170 Надпись сия сделана согласно с надписью на самой иконе, кроме имени Феогноста, которое вычеканено на ризе вместо Феодосия бывшего архиепископом новгородским с 1542 до 1551 года. Ист. Русс. Иерарх. Ч. I, стр. 186 по 2-му изд. 172 Новг. II. лет. под 7076 год. Величина иконы Св. Троицы в вышину 1 арш. 5 вер., а в ширину 1 ар. ½ вершка. Подобная икона пресв. Троицы, писанная тем же Никифором Грабленным, находится в Троицко-Сергиевой лавре. Древн. Росс. Государ. Отд. III, стр. XXXIII и XXXIV. 173 А в Сретенской церкви Антониева монастыря икона преп. Антония Римлянина, в басменном окладе, величиной в длину 2 арш. 9 вершк., а в ширину 14 вершк. без рамы. Угодник Божий изображён в рост; правая рука у него благословящая именословно, а в левой свиток с надписью: «Духовная моя братіе и споспшницы, не забудите меня, егда молитесь; но видвше мой градъ поминайте мою любовь». Икона по письму древняя. 174 В Ист. Росс. Иерарх. Т. VII, стр. 384 сказано, что Тихвинская икона Божией Матери, бывшая при заключении Столбовского мира, находится в Москве; а в Памяти. Москов. Древн. Снегирёва, стр. 16 объяснено, что в московском Успенском соборе находится подлинник оной иконы. Последнее мнение вернее: икона могла быть писана в Москве и послана из Москвы с посольством. Икона была со створами, кои при поставлении её в иконостасе, сняты и хранятся в ризнице: на них изображены Архангелы. На самой иконе в 8 клеймах – изображены: вверху над главой Богоматери мученица София, по углам два Ангела, на средине Иоанн Предтеча и Алексий человек Божий; внизу посредине св. Алексий митрополит, а по углам преп. Марфа и преп. Мария Египетская. Надпись по окладу: «На семъ святмъ образ внецъ пресв. Богородицы и Спасителевъ золотые, всомъ 2 фунт. 12 зол. окладъ и средина на образ – Богородицини и на Архангелахъ серебреные всомъ 9 фунт. 50 золотн.». Ср. Акты Истор. Т. III, 229. 178 Иконописца Бабухина мы не причислили к иконописцам новгородским; потому что он назван Москвитян. Подобным образом не причисляем иконописца Оружейный палаты Спиридона Григорьева, писавшего икону Спаса в Отенском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

По переписным книгам 1678 г. село Пестяки с многочисленными деревнями значится за князем Петром Ив. Хованским; во всей вотчине тогда было 125 дв. крестьянских и 139 бобыльских с населением 1,297 душ муж. пола. В настоящее время село Пестяки большое торговое село, а приход Пестяковский по населению немногим меньше, чем Верхне-Ландеховский; в нем кроме села 78 деревень. Существующая в настоящее время в Пестяках каменная церковь построена в 1752–60 гг. после того, когда деревянная Никольская церковь сгорела. В 1858–61 гг. трапезная церковь была распространена. – Время построения каменной колокольни не известно. Престолов в этом храме три: главный во имя Успения Пресв. Богородицы, в трапезе во имя Св. Николая Чудотворца и св. Петра, митрополита Московского . – Над главным престолом устроена сень на 4 резных колоннах. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена довольно богато. Из св. икон обращают на себя внимание: 1) икона Успения Пресв. Богородицы, копия с иконы в Киево-Печерской Лавре, в серебряной вызолоченной ризе., на Спасителе и Богоматери венцы золотые, в венце Богоматери крупный алмаз; в иконе в особом ковчежце пять частиц св. мощей и песок из гроба свящ. муч. Антипы; на ризе надпись: «истинное изображение чудотворныя иконы Успения Пресв. Богородицы Печорския Киевския 1703 г.». – 2) Толгская икона Божией Матери в серебряном окладе. 3) Тихвинская икона Божией Матери в серебряной ризе, взятая в 1370 году из раскольничьей молельни. – От 1753 г. сохранилось напрестольное Евангелие в серебряном окладе, от 1799 г. серебряный вызолоченный напрестольный крест. – Сохранились: напрестольное Евангелие изд. 1599 г., деревянный потир и оловянный ковчег. На кладбище в Пестиках имеется особая деревянная церковь , построенная прихожанами в 1787 г.; при ней каменная колокольня, построенная в 1885 г. Престол в ней один во имя Живоначальные Троицы; имеется особая утварь и ризница. Богослужение в ней совершается летом причтом Успенской церкви. В селе имеются две каменных часовни.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В кон. XVI - 1-й пол. XVIII в. миниатюры «Повести на сретение Владимирской иконы» широко использовались для написания икон с клеймами сказания. Вероятно, 1-я икона со сказанием (115 ´ 84 см; ПГХГ) была создана в 80-х гг. XVI в. царским изографом Истомой Савиным по заказу Н. Г. Строганова для ц. Похвалы Пресв. Богородицы в Орле-городке (ныне пос. Орёл Пермской обл.) в память о победе в 1581 г. над сибир. татарами во главе с кн. Бехбелей-Ахтаном, пытавшимися завоевать и села Строгановых ( Каменская Е. Ист. сюжет в клеймах иконы «Владимирская Богоматерь» Истомы Савина//[ГТГ]: Мат-лы и исслед. М., 1956. Вып. 1. С. 44-51). За образец были взяты иконы с клеймами из соборов Московского Кремля: «Богоматерь Владимирская, с праздниками» 1514 г. (из Успенского) и «Богоматерь Тихвинская, в раме со сказанием» 2-й пол. XVI в. (из Благовещенского). На иконе Истомы Савина вместо изображений праздников в 18 клеймах помещены иллюстрации к сказанию о В. и. Выбор сюжетов, повествующих о нашествии Темир-Аксака в 1395 г. и его изгнании, был определен заказчиком. Композиции клейм по образцу иконы 1514 г. из Успенского собора вписаны в 5-лопастные арочки с килевидными завершениями. Черный цвет фона в клеймах, возможно, также восходит к иконе 1514 г. с ее насыщенным бирюзовым цветом, к-рый под потемневшей олифой мог выглядеть как черный. На основе миниатюр повести иконописец создал варианты композиций. Изображения чудотворной В. и. в клеймах не выделены; внимание уделено фигурам победителя - вел. князя московского и побежденного - Темир-Аксака. Однако образ В. и. в среднике точно передает иконографию поновленной в 1514 г. святыни, а также ее драгоценный убор - жемчужный чепец и венцы с крупными драгоценными камнями, нарисованные красками. Владимирская икона Божией Матери с 18 клеймами сказания на полях из ц. Похвалы Пресв. Богородицы Орла-городка. Истома Савин. 80-е гг. XVI в. (ПГХГ) Владимирская икона Божией Матери с 18 клеймами сказания на полях из ц. Похвалы Пресв. Богородицы Орла-городка. Истома Савин. 80-е гг. XVI в. (ПГХГ)

http://pravenc.ru/text/154962.html

«О.» как иконографический тип в иконописной традиции и в совр. медиевистике воспринимается в первую очередь через соотношение фигур: Пресв. Богородица держит Младенца Христа на левой руке (тип, в к-ром Она держит Его на правой, получил греч. название «Дексиократусса»). По мнению В. Н. Лазарева и др. искусствоведов XIX-XXI вв., в данном типе Пресв. Богородица может быть изображена в рост, по пояс или сидящей на престоле, т. е. к этой иконографии относится любое изображение Божией Матери с Младенцем, отличающееся от др. распространенного иконографического типа - «Умиление» , в к-ром лики Божией Матери и Младенца Христа максимально сближены или соприкасаются. Связь этого обобщенного долгой традицией иконографического типа с чудотворной иконой К-поля трактуется по-разному. Н. П. Кондаков считал, что чудотворная икона монастыря Одигон имела изображение Божией Матери в рост и появилась не ранее X-XI вв.; более ранние иконы этого типа не являются списками образа из мон-ря Одигон. По мнению др. исследователей, чудотворная икона появилась раньше, до иконоборчества, и все подобные ей иконы (и их варианты) восходят к ней. Большинство исследователей разделяли т. зр., что все иконографические варианты и чтимые иконы «О.» (Иверская, Тихвинская и др.) восходят к чудотворному образу мон-ря Одигон как списки и могут именоваться так же, как к-польская икона,- «О.». Однако, по мнению Пенчевой, к-польская икона «О.» - это прежде всего процессионная (выносная) икона, к-рая и была создана специально для процессий (литий, станциональных богослужений). Ее списки-реплики XIV-XV вв. отмечены именующей надписью, и в них переданы точные особенности иконографии: позы, положения рук, голов, типы одежд и украшений, наличие медальонов с ангелами. Т. е., подобные по иконографии иконы неправильно называть «О.» при отсутствии указанных элементов. Данное мнение во многом разделяет Л. А. Щенникова, к-рая полагает, что необходимо различать иконографический тип и чудотворный образ-оригинал, учитывать 2 значения «извода»: конкретное, связанное с чудотворной иконой К-поля, и обобщенно-условное, применимое для данного иконографического типа. Списки-реплики константинопольской «О.»

http://pravenc.ru/text/2578199.html

В 1755 году деревянная Троицкая церковь сгорела и на месте ее в 1755–1768 гг. устроен каменный храм; до 1834 г. он разделен был на теплый и холодный, а в этом году обращен весь в теплый. Престолов в этом храме три: главный во имя Живоначальные Троицы, в приделах во имя Св. Николая Чудотворца и в память Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи. – Над главным престолом в 1834 г. устроена резная золоченая сень на 4 колоннах. Утварью, ризницей и св. иконами церковь снабжена довольно богато. Из св. икон ценностью украшений отличаются иконы Живоначальные Троицы и Казанской Божией Матери; тем же отличаются напрестольный крест, сребропозлащенные сосуды, напрестольное Евангелие в серебряном вызолоченном окладе (вес его 1 пуд 26 фунтов), риза, воздух и два покрова, шитые золотом и украшенные жемчугом. В 1762 г. в Нижнем Ландехе сгорела и деревянная церковь во имя Рождества Пресв. Богородицы. В 1785 г., с благословения Суздальского епископа Тихона, на месте сгоревшей церкви начат постройкою каменный храм. Постройка окончилась только через 20 лет в 1805 г. Храм этот пятиглавый величественной архитектуры и весьма благолепно украшен внутри. Престолов в этом храме три: главный во имя Рождества Пресв. Богородицы, в приделах во имя Праведных Богоотец Иоакима и Анны и Всех Святых. – Придельные алтари помещаются внутри главного за общим иконостасом. – Над главным престолом устроена деревянная резная сень. Из св. икон обращают на себя внимание – Казанская икона Божией Матери в бархатной, низанной жемчугом, ризе с серебряным венцом, Тихвинская икона Божией Матери, которой благословил прихожан преосв. Ксенофонт в 1805 году при освящении храма, Нерукотворенный образ Спасителя, икона Рождества Пресв. Богородицы в серебряной вызолоченной ризе, Нерукотворенный образ – на полотне древнего письма. – Ценностью украшений отличается плащаница (2,000 р.), шитая в Арзамасском женском монастыре. При этих двух церквах одна каменная с шатровым верхом колокольня, построенная в 1774–75 гг. Кроме вышеуказанных церквей в Ландехе есть еще каменная двухэтажная церковь на кладбище. – Построена эта церковь в 1807 г.; престолов в ней два: в верхнем этаже во имя Происхождения Честных Древ Животворящего Креста, в нижнем – во имя Трех Святителей – Василия Великого . Григория Богослова и Иоанна Златоустог о.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

М. А. Комова Чудотворные иконы Свт. Николай Чудотворец (Можайский). Скульптура. Нач. XVI в. (КОХМ) Свт. Николай Чудотворец (Можайский). Скульптура. Нач. XVI в. (КОХМ) Особо почитался в Перемышльском уезде образ свт. Николая Чудотворца (Можайского) (см. ст. Николая Чудотворца, свт., чудотворные иконы ), находившийся в Успенском соборе Перемышля (ныне в КОХМ). Величиной почти в человеческий рост, он выполнен из дерева (липа) в технике объемной резьбы и расписан в достаточно скупой цветовой гамме, основанной на сочетании красно-коричневых охр. Для имитации фактуры ткани крещатой фелони и набедренника использована резьба по левкасу. До 2-й пол. XVIII в. (до запрета в 1722 на участие скульптурных образов в крестных ходах) образ был процессионным, его облачали в специально сшитые одежды из бархата и парчи; в XVII или XVIII в. на него были возложены драгоценные «одежды» - чеканная риза (утрачена после 1948). О времени и о том, как образ свт. Николая Чудотворца появился в Перемышле, а также о начале его почитания сведений не сохранилось. По мнению А. В. Рындиной, этот образ хотя и относится к иной, нежели псковский образ свт. Николая Чудотворца (1540, ПИАМ), художественной культуре, но по времени близок к нему ( Рындина А. В. Юго-зап. контакты Руси в XVI в. и деревянные киотные статуи свт. Николая Чудотворца//ИХМ. 2004. Вып. 8. С. 128, 135). Корсунская икона Божией Матери, со святыми на полях. 1730 г. Иконописец Тимофей Петров (ГИМ) Корсунская икона Божией Матери, со святыми на полях. 1730 г. Иконописец Тимофей Петров (ГИМ) В XVII-XVIII вв. особо почитались чудотворные икона Рождества Пресв. Богородицы (Пафнутиев Боровский мон-рь, не сохр.), Казанская Калужская икона Божией Матери (калужский Казанский монастырь, не сохр.; см. в ст. Казанская икона Божией Матери ), Тихвинская и Смоленская иконы Божией Матери «Одигитрия» (калужская Одигитриевская ц. «на песке», не сохр.), житийная икона свт. Николая Чудотворца (калужская Никольская ц. на Козинке), икона свт. Николая Чудотворца (Можайского) (Благовещенский собор в Боровске), Людиновская икона «Избавление от бед страждущих» (30-50-е гг. XVIII в., Казанский собор г. Людинова). В калужской Георгиевской ц. «за лавками» почиталась Корсунская икона Божией Матери со Св. Троицей (новозаветной) и святыми на полях (не сохр.), известен ее список, выполненный в «живоподобной» манере для московской ц. блж. Максима (Калуга, 1730, ГИМ. 72×63 см), о чем свидетельствует пространная надпись на обороте: «Сие истинное изображение подобие и мера с самого чудотворного образа зовомые Корсунския: яже имеется в Богоспасаемом граде Калуге… На том святом чудотворном образе по полям писание ничего не имеется: а здесь на святом по полям написано отечество со апостолы и прочими святыми по изволению того обещания: а написася сей святый образ того града Калуги и тояж церкви тщанием и труды церковни изуграф Тимофеем Петровым (ноя)бря 13 дня в 1730 году…»

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Летом образ находился в Троицком соборе за правым клиросом в резном позолоченном киоте под балдахином, укрепленным на 4 фигурных колоннах. На окладе имелась чеканная надпись: «Сделана усердием Елецких граждан». Описание случаев исцеления от святыни «за собственноручными подписями от исцелившихся» хранилось в монастырском архиве в рукописной прошнурованной книге, скрепленной резолюцией еп. Орловского и Севского Макария (Миролюбова) от 26 нояб. 1868 г. С 20 июля 1864 по 1880 г. было записано 20 подобных случаев. Чудотворный образ часто брали в дома ельчане. В 1892 г. для перевозки иконы были сделаны карета и зимний воз, украшенные металлической вызолоченной короной-митрой. В 1909 г. в типографии Елецкого дома трудолюбия была напечатана брошюра, посвященная иконе: «Святыня и достопамятность Елецкого Троицкого монастыря». За левым клиросом находилась икона вмч. Пантелеимона с надписью на обратной стороне кипарисовой доски: «Св. икона сия писана и освящена в Русском на Афоне во имя св. вмч. и целителя Пантелеймона монастыре, посылается от онаго монастыря в знак любви и духовного единения о Господе в Свято-Троицкий Елецкий монастырь 1872 года апреля 14 дня». Икону украшали серебряный оклад с 7 рубинами и эмалью, риза. Рядом находилась икона великомучениц Варвары и Параскевы, а над ними - изображение Успения Пресв. Богородицы, украшенное серебряной ризой, с частицей мощей вмц. Варвары (17,7×13,3 см). На зиму Тихвинский образ и икона вмч. Пантелеимона переносились в теплый Тихвинский храм. Слева от царских врат - список с Елецкой иконы Божией Матери «в изящном киоте столярной работы, украшен сребропозлащенной ризой» ( Геронтий (Кургановский), иером. 1894. С. 40). В Петропавловском приделе Троицкого храма находился местночтимый Казанский образ Божией Матери, принесенный из Брянска. В приделе св. Евдокии на левой стороне иконостаса - икона Божией Матери «Знамение» в серебряном венце, пожертвованная Л. А. Турбиной. Почитались также икона свт. Николая Чудотворца (XVII в.; 20×13 см), на к-рую усердием М.

http://pravenc.ru/text/367381.html

Церковь Николая Чудотворца - однокупольный храм типа " восьмерик на четверике " с алтарной апсидой, трапезной и трехъярусной колокольней, выполнен мастерами провинциального зодчества в стиле классицизма. Закрыта в 1930-1931 годах при советской власти. Богослужения возобновлены в 1997 году. http://www.voronezhgid.ru/architecture/ Ныне существующая каменная церковь св. Николая уже третья. Первоначально существовавшая церковь во имя св. Николая была деревянная, но когда и кем она была основана, неизвестно. Она сгорела, но во время пожара осталась неповрежденною одна только икона св. Николая, ныне свято чтимая, и в настоящее время эта икона храмовая в главном Никольском иконостасе. По преданию, икона св. Николая принесена была из Новгорода при великом князе Иоанне III двумя братьями, каменщиками по фамилии Оксеновыми (или Романовыми) и ими была пожертвована в Никольскую церковь, в коей они числились прихожанами. После первого, сгоревшего, был построен второй храм во имя св. Николая не на месте прежнего, а ниже по течению р. Тверцы, близ ее порогов, от чего эта церковь получила в народе название «Николая, что на порожках». Этот деревянный храм впоследствии перевезен был на Христорождественское городское кладбище при открытии оного. Существующая на упомянутом кладбище часовня составляет часть алтаря бывшего второго Никольского деревянного храма. Вместо деревянной церкви в 1778 г., по благословению Тверского Преосвященного Арсения III (Верещагина), была построена ныне существующая каменная, с одним приделом в честь св. бессребреников врачей Космы и Дамиана. В 1850 г. Никольская церковь была распространена и в ней было устроено два теплых в трапезной придела: правый в честь Страстной иконы Пресв. Богородицы, левый - в прежнее наименование свв. Космы и Дамиана. В Никольском храме по своей древности замечательны иконы: Божией Матери Тихвинской, которая, по словам местного священника, обращает на себя внимание московских старообрядцев, икона свв. мезмездных врачей Космы и Дамиана и икона Страстной Божией Матери. Икона Божией Матери Споручницы грешных пожертвована в 1851г. 30 ноября проживавшим в Торжке г. Рожновым. Эта икона замечательна тем, что она 2 мая 1853 г. была дана в напутствие и благословение ратникам и была с ними в походах, а в 1856 г. 1 мая была возвращена в Никольскую церковь по прибытии в Торжок 3-й роты, находившейся под командой майора Ивана Павловича Мошнина.

http://sobory.ru/article/?object=06249

После пожара 1815 года он обратил дом свой в приют для 30-ти бедных семейств. 9) Пятницкая церковь построена Иваном Афанасьевичем Михляевым (1726–8 г.), имевшим здесь свою суконную фабрику (где теперь пересыльная тюрьма). В 1566 году здесь была церковь в честь Зарайского образа св. Николая Чудотворца с приделом во имя Великомученицы Параскевы. Теперь главный престол в честь Рождества Пресв. Богородицы (8 сентября), приделы же: а) во имя св. Параскевы (28 октября) и б) Казанских Чудотворцев (4 октября). В 1876 году Пятницкая церковь исправлена на средства жертвователей, из коих главнейшим был Василий Авкс. Унженин (10,000 р.). Здесь имеется древний напрестольный крест с 77 частицами св. мощей. 10) Евдокиинская церковь , по преданию построена Евдокиею Ив. Михляевою в 1735 году. Престолы в ней: а) во имя св. мученицы Евдокии (1 марта) и в честь Нерукотвореннаго образа Спасителя (16 августа). Это одна из беднейших церквей как по своему внутреннему помещению и украшению, так и по составу прихожан. Однако при церкви имеется порядочная библиотека. 11) Тихвинская церковь . Город Казань был завоеван в то время (в 1552 г.), когда на святой Руси был в полной силе допетровский церковно-общественный склад жизни. Тогда были в великом почтении все вещественные святыни христианства. Глубоко почитая их, Русские брали их повсюду с собою, как свои главнейшие драгоценности и сильнейшие оружия и щиты. Особенно это должно сказать о св. иконах, ознаменовавшихся чудесною помощию верным. Вот почему и в Казани много таковых святых икон, преимущественно же икон Божией Матери, а именно: Казанская, Седмиозерская и Тихвинская, находящаяся в Тихвинской Церкви, что за Булаком, близ татарской части города. Тихвинская Чудотворная икона, как известно, явилась чудесно в г. Тихвине, Новгородской губернии. Лучезарно сияя, она сюда приплыла по верху воды Ладожского озера и реки Тихвинки в 1383 г., при Великом князе Димитрие Иоанновиче Донском. После явления множества чудес от Св. Тихвинской иконы, Царь Иоанн Васильевич Грозный устроил на месте чудесного явления её Тихвинский мужской монастырь, знаменитый защитою Новгородского края от нашествия Шведов в смутное время.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Главная святыня К. и Г. е.- Феодоровская икона Божией Матери (XIII в., собор Богоявленского Анастасиина монастыря в Костроме), прославленная к общерус. почитанию в XVII в. Чтимые иконы Божией Матери: Галичская (Чухломская, Городецкая) «Умиление» (XIV в., не сохр., почитается список кон. XIX в. во Введенской ц. в Галиче); Макарьевская (Одигитрия) (XIV в., не сохр., почитается список XIX в. в ц. Рождества Пресв. Богородицы в г. Макарьеве); Овиновская (XIV в., 2-сторонняя, с изображением «Успения Пресв. Богородицы» на обороте, не сохр., идентифицируется с иконой, находящейся в Паисиевом Успенском мон-ре в Галиче); Тихвинская в Ипатиевском мон-ре (XVI в.); Игрицкая (Песоченская) Смоленская (XVI в., 2-сторонняя, с образом свт. Николая Чудотворца на обороте, местонахождение неизв., почитается список нач. XIX в. в Воскресенской ц. в с. Любовникове Костромского р-на); Словенская (XVII в., идентифицируется с иконой XVI в. из Одигитриевской ц. в с. Словинка, находящейся в соборе Богоявленского Анастасиина мон-ря); Полонская (XVII в., местонахождение неизв., по надписи на окладе идентифицируется как Смоленская икона Божией Матери из Смоленской ц. в с. Верховье Солигаличского р-на, находящаяся в ц. свт. Иоанна Златоуста в Костроме); 2 Владимирские Нерехтские из Владимирской ц. в Нерехте (XVII в., 1-я - в соборе Пахомиева Сыпанова мон-ря, местонахождение 2-й неизв.); Кривоезерская Иерусалимская (1709, Кирилл (Корнилий) Уланов, не сохр., почитается список XVIII в. в Богоявленской ц. в Юрьевце); Тихвинская Макарьевская (1716, Кирилл (Корнилий) Уланов, не сохр., единственный известный список хранится в «Музеях города Юрьевца»); Иверская в Бабаевском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре (1719, вклад большесольца В. Исакова, не сохр.). Местно почитается храмовый образ «Спас Нерукотворный» (кон. XVI в.) в Спасо-Запрудненской ц. в Костроме, к-рый позднее предание относит к XIII в. Посвящение храма (до 1764, Спасо-Запрудненский мон-рь) связано с явлением иконы Феодоровской Божией Матери в день празднования Нерукотворного образа Спасителя. По преданию, храм был поставлен на месте явления святыни. Икону стали почитать в связи с прекращением по молитвам к ней эпидемии холеры в 1853 г.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010