В 1804 г., после кончины Екатерины, М. Е. приняла на себя подвиг юродства, притворно гневалась, когда кто-либо оказывал ей уважение, заботу, подавал милостыню. Решила отказаться даже от чая, отнесла самовар в лес и закопала. Однако, когда состояние здоровья М. Е. резко ухудшилось, прп. Иларион (Фокин) Троекуровский и старец Иоанн Каменев убедили ее отказаться от крайней аскезы и подвига юродства. Вместе с др. насельницами М. Е. посещала свт. Тихона Задонского , еп. Воронежского и Елецкого. По преданию, святитель постриг ее в монашество с именем в честь мц. Миропии. 6 авг. 1819 г. М. Е., приобщившись Св. Таин, удалилась в полный затвор, в течение 17 лет не выходила из кельи. Монахини Знаменского мон-ря подходили к окошку ее кельи и исповедовали свои грехи, рассказывали о скорбях. М. Е. похоронили близ Знаменского храма, в 1872 г. над ее могилой установили чугунную часовню. Сохранились свидетельства о чудесах, совершившихся после молитвенного обращения к подвижнице. Накануне 1917 г. готовилась ее канонизация. В 1929 г. часовня над могилой М. Е. была разрушена. К 2016 г. символическая могила М. Е. восстановлена. Лит.: Макарий (Миролюбов), еп. Жизнеописание девицы Мелании, затворницы Елецкого Знаменского, на Каменной горе, девичьего мон-ря. СПб., 1871. Елец, 2015; Геронтий [Кургановский], иером. Ист. описание Елецкого Знаменского девичьего мон-ря, что на Каменной горе. Елец, 1895; Морев Л. А. Елецкий Знаменский жен. мон-рь на Каменной горе. Задонск, 2007; Ляпин Д. А. История Елецкого у. в XVIII - нач. XX вв. Саратов, 2012. Д. Б. К. Мелания Елецкая. Гравюра. 1844 г. Гравер К. Милославский (ЦАК МДА) Вскоре после смерти М. Е. старец мон. Сергий из Задонского мон-ря, сожалевший, что в последние годы жизни не был написан портрет затворницы, увидел ее во сне с большим сияющим крестом в руках, причем М. Е. приказала «хорошенько заметить черты лица ее». По рассказу старца художник исполнил портрет, и многие, знавшие блаженную, подтвердили сходство с ее обликом. В 1837 г., когда Знаменскую обитель посетил Орловский еп. Никодим (Быстрицкий) с целью осуществить инспекцию всего, связанного с почитанием М. Е., ее портрет-первообраз находился в келье мон. Нектарии; как созданный без архиерейского благословения, портрет хотели спрятать, но забыли это сделать. Владыка и сопровождавшие его «сановники» ходили по кельям, «желая удостовериться: нет ли чего особенного», но никто не увидел портрета, висевшего на видном месте ( Макарий (Миролюбов). 1873. С. 68).

http://pravenc.ru/text/2562802.html

Активное возрождение церковной жизни в епархии началось при еп. Мефодии (Немцове) в кон. 80-х - нач. 90-х гг. В 1982 и 1984 гг. еп. Мефодию удалось отстоять Покровский кафедральный собор от закрытия и сноса, было получено разрешение на начало работ по восстановлению Акатова мон-ря, на месте к-рого находилась городская свалка. В 1982-1987 гг. в 14 районах Воронежской обл., не имевших до этого действующих храмов, открылись более 100 приходов, прошли ремонтно-восстановительные работы в 92 храмах Липецкой обл. Дивногорский Успенский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Дивногорский Успенский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. В кон. 80-х гг. началась передача епархии задонских мон-рей: Рождество-Богородицкого, Свято-Тихоновского, Преображенского, Тюнинского и Толшевского . В 1990 г. состоялось освящение отстроенного заново Владимирского собора Задонского муж. мон-ря. 4 нояб. того же года была совершена первая после возрождения обители Божественная литургия в Акатовом мон-ре, в авг. 1991 г. начались богослужения в задонском Тихоновском жен. мон-ре, в июне 1994 г.- в Толшевском Преображенском жен. мон-ре, в 1997 г. возобновилась иноческая жизнь в Дивногорском Успенском муж. мон-ре, в 1998 г.- в костомаровском в честь Нерукотворного образа Спасителя жен. мон-ре . На территории Акатова мон-ря были перезахоронены с городских кладбищ останки Воронежских архипастырей: свт. Антония (Смирницкого), сщмч. Тихона (Никанорова), митр. Пахомия (Шпаковского), архиепископов Анастасия (Добрадина) и Серафима (Аретинского), епископов Арсения (Москвина) и Вениамина (Смирнова). На переданных в распоряжение архиерея земельных участках были построены Серафимовский муж. мон-рь и дом для многодетных семей (в рамках сотрудничества с Детским фондом). В 1990 г. освящен памятный знак на месте расстрела репрессированных в пос. Дубовка под Воронежем, в 1999 г. подобные памятные знаки и поклонные кресты были установлены в Липецке и др. населенных пунктах епархии. В 1998 г. в епархии возродилось колокололитейное и свечное производство, завершилось строительство архиерейского дома с домовым храмом в честь иконы Божией Матери «Знамение», здания епархиального управления и крестильного храма.

http://pravenc.ru/text/155254.html

5 июня 1860 г. митр. Московским свт. Филаретом (Дроздовым) Д. был возведен в сан архимандрита и определен настоятелем задонского Богородице-Рождественского мон-ря. К 13 авг. 1861 г. Д. смог подготовить обитель к торжеству открытия мощей свт. Тихона Задонского , к-рое возглавлял, согласно распоряжению Святейшего Синода, архиеп. Воронежский и Липецкий Иосиф (Богословский) . Храмы были отреставрированы, все здания в мон-ре поновлены и покрашены, приготовлены гостиницы для богомольцев. Организовал сбор средств на устройство серебряной раки для мощей святителя и сам внес 3 тыс. р. Д. продолжил обустройство обители, были капитально обновлены и перестроены церкви теплая в честь ц. Рождества Пресв. Богородицы (1862), в честь Вознесения Господня с примыкающей трапезной (1862). Построены церкви во имя свт. Тихона Задонского - на месте кельи святителя (1865) и во имя сщмч. Игнатия Богоносца - на месте погребения свт. Тихона (1870), а также в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (1870). В 1861 г. по инициативе Д. было организовано благотворительное Тихоновское об-во в память свт. Тихона Задонского; в 1861-1880 гг. Д. председательствовал в нем. Об-во помогало 46 беднейшим семействам, жертвуя из монастырской казны ежегодно до 300 р. серебром. Помимо 20 учеников-сирот, содержавшихся за счет обители с момента учреждения в Задонске ДУ, об-во оказывало материальную поддержку еще 20 беднейшим ученикам, выделяя каждому ежемесячно по 1 р. серебром. По распоряжению Д. при обители на полном иждивении проживали 9 престарелых, один увечный и один малолетний из числа неимущих. Забота о «социально незащищенных» обходилась монастырской казне в 660 р. ежегодно. Монастырская больница, до 1862 г. она называлась «домашней», стала оказывать медицинскую помощь беднейшим паломникам. Больница на 36 коек находилась в бывш. трапезной мон-ря. С 1866 г. Д. ежегодно жертвовал 1 тыс. р. серебром в кассу Воронежского попечительства девиц духовного звания (впосл. это стало традицией). Также при монастыре была учреждена художественная школа.

http://pravenc.ru/text/178155.html

28 февр. 1881 г. (последним указом имп. Александра II перед гибелью) община была переименована в общежительный жен. мон-рь. Торжественное открытие состоялось 23 июня 1881 г. в присутствии новгородского губ. Э. В. Лерхе и Елагина. Божественную литургию совершил викарий Новгородской епархии еп. Старорусский Варсонофий (Охотин) . Начальница общины с 1879 г., рясофорная послушница В. Макарова, была пострижена с именем Вера и 23 июня 1881 г. возведена в игуменский сан. В 1883 г. игумению с 2 рясофорными послушницами приняли имп. Александр III и имп. Мария Феодоровна, к-рым сестры преподнесли 2 ковра, изготовленные в обители. 30 мая 1885 г. посетившему К. м. вел. кн. Владимиру Александровичу вручили образ свт. Тихона и вышитое полотенце. В 1885 и 1887 гг. в обитель приезжал еп. Старорусский Анастасий (Добрадин) , в 1888 и 1889 гг.- еп. Старорусский сщмч. Владимир (Богоявленский) . Игум. Вера оформила для обители владение земельными участками, пожертвованными благотворителями, устроила небольшое помещение для больницы, открыла приют для девочек-сирот. После кончины в 1892 г. она была погребена напротив алтаря Тихоновского храма. На монастырском кладбище похоронен и ее двоюродный брат ген. И. М. Макаров. Со 2 авг. 1892 г. К. м. возглавляла рясофорная послушница Н. П. Тихонова († 19 марта 1898), 13 авг. того же года валдайский архим. Леонид постриг ее в монахини с именем Домника, 10 февр. 1893 г. указом Синода она была утверждена в должности настоятельницы. 22 мая 1894 г. еп. Кирилловский Арсений (Иващенко) возвел мон. Домнику в сан игумении. Храмы и святыни Собор в честь Владимирской иконы Божией Матери Проект общины на месте рождения свт. Тихона с 3-престольной церковью на 650 чел., трапезной на 150 чел., «с помещением жилья… а также приемных и рукодельных зал» был составлен архитектором Мин-ва гос. имуществ и юстиции акад. А. А. Редковским († 1887) не позднее 1863 г., утвержден в Главном управлении путей сообщения и публичных зданий и Высочайше одобрен (Отчет Имп. АХ c 1 сент. 1863 г. по 4 нояб. 1864 г. СПб., 1865. С. 66). Главное каменное здание мон-ря строилось в 1865-1871 гг., в середине корпуса соорудили каменный 2-престольный 5-главый соборный храм с вызолоченными крестами и главкой над алтарем. Главный престол собора был освящен 1 окт. 1871 г. в честь Владимирской иконы Божией Матери. Освящение совершил митр. Исидор в сослужении еп. Старорусского Феоктиста (Попова), валдайского архим. Лаврентия, архимандритов боровичского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря Виталия и Юрьева новгородского мон-ря архим. Иоакима. Юж. престол был освящен во имя свт. Тихона 2 окт. того же года еп. Феоктистом.

http://pravenc.ru/text/2458737.html

1904. Вып. 5. С. 91-92. Лит.: Кр. ист. сведение о Задонском мон-ре. М., 1820. С. 4-6; Евгений (Болховитинов), еп. Полное описание жизни преосв. Тихона, бывшего прежде еп. Кексгольмского и Ладожского и викария Новгородского, а потом еп. Воронежского и Елецкого, собранное из устных преданий и записок очевидных свидетелей с нек-рыми ист. сведениями, касающимися до Новгородской и Воронежской иерархий. М., 1837. С. 14-39; он же. Ист.-геогр. и экон. описание Воронежской губ., собранное из историй, архивных записок и сказаний. Воронеж, 1912. С. 102; он же. Ист., геогр. и экон. описание Воронежской губ.//Воронежская старина. Воронеж, 1912. Вып. 10. С. 95; Описание жизни и подвигов Тихона, еп. Воронежского и Елецкого. М., 1837. С. 23-27; Горчаков Д. Воспоминания о мон-ре Задонском и Тихоне, еп. Воронежском//Москвитянин. 1843. 4. С. 13; Ключарев А., свящ. Преосв. Тихон I, еп. Воронежский и Елецкий. М., 1844. С. 20-34; Житие... Тихона, еп. Воронежского, всея России Чудотворца. СПб., 1862. С. 15-25; Головин В. И. Рака и сень для мощей св. Тихона Задонского//Сев. пчела. СПб., 1863. 161. С. 8; Успенский В. Заметки паломника о Задонском мон-ре//Воронежские ГВ. 1863. 35. С. 152; Памятная книжка Воронежской губ. Воронеж, 1864. Отд. 1. С. 22; 1879. Отд. 3. С. 54; 1887. Отд. 1. С. 312; 1908. Отд. 3. С. 65; 1911. Отд. 1. С. 62; Лебедев А., прот. Свт. Тихон Задонский и всея России чудотворец. СПб., 1865. С. 33-35; Нольде Н. К. Заметки светского человека о Задонском мон-ре//Воронежские ГВ. 1865. 19. С. 34-52; он же. Краткое описание Задонской обители паломником рус. святыни. Тула, 1865; Толстой М. В. Задонские и Елецкие подвижники: (Письма к Евреинову М. М.)//ДЧ. 1872. Сент. С. 14-16; Окт. С. 13-15; Нояб. С. 21-24; Терентий, иером. Ист.-стат. описание 1-кл. Задонского Богородицкого мон-ря. М., 1873. С. 2-86; Васильев В. Путешествие в Задонский Богородицкий мон-рь на поклонение мощам св. Тихона учеников Усманского 2-кл. училища и Усманской 1-й церковноприходской школы//Воронежские ЕВ. 1874.

http://pravenc.ru/text/182467.html

С началом кораблестроительных работ в Воронеже (1696) около В. м. были устроены верфи, Немецкая слобода с евангелической кирхой, дворец Петра I и дома его приближенных. В. м. должен был содержать казенных рабочих лошадей. В 1699 г. игумения ходатайствовала перед Патриархом Адрианом о приписке обители к Патриаршим домовым мон-рям, но получила отказ. В 1700 г. игум. Ирина, в связи с тем что «поблизости к адмиралтейству и дворцу… монастырю стоять было невместно», просила перевести В. м. за город. По указу Петра I 17 дек. 1702 г. и грамоте свт. Митрофана 23 дек. 1702 г. В. м. разместился в урочище Терновая Поляна, на правом берегу р. Воронеж, близ Нищей и Посадской слобод. Обители был отведен обширный лесной участок в 5 дес. В 1703 г. состоялось освящение монастырского деревянного Смоленского храма, в 1705 г. он был переосвящен в честь Покрова Пресв. Богородицы, в нем появился Смоленский придел, в 1751 г. храм был отстроен в камне. Воронежский мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Воронежский мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Активные усилия по упорядочению иноческой жизни в В. м. прилагал первый Воронежский епископ свт. Митрофан (1682-1703). По его повелению игум. Ирина завела приходо-расходные книги. Близ Пятницкой ц. в Воронеже была поставлена часовня для сбора пожертвований в пользу обители. После кончины свт. Митрофана В. м. лишился доходов от переправ и рыбных ловель, у него «по государственному делу» была изъята часть крестьян, он должен был вносить в казну средства на жалованье «ратным людям», на «ямские прогоны» и на выкуп пленных, выплачивать деньги рабочим на верфях. Лишенный большинства вотчинных земель и крестьян в 1764 г., В. м. не был закрыт по ходатайству перед Синодом Воронежского еп. св. Тихона Задонского . Мон-рь стал 3-классным с 17 насельницами по штату. В 1764 и 1772 гг. в В. м. были переведены монахини упраздненного усманского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , 10 апр. 1769 г.- насельницы сгоревшего елецкого Богородицкого мон-ря. С 70-х гг. XVIII в. послушниц принимали в В. м. при условии внесения значительных средств на пропитание и строительство кельи либо ее покупку. В кон. XVIII в. сверх установленной нормы в мон-ре находилось 50 чел. Состоятельные «послушницы» зачастую жили в обители, не принимая пострига, содержали большой штат прислуги, отказывались подчиняться игумении. Стремясь искоренить подобную практику, Воронежский еп. Арсений (Москвин) составил для благочинного воронежских мон-рей инструкцию, в к-рой оговаривал права настоятельниц жен. мон-рей, аналогичную инструкцию разработал 20 янв. 1820 г. еп. Епифаний (Канивецкий). В 20-х гг. XIX в. порядок в В. м. был восстановлен.

http://pravenc.ru/text/155260.html

В Рождество-Богородицком мон-ре были проведены обыски и найдены тайники, где братия спрятала часть ценностей, не подвергшихся учету (ГА Воронежской обл. Ф. 18. Оп. 1. Д. 401. Л. 92). За март-июнь 1922 г. из храмов и мон-рей З. в. было изъято: 74 золотника 57 долей золота, 70 пудов 39 фунтов 74 золотника 1 доля серебра, 2 фунта 52 золотника 75 долей драгоценных камней. Общая стоимость изъятых ценностей составила 10 044 585 тыс. р. Почти все драгоценные камни, золото и ок. 57 пудов серебра были конфискованы из Рождество-Богородицкого мон-ря (ГАЛО. Ф. Р-92. Оп. 1. Д. 26. Л. 79). 30 июня 1922 г. на заседании президиума Задонского уездного исполкома член подкомиссии по изъятию Белозёров доложил, что работу в Задонском у. можно считать законченной. В результате изъятия церковных ценностей мн. храмы оказались полностью лишены богослужебных сосудов. Сохранились прошения из приходов на имя еп. Иоанна, переданные им в «подкомиссию по изъятию, с просьбой вернуть хотя бы самое необходимое для отправления обрядов» (Там же. Л. 65). В нач. сент. 1922 г. Воронежский архиеп. Тихон (Василевский) предложил своим викариям, включая епископа Задонского, перейти в обновленчество , что и было выполнено. Еп. Иоанн созвал благочиннический съезд духовенства, на к-ром было образовано обновленческое окружное управление. В докладе Секретного отдела ГПУ от 14 сент. 1922 г. говорилось, что «в Задонске образовалась группа «Живая церковь». Во главе ее встал местный епископ Иоанн. Группой выпущены воззвания к верующим. 13 июля 1923 г. состоялось окружное собрание духовенства. Съезд постановил присоединиться к группе «Живая церковь»» (цит. по: Митрофан (Шкурин). 2005. С. 29). К обновленцам, в руках к-рых оказался задонский Рождество-Богородицкий мон-рь, где находились мощи свт. Тихона Задонского, горожане относились настороженно; Свято-Владимирский собор мон-ря задонцы посещали лишь для того, чтобы приложиться к святыне и участвовать в выносе раки с мощами святителя. В 1923 г. при храмах закрытой обители образовалась «тихоновская» (каноническая) община («задонское тихоновское религиозное общество»), но обновленцы не позволили ей занять ни один из 6 числившихся за ними монастырских храмов, притом что, как свидетельствуют документы, раскольники использовали только 1 храм, остальные пустовали (ГАЛО.

http://pravenc.ru/text/182475.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛАТЫРСКИЙ КИЕВО-НИКОЛАЕВСКИЙ НОВОДЕВИЧИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Алатырской Порецкой епархии Чувашской митрополии Русской Православной Церкви), в г. Алатырь, основан в 1639 г. игум. Ладинского Прилуцкого мон-ря Елисаветой (Летинской) вместе с 52 монахинями, часть к-рых пришла из Киева, и их духовником игум. Мефодием, «изгнанными ляхами». Новодевичьим назван по причине существования в Алатыре др. Николаевского жен. мон-ря, упраздненного в 1764 г. В 1638 г. указом царя Михаила Феодоровича А. К.-Н. м. предоставлено место. В 1639 г. были построены 2 деревянные церкви - Никольская и Покровская. В 1671 г., во время восстания Степана Разина, А. К.-Н. м. сгорел; восстановлен в 1673 г. В 1690 г. вновь сгорел до основания. Из Алатырского во имя Святой Троицы монастыря обители была пожертвована деревянная Троицкая ц. К нач. XIX в. в А. К.-Н. м. находилось 3 каменных храма: трехпрестольный Вознесенский (построен в 1753, в 1872-1874 пристроены приделы: левый во имя вмч. Пантелеимона, правый - свт. Тихона Задонского), двухпрестольный Покровский (1767), надвратный однопрестольный Никольский (1737). Среди почитаемых святынь - икона свт. Николая Чудотворца и Казанская икона Божией Матери, пожертвованные в 1639 и 1640 гг. царем Михаилом Феодоровичем, а также икона Нерукотворного Образа Спасителя, принесенная игум. Елисаветой из Ладинского мон-ря. По штатам 1764 г. обители дан статус необщежительного мон-ря 3-го класса. Мон-рь пользовался благоволением царственных особ. В 1767 г., при игум. Александре, обитель посетила императрица Екатерина II , подарившая напрестольное Евангелие в серебряном позолоченном окладе (за поднесенные ей проживавшей в мон-ре дворянской девицей Анной Алфимовой, ставшей впосл. игум. Анатолией, переводы на рус. язык «Бесед» Ж. Б. Массийона), в 1799 г. имп. Павел I пожертвовал 30 дес. пахотной земли, имп. Александр I - лесную дачу в 150 дес. В ризнице хранились серебряный позолоченный напрестольный крест - подарок императрицы Марии Феодоровны . В 40-х гг. XIX в., при игум. Иларии, К. И. Невоструев составил опись монастырского архива, содержавшего документы начиная c XVII в. В кон. XIX в. в распоряжении А. К.-Н. м. имелось 226 дес. земли, мельница; в мон-ре проживали игумения, 31 монахиня, 237 послушниц.

http://pravenc.ru/text/64016.html

Церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (бывш. Сретенская) в астраханском во имя св. Иоанна Предтечи мон-ре. 1899 г. Церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (бывш. Сретенская) в астраханском во имя св. Иоанна Предтечи мон-ре. 1899 г. В 1918 г. комиссией Астраханского губернского исполкома по отделению Церкви от гос-ва было принято решение о передаче храмов, не имеющих приходов, общинам близлежащих приходов. 10 янв. 1919 г. все здания обители были национализированы, палаты наместника и кельи братии отданы под жилые дома, др. помещения - под хранилища. В 20-х гг. монастырские храмы были захвачены обновленцами (см. Обновленчество ). В 30-х гг. были разрушены стены вокруг мон-ря, храм св. Иоанна Предтечи. Решением исполкома горсовета от 5 июля 1940 г. часть монастырских зданий, находившихся в аренде у «Заготзерна» и «Сахаросбыта», была разобрана, стройматериалы переданы районным жилищным управлениям и ремонтно-строительным орг-циям. Сохранившиеся постройки А. м. являются охраняемыми гос-вом памятниками архитектуры. В 1994 г. при Сретенской ц., переосвященной в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделами Иверской иконы Божией Матери и свт. Тихона Задонского, сложился приход, началось восстановление обители. По ходатайству еп. Астраханского Ионы (Карпухина) указом Свящ. Синода РПЦ от 22 февр. 1995 г. А. м. был передан Астраханской епархии, наместником 25 апр. 1995 г. назначен иером. Иосиф (Марьян), 10 окт. 1998 г.- иером. Филипп (Трещёв), 31 дек. 2000 г.- иером. Петр (Барбашов). На 2001 г. обители принадлежали помимо Иоанно-Предтеченского храма, где находится чтимая Иверская икона Божией Матери, неск. келий в монастырских зданиях и хозяйственные помещения; в число братии мон-ря входят наместник, 2 иеромонаха, иеродиакон, монах, послушник. В обители ведутся активные восстановительные работы, создается просветительский центр. Арх.: Архив СПбФИРИ РАН. Ф. 178. Оп. 1. Д. 13318, 11119, 11092; ГА Астраханской обл. Ф. 599. Оп. 1. Д. 15, 60, 78. Лит.: Аполлос (Беляев), архим. Описание астраханских мон-рей: Иоанна Предтечи муж., Благовещенский жен., Покровский муж. Астрахань, 1851-1852; Васильев К. Ключаревская летопись. Астрахань, 1887; Денисов Л. И. Православные мон-ри; Саввинский И. Историческая записка об Астраханской епархии за 300 лет ее существования (с 1602 по 1902). Астрахань, 1903; Воскресенский А. Описание астраханского Иоанно-Предтеченского заштатного мон-ря//Астраханские ЕВ. 1909 г. 1; Пальмов Н. Официальные сведения о мон-рях Астраханской епархии от посл. четв. XVIII ст. Астрахань, 1911. С. 5, 25.

http://pravenc.ru/text/76742.html

25 авг. 1990 г. в соборе состоялось 1-е архиерейское богослужение. Решением исполкома Липецкого областного Совета народных депутатов от 2 авг. 1990 г. здания мон-ря были переданы Воронежской и Липецкой епархии. З. м. посещали Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (в нояб. 1998), мн. архиереи РПЦ и др. Поместных Церквей. Наместником З. м. 31 окт. 1990 г. стал архим. Нафанаил (Черняк), 1 июля 1991 г.- архим. Никон (Васин) . После епископской хиротонии архим. Никона в 1996-2003 гг. З. м. являлся резиденцией епископа Задонского, с 2003 г.- резиденция епископа Липецкого и Елецкого. К янв. 1992 г. в З. м. проживало 18 насельников, к 1998 г.- ок. 100, к кон. 2002 г.- ок. 300 (в т. ч. епископ, архимандрит, 2 игумена, 4 иеромонаха, 7 иеродиаконов, схимонах, 18 монахов, 14 иноков и 48 послушников), к 2004 г.- 355 (в т. ч. 5 игуменов, 18 иеромонахов, 11 иеродиаконов, 2 схимонаха, 34 монаха, 20 иноков, 28 послушников), в 2008 г.- свыше 350 насельников, ок. 100 трудников и более 60 сестер, занятых на хозяйственных послушаниях. Гробница с мощами задонских старцев. Фотография. 2008 г. Гробница с мощами задонских старцев. Фотография. 2008 г. Восстановлены Владимирский собор (правый придел в честь Покрова Пресв. Богородицы, левый - во имя свт. Алексия Московского и прп. Симеона Столпника), теплый храм в честь Рождества Пресв. Богородицы, 2-этажная трапезная с перестроенной ц. Вознесения Господня, корпус с храмом во имя свт. Тихона Задонского, ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с прилегающими постройками, 4-ярусная колокольня с Никольской ц., часовня свт. Тихона Задонского и Игнатия Богоносца, ограда, братские корпуса, 2-этажное здание каменных складов у зап. стены ограды; построены ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» с купальней (у юж. стены мон-ря), 2-этажные архиерейские покои, 2-этажная типография, неск. гостиниц, устроены столярная, строительная, иконописная, швейная, авторемонтная и проч. мастерские. Общая площадь земель, занятых постройками мон-ря, составляет 7,49 га. Монастырем обрабатывается 685 га пахотных земель, 108 га используется под сенокос (в 1998 построено хранилище для силоса и сенажа на 500 т), 20 га отведено под пастбища и 170 га занимают лесные угодья; обитель имеет животноводческое хозяйство, пасеку с 70 ульями, машинно-тракторный парк, сельхозтехнику, автозаправочную станцию, механическую и кузнечную мастерские.

http://pravenc.ru/text/182467.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010