Тайна всеславянства - это евангельское служение всечеловечеству ради всеобщего единения всех людей во Христе. Тайна всечеловечества лежит во всечеловеке, который силой своей вселюбви находит в каждом человеке и в каждом народе вечные Божественные ценности и драгоценности. Тайна всечеловека - в Богочеловеке, Который Своим непреходящим Божественным совершенством украшает все человеческое, что содержится во всем человеческом мире. Примечания 566. " Дневник писателя " , т.Х, с.296. 567. Там же, с.223. 568. " Братья Карамазовы " , m.XIII, с.366. 569. Там же, с.366-367. 570. Там же, с.80. 571. Курсив Ф.М. Достоевского. 572. " Дневник писателя " , m.XI, с.469-470. 573. Там же, с.466-467. 574. Там же, с.468. 575. Там же, т.Х, с.204. 576. Там же, m.XI, с.25-25. 577. Там же, m.IX, с.22-23. 578. Там же, m.IX, с.42. 579. Там же, m.XI, с.470. 580. Курсив Ф.М. Достоевского. 581. " Дневник писателя " , m.XI, с.448,449. Тайна европейского человека и славянского всечеловека Все людское существо скрывает и хранит свою главную тайну в своем высшем идеале. Это относится и к европейскому человеку: его тайна в его идеале. Но какой же высший идеал европейского человека? Прежде всего, это самостоятельный и непогрешимый человек - человекобог. Все идеи и вся деятельность европейского человека пронизаны одним желанием и одним стремлением: стать независимым и самостоятельным, как Бог. По сути, над Европой властвует одно божество: непогрешимый человек - человекобог. В роскошном пантеоне Европы непогрешимый человек - верховное божество, остальные боги суть его производное или его отражение. " Непогрешимый " человек властвует и в европейской религии, и в европейской философии, и в европейской науке, и в европейской политике, и европейской технике, и в европейском искусстве, и во всей европейской культуре и цивилизации. Во всем - только человек, притом европейский человек, гордый и чванливо самодовольный и непогрешимый. Говоря об этом, я имею в виду европейского человека в целом, в его главной идее.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Однако сводить процесс заселения иргизских земель к одной лишь старообрядческой колонизации было бы значительным упрощением. Жители возникавших поселений принадлежали к различным социальным стратам – это были отечественные и «загранишные» раскольники, казаки, беглые крестьяне, крестьяне дворцовые и монастырские. Первые населенные пункты на Иргизе в рассматриваемый период были основаны «на дикопорозжей земле без всякого отводу и между собою разделу» беглыми крестьянами, многие из которых впоследствии, чтобы легализоваться и участвовать в отводе земель, записались в «загранишные» раскольники. Беглыми крестьянами в 1762–1763 годах были основаны деревни Перекопная и Берёзовая. Указанные выше старообрядческие поселения Мечетная и Криволучье возникли чуть позже – в 1764–1765 годах. В результате переселения в 1771–1774 годах на Иргиз православных по вероисповеданию дворцовых крестьян из Малыковской волости появляются Быков Отрог и Маянга, недалеко от которых располагалось и Балаково 571 . Упоминания о Балакове встречаются задолго до начала массового расселения старообрядцев по Иргизу. Так, например, в архивном документе «Доношение из Малыковской Приказной Избы», датированном 1738 годом, есть упоминание о казачьем поселении Балаков юрт 572 . О деревне Балаково говорится в описи вотчин московского Новоспасского монастыря за 1763–1764 годы: «Приписная к селу Малыковке новопоселенная д. Булакова, перешедшая Синб уезда из с. Юлова Городища. Поселение та деревня имеет на берегу р. Волги, на луговой стороне, на рч. Булановой (так в тексте. – П.С.), к наступающей ныне вновь ревизии, в поданных в Син провин канц сказке написано 93 души» 573 . Отметим особо – юловские колонисты не являлись раскольниками. Некоторые исследователи считают, что именно крестьяне Юлова Городища, переселённые Новоспасским монастырём между 1747 и 1764 годом на левый берег Волги, основали деревню Булакову, из которой впоследствии вырос город Балаково Саратовской области 574 . В 1857 году балаковский удельный голова Яблошников в официальном отчёте повторяет распространённую легенду об основании села старообрядцами после издания императорского манифеста от 14 декабря 1762 года. Чуть ниже в отчёте он делает существенную оговорку, которая, по сути, дезавуирует общепринятую версию: «По словам старожилов, основание села совершилось ранее Манифеста, в 1742 году» 575 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Имп. Маврикий. Бронзовая монета. Аверс. Реверс. V–VI вв. [Флавий Маврикий Тиверий; греч. Θλβιος Μαυρκιος Τιβριος; лат. Flavius Mauricius Tiberius] (14.08.582 - 21.11.602). М.- сын Павла, выходец из состоятельной греч. семьи. Семья М. приписывала себе знатное рим. просхождение, но в реальности, вероятно, имела арм. корни ( Charanis. 1965). М. появился в К-поле примерно в кон. 60-х гг. VI в. при дворе имп. Юстина II (565-578) и стал секретарем Тиверия , комита экскувиторов (начальник дворцовой стражи; император в 578-582). В дек. 574 г., после того как Тиверий был провозглашен соправителем имп. Юстина II, М. занял пост комита экскувиторов. В кон. 577 г., когда реальная власть в К-поле перешла к Тиверию, М. был назначен комитом Востока и возглавил визант. армию в войне против Персии, к-рая велась с 571 г. Первоначально его ставка находилась близ Кесарии Каппадокийской , в родных для него местах. Действия М. на востоке были в основном успешными, определившими постепенный переход инициативы в военных действиях от персов к византийцам. Летом 578 г. М. возглавил поход в персид. приграничную провинцию Арзанену, овладел неск. крепостями, переселил оттуда христиан на Кипр. В 579 г. осаждал крепость Хломарон в Арзанене (близ совр. Малабади, Юго-Вост. Турция), но успеха не добился. Летом 581 г. одержал победу над персами у крепости Монокарт (ныне Кызылтепе, Юго-Вост. Турция), причем в сражении был убит персид. полководец Тамхосров. Осенью 581 г. М. праздновал триумф в К-поле, в честь побед Монокарт был переименован в Тивериополь ( Theoph. Chron. P. 251-252). Весной следующего года в связи с болезнью имп. Тиверия М. был вызван в К-поль; 5 авг. 582 г. был провозглашен кесарем, 13 авг., за день до смерти Тиверия, был коронован Тиверием во дворе Трибунала Большого дворца в К-поле. Вскоре после коронации М. женился на дочери имп. Тиверия Константине ( Evagr. Schol. Hist. eccl. V 22, VI 1; Theoph. Chron. P. 252). Соправителем М. остался Герман, женатый на Харито, сестре жены М., и провозглашенный кесарем еще при жизни Тиверия в 582 г., однако его влияние на политику М. было незначительным. Формирование правительства М. завершилось его вступлением в должность консула, которое состоялось 25 дек. 583 г., хотя по традиции консулат начинался 1 янв. ( Theophyl. Sym. Hist. I 12; Theoph. Chron. P. 253).

http://pravenc.ru/text/2561152.html

Естественно, что бывали отпадения в католичество не только униатов 552 , но даже православных 553 , а покушения в этом смысле встречались часто 554 и всякими наступательными способами 555 . Дворянство самовольно устраивало каплички, чинило насилия над священниками 556 , стесняло их материально 557 , всячески агитировало против российского православия 558 и вообще играло тут столь видную роль 559 , что была нужда отсылать к указу 22 апреля 1794 г. об уголовной преступности подобных действий 560 . Эти влиятельные лица часто поддерживали, развивали и организовали энергичную агитацию против православия 561 , пользуясь своей материально-экономической силой 562 и непосредственно и через арендаторов католиков 563 . Католическое духовенство не всегда внушало веру к своей политической благонадёжности 564 . Его религиозная пропаганда проявлялась в самых разнообразных формах: крестили в католическую веру детей от смешанных браков 565 , которые однако приходилось допускать 566 ; влияли на служащих при костёлах униатов 567 ; служили молебны о покорении папе всех церквей 568 ; завлекали женщин в католичество путём плотских связей 569 ; совершали самовольные служения в каплицах с целями совращения 570 поощряли простолюдинов порицать православие 571 ; выставляли на вид икону Богоматери с пробитым сердцем 572 , или затевали специальные импонирующие процессии с разной статуей Христа в рост и с прицепленными волосами на голове, возбуждая католиков и униатов и увлекая даже православных 573 . Эти мелкие факты были обнаружением упорного настроения и служили осуществлению систематического похода. Посему Смарагд старался привлекать их в свою компетенцию и ставил себе в «непременный долг входить в посредство» по гражданскому производству подобных частных дел 574 . Ближайшими виновниками всех этих осложнений являлись, конечно, католические ксёндзы, униатские же были до того неудобны, что одна епархия старалась сбыть их в другую 575 . На первых порах обращалось немного из членов униатского духовенства, хотя рекомендовалось внушать им, что «прежние их выгоды останутся при них ненарушимы и по присоединении, а в нуждах найдут они особую помощь и покровительство и в Православном Начальстве Духовном, и в благо-попечительном Правительстве» 576 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

И Ириней, подобно Иустину, вдохновение пророков иногда усвояет и Слову 566 , хотя приписывает его по преимуществу Св. Духу 567 , и, подобно Феофилу, Духа называет премудростью, тогда как Сына называет Словом 568 . Но вместе с этим он, как и они, с совершенной ясностью отличает Духа от Сына. Так, по Иринею, к Духу наравне с Сыном обращался Бог перед сотворением человека, когда говорил: сотворим человека по образу и по подобию нашему 569 . И самое создание человека произведено руками Отца, т. е. через Сына и Духа 570 . Называя Сына и Духа руками Отца, наподобие того, как есть две руки у человека, Ириней ясно допускает этим совершенную параллель между Сыном и Духом, и следовательно, в совершенно одинаковом смысле усвояет как тому, так и другому и ипостасное бытие. То же самое ясно утверждает он, когда, принимая во внимание, что Сын, совершив дело искупления, отошел к Отцу, а начатое Им дело продолжает в церкви Св. Дух, – говорит следующее: «Таково... распределение и распорядок спасаемых и постепенно усовершаемых, что через Духа они восходят к Сыну, а через Сына к Отцу 571 . Прямее же и проще всего Ириней свидетельствует как свою, так и всей церкви веру в Св. Духа, как божественную ипостась, в своем вероизложении, где Дух наравне с Отцом и Сыном признается предметом верования и благоговейного чествования всей древневселенской церкви 572 . Нет сомнения, что и Климент александрийский признавал ипостасность и божество Св. Духа, что между прочим видно из того, что он поставлял Св. Духа в ряду действительных божеских лиц Отца и Сына 573 , и именно поставлял Его на третьем месте, тогда как Сына помещал на втором, а Отца на первом 574 . 483 Contr. haeres. lib. II. с. 13. n. 8. Мысль о независимости рождения Сына Божия ни от какого времени столь же ясно выражает Ириней в следующем месте: «Когда ясно показано, что бывшее в начале у Бога Слово, которым все создано, которое также всегда было присуще роду человеческому, в последние времена, согласно со временем предопределенным Отцом, соединилось со своим созданием и сделалось человеком, могущим страдать, но устраняется всякое возражение тех, которые говорят: „если Он родился в то время, то значит прежде не было Христа“. Ибо я показал, что Сын Божий, в начале сущий у Отца, не начал (быть) тогда» (Contr. haeres. lib. III. с. 18. n. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

20 . Поэтому мы не стыдимся называть Его 567 также Господом, Спасителем и даже Богом, ибо должны мы приносить молитву Ему как Создателю. 568 21 . Все это, как мы веруем, принадлежит тому Человеку, чей благоговейно почитается нами во имя Его и из-за Него; и все, что относится , говорится о Нем. Мы также без опасения называем человечество 569 Господа нашего, Который поистине есть Человек, Богом, Создателем и Господом, и , что Его руками были устроены миры и все было сотворено, 570 мы божественным образом относим к Нему. 571 Ибо Тот, 572 Кому принадлежит все это, добровольно вселился 573 в Него 574 и дал Ему честь Своего Божества и власть над всем, по причине благодеяний, которые тварь через Него должна была получить и начало которым было на Кресте. Также и ангелам приказал Он служить Ему, по словам блаженного Павла: Вводя Первородного во вселенную, Он сказал: И да поклонятся Ему все ангелы Божии. 575 Ибо Он даровал Ему быть поклоняемым вместе с Собою без различения, единым поклонением: Ему – Человеку, Который стал Господом, и Божеству равным образом. Хотя естества сохраняются с их свойствами, нет  различия в чести. 22 . Ибо мы веруем, что все, что относится к Нему, 576 поднято до Того, 577 Кто принимает это на Себя, возжелав, чтобы Он 578 участвовал в этой славе. Через Крест стало известным для нас все это, и точное знание о Создателе получили мы через этот предмет, который столь презренным считают неверующие. 23 . Во Христе поистине удостоены любви Создателя и любви друг к другу все словесные существа – ангелы и люди равным образом, 579 единого исповедания единого Бога, Господа всего. 24 . Ибо Крест – это одеяние Христа, точно так же, как человечество Христа – одежда Божества Его. Так образом, ожидая времени, когда истинный Прообраз будет явлен: тогда те предметы будут не нужны. Ибо Божество живет в человечестве неотделимо, без конца и навеки, то есть без ограничения. Поэтому мы смотрим на Крест как на место Шехины Всевышнего, святилище Господне, океан тайн домостроительства Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

571 In eadem Synodo conclusum, ut ministri abstineant a modis loquendi Philosophicis, de Trinitate, de Essentia, de Generatione, de modo procedendi: sed ut quilibet se contineat iutra terminos Prophetarum. Apostolorum, et Symboli Apostolici. Stoinii Epitome... Bibl. Antitr. p. 186. 572 Anno Christi nati 1562, in Synodo Pinczoviae a Reformatis habita, ex occasione controversiae de S. Trinitate, seu Deo essentia unico, personis trino, constitutum fuit... etc. And. Wissowatii Narratio Compend... Bibl. Actitr. p. 211. 573 Ibid. Antitr. р. З5. Gregorius Pauli Bresinensis. Polonus, а. 1555 erat iam Magismer et ecclesiae in Wola ргоре Cracoviam Minister, post vero ecclesiae Cracoviensis Pastor ac Senior. Ibid. p. 43. См. также Hist. du Socinian p. 30. 574 Hinc factum est ut Gregorius Pauli Minister Cracoviensis eodem anno 1562, post hanc Synodum Pinczovianam, illius decreto sese accomodando, quod Trinitatis mentionem pro concione facere prohibebat, publice ita concionaretur, ut Sacrae Literae et Symbolum Apostolicum de uno Deo loquuntur, et secundum ordinem quo dispositum est S. S. volumen Novi Testamenti, praelegeret in coetu et explicaret... Stoinii Epitome... Bibl. Antitr. p. 186. См. также And. Wissowatii Narratio Compend... Ibid. p. 211. Hist. du Socin. p. 33. 575 Gregorius Paulus Vermilio et Bullingero. Scripsimus vobis, начинает Паули своё письмо, viri clarissimi et fratres in Domino venerandi, de turbatis nostris ecclesiis per Stancarum, non solum in causa mediators integri Christi Domini, sed etiam in doctrina de trinitate. Cocfundit vero trinitatem et ex ea unum Deum trinomium confiat, ad quem quoque mediatorem filium eiusdem trinitatis statuit. Dividit avtem contra unum Christum et illi nomen Dei in trinitate relinquit... etc. В заключение Паули говорит: Respondete vero citius ne quid mali ecclesia habeat, et ita quidem ut nullius respertum habeatis, nullius gloriae, praeterquam Dei et Domini Jesu Christi studeatis, et cavete ne gladium sumant furiosi qui se vestra autoritate tuentur. Ego exspecto responsum vestrum cum summo desiderio. Corp. Reform. t. 47. p. 541 544.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Умная, сердечная, душевная молитва заповедана человеку Богом и в Ветхом, и в Новом Завете. Возлюбиши Господа Бога твоего, повелевает Бог, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем умом твоим, и всею крепостию твоею: сия есть первая заповедь [ 570 ]. Очевидно, что исполнения величайшей, возвышеннейшей заповеди из всех заповедей иначе достигнуть, как умною, сердечною и душевною молитвою, которою молящийся отделяется от всей твари, весь, всем существом своим, устремляется к Богу. Находясь в этом устремлении к Богу, молящийся внезапно соединяется сам с собою и видит себя исцелившимся от прикосновения к нему перста Божия. Ум, сердце, душа, тело, доселе рассеченные грехом, внезапно соединяются воедино о Господе. Так как соединение произошло о Господе, произведено Господом, то оно есть вместе и соединение человека с самим собою и соединение его с Господом. За соединением, или вместе с соединением, последует явление духовных дарований. Правильнее: соединение — дар Духа. Первое из духовных дарований, которым и производится чудное соединение, есть мир Христов [ 571 ]. За миром Христовым последует весь лик даров Христовых и плодов Святого Духа, которые Апостол исчисляет так: любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание [ 572 ]. Молитва исцеленного, соединенного, примиренного в себе и с собою чужда помыслов и мечтаний бесовских. Пламенное оружие падшего херувима перестает действовать: кровь, удержанная силою Свыше, перестает кипеть и волноваться. Это море делается неподвижным, дыхание ветров — помыслы и мечтания бесовские — уже на него не действуют. Молитва, чуждая помыслов и мечтаний, называется чистою [ 573 ] , непарительною. Подвижник, достигший чистой молитвы, начинает посвящать упражнению в ней много времени, часто сам не замечая того. Вся жизнь его, вся деятельность обращается в молитву. Качество молитвы, сказали Отцы, непременно приводит к количеству. Молитва, объявши человека, постепенно изменяет его, соделывает духовным от соединения со Святым Духом, как говорит Апостол: Прилепляяйся же Господеви един дух есть с Господем [ 574 ]. Наперснику Духа открываются тайны христианства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

543 Braden Ch. S. Spirits in Rebellion. The Rise and Development of New Tought. Dallas, 1987. P. 40. 553 Бодхисаттва – буквально «пробужденное существо» в буддизме – благой помощник человека на его пути к нирване, выполняет религиозную функцию, схожую с ролью языческих богов. 558 Judah J. Stillson. The History and Philosophy of the Metaphysical Movements in America. Philadelphia, 1967. P. 287. 571 Йонгги Чо Д. Четвертое измерение. Ключ к укреплению веры и к успешной жизни. Киев, 2001. С. 64. 573 Braden Ch. S. Spirits in Rebellion. The Rise and Development of New Tought. Dallas, 1987. P. 399. 574 Йонгги Чо Д. Четвертое измерение. Ключ к укреплению веры и к успешной жизни. Киев, 2001. С. 64. 580 Hunt D., McMahon T.A. Seduction of Christianity: Spiritual Discernment in the Last Days. Eugene, Oregon, 1985. P. 157. 581 Йонгги Чо Д. Четвертое измерение. Ключ к укреплению веры и куспешной жизни. Киев, 2001. С. 66. 589 Hunt D., McMahon T.A. Seduction of Christianity: Spiritual Discernment in the Last Days. Eugene, Oregon, 1985. P. 157–158. 593 Hunt D., McMahon T.A. Seduction of Christianity: Spiritual Discernment in the Last Days. Eugene, Oregon, 1985. P. 158. 594 Сторонники «позитивного исповедания», строя апологию своего учения, ссылаются на библейскую фразу ( Притч.18:21 ). «Смерть и жизнь – во власти языка», которую они предпочитают перестроить более «позитивно»: «Жизнь и смерть – во власти языка» (Аделаджа С. Жизнь и смерть – во власти языка. Киев, 1998). Комментируя значение языка в жизни человека, святитель Иоанн Златоуст подразумевает под «смертью» в Притч.18:21 те совершаемые языком грехи, которые влекут осуждение перед Богом: «когда злословит, хулит, сквернословит, клевещет, клянётся, нарушает клятвы», а также способность злой речи ранить, нанести удар брату «Жизнь» во власти языка Златоуст определяет как меч «для обличения своих грехов», то есть ведущее к оправданию перед Богом раскаяние. Иоанн Златоуст непосредственно увязывает Притч. 18:21 с Мф.12:37 : «Послушай, что говорит тот, кто сказали прежнее: смерть и жизнь во власти языка ( Притч. 18:21 ). И Христос выражает то же самое, когда говорит: от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься ( Мф.12:37 )» (Св. Иоанн Златоуст . Слова огласительные. Слово первое./Полное собрание творений. Т. 2, Кн. 1. М., 1993, С. 258).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pozitivn...

Этот класс кающихся находился в одинаковых условиях с первым классом оглашённых, с которым и носил общее наименование. Те и другие должны были стоять в притворе (ναρθηξ) и слушать чтения из Свящ. Писания и поучения, пока закрывались двери храма. По предположению Августе, оглашенные имели пред этим классом кающимися то преимущество, что на них возлагаемы были руки, прежде чем они высылались, тогда как кающиеся этого не удостаивались. Вопреки Баумгартену и Бейеру он утверждает, что над этими кающимися руковозложение не совершалось 571 . Третья степень (называемая υποπτωσις) состояла в том, что кающиеся могли присутствовать при молитве верных и стоять во время ея на коленях, отчего и назывались припадающими (υποπιπτοντες или γονυχλινοντβς, genuflectentes). Этот класс кающихся соответствовал второму классу оглашённых, которые назывались этим же именем. Но между ними делалось различие, состоявшее по мнению Августи в том, что кающиеся высылались из храма после оглашённых, а главное, что для кающихся полагался срок более продолжительный, чем для оглашённых 572 . Четвертую степень (называемую συττασις, consistentia или просто statio) составляло стояние с верными 573 (отчего кающиеся назывались συνιστμενοι) и участие в молитве верных (ευχ των τστων), в чем заключалось преимущество кающихся этого класса над оглашенными. Тогда как последнее перед началом этой молитвы высылались, первые оставались, хотя еще не имели права участвовать в приобщении евхаристии до истечения двухгодичного срока 574 . Оставались ли кающиеся этой степени при самом совершении евхаристии или же по окончании молитвы были удаляемы – неизвестно. Впрочем, причина, по которой удаляемы были оглашенные, не могла иметь места в отношении кающихся: первые еще не должны были быть посвящены во все таинства, тогда как кающиеся посвящены в них раньше и теперь удаляемы была лишь в наказание. Поэтому очень вероятно, что они присутствовали и при совершении евхаристии. Если же допустить, что они удаляемы были по окончании молитвы, то нужно признать вероятным мнение Беллярмина 575 и Каве 576 , признающих пятую степень покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010