Отдел четвертый VIII. Богослужение В обители Задонской Богородицкой вообще порядок богослужений общих, утвердившийся местным обычаем, с благословений епархиальных преосвященных, без отступлений в существенном от общего церковного устава есть следующий: в обыкновенное время утреня с трех часов утра; а между тем, с 1861 года для большего удобства приходящих богомольцев кроме Великой Четыредесятницы весь год ежедневно совершаются здесь всенощные бдения с вечера в 5 часов (зимой) и в 6 часов (летом). Во время этих служб ежедневно под понедельник, четверг и субботу читались наместником монастыря соборно акафисты: 1) святителю Митрофану Воронежскому ; 2) святителю Тихону Задонскому перед его ракой; 3) Пресвятой Богоматери перед чудотворной Ее Владимирской иконой, нарочито возлагаемой для сего на аналой посреди церкви. Литургии ежедневно совершались и совершаются теперь три: в 5, 7 и 9 часов, повечерия – с 3 час. 30 мин. Но с 1883 года, по случаю установившихся в нашей обители религиозно-нравственных чтений для народа, изменилось и чтение акафистов. Так, в настоящее время, в вечер воскресного дня читаются здесь акафисты попеременно либо свт. Митрофану Воронежскому , или же свт. Николаю Чудотворцу, а затем начинается чтение духовно-нравственных бесед. В четверг и субботу после поздней обедни совершаются соборно акафисты святителю Тихону перед его ракой и Пресвятой Богоматери. После утрени всегда поется песнь Богоматери «Не имамы иныя помощи», а после повечерия умилительным напевом – «Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево». Обитель эта обильна заупокойными молитвами: во время каждой литургии по входе с Евангелием поется «Со святыми упокой», после воззвания «Господи, спаси благочестивыя» диакон читает синодик 102 и поется «Вечная память». По сугубой ектении следует заупокойная, по заамвонной молитве на ранней обедне – лития. В дни Св. Четыредесятницы, после часов и литургии и во время субботних утрень II, III и IV седмицы, совершаются положенные уставом моления об усопших. Проповедь слова Божия также составляет здесь непременную часть ежедневного богослужения. Проповеди по преимуществу читаются из сочинений свт. Тихона Задонского . IX. Местные праздники

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Светлый юбилей. (К СТОЛЕТИЮ ПРОСЛАВЛЕНИЯ СВ. ТИХОНА ЗАДОНСКОГО ). «От юности возлюбил еси Христа, блаженне, образ всем был еси словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою и смирением: темже и вселился еси в небесныя обители, идеже предстоя престолу Пресвятыя Троицы, моли, Святителю Тихоне, спастися душам нашим.»  (Тропарь, глас 8-ый.) Православные русские люди, которые так любят заграницей справлять всевозможные юбилеи, и свои собственные и чужие, знают ли они, какой знаменательный и поистине светлый юбилей исполняется в нынешнем 1961-м году в день 13-го августа по нашему православному календарю? В этот день исполняется точно  сто лет  с состоявшегося в 1861-м году торжественного причтения к лику святых  Святителя Тихона, Епископа Воронежского, Задонского и всея России чудотворца, одного из величайших угодников Божиих, просиявших на нашей Русской Земле. Кем был для нас – для Русской Церкви, для нашего православного русского народа святитель Тихон, об этом достаточно ясно, с исчерпывающей полнотой, хотя и в немногих словах, говорит составленное в честь его церковное песнопение: «Православия наставниче, благочестия учителю, покаяния проповедниче, Златоустаго ревнителю, пастырю предобрый, новый России светильниче и чудотворче, паству твою добре упасл еси, и писаньми твоими вся ны наставил еси: темже венцем нетления украшен от Пастыреначальника, моли Его спастися душам нашим»   (Ин тропарь, глас 4-ый). Тут сказано в сущности все самое главное, что надо нам знать, дабы иметь представление о возвышенной личности этого великого столпа  истинного  Православия и смиренного, но вместе с тем и дерзновенного служителя  истинной  Церкви Христовой, пламенно проповедывавшего и словом и писанием  истинное  учение веры и нравственности христианской, и являвшего вместе с тем собою образ  истинно -христианского подвижнического жития. В необыкновенно живо и выразительно составленной службе святителю Тихону перед нашим мысленным взором как бы протекает вся исполненная духа благодати Божией высоко-подвижническая жизнь этого угодника Божия и обрисовывается его запечатленный высшей святостью нравственный облик.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святитель Тихон Задонский. Штрихи к биографии Родные и их потомки 24.09.2010 1249 Время на чтение 15 минут Прошло уже немало лет, как прославлен был в лике святых великий светильник Русской Православной Церкви, приснопамятный Тихон, епископ Воронежский и Елецкий, всея России чудотворец. Литература, посвященная свт. Тихону Задонскому, необыкновенно обширна и весьма разнопланова: от классической агиографии и научных трудов - до популярных брошюр для детского и народного чтения. Первым жизнеописателем свт. Тихона стал митрополит Киевский Евгений Болховитинов. В 1896 году, то есть спустя 13 лет после земной кончины свт. Тихона, им (тогда ещё префектом Воронежской семинарии Ефимием Алексеевичем Болховитиным) было издано «Полное описание жизни преосвященного Тихона, собранное из устных преданий и записок очевидных свидетелей». Ему же принадлежит написание краткой биография свт.Тихона, которую вскоре перепечатали ряд авторитетных российских словарей и церковных биографических книг того времени. В дальнейшем наиболее полными сочинениями о святителе Тихоне явились труды: 1) Н.В.Елагина («Житие свт. Тихона», 1861, в последствие более 10 раз переизданное. Как считает ряд исследователей, Житие это было написано Елагиным совместно с профессором МДА П.С.Казанским, автором акафиста свт. Тихону Задонскому и последующей статьей о нем: «Труды св. Тихона 1-го, Епископа Воронежского, по управлению Воронежскою паствою», 1862); 2) книги протоиереев А.Лебедева (1865) и Н.Сергиевского (1898); 3) брошюра протоиерея В. Михайловского «Св. Тихон, епископ Воронежский и Задонский», составленная для народного и детского чтения; 4) жизнеописание свт. Тихона Задонского, составленное архиепископом Черниговским Филаретом (Гумилевским) ( В книге «Русские святые», 1863). Однако эти авторитетнейшие издания, к сожалению, не содержат подробных сведений, касающихся семьи святителя Тихона. К примеру, нигде не обозначены в тех книгах точно даже имена всех братьев и сестёр святителя Тихона. Имеются и мелкие разногласия, касающиеся названия того места, где родился святитель (к примеру, оно именуется, то Корецк, то Короцк, то Короцко)...

http://ruskline.ru/analitika/2010/09/25/...

88. Отклики с неба Бог привел меня еще раз поклониться святителю Тихону Задонскому и всея России чудотворцу. 32 года тому назад я был здесь, еще послушником; составляя свои «Троицкие Листки», я нередко мысленно беседовал с угодником Божиим, извлекая соты духовные из его воистину медоточивых писаний и всегда при воспоминании его святого имени миром и тишиною веяло на мое сердце. Благодарение угоднику Божию: я не только помолился у его нетленных мощей, но и литургию совершил, и сподобился слышать много утешительного о том, как он и ныне чудодействует. Достопочтенный отец архимандрит, настоятель его обители, поведал мне, что особенно много было смиренных богомольцев этим летом: одних барашков привели до тысячи «в жертву обители», много ржи, пшеницы, овса нанесли, и все это – в благодарность святителю Божию за его милости верующим душам. «Спросите, – говорил он, – и каждый приносящий что-нибудь расскажет вам из дел милости чудотворца. Кто получил исцеление, кто – помощь в житейских делах, которой усердно просил у угодника Божия, давая обещание поклониться ему, принести ему посильную жертву в простоте сердца». На пятидесятилетии прославления мощей святителя, 13 августа и в ближайшие дни было, говорят, до ста тысяч богомольцев здесь. Наплыв богомольцев замечается и в других обителях: и в Киеве, Сарове, и в нашей Сергиевой Лавре. Сердцу верится, что Православная Русь, в ее лучших представителях, в этих смиренных сердцем, в простоте верующих простецах, стосковалась по своим заветным святыням, как бы очнулась от тяжкого кошмара, который переживала эти смутные годы, и спешит паки к живоносным источникам, которые искони питали ее жаждущее сердце. О, если бы эти волны народные увлекли с собою и тех, которые мнятся стоять выше простецов, считают себя вершителями судеб народных, руководителями государственной и общественной жизни! Если бы и эти люди смирились сердцем и слились бы в простоте веры с этими добрыми душами, от них позаимствовали бы ту теплоту, ту непосредственность детской веры, какими жива народная русская душа! Ведь тогда наша Русь стала бы снова могучею, славною исполнительницею воли Божией в исторических судьбах народов земных, тогда не страшны были ей никакие козни врагов непримиримых, тогда – наоборот: к ней стали бы и другие народы обращаться как к носительнице Божией правды, с упованием взирали бы на нее слабые, с уважением – сильные.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Феофан, затворник Вышенский (+ 1894) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 10 янв. Святитель Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 г. в селе Чернавское, Елецкого уезда, Орловской губернии. Его отец, Василий Тимофеевич, был священником Владимирской церкви села Чернавского и всю жизнь отличался глубоким благочестием. Мать святителя, Татьяна Ивановна, происходила из священнической семьи и имела тихий, кроткий нрав и любвеобильное сердце. Первоначальное образование отрок Георгий получил в родительском доме. Благочестивые родители старались дать ему воспитание в духе христианской любви и церковности. Уже в детстве у Георгия стали проявляться яркие черты его характера: от отца он унаследовал живость и чистоту ума, от матери — нежное, любящее сердце, кротость, скромность и впечатлительность. В 1823 г. отрок Георгий поступил в духовное училище, легко прошел шестилетний курс и в 1829 г., в числе лучших учеников, был переведен в Орловскую семинарию. Георгий Говоров с большим прилежанием изучал преподаваемые науки, но особый интерес возбудили в нем уроки психологии. В годы учебы, после паломничества в Задонский монастырь, где почивали мощи святителя Тихона Задонского, в то время еще не прославленные, у Георгия появилось необычное, все более возрастающее благоговение к святителю Тихону Задонскому. (В 1861 г., уже в сане епископа, он принял участие в торжественном открытии мощей святителя Тихона.) Отлично окончив семинарию в 1837 г., Георгий Говоров получает назначение в Киевскую Духовную академию, которая в те годы находилась в цветущем состоянии. Киевский митрополит Филарет (Амфитеатров), прозванный за святость жизни Филаретом Благочестивым, уделял большое внимание развитию внутренней, духовно-религиозной жизни студентов академии. Это было время ее расцвета как по доброму, нравственному направлению жизни академии, так и по обилию талантов в профессорской корпорации. В академии завершилось образование и ясно определилось общее направление нравственной жизни Георгия Говорова.

http://sedmitza.ru/lib/text/436775/

Глава VII. Старчество в Задонском монастыре Содержание: Отношение к Св. Тихону монастырских властей и монахов. Духовное содружество Святителя Тихона: старцы Феофан, Аарон, схимонах Митрофан, Кузьма Студеникин, Григорий Ростовцев, Никандр Бехтеев. Келейники Святителя. – Восстановление Елецкого девичьего монастыря. Основание Сиротинской женской общины. Последние годы жизни Святителя. Полное уединение и мысль о вечности. Кончина Св. Тихона и его духовное завещание. Тяжелое положение содружества Св. Тихона после его кончины. Гонение на схимонаха Митрофана и Никандра Бехтеева. Временное оскудение старчества в Задонском монастыре. В отношении к монашеству Святитель Тихон, после удаления на покой, пережил такой же душевный процесс, какой отмечен выше относительно всех других сторон его пастырской жизни. Нашедши, что жизнь монахов не соответствует этому высокому званию, Святитель, будучи епархиальным епископом, вооружился против монастырских нестроений рядом суровых взысканий и наказаний. Но трудно судить, имели ли большое практическое значение эти его меры. Судя по тому, что настоятели некоторых монастырей были равнодушны и даже враждебно настроены к его распоряжениям. (Серафим Толшевский, Георгий Спичинский Елецкий игумены Феодосий и Засима), можно с вероятностью предполагать, что его распоряжения об упорядочении монастырской жизни мало встречали сочувствия в монастырях. О том же свидетельствует и тот факт, что, удалившись на покой, Святитель в Толшевском, а потом и в Задонском монастыре встретил враждебное к себе отношение со стороны монастырских властей. В своих письмах он прямо указывает на врагов, которые перетолковывают в неблагоприятном смысле его поступки. А его келейник Чеботарев рассказывает, что частью недоброжелательством игумена Серафима вызвано его удаление из Толшевского монастыря. Он же говорит, что игумен Задонского монастыря заочно глумился над Святителем. Только недружелюбным отношением монашествующих можно объяснить выезды затворника из Задонска и продолжительное пребывание его то в Толшах, то в Липовке.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

Епископ Тихон (Доровских) ЦВ 3-4 (449) февраль 2011 /  28 января 2011 г. Состоялась хиротония архимандрита Тихона (Доровских) во епископа Южно-Сахалинского и Курильского 5 января Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. За богослужением был хиротонисан архимандрит Тихон (Доровских) во епископа Южно-Сахалинского и Курильского. Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Тихону, епископу Южно-Сахалинскому и Курильскому Преосвященный епископ Тихон! Ныне, в неделю по Богоявлении, за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя соборными молитвами через возложение рук ты сопричтен к сонму епископов Русской Православной Церкви. Свершилась твоя Пятидесятница, на тебя снизошла благодать Всесвятого Духа, ты получил апостольский дар вкупе с великой ответственностью, по слову апостола, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20, 28). Уповая на непрестанное действие Промысла Божия и на помощь Пастыреначальника Господа нашего Иисуса Христа, верь, что Его сила будет совершаться и через твою немощь. В соответствии с древней традицией в эти священные минуты, обращаясь к тебе со словом назидания, хочу помочь тебе советом, указать путь к достижению единого на потребу (ср.: Лк. 10, 42). Предлежащие тебе труды на ниве Христовой требуют не только напряжения телесных и душевных сил, применения всех способностей и дарований, но прежде всего твердой веры, духовного горения, молитвенного подвига. Сердцевина архиерейского служения — жертвенная любовь и крестоношение. Епископ получает власть не для того, чтобы властвовать над народом Божиим, и тем более не для того, чтобы пусто превозноситься. Памятны тебе всегда да будут слова святителя Тихона Задонского, имя которого ты получил в монашестве: «Сан или честь для христианина есть иго наложенное, которое должно носить во славу Божию и пользу ближнего». За годы твоего служения на посту секретаря Южно-Сахалинской епархии в качестве ближайшего помощника правящего епископа Даниила ты приобрел немалый опыт и столь важный для архиерея навык церковно-административной работы.

http://e-vestnik.ru/church/sostoyalas_hi...

Иловля. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в станице Иловлинской. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы , Усекновения главы Иоанна Предтечи , Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:Между 1776 и 1786. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Волгоградская область, Иловлинский район, р.п. Иловля, 2-й мкрн Координаты: 49.308424, 43.989823 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Первым историком, который составил краткое описание станицы Иловлинской, был Иван Сулин. Он в 1894 году опубликовал в журнале «Донские епархиальные ведомости» несколько очерков по истории Второго Донского округа. «Иловлинская станица, – пишет И. Сулин – расположена на левом берегу реки Иловля, на месте песчаном и низменном; на время весеннего разлива почти все улицы её потопляются водою, находится она в 130 верстах от Окружной станицы. Жители её преимущественно занимаются хлебопашеством и скотоводством. Прежде станица находилась по левую сторону реки Дон, ниже впадения реки Иловли в Дон, по берегу протока Орехова; потом, не известно в каком году, переселилась на правую сторону Дона, близ теперешнего хутора Авилова Задонского, на место низменное и затопляемое водою; около 1768 года станица переселилась в настоящее место. В 1672 году городок Иловля уже существовал». В 1691 году, по челобитью казаков городка Иловки, им разрешено было построить церковь деревянную, в честь Покрова Божей Матери. Дата постройки каменной церкви, по одним документам 1776 год, по другим – 1786 год. Мы хотели бы обратить внимание на другую дату – дату постройки деревянной церкви. Точно известно, что в 1717 году из Москвы в Иловлинскую станицу были посланы благословенная грамота и антиминс для церкви во имя Покрова Божией Матери. Около 1768 года станица Иловлинская переселилась на настоящее место. В ноябре того же года жители её донесли Епископу Тихону, что они намерены построить каменную церковь на новом месте, для чего уже и несколько тысяч кирпича приготовили. Церковь эта и была построена на средства простых прихожан во имя Покрова Божией Матери с приделом Усекновения честной главы Иоанна Предтечи и освящена в 1783 году.

http://sobory.ru/article/?object=38474

Короцко. Короцкий Тихонов монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1881. Адрес: Новгородская обл., Валдайский р-н, с. Короцко Координаты: 57.939176, 33.248843 Проезд:Из Валдая от М10 на юг (поворот у мотеля, указателя нет) Изменить описание объекта Храмы монастыря: Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Церковь Варвары Карта и ближайшие объекты Короцкий Тихонов монастырь, общежительный близ города Валдая, в 1,5 верстах от села Короцкого. Учрежден в 1881 году на месте древнего Покровского мужского монастыря из существовавшей с 1864 года женской общины. Здесь находятся: части мощей святителя Тихона в благолепной раке и келейная икона его — Распятие Господне, писанная весьма искусно кистью на холсте. В 1895 году в монастыре освящен новый каменный храм во имя великомученицы Варвары и Всех Святых. Указом Святого Синода в 1893 году разрешено ежегодно совершать 14 мая в день обретения мощей святого Тихона (см. 13 август) из монастыря крестный ход на могилу покоящихся близ деревянной церкви села Короцкого родителей святого Тихона — Саввы и Домники, для служения панихиды. При монастыре школа — приют для круглых сирот. Из книги С.В. Булгакова " Русские монастыри в 1913 году " В 1724 г. в Короцко  родился известный русский церковный проповедник, религиозный мыслитель и писатель - святитель Тихон, епископ Воронежский, Задонский чудотворец. Тихон был канонизирован Русской Православной Церковью, после чего возникла мысль создать на родине святителя монастырь, посвященный его имени. Организацией этого святого дела занялся действительный тайный советник  Елагин Н.В., цензор, духовный писатель и крупный костромской помещик. Имея большое почитание к Тихону Задонскому, он издал его биографию, делал публикации в печати о привлечении благотворительных денег на устройство обители и сам пожертвовал крупную сумму для ее сооружения. Пожертвования на строительство поступали со всей России. Местоположение для новосоздаваемой православной общины было выбрано в лесу, в одной версте от села Короцко, на берегу живописного озера. В 1863 году начались одновременно земляные, каменные и другие строительные работы и к осени 1864 г. каменный трехэтажный корпус келий с небольшой домовой церковью во имя святителя Тихона в северной части здания был уже построен. 22 августа 1864 г. состоялось официальное разрешение императора Александра II об утверждении Короцкой женской общины с училищем при ней для девиц и лечебницей для приходящих. В 1865 г. в общину уже собралось более 30 сестер, большею частью вдов и сирот. Первой начальницей, управлявшей обителью около двух лет, стала монахиня Серафима, переведенная сюда из Новгородского Зверина монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=20536

Лебедянь. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты 28 (15) сентября 1831 года в Лебедяни на левом берегу Дона была освящена каменная церковь во имя св. Николая Чудотворца. Как гласит надпись на сохранившейся чугунной памятной доске, «сей храм создан во имя святителя и чудотворца Николая, посвящен в 15 день месяца сентября 1831 года на память святого великомученика Никиты преосвященным Евгением епископом Тамбовским и Шацким, который заложен был лебедянского Казанского собора протоиереем Аристархом Казминым, иждевением доброхотных дателей, попечителем лебедянским мещанином Филипом Ивановым Праскуриным». Первоначально задуманная как слободская кладбищенская, при причислении слободы к территории города, церковь стала городской. У неё появился свой приход. Позднее в трапезной церкви был освящён второй престол, посвящённый св. Тихону Задонскому. Интересной особенностью церкви была архитектура храмовой части. Первоначально построенная отдельно от колокольни, храмовая часть с четырёх сторон была окружена портиками, каждый опирался на четыре колонны. При строительстве трапезной, портик и колонны с западной стороны были разобраны, и храмовую часть объединили с колокольней. По случаю 100-летнего юбилея храма 27 сентября 1931 года в Николаевской церкви состоялось торжественное богослужение. По просьбе церковного совета на торжество был приглашён Липецкий епископ Уар, собралось почти всё духовенство, проживавшее в Лебедяни. Праздник удался на славу, многие из них ещё не ведали, что очень скоро почти все они будут высланы и расстреляны. В 1938 году службы в церкви были прекращены. Не помогло и обращение верующих Покрово-Казацкой, Пушкарской, Задонской, Стрелецкой и других слобод и г. Лебедяни: «С 3 февраля сего года в Никольской церкви г. Лебедяни за отсутствием священника не проводится служение. Церковь находится в ведении коллектива молящихся и до сего времени не закрыта; от лица верующих слобод и г. Лебедяни мы просим НКВД разрешить нам в вышеупомянутом Николаевском храме, в крайнем случае, если нельзя нам производить служение в Николаевском храме почему-либо, то просим НКВД дать нам Кладбищенскую церковь...» Осиротевший храм закрывают. На долгие годы в нём размещаются склады райпотребсоюза. Сейчас оскверненную и полуразрушенную Николаевскую церковь пытаются восстановить. Инициативная группа лебедянцев наконец-то добилась передачи храма РПЦ. Создан приход, из стен храма вывезен накопившийся здесь за годы мусор. 

http://sobory.ru/article/?object=10490

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010