Рака с мощами свт. Николая (Велимировича) в ц. свт. Николая Чудотворца мон-ря Лелич Рака с мощами свт. Николая (Велимировича) в ц. свт. Николая Чудотворца мон-ря Лелич По окончании второй мировой войны коммунистические власти Югославии развернули пропаганду против Н., обвиняя его в коллаборационизме, предательстве Родины и проч. Особо подчеркивался его антисемитизм, хотя было широко известно о помощи, к-рую он оказывал евр. семьям, и о его отказе сотрудничать с нем. властями. Поэтому он не смог вернуться на родину и по приглашению находившегося в изгнании серб. кор. Петра II Карагеоргиевича (см. в ст. Карагеоргиевичи ) недолгое время прожил в Лондоне. В 1946 г. он переехал в США. В 1951 г. ему не дали гражданства Федеративной Народной Республики Югославии как «члену антинародной политической организации Збор, сотрудничавшему с оккупантами и бежавшему из страны перед освобождением». В Америке Н. продолжал церковное служение, проповедовал, преподавал догматическое, пастырское богословие и впосл. гомилетику в Академии блгв. кн. Владимира (Нью-Йорк), Духовной семинарии свт. Тихона Задонского (Саут-Кейнан), Православной семинарии свт. Саввы Сербского в Либертивилле, рус. Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле и выступал с лекциями. Осенью 1955 г. единогласно был избран ректором семинарии при монастыре свт. Тихона. Прот. Александр Шмеман отмечал огромную роль Н. в «увековечивании Православной веры в Америке». Большую часть гонораров Н. отдавал главе Американо-Канадской епархии еп. Дионисию (Миливоевичу; см. Миливоевич Драголюб), Сербской Патриархии, Белградскому богословскому фак-ту и мон-рям, в т. ч. обители Хиландар. На его средства вышел ряд изданий и была сформирована б-ка серб. книг «Свечаник» в Мюнхене. 18 марта 1956 г. Н. обнаружили мертвым на полу его кельи в мон-ре свт. Тихона. Представители его окружения впосл. утверждали, что смерть владыки произошла при странных обстоятельствах. Они полагали, что он был отравлен прибывшим накануне в обитель неизвестным мужчиной, к-рый хотел выпить с ним кофе, а потом исчез (Св. владика Охридски и Жички Hukoлaj. 2003. С. 249-250; 2012. С. 564-565). Однако по настоянию руководства СПЦ, критически относившегося к деятельности святителя, вскрытие тела и следствие не производились. Личные документы и архив Н. забрали представители еп. Дионисия (Миливоевича). Похоронен 27 марта в мон-ре свт. Саввы Сербского в г. Либертивилл (шт. Иллинойс, США) на кладбище, где покоятся многие видные деятели серб. эмиграции.

http://pravenc.ru/text/Николая ...

1 февр. 1860 г. он был назначен чиновником особых поручений при Мин-ве народного просвещения по делам Варшавского учебного окр. и вскоре вышел в отставку в чине действительного статского советника. Е. также состоял на службе в имп. Человеколюбивом об-ве в должности члена-ревизора, являлся членом попечительного комитета о бедных, совета Об-ва распространения религиозно-нравственного просвещения в духе правосл. Церкви, был приближен к известной благотворительнице Т. Б. Потёмкиной . В разное время совершал паломничества, в частности на правосл. Восток, посещал Нов. Иерусалим. К кон. 50-х гг. у Е. появилось желание покинуть мир и принять постриг, о чем свидетельствует его переписка со свт. Феофаном Затворником (к нему Е. «постоянно обращался за советом и руководством в деле спасения» (Письма еп. Феофана. 1897. 42. С. 827)) и валаамским игум. Дамаскином (Кононовым) , однако он проявил себя в др. качестве: Е. стал основателем Короцкого жен. мон-ря во имя свт. Тихона Задонского близ Валдая. Испытывая особое почтение к памяти преосв. Тихона, Е. стал одним из инициаторов его прославления в лике святых. Вскоре после канонизации, с 1862 г., по благословению митр. Исидора (Никольского) Е. занялся привлечением средств на устройство обители в Валдайском у. Новгородской губ., поблизости от родины святителя и места погребения его родителей. Собрав поначалу 16 тыс. р., Е. и с ним валдайские жители обратились к имп. Александру II Николаевичу с прошением об открытии мон-ря. В 1864 г. было получено Высочайшее повеление об основании общины с уч-щем для девиц и лечебницей. Комитет по устройству общины возглавил наставник и сподвижник Е., настоятель Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мужского монастыря архим. Лаврентий (Макаров). Привлекая жертвователей лично и через печатные объявления, Е. собрал крупную сумму - ок. 150 тыс. р. и сам пожертвовал дачу и 9963 р. При участии Е. община получила в дар в С.-Петербурге на М. Охте деревянный дом, где впосл. возникло монастырское подворье. Е. пожертвовал в мон-рь икону Христа Спасителя с волосками Христовыми, полученную им в 1864 г. от патриарха К-польского Софрония III и отмеченную знамениями в Костромской и С.-Петербургской губерниях. Вместе с архим. Лаврентием он передал мон-рю листок с собственноручной надписью свт. Тихона. Е. подолгу жил в основанной им обители, наблюдая за строительными работами. После достройки и освящения келейного корпуса с храмом (1871) строительная комиссия прекратила существование, однако до конца своих дней Е. продолжал нести попечение о Короцком мон-ре.

http://pravenc.ru/text/189667.html

По проектам столичных архитекторов в Воронеже созданы ц. Печерских чудотворцев Покровского мон-ря (1832-1835, архит. А. И. Мельников, перестроена) с плоским куполом на низком, глухом барабане, ц. арх. Михаила в Михайловском кадетском корпусе (1845, архит. К. Детлов, не сохр.), прямоугольный зал с 2-ярусной колоннадой по периметру и хорами, в 30-х гг. XIX в. по рисункам О. И. Бове был отделан внутри Благовещенский собор Митрофанова мон-ря. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы в Боброве. 1863 г. Фотография. 2003 г. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы в Боброве. 1863 г. Фотография. 2003 г. В период активного торгово-экономического развития края (с 60-х гг. XIX в.) повсеместно строили храмы с разными объемно-планировочными решениями, в крупномасштабном декоре к-рых использовались мотивы средневек. зодчества Руси и Зап. Европы, ренессанса, барокко, классицизма, модерна. В крупных поселениях, напр. в слободе Бутурлиновке, возводили 2-ю или 3-ю церковь, приходские школы, богадельни, лавки, составлявшие своеобразные комплексы. В больницах, приютах и учебных заведениях устраивались домовые церкви, напр. ц. свт. Алексия, митр. Московского, при воронежском реальном уч-ще (1896, архит. А. М. Баранов). Были основаны новые мон-ри: Варваринский (в дер. Сомовке Нижнедевицкого у.), Знаменский в Землянском у. (1866, по инициативе баронессы А. П. Боде, ныне в руинах), Казанский (в с. Таволжанка Новохопёрского у.); в Дивногорском мон-ре в традициях классицизма сооружена Успенская ц. (1886) с 3-лепестковым ядром и трапезной. После прославления свт. Митрофана (1832) и свт. Тихона Задонского (1861) началось устройство храмов и приделов в их честь, много мон-рей возникло в Задонске и около него (в честь свт. Тихона муж., жен. Троицкий Тихонов и Богородицкий Тихонов Тюнин). В 40-х гг. XIX в. появились первые постройки в византийско-рус. стиле, связанные с творчеством К. А. Тона, напр. ц. Крестовоздвижения в Бутурлиновке (1841), где мотивы древнерус. архитектуры (килевидные наличники, луковичные главы) сочетались с классической основой и др. элементами декора. По проекту Тона в задонском Богородицком мон-ре был выстроен 3-этажный, с 8 престолами, 5-купольный собор в честь Владимирской иконы Божией Матери (1845-1853); подобного типа крестово-купольный 5-главый Воскресенский собор (1861) в Новохопёрске и Успенская ц. (1863) в Боброве, конусовидные основания центральных глав к-рых сродни ц. вмц. Екатерины в С.-Петербурге по проекту Тона (1830), ц. Покрова Пресв. Богородицы (1871-1872) в слободе Бутурлиновке и ц. арх. Михаила (1897) в с. Ср. Карачан. Покровская ц. в Бутурлиновке при крупном масштабе благодаря вертикальным членениям фасадов, высоким арочным окнам, килевидным очертаниям оконных архивольтов, кокошников в завершении фасадов и алтарных апсид обладает хорошими пропорциями и стройным силуэтом.

http://pravenc.ru/text/155254.html

Е. м. посещали И. А. Бунин , Л. Н. Толстой , В. В. Розанов , а также представители дома Романовых (вел. князья Михаил Александрович и Николай Павлович) и др. Бунин в романе «Жизнь Арсеньева» писал о Е. м.: «Монастырь так и сиял против солнца мелованной белизной своих стен… такой тонкой, чистой, древнерусской иконописной красоты, что я, пораженный, даже остановился» ( Бунин И. А. Жизнь Арсеньева. М., 1996. С. 28). Воспоминания о посещении мон-ря оставили Вас. И. Немирович-Данченко ( Немирович-Данченко В. И. Наши мон-ри. М., 2000. С. 120) и ельчанин К. В. Скуфьин ( Скуфьин. 1991. Ркп.). Постройки В 80-х гг. XVII в. в Е. м. находились деревянные церкви в честь Рождества Пресв. Богородицы и во имя свт. Николая Чудотворца, 12 келий, «хлебня и... взамет», появившийся «строением гостя Григорея Шустова и иных» (ГА Липецкой обл. Ф. 167. Оп. 1. Д. 25. Л. 16 об.). В писцовой книге 1691 г. упомянуто 18 келий (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 137. Л. 15-16). 12 апр. 1769 г. все постройки сгорели. По благословению свт. Тихона Задонского елецкий купец К. Н. Кожухов выстроил для оставшихся на Каменной горе сестер кельи, а в 1770 г.- небольшой деревянный Знаменский храм. К 1795 г. в общине имелось ок. 22 келий, построенных в 2 линии, между к-рыми находилась Знаменская ц., строения окружала деревянная ограда на столбах, обшитых еловым тесом, с входными воротами. Вид на Знаменский мон-рь со стороны св. источника. Фотография. 2008 г. Вид на Знаменский мон-рь со стороны св. источника. Фотография. 2008 г. С кон. XVIII в. на пожертвования помещицы Елецкого у. А. И. Хлусовой «стараниями Олимпиады Ивановой, Ивана Васильевича Шапошникова и свящ. И. Я. Соломина» (ГА Липецкой обл. Ф. 167. Оп. 1. Д. 25. Л. 17) на территории Е. м. возводился (сначала как приходский) каменный соборный Знаменский храм. В строительстве принимали непосредственное участие и сестры обители: носили из-под горы камни для фундамента, вели земляные работы, обжигали кирпич и готовили раствор. В 1805 г. был освящен один из престолов, полное же освящение Знаменского собора состоялось 4 окт. 1813 г. по благословению еп. Орловского и Севского Досифея (Ильина). В храмовой части собора были устроены теплые приделы: правый - во имя свт. Димитрия Ростовского, левый - во имя прп. Варлаама Хутынского (с 1861 и свт. Тихона Задонского). Старая деревянная Знаменская ц. была упразднена.

http://pravenc.ru/text/189787.html

С. Русановым. «Каменные ворота да часовенка в виде каменного столба на месте святого престола Троицкого храма» были единственными постройками прежней обители, сохранившимися до нач. ХХ в. Двухметровая часовня-столб, покрытая 4-скатной кровлей, завершалась 8-конечным крестом, по бокам имелись ниши с иконами и лампадами. Фасад Тихвинской ц. Троицкого мон-ря. Р. . В. Новосельцева Фасад Тихвинской ц. Троицкого мон-ря. Р. . В. Новосельцева Торжественное открытие на новом месте Е. м. и освящение Троицкого собора совершил 6 сент. 1836 г. еп. Никодим (Быстрицкий). Новый комплекс Е. м. представлял в плане правильный прямоугольник со стенами высотой 8,5 м, 4 башнями по углам и надвратной колокольней в середине сев. стены. Все постройки этого времени, в т. ч. 5-главый Троицкий храм и братский корпус, были выполнены в стилистике ампира. Сложившийся к нач. XX в. ансамбль Е. м. представлял собой крупный архитектурный (2 собора, 3 храма, более 20 капитальных построек) и адм. комплекс (резиденция Елецких епископов). Летний Троицкий собор (1820-1836), построенный иждивением купцов Шапошниковых, Талдыкиных и Калабиных, имел с сев. и юж. сторон фасады, украшенные портиками, с зап. стороны у паперти - 2 притвора для ризницы. 6 сент. 1836 г. еп. Никодим освятил в трапезной приделы во имя апостолов Петра и Павла и прп. Евдокии. Собор украшал 5-ярусный иконостас (12,8×8,5 м). В 1848 г. на средства купца П. К. Горшкова местные иконы в соборе были украшены окладами из позолоченного серебра 84-й пробы общим весом 42 кг. Внутри собор был расписан худож. П. А. Соколовым - правнуком свт. Тихона Задонского (Соколова), снаружи отштукатурен и окрашен в голубой цвет. Освещался 3-ярусным бронзовым золоченым паникадилом на 32 свечи, пожертвованным елецким купцом М. И. Поповым. Колокольня Троицкого мон-ря. 1836 г. Фотография. 2008 г. Колокольня Троицкого мон-ря. 1836 г. Фотография. 2008 г. Второй каменный собор, в честь Тихвинской иконы Божией Матери (18×18 м, высота 12,8 м), строился в неск. этапов. 5 окт.

http://pravenc.ru/text/367381.html

Изъятие монастырского имущества имело место еще до вступления в силу декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В ночь на 18 янв. 1918 г. в Юрьев мон-рь прибыли конные вооруженные солдаты для реквизиции скота, хлеба, овощей, сена и овса. Согласно предъявленному солдатами предписанию, разрешалось оставить по 1 корове на 5 рабочих, не считая монахов, к-рые «исключены из пользования молоком». После того как братия обители накормила солдат, устроила их в лучшие кельи и позаботилась о лошадях, солдаты забрали 7 коров из 14, а 2 велели срочно продать. Продовольственные запасы не изымались. Во мн. др. мон-рях реквизировали скот. 19 янв. 1918 г. комиссия из 3 членов Боровичского уисполкома описала имущество боровичского Духосошественского мон-ря. После этого для защиты монастырского имущества у ограды обители собралась толпа, члены комиссии были избиты. Впосл. губ. ревтрибунал приговорил участников избиения к штрафам. Настоятель Валдайского Иверского мон-ря архим. Иосиф (Николаевский-Невский; впосл. епископ) докладывал в Новгородскую духовную консисторию, что крестьяне с разрешения волостных земельных комитетов начали рубить лес на монастырских дачах Короцкого во имя свт. Тихона Задонского женского, Успенского женского и боровичского Духосошественского мужского мон-рей, а рыбные ловли на принадлежавшем Валдайскому Иверскому мон-рю Ужинском оз. местный волостной земельный комитет сдал в аренду «помимо монастыря». Протесты монашествующих власти игнорировали. В нек-рых случаях верующим недолгое время удавалось защищать монастырское имущество. 22 янв. 1918 г. еп. Алексий сообщал митр. Арсению, что «в Хутыни народ отстоял и не дал отнять коров». Однако вскоре в Хутынский монастырь прибыли 27 вооруженных солдат и изъяли скот. 29 янв. (11 февр.) 1918 г. еп. Алексий возглавил общее собрание «объединенного духовенства и мирян» для обсуждения вопроса об охране церковных ценностей и о защите интересов Церкви. Оно началось в консистории, но из-за большого числа участников было перенесено в Софийский собор. Собрание постановило защищать святыни и церковные ценности; для этих целей было образовано братство. На собрании также обсуждалось проведение крестного хода с молениями об избавлении Церкви от гонений, но еп. Алексий отклонил этот вопрос. 30 янв. (12 февр.) Тихвинский викарий узнал о том, что 28 янв. (10 февр.) аналогичный крестный ход в Москве «прошел хорошо». 11(24) февр. состоялся крестный ход из Софийского собора в Знаменский, а затем в Никольский. Еп. Алексий отмечал, что в шествии участвовал «весь Новгород», а сам архиерей готовился к крестному ходу без страха, но «как к последнему, и приготовился вернуться домой - или раненым, или убитым…». Однако мероприятие, по словам еп. Алексия, прошло «удивительно хорошо, и величественно и внушительно», при этом удалось избежать эксцессов (Письма Патриарха Алексия своему духовнику. С. 116, 119-120).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Вместо 3 благочиний, существовавших в послевоенные десятилетия, распоряжением патриарха от 10 мая 1991 г. были образованы 6 благочиннических округов: Всехсвятский, Даниловский, Донской, Преображенский, Троицкий, Центральный. На Епархиальном собрании духовенства Москвы 11 дек. 1992 г. патриарх объявил о создании еще 2 благочиннических округов: Китайгородского и Москворецкого. Церковь во имя свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (бывш. тюремный храм свт. Тихона Задонского). Фотография. 2017 г. Церковь во имя свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (бывш. тюремный храм свт. Тихона Задонского). Фотография. 2017 г. Шло возвращение мон-рей М. е. 23 марта 1991 г. был возрожден Новоспасский мон-рь, 1 мая 1991 г. освящен Успенский храм новооткрытого Николо-Угрешского монастыря, в янв. 1993 г. Церкви вернули часть комплекса Андреевского монастыря, где разместилась Синодальная б-ка (позже в обители возобновилась и монашеская жизнь). К 1993 г. в Москве действовали 4 монастыря (3 мужских, женский) и 222 приходских храма (самостоятельных приходов насчитывалось 194, остальные общины не имели храмов), а также 10 храмов при гос. учреждениях и 7 храмов при учреждениях Московской Патриархии. В клире состояли 336 священников и 99 диаконов. В Московской обл. действовали 435 приходов и 4 мон-ря, в клире состояли 441 священник и 37 диаконов. Церковь свт. Николая Чудотворца в Клённиках на Маросейке. Фотография. 2015 г. Церковь свт. Николая Чудотворца в Клённиках на Маросейке. Фотография. 2015 г. Складывалась система церковного социального служения. 22 нояб. 1990 г. был освящен Димитриевский больничный храм при 1-й Градской больнице, с этого времени при нем существует епархиальное сестричество во имя блгв. царевича Димитрия (зарегистрировано 18 июля 1991) под рук. еп. Пантелеимона (Шатова; до 2010 протоиерей Аркадий Шатов). В 1992 г. открылось Свято-Димитриевское уч-ще сестер милосердия. 26 мая 1992 г. 5-я Градская клиническая больница, расположенная на территории существовавшего до 1918 г.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

К нач. XX в. в А. м. было 3 храма: одноэтажный каменный собор в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (освящен 19 окт. 1697), в соборе хранилась чтимая икона св. Иоанна Крестителя; ц. Сретения Господня (нач. XVII в., с 1730 каменная), в 1895 г. церковь была разобрана, к 1899 г. на ее месте построен пятикупольный трехпрестольный Сретенский храм с приделами в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и свт. Тихона Задонского (25 июля 1899 освящен храм, в 1909 - приделы); в 1787 г. в колокольне над святыми вратами была устроена каменная ц. во имя мч. Иоанна Воина. Колокольня с ц. во имя мч. Иоанна Воина в астраханском во имя св. Иоанна Предтечи мон-ре. 1787 г. Колокольня с ц. во имя мч. Иоанна Воина в астраханском во имя св. Иоанна Предтечи мон-ре. 1787 г. Согласно царским грамотам 1689-1696 гг., на содержание А. м. предоставлялись: перевоз, лодочный караул, пристань и плоты на р. Кутум с землями, таможенный сбор с садов и огородов, место для кузницы и право сбора на озерах до 10 тыс. пудов соли беспошлинно. В 1727 г. А. м. лишился соляного промысла. В 1760 г. губернская канцелярия предоставила обители сенокосные угодья на островке между реками Болда, Басурманская и Яманцуг. В 1790 г. из рыболовных доходов архиерейского дома мон-рю было назначено 120 р. Указом от 18 дек. 1797 г. из казны мон-рю отпускалось 300 р. в год. В XIX в. А. м. получал небольшое денежное содержание от князей Куракиных и доходы от пароходной пристани на Волге, садов на Ивановском бугре, Ивановского сенокосного о-ва на р. Черепахе, Балачугских сенокосных угодий. После упразднения в 1873 г. астраханского Преображенского мон-ря часть его имущества была передана А. м. А. м. был центром духовного просвещения края. В июне 1722 г. при нем была открыта школа для детей церковнослужителей, в 1730 г. архим. Никодимом (Ленкевичем) - школа для детей калмыков. В 1733 г., когда архим. Никодим был уволен по болезни на покой в Златоверхий киевский во имя св. арх. Михаила мон-рь , школу перевели в астраханский Преображенский мон-рь. В 50-80-х гг. XIX в. при мон-ре обучались от 15 до 40 детей. В 1886 г. было построено каменное школьное здание, в 1902 г. школа была переведена на нижний этаж нового настоятельского дома.

http://pravenc.ru/text/76742.html

Настоятелями и насельниками В. м. являлись буд. архиереи: Аарон (Еропкин) , Дамаскин (Аскаронский), Антоний (Знаменский) , Феофилакт (Русанов) , Иустин (Вишневский) , Амвросий (Протасов) , Амвросий (Рождественский-Вещезеров) , Владимир (Ужинский) . Среди старцев В. м. известен молчальник мон. Пахомий († 1886), стяжавший дары молитвы и прозорливости. Др. чтимым подвижником был настоятель В. м. архим. Лаврентий (Макаров; 1854-1876), прежде служивший наместником Киево-Печерской лавры . Архим. Лаврентий установил крестные ходы с чудотворной Иверской иконой Божией Матери в Валдай, Демянск, Боровичи и по уездам Новгородской и соседних губерний. В 1848 г. после крестного хода прекратилась сильнейшая эпидемия холеры, в память об этом событии в 1849 г. определением Синода были утверждены ежегодный крестный ход из мон-ря вокруг г. Валдая и совершение молебнов с 28 июля по 6 авг. Крестные ходы совершались и в престольные праздники - Успения Божией Матери, Богоявления, в день памяти св. Иакова Боровичского (23 окт.). В 1858 г. попечением архим. Лаврентия были изготовлены новая рака для мощей св. Иакова, новая золотая риза с драгоценными камнями для Иверской иконы. При архим. Лаврентии был позолочен иконостас Успенского собора, отремонтированы все монастырские храмы и жилые постройки, устроена гостиница для паломников. После открытия в 1861 г. мощей свт. Тихона Задонского на родине святителя в с. Короцком Валдайского у. была основана жен. общежительная община, в создании которой архим. Лаврентий принимал деятельное участие. Архим. Лаврентий погребен в зап. притворе Успенского собора. К нач. XX в. при В. м. действовала школа грамоты для 10 мальчиков-сирот, живших в мон-ре. К 1918 г. число братии В. м. составляло ок. 70 чел.- монахов и трудников, обитель владела ок. 5 га монастырских угодий и 200 га садов, огородов, пахот, пастбищ. 1917-2003 гг. Колокольня Валдайского Иверского мон-ря. 1679–1689 гг. Фотография. 2002 г. Колокольня Валдайского Иверского мон-ря. 1679–1689 гг. Фотография.

http://pravenc.ru/text/153903.html

в Полюстрове, а именно сев. придела во имя свт. Феодосия Черниговского в рус. стиле (1898-1899, церковь разрушена после 1933); перестройки ц. св. блгв. кн. Александра Невского при подворье Александро-Свирского мон-ря с устройством в рус. стиле XVII в. звонницы и приделов во имя сщмч. Симеона Персидского и свт. Иулиана (Разъезжая ул., 25) (1889-1891, полностью перестроена); Голгофы в Казанском соборе (худож. В. В. Васильев; 1891, не сохр.); домовой ц. свт. Николая Чудотворца при 7-й гимназии с элементами классицизма и русского стиля (1897, не сохр.); вероятно, деревянной 5-главой ц. свт. Моисея, архиеп. Новгородского, при подворье новгородского Сковородского Михайловского мон-ря (ул. Коммуны, 58) (1900-1901, снесена в 40-х гг. XX в.). Не были реализованы в постройке проекты Успенской часовни на Александровском кладбище за Невской заставой (1904) и часовни Короцкого свт. Тихона Задонского мон-ря по Малоохтинскому проспекту, 10 (1906). Представляется вероятным участие Н. в постройке в русском стиле по проекту А. Ф. Барановского деревянной ц. прп. Серафима Саровского на Новодеревенском (Серафимовском) кладбище (1906-1907). Иоанновский мон-рь в С.-Петербурге. Фотография. 2015 г. Иоанновский мон-рь в С.-Петербурге. Фотография. 2015 г. Из приходских храмов в пределах С.-Петербургской епархии следует выделить церкви: свт. Николая в дер. Котлы (1882-1888); 3-престольную ц. Покрова Пресв. Богородицы в дер. Хотнежа (1893-1897, ныне разрушается); ц. свт. Николая в дер. Поля (ныне г. Сланцы) (1893-1898, перестройка, разрушена в 60-х гг. XX в.); 3-престольную ц. Рождества Пресв. Богородицы в дер. Пенино (1893-1900, основной жертвователь - с.-петербургский купец 2-й гильдии C. Г. Гаврилов, уроженец дер. Ожево); ц. апостолов Петра и Павла в с. Грызове (ныне дер. Заполье) (проект 1893 или 1896 г., 1898-1901, ныне руины); ц. Воскресения Христова (совр. дер. Торошковичи) (проект 1887 г., построена в 1899-1906), ц. Успения Пресв. Богородицы при Доложских пещерах (близ совр. дер. Заручье) (1907-1908, разрушена в 50-60-х гг.

http://pravenc.ru/text/2577581.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010