1675 г. датируется 1-й самостоятельный перевод Е.- Творения Дионисия Ареопагита , переведенные с греч. языка (Там же. Син. 55). Далее последовали переводы с греческого: «Тайноводственных поучений» свт. Кирилла Иерусалимского (Там же. 133; РНБ. СПбДА 1. Л. 1-352); Бесед и Слов свт. Василия Великого (ГИМ. Син. III. Л. 157-180 об.; Син. 346. Л. 528-739 об.; 716. Л. 131-175); Толкований митр. Никиты Ираклийского на 16 Слов свт. Григория Богослова (Там же. 48, 49); Бесед свт. Григория Нисского (Там же. 716. Л. 88-120; 346. Л. 740-747 об., 763-815); Бесед свт. Григория Паламы (Там же. 49. Л. 556-623 об.; РГБ. Ф. 310. Унд. 475); Бесед свт. Иоанна Златоуста (ГИМ. Син. 346. Л. 828-855); «Божественного Катехизиса, или Толкования Божественной литургии» Н. Булгар(ис)а, изданного в Венеции в 1681 г. (Там же. 124; БАН Украины. КДА 325 (о.4.10); БАН. Арханг. 94 (461)); «Об исхождении Святого Духа» митр. Нила Кавасилы (ГИМ. Син. 198); «Православного исповедания веры» свт. Петра (Могилы) (Там же. 571, 473; Чуд. 287(85); 1-я публ.: М., 1696; это единственный перевод Е., изданный при его жизни); «Спасения грешных» мон. Агапия (Ланд(ос)а) (БАН. 31.6.38; ГИМ. Син. III); «Проскинитария» Арсения Каллудиса (ГИМ. Син. 543, 529. Л. 277-296 об.; РНБ. СПбДА. 1. Л. 355-455); «ΘΗΣΑΥΡΟΣ» (Сокровище) митр. Дамаскина Студита (ГИМ. Хлуд. 69); Толкования на Божественную литургию К-польского патриарха Германа (Там же. Син. 378; РНБ. Солов. 248(237); БАН. Арханг. 78-79(459-460)); Опровержения Флорентийско-Феррарского Собора Иоанна Евгеника (Там же. 57, 594. Л. 1-19); 19 стихотворений визант. поэта 1-й пол. XIV в. Мануила Филы на Беседы свт. Григория Богослова (БАН. 16.14.24. Л. 247-254 об.); Хроники (ΝΕΑ ΣΥΝΟΨΙΣ) Матфея Кигалы, изданной в Венеции в 1650 г. (РГАДА. Ф. 181. РО МГАМИД. Оп. 6. 579/1081; РГБ. Ф. 354. Волог. 172; БАН. 45.13.12; 33.10.12); Писем К-польского патриарха Фотия к Амфилохию (ГИМ. Син. 346. Л. 855 об.- 859 об.); Чина поставления на царство (РНБ. СПбДА. 27; БАН. 32.5.12. Л. 19-28; 32.4.19. Л. 66-71); Творений свт. Симеона Солунского (ГИМ. Син. 654, 283, 273, 282, 284; Хлуд. 68; РНБ. СПбДА. 24; Соф. 1193; Солов. 291(799); БАН. Арханг. 89; ЯМЗ. 919 (по кат. В. В. Лукьянова 1689 г.); БАН Украины. 163(40); КДА. 400); Житий свт. Епифания Кипрского и прп. Евфимия Великого (ГИМ. Син. 393. Л. 194-217 об.); Жития и Завещания прп. Ефрема Сирина (Там же. 346. Л. 815-827 об., 397). С латыни Е. перевел сочинения Ж. Гоара - Наблюдения над чином Божественной литургии свт. Иоанна Златоуста и над последованием литургии Преждеосвященных Даров (ГИМ. Син. 190, 526).

http://pravenc.ru/text/187698.html

Все это обеспечило Мосху большую свободу не только в отношении содержания, но и в стилистическом отношении. Несмотря на всю дидактичность и тенденциозность, «Луг Духовный» пользовался репутацией увлекательного чтения, доступного широкому читателю. В XI–XII вв. книга появилась на Руси под названием «Лимонарь», или «Синайский патерик». Сюжеты из Мосха иногда служили материалом для писателей в более поздние эпохи. Так, например, приведенный ниже рассказ о жизни старца, приручившего льва, послужил (правда, через «Пролог») образцом для рассказа Лескова «Лев старца Герасима». ЛУГ ДУХОВНЫЙ 354 Иоанн Евират своему возлюбленному во Христе софисту Софронию. Возлюбленный! Я полагаю, что созерцание весенних лугов смотрящим на них доставляет величайшее удовольствие множеством разных цветов, которые останавливают идущих мимо, как бы предлагая им разнообразное угощение – то красками их зрение радуя, то запахами обоняние услаждая. Здесь сверкают пурпуром розы, там белеют лилии, конечно же, манящие к себе сразу после роз; а в иных местах цвет фиалок подобен царской багрянице. И эта пестрая ткань несказанных красок повсюду испускает сладостный аромат. Прими же, Софроний, дитя мое благостное и верное, этот труд, лугу подобный. Ведь ты найдешь в нем добродетели святых мужей, ярким светом сиявших в наше время, «взращенных близ источников водных», как говорит псалмопевец 355 . И хотя они в равной мере угодны Христу, Богу нашему, однако каждый по–своему отличился в какой–либо добродетели или красотой душевной или благочестивой жизнью, и я выбрал из этого вечно цветущего луга самые прекрасные цветы и сплел венок, который, верное дитя мое, я подношу тебе, а через тебя – всем. Этот труд мы и назвали «Лугом», потому что каждый извлечет из него пользу и удовольствие, подобно тому, как мы ощущаем приятное благоухание. Ведь достичь добродетельной жизни и заслужить всеобщее уважение можно не только постоянно предаваясь божественным делам, не только всегда заботясь о них и помышляя, но также и рассказывая о добродетели других людей. Поэтому–то, сын мой, я и предпринял этот труд, составляя из подлинных цветов полное их собрание, чтобы любовь твоя была полной. Подражая премудрой пчеле 356 , собрал я такие добродетели отцов, которые особенно полезны для души. Итак, я перехожу к своему повествованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

В семь часов мы выехали. Кортеж наш состоял из пяти человек – двух путешественников и трех проводников; проводников больше путешествующих, что свидетельствовало о трудностях пути. От самого Молдавского скита мы начали подниматься в гору по слишком ухабистой тропинке, так что мулы прыгали, как козы. Вот мы перевалили через один кряж гор; тропинка пошла в уровень с этим кряжем, но у подножия других, более высоких скал и по вершине скал, круто опускающихся в воды Монте-Санто 352 . Картина здесь другая, чем по ту сторону кряжа: здесь не воды Архипелага, на которых виднеются Тассо, Самофраки, а воды залива Святой Горы; вдали видно множество островов, из которых мой провожатый молдаванин [о. Христофор] 353 назвал два, принадлежащих Лавре: Юра и Пиперо 354 . Не слишком далеко от нашей тропинки келья святого Петра Афонского, расположенная над крутым обрывом; в ней, по словам моего проводника, никто не живет в настоящее время, потому что у живущих там скоро выпадают зубы и вылезают волосы 355 . Около полутора часов мы ехали по довольно торной дорожке, не поднимаясь в гору. Но вот тропинка поворачивает прямо на гору. По примеру проводника мы все перекрестились, так как, по его словам, путь здесь очень труден. Действительно, в особенности в двух местах взбирались по таким стремнинам и над такими безднами, что дрожь охватывала. В некоторых местах видны массивные отвалы скал, отторгнутые землетрясением или силою собственной тяжести, но все же еще не твердо установившиеся, а как бы ожидающие малейшего повода дальше полететь к морю и на своем пути произвести страшное опустошение. Около трех с половиною часов взбирались мы вверх, пока не достигли кельи Божией Матери, расположенной у подножия вершины 356 среди редких сосен. До этой только кельи возможна езда на мулах, а дальше избираться на вершину можно только пешком. Келья эта называется кельей Богородицы потому, что, как предание говорит, Матерь Божия при восхождении на вершину, где стояло капище Аполлона, здесь отдыхала 357 . Мы здесь остановились, так как были порядочно истомлены дорогою, в особенности мулы, которые совершенно обливались потом.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Впосл. тело И. было перенесено в К-поль, и там же был воздвигнут посвященный ей храм, где от мощей мученицы происходило множество исцелений (Ibid. P. 472). Прокопий Кесарийский в соч. «О постройках» сообщает о реставрации имп. Юстинианом I храма, посвященного мц. И.: «При входе в так называемые Золотые ворота налево стояла церковь святой Ии мученицы; император, застав ее уже в состоянии разрушения, восстановил со всей щедростью» ( Procop. De aedificiis. I 9 1). В Патмосском списке Типикона Великой ц. (IX-X вв.) под 5 авг. говорится о праздновании памяти И. в 3 посвященных ей церквах: «Вне Золотых ворот и в Эптаскале и по ту сторону Стенона», т. е. Босфора ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 100). Список Типикона Великой ц. из мон-ря Честного Креста в Иерусалиме (Х в.) приводит эти сведения под 4 авг. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 358). После взятия К-поля крестоносцами (1204) ц. мц. И. у Золотых ворот была разорена, а ее мощи перенесены в Манганский монастырь ( Delehaye. 1905. P. 472). Помимо основных дней памяти И. (5 авг. и 11 сент.) сведения о ней нередко помещались в рукописях под соседними датами. В тексте Ватиканского списка анонимного Мученичества днем кончины И. названо 5 авг., а в Венском списке - 3 авг. (Ibid. P. 461). Из авторитетных агиографических источников память И. под 5 авг. содержат Синаксарь К-польской ц. (SynCP. Col. 868) и Патмосский список Типикона Великой ц. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 100), под 4 авг.- список Типикона Великой ц. из мон-ря Честного Креста в Иерусалиме ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 358) и греч. стишные Синаксари (напр., Paris. Coisl. 223, 1301 г.- SynCP. Col. 867-868). Житие И. под 11 сент. в визант. Минеях-Четьих не встречается. Однако мы видим ее в Синаксарях и Минологиях (напр., в Синаксаре К-польской ц.- SynCP. Col. 35-36; в Минологии имп. Василия II - PG. 117. Col. 41). При этом Синаксари семейства С по классификации И. Делеэ (SynCP. Col. 31-34), нек-рые стишные Синаксари (напр., в ГИМ. Син. греч. 391(355), XV в.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 516) и греческая печатная Минея (Венеция, 1592) помещают сведения об И. под 10 сент., а Синаксарь Paris. gr. 1578, XV-XVI вв.,- под 9 сент. Под 25 сент. память И. внесена в Патмосский и Крестовый списки Типикона Великой ц. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 9; Mateos. Typicon. T. 1. Р. 44) и в некоторые стишные Синаксари (напр., ГИМ. Син. греч. 390(354), 1295 г.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 519).

http://pravenc.ru/text/1237985.html

Север отнесся к христианам так же сурово, как и ко всем вообще. Против его жестокостей выступал с протестом Тертуллиан в различных своих произведениях, относящихся к 197 г., Ad martyres, Ad Nationes, Apologeticus. Север даже усугубил стеснительные законы и особым указом запретил совращения в христианскую веру. Но об этом мы будем говорить ниже. Папа Виктор умер в это царствование в 198 или 195 г. Его место занял Зефирин. Начиная с него, история римской церкви становится несколько более известной нам. Это был простой и необразованный человек. Немедленно по избрании он выписал из Анциума некоего Каллиста, проживавшего там в своеобразном уединении, – сделал его своим соправителем по делам церкви и в частности поручил ему заведовать кладбищем. «Кладбище» до того времени было на вилле Ацилиев на Саларийской дороге.  Каллист перенес его на Аппиеву дорогу, близ которой уже находилось несколько весьма древних семейных усыпальниц, обозначенных именами Претекстата, Домициллы и Луцины. С III века эти усыпальницы сделались ядром обширных некрополей, где папам была отведена особая погребальная комната. Хотя продолжали погребать и на кладбище Присциллы, а также устраивать усыпальницы и в других местах, однако новое кладбище стало особенно важным. Его связали с именем Каллиста, хотя из всех пап третьего века именно он не был там погребен. О Каллисте много говорили при предшествующих папах. Его заклятый враг Ипполит рассказывает, что он сперва был рабом некоего Карпофора, христианина из дворца цезаря 354 ; его хозяин доверил ему капиталы для банкирской конторы, которую держал в квартале общественного бассейна 355 . Каллист запутался в неудачных аферах, и, спасаясь от гнева Карпофора, пытался бежать. Он уже садился на корабль в Порто, как вдруг увидал своего хозяина; Каллист бросился в воду, был вытащен, взят под стражу и посажен в тюрьму. Под давлением кредиторов своего раба, среди которых было много христиан, Карпофор выпустил его. Каллист взялся достать денег. У него и на самом деле были должники среди евреев. Он отправился к ним в синагогу; там поднялся по этому поводу страшный шум: евреи стали жаловаться, что он помешал отправлению их богослужения, и потащили своего кредитора к римскому префекту Фусциану, обвиняя его в оскорблениях и обличая в принадлежности к христианству. Несмотря на заступничество Карпофора, его раб за принадлежность к христианству был приговорен к каторге на о. Сардинию.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Юлиан 501 родился в Константинополе в 331 году от Юлия Констанция, брата Константина, и от Василины, знатной римской матроны, которая умерла вскоре после его рождения. Ему было шесть лет, когда его отец и один из братьев погибли во время династических неурядиц, последовавших за смертью Константина. Сам Юлиан спасся вместе с другим братом Галлом. Ему припоминали впоследствии, что в это опасное время он был обязан своей жизнью преданности некоторых духовных лиц. Когда водворилось спокойствие, и Констанций решился взять обоих детей под свое покровительство, Юлиан был поручен Евсевию, епископу никомидийскому, который доводился ему дальним родственником, и влияние которого было заметно уже на матери Юлиана. Последний жил при нем в Никомидии и в Константинополе в продолжение приблизительно пяти лет. По смерти Евсевия, Юлиан и Галл, находившиеся до тех пор в разлуке, были вновь соединены и поселены вместе на вилле Макелл, у подошвы горы Аргея, вблизи Кесарии Каппадокийской. Они жили там около восьми лет, до тех пор, пока Галла не сделали кесарем (351) и не отправили царствовать в Антиохию. Что же касается Юлиана, ему разрешили дополнить свое образование посещением пользовавшихся известностью учителей. Вследствие этого он жил некоторое время в Константинополе, в Вифинии и Асии. В 354 году он оказался замешанным в дело Галла и был вытребован в Италию к императору. Императрица Евсевия заступилась за него, и ему разрешили вернуться к научным занятиям. В то время он и приехал в Афины, где познакомился с Григорием и Василием, двумя юными каппадокийцами, которым суждено было прославиться в сане епископов. Юлиан оставался там недолго; в 355 году его вызвали к миланскому двору, чтобы в свою очередь приобщить к управлению империей, и возложили на него обязанность блюсти охрану западных провинций. Известно, что он добросовестно и удачно выполнил эту задачу, не отступая ни перед какими ни крупными, ни мелкими обязанностями, которые полагались на него, и что впечатление, произведенное им в Галлии, было очень благоприятное.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На фронтонной форме медальоны присутствуют, например, в диптихах с Анфимием (515) 352 и с Анастасием (517) 353 ; на прямом антаблементе – с Климентином (513) 354 и Орестом (530) 355 . Заметим, что диптихи, использующие композиционную модель обрамляющей конструкции – архитектурной рамки, являются одним из прототипов или, точнее, одним из типологически сходных образцов для христианской триумфальной обрамляющей структуры. Подобно тому как консул изображался с Римом и Константинополем, с императором и императрицей, то есть с теми, кто наделил его полномочиями, с теми, чью волю он исполняет, – в архитектурной конструкции, каковой стала преграда к VI в., живая иконография священнодействующих была увенчана и обрамлена изображениями Христа, Богоматери, апостолов, пророков. Заметим, что та же композиционная модель очевидна в расположении медальонов на ранних синайских иконах 356 , где в центре может помещаться медальон с изображением Христа, а по сторонам – медальоны с Богоматерью и святыми. Этот же образец, вероятно, повлиял на способ размещения фигур в знаменитой «Христианской Топографии» Косьмы Индикоплова (гр.699) 357 . Вспомним, что эта же композиционная модель просвечивает в том способе, которым компонуются изображения на реликвариях. В Брешианской ставротеке (сер. IV в.) вся изобразительная схема, состоящая из многих сюжетных и символических изображений, объединяется под общим увенчивающим ярусом, несущим в медальонах изображения Христа и апостолов. Образец таких композиций описан у Тита Ливия, там, где он говорит об оформлении эдикулы в храме Юпитера Капитолийского 12-ю позолоченными щитами, которые находились на фронтончике: in sella Iovis supra fastigium aedicula 358 . O традиции imago clipeata подробно сказано в статье А. Грабара 359 , и мы не будем повторять все положения этого исследования, заметим только в связи с проблематикой нашего исследования, что композиционная схема расположения изобразительного ряда на алтарных выгородках возвращает нас к тому же прототипу.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

354. Сотворив крестное знамение над бесноватым человеком, святитель Иоанн Златоуст исцелил его Когда святитель Иоанн Златоуст , став Цареградским Патриархом, однажды говорил проповедь , один бесноватый упал на землю и стал кричать таким страшным голосом, что все находящиеся в церкви ужаснулись. Иоанн же велел привести бесноватого к себе, сотворил на нем знамение честного креста, и бес тотчас же оставил человека. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 176). 355. Демон исчез, как только мученица Иустина осенила свое лицо крестным знамением Некогда к святой мученице Иустине явился один из бесовских князей и со многими словами стал склонять ее к скверному браку. Иустина, поняв кто с ней говорит, не входя в беседу с диаволом, с благоговением положила крестное знамение на своем лице, и диавол тотчас же исчез. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 176). 356. Крестным знамением священномученик Киприан отогнал от себя беса, пытавшегося задушить его См. также: Демонские козни . Однажды священномученик Киприан, увидев диавола, сказал ему: “Пагубник, прелестник, вместилище всякой скверны! Поскольку я знаю, что ты боишься крестного знамения и трепещешь от имени Христова, то что же с тобой будет, если придет Сам Христос? Отступи от меня, проклятый, уйди, беззаконник и ненавистник!” Слыша это, диавол устремился на Киприана и стал его душить. Не видя ниоткуда помощи, Киприан вспомнил о силе крестного знамения, оградил себя им, и бес, сказано, “яко стрела напряженна, отскочил от него.” (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 176). 357. Инокиня, не сотворившая крестного знамения и с жадностью евшая овощи, стала бесноватой, ибо бес, находившийся в овощах, вошел в нее См. также: Беснование ; Исцеление бесноватой . Раба Божия из женской обители пошла однажды в монастырский сад. Увидев там овощи, она начала их есть, забыв предварительно оградить себя крестным знамением. Вдруг нечистая сила схватила ее и повергла на землю. Когда застали ее в страшных мучениях, попросили отца Эквиция, чтобы он поспешил исцелить болящую своей молитвой. Едва только святой Эквиций вошел в сад, нечистый дух, овладевший инокиней, начал ее устами кричать, как бы прося пощады: “Что я сделал, что я сделал? Я был в овощах, а она вместе с ними приняла в себя и меня.” Но человек Божий с великим гневом повелел нечистому духу выйти из инокини и никогда не возвращаться к рабе Всемогущего Бога. Дух тотчас вышел и после не смел даже прикоснуться к ней. (Свт. Григорий Двоеслов . Собеседования о жизни италийских отцов. С. 28).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Церковь во имя свт. Иоанна Милостивого. 1809 г. Фотография. 2016 г. Церковь во имя свт. Иоанна Милостивого. 1809 г. Фотография. 2016 г. В описной раздельной книге 1710 г. указано, что в Богоявленской слободе помимо М. м. имелся и жен. монастырь во имя свт. Иоанна Милостивого ( Голышев. 1865. С. 114-115). Знаменитая мстёрская вышивка гладью была впервые выполнена, вероятно, именно в жен. мон-ре. На территории этой обители находились деревянный храм во имя свт. Иоанна Милостивого с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и свт. Николая Чудотворца, ц. во имя митр. Московского и всея Руси свт. Филиппа, шатровая колокольня, кельи, каменная ограда. В 1809 г. на месте разобранной деревянной Иоанновской ц. на средства помещика И. В. Тутолмина был построен однопрестольный каменный храм с главой на невысоком барабане (Там же. С. 138). Четверик храма был перекрыт купольным сводом, с запада к нему примыкал притвор, с востока - полукруглый алтарь, к углам храма были пристроены невысокие башенки. 27 мая 1809 г. Владимирским и Суздальским еп. Ксенофонтом (Троепольским) была подписана храмозданная грамота. В тексте особо отмечено, что в новой Иоанновской ц. не должно быть старообрядческих икон, а только те, к-рые «писаны были по древнему православныя греческаго исповедания церкви обычаю искусным мастерством, а с иностранных кунштов, по раскольническому суемудрию с двоеперстным сложением не искусно писанием такоже резных, кроме Распятия Господня, и то искусной работы, каковыя иметь запрещено отнюдь не было бы». В 1764 г. мужской и женский монастыри были упразднены, церкви стали приходскими. В 1-й пол. XIX в. Богоявленская слобода была преобразована в крупное село городского типа Мстёра с развитыми ремесленным производством и торговлей. В 1764 г. Богоявленский храм перестроили из одноглавого в 5-главый, при нем в нач. XIX в. выстроена колокольня с 5 колоколами и часами с боем. Во время урагана 1873 г. колокольня была повреждена, но вскоре восстановлена в стиле классицизма с элементами неоготики. 7 июня 1869 г. во Владимирской ц. заложили и вскоре построили придел во имя св. кн. Александра Невского (в 1897-1898 расширен). Согласно описанию 1898 г., в иконостасе Владимирского храма имелись «иконы древняго письма», царские врата были «обложены по краям золоченым басемным окладом, верх их оканчивается мысообразным теремком», над коим изображение Тайной вечери «в древнем стиле» ( Березин, Добронравов. 1898. С. 354-355). В 1887 г. на средства И. В. Званцева при храмах была сооружена кирпичная часовня во имя св. кн. Александра Невского.

http://pravenc.ru/text/2564272.html

Понедельник, 12 января По случаю именин Татьяны в 12.30 молебен здесь. Перевязывала Веселовского, Сычева, Кикера, Отмарштейна и Емельянова. После с ними и другими говорили в коридоре. Дмитрий Шереметев завтракал и обедал. В 4 часа мы 4 с Папа и Мама ездили в Большой дворец, а около 10 часов мы 2 с Папа и Мама к нашим. Аня была весела и довольна. С Емельяновым и другими была. 3 мороза. Год, что на крестинах Всеволода, видела Александра 352 . Спаси, Боже. Вторник, 13 января «Знамение». Перевязывала Крата и Ягмина. После с нижегородцами пузель 353 . Ели семейно. Днем ездили в поезд Алексея, потом склад и лазарет там же. После обеда ездили снова к нашим, Аня так себе, флебит 354 правой ноги. Снова пузель с нижегородцами, ужасно смешной у них Троицкий, 18-го гусарского Нежинского полка. Вернулись в 11 часов. Мама была тоже. Папа дома читал. 4 гр. мороза. Среда, 14 января «Знамение». Перевязывала Сычева, Кикера и Емельянова. В Большом дворце операция – грыжа из живота. К. была. У Сычева аневризм в правой руке, ¼ купается в ромашке, у Кикера сквозная рана спины, у Емельянова перелом левого плеча (была операция, дезо). Завтракали с Изой, и в 1.20 по ветке в город. К Татьяне в лазарет железнодорожного класса. Потом в мой на Невском. Что-то Тульское 355 . Потом пожертвования. встретили. К чаю вернулись. Тетя Ксения обедала. После 9 часов мы 3 ездили к Ане. Она ничего, бодра. 6 мороза. После 12 часов спать. Папа читал, интересно. Четверг, 15 января Перевязывала Крата, Ягмина, обе стопы (Крат левая рука, разрыв пулей), Потулова, ампутирована правая нога ниже колена, Посельникова 205-го Шемахинского полка, большой палец ампутирован левой руки и оба бедра насквозь. Ели семейно. Сидела и лежала дома. Снегу масса. Еще перевязывала ногу Кобылину. После обеда ездили к Ане, ей лучше. С Емельяновым на койке складывали пузель – уютно. 4,5 мороза. Год освящения церкви 356 . Александр 357 . Пятница, 16 января Перевязывала Емельянова, Гуманюка, левая рука, Гординского, после пузель. Дмитрий Шереметев завтракал. Дома сидела. С Ш[ведовым] по телефону говорила. Папа обедал в городе у Бабушки. Мама и мы ездили к нашим. Всюду и нигде не была. Григорий Ефимович был. К[арангозов] был утром.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010