55 Более условно говорит проф. М. Н. Скабалланович (Великий пост, стр. 26 и в «Руководстве для сельских пастырей» 1909 г., 9, стр. 232), что «тогда уже повсеместно существовал предпасхальный пост, по времени и продолжительности своей соответствовавший теперешней Великим пятнице и субботе; по местам даже этот пост был еще длиннее и мог доходить до целой недели пред Пасхой, соответствовашей нынешей страстной седмице. 56 См. ниже на стр. 443 у Дионисия Александрийского и св. Епифания Expositio fidei 21 (22): Migne gr. XL1I, col. 828; русск. пер. V, стр. 354. Евагрий тоже говорит более точными цифрами об πρθσις по два – по три дня, но есть и пятидневники, а иные постятся даже долее и едва принимают необходимую пищу (hist, eccles. I, 21). 57 Эти ссылки делаются не совсем точно (на стр. 199, 243. De jejun. не с. 13, a cap. 12–13: см. Migne lat. И, col. 971)и выдержки приводятся с неотмеченными пропусками, затрудняющими смысл (для De jejun. 2 на стр. 198 см. Migne II, 956). 58 Впрочем, тут же говорится и о субботе: vos etiam sabbatum, si quando continuatis, nunquam nisi in Pascha jejunandum secundum rationem alibi redditam... 59 F. X. Funk, Kirchengeschichtliche Abhandlungen und Untersuchungen I (Paderborn 1897), S. 248–250. 60 Разумеются слова из Liber de oratione cap. 18 (al. 14): sie et die Paschae, quo communis et quasi publica jejunii religio est, merito deponim u osculum, nihil curantes de occultando quod cum omnibus faciamus (Migne lat. I, col. 1178–1181), при чем для religio ср. De jejun. 13 (Migne II,972): si quae patribus sunt praecepta, omnis deinceps posteritas haereditaria religione custodil. 65 По связи с этим могут указать, что там нет внушения о необходимости присутствия трех епископов при архиерейской хиротонии, между тем этого требует Никейский собор (см. у Rev. W. Н. Frere, в «The Journal of Theological Studies» XVI, 63: April, 1915, p. 366–367), но 4-е правило последнего говорит о «поставлениях» и относится собственно к «избранию», а Дидаскалия упоминает еще более обще лишь о том, кто достоин быть поставленным на место епископа и занять седалище (IV: 18 слл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Этот общий богочеловеческий труд, совершаемый в лоне нашей Матери-Церкви, это совместное творчество (именно творчество, поскольку оно имеет в виду восстановление человеческой природы во всей ее Богоутвержденной первозданной чистоте и целостности), сотворчество, синергизм богословы назвали домостроительством спасения. Но где тот знак, который знаменует возникновение этого обоюдного творческого процесса? Как осознать, что я включился в это сотворчество? – Услышав Божественное звание. Но кого же призовет Господь, если не того, кто вступил на путь к Нему, вступил не как фарисей, демонстрируя всем свои «духовные достижения», но как мытарь – в покаянии и истинном желании исправиться, в понимании того, что «человекам это невозможно, Богу же всё возможно» ( Мф.19:26 ), а потому – и в трепетном ожидании Божьего гласа и действия, и очищающего, и возбуждающего к истинному подвизанию, и подкрепляющему в тяготах духовного пути 366 , – ведь как «не мерою дает Бог Духа» ( Ин.3:34 ), так не попускает Он искушения сверх меры каждого человека 367 , давая при этом и особый дар – дар претерпевать искушение 368 . Я знаю, что «не всякое доброе желание входит в сердце человека от Бога, но только то, которое полезно» 369 . Я знаю и то, что «предпочитать доброе изволение – дело желающего; довершить же выбор доброго изволения – дело Божие» 370 . Поэтому я и прошу Тебя, Господи: воззови и прими меня, кающегося, потому что без помощи Твоей моя воля – несовершенна, мои добрые дела – бессмысленны, мое покаяние – лишь слова, сказанные всуе. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Внуши воздыхания души моея и очию моею приими капли, Спасе, и спаси мя. Господи, дай мне дух сокрушенный, помоги мне принести Тебе жертву покаяния моего 371 ( Пс.50:19 )., дай мне оплакать грехи мои, потому что уже терпети не могу демонского стреляния 372 . На мне, грешнем, удиви, Господи, милость Твою, и да не одолеет моя злоба Твоей неизглаголанней благости и милосердию 373 , – ведь я не имею, что показать Тебе, когда предстану на Страшном Судищи Твоем, и знаю только одно: «где отсутствует деятельность, там смирение и исповедание полностью принимает Бог вместо нее; и за дела, которые не совершены, получает награду тот, кто смирился» 374 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

В окрестностях города распространился слух, что он уже убит или, по крайней мере, ранен. Но полиция скоро открыла следы заговора 366 . «Конечно, писал Кальвин одному из своих друзей, это озлобление, особенно молодых людей, не важно, здесь и там открыто изливают на нас яд, накопившийся в их душах. Но все это только дым, в нас найдут более мужества и решимости, чем предполагают; и все угрозы ни что другое, как ветренный шум гордого Моава. Впрочем, я не удивлюсь, если произойдет что-либо и хуже того. Не такие же ли были возмущения и против Моисея и пророков, хотя они были поставлены Богом над народом Его, подобные испытания спасительны для нас» 367 . Между тем раздражение против Кальвина становилось в народе сильнее и сильнее; оно выражалось в том, что «при появлении реформатора на улицах, на него натравляли собак, „возьми, возьми его“, кричали, и собаки рвали его одежду и кусали ноги», так говорил Кальвин о тогдашнем раздражении против него народа в предсмертной своей речи к женевскому духовенству 368 . Самое имя его Кальвин переменили в имя Каин и осыпали едкими его насмешками. Беза в биографии Кальвина говорит: «на улицах открыто заявляли, что жители Женевы не могут более идти к Причащению, пока будет преподавать его человек, обагривший свои руки кровию лучших граждан» 369 . Среди такого разгара страстей, выступил на арену борьбы Ами Перрен. Возвратившись из Франции, он не нашел уже в городе своей жены и тестя – Фавра. В своей жалобе совету он упрекал членов его за то, что они допустили до такого позора человека, который оказал важные услуги республике, грозил, что он найдет средства на будущее время указать врагам своим дорогу. В угодность Кальвину, синдики дали приказ арестовать Перрена и полагали обвинить его в измене государству. Но, при народном волнении, совет не решился на такой шаг, – он отменил свое распоряжение и ограничился отрешением Перрена от должности синдика. Народ, любивший его, пришел в сильное негодование. Теперь с презрением стали относиться к церковным уставам и открыто нарушали их.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ioan...

Паны начали было удерживать его, напоминая, что надобно слушаться команды. «Поздно давать приказания!» кричал Корецкий: «на коней!» Вслед за ним повторили: «на коней!» и две тысячи жолнеров покинули обоз. 362 Казаки воспользовались оставленным местом, кинулись в прогалину, ворвались в средину четвероугольника и начали повсеместное кровопролитие 363 «не щадно прикладывая свои козацкие самопалы на шляхетские головы. 364 Без команды, без цели, всё войско разметалось в стороны: Калиновский налево, Потоцкий направо: кто в лес, кто в болото; из-за каждой кучи срубленных дерев выскакивали казаки; те гнали врагов с боков, те сзади... и отовсюду стреляли, рубили, кололи поляков... «и как будто снопы на поле жатвы (говорит летопись) подбирали усталых и вытаскивали их из рвов и рясин». Калиновский метался, горячился и, наконец, получив две раны в шею и в локоть смирился; казаки повели его. 365 Что касается Потоцкого, то он видя, что нет спасения, предался на волю и сидел в своей карете; его примеру последовали и другие паны, и всех их с экипажами привезли в казацкий лагерь. Мужики из соседних деревень помогали ловить беглецов. Спасся только Корецкий, но и тот, пока прорвался, потерял девятьсот человек, а с остальными прибежал в Киев, «и там, говорит летописец, 366 сокрыл стыд поражения, которого окончательным виновником не без основания называли его самого». Поражение поляков окончилось в четвертом часу утра 16/26 мая. 367 Казаки столпились около пленников и, по обыкновению, отпускали над ними насмешки. «Что, говорили они, не будете, Панове, ходить Запорожья добывать ? Бедные паны! они все озябли! Дай им, пане Хмельницкий, кожухов». – «Видишь, Потоцкий, сказал Хмельницкий, как Бог сделал: те, которые пошли брать меня в неволю, сами в нее попались». – Хлоп, сказал Потоцкий: чем заплатишь славному рыцарству татарскому? оно победило меня, а не ты со своей разбойничьей сволочью!» – Тобой, отвечал Хмельницкий, тобой, который называет меня хлопом, и тебе подобными! Украинская летопись говорит, будто Потоцкого одели в сермягу и Хмельницкий, для потехи казацству, посадили его верхом на пушку. Это вероятно, вымысел. «О Потоцкий, Потоцкий, кричали казаки, у тебя розум жиноцкий! не годишься ти гетмановати, за се треба було тебе пану Хмельницкому отдати! Поидеш ти в Крым сирой кобилини жовати». 368

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

], распорядок, такую силу права приобрел в понятии лам, что действия его доныне ощущаются…» (стр. 254). Нил приводит такие цифры: в 1822 году в Восточной Сибири насчитывалось 2532 ламы (монаха) и 19 кумирен (капищ), в 1842 году стало 5545 лам и 34 кумирни (стр. 256). 364 «все преодолевший и все отвергший» бог Фо — прозвище Будды, преодолевшего все соблазны и искушения мира, отвергшего все его ложные обольщения и мнимые радости и силы. 365 Далай-лама — высшее духовное лицо в ламаизме, почитается живым, вечно возрождающимся (хубилганом) божеством на земле. 366 …поворачивает на спиритскую. — В 70-е годы XIX века в придворных и административных кругах Петербурга наблюдалось усиленное увлечение спиритизмом — шарлатанским производством «чудес», «вызовом духов», «столоверчением» и т. д. Медиумы, производящие эти фокусы, сменяли один другого. С разоблачением медиумических чудес выступали Л. Н. Толстой (пьеса «Плоды просвещения»), Д. И. Менделеев и др. 367 против… рожна прать. Рожон — острый кол, укрепленный в наклонном положении. Лезть на рожон — предпринимать действия, обреченные на неудачу и сулящие неприятности. 368 « О прока» — офранцуженное русское слово напрокат. 369 Епитимья (греч.) — покаяние, церковное наказание. На гражданскую и духовную службу в Сибирь часто посылались лица, неугодные в глазах начальства, совершившие какой-либо проступок. 370 Мережи — сети. 371 «Что ми хощете дати, да аз вам предам?» — слова Иуды Искариота — предателя Христа, с которыми он обратился к первосвященникам иудейским (евангелие от Матфея, гл. XXVI, 15). 372 Повесть о пятистах путешественниках заимствована Лесковым из статей И. П. Минаева «Несколько рассказов из перерождений Будды» (Журнал Министерства Народного просвещения, 1871, «Индийские сказки» (там же, 1871, 4, 5; 1874, 373 Шигемуни — Шакья Муни (более употребительно Сакья Муни) — имя Будды в его земном воплощении в царевиче Гуатаме. В переводе с санскритского означает: царственный богомыслитель (монах). 374 Сумбер (правильнее — Сумер) в буддийской космологии — высочайшая гора, населенная небесными гениями, благожелательными людям.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

361 от вырезывать указывает песню, сложенную по известной мере, тоже что и обыкновенное название большей части псалмов. Частное оно значит петь с аккомпанементом, как в греч. Переводе ψαλμς от ψáλλειν, бить по струнам, играть, на инструменте. LXX всему собранию псалмов дали название ψαλτριον, точно также, как напр. словом Lyra называется собрание лирических стихотворений. 362 восходить. Употребляется о восходе солнца н всходе посевов. Этот образ пророки, и в особенности Исаия, нередко употребляют, когда говорят о явлении Мессии, ожидаемого избавителя. 363 . Древние переводчики этому слову давали значение: так, таким образом. LXX: σπερ τατα ποθανουνται; точно также и блаж. Иероним:ет habitatores sicut haec interibunt. Но Людовик de Dien указал в этом слове имя существительное; и действительно в множ. ч. это слово встречается Исх. 8, 16 в описании казней египетских: κνíψ, σχνφες, род мошки, особенно распространенной в болотных местностях нижнего Египта, – culex replans Линнея. 365 Эту метафору часто повторяют классические, писатели. Так у Гомера об Аяксе говорится: (Jliad. XVIII, 157) одетый силой бранною. 366 поэтич. имя Египта, по происхождению египетское. – (См. Jablonskii opuscc. ed. te Water. I, 228). 367 чудовище морское вообще, Быт. 1, 21 ; здесь дракон или крокодил, – эмблема Египта. На римских монетах, выбитых по случаю побед импер. Августа в Египте, Египет изображён в образе крокодила, привязанного к пальме. В ветх. завете часто царь египетский сравнивается с крокодилом: Пс. 77, 13 ; Иез. 29, 3; 33, 2 . Это сравнение стало до такой степени ходячим, что в нынешнем языке арабском, наоборот, титул царя – фараон стал названием крокодила. 369 Этот стих буквально сходен с 35 гл. 10 ст. (см. стр. 143 оригинала – прим. эл. редакции), с тем только различием, что слово стоит без парагогического. Там он оканчивает главу, а здесь отдельную строфу в главе. 370 Состояние пленного народа представляется под образом ареста, коему подвергались нарушители общественного спокойствия. Иерем. 38, 6. 37, 21.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

6. О следствиях всех этих мучений, внутренних и внешних, каковы: плач и скрежет зубов, отчаяние, погибель вечная. «Там будет плач и скрежет зубов», не раз повторял Спаситель о геенне ( Мф. 8:12, 13:42, 50, 25:30 ). «Когда отойдем туда, – рассуждает св. Златоуст, – то если покажем и самое сильное раскаяние, никакой уж не получим оттого пользы; но, сколько ни будем скрежетать зубами, сколько ни будем рыдать и молить тысячекратно, никто и с конца перста не капнет на нас, объятых огнем: напротив, мы услышим то же, что и евангельский богач, – что «пропасть велика между нами и вами утвердися» ( Лк. 16, 26 ). Будем скрежетать зубами от страданий и мук нестерпимых, но никто не поможет. Будем крепко стенать, когда пламень сильнее станет охватывать нас, но не увидим никого, кроме мучимых вместе с нами и кроме великой пустоты. Что сказать о тех ужасах, которые мрак будет наводить на наши души?» («Сл. к Феод. падш. 1», в «Хр. чт.» 1844, 1, 361, 366–367). Св. Антоний Великий говорит: «Что означают плач и рыдание, как не величайшее сожаление о грехах? Тогда начнем негодовать на самих себя, раскаиваться, скрежеща зубами…, когда покаяние не будет иметь места» («Отечн. еп. Игн.», стр. 2). Сделаем и здесь сравнение. Вот у нас раздирается сердце, когда мы слышим громкий плач только лишь нескольких несчастных лиц (например, когда мать и дети плачут на могиле своего мужа, отца): что же сказать о плаче, стонах и скрежете зубовном, которые будут исходить от множества людей? Каждый из мучимых грешников и сам будет испускать плачевные стоны, и кругом себя будет слышать тот же плач. Приведем здесь пример из современной жизни, который сделался известен по особенному Божию откровению. Одна благочестивая женщина девять дней была в загробном мире, а потом чудесно ожила. Ей были показаны рай и ад. Когда после рая она была низведена во ад, то «услышала здесь такой вопль, такой стон, что описать невозможно». Поэтому она крепко стала молить Бога, чтоб милосердный Господь возвратил её к жизни для покаяния («Цер. вест.» 1884 г. 21). 3. Огонь неугасающий.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Не лишено значения случайное указание в тексте поэмы на то, что весть о водворении Креста в Иерусалим пришла в Константинополь в Лазареву Субботу, которая приходилась в тот год на 30 марта. 364 Из других свидетельств нашего предания об этом событии полнее других согретый теплым чувством краткий рассказ Себеоса: «В день вступления в Иерусалим немало происходило там ликования. Раздавался голос плача и печали, лились слезы умиленного сердца у царя и знати, всех войск и жителей города. И никто не мог петь Господних песен от плачевного умиления царя и всей толпы. Царь водрузил Крест на своем месте, всю церковную утварь расположил по своим местам и роздал всем церквам и жителям города подарки и деньги на ладонь». 365 Патриарха Захария не было уже в живых. Императора встретил заместитель его трона, монах Модест, сумевший в короткое время отстроить и украсить все пострадавшие в 614 году храмы и святыни города. Ираклий в признание его заслуг предоставил ему патриарший трон. Но Модест лишь в течение девяти месяцев занимал престол и 17 декабря того же года скончался в городе Созусе в Палестине на пути к вызвавшему его по какому-то делу императору. 366 По свидетельству патриарха Евтихия, пребывание Ираклия в Иерусалиме ознаменовалось тяжкими репрессиями иудеев. Христиане ознакомили императора со всеми злодействами, какие себе позволяли иудеи во время взятия Иерусалима, и просили его позволить им отомстить за прошлое. Но император был связан клятвою, которую дал в Тивериаде. Тогда монахи предложили отмолить грех нарушения клятвы установлением поста в течение недели перед четыредесятницей. Ираклий согласился, и христиане перебили множество иудеев как в Иерусалиме, так и во всех городах Галилеи. Успевшие спастись от смерти иудеи бежали в Египет и к арабам. Свой обет монахи в Палестине держали до самой смерти Ираклия, а затем считали себя уже свободными от этого обязательства. Но в коптской церкви пост этот сохранился и при патриархе Евтихии (т. е. в X веке). 367 Феофан не упоминает о репрессиях, но и он занес в свою хронику заметку о том, что Ираклий воспретил иудеям проживать в Иерусалиме и в 3 милях от него.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Когда все это сгорало в яме, то на теплую еще золу они наваливали камень или обрубок дерева» 364 . Ясно видно, что целью всех этих обрядов было сделать из Терма нечто вроде священного представителя домашнего культа. Чтобы сохранять за ним его священный характер, над ним ежегодно возобновлялось священнодействие, с возливанием либации 365 и чтением молитвы. Водруженный на земле Терм был, следовательно, как бы домашнею религиею, всаженной в почву, чтобы показать, что эта земля стала навсегда собственностью семьи. Позже, содействием поэзии, Терм стал рассматриваться как бог отдельный и личный. – Употребление Термов, или священных межевых знаков, было по-видимому всеобщим у индо-европейских народов. В глубокой древности оно существовало у индусов, и священные обряды установки границ имели у них много сходства с теми обрядами, которые Сикул Флакк описал в Италии 366 . До Рима мы находим Терм у сабинян 367 ; мы находим его также у этрусков. Эллины тоже имели свои священные границы, которые назывались у них Yroi, Jeo€ Yrioi; так, Плутарх и Дионисий, переводят слово terminus чрез Yroij; впрочем и слово termwn существовало в греческом языке 368 . Наши угли, закапываемые в яму, при межевании, это конечно есть пережиток углей жертвенных; утилитарное же значение их непонято пока – понято лишь вторичное. Раз Терм поставлен уставно, то не было той силы в мире, которая могла бы его переместить. Он должен был на веки вечные пребывать на том же самом месте. Этот принцип религии выразился в Риме таким сказанием: сам Юпитер, когда он пожелал занять место на капитолийском холме, под храм себе, не мог удалить оттуда бога Терма. Это старое предание показывает, насколько священною была собственность; недвижимый Терм не означает ничего иного, как нерушимое право собственности; это есть характерный для римской религии функциональный бог, бог-функция, именно функция охранения границы, воплощенная вещественно. Терм охранял границу и бодрствовал над нею. Сосед не смел приблизиться к ней вплотную: «Ибо тогда, – как говорит Овидий 369 , – бог, который чувствовал себя задетым лемехом или мотыкою, кричал: «Остановись, это мое поле, а там вот – твое.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Несмотря на то, что дело, о котором шла речь, касалось только двух человек (Евлогии и монахини, развязавшей ссору), митрополит рекомендует прочесть всем инокиням свои наставления, дабы подобное вновь не повторилось. Он чувствует себя ответственным за духовное становление не только Евлогии, но и всех монахинь, находящихся под ее покровительством. Сестры эмоционально зависели от духовного отца монастыря, как зависело от него их спасение. 35 Игуменье он дает рекомендации, как вести себя с ними, как воспитывать их: «Если ты увидишь монахиню, бегущую, вытянув руки неподобающим образом и бьющую свою соседку ...останови это и сурово накажи коленопреклонениями, чтобы изнурить тело, спеша успокоить гнев, и непрерывной молитвой, чтобы возвысить мысль к покаянию и смирению» (ер. 2. 277–282). Наряду с общими наставлениями, касающимися всех сестер, в письме Феолипта содержатся указания относительно конкретных инокинь, которых он узнал во время своих визитов в Константинополь, Так, упоминается некая женщина, обращенная в монахини «из язычниц» (ер. 2. 319–320). Вероятно, она была выкуплена Евлогией из плена или, как считает А.М. Толбот 36 , была мусульманкой, обращенной в Православие. Феолипт боится, что резкость этой женщины «может побудить к чему-нибудь непристойному» (ер. 2. 319–320), поэтому игуменье необходимо чаще бывать в ее келье, ибо пока она пребывает там, эта подопечная не «нарушает мир и не отвлекает» Евлогию Он полагает также, что другим монахиням не подобает общаться с ней, ибо она «никогда не успокоит свой надменный дух» (ер. 2. 335–336), и призывает Хумнену не потакать ее желаниям и прихотям. Утешением же души Евлогии, по мнению духовника, является рекомендованная им некая Феодора, дочь Проксима из Филадельфии (ер. 2. 361). Здесь митрополит все же ставит Евлогию выше своей подопечной, ибо игуменья должна обучать ее тому, чтобы «мысли были такие же мудрые, как слова из ее уст», и помочь ей «твердо устоять на пути добродетели» (ер. 2. 354–356). Наряду с этими монахинями упоминается некая молодая девушка, которая вверена одной из сестер, вероятно, Феодоте, в целях обеспечения безопасности и образования, а Хумнена должна была избавить ее «от неподобающих страстей и немудрых привычек» (ер. 2. 366–367).

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010