На Крите у Тита широкие апостольские полномочия. Павел оставляет его там, чтобы он – …довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров ( Тит.1:5 ). В 1Тим. и Тит. подробно перечисляются те качества, которыми должен обладать человек, облеченный церковной властью: 1Тим.3:1-7 . Тит.1:6-9 . В обоих текстах настойчиво подчеркивается, что кандидат на епископское служение должен быть совершенно бескорыстен: корысть может погубить все пастырские таланты и дарования. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем – наставляет Павел Тимофея. – А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям ( 1Тим. 6:8 . Ср. 3:3). О том же самом – к Титу: Епископ должен быть… не корыстолюбец ( Тит.1:7 ). Видимо, корыстолюбцем был упоминаемый во 2Тим. Димас. Автор послания сетует о нем: Димас оставил меня, возлюбив нынешний век ( 2Тим.4:10 ). Но епископы как преемники апостолов поставлены не только управлять, но и учить. Об этой их функции немало говорится в пастырских посланиях. Например: Епископ должен быть… учителен ( 1Тим.3:2 ). Епископ должен быть… держащимся истинного слова, согласного с учением, чтоб он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать ( Тит.1:7,9 ). Трудящиеся в учительстве «пресвитеры» (опять же имеются ввиду епископы) заслуживают поощрения: Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении ( 1Тим.5:17 ). Также: 1Тим.4:7,13,16; 6:20-21 . Тит.2:7-8 . Ср. Деян.6:4 . Завершим этот небольшой обзор цитатой из Первого послания к Тимофею. Эти слова все мы знаем наизусть, потому что они находятся на оборотной стороне священнического креста, возложенного на нас в день поставления во пресвитеры: Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте ( 1Тим.4:12 ). Заключение |
Святые Апостолы так и учили, что Сам Господь основал Церковь Свою, что Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова ( Еф.4:11–12 ); поэтому Иисуса Христа они называли краеугольным камнем Церкви ( Еф.2:19–20 ) – себя же самих только служителями и строителями таин Божиих ( 1Кор.4:1 ), которые во всем соблюдали повеления Господни, а, следовательно, и в устроении Церкви Божией. «Для того я и оставил тебя в Крите, писал ап. Павел Титу, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем годам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит.1:5 ). «Рук ни на кого не возлагай поспешно» ( 1Тим.6–22 ), писал тот же Апостол епископу Тимофею. Очевидно, что священные руководители общества избирались и поставлялись не обществом верующих, а самоличной властью Апостолов, как строителей таин Божиих, каковую власть они получили от Бога и Христа Его и передавали ее своими преемникам – епископам. Так строилась Церковь Бога живого, столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ) – Церковь, которая и доныне со всеми апостольскими установлениями и заветами пребывает в Греко-восточной и Русской Православной Церкви. Свои отношения к Церкви, или Свой союз с Церковью, Божественный Основатель ее Господь наш Иисус Христос изображал то под видом отношения Пастыря к стаду ( Ин.10:14 ), то под видом связи виноградной Лозы с ветвями ( Ин.15:1–5 ), то под видом Жениха и Невесты ( Лк.5:33–35 ; Мф.25:1–13 ). Апостолы же, имея в виду единение верующих с Христом в таинстве св. Причащения, изображали отношение Господа Христа к верующим так, как в живом организме, или теле, глава относится к остальным членам тела. Такими образом, Церковь есть тело Господа, а Он есть Глава Ее. Так ап. Павел и учит, что Бог поставил Господа Иисуса Христа выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его ( Еф.1:22–23 ). Глава есть Христос, из Которого все, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно-скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя и любви ( Еф.4:15–16 ). Христос – глава Церкви и Он есть Спаситель тела ( Еф.5:23 ). Как невидимая, истинная глава Церкви, Господь Иисус Христос держит кормило правления Церкви и, оживляя ее спасительною благодатью Св. Духа, соединяет всех членов Церкви союзом любви, веры и надежды. Это оживление тела Церкви, и происходит в таинстве Св. Причащения. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, во Мне пребывает и Я в нем» ( Ин.6:56 ): говорит Господь. «Один хлеб, и мы многие одно тело: ибо все причащаемся от одного хлеба», говорит ап. Павел ( 1Кор.10:16–17 ). Итак, в Св. Причащении все мы становимся одно со Христом, одним телом с Ним, а Он – нашей Главой. И уже «не я живу, говорит Апостол, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ). |
Одним из таких философов, которые были правы (по мысли о. Даниила), был, очевидно , граф Толстой, который утверждал несовместимость христианства и патриотизма. См. его работу " Патриотизм или Мир? " И аргументы у него примерно те же. Только ведь если стать на т.з. атеиста, то можно то же самое сказать и о вере. Ведь кто-то также под предлогом религиозной ревности совершает злодеяния. На самом деле есть ложная религиозность и ложный патриотизм. Но как для воинствующих безбожников все религиозники на одно лицо. так и для воинствующих антипатриотов нет разницы между истинными патриотами и псевдопатриотами, которыми движет не любовь к Родине, а ненависть к другим народам. Виктор 15 мая 2013, 17:00 Погребальная песнь Ап. Павла патриотизму: Фил.3:4 хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, Фил.3:5 обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, Фил.3:6 по ревности - гонитель Церкви Божией, по правде законной - непорочный. Фил.3:7 Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Фил.3:8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа. Виктор 15 мая 2013, 16:49 Можно подумать, что Господь на страницах Евангелия учит любить свою земную родину или Ап. павел призывал дать достойный отпор Веспассиану и Титу, когда те громили Иудею. А может Ап. Павел наоборот, призывал защищать интересы Империи? Лариса 15 мая 2013, 15:28 Люблю свою малую Родину - Севастополь! ничего не могу с собой поделать. Даже пламенные комментарии неких " уранополитов " (что еще за слово такое дикое?) не помогают... Павел 15 мая 2013, 14:25 Я думаю, что пренебрегшие обязанностью любить родной народ затем оставят и веру во Христа. То что им кажется " мелкой гордынькой " , на самом деле есть исполнение заповеди о почитании родителей. Настоящие же патриоты, пусть пока нецерковные, обретут веру, пусть даже под конец жизни. И будут последние впереди первых. Современные " уранополиты " , боюсь, просто молоденькие умники. Но вера, как и жизнь, берется не умом, а сердцем. |
Пусть же каждый из нас, дорогие братья и сестры, хорошо помнит все, чему нас учит Священное Писание по отношению к красоте природы. Берегите, любите, охраняйте нашу природу. Не вредите ей. Учите этому своих близких. Пусть в наших душах ярко пылает великое чувство любви к премудрому Отцу нашему — Творцу вселенной. Пусть наши сердца с благоговением любят нашу Землю, нашу Природу, нашу Родину, ибо наша природа — это частица нашей Родины, ее естественная основа. Будем помнить, что любя природу, любя Родину, мы ощущаем, что Бог недалеко от каждого из нас и что Он всегда знает, в чем мы имеем нужду (Мф. 6, 32), и Он поможет нам через красоту мира идти к вратам Царствия Божия, к высокому идеалу совершенства. Вместе с пророком Давидом обратимся ко Господу с молитвенным воззванием: " Одного просил я у Господа: созерцать красоту Господню во все дни жизни моей! " (Пс. 26, 4). Аминь. Тишина духа Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа! С древних времен человек, окруженный мирской суетой, волнениями, обидами, злобой и всякого рода неприятностями, стремился хотя бы на время избавиться от этой суеты и искал уединения и тишины. Если же это ему не удавалось, то тишину человек пытался найти в самом себе, в своей душе. Пророк Исаия так писал в своей книге: " Тихо буду проводить все годы жизни моей " (Ис. 38, 15). Он учил также, что тишина души способствует возрастанию силы духа: " В тишине и уповании крепость ваша " (Ис. 30, 15). Господь, выходя на проповедь, учил верующих: " Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное " (Мф. 5, 3). Нищета духа и есть не что иное, как тишина духовная. Господь Спаситель учил и тому, как важна тишина духа для действенной молитвы: " Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне " (Мф. 6, 6). Господь наш Иисус Христос произнес замечательные слова, которые теперь мы читаем на молебнах: " Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим " (Мф. 11, 29). Об этом душевном покое, об этой тишине духа неустанно учили верующих святые апостолы. Так святой апостол Павел писал Фессалоникийцам: " Умоляем вас… усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело " (Фес. 4, 11). В пример он ставит духовную тишину самих апостолов Христовых: " Мы… были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими " (Фес. 2, 7). В послании к Титу святой апостол пишет: " Напоминай… никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость " (Тит. 3, 2). В послании к Тимофею апостол Павел учит молиться " за всех человеков… дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу " (1 Тим. 2, 2–3). Подобное наставление читаем и в соборном послании св. апостола Петра: " Да будет украшением вашим… сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа " (1 Петр. 3, 3, 4). |
Уже ли в целой городской общине не было детей – младенцев?! И где же при том сказано, что самарянские дети были оставлены без крещения?! Не правдоподобнее ли думать, что в Самарии были без изъятия крещены все – и взрослые и младенцы, ибо сказано, что все внимавшие Симону от малого до великого, крестились?!.. Помимо этого, в св. Писании мы находим не мало указаний, что в обществе тогдашних христиан были крещенные дети. Так, когда ап. Павел был в Троаде, то в числе участников в преломлении хлеба (к какому таинству допускались лишь уже крещенные) упоминается один юноша 22 Евтих, который, будучи слишком молод, не выдержал продолжительного ночного бдения, заснул и разбился до смерти, упавши на улицу с 3-го этажа ( Деян.20:7–11 ). Так ап. Иоанн Богослов писал избранной госпоже и детям ее: я весьма обрадовался, что нашел детей твоих ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца ( 2Ин.1 и 4 ст.); но так как в истине ходит всякий рожденный от Бога ( 1Ин.3:7–9 ), а рождением от Бога (Духа) Сам Иисус Христос называет крещение ( Ин.3:3,5 ), то значит и дети избранной госпожи потому ходили в истине, что были рождены от Бога, т. е. крещены в воде. – Но вот, наконец, доказательства и того, что крещение детей даже требовалось апостолами: а) ап. Петр в день пятидесятницы говорил собравшимся в Иерусалим: покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар св. Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш ( Деян.2:38–39 ). б) а ап. Павел писал Критскому Епископу Титу, что пресвитеры должны иметь детей верных ( Тит.1:6 ), т. е. крещенных. Наконец, вот еще одно возражение, которое сектанты приводят в защиту своего взгляда на крещение младенцев. «Если, говорят сектанты, Сам Иисус Христос крестился будучи тридцати лет ( Лк.3:23 ), то значит и по отношению к нам крещение должно быть преподаваемо только возрастным, но никак не младенцам». Но почему же, спросим мы сектантов, они крестят не дожидаясь тридцатилетнего возраста, как бы следовало по приводимой или параллели?.. |
А в послании к Тимофею Павел пишет: Чтобы ты знал, как должно жить в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, и притом (autem) столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ). Этими и прочими словами мы научаемся тому, что как апостолы, так и все верующие так же, как и сама Церковь , называются в Писаниях столпом, и что нет никакого различия в словах о теле или о членах, так как и тело делится на члены, и члены принадлежат телу. Итак, Пётр и Иаков, и Иоанн, почитавшиеся столпами, подали Павлу и Варнаве руку общения; но Титу, который был с ними, не подали, потому что он ещё не достиг такой степени, чтобы можно было ему вверить важное дело (mercimonia) Христово наравне со старейшими, и чтобы и он занимал такое же место деятельности, какое занимали Варнава и Павел. Стих 10: Только, чтобы мы помнили о бедных, что именно я и позаботился делать. ( Гал.2:10 ) – Неимущие святые, забота о которых требуется от Павла и Варнавы, это суть из верующих Иудеев, которые цену, вырученную от продажи имущества своего, положили к ногам Апостолов для раздаяния бедным, или те, которых их единоплеменники, родственники и родители считали отверженными, которых будто бы необходимо подвергнуть очищению, как отступников от Закона и верующих в Распятого. Сколько понёс труда в служении им святой Апостол Павел, свидетелями этого являются его послания, ибо он пишет и Коринфянам, и Фессалоникийцам, и всем Церквам из язычников, чтобы они приготовили дар сей для отправления в Иерусалим или чрез него самого, или чрез тех, которые им будут угодны. Поэтому теперь он смело (confidenter) говорит, что я уже делал именно это. Впрочем, под бедными можно разуметь и другого рода людей, – именно тех, о которых говорится в Евангелии: Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное ( Мф.5:3 ), потому что таковые также заслуживают быть в памяти Апостолов. Также и те бедные, о которых пишется у Соломона: Искупление для души человека – его собственное богатство. Бедный же и угрозы не слышит ( Притч.13:8 ) В самом деле, он не может услышать о будущем ужасе наказаний, он, бедный в вере, бедный в благодати, не имеющий ни богатства духовного, ни познания в Священном Писании , которое сравнивается с золотом, серебром и драгоценными камнями. Следовательно, если не здоровые нуждаются во враче, а больные, то и Апостолам, подавшим руку общения, было благоприлично не презирать [таковых] бедных, не пренебрегать грешниками, но всегда помнить о них, как Павел вспомнил и о том Коринфянине, которого хотя и наказал на время, – в первом послании, – чтобы чрез тело, трудившееся в деле покаяния, он спасся духом ( 1Кор.5:5 ), а во втором послании снова призывает в Церковь , чтобы он не был поражён большею, чем должно скорбью; и просит он всех, чтобы они утвердили любовь к нему и оказали милость брату, как и он сам [Павел] оказал каждому из них пред лицем Христовым во исполнение возложенного на него в Иерусалиме условия, чтобы он всегда воспоминал о бедных. |
События Воскресения Христа, Его Вознесения и ниспослания Духа Святого изменили все отношения в мире. Поэтому читателям послания предлагается рассматривать себя причастными этим великим событиям. Они с полным правом могут ощущать себя спасенными, – «благодатью вы спасены», «благодатью вы спасены через веру» ( Еф.2:5, 8 ). Уже спасены! Это причастие, которое употреблено здесь в посланиях Апостола Павла единственный раз, призвано обратить внимание читателей на то, что освобождающее и спасительное деяние Божие, совершенное в прошлом, продолжает действовать в настоящем. Но Апостол совсем не желает убедить христианина в мысли, будто цель его жизни уже достигнута. Нет, все мы живем на земле, в истории, полной трудностей и непредсказуемости. Христиане в крещении воспринимают благоволение и щедрость Бога. В этом веке они отражают милость Божию как в зеркале, и отражают часто загадочно, и даже, увы, искаженно. Однако то, что видим убо ныне якоже зерцалом в гадании ( 1Кор.13:12 ), в веках грядущих достигнет своей цели и явится во всем своем величии и блеске. Таково наше упование. Но такова и наша задача. Церковь должна стать доказательством Благодати Божией в человеческой истории. И вот мы снова слышим: «вы благодатью спасены, через веру». Мы спасены не за наши «дела», не за наши заслуги, не потому, что мы такие уж хорошие, а единственно по милости, любви и благодати Божией. Об этом же говорится в Послании к Титу: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» ( Тит.3:5 ) и в Первом послании святого апостола Петра: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых» ( 1 Петр.1:3 ). – Благодать, спасение, вера – фундаментальные понятия всего богословия апостола Павла. Благодать – от Бога, спасение тоже от Бога. Но и вера, как утверждает послание, – тоже не наше личное достижение, но дар благодати, дар, который дает нам озарение, глубинное осознание того, что всё, что мы имеем, – жизнь и смысл жизни, – от Бога, а не от нас самих. Человеческая гордыня утверждает: «Мы наш, мы новый мир построим». Вера дает нам знание того, что новый мир, как и старый – творение Бога. Архитектор – Бог. Но нас Он призывает в строители Его плана. Этот план, замысел Божий о мире и человеке существует предвечно, он пред-уготован. Бог дал нам жизнь. Но из этого «дал» вытекает также и «задал». Задание Божие в том, чтобы мы дар новой жизни отражали в нашем повседневном поведении, в «добрых делах». Именно к этому призывал нас Господь Иисус Христос: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ). 24я Неделя по Пятидесятнице, 11 ноября 2007 г. |
Только в этом и есть смысл Павловой проповеди о предпочтительности веры над делами, чтобы утвердить в нашем сознании милосердие и дароподательность Божии. Разъяснив эту тайну спасения, апостол в полном соответствии с библейским учением о добрых делах начинает увещевать свою паству творить таковые дела. В начале своих посланий он много говорит о грядущем суде над делающими злые дела, которые «достойны смерти» ( Рим.1:32 ). Апостол подает довольно длинный перечень непотребств, которые и делами-то трудно назвать – «Дела плоти извечны; они суть: прелюбодеяния, блуд... вражда, ссоры... ереси... убийство, пьянство, бесчинства и тому подобное» ( Гал.5:19 ). Это все «дела тьмы», в которых человек не должен участвовать ( Еф.5:11 ). «Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» ( 1Ин.3:18 ). «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответствующее тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор.5:10 ). Ближайшему своему ученику и сотруднику Тимофею, возвеличивая «добрые дела», Апостол пишет: «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающем слово истины» ( 2Тим.2:15 ). Сыну своему по вере Титу – «Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого» ( Тит.2:7,8 ); и далее говорит, что Иисус Христос «дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» ( Тит.2:14 ). Все учение Иисуса Христа – это единство любви, истины и дел: «Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» ( 1Ин.3:18 ). А лучшее из всех дел человеческих – это жертва хвалы Отца и Сына и Святого Духа во веки веков. Столь подробный анализ понятия «дело» проведен не для умственных упражнений; каждый промежуточный вывод этого анализа может служить для формирования этических установок человеческой деятельности. Главный результат анализа – это убеждение в том, что в делах людей должно святиться, прославляться и возвеличиваться Имя Божие. Об этом Сам Господь Иисус говорил, повелев в молитве Господней взывать – «да святится Имя Твое» – да святится среди народов и твари Имя Твое, когда они взирают на наши дела. Именно так объясняют это прошение святые отцы, и в частности святитель Иоанн Златоуст в Проложном слове на 13 марта. |
В таинстве священства чрез молитвенное возложение рук архиерея на главу избранного лица, низводится на это лицо благодать Св. Духа, поставляющая его совершать таинства и пасти Церковь Господа и Бога. Апостолы совершали это таинство и чрез возложение рук возводили во все три степени иерархии. О рукоположении во епископа говорит апостол Павел в посланиях к Тимофею, епископу ефесскому ( 1Тим.4:14 ; 2Тим.1:6 ). О рукоположении в сан пресвитерский повествуется в книге Деяний апостольских, где читаем, что апостолы Павел и Варнава, проходя Листру, Иконию и Антиохию, рукополагали пресвитеров в каждой церкви ( Деян.14:21–23 ). Чрез рукоположение же поставляли апостолы и диаконов ( Деян.6:6 , ср. Деян.21:8 ). Рукополагая епископов, пресвитеров и диаконов, апостолы действовали по наставлению от Святого Духа, вспоминавшего им все, что заповедал Господь Иисус ( Ин.14:26 ), поэтому-то они и свидетельствовали, что Сам Господь поставил в Церкви Своей не только апостолов, пророков и евангелистов, но и пастырей и учителей, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова ( Еф.4:11–13 ). И пастырям говорили, что их Дух Святый поставил блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею ( Деян.20:28 ). Право совершать таинство священства апостолы предоставили только епископам. Апостол Павел писал епископу Критскому Титу: для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал ( Тит.1:5 ). И заповедал епископу Тимофею: рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах ( 1Тим.5:22 ). Нигде в Слове Божием не сказано, чтобы право совершать это таинство было предоставлено апостолами кому-либо другому, кроме епископов. а) О местах для молитвы или храмах В этих местах Он являет Свое особенное присутствие. Там очи Его отверсты, и уши Его внимательны к молитвам людей ( 2Пар.7:12–16 ; 3Цар.9:3 ). Такими местами во времена патриархов были жертвенники ( Быт.4:4, 28:16–18 ), во времена подзаконные – скиния и храм иерусалимский. И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам израилевым... И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их; все сделайте, как я показал тебе, и образец скинии, и образец всех сосудов ея: так и сделайте ( Исх.25:1, 8, 9 . Читай также Исход главы: 25–27, 30:35–38). Скиния впоследствии, по повелению Божию, была заменена храмом. Отдал Давид Соломону, сыну своему, чертеж притвора и домов его. Все сие в письмени от Господа, говорил Давид, как Он вразумил меня на все дела постройки ( 1Пар.28:11, 19 ; срав. 3Цар.8:13, 9:3 ). И когда Соломон построил храм, Господь сказал ему: Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там во век; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни ( 3Цар.9:3 ). |
И очистит Себе люди избранны, ревнители добрым делом. Ценою искупительных подвигов Иисусовых приобретено не только избавление человеков от рабства греховного, но и освящение и усовершение в добрых делах. Это значат слова: да очистит себе народ особый, ревностный к добрым делам». Очищение и освящение есть плод благодатных даров, изливаемых на верующих в Иисуса Христа по Его заслугам. Люди избранны, «особый народ». Как древле Бог образовал себе особенный народ иудейский или израильский 38 : так Иисус Христос, действием явившейся благодати, ныне образует особый народ, состоящий из верующих в Него, Его кровию искупленный, Его благодатию воспитываемый, а потому всем Ему обязанный и Ему принадлежащий. Ревнители добрым делом – «ревностный к добрым делам». Для того единородный Сын Божий, по воле Своего Отца, и избавил нас, чрез пролитие Своей драгоценной крови, от владычества греха и смерти, чтобы мы не служили более греху, а повиновались Богу и ревностно исполняли заповеди Божии. В другом послании св. Павел говорит: Того бо есмы творение, создани во Христе Иисусе на дела благая, яже прежде уготова Бог, да в них ходим ( Еф.2:10 ). Далее Апостол, завещавая Титу внушать христианам повиновение и покорность к начальству и властям, быть тихими, кроткими и снисходительными ко всем человекам, говорит: «и мы некогда были несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабами похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга» ( Тит.3:2–3 ), и за тем продолжает: Гл. 3, ст. 4. Егда же благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, 5. Не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по своей Его милости, спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго. Опять Апостол говорит о великом явлении спасительной благодати во Иисусе Христе, по благоволению Спасителя Бога Отца. «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога», т.-е. когда Спаситель наш Бог Отец благоволил явить великую Свою благодать, беспредельную Свою любовь к человекам тогда «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы совершили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом», – в купели святого крещения, действием Святого Духа, обновляющего и освящающего наше естество. «Ибо еще тогда, когда мы были немощны, Христос в определенное время умер за нас нечестивых», говорит св. Павел в другом послании: «Бог свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» ( Рим.5:6–8 ). – Так и ныне все верующие в Иисуса Христа получают оправдание не по своим делам, а по заслугам Иисуса Христа, Сына Божия, в удовлетворение правде Божией предавшего Самого Себя на смерть за грехи всего мира. |
| |