Время явления иконы – XIV век, а также следующий за ним XV – это период освобождения Руси от татаро-монгольского ига, время концентрации русских княжеств вокруг Москвы и зарождения русской национальной государственности. Не стоит забывать, что чудесное пришествие на Русь Тихвинского образа произошло спустя всего три года после победы русских войск на Куликовом поле. Явление образа Божией Матери именно в это время общество расценило как особый знак благоволения Божиего к России. Постепенно к Тихвинской иконе начинают стекаться не только паломники, но и государи Земли Русской. Так, например, великий Московский князь Василий III Иоаннович (1479–1533) неоднократно обращался к Тихвинскому образу. По его указу в 1507–1515 годах в Тихвине был возведен каменный Успенский храм, в который и была перенесена чудотворная икона Божией Матери. Сам же он посетил Тихвин в 1527 году в сопровождении архиепископа Макария Новгородского. В этой поездке великий князь молился перед Тихвинским образом о даровании ему наследника, что и произошло чуть позже, когда родился Иоанн IV. Наследник Василия III – Иоанн IV Грозный (1530–1584) также относился к Тихвинскому образу с величайшим благоговением и почтением. Он посетил Тихвин в 1547 году накануне своего Казанского похода, а также за несколько дней до венчания на царство. Именно Иоанн IV основывает в Тихвине Богородицкий Успенский мужской монастырь. Тихвинский образ Божией Матери неоднократно помогал России во времена войн и смут. Так, во времена Смуты XVII века образ Божией Матери «Тихвинская» спас город Тихвин и Тихвинский монастырь от шведских войск. Во время Отечественной войны 1812 года Тихвинская икона Божией Матери также неоднократно помогала русским войскам в сражениях с французами. В целом в XIX веке с образом Тихвинской иконы Божией Матери связано несколько значимых событий. Так, например, в начале века в честь Тихвинского образа был назван фрегат «Тихвинская Богородица», который входил в эскадру контр-адмирала Сарычева. Также известно, что монахи Тихвинского Богородицкого монастыря духовно окормляли военный флот Российской Империи. В историю вошел подвиг иеромонаха Тихвинской обители Кирилла, который в течение двух дней – 28 и 29 июля 1855 года – служил молебны во время бомбардировки на палубе корабля «Иезеркиль», который оборонял крепость Свеабу от неприятельского флота.

http://foma.ru/tihvinskaya-ikona-bozhiey...

Конец XVI b. стал временем обострения русско-шведских отношений, а в начале XVII b. страна оказалась ввергнутой в тяжкие испытания Смуты. Тихвинский монастырь неоднократно тогда подвергался осаде и «люторской напасти». В 1610 году Тихвинская обитель разграблена польско-литовскими отрядами. С 1608 по 1613 год – неоднократные столкновения с отрядами шведского воеводы Якоба Делагарди, которые под предлогом помощи правительству Шуйского заняли монастырь, превратив его в свой гарнизон. Не потерпев позора, тихвинцы напали на шведов и выбили их из обители. В ответ шведы вернулись с подкреплением, а Делагарди повелел камня на камне не оставить от монастыря-крепости. Конец лета 1613 года стал временем героического «осадного сидения» русского отряда и ополченцев-тихвинцев. И в самый тяжкий час, когда враг, получив подкрепление, стал уже одолевать, Небесная Заступница вновь явила свое покровительство. 15 сентября 1613 года защитники монастыря окончательно разбили отряды шведских интервентов: переломный момент наступил, когда осажденные вышли на стену монастыря с Тихвинской иконой Божией Матери. Богоматерь совершила чудо: как поведали потом плененные шведы, всему их отряду в страхе привиделось, что на помощь монастырю со всех сторон идет несметное русское войско. Два века спустя, в июне 1812 года, архимандрит монастыря Самуил благословляет тихвинскую дружину, отправляющуюся на войну с Наполеоном со списком с чудотворной иконы. Список сопровождал дружину в победоносных боях и получил название «Тихвинская Ополченная икона Божией Матери». Тихвинская икона пользовалась и продолжает пользоваться такой славой, что списки с нее разошлись по России в огромном количестве. В середине 1920х годов монастырь был закрыт и разорен. В годы Великой Отечественной войны Тихвин был ареной ожесточенных боев с немецко-фашистскими захватчиками, стремившимися замкнуть вокруг Ленинграда второе блокадное кольцо. Оккупировав в ноябре 1941 года Тихвин, гитлеровцы похитили из монастыря все старинные иконы, среди которых была и Тихвинская икона Богоматери. Икона попала в оккупированный Псков, а затем в 1944 году в Ригу. Захватчики надеялись получить поддержку православных, «выдавая» икону на время богослужения в храмах на оккупированной территории. Но при отступлении гитлеровцы не успели забрать чудотворный образ.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Из материала книги-альбома Альтанова Л.М., Булатников О.Н. " Ливны " , изд-во: Орлик, г. Орел. 2007 год. г. Ливны, церкви Успения Пресвятой Богородицы и Тихвинской Божией Матери, XVII-XVIII вв. Расположены в центре города на высоком и скалистом берегу реки Сосны, где в XVI—XVIII вв. находился мужской монастырь Св. Сергия Радонежского. Первое упоминание о Сергиевом монастыре содержится в жалованной грамоте 1592 г. Согласно приправочной книге г. Ливен 1615 г., в нем были две деревянные «клетцкие» церкви — Сергия Радонежского и Благовещенья Пресвятой Богородицы (теплая). Из прочих построек в обители находились Святые ворота, украшенные деисусами «на оба лица»; колокольня с шестью колоколами и кельи. При монастыре жили игумен Харлампий, белый поп и 11 человек братии. Убранство храмов состояло из 7 икон и царских врат. В Сергиевской церкви, кроме того, был небольшой иконостас, состоявший из деисусного ряда. Для служб имелось 10 рукописных и печатных книг и немногочисленная медная и оловянная церковная утварь. Вотчины монастыря в 1615 г. состояли из крестьянской слободки в 17 дворов, рек Тим, Кшень и Косоржа со всеми угодьями и с «бобровыми гоны», Никитского починка и мельницы в г. Ливнах. В 1618 г. город Ливны был взят штурмом и сожжен гетманом Конашевичем-Сагайдачным, судьбу города разделил и монастырь. Но уже в следующем году обитель была восстановлена и в нее из Москвы прислали образа, богослужебные книги и прочие церковные принадлежности. В 1647 г. в монастырской церкви Николы Чудотворца начался пожар, дотла уничтоживший монастырь и большую часть города. Из монастырских построек в огне сгорели три деревянных храма — Св. Николая Чудотворца, Благовещения Пресвятой Богородицы, Св. Сергия Радонежского, «9 келий братских, да за монастырем двор попов, двор дьяконов, да монастырских бобылей 10 дворов, черниц безмесных 10 келий». В 1661 г. монастырь во время набега крымских татар сгорел и был «без остатку разорен», но вскоре вновь восстановлен. В 1692—1693 гг. вместо обветшавшего деревянного игумен Иосиф начал строить каменный храм Успения Пресвятой Богородицы с приделом Св. Сергия Радонежского, оконченный, по-видимому, в начале XVIII в. В 1681 г. монастырь приписан к Архиерейскому дому, учрежденному в Ливнах. В 1725 г. в монастыре кроме Успенского собора и деревянных келий была «круглая, дубового лесу» колокольня с 5 колоколами. Его окружала деревянная же ограда, из «29 звен состоявшая». В том же году монастырь был закрыт, но вскоре по прошению ливенских жителей открыт вновь. В 1731 г. начинается строительство каменных стен вокруг монастыря и надвратной церкви-колокольни Тихвинской Божией Матери, законченное в 1734 г., на которой позднее были установлены часы с боем. Строительство же каменных монастырских стен с двумя воротами и четырьмя башнями затянулось до 40-х гг. XVIII в. Их общая длина составляла 146 сажен (315 м). В 1746 г. придел Св. Сергия Радонежского расширили «собразно с прежним фасадом».

http://sobory.ru/article/?object=09860

В книге содержатся статьи о прп. Тихоне Калужском, основателе Успенской пустыни, прп. Тихоне Карачевском, основавшем Воскресенский мужской монастырь, прп. Тихоне Лухском, прп. Тихоне (Москвитянине), пустыннике Соловецкого острова, архиепископе Ростовском, Ярославском и Белозерском Тихоне (Малышке), священномученике Тихоне Архангельском, расстрелянном по распоряжению Особой тройки при УНКВД по Воронежской области в 1937 году, священномученике Тихоне (Никанорове), согласно преданию повешенному красноармейцами в 1920 году на Царских вратах, преподобномученике Тихоне (Бузове), расстрелянном в 1937 году на Бутовском полигоне, преподобномученике Тихоне (Кречкове), расстрелянном в 1930 году под Воронежом. Том содержит статью о митрополите Псковском и Порховском Тихоне , известном своей просветительской и культурной деятельностью, авторе книги «Несвятые святые». В книге опубликованы статьи о монастырях, в частности о Теплодарском Воскресенском женском монастыре Одесской епархии , Тервеническом Покровском женском монастыре Санкт- Петербургской епархии , Теребенской в честь святителя Николая Чудотворца мужской пустыни, Терноватском в честь апостола Иоанна Богослова женском монастыре Запорожской епархии , Терновском в честь Вознесения Господня женском монастыре Днепропетровской епархии , Тетеринской в честь Успения Богородицы женской пустыни Костромской епархии , Тираспольском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и преподобного Пахомия Великого женском монастыре, женском монастыре Тисмана Румынской Православной Церкви , Тихвинском Большом в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре, Тихвинском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женском монастыре, Тихвинской иконы Божией Матери женском монастыре Нефтекамской епархии , Тихвинской иконы Божией Матери Керенском мужском монастыре Сердобской епархии , Тихоновом Карачевском в честь Воскресения Христова мужском монастыре Брянской епархии , Тихоновом Лухском в честь Воздвижения Креста Господня мужском монастыре Кинешемской епархии , Тихоновой Калужской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской пустыни, Тобольском в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужском монастыре, Толгском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женском монастыре.

http://patriarchia.ru/db/text/6008002.ht...

В крестный ход идут не с целью совершить паломничество или увеселительную прогулку, а для того, чтобы духовно потрудиться, укрепиться в вере, быть по мере сил исповедником Православной веры. Крестоходцы – это одна большая семья, призванная стать единым Телом Христовым, единым сердцем и едиными усты Христа ради. Участники крестного хода должны не только помнить, но и исполнять заповедь Божию «Возлюби Бога и ближнего своего, как самого себя». Они должны иметь любовь между собой, заботиться друг о друге, быть духовно бодрыми и внимательными, радостными, доброжелательными, не раздражаться, идти с Иисусовой молитвой. 9 июля в Тихвине завершился VIII ежегодный крестный ход « Путь Богородицы ». Он проходит по тем самым местам, где 640 лет тому назад являлась Тихвинская икона Богородицы. Духовником этого крестного хода является протоиерей Сергий Филонов, настоятель храма святого Иова Многострадального города Тихвина. Но на каких-то отрезках пути крестный ход возглавлял Преосвященнейший Мстислав, епископ Тихвинский и Лодейнопольский. По словам крестоходцев, впервые за 10 дней крестного хода они участвовали в четырех архиерейских литургиях. 7 июля, в престольный праздник Антониево-Дымского монастыря, в котором почивают святые мощи преподобного Антония Дымского, владыка Мстислав после Божественной литургии возглавил крестный ход до освященного преподобным Антонием Дымского озера. 8 июля, в день памяти святых Петра и Февронии, владыке сослужили протоиерей Димитрий Кулигин и иерей Антоний Чумаков. А у тром 9 июля приехавшие в Успенский монастырь паломники смогли вместе с крестоходцами пройти по улицам Тихвина. Крестный ход «Путь Богородицы» завершился праздничной Литургией и концертом. - 11 июня нынешнего года в Годеново, где сейчас хранится Небоявленный Животворящий Крест Господень, и в селе Погост Крест, где на месте его явления сейчас находится мужской монастырь Животворящего Креста, прошли торжества, посвященные 600-летию со дня его явления на Сахотском болоте. Этой дате посвящен Всероссийский крестный ход с его точной копией. 9-11 сентября копия Креста пребывала в Казанском соборе Санкт-Петербурга, откуда 12 сентября машина с Крестом возглавила ежегодный общегородской крестный ход, посвященный перенесению мощей Святого благоверного князя Александра Невского. Но на 40 лет раньше Небоявленного Креста в России явилась Тихвинская икона. И обе эти святыни, и Цереградская икона Божией Матери, находящаяся в Спасо-Елеазаровском женском монастыре, пришли к нам из Византии, ибо Господь возложил на Россию миссию быть оплотом Православия в мире после падения Константинополя. Что значит лично для Вас Тихвинская икона ?

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/18/...

Строения в сем монастыре от начала были все деревянные, а уже около 1753 года построена там двухэтажная каменная церковь над гробом Преподобного, коего мощи под спудом и доныне там, в нижней церкви, почивают. Верхняя церковь настоящая, во имя Святителя Николая с приделом Тихвинской иконы Божьей Матери, а в нижней – только придел во имя Преподобного Онуфрия, но в 1811 году, Сентября 3, вся верхняя церковь от пожара выгорела и осталась только нижняя. Настоятелями были всегда Игумены, а в 1764 году был и Архимандрит Пахомий. Крестьян за монастырем имелось 1.264 души. По упразднении же монастыря с 1764 года, определён к монастырской церкви один Священник с двумя причетниками, не имеющие, однако же, и доныне прихода и довольствующиеся только монастырской землёй. А Комельское озеро с 1799 года приписано к Вологодскому Архиерейскому дому. При этой церкви доныне ещё находится древняя сосновая монастырская роща. На память преставления Преподобного Стефана Июня 12 съезжается туда много богомольцев, а также и всегда усердствуют к этой церкви все жители, населяющие Комельское озеро. Озерский Покровский монастырь Мужской, упразднённый. Находился в Псковской Епархии, и был приписан к Псковскому Архиерейскому дому. Ольгов Успенский монастырь Рязанской Епархии заштатный мужской, находится от Переяславля Рязанского вниз по течению реки Оки в 10 вёрстах, от Москвы в 180, на крутом и высоком речном берегу. Настоятельство до Штатов 1764 года было в нём Игуменское, а с того времени Строительское. Прибавление из VI тома ОЛЬГОВ Успенский монастырь построен Рязанским Князем Олегом Ивановичем. Олшанская пустынь Мужская. В 1775 году находилась в бывшей Славенской, что ныне Екатеринославская, Епархии. Омбышский Введенский Нежинский монастырь Девичий. Находился близ города Нежина в Омбышской волости. А основан и вотьчинами и угодьями снабжён от Катерины Угорницкой Скарбниковой Черниговской. См. в сем грамоты в Моск. Архиве Коллегии Иностр. дел Ноября 13, под Онуфриевская пустынь Мужская, упразднённая. Находилась в Полтавской Епархии в Лубенском уезде в 10 вёрстах от города Лубен, по Лохвицкой дороге; построена в 1744 году Лубенского монастыря Архимандритом Иоасафом Горленком, а потому до самого упразднения была приписной к Лубенскому Преображенскому монастырю. От этой пустыни остались две деревянные ЦЕРКВИ:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Святая икона богато украшена; стоимость имеющихся на ней драгоценностей простирается до 70 тысяч рублей. Ежегодно тысячи народа стекаются в город Тихвин для поклонения святой чудотворной иконе, с которою в течение года 24 раза совершается крестный ход по окружным селениям монастыря. Кроме этой святой иконы, в рбители находится замечательная с нее копия, именуемая «Ополченной» иконой. Во время войны 1812 года сия икона дана была в благословение от Тихвинского монастыря Тихвинской дружине ополчения и по окончании похода возвращена в обитель; она же сопровождала Тихвинскую дружину ополчения и во время Крымской войны. В монастыре также весьма чтимы: образ Нерукотворенного Спаса, древнего письма, и древний образ святителя Николая. Ежегодно 26 июня, в память явления святой Тихвинской иконы, совершается в монастыре крестный ход, а также в 3-й день Пасхи и на 15 августа из всех городских церквей в монастыре и вокруг монастыря. При монастыре больница, богадельня и духовное училище. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» ТИХВИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ-КРЕПОСТЬ Лесные болотистые земли по берегам рек Сяси и Тихвинки входили в состав одной из пятин Великого Новгорода. Летописцы называли их " страною тифинскою " и подчеркивали большое значение торгового пути " .. .вдоль Волхова, через ямы Сольковский и Пшогжу, а далее сухим путем. .. " в одну из рек Волжского бассейна. Здесь возникло поселение, превратившееся впоследствии в город Тихвин. Исследователи сходятся на том, что Пречистенский погост на Тихвинке, положивший начало одному из крупнейших ныне городов Ленинградской области, возник в XIV в. Летописи отмечают в 1383 г. " явление иконы Богородицы " , на месте которого закладывается погост Успенский. С распространением новгородского влияния на территорию нынешней Карелии через поселение на Тихвинке пролегли пути в Олонецкий и Архангельский края, и в лесах " тифинских " рядом с крестьянскими стали рубиться купеческие " хоромины " , а вблизи от них - амбары на русский лад и бани для путников и служилых людей.

http://sobory.ru/article/?object=00115

В этот же день комиссия посетила Николаевский женский монастырь с. Покровка, в котором состоялась беседа с настоятельницей и сестрами обители об открывающихся курсах для монашествующих. Выездная группа также побывала в городе Бузулуке. В епархиальном управлении Бузулукской епархии выездную группу встречал епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий , секретарь епархии иерей Дионисий Горбунов, настоятельница Тихвинского Богородицкого женского монастыря игумения Пантелеимона (Кривенкова), наместник Спасо-Преображенского мужского монастыря игумен Виталий (Климов) и игумен Иона (Чураков). В здании епархиального управления были осмотрены помещения, материально-техническое обеспечение, библиотечный фонд. Далее члены комиссии в сопровождении епископа Алексия направились в Спасо-Преображенский мужской монастырь. Была проведена беседа с братией монастыря и членами православного братства при храме Троицы Живоначальной с. Староборискино Бузулукской епархии. Из Спасо-Преображенского монастыря экспертная группа направилась в Тихвинский женский монастырь г. Бузулука. В обители состоялась беседа с настоятельницей и сестрами, была проведена проверка материально-технического обеспечения, библиотечного фонда. 12 января члены комиссии вместе с иереем Петром Пановым и иереем Ярославом Геращенко посетили собор Преображения Господня г. Орска, где встретились с епископом Орским и Гайским Иринеем . Далее комиссия посетила Иверский женский монастырь Орской епархии. В монастыре состоялась беседа с настоятельницей обители игуменией Ксенией (Пашковой), протоиереем Сергием Барановым, секретарем Орской епархии, духовником монастыря, и сестрами. В этот же день выездная группа прибыла в Андреевский мужской монастырь в с. Андреевка Оренбургской епархии. Здесь также состоялась беседа с духовником монастыря иеромонахом Дионисием (Казанцевым) и братией обители. 13 января выездная группа посетила Успенский женский монастырь г. Оренбурга. Здесь была проведена беседа с настоятельницей игуменией Флорой (Новицкой), сестрами обители и наместником Андреевского мужского монастыря Оренбургской епархии игуменом Евлогием (Савиным).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5996550...

По окончании строительства пономарь Юрыш, человек благочестивый, был послан оповестить окрестных жителей о времени освящения храма. Недалеко от нового храма Юрышу явилась Божия Матерь со святителем Николаем Чудотворцем и повелела, устами святителя, ставить на храм деревянный, а не железный крест, потому что именно на деревянном кресте был распят Иисус. На месте беседы святого Николая с Юрышем тогда же поставили часовню, а в XVI b. был основан Николо-Беседный мужской монастырь. Событие это послужило также основанием для написания иконы. Современники, однако, не сразу поверили Юрышу, и когда стали устанавливать на купол кованый железный крест, рабочего, который это делал, невидимою силой дуновением ветра сняло с купола вместе с крестом и невредимым поставило на землю. Кресты же все и по сию пору на соборе деревянные. Первая церковь простояла семь лет и сгорела от «свещи ночию», чудотворная же икона сохранилась в целости: она была найдена неподалеку в можжевельнике. Церковь трижды горела и трижды восстанавливалась, а икона каждый раз чудесно оставалась невредимой. Слава о чудесах иконы распространилась далеко за пределы края, и в 1507 году по указу царя Василия III была заложена каменная Успенская церковь. В эти годы чудотворная икона и получает наименование Тихвинской. Прообразом тихвинскому храму послужил главный храм государства, Успенский собор Московского Кремля. В 1584 году царь Федор Иоаннович пожертвовал 300-пудовый полиелейный колокол. В 1630 году Михаил Федорович, первый из династии Романовых, внес из личных средств 3000 листов белого железа для покрытия глав церкви Успения. Князь Дмитрий Пожарский, предводитель ополчения, освободившего страну от литовско-польской интервенции, присылал каменщиков для восстановления звонницы, разрушенной взрывом порохового склада. Вскоре после основания и особенно во время Ливонских походов Ивана IV Грозного Успенский монастырь, находившийся в ту пору на северо-западной границе России, стал нести не только духовно-просветительскую, но также и государственную «дозорную и связную» службу.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В ходе секуляризации, проведённой Екатериной II в 1764 году, монастырь потерял все свои земельные владения и почти на сто лет попал в разряд второклассных обителей. Тем не менее, в конце XVIII века Успенский собор капитально ремонтировался - средства на это нашлись. Чугунный пол тогда заменили лещадной плитой; тесные деревянные приделы в галерее разобрали и вместо них построили более просторные каменные; а главное - в храме появилась новая стенопись. Старую за ветхость счистили, после чего стены, столпы и своды были вновь расписаны. Автор росписей известен - Логгин Шустов, представитель известной ярославкой династии иконописцев, занимавший тогда должность надзирателя за иконописанием при Святейшем Синоде. В собранную им артель входили ярославские же мастера со знаменитыми в среде иконописцев фамилиями - братья Иконниковы, отец и сын Сарафанниковы и др. Ещё более столетия после этого Успенский собор жил богослужебной жизнью, а проистекавшие от Тихвинской иконы Божией Матери чудеса, которые продолжали множиться, привлекали в обитель огромное количество паломников. 1917 год лёг резкой границей в истории Богородичного Успенского монастыря. Уже в 1918 году он был закрыт; в Успенском соборе устроили пересыльную тюрьму. Позже в нём размещался воинский продовольственный склад, а в военные годы - госпиталь, после войны - цех Всесоюзного общества слепых. Реставрировать храм начали в конце 1960-х годов. В ноябре 1941 года немцы захватили город. Хозяйничали они там недолго, но, тем не менее, успели вывезти " предметы искусства " . В их числе оказался и чудотворный образ. Летом 2004 года Тихвинская икона Божией Матери вернулась из США на родину и заняла своё привычное место в Успенском соборе - в киоте у юго-западного столпа. Исследователи Успенского собора, находили в нём элементы, сближающие собор с церковью Жён-Мироносиц (1510) на Ярославом дворище Великого Новгорода. Любопытно, что Мироносицкий храм был построен отцом Дмитрия Сыркова, строителя тихвинского Успенского собора, при участии последнего. А это факт немаловажный.

http://sobory.ru/article/?object=05268

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010