Иоанн, впоследствии иеромонах Тихон, был устроителем женского Софийского монастыря, в одной версте от города Усмани, Тамбовской губернии, где он оставил подлинники сочинений святителя Тихона и некоторые бумаги, касающиеся их издания. Он жил в Толшевском монастыре, потом в Акатове – в Воронеже, откуда переведен был в 1798 г. в Новоспасский Московский монастырь. К нему обратился за сведениями о Преосвященном Тихоне Болховитинов. Иоанн, сообщая ему различные сказания о святи­теле Тихоне, частью дополняющие, частью исправляющие жизнеописание, составленное Бол­­­хо­­­­­­­­­­­­­­­­­­ви­тиновым,– пишет: «У меня много достопамятных записок было, но, ей, не знаю, где их отыскать, а что отыскано, то и вмещено». Болховитинов собрал все сказания Иоанна, записал то, что потом лично слышал от него и прибавил еще впоследствии доставленные Иоанном сведения, и собрав эти записки в одну книгу, отдал их в 1820 г. в Задонский монастырь. Иоанн Ефимов был, кажется, из духовного звания и, как можно заключить из переписки его с Болховитиновым, приложенной к упомянутой книге, не чужд был классического образования. Будучи постоянно при святителе Тихоне в последнюю половину его пребывания в Задонске и удостоенный его доверенности, он мог вернее других сообщить сведения о нем. Болховитинов во втором издании жизнеописания святителя Тихона много пользовался его указаниями. Мы имели в руках тот самый список, который митрополит Евгений отдал в Задонский монастырь. 3) Записки Чеботарева. Василий Иванович Чеботарев, Елецкий мещанин, был также келейником при святителе Тихоне. Долго ли служил он святителю – неизвестно, но, кажется, верно то, что он поступил к святителю Тихону тотчас после переезда его в Задонск. Умер Чеботарев в Ельце мирянином; по местным сказаниям, святитель Тихон не благословил ему оставаться в монастыре за какую-то немощь его. Чеботарев писал свои записки в старости. Он так говорит в предисловии: «Приступая к описанию жития сего святителя не для чего иного, а собственно для себя и для памяти своей, поскольку я в старость пришел, как здоровьем, также памятью и глазами стал ослабевать, вот и причина моего малого написания, дабы от долговременности в забвение не пришло слышанное мной самим от его святительских уст, и от достоверных и добродетельных людей, как о его жизни и о некоторых откровениях, бывших в жизни святителю Тихону, сказанное им ближайшим своим любимцам, как-то: отцу Митрофану, схимонаху Задонскому и Елецкому; Покровской церкви ктитору Косьме Игнатьевичу и при нем жившему послушнику Никандру Алексеевичу Бехтееву и прочим при нем бывшим келейникам».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

Давно известные чтителям памяти святителя Тихона записки Чеботарева по рукописным спискам в первый раз в извлечении напечатаны были в «Маяке» в 1845 г. В июльской книге 1861 г. редакция «Православного Обозрения» напечатала статью под заглавием: «Записки Чеботарева о святителе Тихоне». Не зная дела, редакция первый доставленный ей список приняла за подлинные записки Чеботарева. При знакомстве с различными списками записок Чеботарева открывается, что список, напечатанный в «Православном Обозрении», есть уже сводный из разных сказаний; в нем некоторые сказания, принадлежащие Чеботареву, опущены, и внесены сказания Иоанна. Чтобы убедиться в этом, довольно указать на то, что при кончине свт. Тихона, Чеботарев не был уже у него келейником. Святитель в духовном завещании по именам называет своих келейников: Иван, Семен, Сергий, Роман. Там, где по списку «Православного Обозрения» является действующим Чеботарев, нужно поставить имя Иоанна. Записки Чеботарева сохранили для нас многие драгоценные черты жизни святителя Тихона. Они дополняют в иных случаях сказания Иоанна, в других излагают некоторые события с иными обстоятельствами, чем у Иоанна. Может быть, то ослабление памяти, на которое он жаловался, было причиной этих разностей. Не видно, чтобы митрополит Евгений ­обращался к Чеботареву за сведениями о святителе Тихоне. Статьи, помещенные во временных изданиях о святителе Тихоне, не могли доставить новых сведений, потому что они заимствуют свои рассказы частью из записок Чеботарева и Иоанна, частью из рукописей, которые подлинником были в руках составителя сего жития. Эти рукописи частью принадлежат Задонскому монастырю, частью некоторым жителям Ельца. Равно и устные сказания жителей Задонска, Ельца, Воронежа и Ливен, из которых нашлись даже лично знавшие в юности святителя, – сколь не заботливо были собираемы, не представили новых сведений. Они повторяют большей частью уже записанные события из жизни святителя, изменяя их разными подробностями, и только могут иметь цену как свидетельство памяти, полной любви и благоговейной признательности, о святителе Тихоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

Закрыть История одного портрета К иконографии святителя Тихона Задонского Владимир Невярович   00:19 23.08.2012 2210 Время на чтение 18 минут Память 13/26 августа Портреты и изображения преосвященного Тихона Задонского писались ещё при жизни великого подвижника святости и благочестия земли Российской. Отчасти это было связано с высоким статусом самого архиерейского сана, в котором пребывал святитель Тихон, а также с занимаемыми им достаточно высокими для Царской России церковными постами. Кроме того, в большинстве своём, прижизненные портреты святителя Тихона были обусловлены большой любовью и почитанием со стороны его современников, желавших иметь у себя дома его изображение. Ведь многие из них сумели безошибочно узреть в образе смиренного до непостижимых глубин самоуничижения епископа сияние истинной святости и неземной красоты. Вместе с тем, известно, что святитель Тихон очень неохотно соглашался на позирование, в связи с чем, несколько раз художникам приходилось писать его портреты тайком; к примеру, во время трапезы Тихона Задонского, приглашённого в какой-либо дом к помещику или самому губернатору на неофициальную встречу. Несмотря на достаточно большое количество известных ныне икон и изображений святителя Тихона Задонского, остаётся немалое количество вопросов, касательно времени их происхождения, авторства, а также точности передачи характерных и отличительных черт святителя Тихона. Эти вопросы возникали ещё в начале ХХ века и, к сожалению, так и не были разрешены исследователями и специалистами в области иконографии и агиологии. Так, один из известнейших дореволюционных исследователей иконографии свт. Тихона Задонского Сергей Николаевич Введенский(1) писал в 1911 году: «В его иконных изображениях не успело установиться то однообразие, какое мы видели, например, относительно преподобного Серафима Саровского» (Воронежская Старина, Х выпуск. С. 294).Учёный также обратил внимание, что, несмотря на умножение сведений о святителе Тихоне Задонском, « от времени жизни святителя Тихона не сохранилось ни одного вполне определённо датированного портрета его» (указ. соч., там же). Введенский особенно подчеркивал и обращал внимание на существенные различия облика Тихона Задонского в достаточно многочисленных портретных изображениях святого. Однако эти различия, как мне кажется, вполне объяснимы, ибо писали портреты святителя Тихона Задонского зачастую не профессиональные художники, а люди из среды его почитателей. Эти изображения умножились после земной кончины святителя, причём создавались нередко с чьих-то слов, или же по памяти, и даже по видениям во сне (к примеру, так был создан небезызвестный портрет-икона святителя Тихона, написанный со слов отставного прапорщика Якова Машонова(2)).

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/26/...

480. 309. Макарий, епископ Острогожский. Беседы в день памяти святителя Христова и чудотворца Тихона Задонского//“Воронежские епархиальные ведомости”, 18, 1883. 310. Макарий, епископ Острогожский. Беседа, говоренная в Богородицком Задонском монастыре в день памяти святителя и чудотворца Тихона//“Воронежские епархиальные ведомости”, 18, 1885. 311. Макковейский Н., проф. Отзыв о курсовом сочинении студента Кокорева Г. на тему: “Святитель Тихон Задонский. Его пастырские и гомилетические воззрения”//“Труды КДА”, приложение “Извлечения из журналов Совета за 1912—1913 уч. год”, 1914, март, стр. 484. 312. Материалы для истории раскола в Донской области//“Донские епархиальные ведомости”, 3, 1874. 313. Материалы для жизнеописания св. Тихона, еп. Воронежского//“Православное обозрение”, т. 5, 1861. 314. Михаил (Чуб), архиеп. Воронежский и Липецкий. Учение св. Тихона Задонского об истинном христианстве, ЖМП, 10, 1971. 315. Мишин Е., свящ. Поучение в день памяти св. Тихона Задонского чудотворца//“Воронежские епархиальные ведомости”, 19, 1900. 316. М-ский О. Предание о св. Тихоне Задонском//“Душеполезное чтение”, 7, 1865. 317. Наказание Божие, постигшее раскольницу, похулившую св. Тихона Задонского//“Афонский листок”, 183. М., 1894. 318. Наумов В., прот. Поучение на день памяти святителя Тихона//“Воронежские епархиальные ведомости”, 14, 1893. 319. Несколько сведений о святителе Тихоне, епископе Воронежском//“Херсонские епархиальные ведомости”, 17—19, 1861. 320. Несколько черт из жизни преосвященного Тихона I, епископа Воронежского//“Воскресное чтение”, 37, 1838. 321. Никольский П. Об отношении святителя Тихона Задонского к приходскому духовенству//“Русский архив”, 11, 1909. 322. Нэньчук П.А. Св. Тихон Задонский как догматист (кандидатское сочинение). Л., 1953. 323. Об издании хромолитографированного снимка с иконы св. Тихона//“Северная пчела”, 77, 1861; “Руководство для сельских пастырей”, 42, 1861. 324. Овсянников Е. Св. Тихон Задонский как благоустроитель церковной жизни и деятель в борьбе со старообрядческим расколом в Донской Украине//“Воронежская старина”, вып.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В часы искушений он особенно являлся со своей помощью и благодатной силой своей молитвы ограждал от падения. Он часто являлся ангелом-утешителем во время недостатков их, посылая им нужное для пищи и тепла. Однажды в зимнее время, не имея дров, Матрона хотела изрубить половину из пола и ею истопить печь. Святитель Тихон послал схимонаха Митрофана купить им дров, и он доставил им дрова в то время, как сестры собирались рубить половицу. При умножении сестер, Матрона, тяготясь неприятностями, хотела было оставить это место и поехала в Задонск просить благословения свт. Тихона; но, переезжая Дон на лодке, едва не утонула и воротилась на свое место. В 1823 г. указом Святейшего Синода был восстановлен Елецкий женский монастырь. Так исполнилось пророчество святителя Тихона. Жители Ельца помнят любовь святителя Тихона к их городу и доселе сохраняют благоговейную память к нему. Кроме того, что многие из граждан ездят в Задонск на день памяти святителя Тихона, 16 июня, как день его тезоименитства, и 13 августа, как день его кончины, и в самом Ельце во всех церквах ежегодно отправлялись в эти дни панихиды по святителе Тихоне, несмотря на то, что Елец давно уже не принадлежит к Воронежской епархии. В памяти граждан живут различные сказания о святителе Тихоне и с благоговением хранятся принадлежавшие ему вещи. Так у купцов Ходовых, родственников Космы Студеникина, хранятся шелковый платок и икона, доставшаяся от святителя Тихона. Племянница Космы Студеникина, Татиана, пяти лет была представлена святителю Тихону как сирота, недавно лишившаяся родителей. Свт. Тихон, утешая ее, сказал: «Божия Матерь есть покровительница сирот», и вынув из клобука платок, подал ей, говоря: «Вот тебе гостинец!» Этот платок, находящийся у Пелагеи Ходовой, страдающие головными болезнями возлагают на голову и получают по вере облегчение от болезни. У сей же Ходовой находится образок Владимирской Божией Матери, писанный на круглой медной доске, с изображением на другой стороне святителя Николая Мирликийского, дарованный святителем Косме Студеникину. Сию икону часто берут вступающие в брак при венчании, как знамение благословения святителя Тихона. У купчихи А. И. Мясищевой хранится полусгорелый Псалтирь, принадлежавший святителю Тихону, купленный у келейника его Чеботарева мужем Мясищевой. Среди духовенства города Ельца сохраняется такой рассказ о святителе Тихоне. Зайдя в дом к городскому Елецкому священнику, святитель увидел, что у него сени из плетня: «Не грусти,— сказал Тихон,— и не стыдись, поживешь и тесовые наживешь; честь и добрые дела дороже каменного дома». Глава VI. Последние годы жизни свт. Тихона и кончина его   Уединенная жизнь Тихона. — Приготовление к смерти. — Кончина свт. Тихона. — Погребение. — Надгробное слово. — Духовное завещание святителя Тихона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Разделы портала «Азбука веры» Кондак 1 Избранный архиерею, исповедниче и угодниче Христов, Православия непоколебимый столпе, Отечеству нашему крепкое ограждение и ходатаю нашего спасения, благодаряще прославльшаго тя Господа, восхваляем тя, великаго предстателя и заступника нашего. Ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, любовию тебе зовущих: Радуйся, святителю Тихоне, всея Российския земли добрый пастырю и дивный предстоятелю. Икос 1 Ангела хранителя Российския земли дарова тя Господь во дни великих бед и напастей, обышедших страну нашу, да спасет ю от погибели и призовет чад Божиих к подвигу стояния за веру и к покаянию. И ныне, егда за умножение беззаконий оскуде вера, охладе любы, надежда подвижеся, да светит всем подвиг твой и да поют вси обретшии тобою спасение: Радуйся, Истиннаго Бога верный служителю. Радуйся, веры Христовы непобедимый исповедниче. Радуйся, молитвенниче за Русь неотступный. Радуйся, пастырю наш добрый и вселюбимый. Радуйся, страстем Христовым приобщивыйся. Радуйся, душу за паству твою положивый. Радуйся, благодатию Святаго Духа озаренный. Радуйся, Христа всем сердцем возлюбивый. Радуйся, Российския державы славо и ограждение. Радуйся, кротости и смирения исполненный. Радуйся, отеческих богодухновенных преданий верный хранителю. Радуйся, правило веры и образе кротости духовныя. Радуйся, святителю Тихоне, всея Российския земли добрый пастырю и дивный предстоятелю. Кондак 2 Видя Господь сердца твоего изволение, от юности избра тя, да прославиши житием твоим имя святое Его, и дарова отцу твоему чрез сонное видение пророчество, яко сын его Василий будет велий пред Богом. Ты же, закону Божию усердно поучаяся, бысть пример братии твоей и исполнися духа разума, Христу Богу поя: Аллилуиа. Икос 2 Разум имея Богом просвещенный, отче Тихоне, познал еси суету мира сего, егда во граде Пскове приял еси пострижение монашеское с именем в честь святителя Тихона, Задонскаго чудотворца, емуже подражал еси кротостию и смирением, всего себе отдав служению Единому Богу. Мы же, благоговейне тя почитающе, зовем:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Архив Пн Вышел 68-й алфавитный том «Православной энциклопедии» 4 марта 2023 г. 15:37 Вышел в свет 68-й алфавитный том «Православной энциклопедии» . В новом томе продолжается публикация статей на букву «Т». Открывает настоящее издание статья о выдающемся католическом богослове и естествоиспытателе Тейяре де Шардене и завершает том статья о Томской области. Содержание тома отличается разнообразием. В нем представлена страноведческая тема, в частности, том содержит статью о Того. 67-й том включает многочисленные материалы о православных епархиях и викариатствах, а также о регионах России, в частности о Темниковском викариатстве, Тернопольской епархии Украинской Православной Церкви , Тимокской епархии Сербской Православной Церкви , Тираспольской , Тихвинской , Тихорецкой , Тобольской , Тольяттинской , Томской епархиях Русской Православной Церкви. Обширная статья о Патриархе Тихоне включает разделы о детских и юношеских годах святителя, преподавательской деятельности и принятии монашества, пребывании во главе Ярославской и Виленской епархий, избрании на Московскую кафедру, начале деятельности Поместного Собора 1917 года, избрании Патриархом, первых годах Патриаршества, служении Патриарха в 1921 году и участии в борьбе с голодом, о советской кампании по изъятию церковных ценностей, пребывании Патриарха под следствием в Донском монастыре , подготовке процесса над Патриархом Тихоном и тюремном заключении, деятельности Патриарха Тихона в 1923 году после освобождения, Патриаршем служении в 1924 году. В статье также рассказывается о значении деятельности Патриарха Тихона для Русской Православной Церкви, обретении его мощей, почитании и канонизации, иконографии и фотографиях, на которых присутствует Патриарх, его портретах и лицевом шитье. Читатель также найдет в томе информацию о чудотворце Тихоне, епископе города Амафунта, изначально почитавшемся на острове Крит, и святителе Тихоне (Соколовском), подвизавшемся в Задонском в честь Рождества Богородицы мужском монастыре. В статье подробно рассказывается о детских годах православного чудотворца, периоде обучения, преподавательской деятельности, поставлении во епископа, деятельности на Воронежской кафедре и во время пребывания на покое, кончине и погребении, а также о мощах и почитании святого, его сочинениях и рукописях, таких как «О истинном христианстве», «Сокровище духовном», о его проповедях и увещеваниях, архипастырских посланиях, богословии, индивидуальном языке и стиле, иконографии.

http://patriarchia.ru/db/text/6008002.ht...

41. 266. Бронзов АА., проф. Отзыв о курсовом сочинении студента свщ. А. Куреннова “Учение нравственности по творениям св. Тихона Задонского”//“Христианское чтение”, приложение “Журналы Совета за 1912—1913 год”, 1914, апрель, стр. 359. 267. Былов М. Раскол в Воронежской епархии при епископе Тихоне I (святителе) (1763—1767 гг.)//“Воронежские епархиальные ведомости”, 2—4, 6—8, 1890. 268. Былов М. В Воронежской губернии при епископе Тихоне//“Воронежские епархиальные ведомости”, 15, 1883. 269. Введенский Д.И., проф. Отзыв о курсовом сочинении студента свящ. М. Ильинского “Нравственно-христианское учение святителя Тихона Задонского”//“Богословский вестник”, приложение “Журналы Совета за 1912 год”, 1913, январь, стр. 262. 270. Введенский С.Н. Об изображениях св. Тихона Задонского//Воронежская старина”, вып. 10, 1911. 271. Воронежские архиереи. Святой Тихон епископ (1763—1767)//“Воронежские епархиальные ведомости”, 14, 1879. 272. Воспоминания Лубяновского//“Русский архив”, кн. 1, 1872. 273. Высоцкий В. Из детства св. Тихона//“Воронежские епархиальные ведомости”, 11, 1911. 274. Gorodetzky N. Saint Tikhon Zadonsky inspirer of Dostoevsky, London, 1951. 275. Горчаков Д. Воспоминания о монастыре Задонском и Тихоне, епископе Воронежском//“Москвитянин”, 4, 1843. 276. Деятельность комиссии увещателей раскольников в Донской области в 1766 г, “Донские епархиальные ведомости”, 4, 5, 1883. 277. Донецкий Т., свящ. Донское духовенство 150 лет тому назад, по данным ревизии святителя Тихона, 1763—1764 гг.//“Донская церковная зарина”, вып. II, Новочеркасск, 1909. 278. Донецкий Т.А., прот. Педагогические воззрения св. Тихона Задонского//“Воронежская старина”, вып. XI. Воронеж, 1912. 279. Дополнительные черты к описанию жизни и подвигов ареосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого//“Киевские епархиальные ведомости”, 11, 1861. 280. Дубасов И.И. Первые опыты училищного дела в Тамбовском крае. “Исторический вестник”, кн. 7, 1893. 281. Дубасов И.И. Былые добрые люди Тамбовского края//Исторический вестник”, кн.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1861. Август. 43. 329 . Тихон, еп. Воронежский. Примечай, христиане, гнев Божий на грешников некающихся//Странник. 1861. Август. 58. 330 . Тихон, еп. Воронежский. Молитвы из псалмов//Странник. 1861. Август. 61. 331 . [ Тихон Задонский , св.] Прошение Императрице Екатерине II святителя Тихона (Задонского) об увольнении его от управления епархиею//Странник. 1872. 3(июль – сентябрь). 1–2. 203. 332 . Тихон, еп. Воронежский. Одно из неизданных произведений/Прим. Прилежаева Е. М.//ХЧ 1878. 2. 413. 333 . [ Тихон Задонский , св.] Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского . 3 М. 1875. 1–5. 6 М. М. 1994. 1; 2; 3 Разд. паг. 4:1777–1779.IV, 388, портр.; 5: 1769–1782. 345, XI, 77, IV. [Алф. указ.: I-XI]. 334 . Малышевский И. И. Неизданное письмо Тихона Задонского и заметка по поводу этого письма//ТКДА 1893. 9. 2–10. 335 . [ Тихон Задонский , св.] Собственноручное письмо Тихона Задонского //ПС 1897. 2. 217. 336 . [ Тихон Задонский , св.] Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского . ( 6 СПб. 1–5. 1899. [Т. 5 вкл. записки келейников преп. Тихона, Василия Чеботарева и Ивана Ефимова]. 337 . [ Тихон Задонский , св.] Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского , епископа Воронежского. Беспл. прилож. к журн. «Русский Паломник» за 1907 и 1908. СПб. 1 (1907) – 4 (1908). 1:1–3: Записки о святителе Тихоне его келейников Василия Ивановича Чеботарева и Ивана Ефимова. Сокровище духовное, от мира собираемое. 527, портр; 2:4–6: Плоть и дух. Должность священническая. О седми тайнах святых. Прибавление к должности священнической. О тайне святого покаяния. Слова, говоренные к Воронежской пастве. Краткие нравоучительные слова. Христианские наставления [В прим. ред. указан особый успех этого соч., у коего «типографии потеряли счет изданиям " ]. Размышления и благодарения. 440; 3:7–8: Письма 1764–1768 гг. Письма келейные. Письма посланные. 320. 4:9–14: Об истинном христианстве. Последнее слово св. Тихона. 944, портр. 338 . Тихон Задонский , св. Творения. Псково-Печерский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Задонский Тихоновский в честь Преображения Господня мон-рь. Фотография. XIX в. По преданию, на месте буд. мон-ря в лесной чаще, на берегу р. Проходни, любил уединяться «от треволнений мира» свт. Тихон Задонский , пребывавший на покое в близлежащем задонском Сретенском мон-ре (см. Задонский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь ) (РГАДА. Ф. 1468. Оп. 3. Д. 74. Л. 1; Записки о свт. Тихоне его келейников В. И. Чеботарёва и И. Ефимова// Тихон Задонский, свт. Творения: В 5 т. М., 18895. Т. 5. С. 12). После обретения мощей святителя в 1846 г. по благословению архиеп. Воронежского свт. Антония (Смирницкого) настоятель Богородицкого монастыря архим. Серафим решил выкупить участок земли у р. Проходни с родником и колодцем, устроенным свт. Тихоном. К сер. XIX в. часть левого берега Проходни из собственности семьи помещиков Викулиных перешла в общинную собственность гос. крестьян с. Тёшевка. В 1852 г. архим. Серафим предложил крестьянам обменять эту землю на другой, принадлежавший задонской обители участок. В 1853 г. земля при роднике на Проходне перешла в собственность Богородицкой обители. Однако свободный доступ к роднику был затруднен, т. к. смежная земля не являлась монастырской собственностью. Проблема разрешилась после переговоров с помещицей Елецкого у. А. И. Викулиной (одной из владелиц прилегающей к роднику лесной дачи), уступившей мон-рю 41 дес. земли на правом берегу Проходни. Трудами архим. Серафима и его преемника архим. Димитрия (Григорьева) на территории близ колодца и источника были поставлены дубовый сруб, неск. изб, устроена пасека. После прославления свт. Тихона Задонского в 1861 г. монастырские владения у Тихоновского источника на берегу Проходни были расширены за счет пожертвования помещика Ливенского у. Орловской губ. Костомарова: он завещал обители 250 дес. земли в Ливенском у. По благословению архиеп. Воронежского Иосифа (Богословского) эта земля была продана, а на вырученные средства мон-рь приобрел примыкавшие к меже прежнего монастырского участка на берегу Проходни 250 дес. земли в т. н. Семёновской лесной даче, включавшие часть левого берега лесной речки с источником, луговое ее правобережье и 41 дес. леса.

http://pravenc.ru/text/182471.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010