Спор между монастырскими людьми и воеводой вылился в драку. Обороняясь, Арцыбашев убил одного из нападавших и ранил девочку, а с наступлением темноты покинул город. Следователи, разбиравшие данное дело, встали на сторону И. и тихвинцев. Арцыбашев за убитого им посадского человека отдал в тихвинский мон-рь своего крестьянина. 23 авг. 1674 г. И. был хиротонисан во епископа Вятского и Великопермского, став 2-м архиереем на этой кафедре, учрежденной в окт. 1657 г. (см. Вятская и Слободская епархия ). В лит-ре высказывались разные мнения о причинах этого назначения. П. В. Седов считает, что поставление И. связано с его близостью к Милославским, родственникам царицы Марии Ильиничны, к-рые были вкладчиками Успенского тихвинского мон-ря. Н. Е. Завойская отметила, что покровителем И. был кн. И. А. Хованский. Чин поставления И. содержал новшество, благословить к-рое мог лишь патриарх Иоаким: епископ обещал не вступать в общение «с латины, и с люторы, и с калвины, и со иными еретикы, аще случитися кому таковых прийти в царствующий град Москву», а также не оставить в своей епархии ни одного инославного ( Седов. 2006. С. 137-138). В Хлынов (центр Вятской и Великопермской епархии; ныне г. Киров) новопоставленный владыка прибыл 17 янв. 1675 г. (Времянник, еже нарицается Летописец российских князей, како начася в Российской земли княжение и грады утвердишася: Вкратце написано/Изд.: А. С. Верещагин//Тр. Вятской УАК, 1905. Вятка, 1905. Вып. 2. Отд. 2. С. 57). К 1674 г. в Хлынове не было архиерейского подворья, местом пребывания епископа был Трифонов Вятский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь . Первый Вятский еп. Александр до Большого Московского Собора 1666-1667 гг. выступал противником богослужебной реформы, происходившие в Церкви события вынуждали его подолгу находиться в Москве. Из-за удаленности епархии от центра и частого отсутствия архиерея вятское духовенство и паства привыкли к независимости в церковных делах и сопротивлялись архиерейской власти. И. радикально изменил ситуацию в епархии, вернув церковные земли, утраченные при его предшественнике.

http://pravenc.ru/text/578326.html

Надвратный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери Кожеезерского Богоявленского мон-ря. Фотография. 2011 г. В сер. XVI в. иером. Нифонт поставил на острове часовню в честь Богоявления. В 1581-1589 гг., при строителе Серапионе, на ее месте была воздвигнута деревянная холодная Богоявленская ц., освященная в кон. 1589 - нач. 1590 г. иером. Авраамием. К 1595 г. в К. м. была построена теплая ц. свт. Николая Чудотворца (АИ. 1841. Т. 1. С. 462). Во время пожара 1634 г. оба храма сгорели. Новая соборная Богоявленская ц. (1644) с приделом свт. Николая Чудотворца и апостолов Петра и Павла стояла на каменном фундаменте, имела 5 маковиц, крытых чешуей, кресты, обитые белым железом, «около церкви подзоры с летописными словами, окна были и большие и малые» (ГААО. Ф. 441. Оп. 2. Д. 16. Л. 12; Челмогорский. 1901. 20. С. 534-535). Напротив храма стояла «колокольница на столбах, а на ней колокол большой 14 пудов, да другой колокол 5 пудов, да два по пуду» ( Челмогорский. 1901. 20. С. 541). При игум. Дионисии (1649-1650) по распоряжению стольника Б. И. Морозова в К. м. была выстроена 1-я деревянная ограда (ГЭ ОИРК. ЭРБ-62. Л. 22). Ок. 1690 г. К. м. сгорел. К нач. XVIII в. в мон-ре, окруженном деревянной оградой, находились восстановленные деревянные соборный храм Богоявления с придельной ц. свт. Николая Чудотворца, теплая ц. Благовещения Пресв. Богородицы, деревянная ц. прор. Илии на св. воротах с колокольней, 12 братских и больничных келий, «хлебенная» и поваренная кельи. В кельях проживали 2 игумена, иеромонах, 2 иеродиакона, казначей, 9 монахов, пономарь, схимонах, клирик, а также больничная братия (4 монаха и схимонах). После пожара 18 авг. 1730 г., при строителе иером. Корнилии (1723-1738), на месте теплой Никольской ц. был построен и в 1732 г. по благословению Новгородского архиеп. Феофана (Прокоповича) освящен 2-этажный деревянный храм с верхней ц. Благовещения Пресв. Богородицы, нижней - свт. Николая Чудотворца. В 1752 г. над могилой преподобных Серапиона и Авраамия была сооружена часовня. По описи 1767 г., в К. м. находились также деревянные ограда, надвратная колокольня с 7 колоколами и часами с боем.

http://pravenc.ru/text/1841668.html

приписана к Тихвинскому Большому мон. Из акта избрания 1695 г. священника в Тихвин. посадские старосты видно, что здесь уже не было монахов, а здесь был поп Иван Григорьев с причетниками. В 1860 г. восстановлена по ходатайству старца Андрея Шапошникова, в схиме Амфилохия, на счет капитала 42.856 р., присужденного пустыни за отошедшую прежде от нее землю. “Свято-Троицкая Реконская пустынь”, составил С….. С.... Петр И….., Спб., 1862 г.; “Надгробный венок схимонаху отцу Амфилохию, подвизавшемуся 50 лет в Св. Тр. Рекон. пуст.”, Спб., 1870 г.; “Опис. Св. Троиц. Рекон. пуст. и очерк жизни странника Андр. Ив. Шапошникова, в схиме отца Амфилохия, Спб., 1870 г.; “Ист. Росс. Иер.”, V, 670; “Ист. стат. опис. Тихвин. Боль. мон.”, 133; “Памят. кн. Новгород. губ. на 1858 г.”, прилож., 35; “Сенат. ведом.”, 1860 г, 27; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1860 г., 8 (восстановл.); Строев, “Спис. иер. и наст. м-рей”, 118, 79; “Акты истор.”, V, 244 (Выбор 1695 г. священника в посадские старосты). 502. Троицкий , мужской, 3-го класса, в губ. гор. Вильне. На месте м-ря в 1342 г. были умерщвлены придворные вел. кн. Ольгерда Куклей, Михлей и Нежило, принявшие христианство под именами Антония, Иоанна и Евстафия. Ольгерд в угождение большинству подданных своих, обратившихся в христианство, подарил им это место, на котором они построили в 1347 – 1350 гг. церковь во имя св. Троицы, а вскоре и перенесли сюда нетленные мощи св. мучеников из церкви св. Николая, где они были погребены. Тогда же при церкви образовался монастырь, около которого сплотились все христиане, учредив братство. В Ипатиевской летописи под 1490 г. записано: „Посвящен бысть Макарий, архимандрит святой Троицы Виленский, на митрополию Киевскую, от патриарха Нифона. Егда же идяше до Киева на стол свой, усечен бысть от татар над рекою Припетю, в селе Стриголовах; мощи его и доселе лежат нетленны во святой Софии». В 1609 г. м-м овладели униаты; во время занятия Вильны русскими войсками в 1655 – 1661 гг., святые мощи угодников Божиих перенесены в Духов м-рь, где покоятся и до настоящего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Тихона в Большом соборе Донского мон-ря. Фотография. 2007 г. 19 мая 1922 г. в Д. м. из московского Троицкого подворья, захваченного сторонниками обновленчества , в качестве узника прибыл Патриарх Тихон. Святитель жил в мон-ре под домашним арестом в 2 комнатах монашеских келий. 1 июня 1923 г. он возглавил богослужение, на к-рое собралось много народу. 23 авг. в Д. м. Патриарх принял покаяние митр. Владимирского Сергия (Страгородского) , уклонившегося на короткий срок в обновленчество. 21 окт. того же года в Михайловской ц. Д. м. в присутствии 30 архиереев Патриарх Тихон совершил наречение архим. Мануила (Лемешевского) во епископа Лужского. 9 дек. 1924 г. 2 злоумышленника проникли в домик у ворот, где жил Патриарх Тихон. Заметив келейника Якова Полозова, преградившего путь в келью, один из нападавших бросился на него с ножом и убил. Смерть келейника потрясла Патриарха, и он благословил похоронить его в Малом соборе Д. м. Однако власти не дали на это разрешения, и келейник был похоронен у юж. стены храма. Патриарх Тихон скончался 7 апр. 1925 г. На погребении в Малом соборе обители 12 апр. присутствовало много иерархов и ок. 300 тыс. мирян. Худож. П. Д. Корин , пораженный отпеванием и похоронами Патриарха, задумал главную, но так и оставшуюся незавершенной картину «Русь уходящая». В бывш. покоях Патриарха Тихона (слева от надвратного Тихвинского храма) открыт мемориальный музей, где хранится облачение святителя - саккос, митра, четки и др. предметы, найденные в его могиле при обретении мощей. В 1922-1924 гг. настоятелем Д. м. был архим. Алексий (Палицын) . На 1927 г. в обители было 24 чел., из них 4 - «служители культа» (Там же. Л. 12 об.- 13). С 1924 г. часть помещений Д. м. занимала детская трудовая колония, районный подотдел по борьбе с огородными вредителями, а также созданный в 1929 г. Антирелигиозный музей, в к-рый свозились иконы и священные предметы из закрытых и разрушенных храмов столицы. Так, на стенах Д. м. были помещены барельефы взорванного в 1931 г. храма Христа Спасителя и др.

http://pravenc.ru/text/178962.html

В 1903-1904 гг. по благословению еп. Рязанского и Зарайского Димитрия (Сперовского) в Д. м. был возведен 2-этажный кирпичный собор во имя мц. Софии (вместимостью 600 чел.), а также колокольня с 8 колоколами (самый большой весил 242 пуда). 17 сент. 1904 г. еп. Рязанский и Зарайский Аркадий (Карпинский) освятил главный престол на верхнем этаже. 25 апр. 1906 г. настоятель скопинского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря Рязанской епархии архим. Иосиф освятил нижний храм в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Известен проект собора, составленный архит. А. Шестерниковым, по к-рому он должен был напоминать Успенский собор во Владимире (Вагнер, Чугунов). Собор был построен с элементами визант. и рус. стилей. Крестообразный в плане основной объем собора был увенчан высоким куполом, трапезная и притвор с колокольней располагались на одной оси. Судя по всему, храм был одной из версий неосуществленного проекта церкви Воскресения Христова на Крови в С.-Петербурге И. С. Богомолова (1882). Колокольня также имела завершение, напоминающее обелиск, а фасады были украшены высокими 3-частными окнами. Однако тяготеющая к центричности композиция первоисточника приобрела здесь удлиненные пропорции. 15 июня 1914 г. в присутствии еп. Димитрия (Сперовского) состоялась закладка 3-престольного храма в честь Преображения Господня с приделами в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя мч. Трифона. Храм, рассчитанный на 2 тыс. чел., достроен не был. В дек. 1917 г. началось разграбление Д. м. рязанским продотрядом, была проведена реквизиция хлеба: на сестру выделялось продовольствия 30 фунтов муки и 4,5 фунта пшена в месяц, на лошадь - 2 пуда овса, «кроме того дали дров, и причт не отказался, так как крестьяне тащили с монастыря все, что можно» (ГАРО. Ф. Р-1033. Оп. 4. Стол 3. Д. 8. Св. 3. Л. 12-19). В янв. 1918 г. Д. м. был разграблен: имущество, включая церковную утварь, иконы, книги, инвентарь, денежные средства, скот, вывезено в с. Барятино и поделено между участниками грабежа, отобрана почти вся земля (от 1300 дес. осталось под посевами 25). Часть построек была снесена, разрушен монастырский хутор. При этом, по словам настоятельницы, «крестьяне дошли до неистовства, подобно татарской орде, избивали до полусмерти сестер» (ГАРО. Ф. Р-1033. Оп. 4. Д. 8. Св. 3. Л. 1-1 об., 14).

http://pravenc.ru/text/171347.html

В февр. 1507 г. прп. Иосиф отдал основанный им в 1479 г. Иосифов Волоколамский (Волоцкий) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , находившийся в юрисдикции Новгородской архиепископии, под патронат вел. кн. Василия III и лишил тем самым покровительства над обителью волоцкого кн. Феодора Борисовича. Поскольку это было сделано без ведома и благословения архиепископа, свт. Серапион отлучил волоцкого игумена от Церкви. Однако на Соборе в Москве 7 апр. 1509 г. решение Новгородского архиепископа было отменено, а он сам был лишен сана, отлучен от Церкви и сослан в московский Андроников в честь Нерукотворного образа Спасителя мужской монастырь , а затем, после снятия 26 апр. 1511 г. митр. Симоном по повелению Василия III отлучения,- в Троице-Сергиев монастырь ( Моисеева Г. Н. Житие Новгородского архиеп. Серапиона//ТОДРЛ. 1965. Т. 21. С. 152-165; Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и соц.-полит. борьба в России: (Кон. XV-XVI в.). М., 1977. С. 75-101). Свт. Серапион был сторонником неприкосновенности церковных владений, еще на Соборе 1503 г. он отстаивал перед Иоанном III эту позицию (см.: Бегунов Ю. К. «Слово иное» - новонайденное произведение русской публицистики XVI в. о борьбе Ивана III с землевладением Церкви//ТОДРЛ. 1964. Т. 20. С. 352). В составленном во время архиерейства Серапиона Сказании о Тихвинской иконе Божией Матери затрагивалась проблема владения Софийского дома обонежскими землями. В Новгороде при свт. Серапионе был обновлен иконостас Софийского собора, для к-рого приглашенные архиепископом московские живописцы изготовили в 1508-1509 гг. деисусный и страстной чины (см.: Гордиенко. 2001. С. 79-89). 1526 г.- кон. XVI в. 4(5) марта 1526 г., после беспрецедентного по продолжительности периода вакантности Новгородской и Псковской кафедры, на нее был поставлен архимандрит подмосковного Лужецкого Ферапонтова мон-ря свт. Макарий (впосл. митрополит Московский и всея Руси), проводивший промосковскую политику и способствовавший возвращению Новгороду статуса крупного культурного и церковного центра. В начальный период своего архиерейства (1526-1530) святитель провел монастырскую реформу, к-рая подразумевала введение или возобновление общежительного устава, запрещение практики проживания иноков и инокинь в одном монастыре. В Пскове, присоединенном в 1510 г. к Российскому гос-ву, позиции архиепископии укрепились, и в 1535 г. свт. Макарий поставил в этом городе свой двор (ПсковЛет. Вып. 2. С. 228). В 1536 г. свт. Макарий посетил Псков (Там же. Вып. 1. С. 107). При свт. Макарии был отлит большой колокол для Софийского собора (1530), реконструирован его иконостас (1528), поновлены фрески над зап. порталом. В кон. 20-х гг. XVI в. при Новгородской владычной кафедре началась работа над Софийским комплектом Великих Миней-Четиих (12 томов), продолжавшаяся до нач. 40-х гг. XVI в. (см. Минеи-Четьи ).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Тихвинская ц. в Иркутске. 1754–1773 гг., не сохр. Фотография. XIX в. (ГИМ) Тихвинская ц. в Иркутске. 1754–1773 гг., не сохр. Фотография. XIX в. (ГИМ) Иной характер имеет собор иркутского Знаменского мон-ря (1757-1762?), завершенный малым восьмериком; он меньше упомянутых построек и не столь оригинален в отношении композиции или декора. Он был построен, по-видимому, вновь приехавшими из Вел. Устюга мастерами, относящимися к артели, к-рая возводила Сергиевскую ц. в Дымковской слободе (1739-1747). Те же мастера могли построить и один из самых больших иркутских храмов - Тихвинской иконы Богородицы (1754-1773, снесен в 30-х гг. ХХ в.); он имел того же ктитора - иркутского купца Ивана Бечевина. Композиция Тихвинского храма нестандартна: 2-этажный четверик главного храма переходил в большой восьмерик, над к-рым возвышался малый восьмерик; с запада к храму примыкали трапезная с увенчанным малым восьмериком приделом и ярусная колокольня, завершенная куполом со шпилем. Если в каменном зодчестве влияние форм укр. построек проявлялось в завершениях, и то не всегда, то в деревянном строительстве в 30-90-х гг. XVIII в. оно было определяющим. На территории епархии были широко распространены одноглавые храмы типа восьмерик на четверике (восьмерик был заметно уже четверика и завершался украинской кровлей-«баней») с трапезной и отдельно стоящей колокольней. Первым известным храмом подобного типа был Успенский в Тулуне (1734-1740, разобран в 1903). Храмы имели подклет, часто полноценный нижний этаж и гульбище с высоким крыльцом (Троицкий в Зиме, 1777, разобран в 1895; Вознесенский в Качуге, 1784, разобран в 1930). Колокольни обычно завершались «баней», но иногда строились и шатровые (Никольская ц. в с. Бадай Усольского р-на, 1774, полностью перестроена ок. 1880). У некоторых 2-этажных храмов нижняя апсида была намного вынесена на восток, что придавало композиции пирамидальный характер, как в Никольской ц. в Кривой Луке (Киренский р-н, 1788, разобрана в 1852) и в Спасской ц. в Илимске (Нижнеилимский р-н, 1787, разрушена в 30-х гг. ХХ в.), имевшей на нижнем этаже 2 симметричные апсиды. Встречались варианты чисто украинских композиций - 3-частной (надвратная Владимирская ц. (с 1853 Никольская) киренского Троицкого монастыря, 1758, освящена в 1785, сгорела в 1931) и 5-частной (Воскресенская ц. в Верхоленске, 1792-1795, разобрана в 1937). Покровская ц. в Бирюльке (Качугский р-н, 1790-1795, разрушена в 30-х гг. ХХ в.) имела редкую композицию - с 2 большими восьмериками и огромной «баней» в завершении, а также с дополнительной «баней» над центром трапезной.

http://pravenc.ru/text/674055.html

С юж. стороны к основному объему Троицкого собора примыкала паперть, вероятно 2-этажная. Первый этаж соединялся с колокольней через открытый проход, потолок 1-го этажа был сводчатым. Второй этаж, возможно, имел характер крытой галереи с плоским потолком и деревянным тесовым настилом (Там же. С. 30-31). IV. С зап. стороны к собору примыкала 3-ярусная колокольня. Первый ярус был открытым, со сводами, опиравшимися на стены собора, паперти и пристройки, 2-й - почти глухой четверик с 2 окнами - с юга и севера, 3-й - восьмерик звона, прорезанный 8 проемами. Колокольня завершалась куполом, главкой и шпилем, проемы были ограждены токарным балясником. По типу колокольня являлась надвратной, с той особенностью, что вместо монастырских стен или комплекса построек к ней примыкала храмовая паперть. В 1781 г. на колокольне было 11 колоколов: большой, средний, 9 меньших и зазвонных (согласно данным писцовой книги 1627 г., в О. Б. м. было 2 колокола весом в 1,5 пуда (ок. 24,5 кг)). Тогда же на колокольню были помещены часы с боем. В 1803 г. колокольню разобрали. Ок. 1803 г. вместо разобранных паперти и колокольни был возведен квадратный в плане притвор, окруженный с 3 сторон 4-колонными портиками. В 1851 г. притвор был разобран, при этом каменщиком Терентием Петровым возведена новая большая трапезная ( Неделин. 2010. С. 132) с куполом и главой, в к-рой устроены приделы в честь Воскресения Христова и Воскрешения прав. Лазаря. В 70-90-х гг. XIX в. собор был расписан ( Недович, Голюков, Щетинин. 1979. С. 32; Путевые заметки. 1895. С. 1088-1091). V. Третий каменный 2-этажный храм мон-ря - церковь в честь Собора Иоанна Предтечи - был заложен в 1801 г. как 4-престольный с приделами во имя блгв. кн. Александра Невского, прор. Божия Илии, сщмч. Дионисия Ареопагита, преподобных Антония и Феодосия Печерских. Однако в 1851 г. его освятили в честь Тихвинской иконы Божией Матери, а единственный придел - в честь Покрова Пресв. Богородицы (РГИА. Ф. 218. Оп. 4. Д. 410. Л. 26; Ратшин. Монастыри. С. 427). В 1861-1864 гг. храм перестроил каменщик Терентий Петров с сохранением классицистических форм, в особенности у 3-ярусной колокольни ( Неделин. 2010. С. 132), и был освящен в честь Собора Иоанна Предтечи. На нижнем этаже храма, помимо главного престола, размещались приделы в честь иконы Божией Матери «Знамение» и во имя прп. Алексия, человека Божия, на верхнем этаже - во имя прор. Божия Илии, свт. Николая Чудотворца и преподобных Антония и Феодосия Печерских.

http://pravenc.ru/text/2581449.html

Его руки подняты в молении, но смотрит он не на святых, а на молящегося коленопреклоненно пожилого князя в богато расшитых одеждах. Эти лица часто отождествляют с М. и вел. кн. Василием III Иоанновичем, хотя икона была написана спустя 14 лет после смерти вел. князя. В такой же позе, как на «Четырехчастной» иконе, вел. кн. Василий Иоаннович изображен на миниатюре Лицевого летописного свода, в повествовании о посещении вел. князем зимой 7035/36 (1526/27) г. Тихвина для «богомолья» - поклонения чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери. В этой композиции в коленопреклоненном архиерее уверенно опознаётся М., занимавший в тот период кафедру Новгородского архиепископа, а потому изображенного в мантии с «источниками» и в белом клобуке. Очевидно, именно моление перед Тихвинской иконой Божией Матери сыграло особую роль в формировании композиции «соборного моления» народа Русской земли во главе с вел. князем и Новгородским архипастырем, а позднее - митрополитом. В 50-60-х гг. XVI в. были написаны неск. больших храмовых образов с изводом Тихвинской иконы Божией Матери в окружении клейм со Сказанием о ней. Наиболее ранней является икона в местном ряду Благовещенского собора Московского Кремля (между 1547 и 1551 гг.). На нижнем поле иконы расположена пространная композиция, включающая моление Пресв. Богородице мирян и духовенства на пейзажном фоне. Моление неколенопреклоненное, это, возможно, связано с тем, что композиция иллюстрирует иной текст, нежели клеймо «Четырехчастной иконы». Группу духовенства возглавляет митрополит в узорчатом зеленом саккосе, с белым омофором, в шапке. Борода без седины, недлинная и округлая, широкая. Повторением этого извода сцены является Тихвинская икона Божией Матери со Сказанием из Успенского собора в Дмитрове (60-е гг. XVI в.; ныне в ЦМиАР; на М. крещатый саккос). В другом варианте эта же сцена представлена еще на одной ранней Тихвинской иконе Божией Матери со Сказанием из Большого Тихвинского мон-ря (НГОМЗ; согласно Э. А. Гордиенко, клейма датируются 60-ми гг.

http://pravenc.ru/text/2561278.html

17 окт. 1910 г. архиеп. Гурий по прошению был уволен на покой, и в дек. того же года Н. и С. е. возглавил архиеп. Арсений (Стадницкий ; с 1917 митрополит). Новый владыка уделял большое внимание сохранению памятников церковной старины, реставрации древних храмов, фресок (в т. ч. в ц. Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря, в ц. Спаса на Нередице), икон. Он принял активное участие в работе XV Всероссийского археологического съезда, проходившего в Новгороде в 1911 г., и выступил на нем с докладом, в котором подверг критике проведенную реставрацию Софийского собора. Ярким событием в жизни Н. и С. е. стали торжества по случаю восстановления чествования прмч. Евфросина Синозерского (июнь 1912), к-рые возглавили архиеп. Арсений и еп. Кирилловский Иоанникий (Дьячков). Из Устюжны и окрестных сельских приходов к оз. Синичьему на место Синозерской Благовещенской (Троицкой) пуст. собралось более 12 тыс. чел. При активном участии архиеп. Арсения был построен епархиальный дом с большим лекционным залом (проект архит. М. Т. Преображенского, наблюдал за ходом работ архит. Н. К. Рагулин; торжественное открытие состоялось в дек. 1912, по благословению Синода получил название «Арсениевский»). В здании разместились также Новгородская духовная консистория, епархиальный церковно-исторический музей, редакция «Новгородских епархиальных ведомостей», училищный и миссионерский советы и др. учреждения ( Секретарь Л. А. Дома, события, люди (Новгород XVIII - нач. XX в.). Вел. Новг., 1999. С. 28-29). 15 мая 1912 г. по инициативе и под председательством архиеп. Арсения состоялось собрание духовенства и ученых мирян для создания Новгородского церковно-археологического об-ва, учрежденного 3 янв. 1913 г. При об-ве были созданы б-ка, архив и церковно-археологическое древлехранилище. Председателем стал прот. А. И. Конкордин. Большое внимание епархиальные власти уделяли расширению деятельности об-в трезвости, в 1912 г. архиеп. Арсений являлся председателем Всероссийского съезда практических деятелей в борьбе с алкоголизмом в Москве. Весной 1913 г. архиеп. Арсений подготовил встречу в Новгороде патриарха Антиохийского Григория IV , приурочив к его визиту хиротонию архим. Алексия (Симанского) во епископа Тихвинского (впосл. патриарх Московский и всея Руси Алексий I ). В 1913-1914 гг. по распоряжению архиеп. Арсения реконструирована пригородная летняя архиерейская резиденция в устье р. Питьбы (в ней построен каменный храм св. Никиты Новгородского), впосл. переименованная в «сельцо Никитинское». Для удобства сообщения архиепископ приобрел моторный катер, к-рому дал название «Перун».

http://pravenc.ru/text/2577765.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010