На утрене с великим славословием и на вседневной эта часть отсутствует. Здесь после седальна последней кафизмы читается 50 псалом. На великопостной утрене после 50 псалма непосредственно следует канон. Состав канона в разные праздники и дни седмицы различен и указывается на ряду в типиконе, октоихе, минеях и триодях. Существуют три порядка его отправления: праздничный, вседневный и великопостный. Все они изложены обстоятельно, с указанием библейских стихов, положенных для соединения с тропарями, в ирмологие. Праздничным порядком совершается канон на воскресной утрене, на утрене бденным и полиелейным святым и святым с великим славословием, а также и шестеричным святым и святым без знака в уставе, если памяти их совпадают с предпразднеством или попразднеством, отданием двунадесятых праздников и в период пятидесятницы. В прочее время года на памяти святых шестеричных и без знака в уставе, канон отправляется вседневным порядком. Существенная разница между праздничным и вседневным порядком отправления канона состоит в том, что при праздничном отправлении полагается так называемая рядовая катавасия (типикон, гл.19), которая поется после каждой песни канона. При отправлении канона вседневным порядком катавасия полагается лишь после 3, 6, 8 и 9 песен, причем ирмосы на катавасию берутся от последнего канона из читаемых. Кроме того, в этом случае после катавасии 9 песни поется “Достойно есть”, чего при отправлении канона праздничным порядком не положено (см. ирмологий). Великопостным порядком канон отправляется в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу первых шести недель великого поста, за исключением четверга пятой седмицы. Устав отправления канона великопостным порядком подробно изложен в типиконе в службе понедельника первой седмицы великого поста. На всяком каноне после 3, 6 и 9 песен полагается малая ектения, за которой следует после 3 песни обычно седален, после 6 – кондак, а после 9 – светилен или екзапостиларий. Кроме того после 8 песни поется “Честнейшую”. (Дни, когда не положено пение “Честнейшую”, указаны в 20 главе типикона.) На 9 песне канона совершается каждение всего храма (типикон, гл.22).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

1-я песнь в Библии 19 ст., в пост 19, в будни 12, празд. 10. 2-я песнь в Библии 43 ст., в пост 65. 3-я песнь в Библии 11 ст., в пост 16, в будни 12, празд. 10. 4-я песнь в Библии 19 ст., в пост 30, в будни 12, празд. 10. 5-я песнь в Библии 11 ст., в пост 15, в будни 12, празд. 10. 6-я песнь в Библии 8 ст., в пост 11, в будни 10, празд. 10. 7-я песнь в Библии 31 ст., в пост 34, в будни 12, празд. 10. 8-я песнь в Библии 22 ст., в пост 20, в будни 12, празд. 10. 9-я песнь Богородицы в Библии 10 ст., в богослужении 8. Песнь Захарии в Библии 12 ст., в пост 12, в будни 10, празд. 10. Сокращение делается так, что из песни выпускаются стихи, менее поэтические и отсутствие коих не нарушает хода речи и не трогает главной мысли; например, из 1 песни выпущены стихи — для будничного употребления: «Избранныя всадники тристаты потопи в Чермнем мори», — мысль, заключающаяся и в предыдущем стихе: «Силу его вверже в море»; или ст.: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости…» — мысль общая; для праздничного употребления выпущены стихи: «Огустеша яко стена воды… рече враг, гнав постигну…» — за подробное описание события. Из 5 песни опущено только 1 1/2 ст., из 6-й — 1. Первый стих никогда не опускается, равно как последний, почему песнь сохраняет и внешний свой вид. Будничное исполнение библейских песней носит название «Господеви поим», а праздничное «Поим Господеви» (см. гл. 18 Тип.). Песни в указанном трояком объеме помещены в Ирмологии; в Псалтири же следованной только в великопостном. К Ирмологию отсылает и разбираемая глава Тип.: «и по амине (на возглас: Милостию и щедротами) начинаем ирмос канона воскресна — К 1-му же тропарю припев: Слава, Господи, св. воскресению Твоему. Таже припевы песней воскресных (писаны в Ирмологии)». Способ исполнения в древности И в древней Западной Церкви библейские песни пелись более торжественным напевом, чем псалмы [ 682 ]. Можно думать, что первоначально библейские песни пелись с кратким припевом к каждому стиху, и такой способ пения их не оставлен был и тогда, когда появились каноны: до ирмоса или тропарей выпевалась вся песнь с этим припевом, а тропари пелись или без припевов, или с особыми припевами не из песни, или, наконец, с повторением последних стихов песни в качестве припевов. След такого исполнения ныне — 2-я песнь и песнь Богородицы, равно как способ пения канона в Страстную и Пасхальную седмицы (службы которых сохранили наиболее следов древней практики) [ 683 ].

http://predanie.ru/book/72341-tolkovyy-t...

   Древнейший греческий список Иерусалимского устава (в России) Моск. Рум. муз. Сев. собр. 491/35 XIII в. не имеет чина ни дневной, ни вечерней трапезы. Древнейший славянский Иерусалимский устав Моск. Синод. библ. 328/383 XIV в. имеет для вечерней трапезы чин, тождественный с нынешним, со следующими отличиями: «Ядят убозии…» трижды; после трапезы игумен: «Молитвами св. отец…» Братия: «Слава Отцу…», и бывает возвышение панагии, по чину дневной трапезы; отпуст не «С нами Бог…», а «Молитвами св. отец…».    У римо-католиков с утра.    Мф. 28:1: ψ δ σαββατων – поздно в субботу.    См. Вступ. гл., с. 10—11.     Игнатий Богоносец. К Поликарпу, 4.     Казанский П. О призыве к богослужению в восточной Церкви//Труды первого археологического съезда в Москве 1869 г. М., 1871, с. 310.     Тертуллиан. К жене II, 4.    Peregrinatio ad loca sancta (Паломничество Сильвии), 29, 30//Православ. Палест. Сборник. Вып. 20-й. СПб., 1889.     Кассиан. De institutis coenobiomm (Об установлениях киновий). IV, 12.     Map A. Acta Sanctorum, t. III, appendix, pp. 35, 43. Указание в Правилах св. Пахомия, сохранившихся только на лат. яз., на созыв к богослужению посредством трубы («когда услышит звук трубы, созывающей на собрание, vocem tubae ad collectam vocantis») сомнительно или же имеет такой же метафорический смысл, как выражение в Лествице: «когда по гласу духовной трубы видимо собираются на богослужения братия» (Лествица, степ. 19); и у Феодора Студита в стихах било называется трубою (Ducange. Glossarium ad scriptores mediae et infimae graecitatis. Vratislaviae, 1890—1, слово — ξλον).     Кирилл Скифопольский. Житие св. Саввы Освящ., гл. 42.    Лавсаик, гл. 104 (89).     Казанский П. О призыве к богослужению в восточной Церкви//Труды первого археологического съезда в Москве 1869 г. М., 1871, с. 311.    Луг духовный, гл. 11, 50, 104, 105.     Казанский П. О призыве к богослужению в восточной Церкви//Труды первого археологического съезда в Москве 1869 г. М., 1871, с. 300, 301.    «Тяжкая», τας βαρας (в им. падеже не встречается), может быть, обозначает, впрочем, не орудия звона, а самые удары в било (или в колокол), как видно из следующих выражений в греческом Евхологии и Типиконе: «ударяет тяжкая (τας βαρας) в железное», «ударяет тяжкая покосну и по окончании тяжких сходит». Выражение же «во вся тяжкая» по-греч. не употребляется (Казанский П. О призыве к богослужению в восточной Церкви//Труды первого археологического съезда в Москве 1869 г. М., 1871, с. 313).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

308 I. Φουντουλς, Παννυχς (­ Κε μενα Αειτουργικς, 2). Фессалоники 1969; см. гл. IV, с. 177, прим. 26. 309 Н.Д. Успенский , Чин всенощного бдения в Греческой и Русской Церкви (рукопись), Ленинградская Духовная Академия 1949; гл. III: Панихида, с, 416–467. См. С. 178, прим. 39. См. и. «Богословские Труды», 18 и 19. 310 V. Bruni, I funerali di un sacerdote nel rito bizantino secondo gli eucologi manoscritti di lingua greca, Иерусалим 1972. 312 Текст греческий: Барб. 336 в сравнении с Син. 956: Описание II, с. 13–14; ср. Фунтулис, Παννυχ;. 20, который следует Барб. 336, полностью дополняя возгласы и модернизируя пунктуацию. Греческий текст с французским переводом всех молитв см. в Or. Chr. Per. 40 (1974); M. Arranz, Les prières presbytérales de la «Pannychis» de l " ancien Euchologe byzantin et la «Panikhida» des défunts, p. 316–321. 316 Барб. 336 (Син. 956: Описание, II, с. 15; Фунтулис. с. 29–30). Эта главопреклонная молитва получила здесь исключением номер 107; вообще Барб. 336 объединяет эти молитвы в молитвы отпуста, которые им предшествуют; ср. напр., гл. IV, с. 137, 143, 146, 150. 319 Этот ценный документ, приложение-типикон к Константинопольскому Праксапостолу, мы знаем лишь по выдержкам А. Дмитриевского , Древнейшие патриаршие типиконы: Святогробский, Иерусалимский и Великой Константинопольской Церкви, Киев 1907. с. 330–334; возобновленный как приложение II и переведенный на французский язык X. Матеосом, Le Typicon de la Grande-Eglise, II (­ Or. Chr. Analecta 166) Rome 1963, p. 204–209. Ср. также для описания Дрезден 104: G. Bertoniere, The Historical Development ot the Easter Vigil and Related Services in the Greek Church (­ Or. Chr. An. 193) Rome 1972, p. 114–115. 320 Описание, II, c. 350–351. Эта рукопись полагает, что молитвы читались после антифонов, наоборот тому, что делалось в Константинополе. 322 F.X. Funk, Didascalia et Constitutiones Apostolorum, I, Paderborn 1905, VIII, гл. 37, с. 544. см. с. 39. 323 L. Ligier, Textus Liturgiae Judaeorun (­ Prex Kucharistica, Fribourg 1968, p. 36); Сидур Тефиллат кол пэ, изд. Ешхол, Иерусалим, с. 46, 109; The Authorised Daily Prayer Book of the United Hebrew Congregamion.... Londres 1961, p. 37, 96.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1 Церковные торжества на православном Востоке, ч. 1. СПб, 1909 г., очерк Х, стр. 7. 2 Церковные торжества на православном Востоке. СПб, 1909 г. Ч. 1, очерк IX, стр. 22—23 и очерк Х, стр. 14—22. 3 Житье и хоженье Данила руськыя земли игумена 1106—1107 гг. 3-й и 9-й выпуски Прав. Пал. Сб., 1885 г., стр. 126—127. 4 Паломники-писатели петровского и послепетровского времени. М., 1874 г., стр. 19. 5 Воскр. чтение, 1879 г. 14, стр. 153—154. 6 Церковная история, кн. VI, гл.9, в русск. переводе. СПб. Дух. Ак. ср. Eusebius. Kirchengeschichte herausgegeben v. Eduard Schwartz. Leipzig, 1908. 7 Обе описаны прот. Кекелидзе в его работе «Иерусалимский канонарь VII в.» Тифлис, 1912. 8 Издан в 1894 г. проф. Дмитриевским в его работе «Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X века» (по списку с ркп 1804 г.) и Пападопуло-Керамевсом в его VAna,lekta VIerosolumitikh j staciologi,aj(T) B) Petropol) 1894) 9 Дмитриевский. Богослужение страстной и пасхальной седмиц, стр. XV. То же самое в его работе «Древн. патр. типиконы». Киев, 1907 г., стр. 64. 10 Дмитриевский. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме. Казань, 1894 г., стр. 171—173. 11 Дмитриевский. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X в. Казань, 1894 г., стр. 175—179. 12 Иерусал. канонарь VII в., Тифлис, 1912 г., стр. 24—25. 13 Иерус. канонарь VII в., Тифлис, 1912 г., стр. 87—90. 14 Кекелидзе. Иерус. канонарь VII в., Тифлис, 1912 г., стр. 90. 15 См. Дмитриевский. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме. Казань, 1894 г., стр. XIII. 16 Дмитриевский. Древн. патр. типиконы. Киев, 1907 г., стр. 93—97. 17 Прав. пал. сб., вып. 20, СПб, 1889 г., стр. 161. 18 Там же, стр. 242—243. 19 Скабалланович. Толковый типикон. вып. 1, стр.75. 20 Карабинов. Евхаристическая молитва. СПб, 1908 г. стр. 16. 21 Апология, гл. 39. 22 Testamentum Domini nostri Yesu Christi, Moguntiae, 1899 г., кн. II, гл. II. 23 Там же, р. XVIII-XI. 24 См. нашу диссертацию «Чин всенощного бдения в греческой и русской церкви. Л., 1949 г., стр. 4—12.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3751...

Как бы третью эпоху в выработке плана для Типикона создали Иерусалимские Типиконы, которые, удержав порядок Константинопольского и западных Студийских в следовании Триоди за месяцесловом, этой «синаксарной» и главной части Типикона предпослали обще-литургическую и дисциплинарную часть, при этом сообразно главной особенности своей — воскресным бдениям, они стали начинать Типикон именно чином этого бдения и вообще воскресной службы, продолжая его чином будничной и субботней служб, иногда и праздничной службы и переходя затем к общим уставным замечаниям, к постам и вообще к порядку монастырской жизни, после же синаксарной части следовали так сказать «приложения» — тропари, прокимны, храмовые главы, Пасхалия. Но этот состав рос и осложнялся постепенно. Древнейшая редакция Иерусалимского Типикона, представленная грузинским Шиомгвинским и старейшими греческими ркп. Моск. Рум. Муз. Сев. собр. Моск. Синод. библ.; 456 и 381 (XIII–XIV b.), имеет следующие отделы: чин малой вечерни (только греч.), чин всенощного бдения, о количестве бдений в году (=гл. 1 и 2 нынешнего Типикона), о числе кафисм на утрени и вечерне всего года (=гл. 17 нын. Тип.), чин будничной вечерни и утрени (при пении аллилуиа, =гл. 9 нын. Тип.) 1-й час (при аллилуиа), ряд мелких замечаний богослужебно-дисциплинарного характера: о непении аллилуиа на вечерне воскресенья и пятницы; что произносит на службах канонарх и какие стихи иерей; что поем стоя и на что открываем голову (см выше, стр. 431); о количестве и составе стихир на Господи воззвах, т. е. будничной вечерни (всегда 6, и только из Минеи; если там 3, удвояются) и на стиховне (всегда Октоиха по гласу) и о соединении ликов для пения последних; когда кадит иерей («на Господи воззвах, на шестопсалмии, на 9-й песни, на которой делаем и поклоны до земли всегда, и на Непорочны во все субботы и воскресенья»), о составе стихир на Господи воззвах и стиховне в период Пятидесятницы, об образе пения «полиелея» (т. е. 1-ой славы 19 кафисмы), «Бог богов» (2-й славы 7 каф.) и Хвалите Господа» (3-й славы 20 каф.) при Бог Господь и аллилуиа (видоизменение известной статьи Студ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Христе, молитвами всенепорочной Владычицы нашей Богородицы Благодатной яви нам грешницам, считаешь ли ты достойною настоятельства над нами сестру нашу такую-то»; запечатанные попечительницею мон. хартии клались на время бдения и литургии на престол, сряду после литургии поется трисвятое и тропари Помилуй нас Господи... Слава, Господи призри с небесе и виждь... И ныне, Единородне, Единосущне... Священник (в полном облачении) говорит сугубую ектению, к которой присоединяет и прошение: «Еще молимся, да покажет нам Господь достойную настоятельства у нас»; сестры — «Господи помилуй» 30 раз и 15 колено преклонений с воздеванием рук и молитвою: «Боже сердцеведче, яви нам грешницам достойную настоятельства у нас». Священник, сделав 3 земных поклона пред престолом с тою же молитвою берет одну из хартий, и по проверке печати запечатавшая вскрывает ее; избранная после 3 колено преклонений берет с особого места пред алтарем Типик и жезл, становится на игуменское место, ей приносят приветствие, воссылается слава Богу и бывает обычный отпуст от иерея. (Тип. имп. Ирины, гл. 11. Migne Patrol. s. gr. t. 127).    Там же, гл. 46, 5, 16, 15, 24, 28.    В гру. ркп. здесь спутано: «он же (тот же хор) должен выполнять на утрени: Бог Господь, канон и светилен, на литургии – прокимны, на повечерии С нами Бог» и т.д.     Кекелидзе, Литург. груз. пам. 323; ркп. М. Рум. муз. Сев. 35491, л. 13 об.—14 об., ср. ркп. Моск. Синод. библ. греч. 381, л. 14 об.—15.    Там же, 35, л. 16 об.; 381, л. 17 об. 18, Кек. 325. 35, л. 19 об.—20. Кек. 326.    Ркп. Моск. Синод. библ. греч. 381 XII-XVI в., л. 19 об.—22 об.    Там же, л. 22—23.     Дмитриевский, Τυπικ 796—809.    Там же, 863.     Кекелидзе Лит. груз. пам. 315—326. Ркп. Моск. Рум. Муз Сев. 491/35, л. 1—20. Моск. Синод. библ. 456 л. 1—23.    Ркп. Моск. Синод. библ. 381, л. 1—40.     Кекелидзе, Лит груз пам. 316.    Последование это, заменившее собою чин мешения теста Студ.-Ал. устава (см. выше,стр. 473) и удержанное некот. сав. ркп., состояло в след.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Прежнее пение кафизм И Студийские, и древние Иерусалимские уставы требовали пения, а не чтения кафизм, след чего остался в нынешнем Типиконе, в его неопределенных выражениях относительно исполнения кафизм: «лик глаголет», «чтец же» (не сказано: «чтет») «стихологисует» – говорит по стихам, следовательно, попеременно с кем-либо другим. По Студийско-Алексиевскому уставу кафизмы не только пелись всегда на глас, но в пределах гласа для них, по-видимому, были разные мелодии, «аллилуиары», по 9 для каждого гласа; для некоторых же кафизм – кроме 1-й, еще для 7, 19 и 20-й – эти мелодии были особенно сложны и торжественны (Вступ. гл., 365). Древнейшая рукопись Алексиевско-Студийского устава имеет отдел: «Алелуоуиаря каф. из осми глас. Глас 1 (и далее все под нотами): Исповемся Тебе Господи (начало 1-й славы 2-й кафизмы) аллелугия. Спаси мя Господи (начало 2-й славы) аллелуиа. Господи къто обитает (начало 3-ей славы), аллелуиа 3, слава Тебе Боже». Далее таким же образом приведены под нотами начальные слова каждой славы 3-й и 4-й кафизм с теми же припевами; но на том же листе устава начинаются степенны с нотами 2428 ; следовательно, кафизмы намеренно не кончены: из 8 гласов даны ноты только для 1 гл., и в пределах его только для 2–4 кафизм. Псалтирь Софийск. библ. при СПб. Дух. Ак. 62/ Coф. XIII в. приводит только половину каждого стиха в псалме, следовательно, назначалась для одного из двух ликов и предполагает свой двойник, где даются вторые половины стихов (например, пс. 58: Изми мя от враг моих Боже: Избави мя от творящих беззаконие: Яко се уловиша душу мою. Когда оставлено пение кафизм у нас и на Востоке, трудно сказать: переходом к чтению их, может быть, было пение их одним певцом. Стоглавый Собор уже позволяет их «не пети, но стихологисати». По Арсению Суханову , на Востоке «псаломщик говорит И ныне Псалтырь две кафисмы рядовыя под стеною на налое, а не среди церкви (как, следовательно, в России), а иногда (обратившись лицом) на запад и на полдень и на полночь (смотря по тому, на каком клиросе стоял), греки того чину мало брегут; а в волошских монастырях, где бывают малые ребята, то те говорят среди церкви на восток, и то бывает редко; а у синайскаго архиепископа говорят среди церкви молоденькие чернечики» 2429 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

243 Иногда тропарь имеется только у одного святого (напр., 19 ноября); иногда, один тропарь по содержанию относится к тому и другому святому (см. 18 ноября). Типикон под 19 ноября, гл. 48, не указывает другому святому петь общий тропарь. 246 Богородичен берется из Ирмологиона или дополнительной части Месячной Минеи, а крестобогородичен напечатан в Минее наряду. 247 Во дни шестеричных святых крестобогородичны не исключаются из богослужения; см., напр., в Минее под 5 сент. стихиры на Господи, воззвах и на стиховне. 248 Когда в 48 гл. Типикона под тем или другим числом, напр., под 5 сент., говорится, что поются оба канона Октоиха без мученичнов, то надобно знать, что это предписание относится не ко всем дням седмицы, а только к понедельнику, вторнику, среде и пятку, в первых канонах которых действительно есть мученичны. Что же касается четверга., то, как мы знаем из предыдущего, в первом каноне Октоиха мученичнов нет, а потому при святом, поемом на 6, в понедельник, вторник, среду и пяток, 1 й канон поется на 4, тогда как в четверток на 5. Из 2 канона Октоиха в четверток поются два тропаря и один богородичен. 249 Современная богослужебная практика допускает чтенье (а не пение) Хвалитных псалмов не только тогда, когда нет стихир на хвалитех, но и тогда, когда они есть. В особом издании Служб на каждый день 1 седмицы св. Четыредесятницы, Москва, 1893 г., в последовании субботней утрени при хвалитных стихирах Феодора Тирона хвалитные псалмы указано читать (л. 29). 251 В этом заключается первое отличие вечерни святых со славословием от вечерни шестеричных святых. Там богородичен надобно брать из того отдела Ирмологиона или дополнительной части Минеи, который озаглавливается: «Богородичны осми гласов, поемые, егда есть Слава святому в Минеи, И ныне по гласу сия», а здесь из того отдела, который озаглавливается: «Богородичны воскресны на осмь гласов». Крестобогородичны во дни святых со славословием не входят в состав богослужения. 252 Напр., 23 октября: «Владычице, приими». Но надобно знать, что сей богородичен не есть уже, подобно предыдущему, воскресный, а находится в числе богородичных восьми гласов, поемых, когда есть Слава святому в Минеи (см. 8-й глас).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

156. Тертул. О молитве, 23. 157. Тертуллиан. О венце воине, 3. 158. Псевдо-Иустин. Вопр. и ответы к православному, Ириней, соч. фраг. 7 Рус. пер. пр. Преображенского, М. 1871, стр. 695. 159. Клим. Стром. VII, 7. Ориг. на Числ. бес. 23 и на Быт. бес. 10. 160. Ориг. на Ис. бес. 6. 161. Так и Тертуллиан, Прот. Марк. 22. 162. Терт. О мол. 23. 163. Апостольские Постановления II, 59. Сир. дидаск. там же, по переводу Функа. 164. Апостольские Постановления VII, 30. Сир. Дид. по тому же переводу. 165. Завещ. II, 28, см. выше стр. 80. 166. Завещ. I. 23. 167. Клим. Ал. Стром. VII, 12. 168. Ориг. на Лев. бес. 10. 169. См. выше, стр. 112. 170. См. ниже, — (Ориген). Писатели III b. о Пасхе. 171. Сир. Дид. V, 13. 172. Кан. Ипп. 157. 173. Завещ. I, 22. 174. Обыкновенно думают, что «стояниями» у Тертуллиан и писателей того времени называется пост среды и пятницы. Но Тертуллиан называет «стоянием» и трехнедельный пост монтанистов (О постах гл. 19.), и ни он, ни другие писатели не прилагают этого термина специально к тому и другому посту, а вообще к постам. Ерм на вопрос Пастыря: «Что так рано ты пришел сюда (на гору), отвечает: «Потому, господин, что нахожусь на стоянии…» «А что такое стояние?» спросил он. «Т. е. пощусь, господин, сказал я». (Ерм. Подобие 5). Разве только следующие места из Тертуллиана могут говорить в пользу такого узкого значения термина «стояние»: «мы посвящаем стояниям четвертый и шестой день недели» (О постах 19); о христианине, увлекающемся военною службою: «и стояния он совершает или скорее другому кому-либо, чем Христу, или в день Господень, когда (они совершаются) во всяком случае не Христу» (Тер. О венце воина 11). 175. Опять указание на хранение Даров, должно быть для ежедневного приобщения, — см. выше стр. 92–93. 176. Терт. О молитве, 19. 177. Терт. О постах 10. 178. Терт. Апол. Ср. римско-католический обряд освящения пепла в начале Великого поста. 179. Иуст. Апол. 1, 61. 180. «Уч. 12 ап.», 7. 181. Терт. О крещении, 20. 182. «Завещ.», II, 7. 183. Это заставляет подозревать контекст: и пред этой фразой и после нее речь только о трех последних днях пред Пасхой: что в каждый из этих дней делается над оглашенными; см. ниже «Пасха по Завещанию».

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010