«Тебя единого признаем Богом, Тебя исповедуем Царем, Тебя именуем помощником, Тобой приобретали мы победы, Тобой превозмогали врагов, Тебе приносим благодарение за полученные благодеяния, от Тебя чаем и будущих благ. Тебе все молимся и Тебя просим, да сохранишь на многие годы здоровым и победоносным василевса нашего Константина с боголюбезными Его чадами.» Так-то предписал он своим войскам поступать в день света, и такие-то слова научил их произносить в молитвах к Богу. Глава 21. На оружии воинов знаки Креста Спасителя. Даже и на оружии гоплитов повелел он изображать символ спасительной победы 353 , перед войском же носить не золотые статуи, как это водилось прежде, а только спасительный трофей. Глава 22. Усердие к молитве и чествование праздника Пасхи. Сам он, как бы какой-то совершитель священного действия каждодневно в известные часы заключался в недоступных покоях своего дворца и там наедине беседовал с Богом, там, в смиренных молитвах преклоняя колена, испрашивал себе потребного, а в дни спасительного праздника (Пасхи) усугубляя благочестивую свою деятельность, совершал божественное торжество со всей силой души и тела, и распоряжался празднованием так: проводимую в бодрствовании священную ночь превращал он в дневной свет, ибо назначенные к тому люди по всему городу зажигали высокие восковые колонны, как бы огненные лампады, озарявшие всякое место, так что эта мистическая ночь становилась светлее самого светлого дня; когда же наступало утро, то, по подражанию благодеяниям Спасителя, простирал он ко всем гражданам и черни благодетельную десницу, и раздавал им всякого рода богатые подарки. Глава 23. О том, как запрещал он идолослужение, а мучеников и праздники чтил. Сам он так служил своему Богу. А для народа и войска в пределах власти Рима повсюду закрывались врата идолослужения и воспрещались все виды жертвоприношений. Народным архонтам послан был закон, предписывавший чтить день воскресения. По воле василевса, они чтили также дни мучеников 354 и прославляли в церквях другие времена празднеств 355 , и все это делалось к удовольствию василевса. Глава 24. О том, что он называл себя как бы епископом внешних дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

349 «О сектах» (лат.). 350 Anonymous, De sectis; PG 86:1264A. 351 Agrapto — неописуемость; dokeo — считать, иметь мнение; aphthartos — нетленный, непортящийся (грен.). . 352 Patriarch Nicephorus, Antirrh.. I; PG IOÖ268A. 353 Theodore the Studite, Antirrh., Ill; PG 99:409c. 354 Nicephorus, Antirrh., I; PG 100:272в. 355 Там же;РС100:328во. 356 Примерно 13—14 см. 357 Theodore the Studite, Antirrh, III; PG 99:396в. 358 Там же, III; PG 99:405A. 359 См. в особенности Maximus the Confessor, Amb.; PG 90:1308?, ?3?2?. 360 J. Meyendorff, Chrht, p. 108. 361 Georges Florovsky, «The Lamb of God,» Scottish Journal of Theology (March 1961), 16. 362 Gregory of Nazianzus, Ep. 101 ad Cledonium; PG 37:181c-I84A. 363 Gregory of Nazianzus, Horn. 45; PG 36:661c. 364 John of Damascus, De fide orth.. IV, 1; PG 94:110lA. 365 Athanasius, De incarn., 8; PG 25C. 366 24 декабря, Всенощная, канон, песни 5 и 6; Festal Menaion, p. 206—207. 367 Maximus the Confessor, Ad Thai.,. 60; PG 90:62lAC. 368 Florovsky, «The Lamb of God», p. 24. 369 «…единый имеющий бессмертие…» . 370 John of Damascus, De fide orth.. Ill, 27; PG 94:1097AB. 371 Ад (др. — евр.). 372 Славянский текст: «…мира мертвым суть прилична, Христос же нетления явися чужд». 373 Святая и Великая Суббота, утреня, канон, песнь 6. 374 Athanasius, De incarn., 21; PG 25:I29o. 375 John Chrysostom, In Haebr., hom. 17:2; PG 63:129. 376 Gregory of Nyssa, Catechetical Oration, 16; ed. J. H. Strawley (Cambridgë Harvard University Press, 1956), p. 71—72. 377 Nicholas Cabasilas, The Life in Christ, II; PG 150:541c. 378 Maximus the Confessor, Amb., PG 91C. 379 Thunberg, Microcosm and Mediator, p. 457. 380 «perichoreo» — перехожу (греч.); «circum» — круг, «incessio» — наступаю (лат.). 381 Maximus the Confessor, Amb.; PG 91:1237AB. 382 Gregory Palamas, Against Akindynos, V, 26, не опубликовано и обнаружено в рукописи Parisinus Coislinianus 90, лист 145; обратная сторона; цитировалось в кн.: J.Meyendorff, Gregory Palamas, p. 182. 383 Tome of 1351 г.; PG 151:722в.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3289...

165 Ibid. S. 8. 166 Ricaut. Histoire de l " eglise Grecque. P. 354—355. 167 Maurer. Op. cit. S. 102. 168 Иречек И. К. История болгар. С. 577—579, 585. 169 нтонин (Капустин), архимандрит. Поездка в Румелию. С. 281—282. СПб., 1879. 170 Там же. С. 299. 171 Там же. С. 348. 172 Maurer. Op. cit. S. 9, 23; Hertzberg. Op. cit. Bd. III. S. 97. 173 Mendelssohn-Bartholdy. Geschiechte Griechenlands von der Eroberung Konstantinopel durch die Türken bis auf unsere Tage. Theil. I. S. 6—7. 174 Ibid. 175 Hammer. Geschichte des Osmanisch. Reiches. Pesth., 1834. Bd. II. S. 468—469.; Hertzberg. Op. cit. Bd. III. S. 98; Zinkeisen. Op. cit. Bd. III. S. 367—368. 176 Maurer. Op. cit. Bd. I. S. 69. 177 Ibid. S. 91—92. 178 Hertzberg. Op. cit. Bd. III. S. 99. 179 Ibid. S. 195—196. 180 Maurer. Op. cit. S. 93. 181 Ibid. S. 22, 24. 182 Mendelssohn-Bartholdy. Op. cit. S. 5. 183 Hertzberg. Op. cit. Bd. III. S. 196—197; Maurer. Op. cit. Bd. I. S. 23. 184 Голубинский Ε . Ε . Очерк истории церквей Болгарской, Сербской и Молдаво-Валашской. С. 337—338. У автора приложен и список господарей (С. 342 и далее), уясняющий преемство фанариотов на молдаво-валашском столе. 185 Hertzberg. Op. cit. Bd. III. S. 198. 186 Голубинский Ε . Е. Указ. соч. С. 337—339. 187 Hertzberg. Op. cit. Bd. III. S. 199. Впрочем, считаем долгом справедливости указать одного автора, представляющего правление фанариотов в более мягкой форме. Имеем в виду: Heimbach. Griechisch-römisch. Recht im Mittelalter und in der Neuzeit//Ersch und Gruber. Encyklopädie. Bd. 87. S. 56—57. 188 Полный список Святогробских монастырей с угодьями (но без всяких подробностей об этих имуществах) напечатан у Silbernagl " я: «Verfassung der Kirchen des Oriens». S. 148—150. Неполный список их, но с некоторыми подробностями см. у А. Н. Муравьева: «История св. града Иерусалима». Ч. II. С. 275, 297—298, 390 (СПб., 1844), а также у Δοσιθου : «История Иерусалимских патриархов». Σ . 1168, 1174. 189 Полный список монастырей с угодьями, принадлежавших горе Афонской, напечатан (но без всяких подробностей) у Silbernagl " я (Op.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

Сообщения Император. Православного Палестинского об-ва. Т. IV. С. 697. 156 Карлова (цитируемая ниже статья написана известным славянофилом А. Ф. Гиль-Фердингом, но с какой стати здесь примешалось имя какой-то Карловой, дать объяснения не можем). Турецкая провинция//Вестник Европы. 1870, июль. С. 178. 157 Григорович В., проф.Очерк путешествия по Европейской Турции. Казань, 1848. С. 97. 158 К первоначальным скептикам относится Т. И. Филиппов, автор известной книги «Современные церковные вопросы»; к нему более или менее примкнули проф. И. Е. Троицкий (имеем в виду его речь по этому вопросу, произнесенную на акте Петербург, ун-та и появившуюся в печати под заглавием «Церковная сторона болгарского вопроса». СПб., 1888) и г-н В. А. Теплов (см. его книгу «Греко-болгарский церковный вопрос». 1884). Очень знаменательно молчание, царящее в настоящее время в рядах болгарофилов: о чем это они раздумывают? 159 Maurer. Das Griechische Völk. Bd. I. S. 56. 160 Относительно значения слова «Фанар» голову ломать ни к чему. «Фанар» значит просто «фонарь». 161 Zinkeisen. Geschichte des Osmanisch. Reiches. Bd. II. S. 13-16. 162 Ibid. Bd. III. S. 360-361. 163 Hertzberg. Geschichte Griechenlands. Bd. III. S. 65. 164 Maurer. Op. cit. S. 8-9, 128-129. 165 Ibid. S. 8. 166 Ricaut. Histoire de l " eglise Grecque. P. 354-355. 167 Maurer. Op. cit. S. 102. 168 Иречек И. К. История болгар. С. 577-579, 585. 169 нтонин (Капустин), архимандрит. Поездка в Румелию. С. 281-282. СПб., 1879. 170 Там же. С. 299. 171 Там же. С. 348. 172 Maurer. Op. cit. S. 9, 23; Hertzberg. Op. cit. Bd. III. S. 97. 173 Mendelssohn-Bartholdy. Geschiechte Griechenlands von der Eroberung Konstantinopel durch die Türken bis auf unsere Tage. Theil. I. S. 6-7. 174 Ibid. 175 Hammer. Geschichte des Osmanisch. Reiches. Pesth., 1834. Bd. II. S. 468-469.; Hertzberg. Op. cit. Bd. III. S. 98; Zinkeisen. Op. cit. Bd. III. S. 367-368. 176 Maurer. Op. cit. Bd. I. S. 69. 177 Ibid. S. 91-92. 178 Hertzberg. Op. cit. Bd. III. S. 99. 179 Ibid. S. 195-196. 180

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

При расчете сроков на пенсии лицам, до поступления на должности по учебной и воспитательной частям в духовных академиях, семинариях и училищах, состоявших на епархиальной службе, зачисляется и эта последняя; причем семь лет службы епархиальной считаются за пять учебной. Но правило это простирается только на лиц, не менее десяти лет прослуживших собственно по духовно-учебной части. (П. 4 там.) На перешедших из других ведомств в службу по духовно-учебному ведомству распространяются изложенные в статьях 354 и 355 Устава Пенс. правила о зачете в пенсию за учебную службу по министерству народного просвещения лет прежней службы. (П. 5 там.) Равным образом на лиц духовно-учебного ведомства, переходящих до выслуги пенсии на службу в епархиальное или другие ведомства, где сроки продолжительнее, распространяется действие статьи 357 Устава, Пенс. о зачете учебной службы год за год, не сокращая срока. (П. б там.) Лица духовного сана, получившие пенсию за службу по учебной и воспитательной частям в духовных академиях, семинариях и училищах, в случае поступления на епархиальную службу, не доставляющую им жалованья от казны, сохраняют свои пенсии; в том же случае, когда поступают на должность с жалованьем, меньшим против пенсии, они получают жалованье с добавкою из пенсии до ее оклада. П 7 там.) Прослужившие усердно десять и более до двадцати лет в учебной или воспитательной должности при духовной академии, семинарии или училище, при выходе в отставку, получают единовременное пособие в размере годового оклада пенсии, по расписанию должности их присвоенного. (П. 8 Там.) Выходящим в отставку по расстроенному совершенно на службе здоровью, или по тяжкой неизлечимой болезни, надлежаще засвидетельствованным (см. 178 и 179 Уст. Пенс.) сроки для получения пенсий и единовременных пособий сокращаются на основании действующих по министерству народного просвещения правил о сокращенных сроках. (Ст. 375 – 378 Уст. Пенс.). (П. 9 там.) Семействам лиц, выслуживших на основании предшествующих статей (2 – 9) сроки к получению пенсий, пенсии производятся по статьям 111, 113, 115, 116, 118, 124 – 136, 138 и 139 Устава. Пенс. (П. 10 там.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

14 Филарет [Гумилевский]. Максим Грек //Москвитянин. 1842. 11. С. 91–96. Возможно, посланием, на которое отвечал митрополит Макарий, была вторая редакция предыдущего послания (1542 года). 15 Сочинения преп. Максима Грека . Ч. 2. С. 367–376. В позднем Житии, содержащем значительное количество недостоверной или вымышленной информации, рассказано о том, что с запросом к Даниилу обращался сам Иван IV («за какую вину отец мой на него возъярился и заключил в темницу»). Даниил отвечает: «Того не знаю… злонравные люди небратолюбцы вознегодовали и с помощью лживых свидетелей оболгали его приснопамятному отцу твоему, и мне оклеветали его» ( Белокуров С. А.  О библиотеке московских государей. М., 1899. С. LXXVLXXVI). 16 Сочинения преп. Максима Грека . Ч. 2. С. 382–386. «Там же. С. 157–184; Ржига В. Ф. О пыты по истории русской публицистики XVI в. Максим Грек как публицист//ТОДРЛ. Л., 1934. Т. 1. С. 61–71. 18 Филарет [Гумилевский]. Максим Грек //Москвитянин. 1842. 11. С. 84–91. «Сочинения преп. Максима Грека . Ч. 2. С. 376–379. 20 Дробленкова Н. В. В еликие Минеи Четьи. В кн.: Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 126–133. 21 Преп. Максим Грек . Сочинения. Т. 1. С. 439–449, 453–459; Буланин Д. М. П ереводы и послания… Л., 1983. С. 82–94. 22 Казакова Н. А. В ассиан Патрикеев. С. 286. 23 Сочинения преп. Максима Грека . Ч. 2. С. 351. 24 Ржига В. Ф. О пыты. С. 72. 25 Там же. С. 62,71. 26 Россия и греческий мир. С. 352–354. 7. 27 Там же. С. 355–358. 8. 28 Там же. С. 211–214. Десятилетний разрыв во времени объясняется тем, что решение об обращении в Константинополь было принято лишь после победы над царствами Казанским и Астраханским, что продемонстрировало силу русского православного царя и истребление «богохульных царей». 29 Там же. С. 265–273. 128–129. 30 Сочинения преп. Максима Грека . Ч. 2. С. 346–357. 31 Синицына Н. В. М аксим Грек в России. С. 232; Ржига В. Ф. О пыты… С. 72–75. 32 Казакова Н. А. М аксим Грек и идея сословной монархии. – В кн.: Общество и государство феодальной России. Сб. статей, посвященный 70-летию ак. Л. В. Черепнина. М., 1975. С. 151–158.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ma...

ВЬЕЛЬГОРСКОЙ. Печатается по подлиннику ( ЛБ). Впервые напечатано в «Вестнике Европы» 1889, 11, стр. 131-132. Ответ Вьельгорской, от 8 июля 1848 г., см. там же, стр. 132-133. ... из маленького письма ее... — подразумевается письмо Смирновой от 17 мая 1848 г. («Русская Старина» 1890, 11, стр. 354-355). Мих и Матвей Юрьевич — Вьельгорские. 37. В. А. ЖУКОВСКОМУ. Печатается по подлиннику ( ЛБ). Первоначально напечатано: с пропуском окончания — в «Сочинениях и письмах», VI, стр. 467-468; так же — в «Письмах», IV, стр. 201-202. Полностью печатается впервые. Твое милое письмецо... получил. Подразумевается письмо Жуковского от 7/19 апреля 1848 г., посланное, однако, не из Франкфурта, а из Ганау («Отчет ПБЛ» за 1887 г., Прилож., стр. 64-66). 38. С. П. ШЕВЫРЕВУ. Печатается по подлиннику ( ПД). Впервые напечатано: с пропуском подписи и с ошибкой в дате — в «Сочинениях и письмах», VI, стр. 467; так же — в «Письмах», IV, стр. 200-201. Датируется 1848 годом по содержанию и по связи с письмом Шевырева от 17 мая 1848 г. (см. «Отчет ПБЛ» за 1893 г., Прилож., стр. 58-59), на которое служит ответом. От Сергея Тим я получил письмо... — от 21 мая 1848 г. («Русский Архив» 1890, 8, стр. 178-179). 39. С. П. ШЕВЫРЕВУ. Печатается по подлиннику ( ПД). Было ошибочно присоединено к письму от 18 июля , неправильно датированному 18-м июня , и напечатано: как часть его, с пропуском заключительной фразы и подписи, — в «Русской Старине» 1875, 12, стр. 673; так же — в «Письмах», IV, стр. 205. Полностью, в качестве самостоятельного письма печатается впервые. Датируется по связи с 38, отправленным за три дня перед данным письмом. Князья Ипсиланти... — представители рода молдавских и валахских господарей, из которого вышел борец за независимость Греции Александр Ипсиланти. ... у Строгановых (граф Серге )... — у графа Сергея Григорьевича Строганова, бывшего попечителя Московского университета. Чертковы — Александр Дмитриевич и Елизавета Григорьевна. См. Н. В. Гоголь. АН СССР, XI, стр. 414. 40. М. А. БАЗИЛИ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

352 Таковы, например, многие произведения Джулио Романо, распространенные в гравюрах Маркантония. 353 Желательно – говорит он в проповеди на третий день великого Поста – желательно, чтоб в школах не читались дурные поэты, как Овидий в его Искусстве Любить, Тибулл, Катулл, Теренций, там, где он выводит разгульных женщин. Но читайте св. Иеронима и св. Августина, и другие церковные книги, или Туллия и Виргилия, и что-нибудь из св. Писания. И где вы встретите, в поэтических книгах, Юпитера, Плутона, говорите своим ученикам: дети мои, все это басни, и учите их, что един Бог управляет миром. Смотр. Marchese, Memorie dei piu insigni Pittori, Scultori e Architetti Dominicani. 1854. Часть I, гл.15. 354 Padre Burlamacchi в своем жизнеописании Савонаролы (Лукка, 1764 г.) предлагает общий перечень художественных драгоценностей, тогда невозвратно погибших. 355 Manuel d’iconographie chrtienne grecque et latine. Paris. 1845. О Русских Подлинниках см. брошюру Сахарова. 356 Полууставом, формат продолговатый, 126 л. Строев, в Каталоге Библ. Царского, относят эту рукопись к 1658 году. Но эта копия с оригинала, писанного в сказанном году. 357 На позднейшую редакцию этого Подлинника указывают внесенные в него позднейшие события; например, обретение мощей казанских Чудотворцев Гурия и Варсонофия, 4-го октября 1595 г., а именно: «Гурий архиепископ Казанский, его же мощи обретены быша в лета, 7104-е, октября в 4-й день. Сед брадою аки Власий». «Варсонофий епископ Тверский, обретены быша мощи его, в лета 7104, октября в 4-й день». Лист 22 оборот, и лист 17 обор. – На позднюю же редакцию указывает и влияние латинское: так в рукописи месяцослов назван по латинскому произношению Менологиум, а не по-византийскому Минологион, а также латинская форма Мартирологиум (в рукоп. Мартироум), Цесарь вместо Кесарь. Само выличенье (перечень, исчисление), от польск. выличиц – исчислять, дает разуметь, что латинское влияние на наш Подлинник перешло через Польшу. 358 Это же самое введение помещено в другом Подлиннике графа Уварова, рукоп. XVII в., скорописью 291). Только оно начинается, за выпуском известия о Василии Македоняне, следующими словами: «Изображение древле-греческими мудрыми и трудолюбивейшими живописцы во дни Иустиниана царя» и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

348 Впрочем, Джеллико полагает, что выход греч. пер. из синагогального употребления произошел только после арабского завоевания восточных провинций Византии. См.: Jellicoe. The Septuagint and Modern Study. P. 77. 349 Cp. Veltri G. Libraries, Translations, and Canonic Texts. The Septuagint, Aquila and Ben Sira in the Jewish and Christian Traditions. P. 223. 350 С определенного времени переводные книги Писания попали в иудаизме под запрет, хотя память об их прежнем почитании сохранялась: «Если они – в переводе, на каком бы языке ни было, то их спасают и предают генизе... дабы она [т.е. книга] сама истлела» (Шаббат, Тосефта 14:2). Они считались более почтенными, чем книги «минов» (еретиков), которые, как традиция постановила, «не спасают от пожара... Р. Йосе говорит: ... следует вырезать азкары [т.е. имена Бога] и предать их генизе, а остальное сжечь. Р. Тарфон сказал: Клянусь детьми, если они попадутся мне в руки, я их сожгу вместе с их азкарами» (Там же, 4). То же подтвердил и р. Измаил. Вероятно, запрет был связан с новыми правилами, согласно которым рукопись, не прошедшая через руки корректора, не должна была держаться в доме; обычные переписчики должны были воздерживаться от написания хотя бы одной буквы по памяти, без образца. См.: Bardtke H. Die Handschriftenfunde am Toten Meer. S. 24. 351 Aejmelaeus. Von Sprache zur Theologie: methodologische Überlegungen zur Theologie der Septuaginta. P. 39. 354 Schaper J. Messianism in the Septuagint of Isaiah and Messianic Intertextuality in the Greek Bible//The Septuagint and Messianism. P. 380. 355 Собственно, такова точка зрения большинства российских исследователей, что, с одной стороны, евреи «хотели познакомить грекоязычный мир со своей религией» (Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижие. М., 2000. С. 21), а с другой – «включить свои культурные традиции в общеэллинские и добиться, чтобы их признавали эллинами» (Шифман. Ветхий Завет и его мир. С. 11). Имманентная потребность общины в священных текстах на господствующем наречии также не отвергается.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

191-192; полностью, но с ошибкой в дате — в «Письмах», IV, стр. 195-196. Ответ Плетнева, от 21 июня 1848 г., см. в «Русском Вестнике» 1890, 11, стр. 58-59. Датируется 1848 годом на основании пометы Плетнева («П 19 июня 1848») и по связи с ответным его письмом (см. выше ). Жаль векселя... К этим словам Плетнев сделал в выноске помету: «(3150 фран 10 янв 1847)». Я слышал, что муж ее назначен губернатором в Москву. Плетнев отвечал на это: «О назначении Смирнова в Москву здесь и слуху не было» (там же, стр. 59). 34. А. О. СМИРНОВОЙ. Печатается по подлиннику ( ЛБ). Впервые напечатано: с пропуском подписи — в «Сочинениях и письмах», VI, стр. 461; с ошибочной датировкой — в «Письмах», IV, стр. 205-206. Является ответом на письмо Смирновой от 17 мая (у Шенрока ошибочно указано 17 июня) 1848 г. (см. «Русскую Старину» 1890, 11, стр. 354-355). Было приложено к письму 33 и датируется по связи с ним, а также с упомянутым выше письмом Смирновой. 35. А. М. ВЬЕЛЬГОРСКОЙ. Печатается по подлиннику ( ЛБ). Впервые напечатано (с зашифровкой имен) в «Сочинениях и письмах», VI, стр. 462. Среди писем к А. М. Вьельгорской, опубликованных Шенроком в «Вестнике Европы», отсутствует. Подлинник представляет собой черновой, незаконченный набросок письма, занимающий первую страницу рукописи, на 2-4-й страницах которой находится расписание работ (тоже рукой Гоголя) по лесопосадкам на осень 1849 г. Однако письмо относится к лету 1848 г., о чем говорят как содержание его (написано в Васильевке во время холерной эпидемии 1848 г., — в 1849 г. Гоголь совсем не приезжал на родину), так и внешние признаки (расписание написано другим почерком и более темными чернилами, чем письмо, что доказывает их разновременность). Возможно, что это письмо так и осталось в черновом виде, адресату же было отправлено письмо 36. ... быть певцом мира и тишины посреди брани... — см. аналогичное высказывание в письме 37 , текстуальная близость к которому подтверждает правильность датировки письма серединой июня 1848 г. 36. А. М.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010