Помазание имп. Оттона III папой Римским Григорием V. Миниатюра из «Хрониких Римский пап и императоров» Мартина из Опавы. Ок. 1450 г. (Heidelberg, Bibl. Universitatis. Cod. Pal. germ. 149. Fol. 195r) Во время пребывания О. в Италии получили оформление оригинальные политические идеи, предполагавшие новое осмысление преемственности власти императора Свящ. Римской империи по отношению к предшествующей рим. традиции. В складывавшейся политической идеологии внимание стало уделяться идеям, восходившие не только к каролингскому и византийскому, но и к античному наследию. В 998 г. на имп. печати-булле впервые появляется формула «обновление империи римлян» (Renovatio imperii Romanorum). «Обновленную» империю, основывавшуюся непосредственно на древнерим. традициях, О., т. о., противопоставлял Византийской империи. Он воздвиг в Риме резиденцию (по нек-рым свидетельствам, на Палатине, где когда-то строили дворцы рим. императоры). Для публичных торжественных актов - приемов послов, пиров и т. п.- был разработан сложный церемониал, ранее не применявшийся правителями из Саксонской династии (об этом, в частности, неодобрительно писал Титмар Мерзебургский - Thietmari Merseburgensis episcopi Chronicon. 1935. P. 185-186). Так, напр., император вопреки герм. обычаям стал принимать пищу за отдельным столом (что практиковалось и у византийцев, и в чем О. видел возрождение древнерим. практики). Мн. придворные должности были переименованы на древнерим. лад или стали называться по-гречески. Так, напр., лат. титул «консилиарий» (consiliarius) был заменен на «логофет» (λογοθτης), а герм. «трухзес» (Truchsess) стал «дискофором» (δισκοφρος). Титулы, восходившие к античности, нередко модифицировались и приобретали новое значение: титул «патриций» стал означать человека, имевшего право быть наместником императора; аббатиса Матильда Кведлинбургская, управлявшая герм. владениями в отсутствие О., в надгробной надписи была названа «феминизированным» вариантом этого титула - «матриция» (matricia - см.: Stengel E. E. Die Grabschrift der ersten Äbtissin v. Quedlinburg//DA. 1939. Bd. 3. S. 361-370).

http://pravenc.ru/text/2581743.html

Но что же тогда может скрываться за рассказом о «сватовстве»? . Дипломатический успех стоил Ольге немалых усилий, стойкости, терпения... Зато, воротясь домой, она ошеломляюще ясно дала понять Византии, что империя имеет дело с могучим независимым государством, международный престиж которого теперь сама же империя и возвысила на виду у всего света! Об Ольге и ее крещении в столице империи заговорили в разных странах. Отголоски этого международного резонанса сохранились в некоторых дошедших до нас источниках. Известные византийские историки XI – XII веков Иоанн Скилица и Зонара согласно говорят о крещении Ольги в Константинополе. Немецкая хроника, называемая «Продолжателем Регинона», сообщает под 959 годом о приходе к королю Оттону I послов «Елены, царицы ругов, которая крестилась в Константинополе». То же известие повторяют другие европейские хроники. Вслед за «Продолжателем Регинона» они называют Елену «королевой ругов». Но Титмар Мерзебургский, имевший более точные сведения о славянах, говорит в этой связи о «русских» и «Руси». Корвейская летопись под 959 годом также пишет о «русской королеве» [II, 14, с. 260 – 261; II, 6, с. 102 – 103] 22 . О пребывании Ольги в Константинополе оставил очень ценные сведения и император Константин Багрянородный. В своем трактате «О придворных церемониях» он подробно процитировал выписку из дворцового устава, куда вносились все сведения о ритуалах приема иностранных послов и других знатных гостей императора. Константин подтверждает данные нашей летописи о том, что Ольга была у него дважды. Первый прием состоялся 9 сентября, второй – 18 октября. На основании его книги учеными был определен год пребывания княгини Ольги в Константинополе [II, 14, с. 276], и оказывается, что это был 957, а не 955 год, который указывают наша летопись и другие русские источники. По-видимому, здесь имеет место какая- то ошибка. В подробных описаниях приема княгини Ольги Константин ни разу не упомянул о ее крещении в столице. Это дало повод некоторым историкам, в частности митрополиту Макарию (Булгакову) [II, 8, с. 247, 250], а также акад. Б. А. Рыбакову [II, 12, с. 370] полагать, что Ольга крестилась в Киеве и в Византию приехала уже христианкой. Митрополит Макарий сделал предположение о ее вторичном крещении в империи ради «престижности». Известны случаи, когда варяги-авантюристы по нескольку раз принимали крещение, чтобы получить богатые подарки и почести. Но допустить, что к подобному трюку могла прибегнуть княгиня Ольга, невозможно. Кроме того, как уже отмечалось, о ее крещении в Константинополе свидетельствуют достаточно авторитетные хронисты. Поэтому подавляющее большинство ученых (и среди них С. М. Соловьев , А. А. Шахматов, Д. С. Лихачев и др.) убедительно подтверждают факт крещения Ольги в Царь- граде [II, 14, с. 269] 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

17 В последнее время в печати появились любопытные сообщения об исследованиях физика Л. Сотниковой в области языка. Она исходит из древнего представления о соответствии букв алфавитов определенным числовым их значениям, в результате чего смысл слов и выражений устанавливается суммами числовых значений букв, из которых они состоят. По отношению к священным текстам в древности придерживались абсолютной точности буквенного (числового) состава слов (в текстах житейских, обыденных это правило могло не соблюдаться). Числовые меры слов подчинены общим законам гармонии и соизмеримости. При этом основой, исходным пунктом, гармонизирующим началом всюду, в том числе и в языке, является свет. В славянском языке «свет» – синоним мысли, сознания, просвещения. Отсюда нетрудно заключить, что буквенный состав слов и числовые меры церковнославянского языка создавались святыми Кириллом и Мефодием по особому откровению Бога – источника «Света истинного», несозданного Троического света (см., например, статью: Н. Дико и А. Сучкова. Расшифрована тайна бога света? – Московские новости, 6, 12 февраля 1984). 18 Значит, в этой церкви совершалось богослужение. Но на каком языке? Возможно, уже на славянском. 19 Автор не согласен с мнением В. Н. Татищева и других, что княгиня Ольга во время путешествия в Константинополь была в пожилом возрасте. Скончалась она не в глубокой старости, как принято думать. 20 В Софийском храме в Константинополе долго хранилось как реликвия золотое с украшениями блюдо – дар храму княгини Ольги, которое видели и наши путешественники (см. [II, 14, с. 280]). 21 Неслучайность и знаменательность имени «Елена» отмечают и современные ученые (см. [II, 12, с. 369]). 22 Эти упоминания западных источников связаны с неудавшейся миссией в Русскую землю специально посвященного во епископа Руси немецкого монаха Адальберта. Хроника «Продолжатель Регинона» под 959 годом сообщает: «Пришли к королю (Оттону I. – Авт.), как после оказалось, лживым образом, послы Елены, королевы русов, и просили прислать для этого народа епископа и священников». В соответствии с этой «просьбой» и был посвящен епископ Адальберт и отправлен на Русь. Но под 962 годом та же хроника сообщает, что он вернулся назад, «ибо не преуспел ни в чем том, для чего был послан, и видел все свои старания напрасными. На обратном пути некоторые из его спутников были убиты. А сам он с великим трудом едва спасся». Титмар Мерзебургский говорит, что Адальберт был из Руси «изгнан язычниками» . А Гилъдесгеймская хроника под 960 годом, описывая те же события, подтверждает, что «послы» Елены «во всем солгали». Отсюда ясно, как убедительно показывает С. М. Соловьев , что здесь имела место чистейшая авантюра каких-то варягов, выдавших себя за послов Руси, просящей будто бы себе священноначалия Римской Церкви, чтобы получить богатые дары и почести немецкого двора и духовенства. Ольга не посылала послов с такой просьбой в Германию. Это явствует из западных и иных свидетельств (см. [II, 14, с. 297; II, 15, с. 312]).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В обоих трактатах росы фигурируют вместе с легковооруженными воинами, 554 следовательно, они и сами имеют легкое вооружение. У викинга обязательно были шлем, кольчуга, секира или меч, пусть иногда и плохого качества, и щит. Как вооружение дружинника, часто упоминаются лук и копья, которые в X в. в бою действительно метали. 555 Это вооружение никак нельзя назвать легким. Скандинав, отправлявшийся искать удачи в Византию, всегда имел хотя бы меч, шлем и шит. 556 Все это заставляет думать, что среди росов на византийской службе в конце X в. появилось значительное количество славян. Их нанять без согласия Владимира было действительно невозможно. Асохик утверждает, что у Василия в 1001 г. было 6 000 русов, отправленных своим царем. Не стоит воспринимать это указание буквально. Историк писал, что в 998 г. Давиду для войны с персами армянский царь Гагик дал «6 000 войска», а иверийский (грузинский) царь Гурген «отправил 6 000 отличной конницы». 557 Однако, если русы в 1000 г. сумели победить в стычке дружины князей Тао (Василий и его войско не вмешались в бой), это был большой контингент, и едва ли он состоял из одних варягов. Например, самый большой отряд росов, упомянутый Константином Багрянородным, – это 700 человек в императорском подразделении флота при общей численности его личного состава в 12 000. 558 Безусловно, неправомерно относить сведения о росах на 1001 г. к войне, которая велась в 988–989 гг. Но именно в эти годы Василий особенно остро нуждался в наемниках. Императорское войско было перебито в Болгарии, а все подразделения на Востоке перешли на сторону Варды Фоки. В этих условиях у императора действительно не было выхода. Почему же реальные причины заключения брака с византийской царевной никак не отразились даже в таком раннем памятнике, как «Память и похвала» Иакова Мниха? Он пишет, что захватив Корсунь уже христианином, князь попросил Анну в жены, чтобы «ся болма на христианский законъ наставити». Судя по всему, все обстоятельства женитьбы Владимира были тщательно завуалированы еще в прижизненной похвале князю и его багрянородной супруге. В Гл. 1.5 уже говорилось, что даже в летописи, в статье 6488 г., рассказывающей о языческих браках князя Владимира, сохранились фрагменты энкомия Анне как «доброй жене». Неустанный, неусыпный труд жены на благо своего дома, который описан в Притчах Соломона (31:10–29), символизировал заботы царевны о просвещении Руси. О том, что она построила много церквей, писал ее современник Яхъя Антиохийский, а другой, Титмар Мерзебургский, полагал, что она убедила Владимира стать христианином. 559 В Корсунской легенде сохранилось увещевание императоров, обращенное к сестре: «Еда како обратить Богъ Рускую землю в покаяние».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такие литературные подробности, как избитые мужья и плач за тыном, в достоверных источниках не упоминаются. 6. «Отметим, что весь этот компромат никогда не вымарывался, а исправно и гордо кочевал из одного летописного списка в другой. Вероятно, по той причине, что именно эти свойства Владимира были наиболее симпатичны народу-богоносцу». Авторами текстов начального летописания были не представители «народа-богоносца», а образованные книжники – монахи крупнейших киевских монастырей. И писали они не для «народа- богоносца», а для церковной и светской элиты Руси. Для представителей этой элиты рассказ о Владимире был «компроматом» не в большей степени, чем для всех христиан является «компроматом» евангельский рассказ о благоразумном разбойнике. Для них это было повествование о превращении в результате крещения и покаяния мстительного и распутного языческого князя в мудрого и благочестивого христианского государя. «Народ-богоносец» тут также упомянут напрасно. Похожие истории мы можем обнаружить и в других литературных традициях. Если говорить только о том, чем непосредственно занимался автор этих строк, можно упомянуть правившего в первой половине XII в. западнопоморского князя Вартислава (Западнопоморское княжество – западнославянское средневековое государственное образование на территории Северо-Запада современной Польши и северо-востока современной Германии). Он после принятия христианства также порвал с многожёнством (вполне нормальным среди язычников) и отказался от своих 24 наложниц. Напомним, что гигантское число наложниц Владимира вполне может быть литературным преувеличением, основанным на параллели с Соломоном. Титмар Мерзебургский Дальнейшие рассуждения А. Невзорова о хламидийном конъюнктивите и проч., конечно, вызывают определённое почтение к медицинским познаниям автора, но не имеют никакого отношения ни к Владимиру, ни к древнерусской истории вообще. Обращают на себя внимание только грубые ошибки. Первым переводом Евангелия на славянский язык было, конечно, не Остромирово. Остромирово Евангелие – первая полностью сохранившаяся славянская книга. Первые же переводы евангельских текстов были сделаны ещё Кириллом и Мефодием, а первый полный перевод Четвероевангелия на славянский язык был осуществлён, как думают учёные, в X в. в Болгарии.

http://pravmir.ru/novyie-mifyi-o-knyaze-...

Герм. прелаты, во время мятежей сохранившие верность О., впосл. были щедро вознаграждены им и вошли в число доверенных лиц. Так, Фридриху, архиеп. Зальцбургскому (958-991), были дарованы новые владения и возвращены прежние, отнятые у его предшественника, мятежного архиеп. Герольда (939-955). В качестве компенсации за разрушенный мятежниками г. Пассау еп. Пильгрим (971-991) получил от О. владения в Восточной марке. В 980 г. О. даровал еп. Ноткеру Льежскому (972-1008) светскую власть над территорией его диоцеза и статус князя-епископа. При О. высшие церковные иерархи оставались важной опорой политического влияния императора. Значительную часть армии О. составляли войска, предоставленные ему епископами и мон-рями, нередко представители духовенства лично возглавляли свои отряды ( Bernhardt J. W. Itinerant Kingship and Royal Monasteries in Early Medieval Germany, c. 936-1075. Camb., 1993. P. 118). В военных походах О. сопровождали мн. прелаты: так, в итал. поход с ним отправились епископы Дитрих Мецский, Вольфганг Регенсбургский (972-994), Ноткер Льежский, Генрих Аугсбургский (погиб в битве при Котроне). По отношению к Папскому престолу О. также продолжал политику отца. Он низложил антипапу Бонифация VII, к-рого поддерживала рим. знать, способствовал избранию на Папский престол своего ставленника - папы Бенедикта VII. Как и для Оттона I, обращения Римских понтификов за помощью служили для О. оправданием военных вторжений в Италию. Как и отец, О. стремился контролировать замещение ключевых церковных должностей, назначал на них верных ему прелатов. В 981 г., после смерти архиеп. Адальберта Магдебургского, император добился того, чтобы преемником Адальберта стал не Отрих, которого считал наследником сам архиепископ, а Гизельхер, епископ Мерзебурга и советник О. Для канонической реализации этого назначения в Риме прошел синод, обосновавший допустимость такого решения: Мерзебургское еп-ство было упразднено, а его территория поделена между диоцезами Хальберштадта, Цайца и Майсена, подчиненными Магдебургской архиепископской кафедре. Историограф Титмар Мерзебургский (епископ Мерзебурга в 1009-1018) считал упразднение епископской кафедры прегрешением, повлекшим за собой Божию кару - политические и военные неудачи ( Thietmari Merseburgensis episcopi Chronicon. 1935. P. 114-130).

http://pravenc.ru/text/2581741.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДАЛЬБЕРТ [лат. Adalbertus] ( 20.06.981), первый архиеп. Магдебурга (с 968), хронист, миссионер. Из канцелярии Кёльнского архиеп. Викфрида А. в 953 г. перешел на службу в качестве нотария при дворе герм. кор. Оттона I ; видимо, с 958 г. находился в трирском мон-ре св. Максимина. В 961 г. в ответ на просьбу киевской св. кнг. Ольги прислать епископа и священников по приказу Оттона I был рукоположен во епископа Руси и отправлен в Киев, но его миссия по не вполне ясным причинам потерпела неудачу (возможно, посольство Ольги было только средством политического давления на Византию, к тому же вскоре в Киеве пришел к власти язычник кн. Святослав Игоревич ). Уже в 962 г. А. вернулся в Германию. В 963-965 гг. А. сотрудничал в канцелярии наследника престола, буд. имп. Оттона II , в 966-968 гг. аббат Вайсенбургского мон-ря (Эльзас, совр. Франция). Миссионерский опыт А., несомненно, сыграл свою роль при назначении его на организованную в 968 г. Магдебургскую архиепископскую кафедру, главной задачей к-рой была миссионерская деятельность среди славян. Весьма вероятно, что продолжавшее, несмотря на неудачу А., существовать de jure рус. еп-ство Германской Церкви должно было войти в состав Магдебургского архиеп-ства. Деятельность А. в качестве архиепископа ознаменовалась существенными культурными достижениями, в частности расцветом школы при кафедральном соборе в Магдебурге, в к-рой обучались известные миссионеры Адальберт , еп. Пражский, и Бруно Кверфуртский , хронист Титмар Мерзебургский . Общепризнано, что перу А. как историографа принадлежит Продолжение хроники Регинона Прюмского (Continuatio Reginonis), охватывающее 907-967 гг. и продолжающее традиции каролингской общеимперской анналистики, в к-ром и содержатся наиболее подробные сведения о миссии А. на Русь. Соч.: Reginonis abbatis Prumiensis Chronicon cum continuatione Treverensi/Ed. F. Kurze. Hannover, 1890. Лит.: Wattenbach W., Holtzmann R. Deutschlands Geschichtsquellen im Mittelalter: Die Zeit der Sachsen und Salier/Neu besorgt. von F.-J. Schmale. Darmstadt, 1967. Bd. 1. S. 166-170; Claude D. Geschichte des Erzbistums Magdeburg bis in das 12. Jh. Köln; W., 1972. Bd. 1. S. 114-135; Hauck A. Erzbischof Adalbert von Magdeburg als Geschichtsschreiber//Festschrift für W. Schlesinger. Köln; W., 1974. Bd. 2. S. 276-344; Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники IX-XI вв. М., 1993. С. 101-130; он же. Русь и Германия в IX-X вв.//Древнейшие государства на территории СССР: Мат-лы и исслед., 1991 г. М., 1994. С. 61-80. А. В. Назаренко Рубрики: Ключевые слова: АДАЛЬВИН архиеп. Зальцбургский (859-873), один из организ. ареста св. равноап. Мефодия, архиеп. Моравского АНСГАР (Анскарий, Ансгарий; 801-865), архиеп. Гамбургский и Бременский, миссионер и церковный деятель, св. (пам. зап. 3 и 4 февр.)

http://pravenc.ru/text/63442.html

VIII, 31. Не следует умолчать и о достойном сожаления бедствии, постигшем Русь 326 , ибо с нашей помощью 327 Болеслав напал на нее с великим войском, нанеся ей большой урон. 22 июля названный князь, подойдя к некоей реке 328 , приказал своим воинам разбить там лагерь и навести необходимые переправы. Король Руси 329 , расположившись со своими [войсками] близ той же реки, с нетерпением ожидал исхода предстоявшего по взаимному соглашению сражения. Между тем поляки, дразня близкого врага, вызвали столкновение, [завершившееся] нечаянным успехом, так что охранявшие реку были отброшены. Узнав об этом, Болеслав ободрился и, приказав бывшим с ним немедленный сбор, стремительно, хотя и не без труда, переправился через реку. Вражеское же войско, выстроившись напротив, тщетно старалось защитить отечество, ибо, уступив в первой стычке, оно не оказало более серьезного сопротивления. Тогда пало там бесчисленное множество бегущих, победителей же – немного. Из наших погиб славный рыцарь 330 Херик, которого наш император долго держал в заточении 331 . С того дня Болеслав, [добившись] желанного успеха, преследовал разбитого врага, а жители повсюду встречали его с честью и большими дарами. VIII, 32. Тем временем Ярослав (Iarizlavus) 332 силой захватил какой-то город, принадлежаший тогда его брату, а жителей увел [в плен] 333 . На город Киев (Kitawa) 334 , чрезвычайно укрепленный, по наущению Болеславову часто нападали враждебные печенеги (Pedenei) 335 , пострадал он и от сильного пожара 336 . Хотя жители и защищали его, однако он бы­стро был сдан иноземному войску: оставленный своим обратившимся в бегство королем 337 , [Киев] 14 августа принял Болеслава и своего долго отсутствовавшего сениора Святополка (Zentepulcus) 338 , благорасположение к которому 339 , а также страх перед нашими 340 обратили [к покорности] весь тот край. В соборе святой Софии (sancte monasterio Sofhiae) 341 , который в предыдущем году по несчастному случаю сгорел 342 , прибывших с почестями, с мощами святых и прочим всевозможным благолепием встретил архиепископ этого города 343 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Греков, имеющих роскошные божницы); но видел я также не мало молитвенных домов христианских, в которых нет никаких идолов, а только столы и скамьи»..., у Малышевского отдельная брошюра стр. 2). 268 По Никоновской летописи, I, 65, наложниц у Владимира было даже и не 800, а 1100: 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде, 300 в Родне и 200 на Берестовом. 270 О рождении Владимиром Святополка от пленной Гречанки, бывшей перед тем женой его старшего брата Ярополка, летописец говорит: «Володимер залеже жену братьню Грекиню, и бе непраздна, от неяже родися Святополк; от греховного бо корени зол плод бывает: понеже бо была мати его черницею, а второе – Владимир залеже ю не по браку, прелюбодейчич бысть убо; тем же и отец его не любяше, бе бо от двою отцю – от Ярополка и от Володимера» (под 980г.). Справедливо или несправедливо то, что Владимир не любил Святополка, как рождённого от прелюбодейства, но эту нелюбовь, вследствие указанной причины, усвояет ему летописец. Из этого следует, что летописец далёк был от того, чтобы считать Владимира величайшим развратником. А если так, то из этого в свою очередь должно следовать, что читаемое в летописи о разврате Владимира не должно быть усвояемо ему самому. Мы весьма подозреваем, что из этой торговли невольницами и возникло сказание о многочисленнейшем гареме Владимировом, т. е. что продажные невольницы, которых он имел всегда много, прямо превращены в его наложниц. Адам Бременский, говоря о Норманнах, что они презирают золото, серебро и всё, что у других считается драгоценным, in sola mulierum copula modum nesciunt, – quisque secundum facultatem suarum virium duas aut tres et amplius simul habet, divites et principes absque numero (Lib. IV, c. 21), даёт знать, что пользование невольницами как наложницами было у Норманнов весьма распространено. Ибн-Фоцлан говорит, что князь Руссов имел при себе назначенных для его постели 40 служанок (vierzig Mädchen, у Френа S. 21). Прямо о самом Владимире Титмар Мерзебургский утверждает, что он был fornicator immensus et crudelis (Chronic., lib.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Пономарёв, Н. И. Сериков). Чем объяснить поход Владимира Святославича на Корсунь, если киевский князь был союзником Византии? Рус. войско появилось в Византии не позднее осени 988 г. Следовательно, летом или осенью того же года русско-визант. союзный договор должен был предусматривать и прибытие на Русь царевны Анны. Очевидно, именно для ее встречи Владимир Святославич «к порогам ходи» «на другое лето по Крещении», но до похода на Корсунь, как о том сообщает Иаков Мних. Брак «порфирородной» принцессы с «варваром» был уникальным исключением из визант. династических правил, и потому было бы вполне понятным, если бы Василий II, получив рус. военную помощь, не торопился с исполнением своих обязательств. В таком случае осаду и взятие Корсуни Владимир Святославич предпринял для того, чтобы вынудить К-поль сдержать свое обещание. Этому естественному объяснению А. В. Поппе попытался противопоставить гипотезу, по которой Корсунь был на стороне мятежного Фоки Варды и его захват Владимиром Святославичем явился выполнением союзнических обязательств со стороны киевского князя. Такая т. зр. нашла сторонников (Л. Мюллер, В. Водофф и др.), но столкнулась и с основательной критикой (Д. Оболенский, В. Зайбт, А. Ю. Карпов). Так, в рамках гипотезы Поппе трудно объяснить устойчивое соединение в древнерус. традиции взятия Корсуня с прибытием Анны. Приведенные данные не позволяют безусловно предпочесть к.-л. из 2 древнерус. версий Крещения Владимира Святославича - «корсунскую» или Иакова Мниха, но последняя выглядит в их свете, как и в свете всей суммы древнерус. источников, все же более вероятной. Титмар Мерзебургский также относит «великие насилия», которые Владимир Святославич «чинил над слабыми данайцами» (т. е. греками - Thietm. VII. 72. Р. 486; Назаренко. Немецкие латинояз. источники. С. 135, 140), уже ко времени после Крещения князя. В результате ход событий реконструируется следующим образом. Видимо, уже в 987 г. Василий II начал переговоры с Владимиром Святославичем о военном союзе, причем был вынужден принять требование киевского князя о союзе династическом.

http://pravoslavie.ru/38465.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010