В сев. стороне храма, под высокой резной сенью из дубового и орехового дерева, помещалась кипарисовая рака с частью мощей свт. Тихона, принесенной в дар из Задонского мон-ря 1 авг. 1866 г. Сень была чрезвычайно богато украшена резьбой. В южной стороне храма в особом киоте хранилась келейная икона свт. Тихона «Распятие Господне». Перед этим образом горела неугасимая лампада. В храме перед клиросами стояли 2 ореховые витрины с частицами мощей ап. Павла, свт. Иоанна Златоуста, вмц. Варвары, мц. Татианы, преподобных Александра Свирского и Сергия Радонежского, а также кресты с частицей Животворящего Древа Креста Господня и с частью камня от гробницы Богородицы; икона вмч. Пантелеимона с клеймами, написанная в рус. Пантелеимоновском мон-ре на Афоне, с частицей его мощей; древний золотой крест с частицами мощей ап. Иакова, брата Господня, первомученика и архидиак. Стефана и вмц. Параскевы. Там же находилась икона Спасителя, принесенная Елагиным в дар общине. При ней был «медальон с тремя волосками Спасителя» - святыня, к-рую подарил Елагину во время поездки на Восток в 1864 г. К-польский патриарх Софроний III . В особой витрине за стеклом хранились святыни, непосредственно относящиеся к свт. Тихону Задонскому: волосы с его головы, шнуры от креста и парамана и пелена, бывшие на святителе при обретении мощей, платок, листок с переписанными свт. Тихоном отрывками из 84-го и 66-го псалмов и молитвой «на общее бедствие». Этот автограф принес в дар обители 24 февр. 1864 г. еп. Иеремия (Соловьёв) . Церковь во имя вмц. Варвары и Всех святых При игум. Вере в 1891 г. был заложен летний храм, при игум. Домнике - окончен. 25 июня 1895 г. архиеп. Феогност в сослужении духовенства освятил церковь во имя вмц. Варвары и Всех святых. За богослужением присутствовали новгородский губ. Б. В. Штюрмер, кнг. Ю. Н. Ухтомская, краевед П. М. Силин и др. Церковь во имя вмц. Варвары и Всех святых. 1891–1895 гг. Фотография. 2010 г. Церковь во имя вмц. Варвары и Всех святых. 1891–1895 гг. Фотография. 2010 г.

http://pravenc.ru/text/2458737.html

В 1860-1892 гг. митрополитом Новгородским, С.-Петербургским, Эстляндским и Финляндским (с 24 июня 1865 митрополит Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский) являлся Исидор (Никольский) . В сент. 1862 г. Новгород и Новгородская губ. стали центром празднования 1000-летия России. Митр. Исидор освящал закладку памятника этому событию (май 1861) и служил на его торжественном открытии в 1862 г. В 1864 г. в Валдайском у., вблизи родины свт. Тихона Задонского, открылась Короцкая жен. община; церковь в ее келейном корпусе 1 окт. 1871 г. освятил митр. Исидор с еп. Старорусским Феоктистом (Поповым ; впосл. архиепископ). В 1869 г. в Званке был открыт Знаменский жен. мон-рь, а определением Синода от 1 нояб. 1874 г. (утверждено имп. Александром II 25 янв. 1875) в женский был обращен Деревяницкий мон-рь. Начальницей основанной в 1875 г. близ дер. Леушино Череповецкого у. жен. общины митр. Исидор в 1881 г. назначил мон. прп. Таисию (Солопову) , под рук. к-рой община успешно развивалась и в 1885 г. была преобразована в общежительный Леушинский во имя святого Иоанна Предтечи женский монастырь , а Таисия возведена в сан игумении. К Пасхе 1889 г.- впервые в истории епархии - представитель ее белого духовенства настоятель Софийского собора прот. В. С. Орнатский был пожалован митрой. В янв. 1892 г. к 1-му классу был причислен старорусский Преображенский муж. мон-рь (после возвращения в него из Тихвина в 1888 Старорусской иконы Божией Матери). На протяжении XIX в. неоднократно возникал вопрос о возможном возвращении самостоятельного управления Новгородской епархии. Ее территория к кон. XIX в. охватывала свыше 122,3 тыс. кв. км, действовали ок. 1 тыс. церквей (в которых служили ок. 2 тыс. священно- и церковнослужителей), 32 мужских и женских мон-ря с 400 монашествующими (Там же. 1897. С. 237-238). Митрополит Новгородский и С.-Петербургский как первенствующий член Синода должен был постоянно находиться в столице, его приезды в Новгород были редкими и кратковременными. Отсутствие правящего архиерея в епархиальном центре отражалось и на состоянии дел в епархии: почти не формировались б-ки при церквах, богаделен и больниц при мон-рях и церквах практически не существовало, миссионерская деятельность велась без должного руководства.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

К работам столичных художников сер. XIX - нач. XX в. относятся иконы из собора задонского Богородицкого мон-ря, в т. ч. запрестольный образ Спасителя с видом Задонской обители, выполненный М. И. Мягковым. В кон. 60-х - нач. 70-х гг., при архиеп. Серафиме (Аретинском), в перестроенном Благовещенском соборе Митрофанова мон-ря был установлен 3-ярусный иконостас из цветного мрамора с иконами письма петербургского живописца И. А. Тюрина. Местный уроженец художник-передвижник И. Н. Крамской также писал иконы, напр. для ц. в честь Сицилийской иконы Божией Матери на подворье Дивногорского Успенского мон-ря в Острогожске (ок. 1870) и для Троицкой ц. хутора Колбинского Острогожского у. (1870), в усадьбе Перрен-Синельниковых ( Юденкова Т. Троицкий иконостас И. Н. Крамского//Рус. галерея. 2001. 1. С. 56-61). Живописец Мокренков (Д. К. Макаренков, ок. 1811 - 90-е гг. XIX в.) писал местные иконы ок. 1853 г. для Покровской ц. в с. Нов. Чигла Бобровского у., воронежский иконописец М. И. Боков (1828-1884) - автор 6 икон (1876) для Петропавловской (Крестовоздвиженской) ц., М. Чернышёв создал иконы для домовой церкви ДС, Л. Г. Соловьёв, преподаватель иконописного класса ДС,- автор икон для домовой церкви ДС и церкви Александринского детского приюта, В. А. Сомова, супруга воронежского губ. предводителя дворянства, писала иконы (ок. 1900) в том же храме по образцам Владимира равноап. кн. собора в Киеве , ученик И. Е. Репина худож. А. А. Бучкури (1870-1942) написал «Благословение Христом детей» и «Моление о чаше» (ок. 1896) для домовой церкви реального уч-ща в Воронеже. Во 2-й пол. XIX в. нек-рое время существовала иконописная мастерская при задонском Богородицком мон-ре; известны отдельные произведения воронежских мастеров-серебряников: Ф. А. Кронштрема, А. Смирнова, А. Сукачёва, Т. Туманова ( Постникова-Лосева М. М. Золотое и серебряное дело XV-XX вв.: (Территория СССР). М., 1983. С. 157-158). В храмах В. е. сохранились поновленные фрагменты настенных росписей 2-й пол. XIX - нач. XX в. в академическом стиле, нек-рые являются копиями произведений художников XIX в., напр. картины «Явление Христа народу» А. А. Иванова, росписей и икон В. М. Васнецова и М. В. Нестерова в киевском Владимирском соборе. Известны резные иконостасы с мотивами барокко, выполненные в период эклектики, напр. в ц. Св. Троицы в с. Ст. Ольшанка Землянского у., либо из редких материалов, напр. хрустальный иконостас в приделе ц. свт. Тихона Амафунтского в с. Подгорном Воронежского у., купленный на заводе Мальцева (1872), а также керамические иконостасы из местных глин (фрагменты в собрании Воронежского краеведческого музея).

http://pravenc.ru/text/155254.html

Главное сооружение архитектурного комплекса монастыря - 3-нефный 3-этажный Троицкий собор с 2 приделами в честь Успения Пресв. Богородицы и прп. Иова Почаевского. К собору пристроены 2-этажные кельи с трапезной и теплая ц. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (1890). 3-ярусная колокольня оформлена с использованием в декоре кокошников, колонок и поясов. В одной из келий читается «Неусыпная Псалтирь». 1-го числа каждого месяца (по ст. ст.) вокруг обители совершается крестный ход с копией чудотворной иконы «Споручница грешных» - главной святыней монастыря. В нояб. 2001 г. была совершена попытка украсть этот образ, но грабителям удалось снять только серебряный оклад с украшениями. В К. м. имеются также иконы с частицами мощей святителей Николая Чудотворца, Иоанна Златоуста, Феодосия Черниговского, Тихона Задонского, Иоанна Тобольского, вмч. Пантелеимона, преподобных Иова Почаевского, Варлаама Киево-Печерского и др. В окт. 1990 г. полностью сгорели постройки Воскресенского мон-ря, где в те времена находилась торговая база. В 1994 г. развалины обители были переданы К. м. В восстановленной Воскресенской обители находятся церкви в честь Воскресения Христова и в честь Благовещения Пресв. Богородицы. 30 апр. 1990 г. мон-рю было передано здание бывшей школы-приюта, в к-ром разместились «школа религии», актовый зал, мастерская по изготовлению свеч, а также гостиничные номера для приезжих священнослужителей. Осенью 1998 г. при К м. была открыта Регентская школа, в 2001 г. преобразованная в Корецкое регентско-катехизаторское ДУ. С 2006 г. функционирует отд-ние церковного кроя и шитья. Как и до революции, воспитанницы размещаются в кельях старого Воскресенского мон-ря. Арх.: ЦГИАК. Ф. 11 (Житомирский градский суд). Оп. 1. Д. 9, 11; Ф. 25 (Луцкий градский суд). Оп. 1. Д. 53, 69, 154, 187, 191, 200, 225, 244, 245, 255, 264; Ф. 2227 (Колл. док-тов Волынского музея). Оп. 1. Д. 15; ФКМФ-36 (Волынская метрика). Оп. 1. Д. 198; ГА Житомирской обл.- Ф. 1 (Волынская духовная консистория, 1795-1919). Оп. 1-72; ГА Ровенской обл. Ф. Р-204 (Уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Ровенской обл.). Оп. 11. Д. 426, 537, 573; Оп. 12. Д. 142, 149, 162, 168, 204, 209, 244, 245, 262, 267, 274, 280, 295; ГА Тернопольской обл. Ф. 148 (Волынская правосл. духовная консистория, 1918-1939). Оп. 1-6; Арх. (монастырский, закрытого типа) ставропигиального Корецкого Свято-Воскресенского Троицкого жен. мон-ря, г. Корец Ровенской обл., Украина.

http://pravenc.ru/text/2057268.html

мон-ря, в 1916 офиц. преобразован в женский, закрыт в 30-х гг. XX в.), Кречевский Николаевский (мужской, в 3,2 км от Ст. Руссы, на левом берегу р. Полисть; основан не позднее 1443, упразднен в 1764, впосл. возобновлен, закрыт после 1917), Перекомский Богоявленский Николаевский (мужской; основан в 1450 прп. Ефремом Перекомским при впадении р. Веронда (Верёнда) в оз. Ильмень (возможно, на месте Преображенского Верёндовского (Видогоицского) мон-ря, об основании к-рого есть известие под 1407), в нач. XVI в. из-за частых наводнений перенесен на несколько километров к востоку от прежнего места, также на берегу оз. Ильмень, в 1580 и в 1611 разорен шведами, восстановлен в 1672, упразднен в 1764, возрожден на рубеже XVIII и XIX вв. под названием Николаевского Розважского Перекомского после переселения в обитель братии закрытого новгородского заштатного Николаевского Розважского мон-ря, закрыт в 1919, в 1930-1932 все постройки уничтожены), Сырков в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери (в совр. дер. Сырково Новгородского р-на; основан как мужской в 1548, преобразован в женский в 1712, закрыт в 20-х гг. XX в.), Реконская Троицкая пуст. (мужская, на р. Реконька, в 7 км к югу от совр. дер. В. Заозерье Любытинского р-на; основана не позднее 1672, к 1695 преобразована в приходскую церковь, впосл. возобновлена, упразднена к 1783, возобновлена в 1860, закрыта после 1917), Рдейская Успенская пуст. (на полуострове Рдейского оз., ныне урочище Рдейская Пустынь Холмского р-на; основана как мужская во 2-й пол. XVII в., упразднена в 1764, в 1886 учреждена жен. община, к-рая в 1893 обращена в пустынь, закрыта ок. 1932), Короцкий во имя свт. Тихона Задонского (женский, в совр. пос. Короцко Валдайского р-на; основан как жен. община в 1864, в 1881 община преобразована в монастырь, официально закрыт в 1920, сельскохозяйственная артель монашествующих упразднена в 1931), Званский Знаменский (женский, в 6 км к югу от совр. ст. Волхов Мост; основан в 1869, закрыт в 1925), в честь Успения Пресв.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Погребение А. совершилось в Задонском мон-ре при многотысячном стечении богомольцев на 3-й день после кончины. До 20-х гг. XX в. могила А. находилась под алтарем Вознесенского храма задонского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря , в усыпальнице, рядом с почитаемыми им подвижниками: схим. Митрофаном, затворником Георгием Машуриным, архиеп. Подольским Антонием (Соколовым) , игум. Евфимием (в схиме Евсевием), иеросхимонахами Агапитом, Авраамом, Нафанаилом, старицей Евфимией Поповой и др. Здесь часто служили панихиды и были засвидетельствованы наиболее явные случаи (ок. 300) чудесной помощи, исцелений и заступничества А. После закрытия обители в 20-х гг. ХХ в. останки А. вместе с останками др. задонских подвижников были перенесены на Тюнинское кладбище Задонска. В окт. 1993 г. место захоронения было найдено и останки задонских подвижников были возвращены в мон-рь, где рядом с мощами свт. Тихона по благословению митр. Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова) устроена гробница-склеп задонских старцев, некогда покоившихся под Вознесенским храмом. Почитание блаженного продолжается в Воронежско-Липецкой епархии и в наст. время, особенно в окрестностях Задонска. Сохранились многочисленные предания, песни и сказы о чудесах и благодатной помощи блаженного старца. Лит.: Письма задонского затворника Георгия Алексеевича. Воронеж, 1860. Т. 3. С. 448; Герасим (Добросердов), еп. Краткая биография [об] Антонии Алексеевиче. СПб., 1865; Толстой М. Задонские и Елецкие подвижники. СПб., 1872. С. 38-43; Воронежские ЕВ. 1880. 7; Геронтий (Кургановский), иером. Воспоминания об Антонии Алексеевиче. Воронеж, 18872. С. 1-59; Юродивый Антоний Алексеевич//Троицкие листки. Вифания; Серг. П., 1890. Мая 10 дня. С. 1-4; Никольский А. Монашество на Дону//Воронежская старина. Воронеж, 1891. Вып. 10. С. 224; Поселянин Е. Русские подвижники XIX в. СПб., 19103. С. 384-398; Пречистенский Т. Летопись Русской Православной Церкви//ЖМП. 1945. 9. С. 78; Стаднюк А. , прот. Антоний Алексеевич Монкин, Христа ради юродивый//Воронежский епарх. вестн. 1993. 6/7 (38/39). С. 24; Воспоминания об Антонии Алексеевиче, Христа ради юродивом, почивающем в Задонском Богородицком первокл. мон-ре. М., 1996. С. 3-64; ЖПодв. Сентябрь. С. 803.

http://pravenc.ru/text/115900.html

В алтаре перед жертвенником в Успенской ц. находилась чтимая икона «Моление о чаше»; на горнем месте в позолоченной раме за зеркальным стеклом - икона Спасителя из первоначального деревянного храма XVII в. В Успенской ц. почитались также иконы свт. Николая Чудотворца (нач. XVIII в.), «Троеручица» (XVIII в.) с частицей мощей свт. Афанасия Александрийского. Внизу на иконе имелась надпись: «В сем образе мощи Афанасия, Патриарха Александрийского, мая 2 дня и записка угодника Тихона Задонского его руки». В 2-ярусном иконостасе трапезного храма находились иконы св. Алексия, человека Божия, и свт. Николая Чудотворца «древнего письма». Ризница Д. м. к 1912 г. была сопоставима с аналогичным собранием Митрофанова воронежского мон-ря . Имелось 5 сребропозлащенных риз для Сицилийской Дивногорской иконы, из них 2 находились постоянно на Острогожском подворье и 3 - в мон-ре (утрачены в 20-х гг. ХХ в.). Самая ценная, изготовленная при строителе иером. Назарии 28 окт. 1856 г., хранилась в мон-ре на иконе, а ее копии возлагались на износимые образы: «В короне алмазный цветок, по средине сапфир, на голове бриллиантовая звезда, на шее четырехугольное бриллиантовое украшение, в средине - сапфир; весу в ризе - 16 фунтов 421/2 золотника». В нач. XX в. риза была украшена новыми драгоценностями: бриллиантами, рубинами, алмазами, жемчугом. В Д. м. хранилось также 12 напрестольных серебряных крестов, 2 архимандритских креста с украшениями, 6 сребропозлащенных сосудов, 5 архимандритских митр, более 100 комплектов облачений, в т. ч. ризы и стихари, «ценные по их давности». Библиотека Д. м. известна с кон. XVII в. Помимо полного комплекта богослужебных книг имелись сочинения святителей Иоанна Златоуста, Григория Назианзина, прп. Ефрема Сирина, «Меч духовный», «Духовная беседа». В Д. м. хранилось также 12 Евангелий (в т. ч. 1621, 1689, 1740 и 1782). Архив Д. м. состоял в основном из документов XIX в. и был беден, Никольский нашел в нем «только одну небольшую связку бумаг, касающихся Дивногорского монастыря за XVIII в.». Документы архива были переплетены в книги и разделялись на отделы. Первый включал указы Воронежской духовной консистории по 1897 г. в 62 т. 2-й составляли приходо-расходные книги, распределенные по десятилетиям. В 3-й отдел были включены ведомости о личном составе мон-ря и об епитимийном духовенстве. В XX в. архив был утрачен. Церковноприходская школа

http://pravenc.ru/text/171961.html

В 1857 г. на средства жителей г. Кадома обитель приобрела 179 дес. земли в с. Никиткино. Помещик А. А. Манцеров передал сестрам еще 172 дес. земли в сельце Кулаевы Починки; шацкий купец Соловьёв купил для общины 146 дес. земли. К 1868 г. земельные владения К. м. составляли 600 дес. После 1873 г. были организовано Аниковское монастырское поместье (в 4 км от Кадома), Беловское подворье с огородом (в 3 км от Кадома), расширен Никиткинский сад. К 1911 г. К. м. владел 763 дес. 817 кв. саж. земли, из них 338 дес. 314 кв. саж. пахотной, 222 дес. 824 кв. саж. «под лесом», 123 дес. «под лугами». При Никиткинском хуторе был разбит сад (ок. 3 дес.), к-рый сдавался в аренду, что приносило мон-рю доход ок. 600 р. в год. На монастырских хуторах были устроены 2 пасеки. Кроме земли мон-рь владел капиталом в билетах на 114 тыс. р. Среди святынь К. м. наиболее почитаемыми были храмовая икона Божией Матери «Милостивая» (Киккская), а также образ Божией Матери «Неувядаемый Цвет», переданный сестрам от благотворительницы Богдановой по духовному завещанию вместе с усадьбой, ранее принадлежавший ее отцу. По рассказам Богдановой, «отец ее однажды чуть не утонул в реке Терек, но, видя опасность, начал молиться так: «Царица Небесная! Ради своей иконы, которая теперь со мною, спаси меня!» - и был выброшен на берег, в то время как товарищи его потонули» (Там же. С. 20). Др. чтимая икона - образ Божией Матери «Достойно есть» («Милующая»), согласно надписи на обратной стороне, была специально для кадомской обители «писана и освящена во св. Афонской горе, в русском Свято-Андреевском общежительном скиту». Икона вмч. Пантелеимона «замечательной живописи» также была прислана со Св. Горы, о чем свидетельствует надпись на обратной стороне (Там же. С. 22). К нач. XX в. в б-ке мон-ря хранились Новый Завет (СПб., 1739), Следованная Псалтирь (1755), «Алфавит духовный» (1760) и Поучения свт. Димитрия Ростовского (М., 1776), Евангелие с толкованиями блж. Феофилакта Болгарского (М., 1783), Четьи-Минеи, составленные свт. Димитрием Ростовским, в 4 книгах (М., 1796), Добротолюбие (М., 1793), Семь слов прп. Макария Великого (СПб., 1775), Обличение неправды раскольников, показанное в ответах выготских пустосвятов на вопросы иером. Неофита (М., 1745), Лествица (М., 1785), Киево-Печерский патерик (1779), Наставления о собственных всякого христианина должностях свт. Тихона Задонского (СПб., 1791) и др. Архив мон-ря содержал крепостные акты, указы, приходо-расходные и соборные книги и акты. Самые древние документы - «приговор» Кадомского городского об-ва об основании обители 1795 г. и указ Рязанской духовной консистории «о дозволении» строить богадельню при Димитриевской ц. г. Кадома 1797 г. 1917-2012 гг.

http://pravenc.ru/text/1319784.html

И. род. в день памяти свт. Иоанна Златоуста, получил домашнее образование. 14 янв. 1789 г. еп. Архангельским и Олонецким Вениамином (Краснопевковым) посвящен в стихарь и определен дьячком на Шежемский приход, но остался жить в родительском доме. 30 апр. 1793 г. отправился на богомолье в Соловецкий в честь Преображения Господня мон-рь . 3 июня 1793 г. по благословению Архангельского еп. Вениамина поступил в число братии Каргопольского Преображенского монастыря, к-рый возглавлял иером. Варлаам (Плешаков), оказавший влияние на молодого послушника. И. изучал Свящ. Писание, «Добротолюбие», творения св. отцов: преподобных Ефрема Сирина, аввы Дорофея, Иоанна Лествичника, свт. Тихона Задонского, а также историю и с 1794 г. иконописание. Написал икону Сретения Господня для иконостаса теплой монастырской церкви. В 1797 г. ездил лечиться в С.-Петербург. В нач. 1799 г. посетил Новгород, 24 февр.- тихвинский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. По благословению Старорусского еп. Арсения (Москвина) поступил в Варлаамиев Хутынский мон-рь , вскоре посетил Валаамский мон-рь (общался с опытным духовником иером. Дамаскином (Васильевым)), о-в Коневец, С.-Петербург, где в то время пребывал с чудотворной Коневской иконой Божией Матери строитель иером. Варфоломей. В столице Кириллов лично подал прошение Новгородскому и С.-Петербургскому митр. Гавриилу (Петрову) о переводе его в Коневский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь, куда и был определен 19 сент. 1799 г. Здесь 20 мая 1800 г. Кириллов был облечен в рясофор, 9 сент. 1801 г. новым коневским строителем иером. Дамаскином (Васильевым) пострижен в монашество, 5 окт. 1801 г. в Благовещенской ц. Александро-Невской лавры рукоположен во диакона, 7 окт. в Крестовой ц. еп. Старорусским Антонием (Знаменским) - во иерея. Приняв 30 янв. 1802 г. на хранение монастырские книги, исполнял должность письмоводителя, с 16 июня 1803 г. был казначеем, с 6 нояб.- также ризничим. Проявил себя рачительным хозяйственником. 26 марта 1807 г. И. был определен строителем Коневской обители, в казне к-рой оставалось всего 70 р. Его сравнивали с игум. Валаамским прп. Назарием (Кондратьевым) и называли «вторым основателем» мон-ря. «Не имея верных доходов», когда «не только строиться, но и кормиться трудно, ибо землепашества очень мало, сенокосы самые худые, сбор благотворительного подаяния есть единственная подпора» ( Пимен (Гаврилов). 1899. С. 57-58), И. сумел собрать средства и возвести каменные здания. Обновил верхнюю церковь собора (1808-1809), возвел больничную и кладбищенскую ц. свт. Николая Чудотворца (1813-1815), 2 часовни, 3-ярусную колокольню со св. вратами (1808-1810), построил 2-этажную трапезную с кельями настоятеля и казначея и службами, больницу, библиотечную башню, келейные корпуса (1812-1817), др. здания, в т. ч. в Казанском скиту.

http://pravenc.ru/text/389185.html

30 июня 1879 г. по ходатайству архиеп. Серафима епископом Острогожским был назначен архимандрит воронежского Митрофанова мон-ря Филарет (Косинский), служивший в Воронеже с 1865 г. Его архиерейская хиротония состоялась 11 июля 1879 г. в С.-Петербурге. 24 сент. 1880 г. еп. Филарет умер в Воронеже в возрасте 44 лет. 21 нояб. 1880 г. на должность епископа Острогожского определен настоятель московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужского монастыря архим. Кирилл (Орлов) , находившийся в это время на чреде священнослужения в столице. Он прибыл в Воронеж вскоре после архиерейской хиротонии, состоявшейся 14 дек. 1880 г. в С.-Петербурге. 6 февр. 1881 г. в Благовещенском соборе служил панихиду по Ф. М. Достоевскому . 24 апр. 1882 г. еп. Кирилл назначен на Чебоксарскую викарную кафедру Казанской епархии, 26 мая покинул Воронеж. 12 июня 1882 г. епископом Острогожским и настоятелем Акатова мон-ря назначен настоятель московского Знаменского мон-ря архим. Макарий (Троицкий); 8 июля состоялась его архиерейская хиротония. 24 окт. 1882 г. совместно с архиеп. Серафимом еп. Макарий освятил новое здание Воронежского ДУ; 3 февр. 1883 г. викарий в сослужении городского духовенства освятил в том же уч-ще домовую Трехсвятительскую ц. С сер. 80-х гг. XIX в. из-за болезни архиеп. Серафима еп. Макарий временно управлял епархией. В янв. 1885 г. он открыл в Воронеже братство во имя святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. 26 апр. 1886 г. Острогожский викарий возглавил отпевание архиеп. Серафима. 1 мая того же года еп. Макарий определен на Оренбургскую кафедру. Дождавшись приезда в Воронеж нового главы епархии, еп. Вениамина (Смирнова), 3 июня 1886 г. еп. Макарий выехал в Оренбург. Во 2-й пол. 1886 - нач. 1887 г. О. в. не замещалось. 24 апр. 1887 г. на эту вакансию переведен викарий Подольской епархии еп. Балтский Анатолий (Станкевич); в Воронеж он прибыл в нач. лета. В 1889 г. еп. Анатолий награжден орденом св. Владимира 3-й степени. 12 июня 1890 г. он назначен епископом Уманским, викарием Киевской епархии; 10 авг. выехал из Воронежа в Киев. После этого назначений на О. в. не было около года.

http://pravenc.ru/text/2581669.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010