Лебедянь. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты 28 (15) сентября 1831 года в Лебедяни на левом берегу Дона была освящена каменная церковь во имя св. Николая Чудотворца. Как гласит надпись на сохранившейся чугунной памятной доске, «сей храм создан во имя святителя и чудотворца Николая, посвящен в 15 день месяца сентября 1831 года на память святого великомученика Никиты преосвященным Евгением епископом Тамбовским и Шацким, который заложен был лебедянского Казанского собора протоиереем Аристархом Казминым, иждевением доброхотных дателей, попечителем лебедянским мещанином Филипом Ивановым Праскуриным». Первоначально задуманная как слободская кладбищенская, при причислении слободы к территории города, церковь стала городской. У неё появился свой приход. Позднее в трапезной церкви был освящён второй престол, посвящённый св. Тихону Задонскому. Интересной особенностью церкви была архитектура храмовой части. Первоначально построенная отдельно от колокольни, храмовая часть с четырёх сторон была окружена портиками, каждый опирался на четыре колонны. При строительстве трапезной, портик и колонны с западной стороны были разобраны, и храмовую часть объединили с колокольней. По случаю 100-летнего юбилея храма 27 сентября 1931 года в Николаевской церкви состоялось торжественное богослужение. По просьбе церковного совета на торжество был приглашён Липецкий епископ Уар, собралось почти всё духовенство, проживавшее в Лебедяни. Праздник удался на славу, многие из них ещё не ведали, что очень скоро почти все они будут высланы и расстреляны. В 1938 году службы в церкви были прекращены. Не помогло и обращение верующих Покрово-Казацкой, Пушкарской, Задонской, Стрелецкой и других слобод и г. Лебедяни: «С 3 февраля сего года в Никольской церкви г. Лебедяни за отсутствием священника не проводится служение. Церковь находится в ведении коллектива молящихся и до сего времени не закрыта; от лица верующих слобод и г. Лебедяни мы просим НКВД разрешить нам в вышеупомянутом Николаевском храме, в крайнем случае, если нельзя нам производить служение в Николаевском храме почему-либо, то просим НКВД дать нам Кладбищенскую церковь...» Осиротевший храм закрывают. На долгие годы в нём размещаются склады райпотребсоюза. Сейчас оскверненную и полуразрушенную Николаевскую церковь пытаются восстановить. Инициативная группа лебедянцев наконец-то добилась передачи храма РПЦ. Создан приход, из стен храма вывезен накопившийся здесь за годы мусор. 

http://sobory.ru/article/?object=10490

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖДАНОВ Иоанн Борисович (ок. 1750, Воронеж - 20.12.1824, г. Елец Орловской губ.), свящ., подвижник благочестия Ельца, Липецка и Воронежа. Сведения о Ж. сохранились в трудах прот. Луки Ефремова, к-рый лично знал подвижника и в течение мн. лет собирал свидетельства и воспоминания о нем. Прот. Л. Ефремов составил «Воспоминания об о. Иоанне Борисове» (Воронеж, 1866) и «Краткое описание жизни» (Воронеж, 1893). Род. Ж. в семье священника, в 1770 г. окончил Воронежскую ДС, женился. По просьбе вдовствующего отца в 1772 г. Воронежским и Задонским еп. Тихоном (Якубовским) Ж. был рукоположен во диакона. Служил на приходе отца в воронежской ц. в честь Вознесения Господня. В начале церковного служения дважды писал Воронежскому еп. свт. Тихону Задонскому , испрашивая его благословение и наставление. Ответы святителя датируются 24 окт. 1776 г. и содержат 10 пространных духовных советов молодому церковнослужителю. В 1779 г. Воронежским и Елецким еп. Тихоном (Ступишиным-Малининым) Ж. был рукоположен во иерея, служил в Воронеже. В кон. 1779 г. был переведен в Елец, в ц. во имя арх. Михаила, затем в ц. в честь Преображения Господня, настоятелем к-рой являлся до кончины. Перед началом служения в Ельце посетил в Задонске свт. Тихона Задонского. В 1808 г. получил разрешение у Орловского и Севского еп. Досифея (Ильина) на замену иконостаса и пола в Преображенской ц. Работы произведены не были, т. к. елецкие купцы И. В. Шапошников и А. Д. Талдыкин на свои средства предложили др. проект по переустройству храма. В 1810 г. по ходатайству Ж. с разрешения правящего архиерея были проведены работы по расширению главного алтаря, увеличению трапезной части храма, устройству в нем придела во имя св. Иоанна Крестителя, изготовлению 3 новых иконостасов. Храм был расписан на темы из Житий святых живописцем А. П. Щучкиным. Прихожане до закрытия храма в 1930 г. почитали иконы, поступление к-рых связывалось с именем настоятеля. По заказу Ж. для Преображенской ц. были написаны 2 живописные иконы «Спасителя, изображенного стоящим на облаках и херувимах с благословляющей десницей и скипетром в левой руке» и «Божией Матери, на левой руке Которой благословляющий Богомладенец, к Которому Она склонилась Пречистою Своею главою». По местному преданию, перед этими иконами, находившимися на колоннах старой трапезной церкви, Ж. молился ночью. Во время работ по расширению трапезной в сер. XIX в. части этих колонн с иконами были вырезаны и помещены в новые стены теплой Преображенской ц., у них были зажжены неугасимые лампады.

http://pravenc.ru/text/182207.html

Н.Ю. Чиркова, Е.А. Шляпникова Митрополит Евгений (Болховитинов) был не только высокопоставленным иерархом Российской православной церкви, но пользовался при жизни значительным уважением как общественный деятель и ученый – популяризатор исторических знаний. Он сотрудничал с «румянцевским» кружком, Н. И. Новиковым, Г. Р. Державиным, внес заметный вклад в противодействие миссии иезуита Грубера в России. По его собственному признанию, церковные обязанности он порой считал досадным отвлечением от научных изысканий. Болховитинов много занимался приведением в порядок местных архивов, собиранием и изданием рукописных материалов, описанием истории отдельных местностей и пр. Историк М. Н. Погодин так характеризовал состояние русской исторической науки в конце XVIII в.: «Библиотеки не имели каталогов: источников никто не собирал, не указывал, не приводил в порядок; летописи не были исследованы, объяснены, даже изданы ученым образом; грамоты лежали рассыпанные по монастырям и архивам; хронографов никто не знал; ни одна часть истории не была обработана – ни история церкви, ни история права, ни история словесности, торговли, обычаев;.. хронология перепутана;.. археологии не было в помине; ни один город, ни одно княжество не имело порядочной истории» 1 . В связи с этим научная деятельность Болховитинова имела огромное значение, и хотя ей были присущи все недостатки, связанные с несовершенством тогдашней русской исторической школы, она подготовила почву для более серьезных исследований. Будущий ученый и архипастырь родился 18 декабря 1767 г. в семье приходского священника Алексея Андреевича Болховитинова и при крещении был наречен Евфимием. Еще в раннем детстве у него проявился хороший музыкальный слух, и после смерти своего отца, в девятилетнем возрасте он был зачислен в Архиерейский хор, в составе которого в 1783г. участвовал в отпевании Тихона Задонского в Задонском монастыре. В 1785г., закончив обучение в Воронежской духовной семинарии, Евфимий Болховитинов подал прошение Воронежскому епископу Тихону III о том, чтобы ему разрешили обучаться в Московской духовной академии. Надо отметить, что в то время Московская славяно-греко- латинская академия уже превзошла киевскую и особенно возвысилась благодаря покровительству ученого иерарха митрополита Платона (Левшина) , который лично следил за ходом учебного процесса.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Сокровище духовное, от мира собираемое Во второй том полного собрания сочинений святителя Тихона Задонского вошло «Сокровище духовное, от мира собираемое» — самая известная книга святителя. Замысел его таков: «как купец от различных стран собирает различные товары, и в дом свой привозит, и скрывает их, так и христианин может от мира этого собирать душеполезные мысли, и слагать их в сердце своем, и тем душу свою созидать». Тихон Задонский в «Сокровище духовном, от мира собираемом» развивает древнее христианское учение. Мир как он создан Богом и каким он остается в своей сердцевине — прекрасен, полон радости и ликования. Но чтобы увидеть мир в его истинной реальности нужно очищение, аскеза. Чтобы увидеть «словеса Божьи», логосы мира нужно воспитать в себе особою оптику, приобрести «иное зрение». Этой новой — христианской оптике и учит Тихон Задонский в «Сокровище духовном, от мира собираемом». Это есть, по Тихону Задонскому, «евангельская и христианская философия», которая столь отлична от «внешнего любомудрия». Святитель Тихон Задонский. Собрание сочинений. Том 2. Сокровище духовное, от мира собираемое Сокровище духовное, от мира собираемое Как купец от различных стран собирает различные товары, и в дом свой привозит, и скрывает их, так и христианин может от мира этого собирать душеполезные мысли, и слагать их в сердце своем, и тем душу свою созидать. Часть I     1. Мир   Ничто само по себе не бывает. Всякий город не сам по себе, но другим, всякий дом не сам по себе, но другим созидается. Всякое письмо не само по себе, но другим пишется. Всякая книга не сама по себе, но другим сочиняется. Словом, любая вещь не сама по себе, но другим делается. Так и мир этот не сам собою, но Создателем своим сотворен. Он сказал, и они сделались, повелел, и сотворились (Пс. 148:5). Этот Создатель и есть Бог наш в едином естестве, но в трех лицах веруемый, исповедуемый и поклоняемый – Отец и Сын и Святой Дух.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Разделы портала «Азбука веры» Минея, 13 Августа, Канон святителя Глас 8 Песнь 1 Ирмос: Воду прошед, яко сушу,/и египетскаго зла избежав,/Израильтянин вопияше:/Избавителю и Богу нашему поим.  Припев: Святителю, отче Тихоне, моли Бога о нас. Святителю Христов Тихоне!/Сам даруй ми ум и язык,/да воспою по достоянию славу,/еюже славно прослави тя Христос Господь.  Припев: Святителю, отче Тихоне, моли Бога о нас. Луча Божественнаго света возсия нам,/приидите, чада света, да озаримся ею,/да возгоримся Духом, песньми святителя величающе.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Апостолов преемника, святителей сопрестольника, преподобных сожителя,/прославим блаженнаго Тихона,/егоже предстательством спасение улучаем.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Воплотився неизреченно Владыка всех из Тебе, Богородительнице Марие,/совершен бысть человек/и, родився, якоже прежде рождества, сохрани Тя чисту,/Егоже моли спасти от бед души наша.  Песнь 3 Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи,/и Церкве Зиждителю,/Ты мене утверди в любви Твоей,/желаний краю, верных утверждение,/Едине Человеколюбче.  Припев: Святителю, отче Тихоне, моли Бога о нас. Любовию Христовою уязвився, блаженне,/тому от юности невозвратным желанием последовал еси,/всякое плотское наслаждение возненавидев.  Припев: Святителю, отче Тихоне, моли Бога о нас. Юношеския страсти, плоть томящия, любомудрия мечем посекл еси,/жертву себе Владыце Христу принося.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Страхом Господним утверждаемь, начало бо Премудрости сей есть,/любовию лучшею прилепился еси Премудрости, о Тихоне.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Воспоим божественный храм Божий,/ублажим Святую Деву, обожени бывше Ею и от бед избавляеми.  Седален, глас 8 Храм Святаго Духа от юности был еси:/Утешителева бо благодать, по вере твоей очистивши душу твою от страстей,/яве в ней вселяется,/сего ради и по преставлении соблюдеся тело твое нетленно./Моли Христа Бога от тлетворных страстей избавитися/чтущим любовию память твою.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjat...

Святогорск. Успенская Святогорская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Успенский собор, 1859—1860 гг. Памятник кирпичный, оштукатуренный, квадратный в плане, с полукруглыми апсидами и, вероятно, пристроенным позднее западным притвором, трехнефный, пятикупольный. Стоит на террасе, на которую с северной стороны ведет парадная лестница. Выполнен в древнерусских формах, его украшают пучковые полуколонки, кокошники, бусины. Купола на восьмигранных барабанах с шатровым завершением. Центральный купол — световой, угловые — декоративные. В интерьере сохранилась тематическая роспись в барабане и парусах. Здание пострадало в годы Великой Отечественной войны, восстановлено в 1950-е годы, интерьер переделан полностью. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр. 139издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год Сооружение большого соборного храма было заветной мечтой настоятеля архимандрита Арсения (Митрофанова). Проектирование его он предложил сделать известному петербургскому архитектору, академику А.М. Горностаеву. Характерной чертой проекта явилось совмещение византийских форм и традиций русского зодчества. «Для построения этого прекрасного храма, – свидетельствует Григорий Кулжинский, – пришлось преодолеть много трудностей». Теснота места, где предполагалось строить собор, потребовало отсекать горы, укреплять их кирпичными стенами, засыпать неровности оврага. Ровно через месяц после закладки собора, 12 октября 1859 года, архимандрит Арсений скончался, и многотрудное дело созидания этого храма перешло в руки его преемника – архимандрита Германа. 4 сентября 1868 года Успенский собор был освящен Высокопреосвященнейшим Макарием, архиепископом Харьковским и Ахтырским. Внушительны его размеры: высота – 53 метра, длина по линиям восток-запад – 42 метра. Успенский собор представляет собой большой четырехстолпный крестовокупольный храм с пятью главами и тремя невысокими апсидами. Храм трехпрестольный: центральный придел его посвящен Успению Богоматери, южный придел – святой великомученице Варваре и мученице Татиане, северный придел – святителям Димитрию Ростовскому, Митрофану Воронежскому и Тихону Задонскому. После закрытия монастыря советской властью соборный Успенский храм был кощунственно перестроен под кинотеатр.

http://sobory.ru/article/?object=05582

Скачать epub pdf Содержание I. Записки о святителе Тихоне его келейника Василия Ивановича Чеботарева II. Святитель Тихон в его творениях Какие письменные труды оставил нам Святитель Общая характеристика творений Как жить? Все суетно в мире этом Где искать места для жизни по Божией правде? Прямота и смелость обличения Защита угнетаемых Личное благотворение Последнее слово святителя Тихона     Иже во святых отец наш святитель Тихон, великий русский наставник христианского благочестия, пробыл на епископской кафедре в Воронеже только четыре года и семь месяцев, а затем удалился «на покой» сначала в Толшевский, потом в Задонский монастырь, где подвизался в молитве и благотворении до самой кончины, более тринадцати лет, и где созрели письменныя его творения. В связи с переменой его образа жизни имеются фотографии с двух его портретов: Тихона святителя, в архиерейской мантии с епископским жезлом в руке, и Тихона отшельника Задонского, в простом монашеском одеянии и с посохом в руке, как у странников; первый протрет писан в Воронеже, он принят для иконного изображения святителя; второй писан в Задонске известным художником Басовым, по желанию московского митрополита Платона, питавшего особое уважение к святителю Тихону. На двух разных образах отражаются и два разныя состояния, не только внешния, но и внутренния: на первом деятельное, на втором более созерцательное; но миром духа веет от взора святителя на том и другом образе. Жизнь святителя Тихона представлена в трогательных воспоминаниях его келейника Василия Чеботарева и в ценных многими фактами записках о святителе его другого келейника Ивана Ефимова. Оба они пишут на основании собственных своих наблюдений и своей жизни при святителе в Задонске, а Чеботарев записал и то, что сам святитель разсказывал о своем детстве, учении, о своей жизни до хиротонии и отчасти о епископстве до ухода на покой. Пересказ этих воспоминаний не даст той непосредственности впечатления, какую получает читатель от простых безыскуственных записей, не вполне систематических, но зато, овеянных желанием представить как можно правдивее духовный образ святителя. Поэтому для освещения жизни святителя помещаем ниже записки Чеботарева в их оригинале. Нашу же собственную задачу после этого ограничим обзором его письменных творений и особенно тех мест в них, где более отражается его. духовный облик. Прибавим только основныя даты.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Часть I. Митрополит Антоний (Храповицкий) Маленький старинный городок в Бретани. Древний замок XII в., кривые улицы, дома с высокими грифельными крышами. Колокольный звон с утра до вечера; на улицах монашки и кюре. Серенький осенний денек. И мне, приехавшему отдыхать в это захолустье, стало нестерпимо тоскливо от многих обстоятельств и переживаний. Вспомнив пожелание моих друзей, чтобы я написал свои воспоминания, я и взялся за перо. Может быть, это и предупреждение приближающейся старости, а может быть, и непривычка сидеть без определенных занятий. К тому же я давно пришел к убеждению, что единственная реальность – это прошлое. Настоящего, в сущности, нет; это только грань между прошлым и будущим, точка времени без измерения, почти фикция. А будущего может еще и не быть, а если и будет, то вероятно плохим, во всяком случае хуже, чем доброе прошлое, к которому постоянно влечет память. Этому учит весь опыт жизни. Поэтому только мне и приятно, что в прошлом, в истории... Ну, словом, я напрягаю свою память и решаюсь на стариковское дело писания мемуаров. Думаю, что хронологически последовательных воспоминаний мне не написать, тем более что детство и юность все еще – да, вероятно, и навсегда – покрыты слишком болезненными воспоминаниями тех «окаянных дней», которые отделяют от них мою жизнь здесь, в изгнании, то есть на свободе. Потому-то я и решаюсь скорее на запись о лицах, встречах и событиях так, как они вспомнились, а не пишу «Книгу бытия моего». Господи, благослови! Начинаю, а там, что Бог даст. Vitre, 1947. Первое воспоминание мое о митрополите Антонии, имевшем такое большое значение в моей жизни и так сильно повлиявшем на мое развитие, связано с моими отроческими годами. Моя мать, исключительно набожная и верующая женщина, в годы моей ранней юности постоянно проводила время, свободное от ее семейных обязанностей, в чтении духовных книг, посещении церквей, религиознонравственных собраний. Она много встречалась с духовными лицами и церковными деятелями. Летом она из имения нашего ездила то в Оптину, то в Саров, то в Тихонову пустынь (Калужской губернии) или к Тихону Задонскому и Митрофанию Воронежскому . В Петербурге она также любила ходить и брать меня с собой на богомолье: в Казанский собор, в часовню Спасителя в домике Петра Великого, к Скорбящей на Стеклянном заводе и в иные церкви и монастыри.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/v...

Чтение Священного Писания и творений святых отцов В неразрывную связь с молитвою глинские подвижники ставят чтение Священного Писания и творений святых отцов Церкви. – Один известнейший из них схимонах Архипп (†1896) не только в храме Божием, но и вне его всё время «проводил в молитве или чтении Священного Писания». Кто бы ни пришёл к нему, старец «заставлял прочитать одну-две главы из Апостола, Евангелия или кафизму из Псалтири. Иногда он сам приходил к кому-либо из живущих с ним в одном коридоре и также просил почитать Псалтирь или Евангелие. Кроме того, любил читать или слушать акафисты и Киево-Печерский патерик. Из последнего – преимущественно жития преподобных Марка пещерника, Пимена многоболезненного и Прохора лободника. Не без причины сии преподобные пользовались особенным вниманием подвижника. Он сам старался им подражать, видя в их житии некоторое сходство со своими стремлениями. Нередко отец Архипп заставлял кого-либо читать акафист святителю Тихону Задонскому , который «житию бесплотных поревновал, подвигам древних святых отец подражал и самоотвержение всецелое показал» (3-й и 7-й ирмосы акафиста)» (444). Чтение Священного Писания Святое Евангелие – это «Книга Духа» (638). Слово Божие уподобляется Лучам Трисолнечного Божества. «Кто смотрит на лучи солнечные, – поучает схимонах Лука (†1898), – тот просвещается, но кто пристально смотрит на самое солнце, у того зрение помрачается. Лучи Трисолнечного Божества суть Священное Писание : чем более мы поучаемся в Божественных словесах оного, тем более ум наш просвещается в познании дел Божиих, сердце наше исполняется любовью к благочестивой вере» (518). Это свет, показующий путь к вере. «Оно есть луч Божественного Света, оно просвещает ум и даёт разуметь предметы веры, сколько естество человеческое вместить в себя может; оно не только руководит к вере, но и научает, какая вера есть спасительная; оно объясняет, какая есть та вера, о которой рек Господь наш: “Веруяй и крестивыйся спасен будет” ( Мк.16:16 ). Оно научает нас, что спасительная вера есть вера любовью поспешествуема. Когда вникнете в Священное Писание, то узнаете, что ко спасению нашему нужна таковая вера, а не знание сокрытого от нас» (518–519).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Эсхатология сект протестантского происхождения (баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня и свидетелей Иеговы) (кандидатская диссертация) Введение Актуальность темы исследования Эсхатологическая проблематика играет важную роль в баптизме и пятидесятничестве. Она составляет ядро богословия в вышедшем из баптизма адвентизме, под влиянием которого возникли свидетели Иеговы. О важности эсхатологической тематики в баптизме и пятидесятничестве свидетельствует огромное количество публикаций. Например, только на русском языке после 1990 г. опубликовано несколько сотен книг и статей, в которых в той или иной мере затрагивается сектантское видение последних событий 1 . Еще больше публикаций издано на английском и других европейских языках. Широкая полемика ведется также на различных Интернет-форумах 2 , где обсуждаются различные эсхатологические концепции и предлагается их богословское, экзегетическое и историческое обоснование или опровержение. Активная проповедь эсхатологических взглядов ведется и вне Интернета, особенно со стороны свидетелей Иеговы (СИ) и адвентистов седьмого дня (АСД). Все это стимулирует распространение эсхатологических идей и ожиданий в обществе. Масштаб этой проповеди довольно значительный: в России насчитывается до 700–800 тыс. баптистов, пятидесятников, АСД и СИ 3 . В свою очередь, и в православной среде актуализировались эсхатологические и апокалиптические ожидания и связанные ними вопросы: о штрих-кодах, печати антихриста, чипах в паспортах и т.д. Современный интерес к эсхатологической тематике не случаен. Священное Писание и отцы Церкви учат не только вере и нравственности, но и дают твердую надежду на будущее. Ап. Павел в воскресении Христовом видит залог нашего будущего воскресения, побеждающего смерть, грех и тление ( 1Кор. 15:20–27 ). Первые христиане усиленно ждали пришествия Спасителя, как земледелец ждет драгоценного плода от земли ( Иак. 5:7 ). В «Учении двенадцати апостолов» (Дидахе 16, 2) христианское совершенство возводится к последнему времени, а некоторые творения мужей апостольских даже по преимуществу эсхатологичны (например, «Пастырь» св. Ерма ). Через евхаристию, по словам св.  Николая Кавасилы , верные получают наследие Царства Небесного 4 . В творениях многих преподобных отцов (например, прп. Макария Великого и прп. Симеона Нового Богослова) прослеживается глубокий интерес к тематике Царства Божия и путям его обретения в земной жизни. При этом условием спасения и успешной борьбы со страстями выступает личная «память смертная», которая, согласно свт. Тихону Задонскому , является одним из последних четырех (смерть, Суд Христов, ад и Царство Небесное) 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010