Это ярко выражено в похвале папе Клименту, написанной учеником св. Мефодия – св. Климентом Охридским: «Не едина бо Црквь, ни две, но весь миръ въ днешнии дни, в памят его събравшеся Бога прославляютъ» 25 . Таким образом, культ папы-каторжника стал в IX–X вв. символом единства Римской и Константинопольской Церквей и знаменем миссионеров, проповедовавших христианство на окраинах греко-романского мира: в Моравии, Болгарии 26 . Начальный период христианизации Руси был также связан с именем св. Климента. Князь Владимир, завоевав Херсонес, возможно, крестившись там 27 и отпраздновав свадьбу с византийской принцессой, «...поемъ царицю и Настаса, и попы Корсуньски с мощми Климента и Фифа, ученика его, поима сосуды церковныя и иконы на благословенье себе» 28 . Вернувшись в Киев, он заложил церковь во имя Богородицы, которая в дальнейшем получила название Десятинная из-за выделенной ей десятины из владений князя, и поручил ее Анастасу Корсунянину. В особой раке в одном из приделов храма были положены привезенные из Херсонеса глава Климента Римского и тело ученика его Фива 29 . По мысли князя Владимира, положение этих мощей в Киеве должно было подчеркнуть святость его города, охраняемого молитвами ученика апостола Петра. В 1015 г. немецкий хронист Титмар Мерзебургский назвал даже эту церковь «храмом мученика во Христе и папы Климента» (Thietmarus Merseburgensis. Chronici Thietmari episcopi Merseburgensis. – Berolini, 1935, с. 488–489). Согласно одному французскому преданию, Ярослав Мудрый в 1048 г. с гордостью показывал мощи свв. Климента и Фива приехавшим свататься к его дочери Анне послам французского короля Генриха 1 30 . В киевском Софийском соборе, воздвигнутом тем же Ярославом Мудрым, имеется мозаика, изображающая святого папу, которая расположена в алтаре в святительском чине 31 . В XII в. почитание св. Климента на Руси продолжалось, что нашло свое выражение в строительстве храмов в его честь; так, каменный храм в его имя был заложен в Ладоге в 1153 г. новгородским епископом св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

289 Антонин (Александр Аркадьевич Грановский; 1865–1927), в 1903–1908 гг. епископ Нарвский, викарий С.-Петербургской епархии. С 1913 г. епископ Владикавказский. После Поместного собора Русской Церкви 1917–1918 гг. нового назначения не получил, в 1922 г. примкнул к обновленческому движению и возведен обновленцами в сан митрополита. 291 Само собой, понятно, что здесь идет речь не о недостатке формул, а о невыясненности принципов. 292 ...блуждающим богословием. – Н. К. Никольский имеет в виду сочинение старообрядческого апологета Ф.Е. Мельникова «Блуждающее богословие. Обзор вероучений господствующей церкви» (М., 1911. Вып. 1), в котором доказывается, что богословская система Русской Православной Церкви является смесью католичества и протестантизма. Книга была конфискована, автор отдан под суд. 296 ...предсоборного присутствия. – Специально учрежденный орган, на который возлагалась задача подготовки к Поместному собору Русской Церкви. В состав присутствия входили обер-прокурор и его помощник, 10 архиереев, 7 священников и 21 профессор духовных академий. Работа Предсоборного присутствия началась в марте 1906 г., закончилась в декабре 1906 г. в связи с отказом Николая II от проведения Собора. 298 Голубинский Евгений Евстигнеевич (1834–1912), историк Русской Церкви, профессор Московской духовной академии, автор труда «История Русской Церкви». 299 Косма Пресвитер (вторая четверть Х в.), южнославянский церковный писатель, автор сочинения «Беседы», в котором обличается ересь богомилов. «Беседы» Космы Пресвитера были популярны на Руси в конце XV в. 300 По словам Титмара Мерзебургского... – Немецкий летописец Титмар, епископ Мерзебургский (XII в.). Принимал личное участие в походах против славян, составитель «Хроники» в 8 книгах. 301 «...слава Тебе». – Н. К. Никольский цитирует «Слово о законе и благодати» митрополита Киевского Иллариона. См. этот же текст в переводе Л.А. Дмитриева (Литература Древней Руси: Хрестоматия/Сост. Л.А. Дмитриев. СПб., 1997. С. 48). 302 …на страницы «Повести временных лет» (под 1037 годом). – Н. К. Никольский подразумевает следующие слова: «Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем премудрость и воздержание. Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости...» и т.д. (Памятники литературы Древней Руси XI – нач. XII в. М., 1978. С. 167).

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

248 Сендерович С. С. Владимир: к мифопоэзису//ТОДРЛ. СПб., 1996. Т. 49. С. 300–313; Титмар Мерзебургский//Свердлов М. Б. Латиноязычные источники... С. 62, 66; Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные... С. 136, 141. 249 Библиографию вопроса и аргументацию см.: Литаврин Г. Г. Указ. соч. С. 154–213; Назаренко А. В. Древняя Русь... С. 281–291; Свердлов М.Б. Домонгольская Русь. СПб., 2003. С. 237–239. 250 Мусин А. Е. Погребальный обряд Древней Руси. (Письменные источники и археологические реалии)//Археология, история, нумизматики и этнография Восточной Европы. СПб., 2004. С. 117. 251 Noonan Т. Why Dirhams First Reached Russia: the Role of Arab-Khazar Relations in the Development of the Early Islamic Trade with Eastern Europe//Archivum Eurasiae Medii Aevi. 19 314. P. 151–282. 252 Кропоткин В. К. К топографии кладов куфических монет IX в. в Восточной Европе//Древняя Русь и славяне. М., 1978. С. 111–117; Щавелев С. П. Клады арабского серебра в Курском Посеймье//Клады. Состав, хронология, интерпретация. Материалы тематической научной конференции. СПб., 2002. С. 144–149. 253 Noonan Т. S. The First Major Silver Crisis in Russia and the Baltic. P. 875–900//Hikuin. 1985, 11. P. 41–50; Нунан T. Торговля Волжской Булгарин с Саманидской Средней Азией в X в.//Археология, история, нумизматика и этнография Восточной Европы. СПб., 2004. С. 256–313. 254 Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг. Харьков, 1956. О подчинении Киева хазарам до 930-х гг. пишет С. Франкли н: Франклин С., Шепард Дж. Начало Руси (750–1200). СПб., 2000. С. 15–110. 255 Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе: Горган и Поволжье в IX-X вв. М., 1967. Т. 2. С. 85–87; Петрухин В. Я. «Русский каганат», скандинавы и Южная Русь: средневековая традиция и стереотипы современной историографии//ДГ за 1999 г. М., 2001. С. 130–131. 256 Калинина Т. М. Сведения Ибн Хаукаля о походах Руси времени Святослава//ДГ за 1975 г. М., 1976. С. 90–101. 257 Лев Диакон. История. М., 1988. С. 43–45 и прим. к ним; Иоанн Скишца. Синопсис историй//Там же. С. 121–122.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Коронацию Оттона совершил новый Папа Григорий V. Это был первый немец в ряду понтификов В 996-м г. 15-летний Оттон III со свитой и войском направился в Рим, чтобы там Иоанн XV возложил на его голову императорскую корону, но пока он находился в пути, задержавшись в Павии, где собирался праздновать Пасху, пришло известие о том, что 1 апреля Папа скончался от лихорадки. Коронацию Оттона в праздник Вознесения совершил новый Папа Григорий V, интронизация которого состоялась 3 мая 996 г. Он был правнуком Оттона Великого и двоюродным племянником Оттона III, занимал ранее титулярную должность капеллана императорского двора. При восшествии на папский престол ему было всего 26 лет. Это был первый немец в ряду понтификов. Григорий V коронует Оттона III Когда в июне того же 996 г. Император с войском покинул Рим, власть в городе перехватил консул Иоанн Кресценций. К тому времени в Рим из Константинополя вернулось посольство, направленное туда для подыскания невесты Оттону, во главе с его бывшим наставником – епископом Пьяченцы Иоанном Филагатом, в свое время приглашенным в учителя к юному монарху его матерью Феофано. Ему удалось предварительно договориться о невесте; матримониальные переговоры должны были продолжиться в Риме. Воспользовавшись сложившейся ситуацией, Иоанн решил свергнуть Папу Григория и поставить понтификом Иоанна Филагота, вероятно, с надеждой, что Оттон, узнав о случившемся перевороте, не станет устранять своего бывшего наставника. Но события развивались иначе. Бежавший из Рима Папа Григорий в феврале 997 г. анафематствовал антипапу Иоанна. В том же году Император, как пишет епископ Мерзебургский Титмар, «потребовал через послов, чтобы господин Папа вышел ему навстречу. Но узурпатор Иоанн при его приближении бежал» . Когда он был схвачен, ему пришлось претерпеть публичный позор: «его голым провезли по улицам, посадив на осла задом наперед» . Потом антипапу переправили в Германию, в Фульдский монастырь, где он и умер в 1001-м г. Когда германская армия вошла в Рим, Иоанн Кресценций,

http://pravoslavie.ru/159306.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АННА († 1018 ?), св. блгв. кнг. (пам. 4 окт., 10 февр. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), вероятно, первая супруга киевского кн. Ярослава Владимировича Мудрого . Ее имя сохранилось только в новгородском предании, поскольку рака с мощами А., видимо, всегда находилась в новгородском Софии св. соборе . Вслед за Н. М. Карамзиным часто считают, что А.- имя, принятое в монашестве хорошо известной по рус. и скандинавским источникам женой Ярослава Мудрого шведкой Ингигерд, в Православии Ириной. Однако на Руси обычай принимать постриг перед кончиной в княжеских семействах отмечен только с рубежа XII-XIII вв. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 414); кроме того, сохранилось захоронение Ингигерд-Ирины в киевском Св. Софии соборе, в саркофаге Ярослава. На Ингигерд Ярослав женился в 1019 г., в возрасте 40 лет. Однако нем. хронист Титмар Мерзебургский упоминает, что польск. кн. Болеслав I, захватив летом 1018 г. Киев, пленил сестер кн. Ярослава и его жену. Очевидно, А. следует признать первой супругой Ярослава, бывшей замужем за ним в период его новгородского княжения. В 1439 г. состоялась местная канонизация А. в числе др. Новгородских святых. В НПЛ сказано, что в этом году Новгородский свт. Евфимий II установил «память творити» новгородскому кн. Владимиру Ярославичу и его матери, не названной по имени, «на всякое лето месяца октября в 4», т. е. в день кончины Владимира. Более подробно о канонизации с упоминанием А. рассказывается в «Сказании об обретении мощей святого Иоанна, архиепископа Новгородского». Т. о., к 1439 г. в Новгороде уже сложилась местная традиция считать А. матерью кн. Владимира - первого сына Ярослава Мудрого и Ингигерд-Ирины, родившегося в 1020/21 г. Вероятно, эта традиция объясняется многовековым соседством в новгородском Софийском соборе погребений А., супруги Ярослава, и Владимира, сына Ярослава. В 1439 г. архиеп. Евфимий перенес мощи Владимира, основателя собора, и А. из Рождественского придела в зап. Корсунскую паперть, поместив их в деревянные позолоченные, расписанные раки и положив на них покровы. Когда было установлено 2-е празднование А. (10 февр.), неизвестно.

http://pravenc.ru/text/115550.html

Так как Владимир крестился незадолго до начала переговоров, то могло сложиться впечатление, что именно обращение императора за помощью и сватовство к его сестре были причиной принятия христианства. Так представлено дело у Яхъи Антиохийского и у другого арабского историка, Абу Шоджи, писавшего в конце XI в. 543 Об этом же вскользь упоминает армянский историк, современник событий, Степан Таронский Асохик. 544 Знаменательно, что эти сообщения происходят из земель, которые были опорой восстаний Варды Склира и Варды Фоки. Антиохия была центром территории, подчинявшейся ему как доместику схол Востока, и перешла на сторону законных императоров только через полгода после его гибели в Авидосской битве 989 г. Первое восстание Склира поддерживали армянские Багратиды, князья Тарона, а Давид, куропалатТао, в 988 г. помогал Варде Фоке. Само упоминание о женитьбе русского царя на сестре Василия происходит из рассказа Асохика о том, как император в 1001 г. после смерти Давида явился принять его земли. Князья Тао принесли присягу, но почти все погибли во внезапной стычке с отрядом русов. Разговоры о том, что Василий обещал свою сестру в жены некрещеному варвару, лишь бы спасти трон, циркулировали в кругах, враждебных императору. Византийские источники, «забывающие» о крещении Руси, молчаливо подразумевают, что Василий обращался за помощью к христианину, а не язычнику. Замужество Анны и без того было в высшей степени скандальным. Ее дед Константин VII специально писал о недопустимости браков дочерей Империи с варварами. 545 Его внучку (может быть, сестру Анны) сватал в 967 г. своему сыну и соправителю Оттону II император Западной Римской империи Оттон I и получил оскорбительный отказ от узурпатора Никифора Фоки. 546 Впоследствии супругой Оттона II стала всего лишь племянница следующего императора-узурпатора, Иоанна Цимисхия. Когда же в 995 г. их сын Оттон III посватался к багрянородной племяннице Василия, дочери его брата Константина VIII, ему не ответили прямым отказом, но и не дали согласия. Немецкий хронист Титмар Мерзебургский, современник Владимира, и двадцать лет спустя описывал брак Владимира как коварный увод чужой невесты язычником. 547

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако в достоверно старейшей традиции – у Илариона, Иакова и Нестора – ничего не говорится о слепоте Владимира. Не пишет об этом и немецкий хронист Титмар Мерзебургский, как раз в ноябре 1018 г. познакомившийся с традицией киевских клириков 589 (см.: Гл. 1. 4). Более того, этот мотив твердо связан с легендой о крещении в Корсуне и никогда не встречается отдельно от нее. Он мог входить в нее изначально, а мог появиться в составе летописи. В рассказе о взятии Корсуня Владимир обещает креститься в том случае, если городской водопровод окажется в том месте, где его указал предатель корсунянин Анастас. Удачно перекрыв его и захватив в результате город, Владимир не торопится выполнить свое обещание. Вместо этого он посылает к византийским императорам с требованием дать ему их сестру в жены. В летописи, куда вошли и Речь Философа, и рассказ об «испытании службы», Владимир откладывает крещение трижды. В Корсунской легенде слепота становится не только знамением свыше, но и наказанием князю за его колебания. У В. Н. Татищева крещение Руси описано совершенно не так, как у всех остальных византийских, арабских, европейских и русских писателей. Со ссылкой на Иоакимовскую летопись он утверждает, что Владимир в 985 г. воевал с болгарским царем Симеоном, заключил с ним мир и принял от него крещение. Затем из Константинополя был прислан митрополит Михаил, по происхождению болгарин. 590 Как уже было сказано в Гл. 1.4, ни в каких источниках об этих событиях не говорится. Татищев часто подкреплял свои гипотезы ссылками на несуществующие тексты, 591 но, видимо, иногда искренне ошибался, полагая, что вычитал изобретенный им факт в какой-то летописи. Ошибка в имени болгарского царя (Симеон умер в 927 г.) сама по себе ничего не значит. Византийские источники говорят, что старший из Комитопулов Самуил провозгласил себя царем. Яхъя Антиохийский утверждает, что скопец Роман был им вплоть до своей смерти в 997 г., хотя в 991 г. он и попал в плен к императору. Скилица пишет, что Роман, которого он считал правителем Скопли, носил второе имя Симеон в честь деда. 592 Существенно другое: версия В. Н. Татищева о болгарском происхождении русского христианства не находит никакого подтверждения в источниках. 593 4. Крещение киевлян

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

280). П. собр. р. лет. 1. 56 «Дивно есть се, колико добра створил Русьтей земли, крестив ю»,— восклицает летописец (1. 57). Снес.: Иларион. в Приб. к Тв. св. отц. 2. 277, 280 П. собр. р. лет. 1. 65–66 Иларион. в Приб. к Твор. св. отц. 2. 279 Карамз. 2. Прим. 34 Востоков. Опис. рук. Рум. муз. 598 Впрочем, есть сказание, что еще прежде Ирины постриглась в инокини Рогнеда, одна из бывших жен Владимира (Собр. р. лет. 2. 258 Карамз. 1. Прим. 462 Щербатов. Истор. росс. 1. 273 П. собр. р. лет. 1. 54, 56, 65–66; 3. 179 Летоп. Переясл. Сузд. С. 33 Соловьев. Истор. России. 1. С. 181–182 В Никоновой летописи (1. 112 Степенной книге (1. 167 и в отдельных рукописях (Опис. рукоп. графа Толстова. С. 595 сохранилось сказание о некоем славном разбойнике времен Владимировых, по имени Могуте, покаявшемся и спасшемся. Комментарии Это чтение Супрасльской летописи (вернее, Супрасльского списка так называемой летописи Авраамки кон. XV в.) сомнительно. В других списках вместо «манастырь» во фразе: «Свершиша манастырь святую Богородицю» (Супр.) — читается: «мастеры», что еще А. А. Шахматов признавал более исправным (Разыскания о древнейших русских летописных сводах. С. 256–257 и прим. 1). Ссылка на свидетельство Титмара Мерзебургского в данном случае не имеет силы, так как употребленный им термин «monasterium» мог обозначать не только монастырь, но и кафедральный собор (ср., например, соврем. нем. Mьnsmer в этом значении) (Poppe A. The Building of the Church of St. Sophia in Kiev//Journal of Medieval History. 1981. Vol. 7. P. 16–17; Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники. С. 187–189. Коммент. 95). Тем самым, Титмар мог иметь в виду деревянный Софийский собор — предшественник каменной Софии времен Ярослава Мудрого. См. коммент. Сохранившееся житие прп. Ефрема Новоторжского создано в последней четв. XVI в. в связи с перенесением мощей святого. Древнее житие, о существовании которого впервые упоминается в 1305 г., впоследствии было утрачено (Дробленкова Н. Ф. Житие Ефрема Новоторжского//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987. Вып. 1. С. 148–150). Поэтому точные даты, приводимые в житии XVI в. (1038 г.— основание Борисо-Глебского монастыря «архимандритом» (!) Ефремом, 1053 г.— преставление прп. Ефрема) нельзя считать вполне достоверными. См. коммент. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/435801/

Сохранились шедевры резьбы по дереву и ювелирного искусства, создававшиеся для церквей; в них также заметно влияние визант. художественной традиции. Крест Геро, старейшее распятие из известных к северу от Альп, был создан по заказу архиеп. Геро Кёльнского, вероятно, после его возвращения из К-поля вместе с визант. принцессой Феофано, в свите к-рой прибыли и визант. мастера. Большие распятия, распространенные в Византии, были новшеством для лат. Запада. Двухметровый дубовый Крест Геро отличается не только монументальными размерами, но и необычайно тонким и детализированным исполнением скульптуры. Титмар Мерзебургский, рассказывая о благочестивых деяниях архиеп. Геро, упоминает о том, как силой его молитвы был чудесным образом восстановлен треснувший Крест Геро ( Thietmari Merseburgensis episcopi Chronicon. 1935. P. 99-100). Крест был заказан для Кёльнского кафедрального собора; в наст. время хранится там же. Крест Оттона и Матильды создан в 973-982 гг. Выносной крест высотой чуть менее 0,5 м, изготовленный из дуба и инкрустированный золотом, драгоценными камнями и эмалью, украшен миниатюрным изображением сцены преподнесения креста герцогом Швабии и Баварии Оттоном (племянником О.) его сестре Матильде - аббатисе Эссенского мон-ря (973-1011). Герц. Оттон был близок к О., в детстве воспитывался вместе с ним, его дар Эссенскому мон-рю демонстрирует особую важность этой обители для Саксонской династии. Ок. 980 г. для О. и Феофано была создана самая ранняя известная на лат. Западе скульптура Пресв. Богородицы - т. н. Золотая Мадонна; после смерти О. по инициативе его вдовы она была передана аббатисе Матильде. Деревянная скульптура высотой 74 см, покрытая золотом, изображает Пресв. Деву Марию с сидящим у Нее на коленях Христом. Крест Оттона и Матильды и «Золотая Мадонна» хранятся в сокровищнице Эссенского мон-ря. Характерным для этого времени типом церкви оставалась базилика с мощными стенами и небольшими окнами, с массивным зап. фасадом, напоминающим крепостные сооружения,- вестверк. При аббатисе Матильде в Эссенском мон-ре был построен новый храм, от к-рого сохранились вестверк, элементы боковых нефов и хоров, 2 трансептов и крипты. Зап. хоры воспроизводят форму хоров собора в Ахене - повторяют 3 из 8 сторон его октогональной центральной части, но завершаются куполообразным сводом, больше напоминающим своды визант. памятников. Исходя из пропорций здания, его относят к ранней стадии развития оттоновской архитектуры; нефы незначительно вытянуты в длину, трансепты остаются узкими и невысокими ( Jantzen. 1990. S. 28-31).

http://pravenc.ru/text/2581741.html

В заключении «Слова на обновление» говорится о приходе св. Климента из Рима в Херсон, а затем на Русь (т. е. о перенесении мощей) и обновлении его храма неким князем. В тексте нет никаких имен собственных, кроме тех, что были в греческих оригиналах. Сказано о приходе св. Климента «отъ Рима убо въ Херсонъ, отъ Херсоня въ нашю Рускую страну», но при этом не назван ни один город. Киев определен как «митрополия же мати градомъ», Десятинная церковь названа «Владычня Матере церкви божественная». Киевский митрополит и киевский князь названы «стар иншиствуя во святител хъ» и «стар иншиствуя во княз хъ». Еще туманнее определение того, кто обновил храм: «Тако прародителскъ добродетели общникъ, церковь твою обновляя, яко же бо сего благороднаго благов рныи праотець христолюбивым сыи, поистине же мучениколюбець, съ многимъ тщаниемъ, пребольшою в рою, оттуду до зде любезно и благочестно принесе твоя пречестныя мощи на совещение и спасение себе же и роду своему и стране нашей, яко жь и в руемь». То, что это церковь Богородицы в Киеве, из текста никак не следует. «Церковь твоя» может быть посвящена только св. Клименту, в связи с чем А. Ю. Карпов пишет, что речь может идти об одноименном приделе. Титмар Мерзебургский действительно называет в 1018 г. храм, где был похоронен Владимир с супругой, церковью не Богородицы, а св. Климента. Он основывался на рассказах саксонцев, побывавших в Киеве с войском Болеслава Польского и Святополка Ярополчича, и отражал местную традицию. 938 Но уже в Церковном уставе Владимира сказано, что десятина была дана церкви Богородицы, и Иларион так же называет храм, построенный св. кн. Владимиром. Известен обычай неофициальных именований храмов. Так, собор Покрова Богородицы в Москве больше известен как храм Василия Блаженного по имени похороненного там московского юродивого. Но мог ли назвать церковь Богородицы храмом св. Климента человек, желавший представить Русь ученицей апостолов? В тексте говорится об особом покровительстве св. Климента Руси, но из этого не следует, что существовал его культ как апостола. Во многих европейских странах, в том числе в России, существует особое почитание св. Георгия и св. Николая, поклонение их мощам, ничем не отличающееся от описанного в «Слове» почитания св. Климента. Но эти святые никогда не считались просветителями. В тексте слишком мало данных, чтобы говорить о восприятии св. Климента как учителя Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010