Подобные опыты уже имели место в патрологической науке. Главными из них являются труды: «Нравственность, раскрываемая по руководству творений святителя Тихона Задонского » Ф.Зелепугина (24) 1 , «Святитель Тихон Задонский как нравоучитель» свящ. Т.Попова (32), «Святитель Тихон Задонский и его нравоучение» того же автора (33), магистерская диссертация «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» схиархим. Иоанна (Маслова) (26), кандидатская диссертация «Раскрытие учения о христианской нравственности в произведениях святителя Тихона Задонского » В. Панкова (31), курсовая работа «Наставления святителя Тихона Задонского о духовном возрастании христианина» А. Аржаева (16). Кроме того, в периодических изданиях в разное время были помещены статьи: «Учение святителя Тихона Задонского об истинном христианстве» архиеп. Михаила (Чуб) (30), «Этико-богословское мировоззрение святителя Тихона Задонского» проф., прот. Т. Попова (34), «Святитель Тихон Задонский как учитель христианской морали» Л. Клименко (28; 29). Наконец, известны курсовые сочинения: «Учение нравственности по творениям святителя Тихона Задонского» свящ. А. Куреннова и «Нравственно-христианское учение святителя Тихона Задонского» свящ. М. Ильинского (25), и отзывы на них (18; 35; 21; 37). Таким образом, среди множества трудов о святителе Тихоне и его богословии 2 можно обнаружить немало сочинений, даже названия которых почти совпадают с темой данной работы (приведено 15). Однако из них: 2 – это студенческие работы (из которых в Отделе рукописей РГБ удалось найти только вышеуказанное сочинение о. М. Ильинского); 4 – отзывы на них, по которым можно составить представление лишь о плане и общем характере этих работ; 4 – это названные статьи, где раскрываются отдельные стороны христианской нравственности. Труды свящ. Т. Попова, Ф. Зелепугина, диссертации схиархим. Иоанна (Маслова) , В. Панкова и сочинение А. Аржаева имеют иной характер, чем предлагаемая работа. Главной особенностью последней является изображение и исследование в первую очередь христианского нравственного идеала, как он представлен святителем Тихоном, тогда как у названных авторов, особенно в трудах о. |
По установлении раки с св. мощами архидьякон возгласил: «Паки и паки, преклонше колена, святителю и чудотворцу Тихону помолимся!» Лик воспел: «Святителю и чудотворче Тихоне, моли Бога о нас!» Митрополит прочитал пред св. мощами молитву святителю. О, священная главо, крепкий наш молитвенниче и заступниче святителю Тихоне, услыши нас с верой призывающих Тя и усердно припадающих к раце честных и многоцелебных мощей Твоих. Поминай нас у престола Вседержителева и не престай моляся о нас ко Христу Богу: Тебе бо дадеся благодать молитися за ны. Вемы, яко грехи наши разлучают между нами и Тобою, и недостойны есмы толикого отца и ходатая. Но Ты, быв подражатель человеколюбия Божия, непрестани вопия о нас ко Господу: испроси предстательством Твоим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, на земле воинствующей, пастырям ея силу ревностно подвизатися о спасении людей, Благочестивейшему Государю нашему Императору Александру Николаевичу благопоспешение в устроении благоденствия царства Его, и всему Августейшему Дому милость Божию и долгоденствие. Умоли Небесного Отца и всем нам подати дар коемуждо благопотребен, веру истинную, надежду твердую и любовь неоскудевающую, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменников сохранение, юным и младенцам благое в вере возрастание, старым и немощным утешение и подкрепление, болящим исцеление, сиротам и вдовицам милость и заступление, заблудшим исправление, бедствующим благовременную помощь. Не посрами нас в уповании нашем, споспешествуй, яко отец чадолюбивый, и нам понести иго Христово в благодушии и терпении, и всех управи в мире и покаянии непостыдно скончати живот свой, и Царствия Небесного наследником быти, идеже Ты ныне водворяешися со Ангелы и всеми святыми, прославляя Бога в Троице славимого Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. По обыкновению возглашено было многолетие. Затем прикладывались к святым мощам духовные и светские. Митрополит, архиереи и прочее старшее духовенство в мантиях вышли из собора. Первосвятитель благословил приготовленную на монастырском дворе трапезу для богомольцев, ходил по рядам между столов и окроплял св. водой пищу. Простолюдины протягивали руки с хлебом для благословения и почитали особенной радостью принимать в пищу хлеб, окропленный чрез митрополита святой водой. Кроме сей трапезы для неимущих, на несколько тысяч человек была приготовлена пища в городе и в странноприимном доме, близ Задонской обители. |
Приволжский район. Новоиерусалимское архиерейское подворье. Церковь Иверской иконы Божией Матери. Церковь Тихона Амафунтского бывшего Воскресенского мужского монастыря " Новый Иерусалим " Церковь. Действует. Престолы: Иверской иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Нарышкинский Год постройки:1706. Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, Оренбургский тракт, д. 48 Координаты: 55.74453, 49.164232 Проезд:Из центра города по улицам Салимжанова, Павлюхина, Оренбургский тракт или Тихомирнова и проспекту Универсиады. Проезжать прямо Танковое кольцо и следующую развязку, где Оренбургский тракт по эстакаде поворачивает налево. Через 100 метров налево в гору уходит дорога к бывшему Воскресенскому монастырю. После 150 метров подъема церковь будет по левую сторону от тупиковой круговой площадки. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Памятник входит в ансамбль Архиерейского загородного дома (Воскресенский монастырь (Новый Иерусалим)) Построена и освящена в 1706 при митрополите Тихоне III (Т.В.Воинове), одновременно с возведением монастырской стены. В сентябре 1905 храм был вновь освящен с устройством придела Тихона Задонского. Бесстолпный молельный зал размещен непосредственно над проездной аркой ворот. Памятник культовой архитектуры в традициях русского барокко. С сайта " Объекты культурного наследия " Министерства культуры Республики Татарстан. К концу XVII в была сооружена кирпичная монастырская стена с главным въездом, оформленным в виде приземистой прямоугольной проездной башни с мощными контрфорсами. В 1706 г. на втором этаже башни при митрополите Тихоне была построена надвратная холодная церковь Тихона Амафунского. По оси север-юг подклеточный этаж церкви прорезает полуциркульная арка пролетом 4 м. К юго-восточному и юго-западному углам церкви примыкает монастырская стена. Здание кирпичное, отштукатуренное, прямоугольной в плане формы (размером 21х10 м с трехчастным членением), является характерным памятником бесстолпной культовой архитектуры русского барокко конца XVII-haчaлa XVIII вв в г.Казани. Из книги " Казань в памятниках истории и культуры " Казань. Татарское кн. изд-во, 1982. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог. |
О, священная главо, Святителю Христов Тихоне, искренний нищеты, благопокорливости и чистоты хранителю и любителю, в земных – небесный и в человецех – ангел бывый, бодрственный пастырю словеснаго стада Христова, таин Божиих, Евангельскаго учения и свящ. преданий преискусный толкователю, Православныя Церкве Божия ревнителю, вторый по святом Димитрии Ростовском – Российский Златоусте, богопротивных обычаев мужественный разорителю и крепкий языческих ликований победителю; славы Пресвятыя Троицы и чести дней, Церковию Божиею назнаменанных, всеусердный поборниче и непреоборимый защитниче, неутомимый и богомудренный собирателю сокровищ духовной мудрости от видимаго мира сего, премудре Богом сотвореннаго, Богом прославленный угодниче Церкве Православныя и новоявленный всея России чудотворче! приими от Мене, аще и грешнаго, недостойное к тебе моление. И первее – научи мя благоговейно и богобоязненно шествовати по стезям заповедей Божиих, да никогда же возвращуся на путь Божиим повелениям противный. " Гаже, благодатию – тебе от Бога данною, умудри, просвети и вразуми мой разум слабый и помраченный, да выну горняя мудрствую и присно Божественная помышляю. Заблуждшее же сердце мое управи, во еже бы ему земная презирати, маловременных отвращатися, мимотекущими не прельщатися, небесных же и вечных приискренне желати, и всегда теми вседушно утешатися. Не отрецыся, св. угодниче Пресв. Троицы – Тихоне, ходатайствовати пред Господом Богом, в Троице Святей славимом и поклоняемом, да подаст мне по неизреченной благости Своей, помыслов очищение, уст хранение, правоту деяний, прощение грехов юности и неведения, мир помыслов, тишину душевных сил, радость духовную, любовь нелицемерную, долготерпение, благость, кротость, веру твердую, воздержание и всех благих исполнит мя дарованием Святаго Своего Духа. Блаженствуя в обителях небесных, воспомяни и о братиях по плоти, своих и наших, родителях, благодетелях и другах, и о всех чтущих, любящих Тя и молящихся Тебе, зде в многобедном мире сем пребывающих, или где-либо по смерти содержимых. Егда же час скончания моего приспеет и время исшествия от сего мира приидет, Ты, о преусердный молитвенниче всеблагаго Христа Господа и премилосердыя Матере Его Приснодевы Марии, ускори тогда с сослужебником и сопастырем твоим св. Митрофаном на помощь мне грешному, и молитвами своими заступи мя от злобных диавольских нападений и враждебных наветов, да выну в безконечные веки славлю, благодарю и воспеваю Живоначальную, Единосущную и нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. |
Задонский Богородице-Тихоновский Тюнинский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Женская община при Богородице-Тихоновской кладбищенской церкви Задонска возникла уже в конце 1810-х, но из-за сопротивления окрестных землевладельцев получила официальный статус только в 1860, с 1867 - монастырь. Основные постройки сооружены в кон. XIX в., в 1876-1879 выстроена колокольня (не сохр.). В 1920 преобразован в артель, окончательно закрыт в 1930, постройки переданы колхозу. Возвращён верующим в 1994, как монастырь вновь открыт в 2002-м. При монатыре действует гостиница. Содержание История [ править править код ] В 1768 году святитель Тихон оставил управление Воронежской епархией. В дни пребывания в Задонске святитель Тихон любил для молитвы уединяться в места, мало посещаемые людьми. Одним из таких мест была слобода «Тюнинская». Это место святитель Тихон особенно любил. Часто уединяясь для молитвы, он трудился над очищением и приведением в порядок расположенного здесь родника. После кончины святителя его почитатели дорожили каждой вещью, к которой он прикасался, сохраняли все места, где он любил бывать. Вот и на этом святом месте в XVIII столетии был основан Богородице-Тихоновский (Тюнина) монастырь в память о великом чудотворце святителе Тихоне Задонском. В начале 19 столетия в Задонском Богородицком мужском монастыре поселился и Высокопреосвященнейший Владыка Антоний. Около заветного родника он часто беседовал с местными жителями о почившем святителе Тихоне. Среди его слушателей находился помещик Алексей Федорович Викулин, который услышал раздумья Владыки о том, что хорошо было бы построить около источника небольшую церковь. Через год на этом месте был освящен просторный каменный храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник». Вскоре рядом с храмом обосновали свое жительство 30 отшельниц. Это произошло весной 1814 года и явилось началом истории Богородице-Тихоновского монастыря. Тюнинская община и Тюнин колодезь в 1861 г. В 20-х годах 19 века А.Ф. Викулин начал строительство еще одного каменного храма в честь святого благоверного князя Александра Невского. Обитель росла и укреплялась, казалось, ничто не угрожает тихой жизни монахинь. |
О великий святителю Христов и чудотворче Тихоне! Услыши нас, многогрешных, прибегающих к тебе с теплою верою и умиленною мольбою. Зане вемы ангелоподобное благое житие твое на земли, прославляем во всем твою милость, благоговеем пред высотою твоих христианских добродетелей, имиже во благовремении преуспевал еси к славе дивно прославившаго тя Господа. Ты воистинну был еси добрый пастырь словеснаго стада Христова, таин Божиих добльственный строитель, столпе и украшение Церкве Православный, российский Златоусте, языческих обычаев крепкий искоренителю, преискусный истолкователю евангельскаго учения, ревностный блюстителю священных отеческих преданий, любителю монашескаго безмолвия, богодухновенный собирателю сокровища духовныя мудрости от видимаго мира сего, премудро Богом сотвореннаго. Ты, яко избранный сосуд благодати, неленостно поучал еси всех жаждавших спасения словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою и смирением. Ты был еси милостивый защитник сирых, призрение вдовиц, убогих и всем сущим в бедах и напастех скорый утешитель, и ныне вемы, яко предстоиши пред лицем Господа славы и имееши велие к Нему дерзновение; сего ради к тебе, отче, прибегаем и усердно молим тя: буди о всех нас ходатай у Престола Всевышняго. Да простит Он беззакония и неправды наша; да просветит омраченный суетою ум наш и направит к истинному свету богопознания; да сохранит слабыя сердца наша от любострастных греховных увлечений и тлетворнаго мудрования века сего; да подаст земли благовременное орошение дождей и плодоношение и вся нам полезная, яже к животу временному и вечному, да вси притекающие к раце нетленных мощей твоих обретут мир, любовь и безмятежие. Церкви нашей испроси у Небеснаго Царя милость, благоденствие, спасение, на враги же победу и одоление. Отечество наше огради спокойствием и тишиною. Сохрани обитель твою святую от всяких соблазнов и научи всех нас благоговейно и богобоязненно шествовати по стезям заповедей Божиих, да сподобимся и мы купно с тобою и со всеми святыми стати одесную Господа сил в день страшнаго всемирнаго суда Его. Помяни, угодниче Христов, святителю отче Тихоне, во святых своих молитвах и души отшедших отец и братий наших, да упокоит их Господь в Небесных селениих; не презри и наше воздыхание, да выну прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Акафист святителю Тихону Задонскому |
Святыми молитвами возрождаемся из пепелища… Тихон Задонский – собеседник Ангелов в горнем мире, Живоносный источник в благодатной Божественной силе, Дивен Бог, что во Святых Своих людям является, У нетленных мощей, по молитвам, они исцеляются… Оставив Воронежскую кафедру, в Задонский монастырь переселился Святитель Тихон. Он пребывал в монастыре с 1769 по 1783 годы, за которые сподобился от Бога дара исцелений, чудотворений, прозорливости, покаянных слез и непрестанной молитвы, но самое главное – дара любви и необыкновенной доброты. Келия Святителя Тихона в Задонском монастыре сделалась источником духовного просвещения для обширного круга людей. Из всех уголков Русской земли стекался народ в обитель, чтобы получить его наставления и благословение. Святитель Тихон любил беседовать с простым народом, утешал его в тяжкой доле, нуждающимся помогал деньгами. На это уходила вся его пенсия и, приносимые в дар средства. Из монастырской слободы к нему приходили дети, которых он наставлял в духовной жизни и приучал к церкви. В качестве литературного наследия от Святителя Тихона Задонского дошло множество сочинений. Церковь называет его «Российским Златоустом». На покое, в Задонском монастыре, Святитель написал свои лучшие духовные произведения. Святитель Тихон принял блаженную кончину 13(26) августа 1783 года. Сразу же после смерти в обитель началось паломничество к гробнице Божиего угодника. В начале 19-го века в монастыре стала осуществляться перестройка строений. Было начато строительство нового собора в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 1846 году, при разборке старого храма, были обретены нетленными мощи Святителя Тихона. В 1861 году 13(26) августа состоялось его прославление. В начале 20-го века монастырь стал настоящим духовным центром России, куда стремились паломники и богомольцы. Однако, после революции 1917 года, на обитель обрушились тяжкие испытания. В 1919 году началось гонение на монашествующих, были вскрыты мощи Святителя Тихона. К 1929 году Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь был окончательно расформирован, имущество конфисковано, часть монашествующих арестована и сослана в ссылку, часть – изгнана из обители. После разграбления монастыря в безбожное лихолетье, икона Божией Матери «Владимирская» была утеряна. Мощи Святителя Тихона Задонского отправили первоначально в местный краеведческий музей, затем – в Елец. Перед войной 1941 года мощи отправили в город Орел, который на тот момент был областным. |
«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Задонский чудотворец в воспоминаниях келейников Первые воспоминания о свт. Тихоне Задонском, составленные его келейниками И. Ефимовым и Василием Чеботаревым. Келейники застали период жизни свт. Тихона уже после его епископства — период написания его главных книг и духовного делания. Поэтому «Задонский чудотворец в воспоминаниях келейников» — не цельное житие святителя, но свидетельство об одном лишь пероде его жизни, описание запомнившихся келейникам событий или рассказов святителя Тихона. И. Чеботарев дополнил свои личные воспоминания достоверными рассказами о Святителе других близких к нему людей. В целом, эти келейные записки создают впечетление живого рассказа, свядетельсва очевидцев, которые не привнесли «литературы» в свои воспоминания. Святитель Тихон Задонский в воспоминаниях келейников Предисловие Образ святости и подвижничества святителя Тихона Задонского особенно близок идеалу русского человека, всегда почитавшего в своих архипастырях искреннюю веру, смирение, открытую для мира простоту и сердечное попечение о людях. «Я никогда и не мыслил о важном сане... У меня были мысли непременно куда-нибудь удалиться в пустынный монастырь, постричься в монахи и проводить уединенную жизнь...» – говорил святитель Тихон своему келейнику Василию Чеботареву. Промысел Божий судил иначе. Через три года по принятии монашества, на 37-м году жизни архимандрит Тихон был облечен саном и властью архиерея: при избрании в Синоде викария Новгородской епархии жребий трижды пал на него. «Трикраты свыше свидетельствован еси», – повествует об этом акафист. Несмотря на свои молодые для епископского служения годы, святитель Тихон к тому времени прошел уже не только курс семинарских наук, но и жизненную школу с ее жестокими лишениями, трудами и скорбями. С юности стремясь к добродетели, он сам уже прочно стоял на том спасительном пути, по которому должен был вести богодарованную паству. |
Светлый юбилей. (К СТОЛЕТИЮ ПРОСЛАВЛЕНИЯ СВ. ТИХОНА ЗАДОНСКОГО ). «От юности возлюбил еси Христа, блаженне, образ всем был еси словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою и смирением: темже и вселился еси в небесныя обители, идеже предстоя престолу Пресвятыя Троицы, моли, Святителю Тихоне, спастися душам нашим.» (Тропарь, глас 8-ый.) Православные русские люди, которые так любят заграницей справлять всевозможные юбилеи, и свои собственные и чужие, знают ли они, какой знаменательный и поистине светлый юбилей исполняется в нынешнем 1961-м году в день 13-го августа по нашему православному календарю? В этот день исполняется точно сто лет с состоявшегося в 1861-м году торжественного причтения к лику святых Святителя Тихона, Епископа Воронежского, Задонского и всея России чудотворца, одного из величайших угодников Божиих, просиявших на нашей Русской Земле. Кем был для нас – для Русской Церкви, для нашего православного русского народа святитель Тихон, об этом достаточно ясно, с исчерпывающей полнотой, хотя и в немногих словах, говорит составленное в честь его церковное песнопение: «Православия наставниче, благочестия учителю, покаяния проповедниче, Златоустаго ревнителю, пастырю предобрый, новый России светильниче и чудотворче, паству твою добре упасл еси, и писаньми твоими вся ны наставил еси: темже венцем нетления украшен от Пастыреначальника, моли Его спастися душам нашим» (Ин тропарь, глас 4-ый). Тут сказано в сущности все самое главное, что надо нам знать, дабы иметь представление о возвышенной личности этого великого столпа истинного Православия и смиренного, но вместе с тем и дерзновенного служителя истинной Церкви Христовой, пламенно проповедывавшего и словом и писанием истинное учение веры и нравственности христианской, и являвшего вместе с тем собою образ истинно -христианского подвижнического жития. В необыкновенно живо и выразительно составленной службе святителю Тихону перед нашим мысленным взором как бы протекает вся исполненная духа благодати Божией высоко-подвижническая жизнь этого угодника Божия и обрисовывается его запечатленный высшей святостью нравственный облик. |
«Душесловие» – перевод-калька (XVIII – нач. XIX в.) термина «психология». См. также 1029, 1417, 1554, 1558, 1693, 1803, 2093, 2090, 2100, 2106, 2107. Дополнения Священное Писание 3100. Псалмы 50 и 103 в различных переводах//Просветитель. 1995. 2/3. С. 27–35. Представлены переводы: Российского Библейского общества, Священные книги для употребления евреям (Вена), а также выполненные Ф. Д. Самариным и П. А. Юнгеровым . 3101. Псалтирь славянская и русская//Просветитель. 1995. 2/3. С. 24–27. Несколько сопутственных слов к публ. переводам. Патрология 3102. Василий Великий , свт. [О воспитании]//Просветитель. 1994. 1. С. 11–12. Переводчик и источник текста не указаны. 3103. Дионисий Ареопагит , св. Письма... к Гайю Ферапевту//Просветитель. 1994. 1. С. 9–11. Переводчик и источник текста не указаны. 3104. Климент Александрийский . Педагог: 1.1. Что обещает Педагог//Просветитель. 1994. 1. С. 7–9. Переводчик и источник текста не указаны. 3105. Тихон Задонский , еп. Воронежский, свт. Об истинном христианстве: Из ст. 5, гл. 2. О слушании и чтении Божия слова; ст. 6, гл. 5. О должности родителей и детей их; ст. 6, гл. 6. О должности мужей и жен//Просветитель. 1995. 2/3. С. 6–21. Источник текста не указан. 3106. Тихон Задонский , еп. Воронежский, свт. Инструкция, что семинаристам должно наблюдать, данная при открытии Воронежской семинарии//Просветитель. 1994. 1. С. 91–93. Правила поведения для семинаристов в учебном процессе, в храме, в личной жизни. Источник текста не указан. 3107. Филарет (Дроздов) , митр. Московский, свт. Из письма... по поводу курения табака//Просветитель. 1994. 1. С. 225–226. Источник не указан. 3108. Филарет (Дроздов) , митр. Московский, свт. [О воспитании]//Просветитель. 1994. 1. С. 12–13. Источник не указан. 3109. Задонский подвижник//Просветитель. 1995. 2/3. С. 21–24. О свт. Тихоне Задонском . Заметка В. Л. Шленова. Вселенское православие и поместные православные церкви 3110. Яновский В. С. Воспоминания о матери Марии [Скобцовой]//Просветитель. 1995. 2/3. С. 263–268. |
| |