сост. М.Г. Витковская, В.Е. Витковский Откровение Седраха Христианский апокриф, относящийся к Средним векам, но содержащий мотивы библейской Книги Иова и Третьей (Четвертой) Книги Ездры, к которой особенно близок. Так же как и в этих книгах, здесь имеет место попытка теодицеи – оправдания путей Божиих, которое принимает форму спора выдающегося праведника с Богом. Седрах – один из трех отроков, о которых рассказывает Книга пророка Даниила (глава 3). Перевод выполнен по первому изданию текста в книге: М. R. James. Apocrypha anecdota. V. I. Cambridge, 1893. Святого и блаженного Седраха слово о любви и покаянии, о православных Христианах и о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа. Владыко, благослови. 1. Возлюбленные, не поставим ничего превыше непритворной любви, ибо во многом согрешаем мы каждый день, ночь и час. Того ради да обретем мы любовь – она же покрывает множество грехов. Что пользы, дети мои, если все будет у нас, а спасительной любви не будет? (…) 366 . Блаженна ты, любовь, подательница всех благ! Блажен человек, истинную веру обретший и непритворную любовь, ибо сказал Господь: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» 367 . 2. И, незримый, прозвучал тут голос в ушах его: «Итак, Седрах, хочешь ты и задумал беседовать с Богом, просить Его, дабы открыл Он тебе то, что ты хочешь узнать?». И сказал Седрах: «Как же это, господин мой?». И ответил ему голос: «Послан я, чтобы вознести тебя отсюда прямо на небо» 368 . Седрах же сказал: «Хотел я, господин мой, говорить с Богом устами к устам, но не могу подняться на небо». И, протянув крылья свои, взял тот его и поднялся на небеса, в самое пламя, и поставил его на третьем небе. И было там пламя Божества. 3. И говорит ему Господь: «Добро пожаловать, возлюбленный мой Седрах! В чем обвиняешь ты Бога, создавшего тебя, когда говоришь: «Хочу говорить с Богом устами к устам»?». Отвечает Ему Седрах: «Ей, обвиняет сын своего Отца: Господь мой, для кого создал Ты землю?». Говорит Господь: «Для человека».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokri...

Святитель Кирилл Иерусалимский Жизнь О жизни св. Кирилла известно немногое, и дошедшие до нас сведения о нем древних историков противоречивы. Предположительно, он родился около 315 г. в Иерусалиме. В сан епископа Иерусалимского был рукоположен в 348 г. арианским митрополитом Акакием Кесарийским, предварительно изгнавшим законного епископа Максима, что впоследствии явилось поводом для сомнений со стороны некоторых историков в православии Кирилла и каноничности его поставления (Руфин, бл. Иероним, Сократ, Созомен ). Впрочем, бл. Феодорит считает, что Кирилл был рукоположен после смерти Максима (Церк. ист., 2:26). Вскоре между Кириллом и Акакием возникли разногласия по вопросу о правах Иерусалимской кафедры, подчинявшейся в то время Кесарийскому митрополиту. Св. Кирилл был низложен Акакием, после чего удалился в Тарс, где сблизился с партией «подобосущников». Восстановленный на кафедре Селевкийским Собором 358 г., Кирилл был вторично низложен Акакием и его сторонниками в 360г. Враждующие партии, по замечанию Сократа, «совершали низложения не ради веры, a по иным побуждениям; рассуждая о вере, они вовсе не обращали внимания на веру лиц, когда низлагали друг друга» (Церк. ист. 2:42). В 362 г. Кирилл получил разрешение императора Юлиана Отступника вернуться на свою кафедру. Юлиан, стремившийся возродить язычество и покровительствовавший иудеям, приказал восстановить храм Соломона и принял личное участие в финансировании проекта. Св. Кирилл, ссылаясь на пророчества Даниила и слова Спасителя, предсказал, что от восстанавливаемого храма вскоре не останется «камня на камне». В самом деле, сильное землетрясение разбросало камни древних оснований храма и повредило все заготовленные материалы и орудия, так что проект остался неосуществленным. Вскоре после смерти Акакия († 366) св. Кирилл в третий раз был изгнан со своей кафедры императором Валентом. Эта ссылка была самой продолжительной (367–378). О жизни св. Кирилла во время третьей ссылки ничего неизвестно. В 378 г. правитель умер, и св. Кирилл получил возможность вернуться в Иерусалим. В 381 г. он принимал участие во II Вселенском (Константинопольском Соборе), рассеявшем сомнения относительно его православия: в письме Отцов Собора о св. Кирилле сказано, что он «многократно и в разных местах подвизался против ариан» (цит. по: Феодорит. Церк. ист. 5:9). Впоследствии бл. Феодорит, вопреки мнениям историков Сократа и Созомена , назовет св. Кирилла «поборником апостольского учения» (Там же, 2:26). Св. Кирилл скончался 18 марта 386 г. Творения

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

А вот и другое сказание. Схватили на допрос св. Дорофею 365 и угрожали муками, она же оставалась тверда. – Если не отречёшься, – сказал мучитель, – то я отрублю тебе пальцы, вытяну жилы и повешу тебя на них на дерево, а снизу буду опалять медленным огнём. – Делай, что хочешь, – ответила святая. Первый министр императора, человек высоко образованный, по имени Феофил, обратился к Дорофее с насмешливыми словами: – Ты надеешься, что попадёшь в Рай? – Надеюсь, – отвечала мученица, – если останусь верна Христу. – А что такое Рай? – Я не знаю, – сказала Дорофея, – но верю, что Господь введёт меня туда. – Пришли мне оттуда яблок. – Хорошо! Когда голову мученицы усекли мечом, явился отрок с корзиной плодов и, отдав их Феофилу, стал невидим. Вид и вкус плодов были необычайны, и Феофил воскликнул: – Отныне и я христианин! Отверг он мудрость века сего и вошёл в послушание веры... К беседам моим не удаётся готовиться: утомишься здесь с народом, а затем – письма, неотложные телеграммы, дела по монастырю. Смотришь, часа полтора осталось до утрени, которая у нас в 12 часов ночи. Затем опять всякие дела, а после обеда немного отдыхаю, иначе по старческой немощи становлюсь вялым и бессильным. А там опять приём народа, и так всё время. Помню, когда я ещё был в мipy, то, побывав однажды в Гефсиманском скиту, удивлялся, что утреня у них в 12 часов ночи. – А вы бы когда думали? – спросил меня настоятель. – Да часа в три-четыре. – Нет, – ответил он, – необходимо вставать в 12 часов ночи, так как сохранилось предание, правда, нигде не записанное, но в которое веруют и Восточная, и Западная Церковь , что Христос в полночь придёт судить мip. «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща» 366 . Потому так важна полуночная молитва! Если уж нельзя идти к утрене, то, по крайней мере, дома нужно в это время помолиться. Важна молитва церковная, лучшие мысли и чувства приходят именно в церкви; правда, и враг сильнее в церкви нападает, но крестным знамением и молитвой Иисусовой отгоняйте его. Хорошо встать в церкви в какой-нибудь тёмный уголок и молиться Господу. «Горе имеем сердца!» 367  – возглашает священник, а ум наш часто стелется по земле, думая о непотребном. Боритесь с этим! Молитесь Богу, чтобы моё убогое слово принесло вам душевную пользу. Батюшка о. Амвросий говорил своим слушательницам:

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

XV. Каждый брат обязан вписать имена своих усопших братий в поминальную книгу для поминовения в церкви в определенное время. XVI. Дважды в год должны быть отправляемы заздравные литургии – 1 сентября и в праздник заложения братской церкви. XVII. «Братия всеми мерами обязаны заботиться о благолепии церкви, о постоянном добром проповеднике и о школе, чтобы юноши, при попечении своих родителей, имели приличное содержание и образование» 363 . X40;III. «Пресвитера братчики должны иметь рачительного, усердного к своей обязанности, ревнителя науки, и во всем должны его слушаться и почитать, а нестарательного и несведущего в писании не должны терпеть во избежание стыда и унижения» 364 . Этот устав с любовью был принят Луцким братством и послужил основанием для учреждения других братств. В том же 1623 году мы встречаем другую грамоту патриарха Кирилла Лукариса, данную на сооружение Кресто – Воздвиженской церкви в городе Луцке с правом ставропигии 365 . В этой грамоте он хвалит братию Луцкой епископии за заботливость и рачительность о милостыне для низшей братии, поощряет ее благословением Св. Духа на добрые намерения во все времена, на желание братии иметь ставропигиальный храм св. креста Господня, отвечает одобрением их намерений, делает распоряжения касательно ставропигиальных обрядов, последований служб и проч., утверждает Кресто-Воздвиженский храм своею ставропигиею и ограждает эту ставропигию своею патриаршею властью, под угрозою отлучения от церкви всякого, кто дерзнет беспокоить ее. Утвердив в городе Луцке братство и свою ставропигию, Кирилл Лукарис позаботился об учреждении там греко-славянской школы 366 . Этой школе он дал свой мудрый устав, послуживший образцом для других братских школ 367 . Устав Кирилла Лукариса, данный Луцкой школе, разделяется на 20 статей, в которых со всею подробностию определены должности учителей и обязанности учеников 368 . Вот краткое содержание этих статей: I) определяются качества учителя, который «должен быть благочестив, рассудителен, смиренномудр, кроток, воздержлив, не пьяница, не блудник, не лихоимец, не гневлив, не завистлив, не смехотворец, не чародей и басносказатель, не пособник ересей, поспешник благочестия, во всем представляя собою образец благих дел».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

Следовательно, зрению и уму свойственно воспринимать не один и тот же свет, но каждое из них действует сообразно со своей природой и в пределах ее. Но когда достойные получат духовную и сверхъестественную благодать и силу, они и чувством и умом видят то, что превосходит всякое чувство и всякий ум... как это ведает один Бог и испытывающие такие действия "  [ 363 ]. Большинство святых отцов, говоривших о Преображении, утверждают нетварную и Божественную природу света, явленного апостолам. Святой Григорий Богослов, святой Кирилл Александрийский, святой Максим Исповедник, святой Андрей Критский, святой Иоанн Дамаскин, святой Симеон Новый Богослов, святой Евфимий Зигабен высказываются в этом именно смысле, и не следует толковать их слова как метафорические выражения. Святой Григорий Палама развивает это учение в связи с вопросом о мистическом опыте. Свет, который апостолы видели на Фаворе, свойствен Богу по природе. Превечный, бесконечный, существующий вне времени и пространства, он являлся в Ветхом Завете как слава Божия: явление страшное и невыносимое для твари, ибо оно было внешним, чуждым человеческой природе до Христа и вне Церкви. Вот почему, по святому Симеону Новому Богослову, апостол Павел по дороге в Дамаск был ослеплен и повержен на землю явлением Божественного света, так как он не имел еще веры во Христа [ 364 ]. Наоборот, Мария Магдалина, по святому Григорию Паламе, могла видеть свет воскресения, который наполнял гроб Господень и делал видимым, несмотря на ночной мрак, все, что там находилось, тогда, когда " чувственный день " еще не осветил землю; этот свет дал силу ее очам видеть ангелов и беседовать с ними [ 365 ]. В момент воплощения Божественный свет сосредоточился, если можно так сказать, во Христе Богочеловеке, в Котором телесно обитала полнота Божества. Это означает, что человечество Христа было обожено ипостасным единением с Божественной природой, что Христос во время Своей земной жизни всегда был озарен Божественным светом, остававшимся невидимым для большинства людей. Преображение Господне не было явлением, заключенным во времени и пространстве; для Христа никакого изменения в этот момент не произошло, даже и в Его человеческой природе, но изменение произошло в сознании апостолов, получивших на некоторое время способность видеть своего Учителя таким, каким Он был, блистающим в превечном свете Своего Божества [ 366 ]. Это было для апостолов выходом из истории, восприятием вечных реальностей. Святой Григорий Палама говорит в своей беседе на Преображение: " Свет Преображения Господня не начался и не закончился; он остался невключенным во время и пространство и неподдающимся внешним чувствам, хотя и был созерцаем телесными очами... По особому претворению своих чувств, ученики Господни перешли от плоти к Духу "  [ 367 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Потом вознесётся сердцем и изрыгнёт горечь свою этот змий, сметёт вселенную, подвигнет концы её, всех притеснит и станет осквернять души” 365 ... По учению Св. Иоанна Дамаскина антихрист „будет воспитан тайно, потом внезапно восстанет, возмутится и воцарится... В начале своего царствования, или, лучше, мучительства, антихрист прикроет себя личиной святости, а когда утвердится, тогда будет гнать Церковь Божию и обнаружит всю свою злобу” 366 . „Если, – говорит Св. Кирилл Иерусалимский , – антихрист придёт к Иудеям, как Христос, и от Иудеев пожелает поклонения, то, чтобы более обольстить их, покажет великое усердие ко храму, внушая о себе ту мысль, что он из рода Давидова, и что ему должно создать храм, сооружённый Соломоном” 367 . Действительно, Иудеи примут антихриста за ожидаемого ими мессию. Я пришёл во имя Отца Моего, – сказал их предкам Иисус Христос, – и не принимаете меня; а если иной придёт во имя своё, его примете ( Ин. 5:43 ), „под иным разумея антихриста, который чужд Господа” 368 . Хотя Св. Кирилл Иерусалимский о времени, или первом годе власти антихриста, указываемом в книге пророка Даниила (7и 12:7) отдельно от времён и полу-времени, говорит, что это – год, „в который приходит пока в силу его появление”; однако, не может быть сомнения в том, что три с половиной года обнимают один второй период деятельности антихриста. По книге Даниила святые будут проданы во власть антихриста на три с половиной года (7:25). Очевидно, что тут разумеется господство его над ними насильственное, состоящее в борьбе с ними и в мучительском преследований их, Он вёл брань со святыми и превозмогал их (7:21); а такого рода власть антихрист будет иметь только во второй период своей деятельности. По Апокалипсису язычники будут попирать святой город сорок два месяца (11:2), и жена 369 , или Церковь убежала от яростного нападения змея, т. е. дьявола, который будет действовать через антихриста, в пустыню, чтобы продолжать там своё существование в течение трёх с половиной лет (12:9, 13, 14, 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Из более поздних Отцов Западной Церкви следует отметить св. Григория Двоеслова (VI в.). В некоторых аспектах своего учения о сошествии во ад он ближе к традиционному пониманию, чем Августин. В отличие от последнего и в соответствии с общепринятой традицией, св. Григорий утверждает, что ветхозаветные праведники содержались в аду, откуда их вывел Христос после Своего воскресения 366 . Вслед за св. Григорием Нисским , он говорит о том, что смертью Христа диавол «пойман на удочку», ибо, поглотив Того, на Кого не имел права, потерял и тех, «которых удерживал по праву» 367 . Св. Григорий Двоеслов говорит и о разрушении «засовов» ада воскресшим Христом, аллегорически толкуя библейское повествование о Самсоне ( Суд. 16:1–3 ): Кого, возлюбленные братья... если не Спасителя нашего, означает здесь Самсон? Что изображает город Газа, если не преисподнюю? Что показывает под филистимлянами, если не вероломство иудеев? Они, когда увидели Господа мертвым, а тело Его положенным во гроб, приставили туда стражу и радовались, будто захватили Виновника жизни, задержанного засовами ада... Искупитель наш, перед рассветом воскреснув, не только свободным вышел из ада, но и сами засовы (claustra 368 ) ада разрушил 369 . Св. Григорий Двоеслов воспроизводит и традиционное учение о том, что Иоанн Предтеча после своей смерти сходил во ад, чтобы проповедовать там Христа: Стоя при водах иорданских, он утверждал, что [Иисус] есть Искупитель мира, а будучи заключен в темницу, спрашивает, Он ли грядущий – не потому, будто сомневается, что Он есть Искупитель мира, но спрашивает для того, чтобы знать, Он ли есть Тот, Который Сам Собою пришел в мир и Сам Собою низойдет в области ада. Ибо Кого он, предшествуя, возвещал миру, Тому, умирая, предшествовал и во ад... Он словно бы ясно говорит так: «Поскольку Ты благоволил родиться для людей, то объясни, благоволишь ли Ты и умереть за людей, чтобы я, быв предтечей рождения [Твоего], стал и предтечей смерти [Твоей] и во аде возвестил о Тебе грядущем, как о пришествии Твоем я уже возвестил миру» 370 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Здесь не место заниматься интересной символической культурософией Белого – она должна стать предметом специального научного рассмотрения. Однако я не могу удержаться, чтобы не привести один культурософский и почти поэтический текст теоретика русского символизма, из которого (даже без специального комментария) становится очевидной духовная суть и ориентация его культурсимволизма. Перед нами оригинальная русская символистская модификация неоплатоникохристианской сущности европейской культуры. Парадоксально сказать: из Плотина течет величавая форма позднейших соборов; здесь арки и дуги суть струи: источника музыки; где-то там, на вершинах Плотинова духа, «единое» мысли его, как игла, прокололо Платоново небо идеи; в отверстие мысли, свергаясь, протек прямо в кровь человека: экстаз интуиции; в за-экстазной дали открывалось «Видение» Павла. И школа Павла в Афинах запечатлела градацию низлетающих струй Божества; в описании ангельских иерархий; 365 это все, ниспадая на нас, оживает, кипит в ярко-пламенном Августиновом сердце; оплотневает рассудком (схоластикой), массивами камня: соборами, готикой 366 . Если бы философеме Плотина дать плоть из камней, перед нами б восстал собор Страсбурга; то, что еще не остыло (в рассудке и в камне), то вытекло из готической формы – хоралом и фугою; и продолжало струей прорываться сквозь кровь человека. Из Баха повытекла музыка; в Бахе вспоен весь Бетховен. Струей мусикийской истек живописный источник из первого века; его отложения суть государство и Церковь : – он сам отложился «культурой». Культура – зеленая поросль над струйкою религиозного нового импульса. И этот импульс – Христов (III, 270). Имеющий уши слышать, да слышит... Ибо перед нами – духовная музыка... «Музыка идеально выражает символ, – утверждает Белый. – Символ поэтому всегда музыкален» (II, 207). Культура в ее историческом развитии представляется Белому бесконечно длящейся и возносящейся к небу музыкально-архитектурной (специально – готической) симфонией. И творчество его все пронизано музыкой – от раннего жанра поэтически-прозаических произведений, точно названных им самим симфониями через его поэзию до музыкальных эпосов (сознания и культуры) – «Петербурга», «Котика Летаева», «Масок» 367 . Именно на музыкальном уровне своего творчества (как истинно символистского) Белый выше всего возносится к запредельным мирам, доступным в большей мере религии, чем искусству.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010