С 9-го стиха начинается послесловие , в котором Апостол просит святого Тимофея: " постарайся придти ко мне скоро " , еще " до зимы " , дает ему поручения и посылает приветствия, заканчивая послание обычным апостольским благословением. Здесь в 16-17 ст. [ 5 ] Апостол говорит о первом разбирательстве его дела на суде, которое благоприятно окончилось для Апостола, хотя и все его, конечно, из страха, оставили: " и я избавился из львиных челюстей " — здесь под " львом " святой Иоанн Златоуст и блаженный Феодорит понимают жестокого Нерона, хотя некоторые думают, что Апостолу первоначально угрожала опасность быть отданным на съедение львов, как это часто делали тогда с христианами, осуждая их на смерть чрез растерзание дикими зверями. Послание к Титу В третьей главе Апостол предрекает страшное усиление зла и нечестия на земле. " Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны " ... и т.д. (3:1-5). Хотя эти слова относятся к последним временам существования мира и человечества, но, как мы уже видели, под " последними временами " можно разуметь весь период времени, начавшийся с приходом Христа Спасителя в мир и совершения Им дела искупления человечества. Поэтому ближайшим образом эти слова Апостола относятся все к тем же лжеучителям, о которых говорил он и в прошлой второй главе. Характерная черта их та, что они будут иметь лишь внешний вид благочестия, то-есть будут притворщиками-лицемерами (ст. 5 [ 1 ]). " К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями " (ст. 6) — из истории сект давно известно, что сектантские вожди для более успешного распространения своих лжеучений старались приобретать сочувствие себе прежде всего в кругу, ведших рассеянный светский образ жизни, женщин. Эти женщины при своей несерьезности и по привычке жить более чувствами и фантазией, гораздо легче поддавались обольщению лжеучителей, и, служа в то же время к удовлетворению страстей своих обольстителей, сами скоро делались орудиями обольщения. Блаженный Иероним пишет по этому поводу: " Симон волхв основал свою секту с помощью бесстыдной Елены, Николай Антиохийский, человек любострастный, водил за собою толпу женщин, Монтан деньгами привлек к себе Приску и Максимиллу и обольстил их; Арий совратил сначала сестру императора, а потом уже начал совращать и прочий мир православный. Донат находил поддержку в деньгах Луциллы и проч. (Биб. Алл. т. VIII, стр. 199).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Церковь Православная, восхваляя ап. Петра как первоверховного, в церковных песнопениях не только не лишает его тех черт и похвал, какими он награжден в новозаветных книгах, но даже их особенно подчеркивает: «камене тебе непостыдна, Церкве водружение и основание положи», – поется здесь. Но с ним вместе подобными словами восхваляет и другого первоверховного – Павла: «Учеников Христовых и основания Церкве ... (Петра и Павла) восхвалим». Равно и ко всем двенадцати обращается Церковь : «Божественнии апостоли, светила вселенныя... Церкве твердыя основания явистеся »... Наконец, все верующие называются в Слове Божием «камнями Церкви», ибо как Дом Божий Церковь , имея своим «краеугольным» Камнем Христа и камнями в основании своем святых апостолов и пророков, строится из живых камней – всех верующих как членов Церкви. «Приступая к Нему, Камню живому,... и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое», учит ап. Петр ( 1Пет.2:4–5 ). «Вы – Божие строение», внушает святой Павел ( 1Кор.3:9 ) 11 . Апостолы Многообразно дело святых апостолов в созидании на все времена оснований Церкви Божией. Они положили историческое начало Церкви, распространив христианство «до конец земли» , и почти все они запечатлели свое дело мученическою смертию. Семена христианства посеяны в мире их словом и политы их кровию. От собственной веры они зажгли пламя веры в мире, неугасимое до конца мира. Они восприняли от своего Учителя и Господа учение христианское и передали его Церкви в слове устном и в Писаниях для неизменного хранения, исповедания и жизни по нему на все времена, дав своей собственной жизнью пример исполнения заповедей евангельских. Они установили в Церкви преемство епископства , а через него преемство всего благодатного служения «домостроительства таин Божиих», церковную иерархию. «Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение», пишет апостол Павел Тимофею ( 2Тим.1:6 ). «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал», напоминает он же Титу ( Тит.1:5 ). «Рук ни на кого не возлагай поспешно», наставляет Тимофея ( 1Тим.5:22 ). И поэтому древние церкви хранили как доказательства преемственности списки своих епископов по преемственному рукоположению от апостолов. Тертуллиан Карфагенский свидетельствует: «Апостольские церкви предлагают свои списки. Так, церковь Смирнская представляет Поликарпа, поставленного Иоанном; так Римская указывает Климента, рукоположенного Петром; точно таким же образом и другие церкви указывают на тех, кто был поставлен им апостолами во епископы, как на привитые отрасли от апостольского семени».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

(2) Если же это окажется невозможным, она постарается, насколько это в человеческих силах, вести безгрешную жизнь. Вне зависимости от того, следует ли, по велению разума, умереть или жить дальше, она всегда уповает на Бога, помощника и соратника в ее делах, подлинного защитника и спасителя ныне и в будущем. Она сделает его руководителем и наставником всей своей жизни, во всем стремясь к благоразумию и праведности, до конца будучи верной своей любви к Богу.    (128, 1) Апостол прекрасно пишет в своем письме Титу, что даже пожилые женщины должны «одеваться прилично, не становясь клеветницами и пьяницами и уча добру. Чтобы вразумляли молодых любить своих мужей и детей, быть целомудренными, чистыми, аккуратными дома, добрыми, покорными своим мужьям; да не порицается слово Божие». (Tit. 2:3—5) (2) «Старайтесь же, — говорит он, — иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. Чтобы не было между вами какого блудника или нечестивца, который, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Чтобы какой горький корень возникнув, не причинил никакого вреда и не развратил многих». (129, 1) И затем, как бы подводя последнюю черту в этом вопросе, добавляет: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно. Блудников же и прелюбодеев судит Бог». (Евр. 13:4.)    (2) О том, что в предметах, касающихся совершенства, одна задача и одна цель предстоит и мужчине и женщине, Петр в своем послании говорит так: (3) «О сем радуйтесь, поскорбевши теперь немного от различных искушений, дабы испытанная ваша вера оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, (4) которого не видевши любите, и которого доселе не видя, но веруя в него, радуетесь радостью неизреченной и преславною, достигая наконец верою вашею спасению души». (5) Павел говорит, что ради Христа он «гораздо больше был в трудах, безмерно в ранах и многократно при смерти». XXI. О совершенном гностике    (130, 1) Итак, я утверждаю, что совершенства можно достичь различным образом, смотря по природе избранной добродетели.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

( Ин.20:19–21 ). Посылая вместо Себя учеников Своих, Спаситель передал им и всё своё Божественное дело, всю Свою власть на управление Своей Церковью и приведение ко спасению рода человеческого. „От Божественной силы Его даровано нам (апостолам) всё потребное для жизни и благочестия“ ( 2Пет.1:3 ). Св. апостолы указывали на посланничество от Господа, как на верное доказательство истинности их служения: „Мы посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас“ ( 2Кор.5:20 ). Напротив, не имеющих посланничества они лишали права проповеди: „как проповедят, если не будут посланы“ ( Рим.10:15 ). Будучи сами посланниками Господа, св. апостолы и других через таинственное рукоположение посылали на дело спасительной проповеди. Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. ( Деян.13:2,3 ). И сии последние так же имели своих посланников или преемников: „Напоминаю тебе, пишет сам ап. Павел Тимофею, возгревать дар Божий, который в тебе через моё рукоположение. ( 2Тим.1:6 ). „Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству, с возложением рук священства“ ( 1Тим.4:14 ). Преемники апостольские, в свою очередь, также по заповеди апостолов, рукополагали пастырей св. Церкви: „Для того я оставил тебя в Крите, писал ап. Павел Титу, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказал“ ( Тит.1:5 ). Такое преемство епископского служения в истинной Церкви Христовой должно продолжаться до второго Христова пришествия. „ Церковь от времён самих апостолов и через известнейшие преемства епископов, продолжающиеся даже до наших дней и имеющие продолжаться на все последние времена, сохраняет и приносит Богу жертву хвалы в таинстве тела Христова“. (Бл. Август. против противн. зак. и прор., гл. 1, числ. 39). Св. Ириней пишет: „Мы можем перечислить тех, кои от апостолов поставлены епископами и преемников их даже до нас“ (кн.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Служение апостолов По получении Святого Духа в день Пятидесятницы ( Деян.2:1–4 ) апостолы приступили к совершению своего служения с сознанием своих полномочий на то от Самого Господа Иисуса Христа, а не от какой-либо общины христианской, и ответственности не перед нею, но перед Богом. «Петр, апостол Иисуса Христа» ( 1Пет.1:1 ). «Павел – апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом» ( Гал.1:1 ; ср. Рим.1:1 ). «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых» ( 1Кор.4:1 ). «Итак, мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом» ( 2Кор.5:20 ; ср. Еф.4:11 ; 1Кор.12:28 ). «Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде» ( 2Кор.10:8 ). «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди... судия же мне Господь» ( 1Кор.4:3–4 ; ср. Деян.4:19 ). Апостолы, облеченные Господом иерархическою властью, вначале одни учили, совершали богослужение и управляли ( Деян.2:14–47, 5:1–12; 6:2–3, 8 ); с возрастанием же Церкви они (по божественному повелению) поставляли лиц, избранных из среды верующих, сами, а не община ; поставляли через особое священнодействие – возложение рук, соединенное с молитвой, на то или другое служение Церкви. Апостолы через возложение рук поставили а) диаконов (δικονος – слуга) поставили семь мужей на службу: «пещись о столах» (διακονεν τραπζαις) и на служение при священнодействиях. Их поставили (верующие) пред апостолами, и сии ( а не община ), помолившись, возложили руки» ( Деян.6:2–6 ; ср. Деян.21:8 ). б) Пресвитеров (πρεσβτερος – старший, сравн. степ. от πρσβυς – старый). «Послав собранное к пресвитерам» ( Деян.11:30; 15:2–6, 22–23, 16:4 ). «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит.1:5 ). Апостол предписывает Титу ставить пресвитеров с известными качествами ( Тит.1:6 ) так, чтобы они могли стать с течением времени епископами ( Тит.1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Так, апостол Павел писал Тимофею, что он не должен иметь общения с еретиком (Тим.6:5, 2Тим.3:5 ) или Титу: «еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковый развратился и грешит, будучи самоосужден» ( Тит.3:10–11 ). Вполне согласно с этим высказывается и ап. Иоанн, говоря: «кто приходит к вам, и не приносит сего (Христова) учения; того не принимайте в дом, и не приветствуйте его» ( 2Ин.10 ). Об этом же апостол рассказывает, что, когда он однажды в Ефесе пришел в баню и увидал там известного Керинфа, тотчас же поспешил назад, говоря, что боится, как бы сама баня не обвалилась от того, что Керинф – враг истины – находится в ней. О Поликарпе, ученике Иоанна, известно также, что он, встретив однажды Маркиона, обратившемуся к нему со словами: «узнаешь ли меня?», ответил ему: «узнаю тебя, первенец сатаны!» 949 . Все это естественно должно было содействовать укреплению в церкви сознания ее противоположности еретикам и раскольникам. Излишне было бы приводить здесь все указания на это сознание, – достаточно ограничиться здесь только некоторыми указаниями св. Иринея. Ириней сравнивает еретиков со змием, соблазнявшим Еву: «как змий обольстил Еву, указав ей на то, чего она не имела; так представляющие высшее ведение и неизреченные тайны умерщвляют тех, кто им верит, удаляя последних от Создавшего их» 950 ; св. Ириней сравнивает этих людей даже с собаками и свиньями: «еретики, предаваясь нечистоте, излишеству и прочей небрежности, проводят жизнь собак и свиней. По справедливости, телесными апостол назвал тех, кто за неверие и невоздержание не получил Святого Духа, отверг животворное слово и в своих страстях поступает против разума; по справедливости, называет их пророк дикими зверями, нравственность объявляет неразумными животными, закон признает их нечистыми» 951 . Подобно св. Киприану, и Ириней сравнивает еретиков с Кореем, Дафаном и Авироном, возвещая им, что они не избежат божественного наказания: «еретики, приносящие на божественный алтарь чужой огонь, то есть чуждое учение, будут уничтожены небесным огнем, как Надав и Авиуд.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Ученики связывали имена Иисуса и Бога. Его последователи обращались к имени Иисуса не только как посредника при ответе на молитвы, но и как их восприемника ( Деян. 7:59 ; 1Кор. 5:4 ). Нередко в молитвах или благословениях имя Иисуса упоминается наряду с именем Бога, например: «благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа» ( Гал. 1:3 ; Еф. 1:2 ). Имя Иисуса появляется в равной позиции с именем Бога в так называемых тройственных формулах: Иисус заповедал крестить «во имя [в единственном числе] Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 28:19 ). Эта же связь устанавливается в конце 2 Коринфянам: «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами» ( 2Кор. 13:13 ). Ученики называли Иисуса Богом. Фома, увидев раны Иисуса, воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» ( Ин. 20:28 ). Павел считает Иисуса Тем, в Ком «обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол. 2:9 ). В Послании к Титу Иисус назван: «великий Бог и Спаситель» ( Тит. 2:13 ), а священнописатель Послания к евреям говорит о Нём: «престол Твой, Боже, в век века» ( Евр. 1:8 ). Павел подтверждает, что Христос, прежде чем существовал в образе человека (что ясно указывает на Его полностью человеческую сущность), существовал в «образе Божьем» ( Флп. 2:5–8 ). Параллельность конструкций подразумевает, что Иисус, коль скоро был полностью человеком, то был и полностью Божеством. Аналогичная фраза «образ Бога» в Кол. 1:15 обозначает проявления Бога. Такое представление Иисуса усилено в Послании к евреям, где сказано: «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа всё словом силы Своей [...]» ( Евр. 1:3 ). В прологе к Евангелию от Иоанна сказано категорично: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово [Иисус] было Бог» ( Ин. 1:1 ; курсив Н. Г.). Ученики считали, что Иисус превосходит ангелов. Ученики не просто верили, что Иисус больше, чем человек; они верили, что Он больше любого сотворённого существа, в том числе ангелов. Павел говорит, что Иисус «превыше всякого начальства и власти, и силы и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем» ( Еф. 1:21 ). Бесы подчиняются Его повелениям ( Мф. 8:32 ). Ангелы, отказывающиеся от поклонения человека, изображены поклоняющимися Ему ( Отк. 22:8–9 ). Священнописатель Послания к евреям приводит полное обоснование превосходства Христа над ангелами, указывая: «Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? [...] Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: «и да поклонятся Ему все Ангелы Божии " » ( Евр. 1:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

а) Чему пастырь должен учить в зависимости от возраста и состояния слушателей ( Тит.2:1–10 ) Истинный пастырь должен разумно подходить к своей пастве, преподавая свое учение не без разбора, но сообразуясь с возрастом, способностями, положением своих пасомых. От старцев следует требовать «бдительности», т. е. духовной осторожности, не допускающей увлечься обольщением; «степенности» в словах, мыслях, внешнем виде; «целомудрия», т. е. здравого состояния ума и чистой жизни, «здравы в вере, в любви, в терпении», чтобы эти добродетели были спасительными ( Тит.2:2 ). Стариц следует удерживать от клеветы и требовать, чтобы они прилично одевались, как подобает «святым», т. е. христианам ( Тит.2:3 ); молодых женщин наставлять любить своих мужей и детей и быть «целомудренными» (в душе) и «чистыми» во внешней жизни ( Тит.2:4–5 ). Юношей тоже следует наставлять быть целомудренными ( Тит.2:6 ). Во всем пастырь обязан показать «в себе образец» добрых дел: и в учении, и в жизни, «чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого» ( Тит.2:7–8 ). Рабов следует увещевать «повиноваться своим господам» ( Тит.2:9–10 ) и жить по учению Спасители, дабы не было нарекания на учение Христово. Каждый христианин в крещении получает возрождающую благодать Духа Святого, как залог вечной жизни, поэтому временное состояние рабства на может воспрепятствовать достижению цели более высокой – вечной жизни ( Тит.2:11–3, 7 ). б) О явлении благодати Божией в мир (Тит.2:11–3, 7) Догматическим содержанием Послания является указание на пришествие в мир новой животворящей силы – «благодати Божией, спасительной для всех человеков» ( Тит.2:11 ), через воплощение, страдания, смерть и воскресение Господа Иисуса Христа, ниспослание Духа Святого и устройство Церкви Божией на земле. Явление этой благодати совершает наше спасение. Но она не насильно спасает нас, а только помогает развиться лучшему, святому в нас самих: «научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» ( Тит.2:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Все эти объяснения и грозные предостережения должны были быть понятными фессалоникийцам, потому что являлись только повторением и добавлением к тому, что уже раньше проповедовал ап. Павел в Фессалониках. «Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам сие?» – спрашивает апостол (2:5). (Некоторые толкователи объясняют неясность таких понятий, как «удерживающий» и «тайна беззакония в действии» тем, что здесь имелась в виду Римская государственная власть, о которой писать открыто тогда было опасно). Но для современного читателя пророчества св. Павла о втором пришествии Христа и тех событиях, которые ему будут предшествовать, могут быть правильно поняты только в связи с общим учением «О конце» – Апокалипсиса Иоанна Богослова и посланиями апостола Петра на эту тему ( 2Пет. 3:6–18 ). Во всяком случае, апостол утешает фессалоникийцев тем, что все тяжкие испытания и гибель постигнут только беззаконников и не принявших благовестив Евангелия, но что верующих и верных христиан Господь избрал ко спасению. Поэтому апостол призывает к верности: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим. Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас... да утешит ваши сердца» (2:15–17). (О Св. Предании см. третий том Закона Божия). Наконец, св. Павел еще раз настаивает, чтобы члены Церкви жили нормальной и добродетельной жизнью, чтобы они занимались трудом, удалялись от всякого бесчиния, не были тунеядцами: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь, – восклицает он, – вы же, братия, не унывайте, делая добро» (3:10,13). «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами» (3:16). И в конце следует собственноручная подпись апостола: «Пишу я так: Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь» (3:18). 10. Три пастырских послания Апостола Павла Пастырскими посланиями ап. Павла принято называть два послания к Тимофею и послание к Титу. Здесь апостол дает наставления своим ближайшим ученикам и сотрудникам, как пастырям, призванным руководить церковной жизнью. Все три послания написаны в конце жизни апостола Павла и сходны друг с другом по языку и по темам.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Избрание и посвящение духовных лиц Установив степень иерархии, апостолы дали Церкви определенные указания на то, какие лица и с какими качествами должны быть избираемы на иерархические должности и как должно производиться самое избрание их. Ап. Павел, в своих пастырских посланиях к Тимофею и Титу, разъясняет: " епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, страннолюбив, учителен, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен наставлять в здравом учении и противящихся обличать, не пьяница, не убийца... хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись церкви Божией? не должен быть из новообращенных; наконец, должен иметь о себе вообще одобрительные отзывы не только между верующими, но даже и язычниками (1 Тимоф. 3:2-7 и Тит. 1:9). Те же самые качества требуются и от пресвитера (Тит. 1:5-9), равно как и диакона (1 Тимоф. 3:8-21). Так называемые апостольские правила, составленные на основании апостольских писаний и апостольского предания, к сим требованиям присоединяют, что глухой и слепой не может быть епископом (Апост. прав. 78), а также бесноватый (прав. 79), раб без согласия господ (прав. 82), и, вообще, всякий женатый на вдове, отверженной от супружества, блуднице, рабыне или актрисе (прав. 18), не могут быть приняты в клир. — Что касается способа избрания на иерархические степени, то апостолы сами установили тот порядок, чтобы в выборе принимали участие все члены известной христианской общины. Так, при установлении диаконской степени, апостолы собрали всю общину и предложили ей самой избрать семь человек испытанных, исполненных Духа Святаго и мудрости (Деян. 6:3), а сами освятили её выбор рукоположением избранных. Ап. Павел, в первое свое путешествие, рукополагая в пресвитеров к разным церквам (Деян. 14:23), конечно, в этом случае, сообразовался с желаниями всех верующих этих церквей. Эти апостольские указания послужили для Церкви правилами, которыми она руководствовалась всегда при избрании на иерархические должности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2187...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010