1875. 16. С. 1010). Во 2-й пол. 50-х гг. XIX в. икона была перенесена во вновь построенный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Икона была одной из самых почитаемых святынь в В. Поочье. По свидетельству архим. Никодима (Мерцалова; ок. 1765), всякое знаменательное событие начиналось в обители с поклонения Тихвинской иконе Божией Матери «и сопровождалось... то особою литургиею, то молебным пением, то другими священнодействиями» (Там же. 17. С. 1098). В О. Б. м. находились также небольшие списки Тихвинской иконы Божией Матери, к-рые позднее могли использоваться в качестве икон-заместительниц в крестных ходах. Описная книга 1701 г. зафиксировала «местами золоченный» резной иконостас Троицкого собора; иконы в соборе «писаны на красках, и… по белому железу», украшены «венцами серебряными, золочеными, гладкими, в привесе крест серебряной вызолочен». Помимо Тихвинской иконы Божией Матери, в описании отмечались Страстная икона Божией Матери, «у правого столпа Образ Пресвятые Богородицы Печерския», а также 2 Казанские иконы Божией Матери в богатых серебряных окладах (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Ч. 1. Д. 21. Л. 85). В 1706 г. постриженик О. Б. м. Гавриил (Русской), тогда служивший ризничим при митр. Казанском и Свияжском Тихоне (Воинове) , преподнес в дар обители еще одну Казанскую икону Божией Матери - в серебряном окладе, в к-рый были вложены «риза Господня и часть камня гроба Господня; мощи Евангелистов Матфея и Луки, святителей Василия Великого и Григория Богослова, Иоанна Златоуста, московских чудотворцев: Петра, Алексея, Ионы и Филиппа, св. Гурия, Варсонофия, Германа, Алексея, человека Божия, Иоанна Милостивого, Иоанна Коливита, Никиты Новгородского» ( Пясецкий. 1875. 16. С. 1007-1008). В О. Б. м. хранились вложенные царицей Марией Ильиничной крест и сосуд серебряные с надписью: «176 года августа 20 день сей крест Государыня Царица Марья Ильинична построила по отце своем по боярине Илии Даниловиче во Оптине монастыре в вечный поминок»; печатное напрестольное Евангелие 1698 г., вложенное в обитель в 1706 г.

http://pravenc.ru/text/2581449.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Тихвинская икона Тихвинская икона Афон     Афон. Ильинский скит     Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, одна из икон, написанных святым апостолом и Евангелистом Лукой. В V веке она была перенесена в Константинополь из Иерусалима, где впоследствии для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла из храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. Чудесно носимая с места на место, она остановилась близ города Тихвина. На месте явления иконы был построен деревянный храм в честь Успения Богородицы. В 1560 году по приказу царя Ивана Грозного при храме был устроен мужской монастырь, обнесенный каменной стеной. В 1613 - 1614 годах шведские войска, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, но заступлением Божией Матери обитель была спасена. Так, однажды, узнав о приближении шведского войска, иноки решили бежать из монастыря, взяв чудотворную икону, но не могли сдвинуть ее с места. Это чудо остановило малодушных, и они остались в монастыре, уповая на защиту Божией Матери. Незначительные по числу защитники монастыря успешно отражали атаки намного превосходивших их сил противника. Наступающим шведам то представлялась многочисленная рать русских, идущая от Москвы, то какое-то небесное воинство, и они обращались в бегство. Тихвинская икона Божией Матери После чудесной победы над шведами в монастырь прибыли царские послы. Сняв список с чудотворной иконы, они отправились в деревню Столбово, в 50 верстах от Тихвина, где 10 февраля 1617 года был заключен мир со шведами. Главною порукою мира с русской стороны был принесенный список с чудотворной иконы. Впоследствии этот список был принесен в Москву и поставлен в Успенском соборе, а затем по просьбе новгородцев, участников войны со шведами, отправлен в Новгород и поставлен в Софийском соборе.       АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПЕРЕД ЕЯ ИКОНОЙ, ИМЕНУЕМОЙ " ТИХВИНСКАЯ " Кондак 1 Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице благодарственная пения восписуем о явлении чудныя Ея иконы, к Нейже притекающии присно избавляются от враг видимых и невидимых. Ты же, Госпоже Неба и земли, яко милосердная Мати, приими ныне малое сие моление наше и неотступну никогда же сотвори милость Твою от нас и заступление, охраняющи от всех бед и напастей нас, зовущих Ти: Радуйся, Владычице, милостивая о нас пред Богом Заступнице.

http://isihazm.ru/?id=835&c_pid=8

Дмитров. Церковь Троицы Живоначальной (Тихвинская). Церковь Троице-Тихвинская Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В XVII-XVIII в.в. в Дмитрове на посаде находилась деревянная церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В 1795 году на ее месте стараниями Г.И. Ложкина и А.С. Фуфаева была заложена ныне существующая кирпичная церковь. Образцом для ее строительства послужила Никитская церковь города Владимира , специально обмерянная для этой цели в 1794 году. В 1801 году вновь выстроенный храм был освящен. Сочетание стилей барокко и классицизма придавало храму неповторимую красоту и своеобразие. Архитектурная композиция церкви создает впечатление «корабля-ковчега с горящей на нем свечой». На первом этаже храма находиться теплая церковь святителя Николая Чудотворца, на втором холодная Троицкая. На третьем этаже располагался придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери, который в 1890 году был переделан под хоры с балконом. Нижняя Никольская церковь была великолепно расписана. В советские годы храм закрыли и разграбили. Были утрачены росписи Никольской церкви, иконостас и церковная утварь. Долгие годы в церкви размещалась артель Всесоюзного общества слепых. В 1996 году храм был возвращен Церкви. На средства прихожан в нем ведутся восстановительные работы. В церкви находится Тихвинская икона Божией Матери старого письма, уцелевшая реликвия прихода, бережно сохраненная прихожанином и еще несколько старых икон. Из книги: Шолохова Т.В. Святыни земли Дмитровской. - М.: Издательская группа " Жизнь " , 2004 Церковь Троицкая-Тихвинская построена на средства прихожан по образцу Никитской церкви города Владимира середины 18 века. Строительство, задуманное в 1794 году, когда были сделаны обмеры прототипа, закончено в 1801 году. Особенность заказа объясняет древние для эпохи классицизма художественные формы храма, представляющие провинциальное подобие на произведения растреллевского барокко. Своеобразна и объёмна композиция. Кирпичное оштукатуренное, в основе двухэтажное здание с тридиционным трёхчастным членением плана, над трапезной имеет дополнительный, третий этаж. Утраченная благодаря этому стройность четверика храма воздаётся усложнённым, ярусным его завершением. Перекрытия сводчатые. Окна помещены в глубоких амбразурах. Внутреннее пространство храма изменено. Фасады, почти лишённые горизонтальных членений, оживляются наличниками разнообразного рисунка, особенно выразительными на колокольне.

http://sobory.ru/article/?object=00401

Одним из примеров такого пространного цикла является роспись ц. Богородицы Перивлепты (свт. Климента) в Охриде (1395). Сцены протоевангельского и успенского циклов занимают средний регистр юж. стены и зап. стену (напр., в ц. Иоакима и Анны (Кралевой) мон-ря Студеница (Сербия), 1314). В ц. мон-ря Хора 20 композиций протоевангельского цикла представлены на сводах и стенах экзонартекса. В XV-XVI вв. в рус. искусстве получают распространение иконы Божией Матери со сценами жития в клеймах. Подобные изображения были известны в визант. искусстве (диптих XII в., Гос. музеи Берлина). На рус. иконах среди сюжетов успенского цикла выделяются: Моление Богородицы на горе Елеонской, Смертное благовещение, Положение ризы и пояса Богородицы (Тихвинская икона Божией Матери с клеймами жития, XV в., НГОМЗ; Смоленская икона Божией Матери, XVI в., ГТГ). Житийные иконы Божией Матери явились основой для развития принципиально нового типа икон со сказанием о чудесах. Этот иконографический тип, известный в визант. искусстве, получил развитие на Руси во 2-й пол. XVI-XVII в., что связано с литургическим почитанием чудотворных икон и составлением им специальных служб. Развитие текста сказания нашло прямое отражение в памятниках иконографии Богородицы, основанных на различных редакциях текста («Владимирская икона с клеймами сказания о Темир-Аксаке», XVI в., ПГХГ; «Владимирская икона с 64 клеймами Сказания о ее чудесах», XVII в., ЦМиАР; Тихвинская икона , XVI в., Благовещенский собор Московского Кремля; Тихвинская икона из Балахны со сценами осады мон-ря шведами, XVII в., ЦмиАР; Тихвинская икона с житием и чудесами в 99 клеймах, XVII в., Успенский собор Московского Кремля; Казанская икона, XVII в., СИХМ; Толгская икона, XVII в., ЯХМ, ср.: Феодоровская икона, 2001, Пахомиев Нерехтский жен. мон-рь Костромской епархии). Лит.: Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы; Бухарев И. Иконы; Лихачев Н. П. Мат-лы для истории рус. иконописания. СПб., 1906; он же. Историческое значение итало-греч. живописи: Изображение Богоматери в произведениях итало-греч.

http://pravenc.ru/text/149527.html

Под покровительством Богородицы Тихвинская икона была возвращена в Успенский монастырь в Тихвине 9 июля 2004 года. Встреча чудотворной иконы на Соборной площади Тихвина и чествование протоиерея Сергия Гарклавса В 2010 году власти Ленинградской области выделили земельный участок под строительство дома для отца Сергия возле Тихвинского Богородичного Успенского монастыря. В 2012 году протоиерей Сергий Гарклавс получил российское гражданство. И, наконец, в декабре 2012 года, накануне своего 85-летия, отец Сергий вернулся в Россию и поселился в Тихвине, возле Тихвинского Успенского монастыря, где нес послушание духовника братии. « Тихвинская икона Божией Матери в особенности показывает, как скорбь и радость, конфликты и их преодоление, борьба и мир взаимодействуют друг с другом. История Тихвинской иконы – это история всех людей и каждого из нас в кратко выраженной форме: духовное рождение и просвещение, преданность и открытия, утрата веры и опустошение, изгнание и покаяние, возрождение и, наконец, возвращение домой. Во всём, что происходит со всеми людьми и с каждым из нас, Господь нас не покидает, ибо мы знаем, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу» (Рим. 8:28)», – писал сын протоиерея Сергия, протоиерей Александр Гарклавс. Протоиерей Сергий Гарклавс. Фото: «Вода живая» Тихвинская икона Божией Матери относится к иконографическому типу икон Богородицы, носящему название Одигитрия (Путеводительница), характерной особенностью которого является общение Пресвятой Девы с Младенцем Христом, их обращенность друг к другу. Изображение Богоматери поясное, Младенец сидит на левой руке Матери. Ноги Младенца согнуты в коленях и Его правая стопа находится под левой. В левой руке Он держит свиток, правой благословляет. Тихвинская икона Божией Матери – одна из восьми чудотворных и наиболее почитаемых в России икон Богородицы. Она считается покровительницей младенцев, ее называют «детской». Она помогает детям в болезнях, успокаивает беспокойных и непослушных, помогает им в выборе друзей, ограждает от дурного влияния улицы. Считается, что она укрепляет связь между родителями и детьми. Женщинам помогает при родах и в период беременности. Также к Богородице перед Ее иконой «Тихвинская» обращаются с молитвой о прозрении слепых, исцелении бесноватых, при болезнях детей, расслаблении суставов, при параличе.

http://pravmir.ru/hraniteli-tihvinskoy-i...

Пред Тихвинскою иконою Божией Матери православные молятся о сохранении здоровья младенцев, для чего назначена особенная молитва. 26.06. Тихвинская-Переяславская В Переяславле посреди Троицкого Даниилова монастыря находится соборная одноглавая церковь , которая сооружена великим князем Василием Иоанновичем. На северной стороне церкви устроен придел во имя прп. Даниила, основателя обители. Придел сей сооружён в 1660 году с благословения патриарха Никона . В нем за левым клиросом находится чудотворная икона Тихвинской Богоматери, принесённая сюда преподобным Даниилом из Боровского Пафнутиева монастыря. Икона украшена среброкованою ризою и жемчугом. 26.06. Тихвинская- Цивильская Тихвинская- Цивильская В 1670 году, в октябре, шайка Стеньки Разина готовилась сделать нападение на г. Цивильск Казанской губернии. В ночь, накануне их нападения, одной вдове, Ульяне Васильевой, было видение от Тихвинской иконы, стоявшей в соборной церкви в Цивильске. Небесная Заступница повелела, чтоб осаждённые мужались, потому что Её предстательством разинская шайка не возьмёт города, и чтоб в благодарность за спасение жители выстроили во имя Божией Матери монастырь позади города, между реками Большой и Малой Цивилей, между болотом и Стрелецким лугом. Город не был взят, и жители устроили на указанном месте монастырь, а с чудотворной Тихвинской иконы Богоматери сделали верный снимок и поставили его в монастыре. 26.06. Тихвинская – на Красном поле В 1643 году новгородцам Димитрию и Василию Воскобойниковым во время шестинедельного плавания их по морю явилась во сне Пресвятая Богородица и повелела взять Свой образ из земли иноплеменников и привезти в Россию, угрожая смертью, если не исполнят Её приказания. Шесть недель носило их по волнам морским и наконец их выбросило на Березовый остров (Биоркэ); они вышли на берег и, к ужасу своему, увидели, что из Тихвинской иконы сделаны двери чулана в доме латинского священника. Они выменяли у него эту икону за 15 любекских ефимков, взяли её с собою на корабль и, прибыв в Новгород, поставили её в Воскресенский монастырь, ныне Воскресенская приходская церковь на Красном Поле. Мера иконы – 2 аршина вышины и 1 аршин с четвертью ширины. 26.06. Тихвинская -в Афанасьевском монастыре

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 3 (64) , (0) . в этом году (за прошлые годы с 2018-09-10) Происхождение изображения: Загружено 2018-09-10, анонимно. Описание: ТИХВИНСКАЯ ОПОЛЧЕННАЯ 1 июля 2014 года братия Тихвинского Успенского монастыря торжественно передала список Тихвинской Ополченной иконы Божией Матери представителям ополченцев Донецкой и Луганской народных республик Этот список иконы сопровождал русских ополченцев во время Отечественной войны 1812 года и был с ними на Бородинском поле. Затем Тихвинская ополченная икона Божией Матери сопровождала тихвинскую дружину ополчения и во время Крымской кампании 1855–1856 годов. В праздник Тихвинской иконы Богоматери полководец Павел Нахимов за два дня до того, как получил смертельное ранение на Малаховом кургане, исповедовался и причастился перед этим образом и прошел с ним крестным ходом вокруг Владимирского собора в Севастополе. В Москве 3 июля 2014 года в храме Живоначальной Троицы на Воробьевых горах состоялся молебен перед древним списком иконы, после чего ее отправили в Донецк, куда святыня прибыла 11 июля 2014 года. Икона побывали в Донецке, Луганске, Дебальцево и стала одной из главных святынь ополчения Новороссии. см. http://alexandrtrofimov.ru/?p=6855 также в Список всех редких икон Тихвинская Ополченная (в Тихвинском монастыре) К замечательным и чтимым копиям с подлинной иконы Богоматери принадлежит и так называемая Ополченная икона, находящаяся в том же Тихвинском монастыре. Ополченною она именуется потому, что она сопутствовала Тихвинскому ополчению во время войны с французами в 1812 году. Император Александр I манифестом 6 июля этого года призывал русских людей составлять ополчения против неприятеля, вторгавшегося в пределы России. Верные призыву своего государя, русские стали составлять народные ополчения. В Тихвине также образовалась народная дружина. Отслужив молебен перед чудотворной Тихвинской иконой Богоматери, эта дружина получила от обители список с подлинной иконы, в знамение дивного заступления Пресвятой Богородицы. По окончании войны Ополченная икона была возвращена в монастырь с украшениями.

http://pravicon.com/image-32645

При возвращении из Петербурга в июне 1811 г. Игуменья Таисия предъявила в Перми Епископу Иустину выданные ей, по предложению Митрополита Новгородского Амвросия, из Новгородского Кафедрального Софийского собора двадцать пять частей святых мощей для Новотихвинской обители. По совершении священного обряда водоосвящения 11 июня в Петропавловском соборе, святые мощи были положены в нарочно изготовленный для сего образ и того же числа вместе с иконою Тихвинской Божией Матери препровождены с священною церемониею в г. Екатеринбург, в который были внесены 26 июня, в день Тихвинской Божией Матери. Вокруг обители и всего города был совершен крестный ход, который в этот день ежегодно бывает и ныне. Епархиальным начальством было дозволено образ со святыми мощами и упомянутую икону носить для отправления молебнов и всенощных бдений в дома граждан и окружные селения. «Везде видно было одинаковое усердие христиан к принятию икон в дома для молебствий», доносила Игуменья Таисия Епископу Иустину от 9 декабря 1813 г. Во время крестного хода по разным уездам получался значительный сбор в пользу обители. От 9 ноября 1812 г. Игуменья Таисия донесла Преосвященному, что 7 сентября того года были подняты икона и образ со святыми мощами и носимы по городам Камышлову, Далматову и окружным селениям до 4 ноября. Во время хождения приложено прикладу как к церкви, так и на обитель, деньгами 611 руб. 13 коп., холста тысячи полторы аршин и кудели 6 пуд. и 3 фун. От 14 ноября 1813 г. донесено Епископу Иустину, что во время хождения с иконой Тихвинской Божией Матери по городам и уездам: Верхотурскому, Ирбитскому, Камышловскому, Шадринскому и Екатеринбургскому, от усердствующих на украшение и содержание обители поступило всего 1.634 руб. 67 коп., холста разного 3.252 арш. и кудели около двух пудов. Игуменья Таисия рапортом от 6-го Февраля 1812 г. испрашивала официальное разрешение носить икону по всей епархии. На требование Епископом Иустином от всех священнослужителей и прихожан епархии сведений, желают ли они принимать образ Тихвинской Божией Матери и крест с различными мощами, получены были, между прочим, следующие отзывы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Так, верующие исцелялись по молитвам перед образом Пресвятой Богородицы от различных душевных и телесных недугов. После молебного пения пред Тихвинской иконой находили пропавших людей, украденные вещи, получали помощь в семейной жизни, утешение в скорби, примирение враждующих. Самый известный случай чудотворной помощи этой иконы зафиксирован был в 1871 г., когда в Раненбурге и окрестностях свирепствовала холера. 28 июля был совершён крестный ход с Тихвинской иконой Божией Матери вокруг города, а 25 августа – крестный ход вокруг сельца Шишкино, после чего наступило избавление от эпидемии. По ходатайству Раненбургской городской думы Святейший Синод в память этого события установил ежегодный крестный ход из Петропавловской пустыни в Раненбург с Тихвинской иконой Божией Матери 28 июня и принятием городским обществом чудотворной иконы на 10 дней. Традиция эта неукоснительно соблюдалась вплоть до революции 1917 г. Отметим, что в конце XIX – начале XX вв. традиционными стали «приглашения» Тихвинской иконы Божией Матери из Раненбургской пустыни в разные города и сёла Рязанской и Тамбовской губерний. Благочестивые жители окрестных сёл и городов благоговейно брали в свои дома эту чудо­творную икону, для освящения и благословения своих жилищ и своего достояния, для помощи болящим и на всякую пользу. По свидетельству старожилов, традиция эта сохранялась в Рязанской губернии вплоть до 1926 года. Особым почитанием пользовались и другие святыни Петропавловской пустыни. В частности, хранившиеся в соборном алтаре монастыря, за престолом, два малых образка св. апостолов Петра и Павла, присланные Петру Первому папой Климентом XI. В «Рязанских епархиальных ведомостях» за 1913 г. приводится их описание: «Две иконы в одной раме с изображением на одной апостола Петра, а на другой апостола Павла в медных позлащённых ризах. Иконы эти старинные, замечательной живописи, свидетельствуют о временах Петра Великого. В низу одной из икон надпись: «прислана Петру Великому от Папы Римского Климента XI», на другой – «Св. ап. Петра и Павла». Иконы присланы в дар обители Петром Великим». Однако в описях имущества монастыря, составленных ранее, этих икон нет!

http://sobory.ru/article/?object=11773

С приходом советской власти церковь Тихвинской иконы Божией Матери была упразднена и закрыта. Здание было приспособлено под местный клуб. Церковь была возвращена верующим лишь в начале 21 века. Были проведены ремонт и реконструкция здания. Сейчас церковь ежедневно открыта для посещений и активно функционирует. http://www.kaliningradgid.ru/architecture/ В 1932 году особо рьяные комсомольские активисты Кашкаранского рыболовецкого колхоза им. Сталина стали готовить очень важное, на их взгляд, мероприятие. Перед зданием Тихвинской церкви села, которое теперь стало называться колхозным клубом, предполагалось устроить громадный костер из икон, крестов и церковной утвари. При этом особое внимание уделялось показательному сжиганию той самой, чтимой (после ледяного нашествия с моря на деревню в 1888г.), чудотворной иконы Тихвинской Божьей Матери, на которую так уповали жители села. Однако накануне «мероприятия» чудотворный образ неожиданно исчез из Ленинской комнаты клуба. Это казалось странным, поскольку икона имела весьма внушительные размеры. Тем не менее, были предприняты все меры для поиска, обследованы все чердаки и подвалы, однако все оказалось безрезультатным. Икона, что называется, «как сквозь землю провалилась». Летом 1967 года четырехлетний Андрюша Дворников, играясо своими друзьями, забежал в сельский клуб. Там внимание мальчика привлекла доска-стенд с фотографиями передовиков колхоза. Он стоял, задрав голову, когда неожиданно доска с фотографиями стала отделяться от стены и рухнула прямо на него. Угол доски разбил ему губу, пошла кровь, и Андрюша заревел на весь клуб. Когда на этот плач сбежались дети и взрослые, то их взорам предстала удивительная картина. Посреди клуба стоял плачущий мальчик, а перед ним во всей своей красоте и величии лежала икона Божьей Матери Тихвинской. Так открылась тайна удивительного спасения иконы от рук безбожников в 1932 году. Оказалось, что икона Божьей Матери тогда вовсе и не покидала стен родной Кашкаранской церкви, а всегда здесь оставалась. Просто с обратной стороны иконной доски кто-то заботливо стесал приметные для иконной доски шпонки-клинья. Икона была перевернута, прибита к стене и закрашена зеленой краской под цвет стен клуба и таким образом стала одним из многочисленных клубных стендов. Обнаруженную икону переправили в Варзугу, в Успенскую церковь и упрятали на чердак, куда было свезено и многое иное из того, что чудом уцелело при разорении некогда богатейших церквей Терского берега. Тридцать лет пролежала без надобности чудотворная икона на чердаке Успенской церкви села Варзуга.

http://sobory.ru/article/?object=13184

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010