В марте 1923 г. митр. Мелхиседек, чтобы укрепить свои позиции в борьбе с обновленцами, в сослужении викарных епископов Венедикта (Алентова) Вяземского и Феофана (Берёзкина) Гжатского хиротонисал себе в помощь 3 викариев: на Борисовскую кафедру - Филарета (Раменского), на Слуцкую кафедру - Николая (Шеметилло), на Мозырскую кафедру - сщмч. Иоанна (Пашина) . Еп. Филарет сначала жил в Минске, затем получил назначение в Бобруйск. Два др. архиерея через неделю после хиротонии уехали к местам архипастырского служения. После освобождения из заключения патриарха св. Тихона 25 июня 1923 г. все они открыто выступили против обновленчества. 18 авг. 1923 г. патриарх Тихон принял из обновленчества Минского архиерея. С тех пор за ним закрепился новый титул - «Минский и Белорусский», но сан митрополита не был присвоен, Мелхиседек признавался Московской Патриархией в качестве архиепископа. 20 нояб. 1923 г. в кафедральном соборе Мелхиседек предал обновленцев анафеме, Минские викарии последовали его примеру, их хиротонии были признаны патриархом. 17-19 мая 1924 г. в Могилёве обновленцы провели «Первый белорусский областной церковный собор», на к-ром попытались объединить силы в борьбе с духовенством, сохранившим верность патриарху. Эта попытка не удалась. Возведенный на этом соборе в сан митрополита Серафим (Мещеряков) уже в сент. 1924 г. оставил обновленчество и через всенародное покаяние был принят патриархом Тихоном в общение с Церковью. В Витебске против обновленцев выступил прибывший туда в сент. 1924 г. еп. Иннокентий (Летяев) . Его приезд повлек за собой массовый переход городского духовенства из раскола в каноническую Церковь. За исключением кафедрального Николаевского собора, все храмы города признали власть еп. Иннокентия. Весной 1925 г. архиерея арестовали. В Могилёвской епархии для преодоления раскола много сделал гомельский благочинный прот. сщмч. Павел Левашов . В 1923-1924 гг. по благословению патриарха он принимал покаяние от обновленческих священников и присоединял их к правосл. Церкви. Прибывший в Гомель в нач. апр. 1925 г. еп. Тихон (Шарапов) назначил прот. Павла духовником епархии. В мае 1925 г. еп. Тихон был арестован и выслан из Белоруссии. В дек. 1925 г. был арестован в Москве прибывший туда по служебным делам Мелхиседек (Паевский). В сент. 1928 г. в сане архиепископа он был назначен на кафедру в Красноярск. Весной 1926 г. из г. Петрикова власти удалили активно боровшегося с обновленцами Мозырского еп. Иоанна (Пашина). Он был приговорен к 3-летней ссылке в Зырянский край.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

В храме Сорока Мучеников 9(22) марта 1925 г., после своего поставления во епископа, Преосвященный Тихон [Шарапов] и рукоположил во иерея бывшего обновленческого «пресвитера» (принятого, по покаянии, в сущем сане диакона) о. Иоанна Лисанюка, который, таким образом, стал первым ставленником Преосвященного Гомельского Тихона [Шарапова]. 151 Ввиду того, что преемник убитого в начале 1923 г. митрополита Георгия [Ярошевского], митрополит Дионисий [Валединский], украсившись по примеру своего незадачливого предшественника титулом «Варшавского и всея Польши», стал ничтоже сумняся продолжать «автокефальную» политику в отношении московского церковного центра, продиктованную в своё время польско-католическими кругами, – политику, в результате которой, по мысли инспираторов, должен был осуществиться постепенный и незаметный для православных граждан Польши отход от Московской Патриархии и обработка их для грядущей унии, – с этой именно целью ограждения своих пасомых от захватнических аппетитов Ватикана и его боевого авангарда на востоке: польских шовинистов и иезуитов, Его Святейшество Святейший Патриарх Тихон ещё до своего ареста и заключения в тюрьму разработал совместно с членами Патриаршего Священного Синода известное тогда «Положение о Высшем Управлении Православной Церковью в Польском государстве». Своевременно представленное Московской Патриархией на уважение польского правительства, в будущем, по подписании и окончательном утверждении его Патриархом и Синодом, оно должно было вступить в законную силу и в дальнейшем нормировать отношения между Русской Церковью и Польским государством. Однако, как в корне противоречащее захватническим и погромным польско-униатским планам, «Положение» по получении его в Польше положено было под сукно в Министерстве Просвещения и Исповеданий с тем, чтобы к нему никогда более и не возвращаться, а пока что всеми возможными и невозможными средствами обескровливать Православие и сводить его на нет, создавая среди общественности иллюзию его «естественного» отмирания. Одновременно исподволь и «по-тихому» осуществлять физический разгром многочисленных русских храмов и монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1932–1933 гг. – епископ Ижевский. 1933–1935 гг. – епископ Витебский. 1935–1937 гг. – епископ Полтавский. Дата и обстоятельства кончины неизвестны. ТИХОН (Шарапов Тихон Иванович), епископ Алма-Атинский. 1886 г., 7 апреля – родился. Иеромонах Почаевской Лавры. 1915–1918 гг. – служил в русской армии полковым священником. 1921 г. – священник г. Здолбунова, основатель Здолбуновского Богородичного Братства. 1922 г., 26 января (8 февраля) – Здолбуновскому Богородичному Братству указом Патриарха Тихона присвоены права патриаршей ставропигии, а председателю оного иеромонаху Тихону – сан архимандрита. Одновременно назначен архимандритом Успенского Жировицкого монастыря. Арестован польскими властями и выслан в Германию. Затем переехал в Россию. 1925 г., 9(22) марта – хиротонисан Патриархом Тихоном во епископа Гомельского, викария Могилевской епархии. 1925 г. 17(30) марта – указ Святейшего Патриарха Тихона епископу Тихону [Шарапову] о принятии на себя духовного попечения о членах Православной Русской Церкви в Польше, сохранивших верность Московскому Патриаршему Престолу. 1925 г. – арестован и приговорён к ссылке в Казахстан на три года. 1934 г., 17 марта – назначен епископом Череповецким, но не смог поехать на епархию, а проживал на покое в Самарканде. 1936 г., 17 июля – назначен епископом Алма-Атинским, в управление этой епархией вступил только 17 января 1937 г. 1937 г., 3 октября – арестован и расстрелян. ТРИФОН (князь Туркестанов Борис Петрович), митрополит. 1861 г., 29 ноября – родился. 1887 г. – послушник св. Амвросия Оптинского . 1889 г. – примял монашество. 1890 г. – иеромонах, священник в пересыльной тюрьме и студент Московской Духовной Академии. 1897 г., 14 июня – архимандрит, ректор Вифанской духовной семинарии. 1899 г., 22 сентября – ректор Московской духовной семинарии. 1901 г., 1 июля – хиротонисан во епископа Дмитровского. 1914 г. – во время войны с Германией был полковым священником на передовой. 1916 г. – после контузии ушёл на покой с управлением Воскресенским Ново-Иерусалимским монастырём.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Гурий [Степанов], архиепископ Иркутский. Александр, епископ Павловский. Борис [Соколов], архиепископ Рязанский. Иоасаф [Шешковский], епископ Малоярославецкий, управляющий Калужской епархией. Серафим [Протопопов], епископ Рыбинский. Амвросий, епископ Сызранский. Амвросий, епископ бывший Брянский. Иоасаф [Удалов], епископ Чистопольский. Герман [Коккель], епископ Ибресинский. Парфений [Брянских], епископ Ананьевский. Константин [Дьяков], епископ Сумский, управляющий Харьковской епархией. Митрофан [Русинов епископ Бутурлиновский. Пётр [Зверев], епископ Старицкий. Вассиан [Пятницкий], епископ бывший Егорьевский. Аверкий [Кедров епископ Житомирский. Иннокентий [Тихонов], епископ Ладожский. Амвросий [Полянский], епископ Каменец-Подольский. Вениамин [Глебов], епископ Рославльский. Иов [Рагожин], епископ Пятигорский. Борис [Рукин], епископ Можайский. Симеон [Михайлов], епископ Чебоксарский, управляющий Вятской епархией. Николай [Покровский], архиепископ Псковский. Иоанн [Братолюбов], епископ Воткинский. Пётр [Гасилов], епископ Осинский, Иннокентий [Летяев], епископ Ставропольский. Александр [Раевский], епископ Керченский. Виссарион [Зорин], епископ Симбирский. Дамиан [Воскресенский], епископ Переяславский. Алексий [Готовцев], епископ Серпуховской. Иринарх [Синеоков], епископ Тюменский. Григорий [Козырев], епископ Вольский. Серафим [Звездинский], епископ Дмитровский. Арсений [Соколовский], епископ Прикаспийский. Феодор [Маковицкий], епископ Мосальский. Алексий [Буй], епископ Петропавловский. Григорий [Яцковский], архиепископ Екатеринбургский. Тихон [Шарапов], епископ Гомельский. Всецело покоряясь воле Премудрого и Благого Промысла, без коего, верю, ничто в жизни не совершается, сыновне подчиняясь велению нашего Святейшего Патриарха и согласуясь с пониманием его веления Архипастырями Русской Церкви, Я, смиренный Пётр, Митрополит Крутицкий, выразил согласие вступить со дня оглашения завещания почившего Первосвятителя в отправление обязанностей Патриаршего Местоблюстителя. Доводя о сем до сведения Архипастырей, пастырей и верных чад Православной Русской Церкви, прошу всех вознести ко Господу молитвы, чтобы Он упокоил со святыми НАШЕГО ОТЦА, а мне даровал силы и мудрость достойно проходить возложенное на меня служение.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Петриковская и Туровская Николай Иванов Петровская 06(19).08.1912–16(29).12.1916: Дионисий Прозоровский 16(29).12.1916–06(19).05.1917: Леонтий фон Вимпфен 18(31).05.1917–21.06(04.07).1917: Никодим Кротков 03(16).07.1917–1918: Дамиан Говоров Николай Коноплёв Пётр Соколов 11(24).07.1921–1922: Николай Позднев 1922–1928: 16(29).01.1928–30.10(12.11). 1928: Андрей Комаров Петровская (обн.) 17(30).03.1927–1928: Виктор Путята Петроградская см. Ленинградская Петроградская (обн.) см. Ленинградская (обн.) Петрозаводская (обн.) 13(26).06.1922–04.1923: Николай Соболев 1923–1936: 1936–1936: Виктор Путята Петрозаводская и Олонецкая 30 .11(13.12).1916–1918: Иоанникий Дьячков 1919–1919: Евгений Мерцалов 1920– 1924: Евфимий Лапин 12(25).10.1924–05(18).12.1925: Венедикт Плотников, в. у. 1926–1928: 03(16).04.1928–05(18).05.1928: Сергий Гришин 06(19).05.1928–21.03(03.04). 1930: Артемий Ильинский 03(16).04.1930–14(27).03.1934: Феодор Яцковский 18 .02(03.03).1934–28.04(11.05).1934: Софроний Арефьев 14(27).03.1934–17(30).11.1935: Феодор Яцковский, паки 01 .1936–18(31).03.1936: Борис Шипулин 18(31).03.1936–1937: Палладий Шерстенников 1937–1944: 1944–1947: Григорий Чуков , в. у. Петропавловская (Омское вик.) 06(19).11.1914–04(17).02.1921: Мефодий Краснопёров 1919–1922: Гавриил Воеводин, в. у. 1922–1922: Софроний Арефьев, в. у. 1924–1924: Алексий Буй 1924–09(22).11.1932: Иоанн Троянский 1927–1928: Георгий Анисимов, в. у. 28 .03(10.04).1932–28.06(11.07).1933: Артемон Евстратов 14(27)08.1933–01.1936: Вениамин Иванов 09 .1936–03(16).10.1936: Александр Раевский 1937–1937; Тихон Шарапов, в. у. Петропавловская (на Камчатке) см. Камчатская Петропавловская (на Камчатке) (обн.) 27 .10(09.11).1928–08(21).01.1930: Константин Соболев Петропавловская (Казахстан) (обн.) 07(20).11.1922(?)–1926: Алексий Кононов 1926–1936: 16(29).10.1936–18(31).08.1937: Георгий Лапшин Печерская (Нижегородское вик.) 03(16).02.1920–1922: Варнава Беляев 24 .04(07.05).1922–1923: Леонтий Устинов 1923–1926: 1926–1926: Григорий Козлов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

27 .08(09.09).1917–05.1919: Серафим Руженцев 01 .1919–02.1919: Митрофан Загорский 1919–1923: 10(23).12.1923–04(17).04.1924: Глеб Покровский Михайловская (обн.) Митрофан Мичуринская 17(30).01.1913–09(22).05.1918: Зиновий Дроздов 1918–1920: Павел Поспелов 1920–1923: 13(26).09.1923–1925: Димитрий Добросердов 1926–1927: Алексий Буй 09(22).06.1927–27.03(09.04).1930: Вассиан Пятницкий 1930–1936: 1936–1937: Венедикт Алентов Мичуринская (обн.) – 1927: Христофор Сокольский 11 .1927–1927: Сергий Волков 28 .03(10.04).1927–1928: Досифей Степанов 21 .09(04.10).1928–07(20).03.1929: Герман Никольский 1929–1930: Алексий Щербаков 1930–10.1930: Димитрий Крылов –24.04(07.05).1931: Иоасаф Рогозин 05 .1931–12.1932: Арсений Покровский 1933–1935: Гермоген Лебедев 19 .09(02.10).1935–02(15).04.1938: Григорий Орлов Могилев-Подольская 14(27).02.1921–1922: Лоллий Юрьевский Могилев-Подольская (обн.) 1922–1928(7): Лоллий Юрьевский Могилёвская 04(17).10.1911–1923: Константин Булычев 1922–1922: Варлаам Ряшенцев , в. у. 1922–1924(?): Нифонт Фомин 01 .1924–12.1924: Варлаам Ряшенцев , в. y., паки 06(19).12.1924–05(18).10.1927: Никон Дегтяренко 1925–1925: Тихон Шарапов, в. у. 1926–1926: Варлаам Пикалов, в. у. 10 .1927–09(22).08.1928: Иоасаф Шешковский-Дрылевсхий 1928–1929: 24 .04(07.05). 1929–31.07(13.08). 1930: Феодосий Вощанский 13(26).08.1930–05(18).09.1930: Пётр Соколов 23 .08(05.09).1930–04.1933: Феодосий Вощанский, паки 1933–1933: Феофил Богоявленский 16(29).06.1933–01.1936: Павлин Крошечкин 02 .1935–03(16).10.1936: Иоасаф Жевахов 03(16).10.1936–21.08(03.09).1937: Александр Раевский 1937–1941: 1941–1942: Филофей Нарко, окк. – 1949: Могилёвская (обн.) 1922–1923: Сергий Иванцов 14 (27).02.1923–1924: Феодор Бекаревич 1923–1925: Константин Булычев 20 .05(02.06).1926– 1926: Иосиф Кречетович 21 .08(03–09).1926–1927: Алексий Копытов –1927: Владимир Кириллов 1928–1928: Сергий Добромыслов 1928–1931: 03 .1931–08.1935: Николай Поликарпов Можайская 18(31).05.1914–15(28).01.1918: Димитрий Добросердов 15(28).01.1918–04(17).02.1920: Иоасаф Каллистов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Епископ Алексий в Семипалатинске. Епископ Рафаил в Семипалатинске. Епископ Иоасаф. Епископ Иов. Епископ Антоний. Епископ Тихон (Шарапов). Епископ Тарасий (Хоров). Глава 17. Протоиерей о. Алексей Ставровский «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан. Xv, 13). Митрофорный протоиерей Алексей Андреевич Ставровский родился 2 марта 1834 г. в селе Сижна, Гдовского уезда, С. Петербургской губ. Происходил из древней русской духовной семьи. Окончил в 1861 г. С. Петербургскую Духовную Академию с ученой степенью кандидата богословия. Один год учительствовал в Александро-Невском духовном училище и в 1862 г. был рукоположен в иереи. За все время своей долгой священнической службы прот. Ставровский служил только в двух церквах. Сначала в Петропавловской церкви Военного Клинического госпиталя, а с 1896 г. по день своей кончины настоятелем С. Петербургского Адмиралтейского собора. (Его перу принадлежит труд: «Санкт Петербургский Адмиралтейский Собор во имя Св. Спиридона Тримифунтского Чудотворца». История и описание Собора. В двух частях. СПБ. 1906 г). Кроме настоятельства покойный протоиерей был законоучителем в ряде школ, членом бесчисленных комиссий и благочинным с. петербургских морских церквей с 1896 г. до дня своей кончины. За свою выдающуюся деятельность имел не только все духовные награды до митры включительно (последнюю еще в конце прошлого века), но и светские, включая орден св. Александра Невского и св. Владимира 2-й степени. Он был также одним из тех 300 человек, которые в день трехсотлетия царствования Дома Романовых имели счастье представляться Государю и в память сего получить переходящий в род по старшей линии нагрудный романовский знак. Еще в прошлом веке о. Ставровскому со всеми его детьми было даровано потомственное дворянство. Наконец, после отъезда протопресвитера Г. Шавельского на Юг России, Святейший Патриарх Тихон назначил его исп. д. протопресвитера военного и морского духовенства, в каковой должности он и принял мученическую кончину.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Таким образом, число иерархов так или иначе (устно или письменно) высказавшихся за избрание митрополита Кирилла Всероссийским патриархом, достигает 69-ти (не считая митрополита Сергия). Напомним, что число иерархов, подписавших акт о вступлении митрополита Крутицкого Петра в права патриаршего местоблюстителя, составляло 60 человек, из которых часть епископов к концу 1926 года оказалась в заключении, например: архиепископ Херсонский Прокопий (Титов), архиепископ Иркутский Гурий (Степанов) , епископ Чистопольский Иоасаф (Удалов), епископ Каменец-Подольский Амвросий (Полянский), епископ Гомельский Тихон (Шарапов), епископ Житомирский Аверкий (Кедров), епископ Петропавловский Алексий (Буй), архиепископ Владимирский Николай (Добронравов) , епископ Ладожский Иннокентий (Тихонов) и др., некоторые иерархи, как, например, епископ Малоярославецкий Иоасаф (Шишковский-Дрылевский), епископ Иваново-Вознесенский Августин (Беляев), пребывали в ссылке. Наконец, несколько человек из числа иерархов, подписавших акт о вступлении митрополита Петра Крутицкого в права патриаршего местоблюстителя, уклонились в григорианский раскол, а следовательно, и не могли участвовать в выборах патриарха, это: архиепископ Екатеринбургский Григорий (Яцковский), епископ Царицынский Тихон (Русинов), епископ Бутурлиновский Митрофан (Русинов), епископ Можайский Борис (Рукин), епископ Симбирский Виссарион (Зорин). Итак, из 60-ти архиереев, поставивших свою подпись 12 апреля 1926 года, по крайней мере, 16 человек были лишены возможности голосовать, либо в силу физической невозможности это сделать (будучи в заключении или ссылке), либо в силу своей канонической несостоятельности (являясь раскольниками). Был лишен возможности участвовать в выборах и сам митрополит Петр Крутицкий. Оттого мнение, по меньшей мере, 69-ти иерархов Церкви становилось еще более весомым. Трудно сказать, как бы сложилась дальнейшая судьба Церкви, если бы епископат более решительно обратил внимание на факт почти удавшейся попытки избрания митрополита Кирилла патриархом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ставленниками явились: на Мозырскую викарную кафедру – некий Иоанн (Пашин), из бывших питомцев С[анкт]-П[етербургской] Д[уховной] А[кадемии], вдовый протоиерей; на Слуцкую викарную кафедру – Николай [Судзиловский] 112 , из архимандритов Белыничского монастыря и на Бобруйскую викарную кафедру – Филарет (Раменский), из священников-целибатов с университетским образованием. Все трое, конечно, обновленческой ориентации. Появившиеся на своих кафедрах новопоставленные «иерархи», при деятельной поддержке вообще благосклонной к обновленчеству гражданской власти, стали «с ходу» громить Православную Церковь и воевать с местными Преосвященными архиереями; главным же образом с епископами, управляющими тогда Гомельской и Могилевской епархиями, канонические территории коих были частично захвачены «митрополитом» Мелхиседеком в орбиту «автономной Белорусской Церкви». Эта местная архиерейская война, столь обычная в то время, приняла тут довольно резкие формы и, как видно, православные Архипастыри: Гомельский Тихон (Шарапов) и Могилевский Никон (Дегтяренко) не очень-то церемонились в средствах канонического воздействия со своими идейными противниками-узурпаторами. Тем временем (конец 1924 – начало 1925 гг.), пока все эти события развертывались в белорусских епархиях, в Москве умирает Святейший Патриарх Тихон, и во главе Церкви становится Патриарший Местоблюститель митрополит Петр. А после того, как вскоре же, – по проискам обновленцев, – православные епископы Гомельский и Могилевский были арестованы гражданскими властями и изгнаны из пределов своих епархий (обычный в те времена метод действий обновленческо-безбожнического «блока»), 18.08(01.09).1925 один из местных столпов Православия, настоятель Казанской, града Бобруйска церкви, маститый протоиерей о. Симеон Бирюкович, – в стремлении связаться с каноническим священноначалием Православной Церкви, полностью отсутствующим на месте, – обращается с нижеследующим письмом в Москву, к Патриаршему Местоблюстителю, по поводу церковных событий, разыгравшихся в Белоруссии:

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

А вот еще один интересный рапорт. Священномученик Александр (Саульский) «Будучи священником 734-го полка, – рапортовал священник Иаков Амосов 13 января 1918 года, – я за последнее время по отношению к себе и религии встречаю враждебное отношение солдат своего полка. Солдаты, зараженные пропагандой большевизма и неверов, совершенно откололись от Церкви… неоднократно подвергали меня различным оскорблениям и на общих собраниях решали такие вопросы, как поступить им со своим “попом”» . Как на пострадавшего от новой власти можно указать протоиерея 85-го Выборгского полка Василия Криницкого. На фронте он заработал язву, которая под влиянием смуты 1917 года вылилась в рак желудка. Нервы пастыря были расшатаны до такой степени, что по возвращении в Новгородскую епархию священник впал в беспамятство и застрелился . В той ситуации проповедь священников не хотели даже слушать. Протоиерей Иоанн Голубев рассказывал, что его проповеди о выполнении своего долга грубо прерывались солдатами, которые требовали от пастыря других бесед – о том, как лучше разделить помещичью землю . Некоторые проповеди заканчивались тем, что священникам приходилось спасаться от воинов бегством. Хотя голос пастырей в 1917 году в основном смолк, иногда духовенству удавалось повлиять на обстановку. Показателен случай с иеромонахом Тихоном (Шараповым) – будущим архиепископом, также принявшим мученическую кончину. В 1917 году иеромонах Тихон служил в 177-м Изборском полку, который также был разложен пропагандой. Будущий архипастырь сумел даже добиться покаяния от солдат, ставших пренебрегать службой. Пастырем было основано «Братство Христа Спасителя», целью которого было религиозное и нравственное просвещение «в духе Христова Евангелия». Председателем и его товарищами стали воины, в основном прапорщики и нижние чины, секретарем – полковой пастырь иеромонах Тихон (Шарапов) . В Российском государственном военно-историческом архиве содержится интересная переписка об иеромонахе Макарии (Кожине), которого протопресвитер Георгий Шавельский распорядился отозвать из окормляемого им 325-го полевого госпиталя. За иеромонаха Макария горой встали все его пасомые. «Что же касается увольнения от службы отца Макария, – писал главный врач госпиталя Стороженко, – то я считаю своим долгом особенно ходатайствовать за его оставление при 325-м полевом подвижном госпитале… Госпиталь не может остаться без священника, и потому, если отец Макарий будет уволен, нам придется сейчас же хлопотать о назначении нового, новый же наверное не сумеет заслужить себе такое же доверие и любовь, как отец Макарий, так как надо быть таким, как отец Макарий, а это почти невозможно». В результате госпиталю удалось добиться того, чтобы любимый пастырь остался со своей паствой .

http://pravoslavie.ru/44668.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010