Апостол Павел наставляет своего ученика, апостола Тита, поставленного епископом на острове Крит, как следует обращаться с вверенной ему паствой. Поскольку «явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» ( Тит 2:11 ) (имеется в виду первое пришествие Христа), следует избегать греха и укрепляться в добродетели, ожидая обетованного второго славного пришествия. С точки зрения грамматики греческого языка, в Тит 2:13 оба существительных в родительном падеже, «Бог» (θεο) и «Спаситель» (σωτρος), соединённых союзом «и», относятся к одному лицу, Иисусу Христу, поскольку определённый артикль (το) есть только перед первым существительным «Бог» 71 . Синодальный перевод соответствует этому правилу. Английский вариант «Перевода Нового Мира» употребляет предлог «of» в стихе Тит 2:13 дважды: перед «the great God» и перед «[the] Savior of us, Christ Jesus», что противоречит греческому оригиналу, поскольку употребление предлог «of» в данном контексте выполняет ту же функцию, что и греческий артикль: указывает, относится ли написанное к одному Лицу или к двум. Русский вариант «Перевода Нового Мира», «по аналогии» с Тит 1:4 («…благодать, милость, мир от Бога Отца и Господа Иисуса Спаса нашего»), где, по словам «Свидетелей Иеговы», «есть чёткое различие между Всемогущим Богом и Тем, через Кого Бог спасает мир (Иисусом Христом)» 72 , меняет в стихе Тит 2:13 слова « Спасителя » и « нашего » местами, при этом смысл стиха изменяется с ожидания явления Бога Иисуса Христа на ожидание явления Бога и Иисуса Христа. Однако, «если здесь говорится о двух личностях, значит, Павел предрекает одновременное славное явление и Отца, и Сына при втором пришествии Христа. Эта мысль совершенно чужда Писанию» 73 , поскольку «не Отец должен открыться в тот день, но Сын» 74 . Таким образом, стих Тит 2:13 Спасителя Иисуса Христа прямо называет Богом, а из контекста всей второй главы послания следует, что апостол Павел говорит о двух явлениях Христа: «Первое … имело благодать и прощение, которое совершилось с милосердием и простотой. Второе — воздаяние, имеющее открыться со славой, как и в Евангелии говорится: когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей ( Мф.25:31 ). Где те, которые унижают Сына и не хотят называть Его Богом? Пусть они выслушают, что Он — и Бог, и велик. Велик, сказано, как Бог, не по сравнению с другим чем-то малым, а безусловно, так как велик Сам по Себе, по природе.» 75

http://azbyka.ru/iskazheniya-teksta-svya...

А просмонари (просмонарь – от глагола προσμνω, ожидать) существовали для того, чтобы пребывать в назначенной им церкви, ожидая и встречая приходящих на поклонение. 135 По Арменопулу (кн. 3, тит. 8), подрядчики в собственном смысле слова – это ремесленники, которые предоставляют гарантию и берутся за какую-либо работу, обязуясь не оставлять ее, пока не доведут до конца. 136 По какой причине данное правило позволяет епископам и монахам становиться опекунами и кураторами, а 123-я новелла Юстиниана запрещает? Согласно Вальсамону, новелла запрещает им это с той целью, чтобы они не становились опекунами и попечителями по своей воле или тогда, когда их призывают к этому только законы. Но она не запрещает им это в том случае, когда их попросят епископы. А хартофилакс Петр говорит, что монахи не должны быть восприемниками при крещении детей (разве только по крайней необходимости; см. также примеч. к правилу Иоанна Постника 24) и вступать в побратимство, ибо это против правил (Греко-римское право. С. 395). И хартофилакс Никифор говорит, что Церковь заповедует игуменам и начальствующим над монастырями следить, чтобы монахи не становились восприемниками или побратимами, и что по закону побратимство совершенно не принимается (Там же. С. 342). Смотри также главу о побратимстве в «Учении о браках». 137 Потому и 7-е постановление 1-го тит. «Новелл» (67-я новелла Юстиниана) и 3-е постановление 2-го тит. (131-я новелла Юстиниана), помещенное в 5 кн. «Василик», тит. 3, гл. 4 и 5 (по «Номоканону» Фотия тит. 3, гл. 14 и тит. 11, гл. 1), предписывают тому, кто желает построить молитвенный дом, или церковь , или монастырь, сначала обсудить это с епископом, пожертвовать в достаточном количестве средства для возжигания лампад и светильников в храме и для священнослужения, на пропитание просмонарей и тех, кто будет там жить. Затем епископ должен объявить об этом всем, торжественно пойти к месту будущей постройки, сотворить молитву и водрузить там крест, и тогда пусть начинается постройка. Кроме того, говорится, что епископ, экономы и властитель того места должны понуждать как того, кто начинает новую постройку или восстанавливает старую, так и его наследников заканчивать начатое строительство и не бросать его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Так епископы именуются часто у ап. Павла ( Деян. 20:28 ; 1Тим. 3:1 ; Тит. 1:7 ; Флп. 1:1 ): пресвитеры, как лица особенные и отличные от епископов, у ап. Павла ( Деян. 14:23; 20:17 ; Тит. 1:5 ; 1Тим. 5:1, 17, 19 ) и Иакова (5:14); диаконы, как лица тоже отличные от епископов и пресвитеров, упоминаются в Деяниях (6и далее), и у ап. Павла (lTuм. 3:8; Флп. 1:1, 2 ); 2) различаются их должности, и притом явно усвояется первенство и преимущество епископам, как то: рукополагать пресвитеров ( Тит. 1:5 ; 1Тим. 5, 22 ), судить их (lTuм. 3:19), награждать (ст. 17); должность пресвитеров указывается у ап. Иакова (5:14) и Павла ( Тит. 1:9 ; 1Тим. 5:17, 19 ) должность диаконов в Деяниях (гл. 6, 7, 8); 3) показывается, что в каждой частной церкви должен быть не более, как один епископ, главный правитель Церкви и всех пресвитеров и диаконов, которых может быть много. Так Тимофей один поставлен в Ефесе. Тит один в Крите, а им велено поставить многих пресвитеров ( Тит. 1:5 ; 1Тим. 5:17 ; Отк. 1:2, 3 ). б) Что эти три степени иерархии и после апостолов всегда существовали в Церкви, как богоучрежденные, и явственно различались между собою, – о сем ясно свидетельствуют история Церкви и Отцы и учители церковные. Так св. Игнатий Богоносец пишет: «потщитеся повиноватися епископам, пресвитерам и диаконам: яже бо сим повинуется, слушает Христа, учредившего их, а иже проявляется им, проявляется Христу Иисусу». 105 Климент Александрийский – находит в трех степенях иерархии подобие Ангельского чина. 106 Правилами Соборов, как вселенских, так и поместных, ясно указаны и распределены и обязанности и взаимные отношения сих трех степеней. Что же касается до управления нескольких частных церквей, подчиненных епископам, то с самых древних времен, и конечно согласно с волей и преданием апостолов, в Церкви учредился такой порядок, что некоторые епископские престолы, особенно основанные непосредственно самими апостолами и притом в знатнейших городах, главных в области; получили преимущество, по которому прочие епископы в той же области, им подчинены.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Церковь в Коморо недавняя; покойник Нифонт Кубота, усердный катехизатор, начал здесь дело, потом был Иоанн Камой, Андрей Такахаси, в последнее время Аизава, дрянно ведший себя здесь и сбежавший со службы. Тит Онгивара, хотя когда-то отставлен от катехизаторства за грех против 7-й заповеди христианской, чувства, однако, не потерял, а напротив – возгрел его против прежнего; его заботами ныне здесь поддерживается маленькое христианство и без катехизатора. Недавно у него померла жена, остался семилетний сын Акила, есть еще старуха – мать Анна. Тит хочет вновь жениться, научил будущую жену, свою ученицу по шитью (ибо он швец и вышивальщик), уже не совсем молодую женщину, раз бывшую замужем, христианству и просит завтра крестить ее, и вместе завтра же перевенчать их; я сказал Титу, что неприлично – нужно подождать венчаться, пока о. Федор придет сюда, что может быть дней через двадцать; Тит без слова согласился. Испытал я невесту его в знании веры – плохо знает, тоже и ученик Тита, пятнадцатилетний малец, которого Тит тоже прочит крестить, но главное они все-таки знают и, принимая во внимание то, что они останутся около Тита, – он же учение знает хорошо, восполнить им недостающее может потом, я дал позволение о. Федору крестить их завтра, также ребенка Пелагеи и Сергея Ооцука. Внушал христианам непременно завести женские собрания со своими кооги, по два раза в месяц, по воскресеньям, рассказал, как эго делается, представил в пример собрания в Хакодате и Аригава. Христианки весьма охотно согласились; а я им обещал выслать книг, по которым бы им готовить кооги, ибо книг для учения христианам здесь нет ни одной, есть только богослужебные. В половине восьмого кончена была беседа с христианами. С восьми часов должна была начаться проповедь для язычников, которых Тит предварительно известил и звал, – Пошли мы с о. Федором на полчаса в гостиницу, где должны были потом ночевать; он поужинал, я выпил стакан чаю и поспешили опять к Титу. Но пришлось ждать до половины девятого, пока Тит сказал, наконец, что можно начать проповедь. Потом во время проповеди, длившейся до половины одиннадцатого, не переставали приходить и уходить слушатели. Человек 10 слушали внимательно; участливого чувства, впрочем, на лицах у них не заметил. По отзывам Коморо вообще – место равнодушное для веры, буддизм здесь тоже слаб; христианству никто не мешает, но и слушать его почти никто не желает; есть здесь протестантская Церковь , но и у них тоже слушателей нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Сей же апостол Титу говорит: «для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное (здесь разумеется недоконченное самим ап. Павлом и конечно, чтобы упоминаемый епископ довершил недоконченное апостолом со всею властью апостольскою, как довершил бы, если бы была возможность, сам св. ап. Павел) и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит.1:5 ). Здесь опять-таки должно разуметь приказание апостола так: я, как и все другие апостолы, не могу оставаться на одном месте для служения апостольского там, а между тем необходимость требует, чтобы сие великое служение не прерывалось в этой местности, где оно начало приносить благие плоды; да и жизнь наша (апостолов), как и всех людей, коротка ( 2Тим.4:6 ; 2Пет.1:14 ); в виду этого я тебе, Тимофею и некоторым другим поставленным мною епископам и пресвитерам, поручаю до времени под моим руководством и неослабным наблюдением (что делают и другие апостолы) совершать в той местности, где я сам начал, апостольское дело; его нельзя прерывать; ибо (во всякой местности) есть (найдется) много и непокорных, пустословов и обманщиков, каковым должно заграждать уста; они развращают целые дома (всякое общество), уча, чему не должно, из постыдной корысти ( Тит.1:10, 11 ); обличай их строго (13); всех наставляй, чтобы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке ( Тит.2:12 ); сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя (15). Это всё ты (и другие епископы мною и прочими апостолами поставленные) делай как сам я (поставивший тебя апостол) со всякою властью ( Тит.2:15 ). Мы, апостолы, приняли эту власть от Самого Иисуса Христа ( Мф.18:18 ), а Он всякую власть на небе и на земле принял от Отца Своего Небесного ( Мф.28:18 ). Ныне мы (апостолы) передаем эту власть вам епископам ( Тит.2:15 ). По отшествии же нашем вы едиными преемниками останетесь этой Божественной власти до явления (разумеется второго) Пастыреначальника ( 1Пет.5:4 ); эту же власть вы (епископы) должны возгревать в себе ( 2Тим.1:6 ) и передавать из рода в род верным людям ( Тит.2:2 ), так как сия власть не должна прекращаться, но пройти чрез всю историческую жизнь воинствующей Церкви Христовой вплоть до второго славного пришествия Пастыреначальника (смотр. выше 1Пет.5:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Объясн. Здесь разумеется зависимость каждого человека от Бога по бытию, но не по вере; ибо в последней могут некоторые люди и заблуждаться: Тит.1:10–11 ; 2Ин.1:10–11 . Но не может ли человек сделать что-нибудь и без Бога? Да, может, например, избрать доброе или злое, так как он свободен: Сир.15:17 ; Иер.21:8 ; некоторые люди, прельстившись одним своим умом, избрали себе ложный путь: Лк.18:11 ; Иуд.1:18–19 . 1Пет.3:14–16 . «Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением; имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе». Объясн. Как бы ни были добродетельны люди непокорные Церкви Христовой, за непослушание своё должны называться язычниками же: Мф.18:17 , ибо добрые дела могут быть и у последних: Рим.2:14–15 ; Деян.10:2 . К тому же не принимающие здравого учения: 2Тим.4:3 , и самовольно стремящиеся быть законоучителями: 1Тим.1:7 , называются не гонимыми за веру, а отступниками от веры: 1Тим.4:1 ; Иуд.1:18–19 ; а потому если иногда и заграждают уста таким лжеучителям, то они в этом случае терпят не за правду и не за имя Христово, но за производимые ими извращения Писания, за соблазн и своевольное отступничество: 1Пет.2:15 ; 2Пет.3:16 . 1Ин.4:2 . «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога». Объясн. Апостол говорит здесь не об учениях и ересях, а только о случаях вдохновения в первенствующей церкви, когда тот или другой христианин в собрании вставал для проповеди, возвещая то, что влагал в его уста Дух. Апостол и даёт наставление, чтобы не всякому из таких проповедников давалась вера, но только тому, кто прежде всего исповедует воплощение Христа, потому что тогда было много еретиков: 1Ин.2:18 , отрицавших воплощение Христа: 2Ин.1:7 , и получавших вдохновения и откровения от духа лжи: Деян.19:13–16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

I. Преподобный Тит, иеромонах Киево-Печерского монастыря, был болен при смерти. Братия, видя наступившую кончину Тита, привели к нему иеродиакона Евагрия, с которым он был во вражде, для примирения. Больной с одра своего сделал при усиленном напряжении поклон пришедшему, прося о прощении и примирении. Но Евагрий произнес следующие страшные слова: «Никогда не примирюсь с ним ни в сем веке, ни в будущем», – и, сказав это, внезапно упал мертвым, а Тит в ту же минуту встал здоровым, как бы никогда не был болен. Изумленной братии Тит рассказал, что, пришедши в крайнее изнеможение, он увидел близ одра своего Ангелов и демонов. Первые плакали о том, что Тит умирает во вражде с ближним, а вторые радовались о его погибели. Когда же Тит поклонился Евагрию, а Евагрий отказался от примирения, тогда один из Ангелов, державший в руке пламенное копье, ударил этим копьем непростившего, от чего Евагрий упал мертвым. Тот же Ангел простер другую руку к больному и восставил его, от чего Тит мгновенно выздоровел (Киево-печ. патер.). II. Два брата были во вражде между собой. Во время гонения на христиан их схватили по причине святой веры и, подвергнув многим мучениям, посадили в тюрьму. Один из них сказал другому: «Брат! Нам должно примириться и не гневаться одному на другого, потому что завтра мы должны умереть и пойдем предстать Господу». Но другой брат отказался от примирения. На следующий день их вывели из тюрьмы, чтобы отсечь им головы. Брату, желавшему примирения, была прежде отрублена голова: он в вере отошел ко Господу. Другой же, не хотевший примириться, отрекся от Христа. Мучитель сказал ему: «Почему ты не отвергся вчера, прежде пытки, чтоб избежать ран, а отвергся сегодня?». Он отвечал: «Я преступил заповедь Господа моего: не примирился с братом моим; за это Бог оставил меня и отъял от меня помощь Свою; лишенный ее, я отрекся от Христа» (Отечник, епископа Игнатия, стр. 466). 5. Мысли о прощении обид I. «Когда нам делают добро, признательность требует помнить его; а когда делают зло, любовь побуждает забывать его» (Св. Амвр. Медиолан.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

23 и 24 авг. – «Евтихиевы дни». Церковь праздновала в эти дни двух Евтихиев – преподобного и священномученика (см.: Евтихий Тихий). Существовала примета, что, если в эту пору поспевала брусника, то и со жнитвом овса надо торопиться. 23 авг. кроме Евтихия вспоминали св. Луппа-мученика. «На Луппа льны лупятся!» По примете, лен две недели цветет, четыре недели спеет, а на седьмую – семя летит. «Хорошо, – говорили крестьяне, – коли Евтихий будет тихий, а то не удержишь льняное семя на корню: все дочиста вылупится!» 24 авг. праздновалась Петровская чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Она была названа так потому, что была написана св. митр. Петром в 1307. В 1613 вместе с Федоровской иконой она была при избрании на престол Михаила Романова. 24 авг. празднуется память русского св. Арсения Комельского. В Сибири с Луппова дня начинались во многих местах первые заморозки – «лупенские», за которыми шли и другие: покровские, катерининские и михайловские. За 6 суток до конца августа- " соберихи» приходил на Русь Титов день (см.: Тит Грибник)). «Святой Тит последний гриб растит!» – говорили в Среднем Поволжье. «Грибы грибами, а молотьба – за плечами!» – восклицали в Симбирской губ., напоминая, к слову, об известной прибаутке: «Тит, Тит! Иди молотить! – Зубы болят! – Тит, Тит! Иди кисель есть! – А где моя большая ложка?..» С Титова на Натальин (26 авг.) день варили ввечеру овсяный кисель. День Адриана и Наталии назывался «овсяницами»; с этой поры начинали косить в полях овсы: «Ондреян с Натальей овсы закашивают». В XIX в. в этот день к вечеру носили мужики сноп овсяный (связанный из первого скошенного овса) на барский двор. При этом пелись впроголос особые песни. В ХХ в. этот обычай уже не соблюдался, хотя по старой памяти кое-где уже ставился отдельно первый сноп: захватывали с поля в избу, где и помещали в «большой кут», под образа. Возвратившись с работы с поля, хозяйка поспешно собирала ужин, приготовленный заранее. За столом начинали угощаться толокном, замешенным на кислом молоке («дежень»), овсяным киселем или блинами. «Ондреян толокно месил, Наталья блины пекла!» – говорила хозяйка. – «Спасибо за сладкий дежен, за сытые блины!» – вставая из-за стола, обращались к ней угощавшиеся. – «А нет ли еще грешневой кашки?» – «Грешневая не выросла, не хотите ли березовой!» – отвечала она смешливым ребятам, убирая со стола. С этого дня толокно уходило из домашнего обихода. «В овсяный покос – толокном паужинай!» – говорили хозяева. «Скорое кушанье толокно – замеси да в рот понеси!», «Хвалился пест, что толокно ест!», «Толокном Волги не замесишь!», «Поел пест толокна, да и не хвалит: нынче толокно, завтра толокно, все одно – прискучит и оно!», «Было бы толоконце, а толоконнички-то всегда найдутся!» и т. д. В этот же день праздновалась Владимирская икона Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

141. План и содержание 1 Тим. Как уже было неоднократно отмечено, содержание 1 Тим. и Тит. во многом совпадает. Конечно, это не повторение одного и того же, но очень близкие соответствия. Разбираются те же проблемы и для их решений предлагаются схожие советы. Различия проявляются лишь в том, что 1 Тим. — более развернуто по объему (поэтому в новозаветном каноне оно идет первым среди Пастырских посланий, а за ним «автоматически» — 2 Тим.), и план его не такой простой, как в Тит. Можно определить те же самые три основных пункта плана, что и в Тит., но к каждому из пунктов апостол возвращается не один, но несколько раз: 1) Церковная организация (1 Тим. 3, 1-13; 5, 3-22) 2) Лжеучения (1 Тим. 1, 3-20; 3, 14 — 4, 10; 6, 3-5) 3) Поведение христиан внутри Церкви (1 Тим. 2, 1-15; 4, 11 — 5, 2; 5, 22 — 6, 2; 6, 6-19). Как и в Тит., здесь говорится о различных церковных иерархических служениях, хотя, впрочем, в отличие от Тит. — более развернуто и, кажется, в связи с уже более развитой, чем на Крите (где трудился Тит), церковной структурой. Этому вопросу посвящены два пассажа — 1 Тим. 3, 1-13 и 5, 3-22. Из них в первом говорится о епископах и диаконах, а во втором — о вдовах и пресвитерах. Главное, что заботит Павла, когда он пишет обо всех этих церковных служениях, — порядок (благочиние) в Церкви как в организованном собрании. Церкви предстоит существовать в этом мире, в обществе, в истории, наконец. Ей нужна твердая база, чтобы стоять в верности изначальному Слову, воспринимаемому отныне как незыблемое «здравое учение», требующее бережного сохранения и передачи в преемстве. Воплощением такой твердой базы становится церковная иерархия во главе с епископом. Очень скоро, уже в век апостольских мужей, из этого логически будет выведен тезис, кратко формулируемый как «где епископ — там Церковь» (или в более ясной отрицательной формуле: «Церкви нет без епископа»). Апостол Павел пишет здесь не простоо некоторых из многих церковных служений, что иллюстрировало бы многообразие служений в Церкви вообще, — как, например, в ранних посланиях (1 Кор.). Речь идет о служениях безусловно первенствующих и имеющих определяющее церковное значение. Именно поэтому апостол пишет о них так много и подробно.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

490 В этом толковании Вальсамон говорит, между прочим, о том, что некоторые из Константинопольских патриархов (Михаил Керуллариус), на основании этого дарения, пытались было во всем подражать папам, но попытки эти окончились неудачно. (Σ. 1, стр. 148–149). На грамоту св. Константина Вел. Вальсамон ссылается также в толковании на 36 гл. I тит. 491 Напр., в четвертом толковании на 2 гл. (отд. 4) II тит. Вальсамон примиряет кажущееся противоречие между двумя законоположениями Дигест относительно воровства и святотатства. Он пишет: «Постановл. 6 тит. 4 кн. 48 Дигест есть 60 кн. Базилик тит. 45 гл. 6 и говорит: похищать из священного храма частные имущества – не святотатство, а воровство. Постановл. 16 тит. 19 кн. 48 Дигест есть 60 кн. Базилик тит. 51 гл. 16, которая говорит, что место делает воровство или святотатство. По-видимому, эти главы противоречивы; однако нет. И в самом деле, кто крадет частные имущества, хотя из священного места крадет, есть вор, а кто крадет посвященное Богу, хотя из частного места крадет, подлежит суду, как святотатец. Однако, так как есть некоторые священные вещи, не посвященные Богу, как, напр., частным образом принадлежащие нам иконы и остальные вещи, еще не посвященные храмам или монастырям; поэтому 16 гл. 51 титула 60 книги Базилик и говорит, что место делает воровство или святотатство. Ибо кто украдет святую икону в нашей келье, тот не святотатец, а вор. Если же не будем это так толковать, то должны сказать, что тот, кто крадет монеты, имеющие изображения Христа или Божией Матери, тот подвергается суду, как святотатец, что – бессмысленно и несправедливо. Постановл. 3 титула 2 книги 6 Кодекса есть 60 книги Базилик титула 6 глава 20, которая говорит: кто украл вещь, еще не посвященную, тот обвиняется в воровстве, ибо не святотатец тот, кто украл вещь еще не посвященную. Итак, из этой главы ясно, что правильно разрешено выше кажущееся противоречие глав. Нарбеков В. «Толкование Вальсамона на Номоканон Фотия», стр. 87–88. Срав. его же: «Номоканон часть 2-я. Русский перевод», стр. 170–171.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010