которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен, Если Он неизменен, то, несомненно, даст и после смерти то, что обещал. Издревле еще, говорит, Он предопределил это, а не вследствие раскаяния. Не потому, что иудеи не обратились к Нему, Он даст это нам, а потому, что издревле так было предопределено, – и Он возлюбил нас от века. Что Он возлюбил нас от начала, – это указывает на наше благородство. Тит.1:3 .  а в свое время явил Свое слово в проповеди , Чтобы кто-нибудь не сказал: почему Он медлил дать то, что определено от вечности? говорит, что из попечения о нас и для того, чтобы сделать это благовременно. Временем Писание называет удобное время, как например: «время Господу действовать» ( Пс.118:126 ). Итак, «в свое, говорит, время», то есть сообразное, надлежащее время. Что же Он явил? «Слово», говорит, «Свое», то есть Евангелие. Каким образом? «В проповеди », то есть явно, с дерзновением. Проповедующий не прибавляет, не убавляет. Так и мы проповедуем то, что нам повелено конечно, только в слух всех, как и Христос сказал: «проповедуйте на кровлях» ( Мф.10:27 ), означая способом и местом прямоту, беспристрастность, свободу. Заметь: последовательность требовала сказать так: «явил в свое время», то есть вечную жизнь, но он привел не так, а – «явил Свое слово». Справедливо. Ибо Евангелие все объемлет; как то, что в настоящее время нам дано, как то: благочестие , веру , истину , так и то, что обещается в будущем веке, то есть жизнь вечную. Некоторые, впрочем, под " Словом Его» разумели Сына. вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога, – Эта проповедь , говорит, поручена мне. Итак, если поручено, то я не должен мыслить того, что недостойно Поручившего мне, не должен притворяться, или выражать неудовольствие на то, что мне поручено. К тому же это поручено мне «по повелению», иначе сказать: я невольно вынуждаюсь делать это. Из того, что должно делать, одно делается «по повелению», другое – по увещанию. Например: «примирись с братом твоим» ( Мф.5:24 ), – это повеление, и кто не исполнит его, наказывается; но: «продай имение твое» ( Мф.19:21 ), если желаешь, и еще: «кто может вместить, да вместит» ( Мф.19:12 ) – это увещания, и не исполняющий их не наказывается. Итак, говорит, мне поручена проповедь по повелению, так что мне необходимо исполнить его. «Горе мне», говорит, «если не благовествую» ( 1Кор.9:16 ), и это – не по властолюбию, а по нужде. Чье же повеление? «Спасителя Бога». Поэтому, если повелел это Бог , желающий нашего спасения, то как я не покажу своего расположения спасительному делу?

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Крещение – это второе рождение. Господь сказал: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» ( Ин.3:5 ). Так можно ли заграждать детям вход в Царство Небесное? Наконец, в праздник Богоявления есть особая сторона: о ней говорит святой Апостол Павел в Послании к Титу, говорит так: «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестно жили в нынешнем веке» ( Тит.2:11–12 ). Итак, первое Богоявление, Крещение господне, дает нам заповедь жизни – как жить?! Надо жить, отвергнув нечестие и мирские помыслы; надо жить целомудренно, праведно и благочестиво. В этом как бы программа нашей земной жизни. Но впереди – будущее: мы должны «ожидать блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» ( Тит.2:13 ). Это и есть второе Богоявление – явление славы великого Бога и Господа нашего Иисуса Христа. Это есть не что иное, как Второе Пришествие Христово. Мы все должны жить в его ожидании, потому что ожидание второго Богоявления, т. е. Пришествия Христова, как раз и заставляет нас жить соответственно с заповедями Христовыми — целомудренно и праведно. Итак, празднуя первое Богоявление, празднуя Крещение Господне, будем ожидать и второго Богоявления, когда Христос придет с Неба, чтобы даровать тем, кто старался жить по заповедям Его, Жизнь Вечную. Аминь. Слово на праздник Крещения Господня 19 (6) января 1983 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшний праздник называется Крещением, но он еще имеет и другое название – Богоявление и, наконец, еще третье – праздник Света. Это последнее название мало известно, употреблялось оно больше в первые годы христианства. Посмотрите, почему этот праздник называется Крещением. Слово крещение – старое слово. Оно означает не что иное, как погружение в воду. И если мы обратимся к Библейской древности, то обнаружим, т. е. омовение для очищения. Но не для очищения грехов, а от условных осквернений. Ими тогда считались: прикосновение к умершему или к зараженному какой-либо болезнью, вкушение пищи, которая запрещена законом. Такой человек считался оскверненным, и он должен был вымыть все свое тело в воде, и только к вечеру того дня он считался очищенным. Теперь мы все это не считаем за осквернение, а тогда считалось.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Кто потопит гордость, непослушание, себялюбие и всякую нечистоту ветхого, грешного человека, воздвигнет же смирение и кротость, послушание и любовь. Кто умрет для себя, оживет же для Бога. Одним словом, кто похоронит себя как грешник и вновь родится как праведник – тот последует примеру, который Христос подал ему Своим крещением в водах иорданских». Пришествие в этот мир обещанного Богом через пророков Спасителя началось в день Рождества – но окончательно осуществилось в день Богоявления, когда Бог Отец перед всеми явил Божество Христа – Своего Предвечного Сына, ставшего ради нас человеком. То есть этот праздник можно назвать праздником Христа как Бога, в отличие от праздника Обрезания Господнего – Христа как человека, хотя и различая, но не разделяя в Нем Божества и человечества – двух природ, но не двух Сынов. Потому-то в первые новозаветные века Церковь праздновала Рождество Христово и Богоявление в одно и то же время и все вместе нередко называлось Богоявлением. Для чего пришел в мир Спаситель? Чтобы уготовить Себе народ Божий. Об этом воссоздании и возрождении народа Божиего говорит и апостол Павел в тех двух отрывках Послания к Титу, которые будут читаться на утрене Богоявления. Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам ( Тит.2:11–14 ) …банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни ( Тит.3:5–7 ). Очистить Себе народ особенный. Как? Водой и Духом. Почему вода символизирует очищение? На первый взгляд, ответ очевиден, потому что она смывает с тела грязь. Отчасти это действительно так – но для людей древнего мира не это было главным в символике водного погружения. Прежде всего вода для них символизировала смерть. Вода в небольших количествах необходима для жизни – но она же в виде озера, реки или моря издавна внушала людям страх. Ведь человек не может жить под водой; а погрузившись в нее всего на несколько мгновений дольше положенного, он рискует больше никогда не вынырнуть на поверхность. Поэтому «погрузиться в воду» можно перевести с языка символов как «утонуть» или «умереть».

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

мученик Аристид Философ Апология, которую афинский философ Аристид держал пред императором Адрианом, о почитании Бога Всемогущего (Императору Титу Адриану Антонину, Августу и Пию, Маркиана Аристида, философа из Афин) I. 1. Я, царь, по соизволению Бога явился в мир и, созерцав здесь небо, землю и море, солнце, луну и прочее удивился красоте мира. 2. Но я понял, что этот мир и все, что в нем есть, приводится в движение постороннею силою, которая и есть Бог; а известно, что все движущее - сильнее движимого и содержащее - крепче содержимого. Допытываться же о Промыслителе и Руководителе всего, каков Он есть, как кажется мне, бездельно и выше меры трудно, а потому и рассуждать об этом бесполезно, ибо Сущность Его бесконечна и непостижима для всех тварей. 3. О двигателе же мира я говорю, что Он есть Бог всего, сотворивший все ради людей; и, как кажется мне, полезно почитать и бояться Бога, но не стеснять и человека. 4. Далее, в пределах дозволительного, надлежит знать о Боге, что Он нерожден, несотворен, безначален и бесконечен, бессмертен, совершен и непостижим. Поскольку Он совершен. Он не имеет никакого недостатка и не терпит нужды ни в чем; наоборот, нес имеет нужду в Нем. Он безначален, ибо все. что имеет начало, имеет и конец, а имеющее конец разрушается. 5. Он не имеет имени, ибо наименование есть общее свойство тварных существ. Он не имеет ни окраски, ни внешнего вида, так как владеющий ими тем самым приобщается к разряду сотворенных предметов. В Нем нет различия мужеского и женского начала, так как тот, в ком это есть, бывает подвержен страстям. Небо Его не обнимает, но Ом небо и все видимое и невидимое содержит Собою. 6. У Него нет противника, так как не существует никого, кто бы, был сильнее Его. Им не владеют зависть и гнев, так как нет ничего такого, что бы могло оказать Ему сопротивление. Ошибки и неведение чужды Его натуре, которая вся есть совершенная мудрость и знание. Им все содержится. И Он не нуждается в жертве или возлиянии и ни в чем видимом, но в Нем все имеет нужду.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Мф.19:28 .  Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. (Ср. ( Лк.22:28–30 ), где речь отличается другим характером и в другой связи). Слово «пакибытие» показывает, что новое существование людей непременно настанет в таком или ином виде. Земное состояние есть одно бытие, за гробом – другое. Это последнее и есть «пакибытие». Слово это ( παλιγγενεσα) употреблено только два раза в Новом Завете, здесь у Матфея и еще в Послании к Титу ( Тит.3:5 ). Выражения «сядет», «сядете», конечно, образные, и их нельзя понимать в буквальном смысле. Слово «судить» также образное, подразумевает, по семитическому употреблению, «господство», «власть» (ср. Откр.20:4 ). Относительно того, будет ли причислен к судьям и Иуда, которому также были сказаны эти слова, встречается много заметок у древних и новых экзегетов. «Итак, что же, – спрашивает Иоанн Златоуст , – и Иуда будет сидеть на престоле? Нет». «Я обещаю награду только достойному. Беседуя с учениками Своими, Он не без условия дал обещание; не сказал просто: «вы», но присовокупил еще: «последовавшие за Мною», чтобы и Иуду отвергнуть, и тех, которые после обратились к Нему, привлечь. Эти слова Его относились не к ученикам одним, и не к Иуде, который впоследствии сделался недостойным Его обещания». Феофилакт добавляет, что Спаситель здесь говорит «о тех, которые последовали за Ним до конца, а Иуда не остался таковым». Выражение «судить двенадцать колен Израилевых», очевидно, образное и не может быть понимаемо в буквальном смысле. Мф.19:29 .  И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. (Ср. Мк.10:29–30 ; Лк.18:29–30 ). Любовь ко Христу ставится выше любви к земным приобретениям и родственным связям. Этот стих, впрочем, по-видимому не следует понимать в строго буквальном смысле, так как это было бы несогласно не только с учением Христа, но и с собственными Его действиями (см. Ин.19:26 и др.). Любовь ко Христу придает особый смысл как земным приобретениям, так и родственным связям. Мф.19:30 .  Многие же будут первые последними, и последние первыми. (Ср. Мк.10:31 ; Лк.13:30 – в другой связи). Смысл этого стиха объясняется дальнейшей притчей о работниках на винограднике. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 6: Четвероевангелие. - 1232 с./Евангелие от Матфея. 27-617 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но мы имеем более прямые и более подходящие к предмету нашей речи наставления Священного Писания. Так, Иисус Христос о вине брата, согрешившего против брата своего и не раскаявшегося в своей вине после двукратного обличения его наедине и при свидетелях, заповедует сказать Церкви, а если, говорит, и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Матф. 18:15–17 ). Апостол Павел пишет Титу: Еретика, после перваго и второго вразумления, отвращайся ( Тит. 3:10 ). Он же научает другого своего ученика Тимофея так: Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии..., от таких удаляйся ( 1Тим. 6:3–5 ). Если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что ми благовествовали, да будет анафема ( Галат. 1:8 ), пишет тот же Апостол Галатам. Все эти места Писания ясно и прямо заповедуют быть в разобщении с неправоверующими христианами или еретиками, удаляться от них и от их лжеучения. Так именно понимала это учение Иисуса Христа и Его Апостолов и древняя вселенская Церковь и строго исполняла вытекающее из этого учения правило: быть в разобщении и удаляться от христиан еретических, т. е., таких, которые не согласно с нею понимали, извращали, или даже отрицали один догмат или несколько догматов веры, которые держались догматических мнений, не согласных с вероучением Церкви, которые не имели полного согласия и единства с ней в вере и которые, наконец, упорно пребывали в своем догматическом заблуждении, или заблуждениях, не взирая на публичное обличение и проклятие их лжеучения Церковью. Равным образом древняя вселенская Церковь находилась в разобщении и с теми христианами, которые хотя и были согласны с ней в догматах веры, но разноречили с ней в вопросах церковного управления и устройства, или в обрядах и из-за такого разногласия сами отделялись от Церкви и составляли независимые от нее, самостоятельные общества, называемые раскольничьими. Вся история Церкви, от начала до конца, свидетельствует о том, что именно так всегда и неизменно поступала Церковь в отношении к еретикам и раскольникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Поэтому и мы не станем пытливым умом углубляться в таинственный смысл спасительных слов Господа: «оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». И вместо этого прислушаемся внимательно к тому, о чем говорит и к чему призывает нас сегодняшнее апостольское чтение. " Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков«,– говорит, обращаясь к своему ученику Титу, св. апостол Павел. Эта благодать, то есть великий дар милости и любви Божией, научает нас, »чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке« ( Тит. 2:11–12 ). Почему же мы должны жить именно таким образом – то есть не для себя, а для Бога и для других людей? Тот же Апостол дает на это ясные и простые ответы в другом своем послании. »Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя: а живем ли – для Господа живем, умираем ли – для Господа умираем... Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо... ибо и Христос не Себе угождал« ( Рим.14:7–8, 15:2–3 ). Давая наставление Своим ученикам, Господь говорил: »Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу (то есть, жизнь) Свою для искупления многих» ( Мф. 20:28 ). Цель этой великой жертвы заключалась в том, «чтобы, – как говорится далее в сегодняшнем апостольском чтении, – избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» ( Тит. 2:14 ). Этим Он «спас нас... чтобы мы... соделались наследниками вечной жизни» ( Тит. 3:5–7 ). Таким именно особенным народом должны быть истинные последователи Христа, верные и преданные Ему чада Его Святой Церкви. Стать христианином можно только через таинство святого крещения, установленное Самим Господом и вводящее нас в неразрывное единение со Христом. Церковь учит нас, что, погрузившись в воды Иордана, Господь «освятил воды», то есть самое вещество или стихию воды соделал пригодным средством для совершения этого таинства. Но мы не должны, конечно, думать, что крещение есть или простой символический обряд, или такое священнодействие, которое спасает человека само по себе, без его усилий в борьбе с грехами на протяжении всей его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Примечания 1. Блж. Феофилакт опустил поставленное в скобках. 2. Христовым у блж. Феофилакта опущено. 3. И строго прибавлено у блж. Феофилакта. 4. Блж. Феофилакт читает: в Свою. 5. В русском переводе именно этот смысл и предан настоящему месту. 6. Далее в тексте читается: любви. Но 6л. Феофилакг это слово опускает. 7. Ср. Деян. 13: 14. 8. В тексте читается: с вами. Но блж. Феофилакт, св. Иоанн Златоуст и др. читают: с нами. И кажется. Это лучше. Толкование на послание к Титу Святого Апостола Павла Предисловие Из спутников Павла Тит был опытнейший муж; именно поэтому он был рукоположен Павлом во епископы острова Крита, и ему было поручено рукоположение и суд над многими епископами. Ему, как совершенно опытному, и недоконченное исправить поручается этим посланием, которое Павел пишет ему до заключения своего в узы, когда он был еще на свободе. Ибо нигде он здесь не упоминает об испытаниях. Поэтому мне кажется, что это послание предшествует второму посланию к Тимофею, ибо то писал он при конце жизни. Он постоянно упоминает здесь о благодати, которой мы спасены, зная, что она служит великим утешением. Кто вспомнит, кем он был прежде и каких после того удостоился даров и благодати, тот приложит все старание, чтобы не прогневать своего Благодетеля. Нападает также и на иудеев, но не удивляйся, если он порицает весь народ. Он делает это не для оскорбления, а из любви к Богу и по пламенной ревности, подобно как и Христос многократно обличал книжников, но не за Себя, а за то, что они других вовлекали в погибель. Апостол пишет краткое послание, чтобы даже и этим научить нас добродетели Тита. Ибо он не нуждался в длинных речах, а только в некотором напоминании. ГЛАВА ПЕРВАЯ Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа. Безразлично употребляет эти выражения, иногда называет себя рабом Христовым, апостолом Божиим, а теперь наоборот. Так он не полагал никакого различия между Отцом и Сыном. По вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию. Понимать это можно по-разному: или — что я стал апостолом, чтобы избранные уверовали чрез меня, или — что я избран апостолом не за мои совершенства, но потому, что Бог благоволил вверить мне избранных Его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Приняв такую власть от Господа и право рукополагать епископов и пресвитеров, Апостолы везде учреждали Церкви, предписывая верным полное повиновение: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших» ( Евр.13:17 ). Апостолы дали уставы Церквям не только написанные в посланиях их, но также изустные, сохранённые в священном предании их учениками. Эти священные Преданья имеют начало от самого Иисуса Христа, научавшего тайнам царствия своих Апостолов по воскресении. В последней беседе, перед Страстью, Господь сказал ученикам: «Ещё многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же придёт Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» ( Ин.16:12–13 ), «научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам» ( Ин.14:26 ). Апостол же Павел об этом предмете пишет к Титу: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит.1:5 ). И к Солунянам: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» ( 2Фес.2:15 ). «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал… Прочее устрою, когда приду» ( 1Кор.11:23:34 ). По этому можешь видеть ясно, что многое, принятое от Христа, было передано устно Апостолами верным ученикам своим. Следовательно, священные предания равную имеют силу со св. Писанием. Достоверность же священных преданий утверждается тем, что вся Соборная Церковь , по тщательном рассмотрении, приняла их. А Церковь Соборная заблуждаться не может, потому что она есть, по слову Апостола, «столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ). А Церковь создана «на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» ( Еф.2:20 ), и имеет обетование Господне, что «врата ада не одолеют её» ( Мф.16:18 ). Когда Церковь верных сделалась многочисленна, тогда почувствовалась необходимость соборного обсуждения дел касающихся Веры и Богослужения. Первый Собор Апостольский ( Деян.15:6 ) послужил примером Вселенским Соборам.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/otv...

Разделы портала «Азбука веры» • Деяния святых Апостолов [зач. 1А – 51А] • Послание Иакова [зач. 50Б – 57Б] • Первое послание Петра [зач. 58А – 63] • Второе послание Петра [зач. 64 – 68А] • Первое послание Иоанна [зач. 68Б – 74Б] • Второе послание Иоанна [зач. 75] • Третье послание Иоанна [зач. 76] • Послание Иуды [зач. 77–78] • Послание к Римлянам [зач. 79А – 121Б] • Первое послание к Коринфянам [зач. 122 – 166] • Второе послание к Коринфянам [зач. 167А – 197] • Послание к Галатам [зач. 198 – 215Б] • Послание к Ефесянам [зач. 216 – 234] • Послание к Филиппийцам [зач. 235 – 248] • Послание к Колоссянам [зач. 249А – 261] • Первое послание к Фессалоникийцам [зач. 262 – 273] • Второе послание к Фессалоникийцам [зач. 274А – 277] • Первое послание к Тимофею [зач. 278 – 289] • Второе послание к Тимофею [зач. 290А – 299] • Послание к Титу [зач. 300А – 302Б] • Послание к Филимону [зач. 302В] • Послание к Евреям [зач. 303 – 335] ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ Зачало 1А 1Б 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21А 21Б 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40А 40Б 40В 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50А 51А Деяния святых Апостолов, зачало 1А Первую книгу, Феофил, составил я о всём, что с самого начала делал и чему учил Иисус, до того дня, когда Он был вознесён, дав Духом Святым повеления Апостолам, которых Он избрал, которым Он и показал Себя живым, по страдании Своём, со многими доказательствами, сорок дней являясь им и говоря о Царстве Божием. И за трапезою Он повелел им не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного Отцом, “о чём вы слышали от Меня. Ибо Иоанн крестил водою, вы же будете крещены Духом Святым, по истечении немногих этих дней”. Итак, собравшись вместе, они спрашивали Его: “Господи, не в это ли время восстанавливаешь Ты Царство Израилю?” И Он сказал им: “Не вам знать времена и сроки, которые Отец установил Своею властью. Но вы примете силу, когда найдет Святой Дух на вас, и вы будете Моими свидетелями и в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии, и до предела земли”.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010