена деревянная рака с изображением святого: «...над мощами, на верхней доске раки написано… изображение Преподобного со свитком согнутым в левой руке - персты же десницы угодника Божия сложены именословно для благословения» (Там же). Судя по описанию, данный образ отвечал традиц. иконографии преподобных. Прп. Макарий Жабынский совершает молитву на пепелище обители. Иллюстрация из ж. «Русский инок». 1913 г. Прп. Макарий Жабынский совершает молитву на пепелище обители. Иллюстрация из ж. «Русский инок». 1913 г. За год до начала мероприятий по восстановлению памяти М. в изд. «Жития святых…» архиеп. Филарета (Гумилевского) 1885 г., дополненное иллюстрациями акад. Ф. Г. Солнцева, была включена прорись с образом М. Неизвестно, насколько Солнцев, руководствовавшийся при создании лицевых изображений «достовернейшими иконами святых», опирался на известное ему изображение М. Преподобный показан фронтально, в рост, в монашеском облачении (в рясе, мантии, схиме, с куколем на голове), правой рукой именословно благословляет, а в левой держит посох, к-рый ошибочно называют игуменским, тогда как данный атрибут не является принадлежностью наместнического статуса или сана М. (он был иеромонахом), но отражает житийный сюжет о чудесном изведении святым источника, к-рый напитал умирающего от жажды поляка (см. ил.: Жития. 1885. С. 201; повторения: Рус. паломник. 18. С. 216; Чествование памяти прп. Макария Жабынского. 1888 (тонолитогр.)). Коленопреклоненные прп. Макарий Жабынский (справа) и равноап. Кирилл (слева). Роспись Введенского собора. 2015 г. Фотография. 2016 г.

http://pravenc.ru/text/2561292.html

См.: Преподобный Никон Оптинский: жизнеописание и духовные I поучения. М., 1998, с. 523-605. Иеромонах Досифей (Чучурюкин) — родился в Орловской губернии. Находился под духовным руководством старца Анатолия (Зерцалова), а затем архим. Агапита (Беловидова). В монастыре исполнял послушание фельдшера. После отъезда о. Нектария в село Холмищи стал братским духовником. В 1929 г. был арестован, сослан в Сибирь. После ссылки жил в Орле, в 1937 г. был снова арестован, на этом сведения о нем обрываются. Архимандрит Аркадий (в миру Никандр Архипович Перепечко, 1900-1937) — в 1925 г. пострижен в монашество епископом Гомельским Тихоном (см. о нем след. примеч.), рукоположен в иеромонаха, был келейником владыки Тихона. В1928 г. арестован, до 1934 г. отбывал ссылку в Казахстане. В августе 1937 г. арестован вместе с владыкой Тихоном, расстрелян в ноябре 1937 г. См. о нем: Крест на Красном обрыве. М., 1996, с. 131-136. Тихон (Шарапов, 1885-1937) — в 1925 г. хиротонисан во епископа Гомельского, с декабря того же года находился в заключении. В июле 1936 г. назначен епикопом Алма-Атинским, в управление вступил в январе. В октябре 1937 г. снова арестован и в ноябре расстрелян. Матушка Александра (Траковская, ум. в 1942 г.) — последняя перед закрытием (20 сентября 1927 г. н. ст.) наместница Серафимо-Дивеевского монастыря. Энгелъгардт София Александровна — духовная дочь прп. Нектария, прихожанка храма свт. Николая на Маросейке. Протоиерей Сергий Мечев (1892-1941) — сын известного московского старца о. Алексия Мечева, после смерти отца был настоятелем храма свт. Николая на Маросейке. Расстрелян 6 ноября. Прп. Севастиан Карагандинский (в миру Стефан Васильевич Фомин, 1884-1966)-родился в селе Космодемьянске, рано потерял родителей. В 1909 г. поступил в Оптину пустынь. Был келейником старца Иосифа, после его смерти в 1911 г. — келейником и духовным сыном старца Нектария. В 1917 г. принял постриг в мантию, в 1923 г. за два месяца до закрытия монастыря был рукоположен в иеродьякона, жил в Козельске, в 1927 г. был рукоположен в иеромонаха. С 1928 по 1933 год служил в г. Козлове. В 1933 г. был арестован, в 1934 г. отправлен в Карагандинский лагерь, в поселок Долинка. В 1939 г. освободился, но не захотел вернуться на родину и остался в Караганде. В 1955 г. после многолетних просьб в селе Большая Михайловка была зарегестрирована православная община во главе с о. Севастианом. и тогда же открыта церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в которой старец служил до самой кончины. В 1957 г. он был возведен в сан архимандрита. Старец обладал многими духовными дарами, был прозорлив, по его молитвам совершались исцеления и другие чудеса. Канонизирован в 1997 г. См. о нем: Карагандинский старец преподобный Севастиан. М., 1997.

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

По завершении литии участники богослужения возложили цветы к месту захоронения первого иерарха земли Казахстанской архиепископа Софония (Сокольского), погребенного в Иверско-Серафимовском монастыре. Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней, митрополит Тверской и Кашинский Виктор и митрополит Криворожский и Никопольский Ефрем посетили поселок Жаналык Алма-Атинской области место расстрела политзаключенных и репрессированных в 1930-50 годы, в списке которых присутствует большое количество священнослужителей Русской Православной Церкви. Среди них: архиепископ Тихон (Шарапов), архиепископ Иннокентий (Пустынский) и архимандрит Павлин (Гончар). У мемориала погибшим гости-архиереи, прибывшие в Южную столицу на празднование дня памяти небесных покровительниц города Алма-Аты и Семиречья мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии и торжества в честь 145-летия учреждения Туркестанской епархии, совершили заупокойную литию по всем «архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам в земле Казахстанской в годину лютых гонений за правду Божию, Церковь нашу пострадавшим, и в месте сем убиенным». 30 сентября отмечается день памяти небесных покровительниц города Алма-Аты и Семиречья святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. 17 сентября (30 по новому стилю) 1854 года, в день святых мучениц, было торжественно освящено Заилийское укрепление, переименованное в город Верный в честь мученицы Веры. В это же время в память небесных покровительниц Семиречья были названы первые казачьи станицы, основанные у подножья Заилийского Алатау переселенцами из Западной Сибири Надеждинская (Иссык), Софийская (Талгар), Любавинская (Каскелен). В 2017 году исполнилось 145 лет с момента основания Туркестанской епархии, преемником которой является Митрополичий округ Русской Православной Церкви в Республике Казахстан. В этот день в Южной столице Казахстана прошли церковные торжества, посвященные исторической дате и небесным покровительницам Семиречья. Божественная литургия была совершена в Софийском соборе Иверско-Серафимовского монастыря города Алма-Аты, для которого день памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии является престольным праздником.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5022415...

Но освобождения из ссылки владыки Николая не последовало. 10 октября 1944 года Владыка сам направил Народному Комиссару Внутренних дел СССР «усердную просьбу», в которой просил снять с него звание «вольного ссыльного», разрешить уехать в Россию «и там занять епископскую кафедру по назначению Патриаршего Синода, и тем дать возможность послужить дорогой, Священной нашей Родине, особенно в годину тяжелых для нее испытаний на войне». 19 Постановлением Особого Совещания при Народном Комиссариате Внутренних Дел СССР от 19 мая 1945 года владыка Николай был освобожден досрочно. 20 «О моих перспективах – писал Владыка из Челкара в Орел своему другу протоиерею Иоанну Дубакину – они не оправдались совсем, но, возможно, скоро станут яснее. В мае месяце я получил частное извещение о состоявшемся в Синоде назначении меня в Алма-Ату (столицу Казахст.). Канцелярией это дело не оформлено, почему-то откладывается оформление. Патриарх Алексий отправился в заграничную поездку на Восток. Здесь произошло другое: 18 июня мне объявили об освобождении. Теперь вполне возможно стало мое назначение и в Россию. Узнав о возвращении Патриарха, я послал письменную просьбу ему об устроении меня в России. И теперь жду его решения, а через него Божия о мне определения. Более сорока моих братьев уже вышли на ниву Христову – хочу и я встать с ними в ряды делателей виноградника Его». В этот период Патриархом Алексием и Святейшим Синодом решался вопрос о нормализации церковной жизни на территории Казахстана. Алма-Атинская кафедра вдовствовала с 1937 года, после того, как 10 октября был расстрелян преосвященный архиепископ Алма-Атинский Тихон (Шарапов) вместе с приближенным к нему духовенством. С 1937 года в Алма-Ате не было ни одного действующего православного храма, а во всем Казахстане их насчитывались единицы. Казахстанской епархии, как таковой, не существовало, и Казахстан в 1944 году был включен, как и в предреволюционные времена, в состав Ташкентской и Среднеазиатской епархии. Находившийся в то время на Ташкентской кафедре епископ Кирилл (Поспелов) в 1944 году предпринял поездку в Алма-Ату, о чем свидетельствует его записка уполномоченному по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме Каз. ССР Грязных В. В.:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

К 1908 г. в М. Ж. м. проживали настоятель иером. Сила (Карнеев) и 33 насельника. В 1909 г. иером. Кирилл (Павлов; с 1914 игумен) инициировал ремонтные работы во Введенском и в домовом храмах. С 1904 г. насельником и пострижеником обители был К. И. Шарапов, буд. Алма-Атинский еп. Тихон. Опубликованы неск. писем Шарапова оптинскому старцу прп. Иосифу (Литовкину) (см.: Рус. инок. 1910. Вып. 1. С. 15; Вып. 3. С. 11-12; Вып. 4. С. 16-17; Вып. 8. С. 18; Вып. 11. С. 26). Святыни, реликвии, погребения В 1879 г., при игум. Ионе, в Никольском храме была установлена деревянная рака с иконой прп. Макария. К 1907 г. в Макариевском храме между правым клиросом и правым столбом на возвышении стояла металлическая посеребренная рака под деревянным резным золоченым балдахином. В обители почиталась икона прп. Макария, написанная в 1886 г. на народные средства в связи с возобновлением в 1886-1888 гг. празднования памяти святого. В монастырской вкладной книге упоминается, что в 1708 г. окольничий Н. И. Акинфиев (Акинфов) пожертвовал М. Ж. м. образ прп. Макария в серебряном окладе, «в киоте, писанном красками, на створках образа архангелов Михаила и Гавриила» ( Леонид (Кавелин). 1865. С. 17). Впосл. эта икона, вероятно, была утрачена (похищена?); в сохранившийся киот после его обновления вставили икону преподобных Сергия Радонежского, Тихона Калужского и Макария Жабынского (1895), к-рая висела в братской трапезной над входом, ведущим в Трехсвятительский придел Знаменской ц. В Знаменском храме напротив левого клироса находилась почитаемая Владимирская икона Божией Матери (сер. XVII в.?), принесенная в 1776 г. из Шаровкиной Успенской обители и украшенная сребропозлащенными окладом и венцом, «убрус низан мелким жемчугом». Во Введенском соборе находился литой медный образ Божией Матери «Знамение» из с. Озёрского. К 1800 г. эта икона была вложена в створчатый серебряный позолоченный киот с выгравированными изображениями Господа Саваофа, арх. Михаила и прп. Сергия Радонежского, а в 1910 г., к 200-летию пребывания в М. Ж. м., украшена серебряной коронованной рамкой, «осыпанной камнями»; к иконе с обратной стороны прикреплена посеребренная медная доска с текстом благословенной грамоты 1711 г. Сарского еп. Феодосия.

http://pravenc.ru/text/2561260.html

487 Рассказ приводится по записям автора этой книги и по материалу, опубликованному в алма-атинской православной газете «Веди» (1996, 488 На верненской кафедре у епископа Пимена были келейники: Дмитрий Рощупкин; позже – бывший унтер-офицер Диомид Пискур; последний − Фаддей Шабат, осиротевший после киргизского мятежа. Все – из местных жителей. 490 Воспоминания о Василии Ивановиче Орнатском жены его Людмилы Николаевны Орнатской./Из частного собрания документов Т.И. Орнатской. Машинопись. 1939. С. 6. 492 Со времён первого туркестанского епископа Софонии (Сокольского) при туркестанском архиерейском доме жили дети крещёных калмыков./См.: Путинцев Михаил, протоиерей. Воспоминания о епископе Туркестанском Софонии. (Душеполезное Чтение. 1884, ноябрь-декабрь). 493 Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно). Часть IV. Составил М.М. Куйбышев. 1966. С. 404. 494 Сообщил автору в середине 90-х годов в Алма-Ате Сергей Степанович Петров – плотник Никольского собора, который ребёнком видел митрополита Иннокентия и общался с ним. 495 Епископ Тихон (Шарапов). Алма-Атинская епархия Московского патриархата в 1937 году. Машинопись./Архив Санкт-Петербургской епархии. Ф. 3. Оп. 6. Д. 101. Л. 3. 497 Ныне села с названием Алексеевское под Алма-Атой не значится. В 1913 г. в Верненском уезде было таранчинское (уйгурское) селение Алексеевское. 501 Ныне в сохранившемся крыле женской гимназии расположен художественно-графический факультет педагогического университета. 504 Инструкция по проведению в жизнь декрета от 23 января 1918 г. об отделении церкви от государства от 24 августа 1918 г./Известия. 1918, от 30 августа 1918 г. 509 Российский Общевоинский Союз – военная организация Русского Зарубежья, Белая Армия заграницей. 510 П.П. Сахаров. Шекснинское восстание./Череповец: Краеведческий альманах. Вып. 2. Вологда, 1999. С. 183. 511 Мисаил (Михаил Крылов, 1839 рожд.), епископ; окончил С.−Петербургскую духовную академию; епископ Можайский (1883), далее Орловский, Могилёвский. В 1904 г. уволен на покой, но в 1905 г. назначен на Олонецкую кафедру; в 1908 г. вышел на покой вторично по преклонности лет. Проживал в Кирилло-Белозерском монастыре. Скончался после 1918 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

В 1828 году базилианскую общину перевели из Жирович в соседний Бытенский монастырь (совр. деревня Бытень, Брестская область), а в Жировичах основали униатскую Литовскую духовную семинарию для подготовки кандидатов в священники. В 1839 году на Полоцком церковном соборе подавляющее большинство униатских священнослужителей воссоединились с Православием, а семинария стала православной. В 1845 году епархиальная консистория и семинария переехали в Вильно, а в Жировичах при Успенском мужском монастыре до 1915 года продолжало действовать Жировичское духовное училище. В 1896–1906 годах его смотрителем был будущий Местоблюститель Патриаршего престола и священномученик Петр (Полянский). Благодаря ему училище стало одним из образцовых в системе российского духовного образования. Немецко-австрийская оккупация 1915–1918 годов нанесла монастырю значительный урон. Чудотворная икона Жировицкой Божьей Матери и другое ценное монастырское имущество было эвакуировано в Москву, в храм Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного). После образования независимой Польши в 1921 году, монастырь оказался в составе Гродненской епархии Польской Православной Церкви. Вскоре новый настоятель архимандрит Тихон (Шарапов) тайно вернул чудотворную икону в обитель. Обитель и ее насельники пережили и немецкую оккупацию 1941–1944 годов. В это время на поприще возрождения церковной жизни в Восточной Беларуси просиял преподобномученик Серафим (Шахмуть), архимандрит Жировичский (по официальной версии он внезапно скончался в тюрьме НКВД СССР от сердечной недостаточности). В 1945 году в монастыре были открыты пастырско-богословские курсы, преобразованные в 1947 году в семинарию (закрыта в 1963 году в связи с хрущевскими гонениями). Во второй половине ХХ века здесь нашли приют сестры закрытых Гродненского и Полоцкого женских монастырей. За противодействие гонениям в Жировичский монастырь был отправлен на покой архиепископ Ермоген (Голубев), проживший здесь с 1965 по 1978 год. Владыка Ермоген стал духовным руководителем для многих паломников и местных жителей, он обновлял и развивал традицию духоносного старчества. В 1989 году в стенах обители возродилась Минская духовная семинария, а в 1996 году начала свою деятельность Минская духовная академия, переместившаяся в Минск в 2015 году.

http://e-vestnik.ru/analytics/500_let_us...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010