Уникальная роспись из Кенозерского национального парка представлена на выставке в Москве Москва, 21 сентября 2018 г.      Во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря (г. Москва) открылась выставка «Век ради вечного». Одним из ее экспонатов стал уникальный предмет искусства из Кенозерского национального парка – потолочное перекрытие с «небесной» росписью из часовни Тихвинской иконы Божией Матери деревни Хвалинская (Архангельская область). В открытии выставки принял участие заместитель директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере развития особо охраняемых природных территорий и Байкальской природной территории Минприроды России Юрий Фирсов. Он выразил уверенность, что уникальная экспозиция из Кенозерья не только вызовет большой интерес жителей и гостей столицы, но и вдохновит посетителей на знакомство с природными и этнографическими красотами национального парка. В советское время верх часовни Тихвинской иконы Божией Матери был разобран, роспись забелена, а в помещении устроен магазин. В 1960-70-е годы побелку смыли, но непрофессионально, существенно повредив красочный слой. На восстановление памятника ушло два года. Первые реставрационные работы были выполнены в 2009 г. специалистом Архангельского филиала ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря Алексеем Чекиным. В 2018 г. крупнейший в России реставрационный центр, основанный после революции по инициативе художника и историка искусства Игоря Грабаря, отмечает 100-летний юбилей. На протяжении века сотрудники Центра принимали активное участие в формировании и сохранении музейного фонда, способствовали созданию реставрационных мастерских в большинстве крупнейших музеев России, и фактически стали основоположниками основных направлений научной реставрации.      Выставка «Век ради вечного» - ключевое событие юбилейного года, представляющее результат многолетней работы всех мастерских Центра, а также трех его филиалов в г. Архангельске, г.Вологде и г. Костроме. В экспозицию вошло более 140 экспонатов из 50 российских музеев, в разные годы прошедшие реставрацию и атрибуции в Центре Грабаря. 21 сентября 2018 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/115907.html

Образ Лоретской Мадонны воспроизводится на иконе Божией Матери «Прибавление ума» . Но история чуда от этой иконы, случившегося в XVII в., не имеет отношения к Лоретскому преданию. Ист.: Angelita G. L " historia della translatione della Santa Casa della Madonna a Loreto: Trad. in lingua volgare… Con il compendio dell " indulgenze concesse da vari sommi Pontefici, alla suddetta Santa Casa. Macerata, 1580; Martorelli P. V. Teatro istorico della Santa Casa Nazarena della B. Vergine Maria e Sua ammirabile: Translazione in Loreto. R., 1732-1733. 2 vol.; Glavinich F. Historia Tersattana: Raccolta dalle antiche, e moderne historie, annali e traditioni. Rijeka; Zagreb, 1989; Grimaldi F. La Chiesa di Santa Maria di Loreto nei documenti dei sec. XII-XV. Ancona, 1984; idem. Pellegrini e pellegrinaggi a Loreto nei sec. XIV-XVIII. Loreto, 2001; Ricci G. Virginis Mariae Loretae Historia/A cura di G. Santarelli. Loreto, 1987; Santarelli G. Loreto Arte. Ancona, 1988; Кирпичников А. И., ред. Русское сказание о Лоретской Богоматери//ЧОИДР. 1896. Кн. 3. Отд. 2. С. 3-18; РФА. Т. 3. С. 537-540. Лит.: Кириллин В. М. Текстологический анализ ранних редакций «Сказания о Тихвинской Одигитрии»//Лит-ра Др. Руси: Источниковедение. Л., 1988. С. 129-143; Цыпкин Д. О. Сказание «О Молукитцкых островех» и Повесть о Лоретской Богоматери: (Из сб. БАН, Арханг. собр. Д. 193, XVI в.)//ТОДРЛ. 1990. Т. 44. С. 378-386; Cracco G. Alle origini dei santuari mariani: Il caso di Loreto//Loreto: Crocevia religioso tra Italia, Europa e Oriente. Brescia, 1997. P. 97-164; Scaraffia L. Loreto. Bologna, 1998; Bacci M. Il pennello dell " Evangelista: Storia delle immagini sacre attribuite a S. Luca. Pisa, 1998. P. 292-298; Гукова С. Н. Икона «Богоматерь Прибавление ума» и Лоретская Мадонна//ИХМ. 2001. Вып. 5. С. 94-110; Плюханова М. Б. Сказание о Лоретской иконе Богоматери//Чудотворная икона Тихвинской Богоматери: Иконография, история, почитание. СПб., 2001. С. 7-12; она же. Культ Божьей Матери Лоретской, его русские параллели и связи//ТОДРЛ. 2007. Т. 58. С. 669-696; eadem (Pljukhanova M.). Reliquie in volo e in viaggio tra Oriente e Occidente nel XV sec. e l " idea di Terza Roma (la Casa di Loreto, il Capo di Sant " Andrea, l " Odighitria di Tikhvin)//Liturgia e agiografia tra Roma e Costantinipoli: Atti del I e II Seminario di Studio, Roma; Grottaferrata, 2000-2001/A cura di K. Stancev, S. Parenti. Grottaferrata, 2007. P. 259-275; она же. Новый Иерусалим в «италийской пустыни»: сказания о перенесении дома Богородицы в Лорето//Новые Иерусалимы: Иеротопия и иконография сакральных пространств/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2009. С. 419-444; Белоброва О. А. Русские посольские и паломнические отклики на святыни Лорето//Книга и литература в культурном контексте. Новосиб., 2003. С. 109-115; Sensi M. Loreto, una chiesa «miraculose fundata»: Icona di Gerusalemme e di Nazaret. Firenze, 2013.

http://pravenc.ru/text/2110734.html

Трапезная в плане почти квадратная, ниже и немного уже четверика храма. Перекрыта лотковым сводом, ориентированным по продольной оси здания. С храмом соединена тремя арочными проходами с распалубками над ними, деталь почти не встречающаяся на памятниках Ивановской обл. Центральный проход наиболее широкий и с четвертями. В западной стене по оси проходов устроены ниши, в центральной - дверь в колокольню. Колокольня четырехярусная, завершенная шатром с главкой. Нижний ярус в плане квадратный, служил притвором, остальные - восьмигранные, убывающие по объему вверх. Диагональные грани меньше осевых, на ярусе звона прорезаны узкими высокими проемами. Грани шатра с двумя ярусами слухов, оформленных в виде окошек. Колокольня почти лишена декора - углы нижнего яруса обработаны филенчатыми лопатками, во втором и третьем ярусах лопатки спаренные, раскрепованные. Фасады апсиды, трапезной и в нижнем свете четверика храма украшены прерывистым ленточным рустом, имитирующим лопатки. Световые проемы прямоугольные с четвертями, обрамлены наличниками-рамками с накладными досками над окнами. Венчающий апсиду и трапезную декоративный карниз проходит и по четверику храма, отделяя нижний его ярус света от верхнего. Карниз небольшого выноса, многообломный. Ниже его проходит кирпичная, профилированная тяга, образующая вместе с карнизом декоративный пояс здания. Центр нижнего яруса четверика на северном и южном фасадах выделен небольшим фронтоном с профилированными карнизами. В тимпане на северном фасаде изображена икона Тихвинской Богоматери. Центр верхнего яруса выделен слабым выносом ризалита. Окно в нем помещено в плоскую нишу, обрамлено наличником-рамкой с треугольным сандриком. Боковые окна вместо сандрика украшены карнизиками. Углы обработаны филенчатыми лопатками. Венчающий карниз аналогичен нижнему, раскрепован на лопатках и ризалите. Боковые барабаны глав украшены ложными окнами. Живопись в интерьере сохранилась лишь на сводах храма и трапезной фрагментарно. Она поздняя, масляная, на евангельские сюжеты. В уровне пят свода храма проходит лепной карниз. Иконостас первоначальный, без икон. Полы деревянные. Окна в храме объединены вертикальными нишами.

http://sobory.ru/article/?object=06175

Раздел об иконах представлен материалами о Тихвинской и Толгской иконах Божией Матери. Приводятся данные по описанию и иконографии, рассказывается о реставрации и истории изучения икон, о появлении икон и дается обзор сказаний о них. Читателям будет интересен рассказ о судьбе Тихвинской иконы в годы Великой Отечественной войны о об истории ее возвращения в Россию. В статьях содержится всеобъемлющая информация о списках икон. Раздел персоналий 68-го тома представляется крайне подробным и обстоятельным. Том содержит статьи о выдающемся богослове Тейяре де Шардене, римских папах Телесфоре, Теодоре I, противнике монофелитства, и Теодоре II, католическом богослове Теодоре из Тарса. Внимание читателей привлекут статьи о Терезах; Терезе Авильской, известной также как Тереза де Хесус, основательнице движения босых кармелитов, почитаемой учителем католической Церкви; Терезе из Лизьё, монахине-кармелитке, провозглашенной небесной покровительницей католических миссий наряду с католическим святым Франциском Ксаверием; Терезе Калькуттской, прославленной своим служением в Индии. Том содержит статьи об авторе духовно-музыкальных сочинений Иване Яковлевиче Тернове, деятеле обновленчества и историке Церкви Борисе Титлинове, композиторе и педагоге Василии Титове, графе Дмитрии Толстом, обер-прокуроре Синода и министре народного просвещения. Особенного упоминания достойна статья о Льве Николаевиче Толстом, в которой присутствуют разделы о происхождении великого писателя, его основных произведениях, духовных исканиях и религиозно-философских идеях, их влиянии в России, о толстовстве как религиозном и общественном явлении. В статье о Пауле Тиллихе рассказывается о выдающемся немецко-американском теологе и религиозном мыслителе; в материале о Лобеготте Фридрихе Тишендорфе рассказывается о первооткрывателе Синайского кодекса, известном собирателе библейских рукописей. Одна из фундаментальных статей тома содержит подробный рассказ о Тертуллиане, выдающемся апологете и богослове, материал включает подразделы о происхождении, образовании и карьере Тертуллиана, обращении в христианство и первых годах церковного служения, увлечении монтанизмом, об его сочинениях, в том числе апологетических, догматико-полемических, нравственно-аскетических, и даже утраченных и неподлинных. Приводится данные об учении о Боге Тертуллиана, его триадологии, учении о творении, ангелологии и демонологии, антропологии, христологии, сотериологии, экклезиологии, сакраментологии, эсхатологии. Статья дополнена подробнейшей библиографией.

http://sedmitza.ru/text/10229191.html

Голова Марии слегка наклонена к Младенцу. Обращает на себя внимание удлинённая и выразительная форма головы Иисуса. Чёткая пропорциональность очертаний в Его фигуре и чистота линий свидетельствуют о высоком мастерстве неизвестного художника. Выражение печали на лицах обоих фигур создаёт ту нежную атмосферу, которая исходит от иконы. Здесь средневековый московский стиль и видение напоминают греческие прототипы. Довольно трудно определить возраст иконы, если судить по её лицевой стороне. Поправки, сделанные в разное время, производят беспорядочное впечатление, и к тому же нет никаких материалов технического анализа. Возможно, было бы лучше датировать икону 15-м веком, а не концом 14-го/см. стр.16 в книге/, но при настоящем состоянии иконы невозможно вынести определённого решения на этот счёт. Поскольку отсутствует технический анализ материала, то нельзя проверить подлинность красок. Вместе с тем возникает впечатление, что позднейшие исправления деталей не вызвали сколько-нибудь заметных изменений в первоначальном цветовом колорите. И всё же мне кажется, что под тёмно-бордовым мафорием Марии я различила зеленоватые или голубоватые тона, однако в силу обстоятельств у меня не было возможности произвести цветовой анализ, который был необходим для подтверждения моих наблюдений. Складни мафория написаны линиями того же цвета, но слегка более тёмными. Украшения по краям составляют простые золотые и красные линии, а три золотые звезды скомпанованы по орнаментальному принципу упрощения цветка лилии/рис.3/. В соответствии с цветом одеяния Марии находятся также зелёные запястья хитона и покрывало. Удлинённое лицо Марии искусно оживляется бликами и тенями. Свет падает на плавную линию носа, щеки и шеи, на брови и скулы. Окаймляющий лицо оливково-зелёный тон объединяет глубокие тени под нижней губой и глазами. Тёплый, очень лёгкий на щеке и ярко-красный цвет верхней губы вместе с интенсивными полутонами и светлыми бликами придают лицу настроение, которое делает его живым и выразительным. Основной цвет лица коричневый, того же колорита, что и лицо Иисуса. Лицо, руки и ноги Иисуса тоже очень изящной формы и оживлены пятнами света. Его одежду составляет оранжевый гиматий с ярко-красной прорисью, а складки намечены золотыми линиями.[ 16 ]

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=171...

Пост ее простирался до того, что она никогда не ела горячего кушанья, и даже не пила чаю. Любимым кушаньем ее был картофель. «Евпраксия, говаривала она, шутя своим малороссийским акцентом, жившей с ней монахине, свари-ка мне картошки не мывши, а я съем, не лупивши», прикрывая этой шуткой свое воздержание; и несколько таких действительно немытых и неочищенных картофелин, уподобляясь пепельной пище древних подвижников, составляли нередко всю ее дневную трапезу. Ведя Ангелоподобную жизнь, она еще на земле удостоилась видения бесплотных. В алтаре, во время Богослужения, и в своей келлии, которая была для нее не местом покоя, а усиленных подвигов и непрестанной молитвы, за 4 года до кончины она впала в болезнь и почти не вставала с постели, с благодарением и смирением принимая сие посещение Господне. В минуту своей блаженной кончины Тарсилия имела благодатное видение, о котором присутствующие могли заключить по ее гласной беседе с незримой гостьей: «Откуда ты пришла ко мне, прекрасная девица?» спрашивала ее старица. «Ты не из Иерусалима?» И, помолчав немного, продолжала: «Так ты из Иерусалима! Возьми ж мою душечку, возьми ж мою душечку!» и, произнося эти слова, она начала креститься и вскоре предала душу Богу. Кончина ее последовала в день празднования явления чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери, 26 июня 1817 года, что, вместе с упомянутым видением, было для всех знаком очевидного к ней благоволения Царицы Небесной. Подобной матери Тарсилии, была ее дочь по духу, сожительница по келлии, монахиня Евпраксия Логинова, родом из Малороссийских дворян. Она тоже жила до глубокой старости в величайших подвигах и совершенном нестяжании, в самом строгом посте и умерщвлении плоти. Скончалась о Господе в 1835 году. Современница ее, монахиня Маргарита, из дворян, по фамилии Симоновых, равным образом, была неутомима в подвигах духовных, нестяжательна, воздержна и всю жизнь проводила в непрестанной молитве. Монахиня Марионилла Кармазинова (по ведомости 1789 г. показана 50 лет, неграмотной) отличалась среди всех сестер необычайной простотой, соединенной с кротостью и смирением.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

19 августа 1860 г. был рассмотрен и утвержден в Департаменте проектов и смет ПСиПЗ. После этого 28 сентября 1860г. последовал всеподданнейший доклад императору Александру II, который 29 сентября 1860г. и утвердил проект Тихвинского собора. После этого 11 ноября 1860г. в Рязанскую духовную консисторию был направлен указ о разрешении строительства в Данкове нового соборного храма. В январе 1861 г. жители Данкова запросили в консистории шнуровую книгу для сбора средств на строительство нового собора, а 26 августа 1861 г. он был начат постройкой. В январе 1871 г. в Москве заказаны придельные иконостасы в нижний храм, где шли штукатурные работы. К июню 1872г. в нижнем этаже завершились работы по отделке и установка придельных иконостасов. Двухэтажный, одноапсидный, крестовокупольный пятиглавый храм выстроен из кирпича на белокаменном цоколе. Стены оштукатурены и окрашены в голубой цвет, который выразительно оттеняет белые архитектурные детали. Фасады имеют трехчастное деление. На восточном фасаде средняя часть — массивная апсида, на северном, южном и западном — ризалит в три оси окон. Каждая часть фасада фланкируется широкими плоскими лопатками. По вертикали фасады храма расчленены горизонталями тонких межэтажных белокаменных карнизов и завершаются килевидными закомарами. Все оконные проемы арочные, на втором этаже — богато декорированы: широкие профилированные архивольты поддерживаются полуколонками. Центральный, цилиндрический световой барабан главенствует над композицией. Узкие полуколонки, которыми обработаны его межоконные простенки, и вытянутые полуциркульные окна придают крупному объему легкость. Построенный в псевдорусском стиле и являющийся характерным образцом культового зодчества второй пололовины XIX века, органично вписывается в ансамбль центральной площади и является главной доминантой в застройке города Данкова. Отдельно стоящая каменная пятиярусная колокольня Тихвинского собора высотой 42 м была завершена строительством к 1885г. В 1905г. соборная колокольня, а также иконостасы были отремонтированы. По воспоминаниям старожилов, на колокольне могло быть около 40 колоколов. Говорят, что их звук был слышан в с.Тёплое, до которого от Данкова более 20 км. В 1916г. на соборную звонницу был поднят 425-пудовый колокол, отлитый в Саратове на колокольном заводе.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Тихвинск...

Основной объем перекрыт сомкнутым сводом с круглым световым кольцом барабана в центре, алтарь - двумя перекрещивающимися коробовыми сводами с конхой над апсидой и лотком над дьяконником (жертвенник отделен стенкой с проемом и имеет коробовый свод). Необычен интерьер трапезной с крупными оконными нишами в боковых стенах и распалубками в лотковом своде над тремя проходами в храм, у нижнего яруса колокольни свод коробовый. Роспись маслом в храме и трапезной, типичная для конца 19 - начала 20 в., выполнена в духе позднего академизма. В куполе, в многолопастных арочных обрамлениях, выдающих подражание русскому стилю, написаны четыре евангельские композиции (полностью сохранились на южном и северном лотках). На стенах в два яруса расположены сцены евангельского и богородичного циклов, между окнами нижнего и верхнего света - святые. В лепном карнизе, кронштейны которого соединены гирляндами, ощутимы отголоски классицизма. Стены трапезной расписаны евангельскими композициями, а ее свод - сценами из жития Богородицы. Декоративные обрамления растительного орнамента выдержаны в стиле модерн. Трехъярусный пятичиновый иконостас - выразительное произведение 1-й трети 19 в. в стиле классицизма. Торжественное монументальное сооружение в 11 осей отличается резко выступающей центральной частью и слегка выдвинутыми боковыми. Над высокими двухколонными портиками с фронтонами по сторонам царских врат (утр.) расположены четыре колонки меньших размеров, несущие антаблемент. Иконы по средней оси были заглублены. В завершении находились три иконы; над крайними помещены крепованные антаблементы с фронтонами и небольшим аттиком в центре. Их фланкировали сдвоенные колонны под общим фронтоном. Венчающие карнизы первого и третьего ярусов, а также все фронтоны украшены розетками и модульонами. Декоративное убранство дополняли веерообразные элементы, резные драпировки в обрамлении икон, растительный орнамент во фризах. Строгую структуру иконостаса оживляли овальные иконы первого яруса. Сохранились основы киотов, фланкирующих иконостас, полуциркульными завершениями фронтальных и развернутых по боковым стенам частей.

http://sobory.ru/article/?object=06174

На 9 июля, день празднования Тихвинской иконы Божией Матери, было намечено рытье котлована для фундамента. Тайно в душе я питал надежду, что, может быть, в дальнейшем нам удастся обложить храм кирпичом или блоками, а посему фундамент решили заложить из расчета тех нагрузок, т. е. фундамент сделать сплошным с закруглением в местах опор до 2 метров. К службе многие пришли с железными лопатами, завернутыми в мешки. По окончании праздничного молебна мы вышли и приступили к копке, разбивку осей здания я со старостой произвел раньше. Народу с лопатами было так много и всем хотелось непосредственно участвовать, что пришлось на каждый погонный метр поставить по несколько человек, они менялись каждые 10 минут. Ясно, что при таком избытке рабочей силы рытье котлованов было закончено к 2 часам дня. На следующий день началась кладка фундамента нанятыми каменщиками, но к ним каждый день приходило много добровольных помощников, они подносили бутовый камень и раствор для заливки. Цемент имелся в достаточном количестве, и раствор делался усиленным. Я лично вел ежедневный неослабный контроль за тщательностью исполнения строительных требований. В основание центральной алтарной опоры я поставил медный крест и лично забетонировал. Через 12 дней, к 21 июля — [к празднику] Казанской иконы Божией Матери,— фундамент нового храма был закончен. Теперь прихожане, глядя на него, могли легко представить величину будущего храма и поняли, что на стене храма вывешивалась не просто картинка. Можно было нанимать плотников. На разговоры с ними ушла неделя. Некоторые приходили, полагая, что [мы] ничего не понимаем в строительстве, и запрашивали несуразную цену. Тут нам помогала смета с ее данными о потребной рабочей силе. Рвачи поняли, что им здесь не поживиться, а пришли те, кто хотел поработать и разумно заработать. Рабочие знали, что ни я, ни староста не скупимся на наградные, но только при условии высокого качества выполненной работы. Плотничьи работы закипели. Конечно, при строительстве у нас, не имевших ничего, возникало множество затруднений, казалось, непреодолимых, но Божие благословение было с нами, и мы их безболезненно преодолевали. Для крепления каркаса здания и ферм перекрытия нам нужно было почти 2 тонны поковок: болтов, шайб, хомутов, скоб и пр[очего]. Нам удалось решить и эту сложнейшую задачу. Трудно было с 6,5-метр[овыми] досками для ферм, но нашлись и они. А как поднять фермы наверх без крана?.. Но нашелся и подъемный кран, и 12-метровые тяжелые фермы встали на место.

http://sedmitza.ru/lib/text/4099700/

Конечно, восстановить храм Тихвинской иконы Божией Матери в Саминском погосте будет подороже 70 тысяч рублей, хотя местные и здесь склонны помогать бесплатно. Даже за работу крана не взяли ни копейки — оплатить пришлось только солярку. Дорога до Самино хороша, но если храм будет нужен только москвичам да Николаю — то первым далековато ездить, а второму трудновато осилить это дело в одиночку. — Храм этот посвящен Тихвинской иконе Божией Матери, как и тот, где я служу в Москве и где собираются добровольцы, — поясняет отец Алексей Яковлев. — Поэтому душа за него особенно болела. Денег на восстановление нет, но если дать всем упавшим куполам сгнить, то даже деньги, если и появятся, не помогут. Купол Тихвинского храма, кстати, оказался гораздо больше, чем казался на фотографиях. Фотографии храма с пятью куполами есть уже только в Вытегорском музее, хотя рушиться здание начало только в 1990-е годы. Отец Алексей Яковлев всегда просит добровольцев, даже если они оказались возле заброшенного деревянного храма случайно и нет времени и возможности сделать что-то существенное, оставить там иконы, хотя бы бумажные, окосить траву (если удастся найти косу у местных), по возможности спилить внутри и рядом деревья. И, конечно, как можно подробнее сфотографировать и оценить состояние храма. В этом году добровольцев было около двухсот. Подсчитано, что около 40% участников каждый год едет на Север впервые, и 40%, побывав в одной поездке, потом стремятся во вторую и дальше. Безнадега Русского Севера притягивает и вдохновляет. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 20 мая, 2021 22 апреля, 2021 21 мая, 2023 5 февраля, 2022 30 декабря, 2021 29 сентября, 2021

http://pravmir.ru/russkij-sever-vdoxnove...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010