Старая Ладога. Никольский мужской монастырь. Собор Николая Чудотворца. Собор. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:приблизительно 1250 - 1300. Адрес: Ленинградская обл., Волховский р-н, с. Старая Ладога, ул. Никольская, 1 Координаты: 59.992001, 32.301441 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Каменный 1209-1210 гг., " рассыпался " в 1628 г. Перестроен в 17 в., с приделами Тихвинской Божией Матери (1695-1697 гг., перестроен в 1826 г.), сщмч. Антипы (17 в., в 1827 г. перенесен в нижнюю церковь, обновлен в 1852 г.), Собора Пресвятой Богородицы (нижняя с 1847 г.). Закрыт в 1935 г. Источник: книга Земля Невская православная, 2006 г. На южной окраине Старой Ладоги расположен архитектурный ансамбль XII-XIX вв. - Никольский монастырь. Летописи не сообщают даты его основания, но в ходе археологических раскопок, проводимых в 1971-1972 гг. под руководством М. К. Каргера, были обнаружены остатки Никольского собора XII столетия под сохранившейся постройкой XVII века. Основание монастыря связано с именем Александра Невского, в память о доблестных воинах, павших во время Невского победоносного сражения со шведами в устье реки Ижоры в 1240 году. Основание монастыря связывают с памятью о жителях Ладоги, входивших в состав дружины Александра Невского и погибших в битве. Обитель, как и собор монастыря, были посвящены Святителю Николаю Чудотворцу, архиепископу Мир Ликийских. Строительство монастырских стен и зданий Свято-Никольского обители датируется 1241 годом, и началось оно на том месте, где к тому времени уже находился Свято-Никольский храм. Вполне вероятно, что Никольская церковь могла быть построена в период активного строительства ладожских храмов, таких как Георгиевский и Успенский соборы. В Никольской обители по переписи 1628 года значилось уже две каменные церкви: во имя Святого Иоанна Златоуста и во имя Св. Николая Чудотворца. Сохранившийся до наших дней собор возведён в период восстановления Старой Ладоги после разрушений, причинённых шведским войском в период Смутного времени, в начале XVII века. Традиционное по схеме здание на древнем основании имеет трёхчастное деление интерьера массивными столбами на нефы и такое же деление фасадов лопатками. Облик памятника многократно изменялся. В XVIII в. собор несколько раз перестраивался. С севера к нему пристроили непропорциональный придел, старинное шлемовидное завершение с покрытием кровли по закомарам сменила четырёхскатная кровля с глухими главками-луковицами. Несмотря на поддерживающие ремонты, в 1771 году здание собора настолько обветшало, что его намеревались разобрать. Однако вместо этого в 1797 г. произвели самый крупный в истории собора ремонт, позволивший сохранить ценный памятник до наших дней; тогда появилась возможность вернуть ему облик, какой он имел в XVII столетии. В результате этой перестройки Никольский собор стал иметь одну главу, а здание было разделено сводами на два этажа - непосредственно церковь и подклет.

http://sobory.ru/article/?object=05247

И вот из Риги через Лиепаи, Гданьск, Кобленц и Прагу, через лагеря беженцев и тяготы изгнанничества, с риском для жизни и сохранности святыни икону сохранил и вывез в США тогдашний рижский епископ и будущий архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн (ум. 1982). Все годы вынужденного изгнания святыня бережно хранилась владыкой, завещавшим вернуть ее на Родину, когда Россия освободится от власти истребителей христианства. Хранитель иконы, приемный сын владыки Иоанна протоиерей Сергий Гарклавс, бывший во время войны еще юношей, на своих плечах нес чудотворный образ буквально через огонь и воду. В 2003 году он принял окончательное решение о возврате образа в восстанавливаемую Тихвинскую обитель. В апреле 1995 года жители города Тихвина обратились с открытым письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой благословить открытие Богородичного Успенского мужского монастыря. Уже через месяц было зарегистрировано религиозное объединение «Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь». В том же году в монастырь въехали первые насельники, которые вместе с паломниками начали реставрационные и строительные работы. Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери вернулась на Родину 23 июня 2004 года. Балаклавский Свято-Георгиевский мужской монастырь Украина, Крым, г. Севастополь, н/п Балаклава. В море у Севастополя, увенчанная крестом, возвышается темная Георгиевская скала, с которой связано распространенное предание о греках и об их чудесном спасении во время бури в 890 году. Бушующее море утихло после молитвы, обращенной к великомученику Георгию. Благодарные греки на следующий год устроили здесь небольшую пещерную церковь и тем самым положили основание обители. Некоторые исследователи датируют пещерную церковь VIII веком, другие считают, что она возникла гораздо позже. В XV веке турки разместили гарнизон по соседству с пещерными храмами. Поэтому монахи были вынуждены уйти из обжитого веками монастыря и нашли уединенное и довольно безопасное место в районе мыса Фиолент.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Храм Рождества Христова в Надкопанье (дер. Надкопанье, Пашское СП) Погружения в иордань: 19 января с 00:00 до 24:00. Храм Сретения Господня д. Самушкино Место погружения: дер. Потанино, Потанинское СП Погружения в иордань: 19 января с 00:00 до 24:00. Свято-Троицкий храм в Киришах (г. Кириши, ул. Мира, 10) Место погружения: р. Волхов, городская станция МЧС Погружения в иордань: с 18 января 23:30 до 19 января 00:30. Часовня иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " в д. Змеева Новинка Место погружения: д. Змеева Новинка, источник " Всех скорбящих Радость " Погружения в иордань: 19 января с 13:00 до 14:00. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы г. Подпорожье Место погружения: р. Свирь, спуск у Братского кладбища Погружения в иордань: 19 января с 13:00 до 16:00. Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь Место погружения: Лодейнопольский р-н, д. Старая Слобода, о. Рощинское Погружения в иордань: 18 января с 14:00 до 17:00, 19 января с 12:30 до 17:00. Тихвинский Богородичный Успенский монастырь Место погружения: г. Тихвин, оз. Сырково Погружения в иордань: 18 января с 12:00 до 23:00, 19 января с 07:00 до 23:00. Антониево-Дымский Свято-Троицкий монастырь Место погружения: Дымское озеро Погружения в иордань: 19 января с 00:00 до 05:00 и с 12:00 до 16:00. Введено-Оятский женский монастырь Место погружения : пос. ст. Оять, Лодейнопольский р-н Погружения в иордань: с 18 января 22:00 до 19 января 02:30. Никольский мужской монастырь в Старой Ладоге Места погружения: источник св. вмц. Параскевы Пятницы (Ленинградская обл., Волховский р-н, с. Старая Ладога, Поземская ул., 38); деревянная купель в Старой Ладоге (Никольская ул., 16) Погружения в иордань: 19 января с 00:00 до 24:00. Покрово-Тервенический женский монастырь Место погружения: Погостское озеро Погружения в иордань: 18 января с 09:00 до 17:00, 19 января с 09:00 до 17:00, 20 января с 09:00 до 17:00. Крестовоздвиженский храм в Пикалево Место погружения: р. Рядань, г. Пикалево Погружения в иордань: 19 января с 13:00 до 14:30.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=126...

Тихвинский Богородицкий монастырь, 3 класса, общежительный, близ города Керенска. Основан в XVII веке; в 1764 году упразднен; в 1848 году здесь образовалась женская община, которая в 1851 году переименована в монастырь. В 1895 году освящен новый храм во имя святителя Николая. В монастыре находится чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, явившаяся в 1681 году, и древняя икона святителя Николая чудотворца. Ежегодно 26 июня и 3 июля совершается крестный ход в монастыре из всех церквей города Керенска. При монастыре школа для девочек-сирот духовного звания, иконописная мастерская и странноприимный дом. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Монастырь основан в 1683 г. по благословению Святейшего Париарха Московского Иоакима как женский на месте обретения в 1681 г. иконы Пресвятой Богородицы (в ¼ версты на юго-восток от г. Керенска, с западной стороны гряды, у её подошвы). Упразднён в 1744 г. из-за бедности и малочисленности. В 1848 г. продолжавшее здесь существовать и развиваться общежитие получило статус общины, а в 1851 г. – вновь монастыря. Во второй половине 19 в. в обители росло число насельниц, велось строительство, были созданы иконописная и золотошвейная мастерские. В 1918 г. после волны притеснений от большевиков монастырь преобразован в трудовую артель, а спустя 10 лет полностью закрыт. Часть сестер была арестована, а часть – изгнана. Утрачена явленная икона Богородицы, имущество обители разграблено. В 1997 г. решением Священного Синода РПЦ монастырь был возрождён на своём историческом месте как мужской. Соборный храм во имя Успения Божией Матери (Успенская соборная церковь) являлся главным храмом Керенской крепости, а затем и города Керенска. В 1758 г. на месте деревянной церкви построен каменный храм. Колокольня была увенчана короной, пожалованной жителям города Екатериной II за отражение осады его пугачёвцами. В 1861 г. расширена трапезная церкви. В 1870-х гг. храм был отремонтирован, иконостас его устроен по образцу иконостаса Успенского собора Московского Кремля. В 1888 г. завершена роспись. В 1900-м за ветхостью существенно перестроена трапезная: устроены новые своды, постройка расширена к западу, в южной части отведено помещение под хозяйственные нужды. В 1907 г. храм обнесён чугунной оградой. В 1930-е годы соборная церковь была закрыта и перестроена. Её стены стали основой нового районного дома культуры и кинотеатра «Октябрь». Эту же функцию здание выполняет и в наши дни. Вокруг нынешнего дома культуры разбит сад, рядом с апсидой установлен памятник в честь основания керенской крепости в 1636 г.

http://sobory.ru/article/?object=02573

В 1654 г. сотник Михаил Махаринский подавал прошение о дозволении построить ему м-рь на отчине своей Тимановки-Дранки в благодарность Богу за освобождение из польского плена. По резолюции ему в этом отказано впредь до разрешения митрополита. Дальнейший ход дела неизвестен. “Акты к ист. Ю. и З. Р.”, X, 16 (статья XX, на стр. 763, две челобитные Мих. Махаринского). 2103 . Тихвинский, женский, ныне церковь на горе во имя Тихвинской Бож. Матери с приделом Иоанна Богослова, в гор. Кунгуре, Пермской губ. Основан в начале XVIII стол. преосвященным Вятским и Великопермским Дионисием (1700–1718 г.); упразднен до штатов. Еще в 40-х годах XIX стол. у церкви оставался камен. дом, в котором жило несколько лиц, носивших черное платье, но уже в виде богаделенных. Евг. Попов, “Великоперм. и Пермская епархия”, 25. 2104 . Тохтарев – Богородицкий, мужской, ныне село Монастырь или Тохтаревское, Пермской губ., Красно­уфимского у., в 78 вер. к сев.-сев.-зап. от Красноуфимска, на левом берегу р. Сылвы. Основан в 1645 г. В церкви села особенно чтится по всему уезду древняя икона Божией Матери Неопали­мой Купины, писанная будто бы для монастыря самим Вятским архиеп. Ионою в конце XVII ст. “Памят. кн. Перм. губ. на 1863 г.”, Отд. II, 52; “Спис. насел. мест Перм. губ.”, CCLXIX; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 946, 5; “Собр. госуд. грам. и договор.”, IV, 128 (Постановл. 1681 г. о содержании архи­ереев). 2105 . Трактомировский или Терехтемиревский – Зарубский – Успенский или Крестовоздвиженский, мужской, ныне деревня Мостырок, Киевской губ., Коневского у., в 47 вер. к сев. от Канева, между мест. Трактомировым и селом Зарубинцами, на прав. бер. Днепра, где откры­ты пещеры, в коих, как полагают, жили отшельники. В Ипатиевской лето­писи под 1147 г. говорится: «постави Изяслав Митрополитом Клима Смолятича, вывед из Заруба (в Ермолаевской летописи прибавлено – где теперь м-рь Терехтемерский); бе бо черноризец скимник, и быть книжник и фило­соф, так якоже в Русской земле не бяшет». Далее о нем в истории не упоминается, и только при описании Киевского замка 1552 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Освящённая в честь Тихвинской иконы Божией Матери, эта надвратная церковь имеет хотя недолгую, но весьма интересную историю. Первая церковь на этом месте построена в 1791 году. В 1850-56 гг. перестраивается по проекту известного русского архитектора Н. Л. Бенуа, главного архитектора Петергофа. Освящена в 1863 году. В 1856 году перед иконой произошло исцеление тихвинского мещанина А. А. Боровского от падучей и болезни ног. В память об этом чудесном событии, а также многочисленных исцелений, происходивших ранее, и была построена эта церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери, чьи стены как бы " охватили " фреску с изображением Владычицы, явившись своего рода ковчегом для неё. Храм, получивший в народе название " Крылечко " (в память о том крылечке, которое находилось здесь прежде), возводился на пожертвования. Автором проекта и руководителем строительства был Николай Леонтьевич Бенуа. Дивную же фреску одели богатой ризой, и перед ней поместили десять искусно изготовленных светильников. Все эти украшения также были пожертвованы богомольцами. В 1937 году храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери был закрыт. Церковь " Крылечко " стала первым храмом монастыря, возвращённым государством Церкви. В октябре 1944 года (по другим данным в 1945-м) приходская община получила её " в бесплатное пользование " . Вплоть до 1989 года эта церковь оставалась единственным действующим храмом в Тихвине и его округе. Из журнала " Православные монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2009 Хроника борьбы верующих тихвинцев за возвращение утраченного ими в Большой террор права совершать общественную молитву хорошо известна. Хлопоты о регистрации религиозной общины и о предоставлении молитвенного помещения они начали еще весной 1944 г. За полгода им пришлось подать 8 заявлений, чтобы в Москве, в Совете по делам РПЦ, услышали их голос. 19 октября 1944 г. Совнарком СССР, по представлению Совета по делам РПЦ, санкционировал открытие церкви в Тихвине. Затем 7 месяцев терпение верующих испытывали власти местного уровня, от которых зависела передача зарегистрированной в Москве общине помещения для " удовлетворения религиозных потребностей " . Только в начале июня 1945 г. Тихвинский горисполком зарегистрировал священника, а общине передал самое непригодное для использование в качестве приходского храма помещение - церковь над западными вратами монастыря с пристроенной к ней часовней Крылечко. Но что оставалось делать верующим, которым более 7 лет было " Богу негде помолиться " , как не радоваться этому? 7 июня 1945 г. приехавший из Ленинграда архиепископ Григорий (Чуков) совершил освящение надвратной церкви. Согласно записи в его дневнике, " народу было не менее 3 тысяч " . (Судя по вместимости храма, в него могло попасть около 10 % собравшихся богомольцев). " Вечером служил акафист/.../Народу чуть ли не больше. Вообще в городе ликованье, все рады до слез " .

http://sobory.ru/article/?object=20016

После кончины основателя монастыря архимандрита Герасима (2фев. 1830 г.), в обители продолжилось обширное каменное строительство. На средства монастыря и благотворителей в период настоятельства архимандрита Зосимы здесь возводят основные сооружения монастырского архитектурного ансамбля: главный Успенский собор (1834 г.), церковь во имя Трех Святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, с трапезной (1835 г.), деревянная кладбищеская церковь во имя Св. Великомученника Георгия (1834 г., не сохранилась), четырехъярусная великолепная колокольня (1830-е гг.), высота которой достигает 75 метров, жилые братские келейные корпуса и различные хозяйственные постройки. Обширная территория обители была обнесена высокой каменной оградой с четырьмя квадратными башнями по углам, одна из которых сохранилась и ее можно лицезреть пристроенной к братскому корпусу. На западной стороне ограды находились главные монастырские Святые ворота. В обители особо почитался чудотворный образ Тихвинской иконы Божией Матери, который ежегодно с крестным ходом приносили для поклонения в уездный город Ковернино. В 1919 году по причине малочисленности братии, Высоковский монастырь был преобразован в единоверческий приход, который просуществовал до 1929 года. Впоследствии здесь располагались различные организации и учреждения: правление местного колхоза, кинотеатр, конюшни, склады. Часть помещений использовалась в качестве жилых квартир для колхозников. В 1979 году решением Горьковского облисполкома сохранившийся архитектурный ансамбль монастыря был взят под государственную охрану как памятник архитектуры, а в 1995 году ему был присвоен статус памятника федерального значения.  Возрождение монашеской жизни в монастыре началось в 1999 году, когда сохранившиеся монастырские постройки были переданы Нижегородской епархии. Первоначально в братском корпусе была обустроена часовня. В дальнейшем эта часовня была переоборудована в домовой Никольский храм, в котором в 2004 году была отслужена первая Божественная Литургия.

http://sobory.ru/article/?object=03557

" Мирное земли устроение " в Тихвинском монастыре продолжалось на протяжении всего XVII века - он хорошел, облачался в камень. Правда, этому устроению предшествовала ещё одна беда - в 1623 году страшный пожар нанёс тяжёлые раны обители и в частности Успенскому собору. В ходе ремонта в соборном храме пришлось поновлять первоначальные росписи. Между 1669 и 1671 годами в галерее, в её " оконечностях " , были устроены два небольших придела - северный Иоанно-Богословский и южный Ильинский. За десять лет до этого в соборе появился чугунный пол из плиты, пожертвованной дворянином Романом Бабарыкиным, состоявшим, к слову, в родстве с Романовыми. Последние Тихвинскую обитель любили и навещали. В Успенском соборе молились перед чудотворным образом Пётр I в 1717 году, Елизавета Петровна в 1747 году, Павел I в 1798 году, Александр I в 1823 году, Александр II в 1858 году. Монаршие посещения, как водится, сопровождались богатыми пожертвованиями; старались не отстать от царей и представители аристократии и купечества. В ходе секуляризации, проведённой Екатериной II в 1764 году, монастырь потерял все свои земельные владения и почти на сто лет попал в разряд второклассных обителей. Тем не менее, в конце XVIII века Успенский собор капитально ремонтировался - средства на это нашлись. Чугунный пол тогда заменили лещадной плитой; тесные деревянные приделы в галерее разобрали и вместо них построили более просторные каменные; а главное - в храме появилась новая стенопись. Старую за ветхость счистили, после чего стены, столпы и своды были вновь расписаны. Автор росписей известен - Логгин Шустов, представитель известной ярославкой династии иконописцев, занимавший тогда должность надзирателя за иконописанием при Святейшем Синоде. В собранную им артель входили ярославские же мастера со знаменитыми в среде иконописцев фамилиями - братья Иконниковы, отец и сын Сарафанниковы и др. Ещё более столетия после этого Успенский собор жил богослужебной жизнью, а проистекавшие от Тихвинской иконы Божией Матери чудеса, которые продолжали множиться, привлекали в обитель огромное количество паломников.

http://sobory.ru/article/?object=05268

Тобольской Епархии 3 класса девичий. Находится в городе Енисейске, от которого и название своё имеет. Строения в монастыре сем следующие: 1) ЦЕРКОВЬ каменная двухэтажная; в верхнем этаже – храм во имя Св. Апостол Петра и Павла с приделом Николая Чудотворца, в нижнем – во имя Рождества Христова с приделом Рождества Божьей Матери; 2) КОЛОКОЛЬНЯ каменная; 3) КЕЛЬИ деревянные; 4) ОГРАДА деревянная. До учреждения Духовных в 1764 году Штатов было за этим монастырём 249 душ крестьян, а по штатам положен в 3 классе. Енисейский Спасский монастырь Тобольской Епархии 3 класса мужской. Находится в городе Енисейске; построен в 1593 году монахом Тимофеем Ивановым. В нём Соборная церковь во имя Преображения Господня с колокольней и Настоятельские кельи каменные. До учреждения в 1764 году Штатов Духовных было за монастырём сим 453 души крестьян, а Настоятелями Архимандриты, которые имели в ведении своём и Троицкий Мангазейский монастырь, находящийся на устье реки нижней Тунгуски, состоящий под начальством особливого своего Игумена, также и всё духовенство бывшей Енисейской провинции, по Штатам же поставлен в 3 класс с настоятельством Игуменским, а в 1798 году учреждена Архимандрия 3 класса. Из настоятелей монастыря сего упоминаются: А) Строители: 1) СЕРГИЙ. В 1639 году; 2) ФЕОДОСИЙ. В 1644 году; Б) Архимандриты: 3) ГЕРАСИМ и последующие до Штата 1764 года; В) Игумены с 1764 до 1798 года, а потом Г) Архимандриты. Ныне управляет монастырём сим Архимандрит MEЛXICEДEK. Епифанский Успенский монастырь Упразднённый девичий. Находился в Тульской Епархии в уездном городе Епифани. Строения, оставшиеся от него ныне: 1) ЦЕРКОВЬ каменная во имя Успения Божьей Матери с приделом Тихвинской Пресвятой Богородицы; 2) КОЛОКОЛЬНЯ над папертью каменная же, и 3) часть ОГРАДЫ деревянной. Ефремова пустынь Или Ефремов Спасониколаевский мужской монастырь, давно уже упразднённый. Был в Вологодской Епархии в Тотемском уезде при стечении рек Режи и Ваги на займище, именовавшемся Леванидовским. Расстоянием от Тотьмы к северо-западу в 80, а от Вологды к северо-востоку в 150 вёрстах. Он строен был в начале XVI века неким старцем Ефремом по дозволительной грамоте Московского Великого Князя Василия Иоанновича; а по благословению Ростовского Архиепископа, в Епархии коего состояла тогда Тотемская округа. По кончине основателя преемнику его Игумену этой же обители Леонтию в 1559 году пожалована была от Великого Князя Ивана Васильевича следующая владельная и несудимая

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В этот же день комиссия посетила Николаевский женский монастырь с. Покровка, в котором состоялась беседа с настоятельницей и сестрами обители об открывающихся курсах для монашествующих. Выездная группа также побывала в городе Бузулуке. В епархиальном управлении Бузулукской епархии выездную группу встречал епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий , секретарь епархии иерей Дионисий Горбунов, настоятельница Тихвинского Богородицкого женского монастыря игумения Пантелеимона (Кривенкова), наместник Спасо-Преображенского мужского монастыря игумен Виталий (Климов) и игумен Иона (Чураков). В здании епархиального управления были осмотрены помещения, материально-техническое обеспечение, библиотечный фонд. Далее члены комиссии в сопровождении епископа Алексия направились в Спасо-Преображенский мужской монастырь. Была проведена беседа с братией монастыря и членами православного братства при храме Троицы Живоначальной с. Староборискино Бузулукской епархии. Из Спасо-Преображенского монастыря экспертная группа направилась в Тихвинский женский монастырь г. Бузулука. В обители состоялась беседа с настоятельницей и сестрами, была проведена проверка материально-технического обеспечения, библиотечного фонда. 12 января члены комиссии вместе с иереем Петром Пановым и иереем Ярославом Геращенко посетили собор Преображения Господня г. Орска, где встретились с епископом Орским и Гайским Иринеем . Далее комиссия посетила Иверский женский монастырь Орской епархии. В монастыре состоялась беседа с настоятельницей обители игуменией Ксенией (Пашковой), протоиереем Сергием Барановым, секретарем Орской епархии, духовником монастыря, и сестрами. В этот же день выездная группа прибыла в Андреевский мужской монастырь в с. Андреевка Оренбургской епархии. Здесь также состоялась беседа с духовником монастыря иеромонахом Дионисием (Казанцевым) и братией обители. 13 января выездная группа посетила Успенский женский монастырь г. Оренбурга. Здесь была проведена беседа с настоятельницей игуменией Флорой (Новицкой), сестрами обители и наместником Андреевского мужского монастыря Оренбургской епархии игуменом Евлогием (Савиным).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5996550...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010