О.Артемий: - Едва ли не Государя, какого-то сиятельного державного мужа. В одном из уголков этого парка стоял  деревянный храм в честь святителя Тихона Задонского. До революции он был обнесен галереей, такой же деревянной, гульбищем. Я помню, лет 25 тому назад одна старушка мне рассказывала, как девочкой она молилась в 1915 году, среди цветущих роз и безотрывно взирала на старенького батюшку, который отличался большим усердием к службе и радушием в отношении прихожан. Увы, и здесь прогремела разрушительная музыка революции. Этот оазис духовной жизни был разорен, и в 90-х годах мы застали впечатляющую и страшную картину. На месте храма -  практически он разрушен - остался лишь фундамент, какая-то слесарная автомобильная мастерская, повсюду мазут, кучи старого заржавевшего металла. От былого великолепия не осталось и следа. Сегодня, 25 с лишним лет спустя здесь уже располагается благоустроенный Скит Алексеевской обители. Но сегодня в большом количестве собрались прихожане и гости во  вновь отстроенном, замечательном памятнике деревянного зодчества -  храме святителя Тихона Задонского, украшенном резьбой, изразцовыми печами. Самое удивительное, что здесь совершенно не слышно городского шума. Чистый воздух  дарит москвичам возможность почувствовать себя как в деревне. Матушка Игуменья и сестры, прихожане, молодежный клирос с удовольствием совершали службу. Мне пришлось сказать небольшое слово о святителе Тихоне, который сам отличался простотой. Несмотря на прекрасное духовное богословское образование, на то, что он преподавал дисциплины в нескольких высших духовных учебных заведениях русского Севера. Под конец жизни, отстранившись от внешнего служения, святитель подчинился внутреннему расположению души и стал уделять основное время тайной молитве. Посещая службы Задонской обители, всегда стремился в келью, чтобы продолжить свой разговор с Богом. Интереснейшие записки келейника святого Тихона рассказывают, как приходилось ему, святителю Тихону, бороться с духом тьмы, облегавшим его со всех сторон искушениями, наводившими подчас уныние и тоску. Однако опытный в  духовной жизни молитвенник преодолевал эти тяготы, и Бог осенял его едва ли не зримо божественной благодатью. Так что святитель Тихон мог часами неподвижно предстоять, падши ниц лежать пред домашним распятьем, внимая тем неизреченным воздыханиям, которые дух Господень полагал в его сердце. Святитель обрел особенную, трепетную любовь к людям, внешне не высказываемую. Однако даже дети ощущали сокровенное его тепло души, стремились к общению с ним, а он писал свои книги, в которых явственно чувствуется присутствие этой премудрой божественной благодати.

http://radonezh.ru/text/rasskaz-o-prazdn...

Скачать epub pdf Содержание Аннотация От редакции Часть 1. Жизнь святителя Тихона Задонского Предисловие Глава I. Рождение и воспитание святителя Тихона Глава II. Пострижение в иночество и училищная служба Глава III. Служение святителя Тихона в сане епископа Воронежского Глава IV. Пребывание свт. Тихона на покое Глава V. Служение святителя Тихона на пользу ближних Глава VI. Последние годы жизни свт. Тихона и кончина его Глава VII. Писания святителя Тихона Задонского Внешний вид святителя Тихона Часть 2. Прославление святителя Тихона, обретение и открытие святых мощей его Глава I. Прославление святителя Тихона Чудотворения, совершившиеся в течение 1820–1861 г.г. Глава II. Обретение святых мощей Глава III. Торжественное открытие святых мощей Благодатные исцеления по молитвам к святителю Тихону, Задонскому и всея России чудотворцу, объявленные после открытия честных его мощей. Заключение Послесловие     Аннотация «Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа воронежского, чудотворца всей России» – классическое житие святителя Тихона Задонского , написанное Н. В. Елагиным. Источниками «Жития святителя Тихона Задонского » выступили труд Евгения Болховитинова , составившего первое пространное жизнеописание святителя Тихона, записки келейников святителя – Иоанна Ефимова и Василия Чеботарева, статьи в разных периодических изданиях, архивы Св. Синода, устные рассказы жителей Задонска, Воронежа, Ельца и Ливен. Заключительная часть, посвященная торжествам прославления святителя Тихона, отразила личные впечатления Николая Васильевича Елагина , бывшего непосредственным свидетелем совершавшегося в 1861 году в Задонске. От редакции Книга, переиздание которой мы предлагаем вниманию читателей, занимает особое место в весьма обширном списке жизнеописаний святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца. Первое ее издание увидело свет в 1861 году, когда синодальным указом преосвященный Тихон был причислен к лику святых. Всего же только в дореволюционный период «Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца» выходило в свет повторными изданиями более 10 раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

82. Поучение в день св. Тихона Задонского Святого Тихона, новоявленного Задонского Чудотворца, прославляем ныне на земле прославляем. Каково же ему воздается прославление на небе, среди святых и Ангелов? Каковы там восписуются святому Тихону похвалы и величания? На земле ко гробу святителя припадают цари и князи, и все больные ищут исцеления при мощах святителя, а на небе все Ангелы Божии прославляют его. За что? За какие добродетели? Читайте его жизнеописание и увидите, что святитель имел добродетели, которые редко встречаются между нами. Первая и самая высокая добродетель у него была смирение, добродетель, нисколько не ценимая нашим веком, зараженным гордостью, тщеславием, надменностью. Вторая – целомудрие и девственность. Но и эта добродетель мало известна нам, привыкшим вести более плотскую жизнь, чем духовную. Мы своей жизнью скорее стремимся стереть с лица земли эту высокую добродетель. Храня целомудрие и девственность, он воздержен был в пище и питии, употреблял то и другое только настолько, насколько необходимо было для поддержания тела. Он не утучнял себя различными яствами, как часто случается с нами, не тратил своих денег на роскошные обеды и дорогие одежды, а все расходовал на бедных и нуждающихся. О других добродетелях не станем и говорить. После этого подумайте, как наша жизнь далека от жизни святителя Тихона? Мы, как будто другие люди, сотворены не для того, чтобы быть подобными, угодными Богу от юности не заботимся о возрастании в добродетелях, о спасении своей души, а под старость делаемся совершенно неспособными на добрые дела. Таково большинство из нас. В такой среде живет и воспитывается молодое поколение наше. Живя и действуя в такой больной среде, можем ли научиться чему-нибудь доброму? Можем ли мы стяжать в себе те добродетели, за которые святитель удостоился быть святым и которые необходимы для спасения каждого? Хотя между нами редки люди, могущие служить примером и руководством в усовершенствовании нравственном, но мы этим не избавляемся от ответственности пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Елец. Церковь Тихона Задонского при тюремном замке. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Тихоновская тюремная. Тюремная церковь во имя Тихона, Епископа Воронежскаго и Задонскаго, находится внутри здания тюремнаго замка. Устроена она в 1868 г. старанием Елецкого купца Михаила Михайлова Лаврова. Храм посвящен Свят. Тихону в память его любовнаго отношения к «несчастненьким узникам», которых он не раз посещал когда, живя на покое в г. Задонске, бывал в Ельце. Прихожанами храма являются одни заключенные, которых бывает от 100 до 130 чел. Для обучения и назидания узников здесь есть школа и установлены чтения. Имеются две библиотеки: учебная для школы и общая с религиозно-нравственными и популярно-научными книгами. В 1888 г., при еп. Симеоне, церковный иконостас перемещен с северной стороны на восточную, а в 1902 г., при еп. Иринее, вся внутренность храма обновлена и над ним устроен купол с крестом и изображениями святых на кровле. Капитал храма заключается в 700 р., хранящихся в Елецком Отделении Госуд. Банка. Храм посещали епископы: Макарий в 1872 и 1874 гг., Симеон в 1883 г., Мисаил в 1889 г., Митрофан в 1897 г. и Никанор в 1899 г.; губернаторы: генерал-лейтенант Бобарыкин в 1875 и 1879 гг., князь Дондуков-Корсаков в 1880 г., Шидловский в 1888 г., Евреинов в 1892 г., Неклюдов в 1893 г., Трубников в 1896 г. и Кристи 1902 г. Долгое время Тихоновская церковь, размещаясь на верхнем этаже тюремного замка, не имела церковного завершения на кровле здания. Лишь спустя почти полвека, «в 1902 г., при епископе Иринее, внутренность храма обновлена и над ним устроен купол с крестом» представляющий собой глухой четверик, установленный на крыше над центральной частью тюремного замка. Над четвериком размещался низкий восьмерик, увенчанный луковичной главкой на круглом барабане. Судя по фотографическому изображению нач. XX в., вся конструкция была деревянной, щедро украшенной резными полотенцами, причелинами, ширинками, городками, поясками и кокошниками в «ропетовском» стиле, характерном для конца XIX столетия. Вместо окон по сторонам света размещались нити с изображениями в них святых. Центральное место занимала икона святителя Тихона Задонского.

http://sobory.ru/article/?object=29988

Архив Пн Состоялась интронизация Митрополита всей Америки и Канады Тихона 29 января 2013 г. 09:20 27 января 2013 года в Свято-Никольском кафедральном соборе Вашингтона состоялась интронизация Блаженнейшего архиепископа Вашингтонского, Митрополита всей Америки и Канады Тихона  — шестого Предстоятеля Православной Церкви в Америке , избранного  13 ноября 2012 года на XVII Всеамериканском Соборе в Парме (штат Огайо, США). За Божественной литургией, которая сопровождала чин интронизации, Блаженнейшему Митрополиту Тихону сослужили иерархи Православной Церкви в Америке, а также епископ Бруклинский Николай ( Антиохийский Патриархат ), управляющий Патриаршими приходами в США архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан , епископ Мэйфильдский Георгий ( Русская Зарубежная Церковь ) и митрополит Батумский и Лазский Димитрий ( Грузинская Православная Церковь ). По окончании Божественной литургии архиепископ Юстиниан передал Блаженнейшему Митрополиту Тихону приветствия и поздравления от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Упомянув о тесной духовной связи между Московским Патриархатом и Православной Церковью в Америке, даровавшим последней автокефалию в 1970 году, архиепископ Юстиниан подчеркнул: «Сегодня вся полнота Русской Православной Церкви молится, сопереживает, радуется о возлюбленной о Господе сестре своей — Американской Православной Церкви». Архиепископ Юстиниан передал в дар Предстоятелю Православной Церкви в Америке образ святителя Тихона Задонского с частицей его мощей. Имя этого святого носил в монашестве святитель Тихон, Патриарх Московский  — небесный покровитель Блаженнейшего Митрополита всей Америки и Канады Тихона. В ответном слове Блаженнейший Митрополит Тихон выразил глубокую признательность Святейшему Патриарху Кириллу и всей Русской Православной Церкви, отметив: «Передайте Его Святейшеству нашу взаимную любовь и уважение, наше стремление сохранять те особые отношения, которые поддерживаются между нами многие годы». Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru

http://patriarchia.ru/db/text/2755828.ht...

Воронеж. Церковь Иоанна Предтечи на Чижовке. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь в Ближней Чижовке появилась в начале XVII века, если не раньше. Е.А. Болховитинов, отмечая в конце XVIII века древность самой пригородной слободы, писал: «А притом и приходская Чижовская церковь в третий раз и на третьем месте уже строена. Есть в сей церкви крест сребряный, сооруженный в оную еще в 1665 году, как из надписи на нем явствует». На протяжении более чем столетия церковь в Чижовке была деревянной, а в середине XVIII века ее перестроили в каменную. Придел святого Иоанна Предтечи был освящен 28 августа 1761 года, остальная Троицкая церковь освящена 23 апреля 1769 года. В 1798 году трапезная была «переделана и распространена», и придел в прежнее наименование вновь был молитвован 10 декабря. В том же 1798 году в церкви появился второй штат, в 1822 году — третий. Прихожан было много, и дел хватало всем. В 1850 году клириков все же сократили, и церковь осталась двухштатной. На содержание шли проценты с капитала в восемь тысяч пятьдесят пять рублей. Пригородные священники имели 32 десятины пашни и сенокосов и жили в каменных подцерковных домах. Помимо Предтеченского, давшего название всей церкви, в храме были устроены еще три придела. Они посвящались трем Вселенским святителям — Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту; святой великомученице Варваре и святителю Тихону Задонскому. В иконостасе последнего придела находилась местночтимая икона, представляющая собою список (возможно, даже оригинал) с портрета, писанного при первоначальном негласном открытии мощей Тихона в 1846 году ректором семинарии отцом Симеоном. Церковь Иоанна Предтечи примечательна не только своей собственной историей, архитектурой или внутренним убранством, но в большей степени тем, что возле нее находилось обширное городское кладбище, устроенное во второй половине XVIII века. Первоначально, как отмечал Е. А. Болховитинов, там погребали «отличнейших» людей. Прежде многих умерших воронежцев хоронили возле приходских церквей. Но в 1772 году был издан указ, запрещавший погребать на внутригородских кладбищах, и их закрыли. С этого времени стали обустраивать могилы на Чижовке у церкви Иоанна Предтечи. Правда, в «Синодике купцов Елисеевых» (1886) первое захоронение отмечено здесь тремя годами ранее: в мае 1769 года у алтаря погребли священника отца Василия.

http://sobory.ru/article/?object=35370

Задонск. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь. Церковь иконы Божией Матери Живоносный источник. Карта и ближайшие объекты Из описания 1910 г. архимандрита Нафанаила храма в честь иконы Божией Матери « Живоносный Источник»: «Церковь за оградой монастыря на южной стороне во имя Божией Матери Живоносной Источницы над святым колодцем. Окрашена зеленой краской. Высотою 9 арш. 8 верш., длиной 20 арш. 12 верш., шириной 17 арш. 11 верш. Главка…, окон - 4 боковых и алтарных 7 штук. Иконостас орехового дерева без позолоты, высотой 7 арш. 9 верш., шириной 10 арш. 8 верш. Построена в 1870 г.» В 1870 г. была построена каменная церковь с южной стороны монастыря, над святым источником, под горой. До 1869 г. на этом месте стояла каменная часовня, сооруженная при игумене Евсевии в 1730 г. в память прежде существовавшей деревянной церкви. В 1869 г. прежняя каменная часовня была разобрана, а на ее месте в следующем году выстроена каменная церковь без колокольни во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник» на средства помещицы Брянского уезда Орловской губернии Агр. Вас. Демидовой, пожертвовавшей на это дело 10 000 руб. серебром. …Алтарь храма был посвящен также муч. Агриппине – ангелу строительницы храма, а также Владимирской иконе Божией Матери, преп. Зосиме Соловецкому, вмц. Екатерине, св. Василию Великому и св. Тихону Задонскому. Однако сведения эти никакими другими источниками не подтверждаются, и храм этот всегда назывался как церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Изящный иконостас церкви был выполнен из дуба. Особенно замечательной считалась запрестольная икона «Коронование Божией Матери», написанная учеником Академии художеств в благодарность за первоначальное свое образование в монастырской иконописной мастерской. На правой стороне иконостаса в особом киоте располагалась местно чтимая икона Владимирской Божией Матери в серебряной позлащенной ризе, устроенной неизвестным лицом, получившим пред нею исцеление. Она находилась здесь с Преполовения и по 1 октября, а на зиму торжественно переносилась с крестным ходом в теплую Вознесенскую церковь…

http://sobory.ru/article/?object=02120

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКАРИАТСТВО Воронежской и Задонской епархии (см. ст. Воронежская и Борисоглебская епархия ), названо по г. Новохопёрску Воронежской губ. (ныне Воронежской обл.), существовало в 1924-1927 гг. В 1922 г. часть духовенства Воронежской епархии во главе с Воронежским архиеп. Тихоном (Василевским) уклонилась в обновленчество . Благодаря проповеднической деятельности Воронежского архиеп. Владимира (Шимковича ; с 1925 митрополит) и Бутурлиновского еп. Митрофана (Поликарпова) началось возвращение приходов Воронежской епархии в каноническую Церковь. 22 марта 1924 г. прихожане Воскресенского и Крестовоздвиженского соборов и Троицкой ц. Новохопёрска направили патриарху Всероссийскому свт. Тихону (Беллавину) прошение, в к-ром указывали на то, что на своем собрании постановили воссоединиться с Патриаршей Церковью, и просили выслать к ним «епископа для Новохопёрского уезда». На прошение свт. Тихон наложил следующую резолюцию: «Верующих (мирян) принять в общение... В г. Новохопёрске Воронежской епархии открыть кафедру викарного архиерея, на каковую и командировать временно управляющего Болховским викариатством преосвященного Митрофана, о чем и дать указ как преосвященному Воронежскому Владимиру, так и Орловскому преосвященному Серафиму» (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 260). Резолюция патриарха была подписана митрополитами Уральским и Николаевским Тихоном (Оболенским), Тверским и Кашинским Серафимом (Александровым) и Крутицким Петром (Полянским). Сведений о посещении еп. Митрофаном (Русиновым) приходов Н. в. не имеется. Летом 1924 г. по просьбе духовенства и верующих 12 приходов Валуйского у. Воронежской губ. еп. Митрофан управлял Уразовским викариатством , проживая в слободе Уразово Валуйского у. (ныне поселок Валуйского р-на Белгородской обл.). По благословению патриарха свт. Тихона 29 июня 1924 г. состоялось наречение наместника Селижаровского во имя Святой Троицы мужского монастыря архим. Павла (Крылова) во епископа Новохопёрского. 1 июля того же года в московской ц. свт. Григория Неокесарийского на Б. Полянке патриарх свт. Тихон возглавил хиротонию архим. Павла. Патриарху сослужили Тверской митр. Серафим (Александров), Звенигородский архиеп. сщмч. Николай (Добронравов), Каменец-Подольский и Брацлавский еп. сщмч. Амвросий (Полянский). Сведений о деятельности еп. Павла в Новохопёрске не имеется. В 1927 г. еп. Новохопёрский Павел упоминается в документах как находящийся на покое. С тех пор кафедра не замещалась.

http://pravenc.ru/text/2577893.html

О, великий святителю Христов и чудотворче Тихоне! Услыши нас, многогрешных, прибегающих к Тебе с теплою верою и умиленною мольбою. Зане вемы ангелоподобное благое житие твое на земли, прославляем ко всем твою милость, благоговеем пред высотою твоих христианских добродетелей, имиже во благовремении преуспевал еси к славе дивно прославившаго тя Господа. Ты воистинну был еси добрый пастырь словеснаго стада Христова, таин Божиих добльственный строитель, столпе и украшение Церкве Православный, Российский Златоусте, языческих обычаев крепкий искоренителю, преискусный истолкователю Евангельскаго учения, ревностный блюстителю священных отеческих преданий, любителю монашескаго безмолвия, богодухновенный собирателю сокровища духовныя мудрости от видимаго мира сего, премудро Богом сотвореннаго. Ты, яко избранный сосуд благодати, неленостно поучал еси всех жаждавших спасения словом, житием, любовию, Духом, верою, чистотою и смирением. Ты был еси милостивый защитник сирых, призрение вдовиц, убогих и всем сущим в бедах и напастех скорый утешитель. И ныне вемы, яко предстоиши пред лицем Господа славы и имееши велие к Нему дерзновение; сего ради к Тебе, отче, прибегаем и усердно молим тя: буди о всех нас ходатай у Престола Всевышняго. Да простит Он беззакония и неправды наша; да просветит омраченный суетою ум наш и направит к истинному свету Богопознания; да сохранит слабая сердца наша от любострастных греховных увлечений и тлетворнаго мудрования века сего; да подаст земли благовременное орошение дождей и плодоношение и вся нам полезная, яже к животу временному и вечному, да вси притекающии к раце нетленных мощей твоих обретут мир, любовь и безмятежие. Церкви нашей испроси у Небеснаго Царя милость, благоденствие, спасение, на враги же победу и одоление. Отечество наше огради спокойствием и тишиною, сохрани обитель твою святую от всяких соблазнов и научи всех нас благоговейно и богобоязненно шествовати по стезям заповедей Божиих, да сподобимся и мы купно с тобою и со всеми святыми стати одесную Господа сил в день страшнаго всемирнаго Суда его. Помяни, угодниче Христов, святителю отче Тихоне, во святых своих молитвах и души отшедших отец и братий наших, да упокоит их Господь в Небесных селениих; не презри и наше воздыхание, да выну прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Молитва 2я

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-svy...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Тихон Задонский, святитель (1724-1783)- в миру Тимофей Савельевич Соколов при рождении Савельев. Тихон родился в очень бедной семье, рано потерял отца. Тихон блестяще завершил духовное образование и сам становиться преподавателем. Затем Тихон становиться епископом сначала новгородским, затем воронежским. В качестве епископа Тихон разворачивает бурную активность по православному просвещению народа, вывода Церкви из полной деградации. По болезни уходит в монастырь, на покой. Там Тихон Задонский занимается аскетическим деланием и пишет свои основные труды. Значение Тихона Задонского трудно переоценить. Он — один из крупнейших богословов Русской Церкви, причем в подлинно святоотеческом смысле — богословствовании от своего опыта. Тихону Задонскому пришлось жить в XVIII веке — веке атеизма по преимуществу, где вера понималась как этнографический признак простого народа. В России это усложнялось глубочайшим упадком Церкви после петровских реформ. На этом фоне фигура Тихона Задонского исключительна. И хотя в творениях Тихона Задонского встречается еще много «семинарской» лексики и даже самой логики тогдашних семинарий, тем не менее это по настоящему святоотеческое богословие. Аверинцев называл Тихона Задонского «главным русским христологом», и действительно фигура Спасителя, особенно страдающего, фигура Христа кенотического занимает в творчестве Тихона Задонского центральное место. Стоит добавить, что Тихон Задонский был не просто возродителем православного богословия, для него характерна та экзистенциальная тревога, которая станет всеобщей в следующую эпоху, в частности опасение за будущее христианства, понимание атеизма не просто как греха, а чего-то фундаментального в судьбах Европы. Тихона Задонского также отличает открытость, смелость мысли: например он открыто следовал лютеранскому богослову Арндту и другим западным теологам мистического направления. Здесь предзнаменовано другое важное событие следующей за Тихоном эпохи — экуменическая встреча христианских конфессий. Эти три черты Тихона Задонского — христоцентричность, открытость, экзистенциальная тревога предопределили увлеченность Достоевского творчеством Тихона — старец Зосима (особенно его богословие) списано, часто дословно, с Тихона Задонского, а не с Оптинцев, как часто думают.

http://pravbiblioteka.ru/book_author/tih...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010