Дуксу Египта Стиле дано было задание силой убрать Тимофея. На сторону властей встали «протерианцы». В сражениях погибли тысячи. Тимофей был арестован и увезен сухим путем сначала в Палестину, а оттуда — в Константинополь. Папа Лев стал опасаться, что с Тимофеем опять начнутся переговоры. Тимофей, однако, сослан был в Гангры, но за продолжение агитации — еще дальше, в наш Крымский Херсонес. Он жил там до 475 г., продолжая много писать против Халкидона, но подчеркивая и отвержение доктрины Евтиха. Православные в Александрии избрали своего кандидата, по имени тоже Тимофей, а по прозванию — фамилии — Бело-шапка (Σαλοφακιολος, Салофакиол). Человеком он был привлекательным. Даже из толпы уличных противников его раздавались возгласы: «Хотя ты и не наш епископ, но мы любим тебя!» Тимофей Салофакиол, зная местные настроения, даже восстановил в диптихах поминание Диоскора. Оппозиция против него возглавлялась Петром Иверийцем, которому поручил свою церковь при изгнании Тимофей Элур. Вся оппозиция Тимофею Салофакиолу держалась тихо. Но временное равновесие было неустойчиво. Перемены на троне вновь вызвали войну. Императоры Зинон (474-491 гг.) и Василиск (475-476 гг.) . 1-е отступление от Халкидонского собора . Император Лeb I умер в 474 г. Ему на смену выдвинули военного авантюриста из исаврийских варваров. Потомки пиратов, исаврийцы, были, наподобие современных курдов, разбойниками на дорогах. Император Лeb I выдвинул их силу против германской опасности, дал их вождю, названному Зиноном, титул патриция и руку своей дочери Ариадны. От этого брака у Зинона родился сын Лeb II, которого император Лeb I провозгласил Августом перед своей смертью. Маленький пятилетний Август возложил на отца корону, и Зинон стал василевсом. Правление Зинона вызвало массу недовольства. И старая императрица Верина, жена покойного Льва I, также носившая титул Августы, выдвинула против Зинона конкурента в лице своего брата Василиска. Зинон бежал в 475 г. на Халки, оттуда — в свою Исаврию. Эта дворцовая революция сильно отразилась на церковных делах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

689 Иаков Барадей, епископ Эдесский (ум. 578) – основатель монофизитской иерархии. До него монофизитские и православные (дифизитские) епископы зачастую меняли друг друга на одной кафедре, но не занимали одновременно одну и ту же кафедру. 690 Согласно учению Фотина, епископа Сирмитского, Христос родился простым человеком, а божество Его является результатом личных заслуг вследствие того, что на Него сошла в момент Крещения и обитала в Нем сила Отца. Осуждение Фотина и его учения было не на I Вселенском Соборе, а позднее – на Антиохийском соборе 344 года, на Миланских соборах 345 и 347 годов и на Сирмитском соборе 351 года. 691 Македоний был низложен с Константинопольской кафедры на соборе в Константинополе 360 года. Сам он был омиусианином, партию же духоборцев – крайних ариан – обозначили именем македонян скорее случайно. О Македонии, духоборчестве и о суждениях исследователей по поводу формирования Символа веры см., например, Болотов В. В. История Церкви в период Вселенских Соборов: История богословской мысли. М. 2007. С. 116–155. 692 Анафематствовав Нестория и некоторые положения несторианства, III Вселенский Собор не принял никаких положительных догматических формул. Учение о сложной ипостаси Христа было сформулировано позднее. 694 Тимофей II Элур – патриарх Александрийский с марта 457 по январь 460 года и повторно с конца 475 по 31 июля 477 года. Один из виднейших деятелей антихалкидонской партии в Церкви. Свое прозвище Элур (Αλουρος – кот) получил за хитрость. 695 Иоанн Грамматик Кесарийский (1-я треть VI века) – византийский богослов. Наиболее важное произведение – «Апология Халкидонского Собора». Один из первых православных богословов, кто стал переносить каппадокийскую триадологическую терминологию на христологию. 696 «Против нечестивого Грамматика» – важнейший догматический труд Севира в трех книгах (словах), составленный не ранее 519 года и сделавшийся в глазах последователей Севира богословской «суммой веры». 697 Акила (1-я пол. II века по РХ) – иудейский переводчик на греческий язык. Принял христианство , но затем перешел в иудаизм. Перевод имеет явно антихристианские тенденции (например, в переводе Ис.7:14 использовал слово νενις – молодая женщина, а не παρθνος – Дева). Труд Акилы использовался иудеями вплоть до VII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Бывший митрополит Эфеса Павел, низложенный патриархом Акакием за монофизитство, был восстановлен Тимофеем на кафедре, чем египтянин ещё раз продемонстрировал свои права предстоятеля второй кафедры в Кафолической Церкви. Эфесские епископы клялись в своём послании императору, что исповедание, изложенное в «Энциклионе», принимается ими свободно и благочестиво, и тут же анафематствовали Халкидон 904 . По уговору Элура император освободил из-под стражи Петра Белильщика («Кнафея») и назначил его на вакантную после смерти патриарха Юлия Антиохийскую кафедру. Тот немедленно потребовал включить в Трисвятое свое «Распныйся за ны…», чем вызвал всенародные волнения 905 . Вернувшись в Александрию, Элур удалил с кафедры благочестивого Тимофея Салофакиола, смиренно ушедшего в монастырь в Канопе, где некогда предавался монашеским подвигам, восстановил имя Диоскора в диптихах Александрийской церкви, и торжественно перевез останки этого патриарха в серебряной раке. «Энциклион» был встречен восторженно и Иерусалимской церковью, патриарх которой Анастасий (458–478) торжественно подписался под ним. Казалось, планы Василиска реализуются. Но он забыл, что после 28-го правила Халкидона весь Восток не стоил ничего, если его не поддерживает Константинополь. Тимофей Элур и прочие вожди монофизитства ещё мечтали собрать Вселенский Собор в Иерусалиме, низложить ненавистного им Акакия, поставив на патриаршее место Феопомпа, занимавшего при дворе должность магистра оффиций, и окончательно ниспровергнуть Халкидон. Но вести из Исаврии о воссоединении Зенона с Иллом и Трокундом и волнения в столице заставили Василиска срочно менять планы и снаряжать новую армию для борьбы с ними. Нуждаясь в деньгах, Василиск пошёл на очередной непопулярный поступок – наложил руку на церковное имущество. Волнения в Константинополе перешли в открытый многотысячный бунт, прошедший под эгидой защиты православной веры от императора-еретика. Патриарх Акакий приказал убрать в траур Софийский собор. Василиск тут же велел членам сената прекратить всякие связи с Акакием, но эта мера уже ничего не могла дать: святой подвижник Даниил сошёл со своего столпа и возглавил православных 906 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поплатился и Фалассий кесарийский. Какой-то монах Георгий произвел возмущение в Каппадокии, и Фалассий принужден был спасаться бегством. Ввиду волнений, производимых монахами, среди епископов явилось стремление ослабить влияние, монахов; так, в переписке Феодорита кирского с папой Львом проводится мысль о запрещении монахам учительства. Император и императрица, сознавая, как трудно бороться с такими влиятельными лицами в народе, как монахи, принуждены были писать последним просительные послания. Но всего труднее было положение дел в Египте. При избрании преемника Диоскору, в самой Александрии видимо встретились затруднения, так что Протерий был избран по истечении довольно продолжительных проволочек (в конце 452 или начале 453 г.). Но положение его было очень непрочно: он держался в Александрии только благодаря солдатам, присланным из Константинополя. Пока на византийском престоле сидел Маркиан, человек твердого характера и известный защитник православия, Протерий еще мог считать себя в безопасности. Но лишь сделалась известной смерть Маркиана (между 26 января – 7 февраля 457 г.), как против Протерия поднялось восстание. Монофиситы поставили себе патриархом Тимофея Элура, а Протерий 28 марта, в великий четверток, был убит. Говорят, что Элур взошел на александрийскую кафедру не без мошенничества: будто бы он сам ходил по монофиситским келлиям и через трубочку внушал монахам, что он ангел и послан от Бога с повелением избрать патриархом Тимофея Элура. Как бы то ни было, со смертью Протерия в Александрии открылась вакантная кафедра и ее занял Тимофей Элур. Однако оказалось, что приверженцы Элура поторопились с его избранием: надежды, возлагаемые ими на перемену на престоле, не оправдались. Вновь избранный император, Лев I (457–474), был таких же церковных убеждений, как и его предшественник. При самом вступлении на престол Лев должен был заняться делом о церковной смуте в Египте. Он передал этот церковный вопрос на суд самой церкви, обратившись к митрополитам и влиятельнейшим из епископов с циркулярным посланием, в котором ставил три вопроса: а) как смотреть на Тимофея Элура? б) Признавать ли Халкидонский собор, который сторонники Элура отвергают? в) Не нужно ли созвать новый вселенский собор? Из ответов епископов (для обсуждения вопроса созваны были митрополитанские соборы), присланных в 458 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Поплатился и Фалассий кесарийский. Какой-то монах Теорий произвел возмущение в Каппадокии, и Фалассий принужден был спасаться бегством. Ввиду волнений, производимых монахами, среди епископов явилось стремление ослабить влияние, монахов; так, в переписке Феодорита кирского с папой Львом проводится мысль о запрещении монахам учительства. Император и императрица, сознавая, как трудно бороться с такими влиятельными лицами в народе, как монахи, принуждены были писать последним просительные послания. Но всего труднее было положение дел в Египте. При избрании преемника Диоскору, в самой Александрии видимо встретились затруднения, так что Протерий был избран по истечении довольно продолжительных проволочек (в конце 452 или начале 453 г.). Но положение его было очень непрочно: он держался в Александрии только благодаря солдатам, присланным из Константинополя. Пока на престоле сидел Маркиан, человек твердого характера и известный защитник православия, Протерий еще мог считать себя в безопасности. Но лишь сделалась известной» смерть Маркиана (между 26 января — 7 февраля 457 г.), как против Протерия поднялось восстание. Монофиситы поставили себе патриархом Тимофея Элура, а Протерт 28 марта, в великий четверток, был убит. Говорят, что Элур взошел на александрийскую кафедру не без мошенничества: будто бы он сам ходил по монофиситским келлиям и через трубочку внушал монахам, что он ангел и послан от Бога с повелением избрать патриархом Тимофея Элура. Как бы то ни было, со смертью Протерия в Александрии открылась вакантная кафедра и ее занял Тимофей Элур. Однако оказалось, что приверженцы Элура поторопились с его избранием: надежды, возлагаемые ими на перемену на престоле, не оправдались. Вновь избранный император, Лeb I (457–474), был таких же церковных убеждений, как и его предшественник. При самом вступлении на престол Лев должен был заняться делом о церковной смуте в Египте. Он передал этот церковный вопрос на суд самой церкви, обратившись к митрополитам и влиятельнейшим из епископов с циркулярным посланием, в котором ставил три вопроса: а) как смотреть на Тимофея Элура? б) Признавать ли Халкидонский собор, который сторонники Элура отвергают? в) Не нужно ли созвать новый вселенский собор? Из ответов епископов (для обсуждения вопроса созваны были митрополитанские соборы), присланных в 458 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

После кончины благочестивого Маркиана, еретики опять подняли голову и стали возбуждать простой народ, и перестали только тогда, когда достигли своего. Пронырливый и лукавый Тимофей Элур, занимавшийся и волхвованием, следующим образом хитро обольстил египетских монахов, живших по монастырям или подвизавшихся в пустыне. В темную безлунную ночь Тимофей, одевшись в темную одежду, стал обходить келлии иноков и каждого называл по имени. Когда иноки спрашивали его, кто он и чего ему нужно, он отвечал: — Я — один из ангелов, послан от Бога, чтобы вы не имели общение с Протерием и не принимали бы постановлений Халкидонского собора. Епископом в Александрии вы должны поставить Тимофея Элура. Так хитрый льстец, при помощи демона, прельстил их. Иноки же, не поняв козней вражеских, приняли ложь за истину и, рассказывая друг другу о видении ангела, согласились и собрались все вместе. Посоветовавшись, все они отправились в Александрию — словно на борьбу; все они были ослеплены яростью против святого архиерея Протерия и хотели изгнать его из церкви. В то время Тимофей в Александрии собрал вокруг себя много мятежников; одних он прельщал, другим же тайно давал деньги. Дождавшись удобного времени, когда консула Дионисия не было в городе — он задержался в Верхнем Египте — Тимофей с многочисленными единомысленниками с вооруженным войском, нанятым им и с пришедшими иноками отправился в храм. Среди мятежников было два изверженных епископа и несколько клириков, тоже отлученных. Они посвятили Тимофея во епископа и нарекли его патриархом Александрийским. Он сделал это вопреки всем церковным правилам, презрев все законы царские, надеясь только на мятежный народ и на прельщенных иноков. Святейший патриарх Протерий, видя такой мятеж и не имея ни от кого, по причине отсутствия консула, помощи, умыслил бежать. Тайно ночью он вышел из города. Когда он в одном скрытом месте заснул, в сонном видении ему явился пророк Исаия и сказал: — Возвратись во град, там я буду ждать тебя! Размышляя о видении, Протерий понял, что ему предстоит мученическая кончина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Стефан бар Судайле, 41 еп. Эдесский Сурин (Сурен), католикос Востока (754) Схоластик, монах ат-Табари Татиан Таума – см. Фома Тимоте – см. Тимофей Тимофей I, католикос Востока (780−823) Тимофей Анкерский Тимофей Элур, патриарх Александрийский Тувана 42 (Безбородый?), глава школы в Ришайне Фавст Византийский Фавста, св. Фаустин Феврония, св. Фекла – см. Деяния Павла и Феклы Феодор бар Кони (бар Конай) из Кашкара (VIII – IX в.) Феодор Мопсуэстийский Феодор (Map Феодор) Кашкарский – см. Феодор бар Кони Феодор, еп. Мару (Мерва) (VI в.) Феодор, еп. Самосаты (VIII в.) Феодор Стратилат, св. Феодор, монах, друг Григория Кипрского (IV в.) Феодор, сир. патриарх – см. Иоанн IX Феодора, императрица, супруга Юстиниана I Феодорит Кирский Феодосий I, патриарх Александрийский Феодосий I, католикос Востока (852−858) Феодосий II, император Феодосий (Роман Врач), сир. патриарх (887−896) Феодосии, еп. Эдессы (IX в.) Феофил бар Тома из Эдессы (786) Филимон, Хоравла и Аполлоний , св. Филипп, ученик Вардесана Филоксен (Аксенайа), еп. Маббуга Филоксен, еп. Багдада – см. Лазарь бар Савта Филофей, современник Иакова Серугского Финеас, мученик Флавиан I, патриарх Антиохийский (381−404) Флавиан II, патриарх Антиохийский (498−512) Фока из Синопа, св. мученик Фома, апостол – см. также Деяния ап. Фомы Фома бар Иаков, еп. Маргский, митр. Бет-Гармайский (IX в.) Фома Гераклейский – см. Фома Харкельский Фома Израильтянин – см. Евангелие Фомы Израильтянина Фома Харкельский (Гераклейский), еп. Маббуга (VII в.) Фома Эдесский (VI в.) Фома, ваятель Фома, диакон, грамматик Фотий, патриарх Константинопольский Фотин, манихей Хаббив 43 (Авив), мученик; см. также Мученичество Барсамьи и Хаббива Хазкиел (Иезекииль), католикос Востока (566−581) Харисий, Акакий и Феопомп, св. Харит ибн Габала (Арефа), царь Гассанидов Хенана из Хадьява (Адиабенский) (VII в.) XehahuшoI, 44 Старший (Хегира, Хромой), католикос Востока (685/686−700) Хенанишо II, католикос Востока (774−779) Хенанишо, монах Хикар – см. Ахикар Хинд, дочь царя Нумана

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Катастрофа, освободившая правителя от тягостного майордомата, а государство от германского владычества, произвела глубокое впечатление на современников и долго ещё жила в поговорке. В церковном управлении Лев вполне последовательно продолжал политику своего предшественника. Сразу же после смерти Маркиана, александрийцы убили навязанного им патриарха Протерия. Несчастный вполне заслужил свою участь, так как, будучи в начале креатурой Диоскора, он позволил противникам последнего использовать себя, как податливое орудие. При бурных обстоятельствах был посажен на кафедру Марка ревностный сторонник Диоскора Тимофей Элур. Лев отнёсся к делу очень серьёзно; созывать новый собор было неудобно: это явилось бы явным выражением недоверия халкидонскому собору. Император осведомился о мнении духовенства у митрополитов и епископов всех провинциальных церквей и у некоторых выдающихся богословов своего государства. Оно в огромном большинстве склонилось в пользу Халкидона. Тогда узурпатора сослали, и Тимофей, Салофакиол или Василиск по прозванию – впервые православную партию стали называть царской (мелхитами) – занял александрийский престол. Это – один из редких случаев, когда византийское правительство счастливо наложило руку на поддающиеся только нежному прикосновению церковные дела. Тимофей оказался явление для того времени неслыханное! – мягким и терпимым иерархом. Он снискал любовь и уважение даже среди своих церковных противников, которые, однако, отказывали и ему в общении. Умирая 3 февраля 474 года, Лев оставил империю своему несовершеннолетнему одноименному внуку, сыну Зинона и Ариадны. В 474 году Лев II Младший торжественно короновал своего отца соимператором, а затем умер так неожиданно, что на Зинона, теперь единственного обладателя трона, совершенно естественно пало самое тяжкое подозрение. Новый император Зинон, опиравшийся на своих земляков, диких и ненавистных исавров, был крайне непопулярен. Поэтому честолюбивая царица-мать, Верина, пыталась возвести на престол своего брата, бездарного Василиска; в заговоре принял участие и один из выдающихся исаврийских генералов, Илл.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Ювеналий должен был возвратиться в Константинополь и водворен был в Палестине, когда не помогли указы, военной силой, а Феодосии отправлен в заключение в Константинополь (освобожден и умер в следующее царствование). На стороне Халкидонского собора стоял известный подвижник Евфимий, убедивший потом в православии собора и Евдокию. В дальнейшее время палестинское монашество является уже православным. В Александрию избран был немногочисленной частью населения (nobiles) согласный с Константинополем Протерий, бывший архипресвитер Диоскора. Но простой народ и монахи не хотели признавать его, оставаясь верными Диоскору. Протерий мог держаться в Александрии, только опираясь на присланный специально для его охраны военный отряд (2 000 человек). Слух о смерти Диоскора в 454 г. в ссылке в Гангре вызвал было волнение ввиду намерения александрийцев поставить ему своего преемника, но осуществить это удалось лишь по смерти Маркиана в 457 г. (27 января). Преемник Маркиана Лев, родом фракиец (457–474), был возведен на престол главнокомандующим Востока Аспаром (алан по национальности и арианин по вероисповеданию, покровительствовавший монофизитам), желавшим видеть потом в нем свою креатуру. Лев, однако, обманул эти ожидания и сразу занял самостоятельное положение, опершись на исаврийцев, и сделал своим зятем Зинона . Не будучи образованным, но обладая здравым смыслом, он сумел при тогдашних весьма трудных обстоятельствах вести религиозную политику, не отступая от Халкидонского собора, но и не прибегая к излишним репрессиям по отношению к несогласным. Вскоре по смерти Маркиана в Александрию монофизитами был поставлен епископом Тимофей Элур. Борьба его с Протерием скоро кончилась тем, что последний был убит толпой в крещальне Кафедральной церкви 28 марта 457 г., в Великий четверг, и тело его, после поруганий, сожжено. Водворившись в Александрии, Тимофей удалил с кафедр несогласных с ним епископов и сам анафематствовал Халкидонский собор. Низложенные епископы обратились с жалобами к папе и к новому императору со своими разъяснениями, это сделал и Тимофей, а также его сторонники.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

511 Достоверно определить, кто этот Тимофей, довольно трудно из-за отсутствия биографических данных. Однако скорее всего речь идет о епископе Александрии Тимофее Элуре (см. о нем прим. 14). Он считал, что в Христе существует только одна природа – божественная, что вполне согласуется с тем, что говорит Геннадий о сочинении этого Тимофея. Вероятно, что это та самая книга, которую Тимофей Элур послал императору Льву и которую Геннадий перевел на латынь (см. гл. LXXII). 512 Лепор (V в.), священник из Галлии. Кассиан в своей De incamatione Christi сообщает об убеждениях Лепора: Христос просто человек, который заслужил божественную славу и власть своей героической человеческой жизнью и смертью. Эта интерпретация учения Лепора может быть собственной конструкцией Кассиана. Лепор, по-видимому, как и монофизиты, объяснял воплощение как наложение божественной и человеческой природы в Иисусе. Лепор был монахом в Массилии. Епископ Прокул его изгнал за его ошибки в христологии. Лепор прибыл в Африку ок. 418 г. и, после того как осознал свои ошибки, послал Прокулу Libellus emendationis, одобренную африканскими епископами, в которой отрекся от своих ошибок. 513 Клавдий Марий Викторин (Виктор). Умер между 425 и 450 гг. Его комментарий на книгу Бытия носил заголовок «Истина», был написан в стихотворной форме, в гекзаметре, и был предназначен для употребления в школах. Также известно стихотворное произведение с заголовком «Кл. Мария В., оратора Массилийского, о порче нравов нашего времени, четвертая книга к Соломону». Учитывая стихотворный характер приписываемых Клавдию Марию Викторину произведений, с определенной долей вероятности его можно идентифицировать с поэтом Викторином, который жил в V в. и от которого сохранились произведения «О Пасхе», ошибочно приписываемое Тертуллиану или Киприану, и «О Иисусе Христе, Боге и человеке». 515 Иоанн Кассиан (ок. 360 – ок. 435 гг.), основатель монашества в Галлии и один из главных теоретиков монашеской жизни. Родом из совр. Добруджи, он принял монашество в Вифлеемском монастыре в Палестине. С 390 г. ок. 10 лет он провел в странствованиях по монастырям и скитам Египта, изучая правила и обычаи монашества. Ок. 400 г. Кассиан прибыл в Константинополь и был посвящен здесь в диаконы. В 405 г. он был отправлен Константинопольской церковью в Рим искать защиты для Иоанна Златоуста . Затем он поселился в Массилии и, сделанный пресвитером, основал здесь два монастыря – мужской и женский, по типу монастырей египетских.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010