На небольших «раздаточных» иконах (напр., нач. XIX в., АМИИ), выполненных с приемами скорописи, К. иногда изображали без мон-ря, предстоящим Спасителю на берегу озера. Исторически точное изображение обители с фигурой К. встречается в тиражной графике, напр., на с.-петербургской литографии с цензорским разрешением 1874 г. (ГИМ, КБМЗ; см.: Куликова. 2009. С. 17) обитель освещается лучами от Тихвинской иконы Божией Матери. Преподобные Александр Свирский и Кирилл Новоезерский. Икона. Ок. 1696 г. (КБМЗ) Преподобные Александр Свирский и Кирилл Новоезерский. Икона. Ок. 1696 г. (КБМЗ) Особый тип иконографии К. на архитектурном фоне возник на родине К. в Галиче, где в ц. Введения во храм Пресв. Богородицы был освящен придел во имя святого. На храмовой ростовой иконе этого придела, исполненной в нач. XX в. в технике масляной живописи, К.- седовласый старец с бородой средней величины, в длинной мантии и схиме коричневого цвета, без куколя, правая рука на груди, в левой - четки. Фон пейзажный, слева к надвратной церкви и белокаменному храму от берега ведет дорога. Др. образ из Введенской ц. покрыт латунным окладом с позолотой: крупная фигура К. (волнистые волосы спадают на плечи, борода с проседью) занимает левую часть композиции, в правой руке он держит свиток, левой указывает на образ Божией Матери «Одигитрия». В правой части оклада - чеканное изображение небольшого озера и обители с кирпичной колокольней и широким пятиглавым собором, к к-рому поднимаются от ворот ступени лестницы. Хотя во внешности святого характерные иконографические признаки отсутствуют, архитектурные образы, очевидно, передают реальные впечатления от построек Новоезерского мон-ря и галичских храмов. На этих иконах святой именуется Новоозерским или Новозерским. Несколько больших житийных икон К. различаются по количеству и составу клейм. Наиболее ранним в этом ряду является образ святого с 18 клеймами жития сер. XVII в. (ЧерМО; см.: Куликова. 2009. С. 104, 228. Кат. 46. Ил. 47), стоявший в местном ряду иконостаса Воскресенского собора Новоезерской обители (упом. в переписной книге 1857 г.- Арх. СПбИИ РАН. Кол. 115. Д. 663. Л. 213-213 об.). Средник с традиц. ростовым изображением преподобного окружают клейма в следующем порядке: рождество К.; крещение К.; встреча отрока К. со старцем по пути в Корнилиев Комельский мон-рь; приход К. в Корнилиев Комельский мон-рь; монашеский постриг; К. испрашивает прощение у отца; чудо о старце Никифоре, пришедшем от прп. Александра Свирского; чудо о разбойниках; чудо во время литургии; исцеление кн. Ивана Пенкова; исцеление «оком болящей» Анны; чудо о Евдокиме; чудо о похищении колоколов; исцеление бесноватого Федора; чудо о прельщенной жене; преставление К.; погребение К.; посмертное чудо К. (исцеление старца Кириака).

http://pravenc.ru/text/1840279.html

тогда, когда еще не была написана икона преподобного (Опись 1581 г.//Арх. СПб ИИ РАН. Кол. 115. Д. 663. Л. 7 об.- 8). Родители узнали о местонахождении К. через 7 лет. Отец посетил его в монастыре через 12 лет после того, как К. покинул родительский дом. Отец святого остался в обители, принял постриг с именем Варсонофий и 3 года до смерти жил у сына в послушании. К внутренней хронологии Жития К. нужно относиться с осторожностью, т. к. все названные числа (7, 12, 3), видимо, имеют символический смысл. Мать К. перед смертью также стала инокиней с именем Елена. Похоронив родителей, еще при жизни прп. Корнилия Комельского († 1538) К. получил благословение наставника и отправился в паломничество по св. местам Русской земли. Как сообщает Житие, он обошел Поморье, где долго жил отшельником, московские, новгородские и псковские земли. В городах он вел образ жизни юродивого, никогда не останавливался в домах мирских людей, днем скитался по улицам, ночью читал Псалтирь, ходил босой, в «многошвеной ризе», посещал все церковные службы. Уснув на паперти Успенской ц. в Тихвинском Большом в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре , К. сподобился видения Божией Матери, Которая повелела ему идти на Белоозеро. После 20 лет скитаний К. поселился на Красном о-ве Нового оз., где увидел огненный столп. В 1-м прижизненном чуде рассказывается, что прп. Александр Свирский послал к К. старца Никифора (вероятно, это был прп. Никифор Важеозерский (см. Никифор и Геннадий , преподобные)), к-рый передал пустыннику благословение прп. Александра. В Первоначальной редакции сообщается об основании Новоезерского мон-ря 4 марта 1512 (7020) г., во всех остальных редакциях говорится, что обитель была создана 4 марта 1517 (7025) г. (возможно, разночтение возникло из-за включения или выпадения в дате буквы «есть», имеющей числовое значение 5). Сообщение Жития о 20-летнем странствии К. не выдерживает сопоставления с хорошо документированным Житием прп. Корнилия Комельского: если вычесть 20 лет от даты основания Новоезерского мон-ря, то получится, что К.

http://pravenc.ru/text/1840279.html

К кон. XVIII в. помимо храмов в О. м. были построены настоятельские кельи при Никольской ц., 4 двухэтажные братские кельи, невысокая каменная ограда с 3 сторон, кроме северной, имевшая 3 угловые башни; с юж. стороны, рядом с братскими кельями, находились ворота. В 1800 г. большая часть построек О. м. была разобрана. При игуменах Мефодии, Захарии и Мисаиле в обители производились масштабные строительные работы. Был возведен новый большой теплый собор, освященный 30 янв. 1804 г. еп. Старорусским Михаилом (Десницким) . Собор имел 3 придела: в средней части - в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (освящен тем же епископом 30 янв. 1808), в южной - во имя прп. Онуфрия Великого (освящен клопским игум. Герасимом 16 июля 1809); сев. придел - во имя свт. Ионы Отенского. В 1803 г. в соборе в одной из 2 арок между Трехсвятительской ц. и Ионинским приделом, над захоронением свт. Ионы (мощи почивали под спудом), была устроена на каменном помосте бронзовая позолоченная рака с резной позолоченной сенью. В обители хранился почитаемый покров с раки свт. Ионы, украденный шведами в 1614 г. и впосл. выкупленный ладожским купцом Шаровым, а затем доставленный в мон-рь. В соборе с нач. XIX в. хранилась почитаемая как чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. В нач. XIX в. были сооружены настоятельские покои, братские кельи с гостиницами, кухни, кладовые и погреба, хлебный амбар, каретный двор, сараи вдоль всей зап. ограды. С вост. стороны был посажен фруктовый сад и выкопан пруд для разведения рыбы. С севера, запада и юга были построены проездные ворота. За оградой находились ветряная мельница голл. типа и скотный двор. К сер. XIX в. за версту от О. м. стояла часовня (построена церковным мастером маляром Романом Семёновым) с неглубоким колодцем внутри, по преданию, выкопанным свт. Ионой в память об избавлении от морового поветрия. В срубе колодца находился деревянный крест с распятием, там же имелся иконостас с неск. иконами (Пресв. Богородицы с предстоящими мц. Акилиной и блгв. кн. Романом, св. Иоанна Предтечи, свт. Николая Чудотворца), а также образы на холсте в рост свт. Ионы Отенского и прп. Онуфрия Великого.

http://pravenc.ru/text/2581699.html

Скит, населен исключительно Болгарами, потому и богослужение в нем совершается на языке славянском. Отсюда до скита св. пророка Илии полчаса ходу, до Кареи полтора часа, а до Руссика более трех часов. Малороссийский скит св. пророка Илии (общежительный, он находится в ведении и пределах Пантократора). Главный храм в скиту во имя св. пророка Илии. Кроме его есть храмы: 1) святителя Митрофана Воронежского; 2) Благовещения; 3) святителя Николая Мирликийскаго и 4) св. Архангелов. Святыни здесь следующия: часть Древа Животворящаго Креста Господня; частицы св. мощей: Апостола Андрея Первозваннаго (левая стопа), св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; св. Апостолов Матфея, Иакова Алфеева, Варфоломея, Фомы, Луки, Иакова, Тимофея и Иасона; св. Архидиакона Стефана; св. Марии Магдалины, священномучеников: Игнатия Богоносца, Дионисия Ареопагита, Елевферия, Харалампия, Фоки; святителей: Василия Великаго, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго, Афанасия Александрийскаго, Иоанна Милостиваго; св. великомучеников: Георгия и Пантелеимона, св. праведныя Анны, матери Пресв. Богородицы и других святых. Кроме сего есть часть св. пелены Христовой, часть ризы Пресвятыя Богородицы и две чудотворныя иконы Божией Матери Млекопитательницы и Тихвинской, из последней иконы источались слезы в 1876 году. Ильинский скит основан в 1757 г. блаженным старцем Паисием Величковским, впоследствии архимандритом и настоятелем Нямецкаго монастыря в Молдавии, известным переводами с греческаго языка на славянский книг: Добротолюбия, св. Исаака Сирина и проч. Отсюда до Пантократора полчаса ходу, до Кареи полтора часа. 9. Пантократор (Идиоритм). Здешний собор посвящен Преображению Господню. При северо-восточной колонне стоит чудотворная икона Божией Матери, так называемой здесь Герондиссы. Кроме части Животворящаго Древа, здесь находятся следующия мощи: части руки и ноги св. Апостола Андрея; глава св. Иоанна Милостиваго; часть руки св. Иоанна Златоустаго; части рук св. Афанасия Константинопольскаго и священномуч. Харалампия, глава препод. Иоанникия Великаго, глава св. Феодора Стратилата; рука св. муч. Трифона, части св. муч. Меркурия и Артемия, часть руки св. муч. Евстафия Плакиды, части рук св. муч. Кирика и Иулитты, части св. великомуч. Пантелеимона и Ермолая, части преподоб. отец в Синае и Раифе избиенных, св. муч. Антипы, Прокопия и Фотинии, глава св. бессребреника Космы.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1450

Святыни и достопримечательности Согласно писцовой книге 1630 г., в Предтеченском соборе находились житийный образ «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни», иконы «Воскресение Христово», «Страшный Суд», Божией Матери «Одигитрия», «Хвалите Господа с небес», 40 мучеников, в теплой церкви - иконы «Три святителя» (поновлена в 1726), мц. Параскевы Пятницы, свт. Николая Чудотворца, св. Иоанна Предтечи, Божией Матери «Одигитрия». В деревянном храме 1672 г. почитался образ вмч. Феодора Стратилата (с XIX в. находился в соборном приделе в честь Виленской иконы Божией Матери). К кон. XIX в. среди чтимых святынь И. П. м. упоминались древний «Нерукотворенный образ Спасителя», иконы Господа Саваофа, «Похвала Пресв. Богородицы», иконы Божией Матери «Знамение», «Всех скорбящих Радость» (список иконы московского Скорбященского храма), «Взыскание погибших», «Огневидная», «Умягчение злых сердец», Ахтырская, Боголюбская («древнего письма»), Грузинская, Тихвинская (в драгоценном окладе), арх. Михаила, свт. Николая Чудотворца, мч. Андрея Стратилата, прп. Нила Сорского, древний образ 4 святых (преподобных Петра Афонского, Григория Декаполита, мч. Христофора с конской (sic!) головой и прп. Марии Египетской), ктиторские иконы мч. Иоанна Воина и мц. Анисии (небесных покровителей сына и невестки Л. А. Чалбышева), свт. Льва Катанского и прмц. Евдокии. По свидетельству И. В. Евдокимова, в соборе И. П. м. находилось «множество икон местных иконников начала XVII [XVIII?] века», а в приделе вмц. Варвары - 2 «большие иконы (по два аршина в длину и по полтора аршина в ширину) - «Живоначальной Троицы» [с Житием прав. Авраама] и «Благовещения», несомненно XVI в.». Высокохудожественной резьбой отличалась икона «Воздвижение Креста Господня». На резных царских вратах нижнего храма изображена композиция «Уверение ап. Фомы». В 1740 г. основатель династии устюжских живописцев К. И. Березин († до 1758) выполнил для местного ряда главного придела Предтеченского собора неск. икон, в т. ч. «Три святителя» (со свт. Львом Катанским, сщмч.

http://pravenc.ru/text/577912.html

После заключения Столбовского мира начались труды по восстановлению и укреплению обители. В этот период царь Михаил Фёдорович жалует Введенскому монастырю ряд угодий, в обитель поступают пожертвования от царственных особ и частных лиц. После кончины инокини-царицы Дарьи, согласно духовному завещанию, обитель получила её вотчину под Устюжной. XVIII век [ править править код ] В 1739—1764 годы для Новгородской епархии было сделано описание обители: «В том монастыре каменных церквей две, в них престолов пять, из оных церквей под соборною церковью погребов два, у них своды в обоих каменныя, крыты оныя церкви двойным тёсом, главы обиты зубцоватым чешуйчатым гонтом, кресты на оных церквях деревянные, обиты жестью. Колокольня каменная одна, на ней колоколов средних два, малых шесть; из оных малых колоколов один расколот, крыта оная колокольня тесом без глав. При церкви Рождества Богородицы хлебопекарняя келия каменная одна, к ней приделаны сени с чуланом деревянныя ветхия, крыты дранью. Настоятельницы игумений деревянных келий пять и при них сени одни, чулан один, подвал один, крыты тёсом». До секуляризационной реформы 1764 года года за обителью числились до 1338 душ, 380 десятин пахотной земли и некоторые угодья. XIX век — начало XX века [ править править код ] В конце XIX — начале XX века, Введенский монастырь входил в число двенадцати богатейших монастырей Российской империи, с капиталом свыше 100 тыс. руб. В справочнике «Православные Русские обители» 1910 года имеется следующее описание монастыря: Храмов два. Главный соборный храм в честь Введения с двумя приделами. На левой стороне собора при входе возвышается гробница царицы Дарьи; над ней горит неугасимая лампада. На правой стороне храма близ иконостаса на аналое хранится несколько ковчегов со святыми мощами. В алтаре близ горняго места находится древняя икона Тихвинской Божией Матери, принадлежавшая царице Дарье. К соборному храму пристроена церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы. В ризнице хранится несколько замечательных рукописей XVII и XVIII веков, между прочим и духовное завещание царицы Дарии. В монастыре введён строгий устав. К числу непременных обязанностей инокинь относится неусыпное чтение Псалтири с поминовением о здравии и упокоении благотворителей обители. Советский период [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Тихвинский_Вве...

К образу свт. Николая Чудотворца приходили множество паломников. Особенно много исцелений и чудес по молитвам перед иконой происходило во время Отечественной войны 1812 г. и во время мора (падежа) скота и др. эпидемий в окрестных деревнях осенью 1857 г. Согласно донесению местного благочинного Тамбовскому и Шацкому еп. Макарию (Булгакову) , свт. Николай «в золотом одеянии» троекратно явился во сне караульному, благочестивому старцу И. М. Шивалину, проживавшему при церкви, и повелел призвать местных жителей к покаянию. После того как караульный рассказал о видениях священнику, 21-23 нояб. 1857 г. были отслужены молебны перед иконой святителя, и падеж скота прекратился, больные выздоравливали без медицинской помощи. Считается, что летом 1861 г. с. Мамонтово было спасено от пожара заступничеством свт. Николая ( Магницкий. 1874. 10. С. 403-405). С тех пор скульптурную икону стали переносить в близлежащие селения крестным ходом. В 1887 г. при публикации документов по истории пустыни писали, что в с. Мамонтове ежегодно к 9 мая собирается «столько богомольцев, что приходская церковь не вмещает их всех во время богослужения. Богомольцы приходят помолиться святителю Николаю пред резным образом его, который остался единственным памятником упраздненной пустыни» ( Пискарев П. И. [Введение]//Мамонтова пуст. 1887). Если в 1861 г. главный праздник в Мамонтове приходился на 9 мая (Николу Вешнего), то к 1911 г. престольные праздники отмечались 1 окт. (Покров Пресв. Богородицы) и 6 дек. (Никола Зимний) ( Андриевский. 1911. С. 268). В М. м. имелись и др. чтимые святыни: икона свт. Николая Чудотворца, украшенная серебряным окладом; образ прп. Алексия, человека Божия, написанный на полотне; Тихвинская и Казанская иконы Божией Матери, украшенные серебряными окладами. В ризнице хранились серебряные напрестольный крест (1797), дарохранительница, потир и дискос (1797) с чеканными изображениями (дары гр. И. П. Кутайсова). Библиотека Среди монастырских книг хранились Евангелие в серебряном окладе (дар 1673 г. крестьянина Бастрыкина), Евангелие (дар 1745 г. свящ. Евдокима Терентьева), украшенное малиновым бархатом и серебряными чеканными изображениями, Апостол (1751), сочинения святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, труды по истории Русской Церкви митр. Макария (Булгакова) и архиеп. Филарета (Гумилевского) и др. При храме обители имелась также «благочинническая библиотека», устроенная благочинным прот. П. Магницким по указу еп. Феофана (Говорова) и содержавшаяся за счет «кошельковой суммы» 8 храмов ( Магницкий. 1874. 17. С. 662). 1904-2016 гг.

http://pravenc.ru/text/2561794.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРВАРА Прп. Варвара. Фрагмент иконы «Преподобные Сергий, Александр и Варвара Свирские». Кон. XX в. Прп. Варвара. Фрагмент иконы «Преподобные Сергий, Александр и Варвара Свирские». Кон. XX в. (Васса; 20-30-е гг. XV в., Новгородская земля - 90-е гг. XV в., Оятский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-рь (совр. Ленинградская обл.)), прп. (пам. 30 авг., в Соборе Новгородских святых и в Соборе святых С.-Петербургской митрополии), схим.; мать прп. Александра Свирского , житие к-рого является главным источником сведений о В. Супругом В. был Стефан (см. ст. Сергий и Варвара, преподобные ), семья жила на правом берегу р. Ояти в с. Мандера, близ Введенского монастыря. Молясь однажды в мон-ре о даровании сына, Васса услышала голос, обещавший ей исполнение молитвы. Прп. Александр (в Крещении Амос), вымоленный матерью после долгих лет бесплодия, родился 15 июня 1448 г. В икосе службы прп. Александру Свирскому говорится, что преподобный явился «преславной отраслью» благочестивого отца, «ветвью многоплодной» благоговейной матери. Васса пыталась удержать отрока от усиленного поста и ночных молитв, позднее родители хотели его женить, но он вскоре удалился в Валаамский мон-рь. Стефан посетил сына на Валааме, и юноша посоветовал отцу поселиться во Введенском мон-ре, что тот вскоре и сделал, приняв монашеский постриг с именем Сергий. Сведений о монашеской жизни В. нет. По-видимому, она, следуя примеру мужа, приняла постриг и схиму с именем В., подвизалась также во Введенском мон-ре, где скончалась и была погребена (о месте ее погребения, в частности, сообщается в «Описании о российских святых» по рукописи Савваитова - Барсуков. Источники агиографии. Стб. 76). Память преподобных Сергия и В. почиталась во Введенском мон-ре. В 1626 г. игум. тихвинского Введенского мон-ря царица-инокиня Дария (Анна Алексеевна Колтовская, бывш. 4-я супруга Иоанна IV Грозного) завещала 5 р. «к Введению Пречистыя Богородицы в остров... где лежат отец и мать Александра Чудотворца» (Новгородские ГВ. 1858. 41). В обители сохранялись вериги преподобных, Тихвинская икона Божией Матери, по преданию им принадлежавшая. В 2000 г. В. и прп. Сергий были причислены к лику местночтимых святых.

http://pravenc.ru/text/154089.html

нет возможности перечислить все эти явления: скажем только, что многие разные события и в Церкви восточной и у нас, в России, совершились под благодатным осенением и при благословении и помощи Божьей Матери. Так Она, преблагословенная, не раз избавляла от опасностей и спасала от врагов православные страны востока и наше отечество. А сколько есть чудотворных Её икон на востоке и у нас: есть Её чудотворные иконы на востоке – Иерусалимская, Афонская, Влахернская и мн. друг., а у нас – Казанская, Смоленская, Иверская, Тихвинская, Ахтырская и мн. друг. Все эти иконы рассеяны по всему православному христианскому миру так, что весь православный мир находится под благодатным покровом Божьей Матери; ко всем этим иконам притекает бесчисленное множество верующих, и все получают от них благодатную помощь. Не о том ли свидетельствует и настоящий праздник, и это многочисленное собрание верующих, и это св. место, и эта явленная икона Успения Божьей Матери – Виновница настоящего торжества?.. Да, смотря на это великое собрание молящихся, разве нельзя сказать, что, действительно, во успении мира не оставила Богородица. Она, всеблагая, избрала гору сию местом особенного своего присутствия; она освятила сие место, благоизволивши явиться здесь своей иконе – Успенья Её; она ежегодно в сей день собирает на сие святое место верующих. И ныне собрала их такое великое множество. Поистине Она во успении мира не оставила, являя свои богатые милости всем истинно верующим в Церкви Христовой и обращающимся к Ней с молитвами. Будем, православные христиане, в своих молитвах с верой и любовью притекать к Заступнице рода, христианского – Матери Господа во всех своих нуждах. Она, премилостивая, услышит наши молитвы и исполнит наши прошения, если только мы будем достойны Её милостей. При этом будем помнить, православные, что Пресв. Богородица помогает только людям, проникнутым глубокой верой, отличающимся благочестивой и добродетельной, трезвой и трудолюбивой жизнью. Особенно же в нынешний день помолимся, братья, Пресвятой Богородице о том, чтобы она не лишила своего присутствия этого места, на котором мы стоим, – этой св. горы, у которой Она благоволила явиться Своей св. иконе. Будем просить Матерь Божью, чтобы православие утвердилось в сей стране, чтобы лучи его распространялись от этого св. места, как от центра, по всей земле эстонской и чтобы самая гора сия украсилась величественным и благолепным православным храмом Божьим, устроенным не из дерева, а из крепкого камня, и чтобы на эту святую гору, как место особенного присутствия Божьей Матери, стекались верующие не один раз в год, а много раз, постоянно – возносить молитвы к Пресвятой Богородице, и чтобы отсюда они распространяли свет православной веры Христовой по всему Прибалтийскому краю и даже до отдалённых пределов нашего отечества. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

При входе в церковь с правой стороны была устроена часовня свт. Николая Чудотворца в ознаменование восшествия на престол имп. св. Николая II Александровича . Справа от храма возвели 3-этажный корпус для паломников с большим приемным залом. В корпусе слева располагались 28 келий для монастырской братии. Во дворе подворья построили флигели для трудников. В храме подворья находились святыни, привезенные прп. Гавриилом Афонским, в т. ч. частица мощей (левая стопа) ап. Андрея Первозванного и чудотворная икона Божией Матери «Млекопитательница», на раме которой справа и слева помещены частицы ризы Спасителя и хитона Пресв. Богородицы (в наст. время эти святыни хранятся в соборе одесского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря ; см.: Чудотворные и местночтимые иконы. 2004. С. 178-179). Также в О. И. м. хранились аналойный образ «Млекопитательница» (с дарственной надписью на обратной стороне от прп. Гавриила Афонского: «Варваре Ивановне Туробовой в память закладки храма Пр. Илии от настоятеля афонского Илиинского скита Архимандрита Гавриила. 10 ноября 1894 г.») и крестовидная частица древа Креста Господня. Мощи самого архим. Гавриила, похороненного 2 нояб. 1901 г. в храме одесского подворья были обретены 22 июля 1994 г. С кон. 1914 г., подворье опустело, т. к. паломничества на Афон и Св. землю прекратились в связи с военными действиями. В мае 1922 г. власти произвели изъятие церковных ценностей из обители. В этот период Илиинское подворье уже не имело статуса приписного к афонскому Илиинскому скиту из-за установленного в режимных пограничных регионах СССР запрета на любые связи с зарубежными религ. центрами. В акте от 22 мая 1922 г. упомянуты наместник О. И. м. иером. Иона (Дядычко) и староста Григорий Касьянин (ГА Одесской обл. Ф. Р-599. Оп. 1. Д. 699. Л. 25). Летом того же года было упразднено близлежащее Андреевское подворье с храмом в честь Тихвинской иконы Божией Матери (ныне восстановлено в статусе приходской общины), последним наместником которого упомянут иером. Питирим (Ладыгин; 1866-1957; см. схиеп. Петр ). Клирики Андреевского подворья перешли служить в др. храмы города, в т. ч. в ц. вмч. Пантелеимона (1895) одесского во имя великомученика Пантелеимона мужского монастыря , но при этом нек-рые иноки продолжали проживать в реквизированных кельях как частные лица, фактически составляя тайную монашескую общину. В 1925 г. община была упразднена властями, иером. Питирим переехал в Уфу, служил при еп. Андрее (Ухтомском). В 1923 г. афонские подворья Одессы были закрыты, насельникам приказали покинуть город. По нек-рым сведениям, в храме Илиинского подворья, обращенном в приходской, действовала община обновленцев, др. помещения переоборудованы под бараки и казармы. К 1932 г. храм был закрыт.

http://pravenc.ru/text/2578193.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010