Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АННА († 1018 ?), св. блгв. кнг. (пам. 4 окт., 10 февр. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), вероятно, первая супруга киевского кн. Ярослава Владимировича Мудрого . Ее имя сохранилось только в новгородском предании, поскольку рака с мощами А., видимо, всегда находилась в новгородском Софии св. соборе . Вслед за Н. М. Карамзиным часто считают, что А.- имя, принятое в монашестве хорошо известной по рус. и скандинавским источникам женой Ярослава Мудрого шведкой Ингигерд, в Православии Ириной. Однако на Руси обычай принимать постриг перед кончиной в княжеских семействах отмечен только с рубежа XII-XIII вв. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 414); кроме того, сохранилось захоронение Ингигерд-Ирины в киевском Св. Софии соборе, в саркофаге Ярослава. На Ингигерд Ярослав женился в 1019 г., в возрасте 40 лет. Однако нем. хронист Титмар Мерзебургский упоминает, что польск. кн. Болеслав I, захватив летом 1018 г. Киев, пленил сестер кн. Ярослава и его жену. Очевидно, А. следует признать первой супругой Ярослава, бывшей замужем за ним в период его новгородского княжения. В 1439 г. состоялась местная канонизация А. в числе др. Новгородских святых. В НПЛ сказано, что в этом году Новгородский свт. Евфимий II установил «память творити» новгородскому кн. Владимиру Ярославичу и его матери, не названной по имени, «на всякое лето месяца октября в 4», т. е. в день кончины Владимира. Более подробно о канонизации с упоминанием А. рассказывается в «Сказании об обретении мощей святого Иоанна, архиепископа Новгородского». Т. о., к 1439 г. в Новгороде уже сложилась местная традиция считать А. матерью кн. Владимира - первого сына Ярослава Мудрого и Ингигерд-Ирины, родившегося в 1020/21 г. Вероятно, эта традиция объясняется многовековым соседством в новгородском Софийском соборе погребений А., супруги Ярослава, и Владимира, сына Ярослава. В 1439 г. архиеп. Евфимий перенес мощи Владимира, основателя собора, и А. из Рождественского придела в зап. Корсунскую паперть, поместив их в деревянные позолоченные, расписанные раки и положив на них покровы. Когда было установлено 2-е празднование А. (10 февр.), неизвестно.

http://pravenc.ru/text/115550.html

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова Том 1 Том 2 Том 3 Том 5 Содержание Предисловие Введение к тому 1. «Бертинские анналы» (середина IX в.) 2. Послание франкского императора Людовика II византийскому императору Василию I (871 г.) 3. «Баварский географ» («Описание городов и областей к северу от Дуная») (вторая половина IX в.) 4. «Раффельштеттенский таможенный устав» (904/6 г.) 5. Лиудпранд Кремонский. «Книга возмездия» («Антаподорис») (949 г.) 6. Грамота германского императора Оттона I об учреждении магдебургской архиепископии (968 г.) 7. Регинон Прюмский. «Хроника» с продолжением (начало X в. и после 973 г.) 8. Грамота польского князя Мéшка I папскому престолу («Dagome iudex») (около 990 г.) 9. Иоанн Диакон «Венецианская хроника» (рубеж X–XI вв.) 10. Бруно Кверфуртский. Послание к германскому королю Генриху II (1008 г.) 11. Титмар Мерзебургский. «Хроника» (1012–1018 гг.) 12. «Кведлинбургские анналы» (около 1030 г.) 13. Адемар Шабаннский. «Хроника» (около 1030 г.) 14. Петр Дамиани. «Житие блаженного Ромуальда» (около 1041/2 г.) 15. «Барийские анналы» (1040-е гг.) 16. Випон. «Деяния императора Конрада» (1040/6г.) 17. Глосса на псалтири Одольрика Реймсского («Реймсская глосса») (середина XI в.) 18. «Хильдесхаймские анналы» (1060-е гг.) 19. «Альтайхские анналы» (около 1075 г.) 20. Послания папы Григория VII к польскому князю Болеславу II и киевскому князю Изяславу Ярославичу (1075 г.) 21. Ламперт Херсфельдский. «АННАЛЫ» (1077–1078/9 гг.) 22. Адам Бременский. «Деяния гамбургских архиепископов» (1070-е гг.) 23. «Песнь об Анноне, архиепископе кёльнском» (около 1080 г.) 24. Бруно «Книга о саксонской войне». (1080-е гг.) 25. Сигеберт из Жамблу «ХРОНИКА» (1082–1112 гг.) 26. Фрутольф из Михельсберга и Эккехард из Ауры «Хроника» (рубеж XI–XII вв. и 1106–1125 гг.) 27. «Аугсбурские анналы» (начало XII в.) 28. Лев Марсикан (Остийский) «Хроника монтекассинского монастыря» (начало XII в.) 29. Галл Аноним «Хроника и деяния польских князей» (1107–1113 гг.) 30. Руперт из Дойца «Слово о святом мученике Пантелеимоне» (начало 1120-х гг.) 31.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 11. Титмар Мерзебургский. «Хроника» (1012–1018 гг.) Титмар, родившийся в 975 г., происходил из знатного восточносаксонского рода графов Вальбек (между Магдебургом и Брауншвайгом), с 990 г. учился в школе при магдебургском кафедральном соборе, а в 1009 г. занял епископскую кафедру в Мерзебурге, став одним из приближенных германского короля (затем императора) Генриха II. Над «Хроникой» Титмар работал до последних дней жизни (он умер 1 декабря 1018 г.), оставив труд незаконченным. «Хроника» была задумана как история Мерзебургской церкви, но быстро разрослась до общегерманских, и даже более того, масштабов. Охватывая события от начала X столетия (времени восшествия на престол Саксонской династии германских королей в лице Генриха I) до 1018 г., сочинение мерзебургского епископа является главным, а порой и единственным источником по истории Центральной Европы первых двух десятилетий XI в. Географическое положение Мерзебургской епархии и ее преимущественно славянский этнический состав обусловили пристальный интерес хрониста к славянам. Особую ценность представляют детальные сведения современника событий о польско-немецких войнах 1003–1018 гг., а также по древнерусской истории конца княжения Владимира Святославича и времени междоусобия его сыновей, так как в древнерусских источниках этот период отражен скупо и заметно затемнен агиографической стилизацией в связи с рано развившимся церковным почитанием младших сыновей Владимира – свв. Бориса и Глеба. Хронология работы автора над «Хроникой», весьма важная в ряде случаев для правильной оценки содержащихся в ней сведений (в том числе и о Руси), восстанавливается с достаточной определенностью (Kurze 1889. S. 59 ff.; Holtzmann 1935. S. 159–209). Титмар приступил к своему эпохальному труду, вероятно, осенью 1012 г., и к лету 1013 г. в целом были завершены первые три книги. После этого в руки хрониста попал список «Кведлинбургских анналов» (см. 12), который послужил для него источником при работе над IV и последними главами VI книги. Книги IV–V были написаны, насколько можно судить, во второй половине 1013 г., а работа на VI книгой пришлась примерно на первое полугодие 1014 г. Особенно важные для истории Руси книги VII–VIII создавались в течение 1014–1018 гг. непосредственно по следам описываемых событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВДОВСТВО безбрачное состояние одного из супругов по смерти другого; при этом ввиду большей защищенности мужчины в особом попечении со стороны детей, родственников и общества нуждается по преимуществу вдова, а не вдовец. Положение вдовы всегда зависело от религ. воззрений и связанных с ними этических норм соответствующего общества или народа. Отношение к В. в языческом мире У ряда индоевроп. народов в эпоху язычества распространен был обычай самоубийства или насильственного умерщвления вдовы или вдов в случае полигамии, сразу после смерти мужа. Вдова должна была, в соответствии с эсхатологическими представлениями этих народов, сопутствовать мужу в загробной жизни, подобно его боевому коню, к-рый также умерщвлялся, оружию, бытовой утвари. Этот обычай существовал у скифов, сарматов, фракийцев, у нек-рых герм. племен, в частности у герулов (Свод древнейших письменных известий о славянах. М., 1991. Т. 1 (I-IV вв.). С. 383-384). Обычай самоубийства либо убийства вдов и погребения их вместе с мужем, по свидетельству ряда раннесредневек. визант., зап. и мусульм. авторов ( Лев Диакон , Титмар Мерзебургский , аль- Масуди , Ибн Фадлан), был распространен у слав. племен. Визант. автор VI в. имп. Маврикий писал о славянах: «Жены же их целомудренны сверх всякой человеческой природы, так что многие из них кончину своих мужей почитают собственной смертью и добровольно удушают себя, не считая жизнью существование во вдовстве» (Там же. С. 369). Дружины руси в Х в. брали с собой жен, сопровождавших своего мужа и в жизнь за гробом. Отмечается значительное количество парных погребений, где женщина со сканд. украшениями оказывалась насильственно умерщвленной на похоронах знатного дружинника ( Стальсберг А. Женские вещи скандинавского происхождения на территории Древней Руси//Тр. 5-го междунар. конгресса слав. археологии. 1987. Т. 3. Вып. 1б. С. 73-79). Как передает аль-Масуди (X в.), если кто-нибудь умирает холостым, его женят посмертно, и женщины горячо желают быть сожженными, чтобы с душами мужей войти в рай (см.: Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда X-XI вв. М., 1963. С. 192 и сл.).

http://pravenc.ru/text/149997.html

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 12. «Кведлинбургские анналы» (около 1030 г.) «Анналы» созданы при женском монастыре св. Серватия в Кведлинбурге на основе «Больших хильдесхаймских анналов» (см. введение к 18), которые были использованы в списке, доведенном до 1003 г. Работа началась в 1007/8 г. и была продолжена, вероятно, до 1030 г., хотя единственный сохранившийся поздний список (Dresden, Sächsische Landesbibliothek, Misc. Q 133, середины XVI в.) обрывается на статье 1025 г.; в нем имеются и другие лакуны (отсутствуют, например, статьи за 962–983 гг.). Сочинение принадлежит одному автору, который, начиная со статьи 993 г., выступает как современник и очевидец событий. Издания: Ann. Quedl. 1839. Р. 22–69, 72–90; Ann. Quedl. 2004. Переводы: На немецкий язык: Ann. Quedl. 1941; на русский язык: Свердлов 1. С. 105–106 (только фрагменты, касающиеся Руси). Литература: Кроме обширного введения М. Giese к изданию 2004 г. (S. 41–380), см. также: Holtzmann 1925. S. 64–125; Wattenbach, Holtzmann 1. S. 44–46; RFHMAe 2. P. 320. 1. Смерть Людолъфа, сына короля Оттона 358 . 958. На одеждах появлялся знак креста, приносивший смерть тому, кто над ним насмехался. 959. Нет записей.] 960. К королю Оттону явились послы народа Руси (Ruscia) с мольбою, чтобы он послал кого-либо из своих епископов, который открыл бы им путь истины. Они уверяли, что хотят отказаться от язычества и принять имя и веру христиан. И он согласился на их просьбу и послал к ним епископа Адальберта 359 правой веры. Они же, как показал впоследствии исход дела, во всем солгали, так что даже названный епископ не избежал смертельной опасности от их происков 360 . Пришли послы папы Иоанна, которые звали короля в Италию 361 . 962–974. Записей нет.] (Ann. Quedl. 1839. Р. 60, прав, стб.; Ann. Quedl. 2004. S. 469) 2. 1009. [Наводнение в январе. Смерть падерборнского епископа Ретара, которого сменил Майнверк.] Святой Бруно, прозванный Бонифацием 362 , архиепископ и монах, на 11-й год своего пострижения 363 обезглавленный язычниками на пограничье Руси (Ruscia) и Литвы (Litua) 364 , взошел на небеса в 7-е иды марта 365 вместе со своими 18 [спутниками]. [Кончина мерзебургского епископа Вигберта, которому наследовал Титмар.]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Храм Николы Доброго - дважды утраченная святыня О киевском храме, который сжигали католики и разрушали большевики, где служили исповедники и венчался Булгаков 31.10.2017 634 Время на чтение 7 минут Церковь Николы Доброго с колокольней Немецкий хронист Титмар Мерзебургский, живший в XI веке, утверждал, что в современном ему Киеве было 400 церквей. Трудно судить, насколько правдиво такое утверждение, но в старину в славном граде действительно было множество храмов. Из всех районов Киева по концентрации церквей, наверное, ни один не сравнится с Подолом - древним местом обетования ремесленников и купцов. Здесь церкви возвышались чуть ли не в каждом квартале. Проводя экскурсии по старому городу для друзей, то и дело встречаешься с храмом или с местом, где некогда располагалась святыня. Весьма печально, но многих древних и прекрасных храмов уже нет - они были безжалостно уничтожены властью, строившей «светлое будущее» без Бога. Еще печальнее, когда сохранившиеся святыни оказываются во владении конфессий, которые не имеют ни малейшего отношения к их созданию и истории. Об одном из таких храмов-мучеников, храме с уютным именем Николы Доброго, мне бы и хотелось рассказать. Многие святыни древнего Киева были деревянными и часто страдали от пожаров, потому один и тот же храм мог не раз погибать и воскресать на одном и том же месте. Храм Николы Доброго - не исключение. Считается, что одноименный храм существовал в Киеве еще до монгольского нашествия, и с этим связана старая легенда об основании церкви. Согласно легенде, в древности в Киеве жил человек по прозвищу Добрик, у него служил невольник из половцев, который поклялся перед иконой Святителя Николая Чудотворца пригнать своему хозяину табун лошадей, если тот даст ему свободу. Но, как это часто бывает, отпущенный забыл свое обещание. Как-то во время болезни половцу во сне явился сам святой Николай и напомнил о забытом обете. После этого раскаявшийся половец пригнал в Киев сразу два табуна - один для хозяина, другой - для продажи, с условием, чтобы за вырученные деньги был построен храм в честь Николая Чудотворца, который и получил обиходное название Николы Доброго.

http://ruskline.ru/opp/2017/oktyabr/31/h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АННА (13.03.963, К-поль - 1011/12, Киев), супруга киевского кн. и крестителя Руси св. равноап. Владимира Святославича , дочь визант. имп. Романа II . Брак А. с Владимиром (988/89) был нарушением визант. династических принципов, к-рые категорически запрещали брак багрянородных (греч. πορφυρογννητος) принцесс (родившихся в Багряной палате имп. дворца, т. е. когда их отец уже пребывал на троне) с «варварами»-иностранцами; 20 годами ранее визант. имп. Никифором II Фокой было резко отвергнуто аналогичное предложение со стороны герм. имп. Оттона I , сватавшего тогда еще малолетнюю А. или, возможно, ее старшую сестру за своего сына и соправителя Оттона II . Визант. ( Иоанн Скилица ) и арабо-сир. источники ( Яхья Антиохийский ) объясняют брак А. отчаянным положением, в к-ром находился ее брат имп. Василий II , искавший помощи Владимира против мятежника Варды Фоки, главнокомандующего вост. войсками империи. Визант. императоры Василий II и Константин VIII убеждают царевну Анну стать женой вел. кн. Владимира. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34. 5. 30. Л. 61 об.) Визант. императоры Василий II и Константин VIII убеждают царевну Анну стать женой вел. кн. Владимира. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34. 5. 30. Л. 61 об.) В древнерус. ПВЛ рассказ о женитьбе Владимира на А. находится в составе «Корсунской легенды» , сложившейся, очевидно, к кон. XI в. и окрашенной в эпические тона: Василий II отдает А. из страха перед угрозами Владимира захватить К-поль. Разрозненные элементы более ранней житийной традиции о св. Владимире, сохранившиеся, как можно предполагать, в нек-рых иностранных источниках 1-й пол. XI в. ( Титмар Мерзебургский , Адемар Шабанский , Житие блж. Ромуальда, написанное Петром Дамиани ), позволяют думать, что эта традиция приписывала А. определенную роль в обращении мужа. Во всяком случае и сама А., и пришедшие с нею «попы цесаричины» внесли вклад в первоначальную организацию церковной жизни в Киеве и на Руси вообще; источники говорят об участии А. в строительстве христ. храмов (Яхья) и церковно-законодательной деятельности мужа (Устав кн. Владимира). Но в целом о судьбе А. на Руси практически ничего не известно. У А. не было муж. потомства, хотя историки время от времени и пытались причислить к нему святых Бориса и Глеба вопреки прямым указаниям как летописи, так и «Сказания о святых Борисе и Глебе», что братья-страстотерпцы были «от болгарыне». А. была похоронена в Десятинной ц., и ее саркофаг, по свидетельствам очевидцев (Титмар Мерзебургский), стоял рядом с саркофагом св. Владимира «посреди храма» (in medio templi).

http://pravenc.ru/text/115590.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДАЛЬБЕРТ [лат. Adalbertus] ( 20.06.981), первый архиеп. Магдебурга (с 968), хронист, миссионер. Из канцелярии Кёльнского архиеп. Викфрида А. в 953 г. перешел на службу в качестве нотария при дворе герм. кор. Оттона I ; видимо, с 958 г. находился в трирском мон-ре св. Максимина. В 961 г. в ответ на просьбу киевской св. кнг. Ольги прислать епископа и священников по приказу Оттона I был рукоположен во епископа Руси и отправлен в Киев, но его миссия по не вполне ясным причинам потерпела неудачу (возможно, посольство Ольги было только средством политического давления на Византию, к тому же вскоре в Киеве пришел к власти язычник кн. Святослав Игоревич ). Уже в 962 г. А. вернулся в Германию. В 963-965 гг. А. сотрудничал в канцелярии наследника престола, буд. имп. Оттона II , в 966-968 гг. аббат Вайсенбургского мон-ря (Эльзас, совр. Франция). Миссионерский опыт А., несомненно, сыграл свою роль при назначении его на организованную в 968 г. Магдебургскую архиепископскую кафедру, главной задачей к-рой была миссионерская деятельность среди славян. Весьма вероятно, что продолжавшее, несмотря на неудачу А., существовать de jure рус. еп-ство Германской Церкви должно было войти в состав Магдебургского архиеп-ства. Деятельность А. в качестве архиепископа ознаменовалась существенными культурными достижениями, в частности расцветом школы при кафедральном соборе в Магдебурге, в к-рой обучались известные миссионеры Адальберт , еп. Пражский, и Бруно Кверфуртский , хронист Титмар Мерзебургский . Общепризнано, что перу А. как историографа принадлежит Продолжение хроники Регинона Прюмского (Continuatio Reginonis), охватывающее 907-967 гг. и продолжающее традиции каролингской общеимперской анналистики, в к-ром и содержатся наиболее подробные сведения о миссии А. на Русь. Соч.: Reginonis abbatis Prumiensis Chronicon cum continuatione Treverensi/Ed. F. Kurze. Hannover, 1890. Лит.: Wattenbach W., Holtzmann R. Deutschlands Geschichtsquellen im Mittelalter: Die Zeit der Sachsen und Salier/Neu besorgt. von F.-J. Schmale. Darmstadt, 1967. Bd. 1. S. 166-170; Claude D. Geschichte des Erzbistums Magdeburg bis in das 12. Jh. Köln; W., 1972. Bd. 1. S. 114-135; Hauck A. Erzbischof Adalbert von Magdeburg als Geschichtsschreiber//Festschrift für W. Schlesinger. Köln; W., 1974. Bd. 2. S. 276-344; Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники IX-XI вв. М., 1993. С. 101-130; он же. Русь и Германия в IX-X вв.//Древнейшие государства на территории СССР: Мат-лы и исслед., 1991 г. М., 1994. С. 61-80. А. В. Назаренко Рубрики: Ключевые слова: АДАЛЬВИН архиеп. Зальцбургский (859-873), один из организ. ареста св. равноап. Мефодия, архиеп. Моравского АНСГАР (Анскарий, Ансгарий; 801-865), архиеп. Гамбургский и Бременский, миссионер и церковный деятель, св. (пам. зап. 3 и 4 февр.)

http://pravenc.ru/text/63442.html

(Thietm. 1935. Р. 64) 2. IV, 58. [Смерть 25 мая 992 г. польского князя Мéшка I. Его сын Болеслав I изгоняет мачеху и братьев 240 и захватывает единоличную власть; его жены: первая – дочь маркграфа Рикдага 241 , вторая – венгерка, от которой у него сын Бесприм 242 .] Третьей стала Эмнильда (Emnildis), дочь почтенного сениора (senior) Добромира (Dobremirus) 243 . Твердая во Христе, она склоняла непостоянную душу своего супруга ко всякому благу, не уставая в искуплении грехов их обоих неистощимой щедростью милостыни и воздержанием. Она родила двух сыновей: Мéшка (Miseco) 244 и другого, которого отец назвал именем своего возлюбленного сениора 245 , а также трех дочерей, из которых одна – аббатиса 246 , вторая вышла замуж за графа Херманна (Hirimannus) 247 , третья – за сына короля Владимира (rex Wlodemirus) 248 , о чем я еще скажу 249 . (Thietm. 1935. Р. 196, 198) 3. VI, 91. [Праздник Пасхи 250 германский король Генрих II провел в Падерборне, а Пятидесятницу 251 – в Мерзебурге.] Накануне этого [праздника] прибыл Болеслав (Bolizlavus) 252 , оставив ради безопасности у себя заложников, и был принят как нельзя лучше. В святой день (в Пятидесятницу. – Сост.) по возложении рук он становится вассалом (miles) [короля] и после присяги сопровождает короля, в торжественном облачении направляющегося в церковь , в качестве оруженосца (armiger) 253 . В понедельник [Болеслав], умиротворив короля многими дарами от себя и от своей супруги 254 , получил затем от королевских щедрот [дары еще] более превосходные и значительно более многочисленные вместе с давно желанным бенефицием (beneficium) 255 и, довольный, с честью отпустил заложников. Вслед за тем он с нашей в том помощью 256 напал на Русь (Rucia) и разорил большую часть этой страны (regio) 257 . Когда между его [воинами] и пришлыми (hospites) 258 печенегами (Pezineigos) случился раздор, он приказал этих последних всех перебить, хотя они и были с ним заодно 259 . (Thietm. 1935. Р 382) 4. VI, 94. Но прежде чем приступить к [рассказу об] этом 260 , постараюсь присовокупить к сказанному выше то, о чем по забывчивости упустил сказать ранее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Согласно его сообщению, у князя Владимира было около пяти жен и восьмисот наложниц. Даже если он помножил их реальное число на десять, все равно величина его гарема впечатляет. Другой пример, более скромный: князь Само, который имел двенадцать жен. А теперь вопрос к прекрасным сторонницам язычества — готовы ли они к славянскому многоженству и к перспективе отправиться в мир иной за умершим мужем? В русском пьянстве упрекали христианство — и совершенно напрасно. Не потому ли князь Владимир не принял ислам, что «веселье Руси есть ясти, пити»? Из приведенного выше отрывка у Ибн-Фадлана видно, какую омерзительную роль в погребальном обряде играли пьянство и алкоголь. И еще одна черточка — откуда на Руси женский алкоголизм. Титмар Мерзебургский (XI в.) сообщает об одной княгине, которая ездила верхом и пила за десятерых мужчин . Перечитайте, дорогие читатели, поучение игумена Выдубицкого Моисея «к простой чади» и вы получите полное представление о том, как к пьянству относились христиане и язычники. Вот христианское отношение к этому пороку: «Пьяницы ведь царства Божьего не получат — и не так ли уж ясно, что всякий пьяница погибает: и от Бога они отгоняются, и в негасимый вечный огонь посылаемы». А вот языческое: «Я же, поверьте мне, ужасаюсь, раздумывая, как в вас бесы ликуют и Сатана торжествует в вас и радуется пьянству, чтимому вами; все будто богом неким захвачены им, и детям своим вы велите поклоняться пьянству. И тот лишь считает праздник славным, когда все лежат, будто мертвые спьяну, как идолы, — с разверстыми ртами, но языками безгласными, с очами открытыми, но не видящими, с ногами, которые не могут ходить. Кто по достоинству вас оплачет, столь горестно от пьянства гибнущих?». Для игумена Моисея пьянство связано с идолопоклонством и даже хуже его: «Горе мне! горе мне! как допустил все это Господь Бог в дни, в какие не ждал я, что увижу людей, чтящих деяния беса — и совсем того не стыдящихся, но даже гордящихся! Горе мне! горе мне! зачем Бога, Создавшего вас, покидаете и предаетесь пьянству, которое идолов хуже?»

http://pravoslavie.ru/72554.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010