Одним из примеров такого пространного цикла является роспись ц. Богородицы Перивлепты (свт. Климента) в Охриде (1395). Сцены протоевангельского и успенского циклов занимают средний регистр юж. стены и зап. стену (напр., в ц. Иоакима и Анны (Кралевой) мон-ря Студеница (Сербия), 1314). В ц. мон-ря Хора 20 композиций протоевангельского цикла представлены на сводах и стенах экзонартекса. В XV-XVI вв. в рус. искусстве получают распространение иконы Божией Матери со сценами жития в клеймах. Подобные изображения были известны в визант. искусстве (диптих XII в., Гос. музеи Берлина). На рус. иконах среди сюжетов успенского цикла выделяются: Моление Богородицы на горе Елеонской, Смертное благовещение, Положение ризы и пояса Богородицы (Тихвинская икона Божией Матери с клеймами жития, XV в., НГОМЗ; Смоленская икона Божией Матери, XVI в., ГТГ). Житийные иконы Божией Матери явились основой для развития принципиально нового типа икон со сказанием о чудесах. Этот иконографический тип, известный в визант. искусстве, получил развитие на Руси во 2-й пол. XVI-XVII в., что связано с литургическим почитанием чудотворных икон и составлением им специальных служб. Развитие текста сказания нашло прямое отражение в памятниках иконографии Богородицы, основанных на различных редакциях текста («Владимирская икона с клеймами сказания о Темир-Аксаке», XVI в., ПГХГ; «Владимирская икона с 64 клеймами Сказания о ее чудесах», XVII в., ЦМиАР; Тихвинская икона , XVI в., Благовещенский собор Московского Кремля; Тихвинская икона из Балахны со сценами осады мон-ря шведами, XVII в., ЦмиАР; Тихвинская икона с житием и чудесами в 99 клеймах, XVII в., Успенский собор Московского Кремля; Казанская икона, XVII в., СИХМ; Толгская икона, XVII в., ЯХМ, ср.: Феодоровская икона, 2001, Пахомиев Нерехтский жен. мон-рь Костромской епархии). Лит.: Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы; Бухарев И. Иконы; Лихачев Н. П. Мат-лы для истории рус. иконописания. СПб., 1906; он же. Историческое значение итало-греч. живописи: Изображение Богоматери в произведениях итало-греч.

http://pravenc.ru/text/149527.html

В 1818 г. имп. Александру I при посещении им восстанавливавшегося после Отечественной войны 1812 г. Колоцкого монастыря игум. Иосиф преподнес копию с К. и. ( Трофимовский. 1864. С. 359; То же. 2013. С. 250). В поздней приписке к тексту описи московского Успенского собора 1-й пол. XIX в. икона Богоматери Тихвинской со святыми на полях названа иконой Колочской ( Толстая. 2000; Она же. 2008. С. 547. Примеч. 4). Эта икона сохранилась в собрании ГММК. После раскрытия и реставрации в 1995-1997 гг., проведенных И. Н. Гордеевой, ее датируют 1-й третью XVI в. ( Гордеева. 2003; Толстая. 2008; Искусство сохранять искусство. 2013. С. 111-113. Кат. 37.). Она отчасти близка к описаниям и поздним спискам К. и., поскольку имеет схожие детали: на нижнем поле - медальоны с полуфигурами святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, на верхнем поле - образ Св. Троицы. Среди святых в медальонах есть и свт. Николай Чудотворец, но он изображен на правом поле внизу, а не слева от образа Пресв. Богородицы (The Art of Holy Russia: Icons from Moscow, 1400-1660. L., 1998. Cat. 18 (автор описания - Н. Д. Маркина); Гордеева. 2001; Толстая. 2004. С. 81-82. Ил. 10; Она же. 2008. С. 528). По мнению Т. В. Толстой, подобная путаница в наименованиях неск. икон московского Успенского собора могла возникнуть из-за того, что некая К. и. сохранялась в Петропавловском приделе Успенского собора, как и Тихвинская икона Пресв. Богородицы со святыми на полях 1-й трети XVI в. Согласно описи 1853-1854 гг., слева от царских врат в иконостасе Петропавловского придела находилась икона Пресв. Богородицы с Младенцем, образом Св. Троицы над ней и святыми на полях, среди к-рых были св. Иоанн Предтеча, св. Симеон Богоприимец, свт. Николай Чудотворец, прп. Пафнутий Боровский, прп. Авраамий Смоленский и святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. На окладе внизу была вычеканена надпись, согласно которой икона была «построена» 23 июня 1689 г. «по обещанию Вел. Государей Мастерские Палаты чиновников за избавление от бед милостию пресв. Богородицы и святыми молитвами» ( Толстая. 2004. С. 81-82). Эта икона в описи не названа Колочской, но, видимо, ее как список с чудотворной К. и., заказанный мастерами придворной Оружейной палаты, упоминают Д. А. Ровинский ( Ровинский. Народные картинки. Т. 4. Стб. 686) и Е. Поселянин ( Поселянин Е. Богоматерь. С. 453). Ее судьба в XX в. неизвестна. Среди святых на этой иконе отсутствует образ прор. Илии, изображение которого было на чудотворной иконе, но есть святые Иоанн Предтеча и Симеон Богоприимец (возможно, патрональные святые «Мастерские палаты чиновников»). В Образной палате царского дворца, согласно ее описи 1669 г., среди икон, поднесенных царю настоятелями разных мон-рей, упоминается икона, схожая по выбору святых: «Образ Пречистые Богородицы да Илии пророка, Иоанна Предтечи, Семиона Богоприимца и иных святых» ( Успенский. 1902. С. 37).

http://pravenc.ru/text/1841796.html

Такой состав клейм на иконах, охватывающих всю историю жизни Богородицы, от обстоятельств Ее рождения и детства до Успения, становится устойчивой традицией. На иконе «Богоматерь Страстная, с 16 клеймами жития» (кон. XVI - нач. XVII в.) из Византийского музея в Афинах в 3 клеймах нижнего ряда представлены «Моление Богоматери на Елеонской горе», «Успение Пресв. Богородицы», «Явление Богоматери апостолам по Успении». На рус. житийных Богородичных иконах XV-XVI вв. циклы И. П., подобно византийским, продолжены событиями Успенского деяния («Богоматерь Тихвинская, с 20 клеймами жития», кон. XV в., НГОМЗ), а также включают дополнительные сюжеты: «Положение ризы Богоматери во Влахернах» («Богоматерь Смоленская, с 18 клеймами», 1-я треть XVI в., ГТГ); «Богоматерь Боголюбская, с московскими святыми» («Богоматерь Смоленская, с 18 клеймами», 70-е гг. XVI в., ГТГ). По мнению Л. М. Евсеевой, в основе житийных циклов Богоматери, завершающихся историей Ее Успения, лежит текст Жития Богородицы мон. Епифания ( Евсеева. 1994). На тверской иконе «Рождество Пресв. Богородицы, с 16 сценами жития» (3-я четв. XVI в., ЦМиАР) цикл жития (как и на иконе из Византийского музея в Афинах) заканчивается сюжетом «Явление Богоматери апостолам по Успении». Особенностью рус. икон Рождества Пресв. Богородицы XVI-XVII вв. является дополнение праздничного сюжета эпизодами «Моление праведных Иоакима и Анны», «Ласкание Марии», «Первые семь шагов Марии» (икона, 90-е гг. XVI в., ЦМиАР). Житийные циклы Богородицы встречаются также в произведениях лицевого шитья, в к-рых повторяется иконная иконография. Один из ранних примеров - воздух, происходящий из собора Рождества Пресв. Богородицы в Суздале. В среднике представлена Евхаристия, по кайме вышито 18 сцен И. П., к-рые начинаются композицией «Отвержение даров» и завершаются сценой «Благовещение Пресв. Богородицы» (1410-1425, ГИМ). На подвесной пелене из Воскресенского собора Волоколамска (1510, ГТГ) в среднике находится «Рождество Пресв. Богородицы», в клеймах - 16 сцен жития, заканчивающихся 3 эпизодами Успенского деяния.

http://pravenc.ru/text/200365.html

В храмах В. е. хранились мн. чудотворные иконы, местонахождение к-рых в наст. время неизвестно. В соборе александровского Успенского жен. мон-ря почитались чудотворные иконы XVII в.- Успения Пресв. Богородицы и Страстная икона Божией Матери. Святыней Лукояновой муж. пуст. была явленная икона Рождества Божией Матери. Чудотворная Тихвинская икона Пресв. Богородицы - вклад свт. Варлаама - почиталась в Стефановом Махрищском мон-ре. Чудотворный образ Пресв. Богородицы «Знамение» был написан по явлению, бывшему в 1646 г. жителю владимирской слободки Быковки С. Иовлеву, исцелившемуся после молебна перед иконой; в 1652 г. по указу царя Алексея Михайловича чудотворный образ был перенесен во владимирский Успенский собор. В Казанском соборе в Вязниках почиталась чудотворная Вязниковская Казанская икона Божией Матери , написанная ок. 1622 г. иноком Шартомского Никольского мон-ря Иоакимом. В храме находился список с иконы также древнего письма. В Рождество-Богородицком соборе Суздаля почиталась чудотворная Смоленская икона Божией Матери в богатой ризе с золотым венцом, украшенным драгоценными камнями и жемчугом. По преданию, образ был перенесен при свт. Иоанне из Городца-на-Волге. До 1922 г. в Воскресенском соборе Шуи пребывала Шуйская Смоленская икона Божией Матери , написанная Герасимом Тихоновым во время эпидемии чумы в 1654 г., вскоре после перенесения образа в Воскресенскую ц. эпидемия прекратилась. В Золотниковской пуст. Шуйского у. находилась явленная Казанская икона Божией Матери. Мощи святых Рака с мощами блгв. кн. Андрея Боголюбского в Успенском соборе во Владимире. Фотография. 2004 г. Рака с мощами блгв. кн. Андрея Боголюбского в Успенском соборе во Владимире. Фотография. 2004 г. Во владимирском Успенском соборе почивают мощи свт. Максима, митр. Киевского (под спудом), Владимирских святителей сщмч. Митрофана, Симона, Серапиона, блгв. князей Андрея Боголюбского, Георгия (Юрия) Всеволодовича и его семьи, пострадавших от монголо-татар, Глеба Андреевича, Мстислава Андреевича , Изяслава Андреевича , Изяслава Глебовича, Константина Всеволодовича . В Успенском Княгинином жен. мон-ре хранится частица мощей мч. Авраамия Болгарского. В возрожденном соборе владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря пребывают мощи священноисп. еп. Афанасия (Сахарова).

http://pravenc.ru/text/154964.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕСЕДНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Беседная икона Божией Матери с избранными святыми на полях. Кон. XVI в. (ГИМ) Беседная икона Божией Матери с избранными святыми на полях. Кон. XVI в. (ГИМ) [Явление Богоматери и свт. Николая пономарю Юрышу] (празд. 14 авг., в предпразднство Успения Пресв. Богородицы). Иконография чудотворного образа связана с историей явления на Руси в 1383 г. Тихвинской иконы Божией Матери . В «Сказании об иконе Богоматери Тихвинской» (кон. XVI в.) говорится о чуде, совершившемся при водружении креста на главу Успенской ц., построенной на месте явления Тихвинской иконы Божией Матери. Пономарь Георгий (по прозванию Юрыш) был послан оповестить окрестных жителей о предстоящем в праздник Успения Божией Матери освящении храма. Исполнив поручение, он возвращался обратно за день до праздника, когда в 3 верстах от храма ощутил необыкновенное благоухание и увидел Божию Матерь, сидевшую на сосновом бревне с игуменским посохом в руке и рядом с Ней свт. Николая. Божия Матерь велела Юрышу передать строителям храма, чтобы на Успенской ц. поставили не железный, а деревянный крест: «Понеже Сын Мой и Бог распят был на кресте деревянном, а не железном», свт. Николай обещал дать знамение маловерным. Чудо с железным крестом. Клеймо Тихвинской иконы Божией Матери. Сер. XVII в. (ГИМ) Чудо с железным крестом. Клеймо Тихвинской иконы Божией Матери. Сер. XVII в. (ГИМ) По возвращении Юрыш поведал народу и священству о явлении, однако ему не поверили и стали водружать железный крест. Внезапно налетевший порыв ветра схватил воздвигавшего железный крест человека и безвредно опустил на землю, после чего был водружен деревянный крест. О значимости материала, из к-рого был сделан Крест Христов, говорится в Слове 51 свт. Амвросия Медиоланского: «На древе пригвождается Христос... дабы человек, как в раи древом сластолюбия прельщен, ныне древом так же и спасен был, и дабы тако та же материя, которая была причиною смерти, соделалась средством и ко спасению» (Новая скрижаль. СПб., 1853. Ч. 1. С. 56).

http://pravenc.ru/text/78228.html

(Русский перевод). Пророк и предтеча пришествия Христова! мы, от любви почитающие тебя, недоумеваем, как достойно восхвалить тебя; так как посредством славного и честного рождения твоего разрешилось неплодство рождения и отцова немота и проповедуется миру воплощение Сына Божия. Какое Евангелие? История празднуемого события рождества Предтечи. Лк. 1, 5–25; 57–68; 76. 80 . Зач. 1. Что особенно поучительного в празднуемом событии? То, что в делах Божиих неизвинительно сомнение. Июня 26, праздник Тихвинской иконы Богородицы Расскажите о празднике Тихвинской иконы Пресв. Богородицы 26 июня. 26 июня, праздник Тихвинской иконы Пресв. Богородицы установлен в память явления иконы Богоматери при городе Тихвине, отчего икона названа тихвинскою, в 14 стол. (в 1383 г.) при вел. князе Димитрии Донском, и особенно в память великих чудес, бывших от сей иконы. Икона сия прежде находилась в Константинополе, а потом за 70 лет до падения его чудесно явилась в России: невидимо несомая ангелами, она шествовала по воздуху в лучезарном сиянии над водами Ладожского озера от Новгорода к Тихвину. Много чудес совершено при сей иконе: больные получали исцеления; храм, где поставлена была она, не раз пожаром обращаем был в пепел, а икона оставалась невредимою. Особенно же Тихвинская икона прославилась неоднократным поражением северных русских врагов – Шведов, в 17 стол. В 1613–14–15 годах, под предводительством храброго Делагарди, шведы, вторгавшиеся в пределы России, все были поражаемы и обращаемы в бегство чудесным заступлением Пресв. Богородицы. Во время нашествия шведов народ и войско, собравшись в монастырь, молилось с иноками пред Тихв. иконою. В ночном видении Пресв. Богородица являлась некоторым благочестивым людям и обещала спасение от врагов. На врагов внезапно нападал страх, им виделось многочисленное, шедшее на них, русское войско, и они обращались в бегство, даже поражая друг друга в бегстве. Какой тропарь сего праздника? Днесь, яко солнце Пресветлое, возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице, лучами милости мир просвещающи, юже великая Россия, яко некий дар божественный, свыше благоговейно восприимши, прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу, и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно. Емуже, молися, о Госпоже Царице Богородице, да сохранит вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет верою покланяющихся Его божественному и Твоему пречистому образу, Дево неискусобрачная.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

Г. Наперсная икона «Богоматерь с Младенцем и свт. Николай Чудотворец» из фондов Музеев Кремля//Оружейная палата и проблемы изучения рус. средневек. искусства: Семинар 29 сент. 2015 г. (в печати)). В подобных композициях бывает использован извод предстояния святителя тронному образу Божией Матери с Младенцем (икона сер.- 2-й пол. XVI в., ЧерМО). Уникальное значение Н. как главного заступника за людей, в т. ч. перед Царицей Небесной, нашло отражение и в самостоятельных изводах: связанный с прославлением чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери сюжет «Явление Пресв. Богородицы и Николая Чудотворца пономарю Юрышу», к-рый в сер. XVI в. входит в цикл чудес, расположенных на раме Тихвинской иконы (в Благовещенском соборе Московского Кремля, ГММК; из Успенского собора Дмитрова, ныне в ЦМиАР). Известны и особые изводы икон, обретенных или прославленных в XVI в., на к-рых фигуры Пресв. Богородицы и Н. написаны рядом, как на упомянутой Ржевской (Оковецкой) иконе. Сопоставление Н. и Пресв. Богородицы с Младенцем Христом, как главных «адресатов» христ. молитвы, отражало то, что именно в Их безгрешности и благодатной природе чудес Н. сомневались еретики протестант. толка, в т. ч. и оказавшиеся на Руси или испытавшие их влияние последователи, настаивавшие на «простоте» человеческой природы Спасителя, Божией Матери и Н. На протяжении XVI-XVII вв. получают распространение в качестве самостоятельных иконных изводов повторения чтимых и чудотворных икон Н. Как правило, это житийные иконы, в среднике к-рых воспроизведен тот или иной прославленный иконный образ (Зарайский, Можайский, Великорецкий, Гостунский), часто с подписью, позволяющей опознать преемственность почитаемого оригинала. В это время на Руси появляются иконы, написанные рус. мастерами под воздействием поствизант. икон с образом Н.- с резким, контрастным личным письмом, и характерными среднеземноморскими крупными чертами лика: поясная икона из частного собрания; икона из вологодской ц. свт. Леонтия Ростовского (3-я четв. XVI в., ныне во ВГИАХМЗ) - святитель, в облачении, с «шитыми» деталями на епитрахили и палице, изображенный в рост; икона кон.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

26 июня, праздник Тихвинской иконы Пресв. Богородицы: установлен в память явления иконы Богоматери при городе Тихвине, отчего икона названа Тихвинскою, в 14 стол. (в 1383 г.) при вел. князе Димитрии Донском, и особенно в память великих чудес, бывших от сей иконы. Икона сия прежде находилась в Константинополе, а потом за 70 лет до падения его чудесно явилась в России: невидимо несомая ангелами, она шествовала по воздуху в лучезарном сиянии над водами Ладожского озера от Новгорода к Тихвину. Много чудес совершено при сей иконе: больные получали исцеления; храм, где поставлена была она, не раз пожаром обращен был в пепел, а икона оставалась невредимою. Особенно же Тихвинская икона прославилась неоднократным поражением северных русских врагов – Шведов, в 17 стол. В 12–13–14–15 годах, под предводительством храброго Делагарди, Шведы, вторгавшиеся в пределы России, все были поражаемы и обращаемы в бегство чудесным заступлением Пресв. Богородицы. Во время нашествия Шведов народ и войско, собравшись в монастырь, молились с иноками пред Тихв. иконою. В ночном видении Пресв. Богородица являлась некоторым благочестивым людям и обещала спасение от врагов. На врагов внезапно нападал страх, им виделось многочисленное, шедшее на них, русское войско, и они обращались в бегство, даже поражая друг друга в бегстве. Какой тропарь сего праздника? Днесь, яко солнце пресветлое, возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице, лучами милости мир просвещающи, юже великая Россия, яко некий дар божественный, свыше благоговейно восприемши, прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу, и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно, Емуже молися, о Госпоже Царице Богородице, да сохранит вся грады и страны христианския невредимы οт всех навет вражиих, и спасет верою поклоняющится Его божественному и Твоему пречистому образу, Дево неискусобрачная. Праздник этот установлен в честь первоверховных из апостолов Петра и Павла. Св. апостолы Петр и Павел называются первоверховными за их особенную ревность и труды в деле распространения евангельского учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

Преподобные Кирилл Новоезерский и Кирилл Белозерский. Икона. 2-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Преподобные Кирилл Новоезерский и Кирилл Белозерский. Икона. 2-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Обширный сюжетный цикл представлен на иконе «Прп. Кирилл Новоезерский, с 44 клеймами жития» кон. XVII - 1-й четв. XVIII в. из деревянной ц. прор. Илии в Белозерске (КБМЗ). К уже известным сюжетам добавлены: моление К. в утробе матери; труды К. в монастырских пекарне и поварне; рассказ о встрече с отцом и его постриге; явление К. Пресв. Богородицы в Тихвинском монастыре; явление К. огненного столпа на небе; К. просит остров для устроения монастыря; 2 явления К. ангела Господня; наставление братии перед кончиной; обретение мощей и многочисленные прижизненные и посмертные чудеса святого. Если в верхних рядах клейма расположены в хронологической последовательности в соответствии с основной редакцией Жития, то затем в отдельную группу слева выделяются сюжеты основания обители. Рассказ о кончине и посмертные чудеса занимают нижнюю часть иконы. В среднике помещены сцены явления святого во сне царю Иоанну IV Грозному и принесение игуменом государю образа К. (в поясном изводе). Центральный образ преподобного близок к изводу средника более ранней житийной иконы, но борода К. изображена более острой, а волосы кудрявыми. Надпись на свитке уникальна: «Рече преподобный Кирилл: се уже, братия, конец живота моего приближается, и аз от жития убо отхожду сего…» По краю средника написана молитва преподобному с просьбой о спасении людей, поклоняющихся с верой «зрака лица святому образу твоему». В том же храме числилась еще одна житийная икона К., с 20 клеймами (КБМЗ). Икона преподобного с 22 житийными клеймами, кон. XVII - 1-й четв. XVIII в. (под записью, ВГИАХМЗ; см.: Петрова Т. Г. 2000. С. 67-68, 71. Ил. 3), происходит из придела во имя К. в вологодской ц. вмц. Екатерины. Выделяются клейма с изображением трудов святого после принятия им сана игумена, его пророчества царю Иоанну IV и завершающие цикл сцены преставления и посмертного видения К. Еще один житийный цикл помещен на раме с 44 клеймами, созданной в 1-й четв. XVIII в. (предположительно ранее иконы из Ильинской ц.) для Преображенского собора в Белоозере (Белозерске) (ГРМ; см.: Соловьёва. 2006). В ее композициях присутствуют монастырские реликвии, в частности «посох чудотворцев». Кроме того, образ К. вводили в клейма Тихвинской иконы Божией Матери, со сказанием и чудесами ( Иванова И. А. Икона Тихвинской Богоматери и ее связь со «Сказанием о чудесах иконы Тихвинской Богоматери»//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 429).

http://pravenc.ru/text/1840279.html

Низложение Львом Исавром патриарха Германа; 13. Видение образа Пресв. Богородицы во сне папе Римскому Григорию; 14. Встреча образа Пресв. Богородицы в Риме; 15. Возвращение папы Григория в Рим с обретенной иконой Богоматери; 16. Поклонение рим. послов обретенной в К-поле иконе Богородицы; 17. Поставление образа Пресв. Богородицы в соборе апостолов Петра и Павла; 18. Знамение в соборе апостолов Петра и Павла о скором отшествии из Рима чудотворного образа; 19. Исход чудотворного образа из Рима; 20. Встреча Римской иконы Богоматери в К-поле; 21. Моление имп. Феодоры перед обретенным образом Богоматери; 22. Поставление иконы в Халкопратийском храме К-поля. Сказание о Лиддской иконе Божией Матери. Роспись Покровского (Троицкого) собора Александровой слободы. 60-е гг. XVI в. (запись XIX в.) Сказание о Лиддской иконе Божией Матери. Роспись Покровского (Троицкого) собора Александровой слободы. 60-е гг. XVI в. (запись XIX в.) Следующим по времени лицевым иконописным «Сказанием...» являются клейма иконы «Богоматерь Лиддская (Римляныня), с лицевым сказанием об истории и чудесах» (1587, ГМЗРК). Средник иконы окружен 15 клеймами, сюжеты и иконографические схемы 11 совпадают с изображениями на дробницах XVI в. московской кремлевской пелены. Иллюстрации к 10 сюжетам «Сказания...» содержат 7 из 24 клейм Смоленской иконы Божией Матери из Благовещенского собора Московского Кремля (посл. четв. XVI в., ГММК); иконография Л. и. на этом образе необычная: изображение Богоматери относится к типу «Умиление». Композиционные схемы 16 сцен на 4-рядных створках «Чудеса Римской иконы Богоматери» (1602, ГТГ (Музей П. Д. Корина)) во многом следуют за серебряными дробницами на пелене из Благовещенского собора Кремля. Возможно, что иконографическим прообразом для всех этих памятников стала несохранившаяся иллюминированная рукопись 2-й пол. XVI в. ( Самойлова. 2007. С. 13). С XVII в. Л. и. окончательно отождествляется с Тихвинской иконой Божией Матери ( Квливидзе. 2003. С. 228) и отдельные сюжеты «Сказания...» включаются в состав клейм Тихвинской иконы.

http://pravenc.ru/text/2110485.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010