В издании 1813 г. помимо Всехсвятского храма упоминается расположенная к востоку 2-этажная «крестообразная об одной главе» Покровская ц., возведенная в 1806-1810 гг., при строителе иером. Ионе «иждивением доброхотнодателей». На верхнем этаже храма имелось 2 придела: правый - во имя апостолов Петра и Павла, устроенный на средства московского купца Аникеева и освященный 22 дек. 1812 г., и левый - во имя свт. Николая Чудотворца, освященный 9 марта 1813 г. Над восточными св. воротами возвышалась каменная 3-ярусная колокольня (1799) «вышиною со щипцем и крестом около 15 сажен». При входе в монастырь справа располагались обветшавшие деревянные настоятельские кельи, к югу от Покровской ц.- 2-этажный бывший семинарский корпус, в котором устроены кельи, трапезная и подсобные службы. В сев.-зап. углу мон-ря стоял каменный корпус муж. богадельни на 12 чел., построенный в 1799 г. на средства купца Мещанинова, рядом - деревянная баня (1812). М. П. м. был обнесен каменной оградой «на 180 саженях» с 4 угловыми каменными башенками. За оградой к северо-западу на Семёновской (ныне Таганской) ул. находилось каменное здание жен. богадельни, построенное в 1810 г. «госпожею Хлебниковою» (ИРИ. 1813. Ч. 5. С. 579-581). Т. о., в период с последнего десятилетия XVIII по 1-е десятилетие XIX в. при перестройке Покровской ц. был упразднен придел прп. Иоанна Дамаскина, но появились Никольский и Петропавловский приделы. Также за это время была перестроена колокольня и существенно реконструирована каменная ограда. Разборку предыдущей ограды Снегирёв относит к 1783 г. ( Снегирёв. 1863. С. 20-21). Обе церкви пострадали в 1812 г., в 1814-1815 гг. были восстановлены. Колокольня. Фотография. 1905 г. Колокольня. Фотография. 1905 г. Вехой в истории храмостроительства в М. П. м. была деятельность М. Д. Быковского, который возвел 5-купольную соборную церковь, «вместившую в себе часть старой, впоследствии разобранной: в середине ее, под куполом остались прежние четыре столпа, или пилоны, соединенные арками, также и восточная стена главного алтаря. К среднему большому куполу присоединены четыре осмигранные боковые с главами, покрытые белою жестью и увенчанные вызолоченными крестами. Кругом среднего трибуна под сводами храма помещена ризница, освещаемая окнами из боковых куполов... В средней части престол в честь Воскресения Христова, северный, во имя Тихфинския Божией Матери, южный, в память св. мц. Александры, празднуемой 6 ноября» ( Снегирёв. 1863. С. 23). Как уточнял Александровский, собор был перестроен и расширен Быковским в 1854-1856 гг. и освящен в честь Воскресения словущего 7 окт. 1856 г., а придел мученицы Александры - 11 нояб. 1856 г. ( Кириченко. 1988. С. 212-216, 224-226; Паламарчук. 1992. С. 316;). Т. о., главный престол Всех святых был упразднен; престол Воскресения Христова стал главным, а к приделу Тихвинской иконы Божией Матери был добавлен придел мц. Александры.

http://pravenc.ru/text/2564208.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Б. Д. Греков Борис Дмитриевич (21.04.1882, г. Миргород Полтавской губ.- 9.09.1953, Москва), историк, акад. АН СССР. Из семьи почтового чиновника. Учился в гимназиях городов Холм и Грубешов Люблинской губ. В 1901 г. поступил в Варшавский ун-т (где наставником Г. был медиевист Д. М. Петрушевский), в 1905 г. перешел в Московский ун-т, к-рый окончил в 1907 г. После кратковременного пребывания в Варшаве переехал в С.-Петербург, преподавал в Коммерческом уч-ще. С 1912 г. приват-доцент С.-Петербургского ун-та. Первым крупным научным трудом Г. стала магист. дис. «Новгородский дом Св. Софии» (защищена и частично опубл. в 1914, 2-я ч. изд. в 1927), ставшая результатом работы ученого с уникальным по сохранности архивом новгородского архиерейского дома, в к-ром содержится большое число документов XVI-XVII вв. В труде Г. описаны устройство дома Св. Софии (1-я ч.), история его землевладения и хозяйства (2-я ч.). Исследование не потеряло своего научного значения. Работа Г. в церковных архивах не ограничилась документами Новгородской кафедры (в предреволюционные годы он изучал, в частности, акты тихвинского Большого в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря ); результаты данных изысканий частично нашли отражение в подготовленной Г. публикации «Монастырское хозяйство XVI-XVII вв.» (Л., 1924). С 1916 г. Г. работал в Пермском филиале Петроградского ун-та. В 1918 г., во время гражданской войны, уехал из Перми, поселился в Симферополе, где преподавал в Таврическом ун-те в качестве профессора по кафедре рус. истории, с кон. 1920 до сер. 1921 г. являлся деканом историко-филологического фак-та. В 1921 г. Г. с семьей вернулся в Петроград, работал в Археографической комиссии (в то время ведущее учреждение по изучению рус. средневековья). В сент.- окт. 1930 г. находился под следствием в связи с «Академическим делом», в ходе к-рого были репрессированы мн. ученые во главе с председателем Археографической комиссии С. Ф. Платоновым . После освобождения Г. продолжил работу в качестве ученого секретаря Археографической комиссии.

http://pravenc.ru/text/166435.html

Настоятельница (1799-1819) игум. Вриенна (Лукина (Литвинова?); 19 февр. 1743 - 26 окт. 1819) инициировала в Н. С. м. новое строительство. В 1800 г. собор был «возобновлен», на нижнем этаже в 1802 г. устроена ц. в честь Рождества Христова. Однако в 1817-1820 (1815-1817?) гг. обветшавший собор (построен в 1357) был разобран, на его месте выстроен новый 2-этажный собор в стиле классицизма с верхним престолом в честь Сошествия Св. Духа на апостолов и приделом Нерукотворного образа Спасителя, нижним престолом в честь Рождества Христова и приделами свт. Митрофана Воронежского и Казанской иконы Божией Матери (освящен, вероятно, позже, ок. 40-50-х гг. XIX в.). В 1812 г. в Свято-Троицком храме был устроен придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери; в 1821 г. рядом с приделом появилась ризница. В 1806-1807 гг. велось строительство ограды с 4 башнями и 2 воротами; над зап. воротами предполагалось построить колокольню. Вне мон-ря находились каменная часовня (1806) и гостиный двор (1806). В кон. XVIII в., после прокладки Петербургской ул. при перепланировке Новгорода, внешние стены обители были «спрямлены», образовался подход с западной стороны. В 1-й пол. XIX в. местоположение Н. С. м. определялось как «близ большого городового земляного валу у Санкт-Петербургской заставы» (ИРИ. Т. 4. С. 66), к кон. XIX в.- «на выезде, у Петербургской заставы» ( Зверинский. С. 137; Денисов. С. 598). Новый этап истории Н. С. м. связан с активной деятельностью настоятельницы (1820-1841) игум. Максимиллы (Шишкиной; 5 нояб. 1768 - 5 апр. 1841), сестры О. П. Шишкиной (1791-1854), фрейлины имп. Александры Феодоровны. Игум. Максимилла, будучи «кавалерственной дамой ордена св. Екатерины», в 1817 г. была восприемницей при миропомазании вел. кнг. Александры Феодоровны. В период ее настоятельства к северу от Троицкого храма была построена теплая ц. ап. Иоанна Богослова с больницей (1828-1829), рядом с собором (близ апсиды) возведены 3-ярусная колокольня, сестринский корпус (1825-1830), у юж. стены ограды - др.

http://pravenc.ru/text/2577781.html

При издании штатов положен во 2-ой класс, в 1853 г. возведен на степень 1-го класса, с тем, чтобы дополнительное число братии по штату сего класса оставалось на собственном содержании монастыря без всяких расходов на сей предмет от казны. В соборе Успения Богородицы, построенном в XVI ст. и возобновленном в 1794 г., находится святыня обители явленная икона, писанная, по преданию, евангел. Лукою; тут же помещается и копия с чудотв. образа Старорусской Божией Матери, письма, как полагают, XIV века, перенесенного в 1888 г. в Старую Русу. Празднество первой совершается 26 июня, а второй 4 мая. “Служба Тихвинской Богородице”, Москва, 1653 г.; “Служба и повесть о иконе Тихвинской Богородицы”, Вильно, 1785 г.; В. Щ. “О св. иконе Пресв. Богород. Тихвинской”, СПб., 1860 г.; “Очерк жизни быв. Коневского строителя и Тихвин. архим. отца Иллариона, с портретом”, СПб., 1861 г.; “Сказание о чудотвор. иконе Божией Матери, именуемой Старорусскою, и перенесение ее из Тихвина в г. Старую Руссу”, напечатано в приложении к “Памятн. книжке Новгород. губ. на 1889 г.”; “Странник, Тихвинские монастыри, Большой Богородицкий”, СПб., изд. 1854 г.; “Истор.-статист. опис. первоклассного Тихвинского Богородицкого Больш. мон., состоящего в Новгор. епархии, в гор. Тихвине”, СПб., изд. 1859 г.; “Ист. Росс. Иер.”, VI, 367; Ратшин, 378; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 49; “Опис. монаст.”, 1817 г., 107; “Сенат. вед.”, 1853 г., 21; Ключевский, “Жит. свят.”, 414; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 250; VII, 35; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1845 г., 94 (назначен участок леса в 155 десят.); 1853 г., 10 (возвед. в 1-ый кл.); 1883 г., 315 (празднов. 500 лет. юбилея явл. иконы); “Новгор. губ. вед.”, 1853 г., 28 (ист. памятн.); 1858 г., 34 (посещ. м-ря Госуд. Импер., 13 июня), 41 (духовн. завещ. цар. Дарьи Алексеев.; отказано 20 руб.); Строев, “Спис. иер. и наст. м-рей”, 62, 6; “Церковн. ведом.”, прибавл., 1888 г., 37, 1022 (перенес. Старорусс. чудотв. иконы Бож. Матери); “Акты Археогр. Эксп.”, II, 7 (избр. 1598 г. Бор.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Николая Чудотворца, подаренные царем Иоанном IV Васильевичем ( Яблоков. 1909. С. 7; см. также: Пинегин. 1890. С. 363 (с указанием, что икона Божией Матери была в изводе Тихвинской и все 3 иконы большого размера); Спутник по Казани. 1895. С. 115). В писцовых книгах 1565-1567 гг. в соборе иконы с такими изображениями не упоминаются; возможно, позднее были перенесены к главному престолу иконы из приделов во имя св. князей Бориса и Глеба или святых кн. Петра и кнг. Февронии Муромских. Иконы Св. Троицы, свт. Николая Мирликийского и Софии Премудрости Божией из правой части местного ряда соборного иконостаса являлись даром свт. Германа ( Яблоков. 1909. С. 7), что подтверждается сведениями писцовых книг ( Невоструев. 1877. С. 25). До нач. XX в. в казанском Благовещенском соборе сохранялась азбука, написанная свт. Гурием ( Шпилевский. 1873. С. 13; Указатель г. Казани. 1890. С. 12; Харлампович. 1909. С. 6). Согласно преданию, даром царицы Анастасии Романовны была шитая риза на иконе Божией Матери «Скорбящая» в Троицкой ц. свияжского Троицкого мон-ря - жемчужный убрус (очелье) у образа Богоматери и 2 венчика на фигурах ангелов ( Покровский. 1905. С. 20; Яблоков. 1907. С. 41). На иконе также были серебряный оклад и позолоченный венец, украшенные 16 камнями. Даром царицы Анастасии считали иконостас Успенского Зилантова монастыря ( Шпилевский. 1873. С. 14; Пинегин. 1890. С. 341). По преданию, местная икона Божией Матери «Смоленская» в иконостасе монастырского собора сопровождала царя в походе на Казань ( Пинегин. 1890. С. 341; Указатель г. Казани. 1890. С. 5; Рощектаев. 2004. С. 83). Даром царя Иоанна IV Васильевича почиталась храмовая икона Рождества Пресв. Богородицы в свияжском городском соборе (Спутник по Казани. 1895. С. 671). В ризнице казанского Спасо-Преображенского монастыря еще в XIX в. сохранялось неск. предметов эпохи царя Иоанна IV: серебряный гладкий ковш, украшенный заздравной надписью ( Заринский. Церковные древности. 1877. С. 5; Лебедев. 1895. С. 55; см. также: Пинегин.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

1923 г. был воссоединен с Церковью и переведен на Тобольскую кафедру. 30 сент. 1923 г. покаялся в уклонении в раскол еп. Тихон (Тихомиров; оставлен на Кирилловской кафедре). В ответ на покаянное прошение от 9 окт. 1923 г. был воссоединен с Церковью в сане епископа, но без права священнослужения Макарий (Опоцкий; в марте 1924 назначен епископом Череповецким, викарием Н. и С. е.). Патриарх подтвердил архиерейские хиротонии епископов Кирилла (Васильева) и Иоанникия (Сперанского). 24 июля 1923 г. патриарх поручил временное управление Н. и С. е. еп. Иоанникию (Сперанскому), однако в управление епархией он не вступил, т. к. на следующий день был вызван ГПУ в Москву, где его арестовали. Епархией продолжал временно управлять еп. Серафим (Велицкий). 11 нояб. 1923 г. патриарх свт. Тихон возобновил Тихвинское вик-ство (не замещалось после перевода 21 февр. 1921 еп. Алексия (Симанского) на Ямбургскую викарную кафедру Петроградской епархии), к-рое возглавил активно противостоявший обновленчеству настоятель тихвинского Большого Успенского мон-ря архим. Антоний (Демянский). 19 дек. 1923 г. по просьбе еп. Серафима во епископа Боровичского был хиротонисан Никита (Стягов). В марте 1924 г. образовано Устюженское вик-ство, к-рое возглавил еп. Феодор (Яковцевский; впосл. архиепископ). В мае 1924 г. секретарь еп. Серафима старорус. псаломщик М. Михайловский сообщал патриарху о снижении влияния обновленчества во всех вик-ствах Н. и С. е. В 1925 г. обновленческая Новгородская епархия вошла в раскольничью Северо-Западную (с 1928 Ленинградская) митрополию, существовавшую в 1925-1938 гг. В Новгородской обновленческой епархии действовали Боровичское (1922-1929), Валдайское (1922-1927), Череповецкое (1922-1923), Старорусское (1923-1932) и Демянское (1924-1934) вик-ства. В 1923 г. Череповецкое обновленческое викариатство было преобразовано в самостоятельную епархию (пресеклась в 1937), в 1929 г. раскольничье Боровичское вик-ство преобразовано в одноименную епархию (существовала до 1934). Новгородскую обновленческую кафедру возглавляли: еп.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI - нач. XX в. с надписями, подписями и датами: Кат. выст. Л., 1990. Кат. 10) устюжские юродивые изображены в сопоставлении с блгв. князьями Борисом и Глебом, а также с преподобными Иоанном и Лонгином Яренгскими. На иконе «Шестоднев» кон. XVII - нач. XVIII в. из Тихвинской ц. в Ярославле (ГТГ; см.: София Премудрость Божия: Выст. рус. иконописи XIII-XIX вв. из собр. музеев России. М., 2000. Кат. 62; Преображенский. 2005. С. 196) блаженные Прокопий и И. вместе со св. Василием Блаженным представлены рядом с отшельниками, чьи образы ассоциировались с образами юродивых, и с прп. Варлаамом Хутынским, почитание которого имеет давнюю связь с почитанием блж. Прокопия. Известны иконы XVII в., на которых блаженные Прокопий и И. изображаются вместе с др. чтимыми на Севере святыми, в т. ч. с Соловецкими и Вологодскими преподобными ( Сорокатый. 2003. С. 146-148; Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотв. образа 3 июня 1503 г. М., 2004. Кат. 50). Источники XVII в. свидетельствуют, что память И. (29 мая) была зафиксирована в Чиновниках крупнейших кафедральных соборов России - московского Успенского и новгородского Софийского ( Голубцов. Чиновник. С. 117; Он же. Чиновники Московские. С. 55). Тем не менее достоверные сведения об иконах святого, к-рые могли находиться в Успенском соборе Московского Кремля, отсутствуют; в его описи 1627 г. упоминается лишь «образ Прокопия Устюжского и иных святых» (Описи Московского Успенского собора от нач. XVII в. по 1701 г.//РИБ. 1876. Т. 3. Стб. 409). На минейных иконах XVII в. образ И. почти не встречается; исключение составляет минея на май и июнь (врезок), очевидно, по происхождению из храма, связанного с семейством Строгановых (позднее находилась в федосеевском скиту Н. А. Папулина, ныне - в ГРМ; см.: Образы и символы старой веры. 2008. Кат. 195). Лишь в описи ризницы Саввина Сторожевского мон-ря 1667 г. упоминается уникальная единоличная икона И., к-рая входила в комплект «Миней месечных, господьских и богородичных праздников и избранных святых», включавший большое количество изображений рус.

http://pravenc.ru/text/469408.html

6 дек. 1730 г. В. был принят «на неисходное жительство» в Кириллов Белозерский мон-рь. 8 июня 1733 г. через своего племянника Стефана Вонатовича просил о назначении ему жалованья и о разрешении жить в его келье племяннику. 20 июня того же года Синод удовлетворил обе просьбы, назначив содержание В. «против 3 монахов». В апр. 1737 г. Синод разрешил выдавать В. по 20 р. в год из сумм, полученных от продажи отобранного у него имущества. По указу, изданному в окт. 1740 г., В. был восстановлен в сане; после смерти имп. Анны, 18 нояб. 1740 г., состоялся доклад Синода об отпущении В. вины и поселении его в Москве «для отправления архиерейской службы». 22 дек. 1740 г. доклад был утвержден императрицей, и 9 февр. 1741 г. в присутствии Синода на В. была возложена панагия. В марте 1741 г. С.-Петербургское духовное правление возвратило ему часть конфискованных денег и вещей. В. от жизни в Москве отказался. 12 авг. 1741 г. его местом пребывания был назначен тихвинский Успенский мон-рь, где он провел последние годы жизни и 8 янв. 1751 г . принял схиму. Ист.: ОДДС. Т. 1. 1868. 356, 402, 754; Т. 2. Ч. 1. 1879. 46, 69, 215, 597, 738; Ч. 2. 1878. 807, 817, 942, 1281; Т. 3. 1878. 69, 166, 167, 170, 193, 605; Т. 4. 1880. 6, 162, 446, 476, 510, 515; Т. 5. 1897. 55, 200, 230, 277; Т. 6. 1883. 4, 63, 98, 168, 191, 211, 236; Т. 7. 1885. 5, 73, 104, 171, 193; Т. 8. 1891. 298, 316, 388, 618, 627; Т. 9. 1913. 15, 17, 53, 134, 328, 335, 436, 573; Т. 10. 1901. 60, 76, 273; Т. 11. 1903. 6, 49, 54, 101, 286, 467; Т. 14. 1910. 184, 350; Т. 21. 1913. 47, 118, 352; Т. 22. 1914. 123, 857; Описание архива Александро-Невской лавры за время царствования имп. Петра Великого. СПб., 1911. Т. 2. Стб. 792, 794-795. Лит.: Бантыш-Каменский Д. Варлаам Ванатович//Словарь достопамятных людей рус. земли. М., 1836. Т. 1. С. 242-244; Крыжановский Е. Феофан Прокопович и Варлаам Ванатович//ТКДА. 1861. Март. С. 267-315; Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868; Савлучинский П. Рус. духовная лит-ра 1-й пол. XVIII в. и её отношение к современности (1700-1762 гг.)//ТКДА. 1878. Май. С. 308; Иконников В. С. Арсений (Мацеевич)//РС. 1879. Апр. С. 748; Май. С. 4-5; Лесков Н. С. Великопостный указ Петра Великого//ИВ. 1882. Апр. С. 233; Бередников И. Ист.-стат. описание первоклассного Тихвинского Богородицкого Большого муж. мон-ря. Новгород, 1905. С. 149-203; Рыбаловский А. Варлаам Вонатович, архиеп. Киевский, Галицкий и Малыя России//ТКДА. 1908. 5. С. 93-128; 7. С. 436-456; 8. С. 551-578; 9. С. 69-87; 10. С. 207-272; 11. С. 312-343; Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра (1713-1913). СПб., 1913. С. 184-185.

http://pravenc.ru/text/154179.html

С 1607 г. значился приписным к Тихвинскому Большому мон.; в 1663 г. от него отчислен. В часовне находится крест, сделанный из клади, на которой сидела Божия Матерь при явлении ее Георгию, а в церкви Иоанна Предтечи сохраняется икона Господа Саваофа, писанная на деке из той же самой клади. “Тихвинские монаст.», изд. 1854, 111 – 116; “Ист. Росс. Иер.», III, 350; Ратшин, 387; “Ист.-статист. опис. Тихвин. Больш. мон.», 9, 131; “Матер. для стат. Росс. Имп.», 1841 г., Отд. I, 47; “Опис. монаст.», 1817 г., 73; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», Отд. II, 60; “Новгор. губ. в.», 1853 г., 28 (ист. памятн.); 1858 г., 41 (по духов. зав. 1626 г. цар. Дарьею Алекс. отказано в Никольской м-рь что на Тихвине, в старую пустыню, 5 руб.); Строев, “Спис. иер. и наст.», 94, 24; “Акты юридич.», 355 (Память 1655 г. о даче подвод под Цесар. послов; строитель Иосиф), 384 (Настольная 1687 г. игум. Флавиану); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 35; “Писцов. кн. Обонеж. пят. 1583 г.» во “Временн. И. Общ. ист. и древн.», 1850 г., VI, 67, 68 (игум. Иона); 1856 г., XXIV, запись о ружн. церкв. и м-рях 1577–89 г., 35 (игум. Иона и Феодотий); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.», II, 143, 133 (Межевая книга третейская 1640 г. по челобитью Николы чудотв. старой пустыни Беседного м-ря игум. Закхея), 156, 136 (Отказная книга 1637 г.: игум. Закхей); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 148 (в 1744 г. имел 81 душ. крест.); 1882 г., I, смесь, 27 (воспомин. крестьянина Артынова). 972. Николаевский – Богоявленская пустынь, мужской, ныне приходская церковь в гор. Веневе, Тульской губ. Существовал в 1666 г., когда в нем упоминается первый поп Гавриил, а в 1676 – 1698 г. им управлял строит. Авраамий. В 1764 г. упразднен и тогда в нем были 2 камен. церкви. “Ист. Росс. Иер.», III, 516 (Богоявленская пустынь), 517 (Николаевский м-рь); Бакмейстер, “Топогр. известия», 239; Афремов, “Ист. обозр. Тульск. губ.», 68; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 797 (города Венева, Богоявлен. пуст.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Сборн.», IV, Отд. 6, 46; “Новгор. губ. в.», 1851 г., 47 (Указат. свят. и древн. Новгор.); Павлов, “Ист. опис. святыни Новгор.», 1848 г., 33; Макарий, “Опис. Новгор. Юрьева м-ря», 64; Макарий, “Церков. ист. опис. гор. Стар. Руссы», 1866 г., 78; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 44, 136; Строев, “Спис. иер. и наст.», 110, 54; “Церковн. ведом.», 1889 г., 43, прибавл, 1299 (преп. Антоний Леохновский). 907. Лепруцкая – Пятницкая – Койгужская, мужская пустынь, ныне церковь во имя Параскевы, приписная к Койгушскому погосту, Новгородской губ., Устюженского у., в 90 вер. от Устюжны. Несомненно существовала в XVII ст., так как оставшаяся поныне церковь основана в 1681 г. и первым строителем ее упоминается в 1689 г. Евфимий; до упразднения своего в 1764 г. состояла приписною к Тихвинскому Большому м-рю. “Ист. Росс. Иер.», V, 12; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», прилож., 39; “Ист. стат. опис. Тихвин. Богород. м-ря», 1859 г., 133; Строев, “Спис. иер. и наст.», 119, 80. 908. Лисицкий, Лисичий или Лисий – Рождество – Богородицкий, мужской, совсем уничтоженный, Новгородской губ. и уезда, в 7 вер. к сев. от Новгорода и в 3 вер. от Хутынского м-ря, на прав. берегу р. Волхова. Под 1395 г. в летописи значится: «Того же лета поставиша церковь каменну Рожд. пресв. Богородицы на Лисичьи горе, и монастырь устроиша“. В этом году он был только возобновлен после пожара 1392 г., существовал же по той же летописи в 1391 г., когда в нем была построена дерев. церковь . В XVII ст. приписан к Иверскому м-рю; в 1764 г. упразднен; последним игуменом был Герман. В начале XIX ст. здесь еще существовала церковь Рожд. Богородицы, другая же разобрана в 1781 г. для ограды Антониева м-ря; следы м-ря заметны по оставшемуся кургану. В 1425 г. священноинок м-ря Евфимий был избран Новгородским владыкою. “Ист. Росс. Иер.», V, 15; Ратшин, 395; “Пут. по св. мест. Русск.», II, 327; “Книга степенная», II, 124; Архим. Петр, “Опис. Ивер. Богор. м-ря», 1850 г., 28; Макарий, “Археол. опис. церк. древн. Новгор.», I, 90, 147, 430, 597, 654; II, 198; Толстой, “Свят.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010