Разделы портала «Азбука веры» Минея, 13 Августа, Канон святителя Глас 8 Песнь 1 Ирмос: Воду прошед, яко сушу,/и египетскаго зла избежав,/Израильтянин вопияше:/Избавителю и Богу нашему поим.  Припев: Святителю, отче Тихоне, моли Бога о нас. Святителю Христов Тихоне!/Сам даруй ми ум и язык,/да воспою по достоянию славу,/еюже славно прослави тя Христос Господь.  Припев: Святителю, отче Тихоне, моли Бога о нас. Луча Божественнаго света возсия нам,/приидите, чада света, да озаримся ею,/да возгоримся Духом, песньми святителя величающе.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Апостолов преемника, святителей сопрестольника, преподобных сожителя,/прославим блаженнаго Тихона,/егоже предстательством спасение улучаем.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Воплотився неизреченно Владыка всех из Тебе, Богородительнице Марие,/совершен бысть человек/и, родився, якоже прежде рождества, сохрани Тя чисту,/Егоже моли спасти от бед души наша.  Песнь 3 Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи,/и Церкве Зиждителю,/Ты мене утверди в любви Твоей,/желаний краю, верных утверждение,/Едине Человеколюбче.  Припев: Святителю, отче Тихоне, моли Бога о нас. Любовию Христовою уязвився, блаженне,/тому от юности невозвратным желанием последовал еси,/всякое плотское наслаждение возненавидев.  Припев: Святителю, отче Тихоне, моли Бога о нас. Юношеския страсти, плоть томящия, любомудрия мечем посекл еси,/жертву себе Владыце Христу принося.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Страхом Господним утверждаемь, начало бо Премудрости сей есть,/любовию лучшею прилепился еси Премудрости, о Тихоне.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Воспоим божественный храм Божий,/ублажим Святую Деву, обожени бывше Ею и от бед избавляеми.  Седален, глас 8 Храм Святаго Духа от юности был еси:/Утешителева бо благодать, по вере твоей очистивши душу твою от страстей,/яве в ней вселяется,/сего ради и по преставлении соблюдеся тело твое нетленно./Моли Христа Бога от тлетворных страстей избавитися/чтущим любовию память твою.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjat...

Задонский Тихоновский в честь Преображения Господня мон-рь. Фотография. XIX в. По преданию, на месте буд. мон-ря в лесной чаще, на берегу р. Проходни, любил уединяться «от треволнений мира» свт. Тихон Задонский , пребывавший на покое в близлежащем задонском Сретенском мон-ре (см. Задонский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь ) (РГАДА. Ф. 1468. Оп. 3. Д. 74. Л. 1; Записки о свт. Тихоне его келейников В. И. Чеботарёва и И. Ефимова// Тихон Задонский, свт. Творения: В 5 т. М., 18895. Т. 5. С. 12). После обретения мощей святителя в 1846 г. по благословению архиеп. Воронежского свт. Антония (Смирницкого) настоятель Богородицкого монастыря архим. Серафим решил выкупить участок земли у р. Проходни с родником и колодцем, устроенным свт. Тихоном. К сер. XIX в. часть левого берега Проходни из собственности семьи помещиков Викулиных перешла в общинную собственность гос. крестьян с. Тёшевка. В 1852 г. архим. Серафим предложил крестьянам обменять эту землю на другой, принадлежавший задонской обители участок. В 1853 г. земля при роднике на Проходне перешла в собственность Богородицкой обители. Однако свободный доступ к роднику был затруднен, т. к. смежная земля не являлась монастырской собственностью. Проблема разрешилась после переговоров с помещицей Елецкого у. А. И. Викулиной (одной из владелиц прилегающей к роднику лесной дачи), уступившей мон-рю 41 дес. земли на правом берегу Проходни. Трудами архим. Серафима и его преемника архим. Димитрия (Григорьева) на территории близ колодца и источника были поставлены дубовый сруб, неск. изб, устроена пасека. После прославления свт. Тихона Задонского в 1861 г. монастырские владения у Тихоновского источника на берегу Проходни были расширены за счет пожертвования помещика Ливенского у. Орловской губ. Костомарова: он завещал обители 250 дес. земли в Ливенском у. По благословению архиеп. Воронежского Иосифа (Богословского) эта земля была продана, а на вырученные средства мон-рь приобрел примыкавшие к меже прежнего монастырского участка на берегу Проходни 250 дес. земли в т. н. Семёновской лесной даче, включавшие часть левого берега лесной речки с источником, луговое ее правобережье и 41 дес. леса.

http://pravenc.ru/text/182471.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Тихоне, дивный Святителе… Память 26 августа 26.08.2020 1067 Время на чтение 6 минут 26 августа вспоминается день прославления и второго обретения мощей Святителя Тихона, епископа Воронежского и Елецкого, Задонского и всея России Чудотворца На левом берегу Дона, В Задонском районе Липецкой области, расположился Задонский Рождество-Богородицкий епархиальный мужской монастырь. Датой основания монастыря считается начало 17-го века. Около 1610 года два благочестивых старца-схимонаха Кирилл и Герасим прибыли из Сретенского монастыря на живописный берег реки Дон. С собой они принесли список Владимирской иконы Божией Матери, впоследствии прославившуюся, как Чудотворная, и основали здесь монастырь. В 1692 году обитель постигло тяжелое испытание. В результате страшного пожара она была уничтожена дотла. Однако, это трагическое событие послужило прославлением иконы Божией Матери «Владимирская». Чудесным образом, на пепелище, она была найдена, совершенно, не поврежденной. Весть о чуде разнеслась далеко от монастыря, к которому устремились многочисленные паломники, жертвовавшие свои средства на восстановление обители. К середине 17-го века, монастырь являлся уже вполне сформировавшейся обителью, включавшую в себя крестьянскую слободу Тешевка и обширные земельные владения. К 1779 году слобода разрослась до размера города, который наименовали Задонск. В 1769 году Задонскую обитель ждало появление нового Светильника земли Русской. Тихон Задонский Тихон Задонский – светильник предивный на земле русской, Крест Христов для себя избрал пронести дорогою узко,й С любовью в сердце подвизался на ниве служения, Смирение стяжал, выбрал воли своей отвержение… Тихон Задонский добротой направлял ко спасению, Призывал всех людей к покаянию и воскресению, Воскресенью душ, исцеляя от пагубной ереси, Возвращая к вере заблудших, оказавшихся в прелести… Тихон Задонский – молитвенник пречудный о нас, грешных, Всех привечаешь в обители, радостных и безутешных… Истину в сердце рождая, души становятся чище,

http://ruskline.ru/analitika/2020/08/26/...

О, священная главо, Святителю Христов Тихоне, искренний нищеты, благопокорливости и чистоты хранителю и любителю, в земных – небесный и в человецех – ангел бывый, бодрственный пастырю словеснаго стада Христова, таин Божиих, Евангельскаго учения и свящ. преданий преискусный толкователю, Православныя Церкве Божия ревнителю, вторый по святом Димитрии Ростовском – Российский Златоусте, богопротивных обычаев мужественный разорителю и крепкий языческих ликований победителю; славы Пресвятыя Троицы и чести дней, Церковию Божиею назнаменанных, всеусердный поборниче и непреоборимый защитниче, неутомимый и богомудренный собирателю сокровищ духовной мудрости от видимаго мира сего, премудре Богом сотвореннаго, Богом прославленный угодниче Церкве Православныя и новоявленный всея России чудотворче! приими от Мене, аще и грешнаго, недостойное к тебе моление. И первее – научи мя благоговейно и богобоязненно шествовати по стезям заповедей Божиих, да никогда же возвращуся на путь Божиим повелениям противный. " Гаже, благодатию – тебе от Бога данною, умудри, просвети и вразуми мой разум слабый и помраченный, да выну горняя мудрствую и присно Божественная помышляю. Заблуждшее же сердце мое управи, во еже бы ему земная презирати, маловременных отвращатися, мимотекущими не прельщатися, небесных же и вечных приискренне желати, и всегда теми вседушно утешатися. Не отрецыся, св. угодниче Пресв. Троицы – Тихоне, ходатайствовати пред Господом Богом, в Троице Святей славимом и поклоняемом, да подаст мне по неизреченной благости Своей, помыслов очищение, уст хранение, правоту деяний, прощение грехов юности и неведения, мир помыслов, тишину душевных сил, радость духовную, любовь нелицемерную, долготерпение, благость, кротость, веру твердую, воздержание и всех благих исполнит мя дарованием Святаго Своего Духа. Блаженствуя в обителях небесных, воспомяни и о братиях по плоти, своих и наших, родителях, благодетелях и другах, и о всех чтущих, любящих Тя и молящихся Тебе, зде в многобедном мире сем пребывающих, или где-либо по смерти содержимых. Егда же час скончания моего приспеет и время исшествия от сего мира приидет, Ты, о преусердный молитвенниче всеблагаго Христа Господа и премилосердыя Матере Его Приснодевы Марии, ускори тогда с сослужебником и сопастырем твоим св. Митрофаном на помощь мне грешному, и молитвами своими заступи мя от злобных диавольских нападений и враждебных наветов, да выну в безконечные веки славлю, благодарю и воспеваю Живоначальную, Единосущную и нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

«Душесловие» – перевод-калька (XVIII – нач. XIX в.) термина «психология». См. также 1029, 1417, 1554, 1558, 1693, 1803, 2093, 2090, 2100, 2106, 2107. Дополнения Священное Писание 3100. Псалмы 50 и 103 в различных переводах//Просветитель. 1995. 2/3. С. 27–35. Представлены переводы: Российского Библейского общества, Священные книги для употребления евреям (Вена), а также выполненные Ф. Д. Самариным и П. А. Юнгеровым . 3101. Псалтирь славянская и русская//Просветитель. 1995. 2/3. С. 24–27. Несколько сопутственных слов к публ. переводам. Патрология 3102. Василий Великий , свт. [О воспитании]//Просветитель. 1994. 1. С. 11–12. Переводчик и источник текста не указаны. 3103. Дионисий Ареопагит , св. Письма... к Гайю Ферапевту//Просветитель. 1994. 1. С. 9–11. Переводчик и источник текста не указаны. 3104. Климент Александрийский . Педагог: 1.1. Что обещает Педагог//Просветитель. 1994. 1. С. 7–9. Переводчик и источник текста не указаны. 3105. Тихон Задонский , еп. Воронежский, свт. Об истинном христианстве: Из ст. 5, гл. 2. О слушании и чтении Божия слова; ст. 6, гл. 5. О должности родителей и детей их; ст. 6, гл. 6. О должности мужей и жен//Просветитель. 1995. 2/3. С. 6–21. Источник текста не указан. 3106. Тихон Задонский , еп. Воронежский, свт. Инструкция, что семинаристам должно наблюдать, данная при открытии Воронежской семинарии//Просветитель. 1994. 1. С. 91–93. Правила поведения для семинаристов в учебном процессе, в храме, в личной жизни. Источник текста не указан. 3107. Филарет (Дроздов) , митр. Московский, свт. Из письма... по поводу курения табака//Просветитель. 1994. 1. С. 225–226. Источник не указан. 3108. Филарет (Дроздов) , митр. Московский, свт. [О воспитании]//Просветитель. 1994. 1. С. 12–13. Источник не указан. 3109. Задонский подвижник//Просветитель. 1995. 2/3. С. 21–24. О свт. Тихоне Задонском . Заметка В. Л. Шленова. Вселенское православие и поместные православные церкви 3110. Яновский В. С. Воспоминания о матери Марии [Скобцовой]//Просветитель. 1995. 2/3. С. 263–268.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Задонский чудотворец в воспоминаниях келейников Первые воспоминания о свт. Тихоне Задонском, составленные его келейниками И. Ефимовым и Василием Чеботаревым. Келейники застали период жизни свт. Тихона уже после его епископства — период написания его главных книг и духовного делания. Поэтому «Задонский чудотворец в воспоминаниях келейников» — не цельное житие святителя, но свидетельство об одном лишь пероде его жизни, описание запомнившихся келейникам событий или рассказов святителя Тихона. И. Чеботарев дополнил свои личные воспоминания достоверными рассказами о Святителе других близких к нему людей. В целом, эти келейные записки создают впечетление живого рассказа, свядетельсва очевидцев, которые не привнесли «литературы» в свои воспоминания. Святитель Тихон Задонский в воспоминаниях келейников Предисловие   Образ святости и подвижничества святителя Тихона Задонского особенно близок идеалу русского человека, всегда почитавшего в своих архипастырях искреннюю веру, смирение, открытую для мира простоту и сердечное попечение о людях. «Я никогда и не мыслил о важном сане... У меня были мысли непременно куда-нибудь удалиться в пустынный монастырь, постричься в монахи и проводить уединенную жизнь...» – говорил святитель Тихон своему келейнику Василию Чеботареву. Промысел Божий судил иначе. Через три года по принятии монашества, на 37-м году жизни архимандрит Тихон был облечен саном и властью архиерея: при избрании в Синоде викария Новгородской епархии жребий трижды пал на него. «Трикраты свыше свидетельствован еси», – повествует об этом акафист. Несмотря на свои молодые для епископского служения годы, святитель Тихон к тому времени прошел уже не только курс семинарских наук, но и жизненную школу с ее жестокими лишениями, трудами и скорбями. С юности стремясь к добродетели, он сам уже прочно стоял на том спасительном пути, по которому должен был вести богодарованную паству.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Светлый юбилей. (К СТОЛЕТИЮ ПРОСЛАВЛЕНИЯ СВ. ТИХОНА ЗАДОНСКОГО ). «От юности возлюбил еси Христа, блаженне, образ всем был еси словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою и смирением: темже и вселился еси в небесныя обители, идеже предстоя престолу Пресвятыя Троицы, моли, Святителю Тихоне, спастися душам нашим.»  (Тропарь, глас 8-ый.) Православные русские люди, которые так любят заграницей справлять всевозможные юбилеи, и свои собственные и чужие, знают ли они, какой знаменательный и поистине светлый юбилей исполняется в нынешнем 1961-м году в день 13-го августа по нашему православному календарю? В этот день исполняется точно  сто лет  с состоявшегося в 1861-м году торжественного причтения к лику святых  Святителя Тихона, Епископа Воронежского, Задонского и всея России чудотворца, одного из величайших угодников Божиих, просиявших на нашей Русской Земле. Кем был для нас – для Русской Церкви, для нашего православного русского народа святитель Тихон, об этом достаточно ясно, с исчерпывающей полнотой, хотя и в немногих словах, говорит составленное в честь его церковное песнопение: «Православия наставниче, благочестия учителю, покаяния проповедниче, Златоустаго ревнителю, пастырю предобрый, новый России светильниче и чудотворче, паству твою добре упасл еси, и писаньми твоими вся ны наставил еси: темже венцем нетления украшен от Пастыреначальника, моли Его спастися душам нашим»   (Ин тропарь, глас 4-ый). Тут сказано в сущности все самое главное, что надо нам знать, дабы иметь представление о возвышенной личности этого великого столпа  истинного  Православия и смиренного, но вместе с тем и дерзновенного служителя  истинной  Церкви Христовой, пламенно проповедывавшего и словом и писанием  истинное  учение веры и нравственности христианской, и являвшего вместе с тем собою образ  истинно -христианского подвижнического жития. В необыкновенно живо и выразительно составленной службе святителю Тихону перед нашим мысленным взором как бы протекает вся исполненная духа благодати Божией высоко-подвижническая жизнь этого угодника Божия и обрисовывается его запечатленный высшей святостью нравственный облик.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

1 Лебедев А., прот. Святитель Тихон Задонский и всея России чудотворец. Изд. 3. СПб., 1896, стр. III. 2 Сначала перечисляются издания (семь) полного собрания сочинений святителя, затем — отдельно изданные творения, которые располагаются в хронологическом порядке их издания, далее — произведения, письма, указы и резолюции святителя Тихона, помещенные в периодических изданиях. Отдельно перечисляются произведения святителя Тихона, изданные без указания года и места издания. В конце первого отдела помещены сочинения святителя Тихона, изданные в изложении и с примечаниями других авторов. 3 Этот отдел разделяется на шесть разделов: 1) отдельно изданные жизнеописания святителя Тихона; 2) жизнеописания, помещенные в житиях святых, месяцесловах и других изданиях; 3) статьи, очерки, заметки и проповеди о жизни и деятельности святителя Тихона; 4) литература о прославлении святителя и юбилейных торжествах в связи с этим; 5) биография лиц и описание монастырей, имевших отношение к жизни и деятельности святителя Тихона; 6) литература, содержащая отдельные сведения или упоминания о святителе Тихоне. 4 Записки Ефимова. Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского, изд. 5. М., 1889. Приложение, стр. 45. Иван Ефимов, в монашестве Тихон, был келейником святителя Тихона и близким, доверенным его лицом. В своем завещании святитель поручил ему распорядиться своим имуществом и всеми сочинениями. После смерти святого отца он поступил в Усманский монастырь Воронежской епархии. Здесь он принял монашеский постриг и посвящен в священные степени диакона и иеромонаха. Впоследствии, уже в священном сане, он жил в Толшевском, затем в Акатовском монастыре в Воронеже, а с 1798 г. — в Новоспасском в Москве (Житие иже во святых отца нашего Тихона, еп. Воронежского и Задонского и всея России чудотворца. Изд. XI, Одесса. 1902, стр. III). 5 Записки Чеботарева. Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского, изд. 5. М., 1889, приложение, стр. 47. Василий Иванович Чеботарев был жителем города Ельца, а с момента переезда святителя Тихона в Задонский монастырь — его келейником. После смерти св. отца он вернулся в г. Елец и вел одинокую благочестивую жизнь. Записки В. Чеботарева впервые были опубликованы в сокращении в журнале “Маяк” в 1845 г., а в 1861 г. — полностью в журнале “Православное обозрение”. С 1875 г. записки обоих келейников — И. Ефимова и В. Чеботарева — помещаются в приложении к творениям святителя Тихона.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3281...

Скачать epub pdf Содержание I. Записки о святителе Тихоне его келейника Василия Ивановича Чеботарева II. Святитель Тихон в его творениях Какие письменные труды оставил нам Святитель Общая характеристика творений Как жить? Все суетно в мире этом Где искать места для жизни по Божией правде? Прямота и смелость обличения Защита угнетаемых Личное благотворение Последнее слово святителя Тихона     Иже во святых отец наш святитель Тихон, великий русский наставник христианского благочестия, пробыл на епископской кафедре в Воронеже только четыре года и семь месяцев, а затем удалился «на покой» сначала в Толшевский, потом в Задонский монастырь, где подвизался в молитве и благотворении до самой кончины, более тринадцати лет, и где созрели письменныя его творения. В связи с переменой его образа жизни имеются фотографии с двух его портретов: Тихона святителя, в архиерейской мантии с епископским жезлом в руке, и Тихона отшельника Задонского, в простом монашеском одеянии и с посохом в руке, как у странников; первый протрет писан в Воронеже, он принят для иконного изображения святителя; второй писан в Задонске известным художником Басовым, по желанию московского митрополита Платона, питавшего особое уважение к святителю Тихону. На двух разных образах отражаются и два разныя состояния, не только внешния, но и внутренния: на первом деятельное, на втором более созерцательное; но миром духа веет от взора святителя на том и другом образе. Жизнь святителя Тихона представлена в трогательных воспоминаниях его келейника Василия Чеботарева и в ценных многими фактами записках о святителе его другого келейника Ивана Ефимова. Оба они пишут на основании собственных своих наблюдений и своей жизни при святителе в Задонске, а Чеботарев записал и то, что сам святитель разсказывал о своем детстве, учении, о своей жизни до хиротонии и отчасти о епископстве до ухода на покой. Пересказ этих воспоминаний не даст той непосредственности впечатления, какую получает читатель от простых безыскуственных записей, не вполне систематических, но зато, овеянных желанием представить как можно правдивее духовный образ святителя. Поэтому для освещения жизни святителя помещаем ниже записки Чеботарева в их оригинале. Нашу же собственную задачу после этого ограничим обзором его письменных творений и особенно тех мест в них, где более отражается его. духовный облик. Прибавим только основныя даты.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Введение Часть I. Жизнеописание святителя Тихона и его литературное наследие Глава I. Детство и юность будущего святителя 1. Детские годы 2. Период учебы Глава II. Педагогическая и административная деятельность в духовных школах 1. Начало преподавательской деятельности 2. Пострижение в монашество и назначение на должность инспектора 3. Святитель Тихон – ректор Тверской семинарии. Глава III. Деятельность святителя Тихона на Воронежской кафедре 1. Прибытие на кафедру и знакомство с обстановкой 2. Благоустройство и строительство храмов г. Воронежа 3. Искоренение недостатков среди церковного клира 4. Устроение духовных школ 5. Заботы о духовном состоянии пасомых Глава IV. Святитель Тихон на покое 1. Оставление кафедры и переход в монастырь 2. Повседневные труды 3. Внутренний подвиг и духовные дарования 4. Служение святителя 5. Последние годы жизни и кончина Глава V. Прославление и открытие мощей святителя Тихона 1. Факты, свидетельствующие о благодатной силе святителя Тихона по его кончине 2. Обретение и перенесение мощей святителя 3. Действия Синода в связи с прославлением святителя Тихона 4. Торжественное открытие мощей святителя Тихона в 1861 году Глава VI. Литературное наследие святителя Тихона 1. Издания творений святителя 2. Аннотации произведений святителя Тихона Основные даты жизни и прославления святителя Тихона 1724 Часть II. Учение святителя Тихона о спасении Глава I. Творение мира и человека 1. Творение мира 2. Творение человека Глава II. Грехопадение человека и его следствия 1. Грехопадение человека 2. Следствия грехопадения Глава III. Искупление рода человеческого сыном Божиим 1. Приготовление рода человеческого к искуплению 2. Премудрость и благость Божия в искуплении рода человеческого 3. Земная жизнь Иисуса Христа – искупительный подвиг 4. Значение крестных страданий, смерти, воскресения и вознесения для искупления человека 5. Действие Духа Святого и послание апостолов на проповедь Глава IV. Церковь Христова – место спасения человека 1. Необходимость Церкви Христовой в деле спасения человека 2. Спасительное значение пастыря в Церкви 3. Таинства и их значение 4. Благодать Божия и ее спасительное действие Глава V. Личное участие человека в деле спасения 1. Вера 2. Любовь к Богу и ближнему 3. Милосердие 4. Страх Божий 5. Смирение 6. Молитва 7. Послушание 8. Надежда 9. Покаяние 10. Терпение в скорбях Глава VI. Средства, помогающие на пути ко спасению 1. Очищение совести 2. Пост 3. Чтение Слова Божия и творений Святых Отцов 4. Рассуждение 5. Память смертная и плач о грехах ГЛАВА VII. Препятствия на пути ко спасению 1. Грех, его развитие 2. Страсти Заключение Библиография Отдел 1. Творения святителя Тихона Отдел II. Литература о святителе Тихоне Задонском Отдел III. Энциклопедии, справочники, словари  

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010