18 При отмене пения «Честнейшую» возглас: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим», не произносится (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 310). Если 9-я песнь канона поется с припевами, то 1-й припев, по традиции, возглашает диакон (или священник), совершающий каждение. Каждение на утрене на 9-й песни канона никогда не отменяется (ср.: Минея, 1 сентября). 19 В тех храмах, где пение канона сокращается, все же необходимо единожды пропеть все припевы к соответствующим тропарям канона (например, соединив припевы по два перед последним тропарем канона праздника и первым тропарем канона святого). 20 Хвалитные псалмы поются до соответствующей отметки, в данном случае «на 6». По Уставу, хвалитные псалмы должны петься, если есть стихиры на хвалитех. По установившейся практике, первые два стиха («Всякое дыхание...») поет хор, остальные дочитываются чтецом. 21 В современной редакции Типикона ничего не говорится об открытии царских врат на великое славословие (см. Типикон, гл. 23). Обычай открывать царские врата на великое славословие – отголосок древней практики, когда после великого славословия совершался вход с Евангелием, и следовало чтение его (см., например, Устав Церковный 1641 года, 8 сентября, Маркова глава). Поскольку вход с Евангелием в конце великого славословия теперь не совершается, то наиболее правильно было бы открывать царские врата только к отпусту утрени, о чем указывается в старых редакциях Типикона (см.: Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Вып. II. Гл. 2. С. 316). Обычай чтения Евангелия после великого славословия берет свое начало от Устава Великой церкви (ср.: Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»). 22 Ср.: Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Вып. III. С. 3, 5; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 57; Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 346. 23 Практика замены на 1-м часе кондака «Взбранной Воеводе...» на кондак праздника не относится к великим недвунадесятым праздникам (Обрезание Господне, Рождество Иоанна Предтечи, память апп. Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы).

http://patriarchia.ru/bu/2023-01-14/

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы. Апостол и Евангелие – Богородицы и дня. Примечание. В период пения Октоиха на Литургии в субботу рядовые чтения следуют после чтений святых. В воскресные дни рядовые чтения предваряют чтения святого. В седмичные дни рядовые чтения предваряют чтения святого, даже при полиелейном и бденном святом; впрочем, при бденном святом рядовые чтения обычно переносятся на предыдущий или на следующий день. 1 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 2 В церковно-богослужебной практике (ср.: Розанов Н., прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения... в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском соборе в течение всего года... М., 1901. С. 25) в подобных случаях, а также на двунадесятые Богородичные праздники, их предпразднство, попразднство и отдание обычно поется «...молитвами Богородицы...», хотя Типикон не дает такого указания. «Припев: „Спаси ны, Сыне Божий, молитвами Богородицы, поющия Ти...” – продукт литургической самодеятельности. Его не знает ни Устав, ни литургика. Он и стилистически шероховат (слова „молитвами Богородицы” в подобных припевах стоят в начале, а после „Сыне Божий” требуется определение с артиклем ). По Уставу и на праздники Богородичные положен припев „Спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый...”. По-видимому, отцы – составители Устава видели в Богородице Возглавительницу всего лика святых» (из письма проф. Д. П. Огицкого свт. Афанасию (Сахарову) от 19–22 апреля 1961 года; см.: Переписка Д. П. Огицкого с епископом Афанасием (Сахаровым)//Журнал Московской Патриархии. М., 1997. 7. С. 71). 3 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 4 В церковно-богослужебной практике (ср.: Розанов Н., прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения... в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском соборе в течение всего года... М., 1901. С. 25) в подобных случаях, а также на двунадесятые Богородичные праздники, их предпразднство, попразднство и отдание обычно поется «...молитвами Богородицы...», хотя Типикон не дает такого указания. «Припев: „Спаси ны, Сыне Божий, молитвами Богородицы, поющия Ти...” – продукт литургической самодеятельности. Его не знает ни Устав, ни литургика. Он и стилистически шероховат (слова „молитвами Богородицы” в подобных припевах стоят в начале, а после „Сыне Божий” требуется определение с артиклем ). По Уставу и на праздники Богородичные положен припев „Спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый...”. По-видимому, отцы – составители Устава видели в Богородице Возглавительницу всего лика святых» (из письма проф. Д. П. Огицкого свт. Афанасию (Сахарову) от 19–22 апреля 1961 года; см.: Переписка Д. П. Огицкого с епископом Афанасием (Сахаровым)//Журнал Московской Патриархии. М., 1997. 7. С. 71).

http://patriarchia.ru/bu/2024-07-06/

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 4 мая 2024 года 21. Страстная седмица. Великая Суббота. Сщмч. Ианнуария еп. и мч. Феодора, иже в Пергии. Полунощницу «поем в келлиях, и глаголем кафизму 9-ю» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Пяток вечера», 2-е «зри»). По 1-м Трисвятом – тропарь, глас 2-й: «Благообразный Иосиф…». По 2-м Трисвятом – кондак Триоди, глас 6-й: «Бездну заключивый…» (см на утрене Великой Субботы). «Господи, помилуй» (12), и отпуст (заупокойная молитва «Помяни, Господи…» не произносится). Примечание. По Уставу, утреня Великой Субботы начинается «в 7-й час нощи», т. е. по-нашему – около 1-го часа ночи (ср.: Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»). Начало утрени обычное (с «Царю Небесный…»). Псалмы 19-й и 20-й (во время псалмов – обычное каждение). Шестопсалмие. (Иерей читает утренние молитвы .) Ектения великая. Примечание. В Великую Субботу – на утрене, часах, вечерне, Литургии – всё, что обычно читается на солее, как-то: ектении, Апостол, Евангелие, входные (а также заамвонная) молитвы – произносится перед Плащаницей. Малый и великий входы совершаются также перед Плащаницей. Причащение мирян и отпуст – на амвоне. На «Бог Господь» – тропарь, глас 2-й: «Благообразный Иосиф…». «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Егда снизшел еси…», «И ныне» – ин тропарь, глас тот же: «Мироносицам женам…». Примечание. «Посем настоятель свещы раздает братии: и начинаем пети непорочны со сладкопением. Такожде по стиху. И похвалы возглашает певец, во глас 5-й… Тогда настоятель кадит церковь всю, и братию по чину» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»). С началом пения тропарей отверзаются царские врата, священнослужители исходят к Плащанице. Предстоятель раздает возжженные свечи сослужащим. Возжигают свечи и все предстоящие. Предстоятель с диаконом кадят Плащаницу окрест (трижды) и совершают, по традиции, полное каждение храма. Непосредственно по окончании тропарей начинается пение Непорочных (на 5-й глас, и в тот же глас – похвалы). По Уставу, должна петься вся 17-я кафизма (с похвалами), но обычно певцы поют несколько первых стихов с их похвалами, затем поют только псаломские стихи, а похвалы читают священнослужители. При соборном служении псаломские стихи могут петь все священнослужители. Также существует практика, по которой и псаломские стихи, и похвалы читаются. Если священник один, то чтец читает псаломские стихи, а священник – похвалы .

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

В храме святого – тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – святителя и дня . Апостол и Евангелие – святителя и дня. 1 Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2008 года установил днем памяти свт. Иоанна Максимовича, архиеп. Шанхайского и Сан-Францисского, 19 июня (ст. ст.). 2 См.: Минея-Июнь. Ч. 2. М., 2002. С. 597–611; Минея дополнительная. М., 2005. С. 297–308. 3 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16 июля 2013 года был утвержден для общецерковного употребления текст службы свт. Иоанну Максимовичу, архиеп. Шанхайскому и Сан-Францисскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/3103634.html), на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/257), а также опубликован в издании: Глаголу Божию внимая: православный церковный календарь на 2015 год. Чтения из Священного Писания на каждый день. М., 2014. С. 402–415. 4 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах. 5 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 6 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегонителя фараона…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду прошед…»). 7 См.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372. 8 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 9 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегонителя фараона…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду прошед…»).

http://patriarchia.ru/bu/2022-07-02/

21. Страстная седмица. Великая Суббота. Сщмч. Ианнуария еп. и мч. Феодора, иже в Пергии. Полунощницу «поем в келлиях, и глаголем кафизму 9-ю» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Пяток вечера», 2-е «зри»). По 1-м Трисвятом – тропарь, глас 2-й: «Благообразный Иосиф...». По 2-м Трисвятом – кондак Триоди, глас 6-й: «Бездну заключивый...» (см на утрене Великой Субботы). «Господи, помилуй» (12), и отпуст (заупокойная молитва «Помяни, Господи...» не произносится). Примечание. По Уставу, утреня Великой Субботы начинается «в 7-й час нощи», т. е. по-нашему – около 1-го часа ночи (ср.: Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»). Начало утрени обычное (с «Царю Небесный...»). Псалмы 19-й и 20-й (во время псалмов – обычное каждение). Шестопсалмие. (Иерей читает утренние молитвы .) Ектения великая. Примечание. В Великую Субботу – на утрене, часах, вечерне, Литургии – всё, что обычно читается на солее, как-то: ектении, Апостол, Евангелие, входные (а также заамвонная) молитвы – произносится перед Плащаницей. Малый и великий входы совершаются также перед Плащаницей. Причащение мирян и отпуст – на амвоне. На «Бог Господь» – тропарь, глас 2-й: «Благообразный Иосиф...». «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Егда снизшел еси...», «И ныне» – ин тропарь, глас тот же: «Мироносицам женам...». Примечание. «Посем настоятель свещы раздает братии: и начинаем пети непорочны со сладкопением. Такожде по стиху. И похвалы возглашает певец, во глас 5-й... Тогда настоятель кадит церковь всю, и братию по чину» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»). С началом пения тропарей отверзаются царские врата, священнослужители исходят к Плащанице. Предстоятель раздает возжженные свечи сослужащим. Возжигают свечи и все предстоящие. Предстоятель с диаконом кадят Плащаницу окрест (трижды) и совершают, по традиции, полное каждение храма. Непосредственно по окончании тропарей начинается пение Непорочных (на 5-й глас, и в тот же глас – похвалы). По Уставу, должна петься вся 17-я кафизма (с похвалами), но обычно певцы поют несколько первых стихов с их похвалами, затем поют только псаломские стихи, а похвалы читают священнослужители. При соборном служении псаломские стихи могут петь все священнослужители. Также существует практика, по которой и псаломские стихи, и похвалы читаются. Если священник один, то чтец читает псаломские стихи, а священник – похвалы .

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-04/

На часах – тропарь и кондак преподобного. На Литургии блаженны преподобного, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и преподобного. Апостол и Евангелие – дня и преподобного. Г. На вечерне кафизма 15-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: св. Димитрия, глас 5-й – 3, и мученика, глас 1-й – 3. «Слава» – св. Димитрия, глас 6-й: «Приидите, вси благочестия рачителие...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажит...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры св. Димитрия, глас 1-й (со своими припевами). «Слава» – св. Димитрия, глас 6-й: «Днесь воистинну...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза...». По Трисвятом – тропарь св. Димитрия (по выбору). «Слава» – тропарь мученика (общий), глас 4-й: «Мученик Твой, Господи, Лукиллиан...» (см. в Минее общей, гл. 14, л. 80 об.; ср.: Типикон, 2 сентября), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от века...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь св. Димитрия (дважды; по выбору). «Слава» – тропарь мученика (общий), глас 4-й: «Мученик Твой, Господи, Лукиллиан...» (см. в Минее общей, гл. 14, л. 80 об.; ср.: Типикон, 2 сентября), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от века...». Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны св. Димитрия (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), св. Димитрия на 6 и мученика на 4. Библейские песни «Господеви поем...» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»). Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – кондак мученика (общий), глас 2-й: «Звезда светлая...» (см. в Минее общей, гл. 14, л. 83) ; седален св. Димитрия, глас 8-й. «Слава» – седален мученика, глас 1-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Упование христиан...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-06-16/

Подробнее см.: И. Мансветов. Церковный устав (Типик). Его образование и судьба в греческой и русской Церкви. Москва, 1885, с. 228-249. И более подробно: И. Мансветов, О песенном последовании (σματικ κολουθα). Его древнейшая основа и общий строй//Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе за 1880 год. Часть 26. Москва, 1880, с. 752-1028. См. об этом: А. П. Доброклонский. Преп. Феодор, исповедник и игумен Студийский. Одесса, 1913, с. 331-336. Подробнее об этом см. Job Getcha. La reforme liturgique du metropolite Kiprien de Kiev. Ed. Cerf, Paris, 2010, с. 135-136 (о встрече Феодора Студита с палестинскими монахами из монастыря святого Саввы на Олимпе Вифинском в монастыре Саккудион). М. Арранц пишет по этому поводу: «Феодор Студит, возглавив монастырь Студион в Константинополе после иконоборческого кризиса, не восстановил службу древних неусыпающих или акимитов, а ввёл службу, известную ему, — службу монастыря святого Саввы около Иерусалима» (Как молились Богу древние византийцы, Ленинград, 1979, с. 19, 151). А. Пентковский. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. Москва, 2001, с. 153. «С формальной точки зрения Иерусалимский типикон обладает базовыми параметрами (месяцеслов, лекционарная система, евхологические тексты) константинопольского происхождения и представляет собой адаптацию первой редакции Студийского синаксаря к обычаям палестинских киновий», — пишет А. Пентковский (Иерусалимский типикон в Константинополе в Палеологовский период/ЖМП, 5, 2003, с. 77-87). Доброклонский, указ.соч., с. 941. Подробно об истории с принесением Студийского устава на Русь преп. Феодосием и переводе Типикона Алексия Студита см. также в указанной монографии А. Пентковского, глава «Студийско-Алексиевский устав — регулятор монашеской жизни и богослужения в Печерском монастыре», с. 171-176; и далее гл. «Студийско-Алексиевский устав в богослужебной традиции Русской Церкви», с. 195-222. См. также Job Getcha. La reforme, с. 147, 161 и сл. См. об этом в работе А. Пентковского, Типикон, с. 195-222.

http://pravoslavie.ru/55435.html

а) О неделе Праотцев имеется такой устав: «егда бывает неделя св. Праотец, оставляется последование прилучившегося святаго в ту неделю, и поем прежде в пяток на повечерии» (Типик., марк. гл., л. 114 на об.). Поэтому в эту неделю апостол и евангелие святого, если, впрочем, только он не великий, о котором есть другой устав, оставляются; оставляются также рядовые чтения из Апостола и Евангелия (Типик., л. 120). Читаются же апостол и евангелие только недели Праотцев. При этом назначаются один прокимен (песнь отцев: Благословен еси, Господи…), один аллилуиарий и два причастна – сначала обыкновенный воскресный, потом Праотцев (Типик., л. 120, 11 декаб., марк. гл.). б) Но если в неделю Праотцев случится св. пророка Даниила и святых трех отроков 17 декабря, то, при двух апостолах и евангелиях, назначаются два прокимна – отцев (Благословен еси, Господи) и святых (пр. Даниила и трех отроков), два аллилуиария также отцев и святых 478 и два причастна – один обыкновенный воскресный, другой Праотцев (Тип., л 123 на об., 17 дек., марк. гл.). К этому в Типиконе прибавлено: «сице поем службу и великого святаго празднуемаго, аще случится в сию неделю» (там же). Сей последний устав может иметь применение к 13 ч. декабря. Когда поется служба святых этого дня, то к прокимну, апостолу, аллилуиарию, евангелию и причастну недели Праотцев присоединяются прокимен, апостол, аллилуиарий, евангелие и причастен святых 13-го декабря. Г. В неделю пред Рождеством Христовым св. Отец. а) Неделя пред Рождеством Христовым может случиться вне предпразднства Рождества Христова, т.е. 18 или 19 декабря. В то и другое число полагаются, при одном апостоле и одном евангелии (ряд недели оставляется), один прокимен (песнь отцев: Благословен еси, Господи; Типикон, л. 124 на об.), один аллилуиарий: Боже, ушима нашима... 479 и два причастна – обыкновенный воскресный и недели пред Рождеством Христовым, т.е. св. Отцев (Типик., л. 124 на об., 18 декабря, марк. гл.) 480 . б) «Аще ли случится неделя св. Отец в предпразднстве внутрь 20 дне, сиречь в 20, в 21, в 22 и в 23 день»: то, по указанию Марковой главы (см. Типик., л. 126 на об.), полагаются прокимен, аллилуиарий и причастны те же самые, что в 18 и 19 декабря. Однакоже, предписывает Типикон: «Подобает ведати, аще случится Петра митрополита в неделю пред Рождеством Христовым святых Отец» (л. 128), то в этом случае «прокимен, апостол, аллилуиа и евангелие отцев и святаго. Причастен: Хвалите. Другий: Радуйтеся» (л. 129, декабр. 21, зри).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

6, 9 и 18 октября 109 , 14 и 16 ноября, 25 и 30 апреля 110 , 10 мая, 11 и 19 июня, 9 августа), хотя и не всегда (см. 28 сентября, 13 декабря, 11 и 27 января, 24 февраля, 21 и 25 мая, 15 июля). Но называет Типикон вечерню великой или не называет, во всяком случае она, по его мысли, должна быть отправляема по образцу великой воскресной вечерни в следующие именно дни: 1·Накануне господских и богородичных праздников и дней святых, имущих бдение, будет ли эта вечерня отправляться в соединении с утренею, иначе, на всенощном бдении, или отдельно от нее (в навечерия Рождества Христова и Богоявления Господня, если случатся в субботу или воскресенье 111 , а равно накануне и других праздников господских, богородичных и святых, если почему-либо не совершается всенощное бдение). Исключение представляют праздники Трех святителей 30 января, Благовещения пр. Богородицы 25 марта и храмового святого. Накануне всех этих трех праздников в некоторых случаях вечерня отправляется вседневная, а не великая 112 . Накануне Трех святителей это бывает тогда, когда сей праздник случится в четверток Сырной седмицы, т. е. в такой день, накануне которого Типикон назначает богослужение по великопостному уставу (Типик.) 113 . Накануне праздников Благовещения и храмового святого вседневная вечерня отправляется в Великий пост в том случае, если праздники сии будут следовать за таким днем, в который Типикон назначает великопостное богослужение 114 , а именно: если Благовещение случится в четверток 115 , пяток и субботу 3 седмицы св. Четыредесятницы, во вторник, среду, четверток, пяток и субботу 3, 4, 5 и 6 седмиц, во вторник, среду и четверток Страстной седмицы (см. основн. Благовещ. главу 25 марта, Типик., 116 а храмовой праздник – в субботу 1 седм. св. Четыредесятницы 117 , во вторник, среду, четверток, пяток и субботу 2, 3, 4, 5 и 6 седм. 118 – (хр. гл. 35 и 36, Типик.)119 . 2) Накануне дней полиелейных святых (в этом случае отдельно от утрени, а по усмотрению настоятеля церкви и в соединении с нею, по крайней мере, в период времени пения Октоиха).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

13 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 275–277; Минея общая, «Изъявление вкратце». 14 Прокимен Недели по Богоявлении совпадает с воскресным прокимном 1-го гласа, а аллилуиарий Недели по Богоявлении соответствует воскресному аллилуиарию 5-го гласа. 15 Ср.: Типикон, 7 января, 5-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 367–368. 16 В Марковой главе Минеи под 7 января сказано: «Причастен праздника и Предтечи…». По поводу этого выражения необходимо заметить, что, во-первых, оно не согласно с общим уставом о причастнах; во-вторых, в Типиконе (см.: 7 января, 5-е «зри») прямо сказано, что при указанном условии «праздника прокимен и причастен оставляется»; в-третьих, даже в Минее в следующей Марковой главе говорится, что причастен: «Хвалите Господа с Небес…, другий – святаго», и что причастен праздника (вместо причастна святого) поется только в том случае, если у святого нет причастна (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 368). 17 Ср.: Типикон, 7 августа, 4-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86, 783. 18 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 6-го гласа: «Благословенную нарекий…». 19 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. 20 На воскресной утрене в течение года по великом славословии поочередно поются два воскресных тропаря. Выбор тропаря зависит от гласа рядовой воскресной службы Октоиха: при воскресной службе 1-го, 3-го, 5-го и 7-го гласов поется тропарь, глас 1-й: «Днесь спасение миру бысть...», при воскресной службе 2-го, 4-го, 6-го и 8-го гласов – тропарь, глас 2-й: «Воскрес из гроба...» (ср.: Типикон, гл. 2-я; Часослов). 21 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 275–277; Минея общая, «Изъявление вкратце». 22 Прокимен Недели по Богоявлении совпадает с воскресным прокимном 1-го гласа, а аллилуиарий Недели по Богоявлении соответствует воскресному аллилуиарию 5-го гласа.

http://patriarchia.ru/bu/2022-01-23/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010