§ 302 Тронная власть иерархии: а) власть учит § 303 Важность церковного учительства § 304 Право мирян на учительство и изучение писания;ограничение сего права. § 305 Совершение таинств § 306. Управление церковью: а) власть законодательства; б) надзор за поведением. § 307 в) Власть судебная и г) власть подвергать виновных наказаниям § 308 Ограничение апостольской власти в их преемниках; высшая власть церковная не в лице римского папы § 309 Высшая церковная власть – вселенский собор § 310 Необычайные служения в церкви § 311 Связь небесной церкви с земною·, ходатайство Отделение седьмое. Бог – выполнитель цели своей о мире § 312 Понятие о предмете исследования § 313. Смерть телесная и бессмертие души. § 314. Состояние души за гробом до всеобщего суда, по учению писания; состояние праведных. § 315 О состоянии грешных душ § 316 Учение церкви о состоянии душ по смерти до всеобщего суда. § 317 Явление антихриста § 318 Брань антихриста с царством Христовым § 319 Противодействие Христа антихристу и победа § 320 Учение церкви об антихристе § 321 Действительность второго пришествия Христова § 322 Частные черты пришествия Христова § 323 Время пришествия Христова § 324. Связь пришествия Христова с воскресением мертвых; действительность воскресения а) по учению н. завета. § 325 б) По учению в. завета § 326 в) По учению церкви § 327 Соображения разума § 328 Действие воскресения § 329 Кто будет воскрешен? § 330 Свойства воскресших тел, a) по учению писания § 331 б) По учению отцов церкви § 332 Учение св. писания о преобразовании мира § 333 Соображения разума и учение церкви § 334 Действительность последнего суда § 335 Свойства суда § 336 Производство суда § 337 Следствие последнего приговора Божия над людьми: состояние осужденных § 338 Степени мучений § 339 Продолжительность мучений § 340 По соображениям разума § 441 Следствие определения Судии в отношении к праведным § 342 Частные черты состояния праведных: а) по телу и душе § 343 б) По отношению к другим творениям и Богу § 344 Степени блаженства  

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Евфимий, Новгородец, старец, 219. Елена, жена царевича Иоанна Иоанновича, 74. Ерофеев, Иосиф, чернец, 302. Ефрем Лосевский, старец, 351. З Зосима Лговский, Троицкий соборный старец, 26. Зуй, Иона, иеродиакон, 39. И Иванов, Аверкий, строитель Богоявленского монастыря в Москве, потом Троицкий келарь, 267, 312, 341, 344. Иван Андреянов, Ярославский кормовой иконописец, 11. Иван Васильев, Ярославский кормовой иконописец, 11. Иван Емельянов, крестьянин, 307. Иван Карпов, Троицкий иконописец, 11. Иван Матвеев, священник церкви архангела Гавриила, что в Москве на Поганом пруде, 323. Иван Онуфриев, Ярославский кормовой иконописец, 11. Иван Павлов, Троицкий слуга, 316. Иван Семенов, Ярославский кормовой иконописец, 11. Иван Сергеев, Ярославский кормовой иконописец, 11. Иван Титов, 306. Иван Фомин, серебряных дел мастер, 43. Игнатий Стоговский, Троицкий соборный старец, 26. Игнатий Фролищевский, старец, 206. Игнатий, Троицкий казначей, 185. Игнатий, Троицкий колокольный мастер, 345. Иларион, митрополит Суздальский, 13. Илисс, доктор, 277. Ирина Михаловна, царевна, 12, 30, 48, 67, 72, 76. Ирина Феодоровна, царица, 6, 14, 71, 74, 78, 80, 83, 132, 233, 234, 242, 257. Исаак Бирев, инок, 29. Исидор Осипов, государев иконописец, 318. Иоаким, патриарх Московский, 11, 13. Иоанн, курфирст Саксонский, 271. Иоанн Алексеевич , царь, 2, 4, 7, 11, 13, 21, 131. Иоанн III Василиевич, великий князь, 81, 192. Иоанн IV Василиевич, царь, 14, 74, 83, 89, 167, 200, 201, 232, 235, 241, 242, 247, 259, 263, 264, 286. Иоанн Иоаннович, царевич, 74, 83, 89, 232, 241, 242. Иоасаф, митрополит Московский, 134, 135, 176. Иоасаф, Новоторжец, Троицкий архимандрит, 41, 52, 267, 339, 344. Иоасаф, Троицкий казначей, 299, 329, 335. Иоасаф Кирьяков, Троицкий книгохранитель, 299, 329, 335. Иоасаф, Старичанин, Троицкий старец, 218. Иоасаф, Грек, книгописец, 170. Иов, патриарх Московский, 33, 85, 324. Иов, священноинок Богоявленскаго монастыря, 312. Иов Арефьев, чернец, 36. Иона, Троицкий архимандрит, 232. Иона Дашков, Троицкий соборный старец, 26.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Николай Спафарий издал Хрисмологион, или толкование на некоторые главы прор. Даниила ( 259), Карион Истомин написал книгу: Имя новое ( 265). Но оба сочинения неважные. XVII столетию принадлежат переводы некоторых произведений Латинской Церкви, как то: сочинения папы Иннокентия III о пренебрежении мира, известного у нас под названием: Тропник ( 238–241), Фомы Кемпийского о подражании Христу ( 248. 249.); переводы разных трактатов богословских, сделанные Симеоном Полоцким ( 256); также переводы: книги – Купель душевная ( 263), о которой св. Димитрий Ростовский отзывался с особенною похвалою, – книги о спеянии духовном ( 285) и прения св. Афанасия с Арием, Савеллием и Фотином, составленного Вигилием Тапсийским. (Тамже). Более разнообразия и более дельных опытов представляет нам полемическая литература. Здесь также есть переводы с Греческого, есть и собственные сочинения. К переводам принадлежит несколько полемических статей против Евреев, Монофизитов ( 267. 317. 333.), Латинян ( 268. 269. 306. 307. 309. 311 и 323). Но с Латинянами нередко вступали в борьбу и наши учёные, особенно Малороссийские, вынуждаемые угнетением. Сюда принадлежат: вопросы и ответы православному с папежником ( 271) и Палинодия архимандрита Киево-Печерского Захарии ( 272). Гораздо более находим сочинений, писанных по внутренним спорам в Церкви Русской: против Стригольников ( 268), против Феодосия Косого ( 270), по вопросу об огне просветительном ( 273), по исправлению церковных книг ( 282. 283. 294.), против Лютеран и Кальвинистов ( 274. 308.), в особенности по поводу сношений с королевичем Датским Вольдемаром ( 279–281), против Яна Белободского ( 293), против порицателей перевода св. Писания LXX толковников ( 286), против Латинского учения о времени пресуществления св. Даров лита, принадлежащее, как известно ныне, Прохору епископу Ростовскому ( 324), хождение Даниила Паломника ( 325), древние правила о просфорах, о судебных взысканиях, о браковенчании ( 326), сочинения князя Шаховского ( 327), труды Русского составителя Зерцала духовного ( 328), устав скитский, замечания против пения сугубого аллилуиа, слово Григория, митрополита Русского, против Латинян, послание Фотия, митрополита Киевского ( 330), устав избрания епископского в Малороссии в конце XV в. ( 331), поучение Варлаама, митрополита Ростовского ( 334), слово Антония Подольского о пьянстве ( 336), перевод литургии Ап. Иакова, акафист пр. Сергию ( 337) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Причем пресвитер получил приказ отдать это завещание в руки управляющего востоком сына Константина, Констанция, а не кому другому. Сделав завещание, царь прожил еще несколько дней и скончался. При его кончине не было ни одного из сыновей. Поэтому к Констанцию, на восток, тотчас же отправлено было донесение о смерти его отца. Глава 40 О погребении царя Константина    Приближенные положили тело царя в золотой гроб и перенесли его в Константинополь, тут оно положено было в царском дворце, на возвышении, и окружено всеми знаками почестей и множеством телохранителей, как и при жизни. Это делалось, в ожидании приезда которого-либо из сыновей. Когда же с востока прибыл Констанций, тело Константина почтено царским погребением и положено в церкви, соименной Апостолам, которую Константин построил для того, чтобы цари и иереи были недалеко от останков апостольских. Царь Константин жил шестьдесят пять лет, царствовал тридцать один год и умер во время второго консульства Филикиана и Тациана, в двадцать второй день месяца Мая. То был второй год двести семьдесят восьмой Олимпиады. Вся эта книга обнимает тридцать один год времени.    Евсевий, сын Памфила ок.260—339 — один из отцов церкви, родоначальник жанра церковной историографии. Епископ Кесарии с 313 г. Выражение «сын Памфила» следует понимать фигурально: Памфил был не отцом, а учителем и покровителем Евсевия.    Гонения при Цезаре Гае Аврелии Валерии Диоклетиане Августе 284—305, начавшиеся в 303 г. Они продолжались и при его преемниках до 311 г.    «Похвале Константину» и «Жизни Константина».    Последняя Десятая книга «Церковной истории» Евсевия Кесарийского заканчивается описанием победы Константина Великого, правившего Западом, над императором Востока Лицинием в 323—324 гг.    Диоклетиан и его соправитель Цезарь Марк Аврелий Валерий Максимиан Август по прозвищу Геркулий «происходящий от Геркулеса», император Запада 286—293 и тетрарх Италии, Испании и Африки 293—305, отреклись от власти 1 мая 305 г. Империя была разделена между переведенными в ранг августов цезарями Гаем Галерием Валерием Максимианом, тетрархом балканских провинций без Фракии 293—305, ставшим императором Иллирии, Азии и Востока 305—311, и Марком Флавием Валерием Констанцией Хлором, тетрархом Галлии и Британии 293—305, ставшим императором Галлии, Италии и Африки 305—306.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

Нет оснований для утверждения, будто Кирилл перенес митрополию во Владимир-на-Клязьме. Для Кирилла характерны частые поездки по епархиям, и Владимир просто стал для него резиденцией на время длительных пребываний в Северо-Восточной Руси, особенно в период до смерти Александра Невского (1263 г.), когда Кирилл отсюда управлял митрополией, одновременно ведая делами вакантной владимирской кафедры. Такие действия митрополита были логическим следствием концепции “попечительства обо всех” (κηδεμονα πντων), которой он постоянно придерживался. В XIII и XIV вв. этой концепцией руководствовались также и византийские патриархи, оставляя за собой право не верховный надзор. Кирилл действительно мыслил себя епископом всей митрополии со всей полнотой суверенной архиерейской власти, поскольку патриарх, следующий по рангу иерарх, был слишком далеко. Такой взгляд выражался и в титуле “архиепископа всея Руси”, охотно применявшемся Кириллом 1305 . С этой точки зрения, подчиненные ему епископы рассматривались как действующие лишь в силу врученных им митрополитом полномочий. Поэтому особый владимирский епископ не был нужен до тех пор, пока Владимир использовался Кириллом в качестве временного местопребывания. Эти взгляды угадываются и в обращении митрополита к ростовскому епископу Игнатию (“брате и сыне”), равно как и в том факте, что Кирилл обращался к новгородцам непосредственно (“мне поручил Бог архиепископию в Руськой земле, вам слушати Бога и мене”), в обход епископа Климента. Литература: ПСРЛ. Т.1. Стб. 472–474, 476, 521, 525–526; Т. 2. Стб. 794, 809; НПЛ. С.80, 84, 89, 304, 306, 309, 321, 323–324, 454; Памятники древнерусского канонического права. 4.1. С.84–102, 129–140; Прилож. С.5–12. 12 (соборное постановление 1273 г., ответы патриаршего синода 1276 г. на вопросы сарайского епископа Феогноста); Голубинский Е. История... Т.П/1. Μ., 1900. С.50–89; Соколов П. Русский архиерей... С. 159–192; Насонов А.Н. Монголы и Русъ. Μ., Л., 1940. С.33–47; Груздев Б. Кирилл III//БЭ. Т.10. СПб., 1909.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Монастыри : Благовещенский 315. Боголюбов домовый 315. Богоявленский 73. Борисоглебский, домовый 313. Воздвиженский 156, 261. Воскресенский, Ростовск. у., домовый 315. Воскресенский, в Караше 330. Зачатиевский, в Москве 311. Зилантов (Жилантов) 283. Козмин, домовый 248, 314. Моисеевский девичий 303, 333. Николаевский, домовый, в Веневе 75, 154, 281, 284, 294, 313, 318, 320, 325, 329, 333, 334. Николаевский Большие Главы 75, 294. Николаевский, на Перерве 27, 72, 130, 175, 269, 309. Новинский, домовый, в Москве 307, 308. Песочный 314. Покровский, на усть Нерли реки 313, 314. Песношский (Пестуский) 240. Рождественский, во Владимире 53, 83. Сновицкий 315. Троицкий-Сергиев 304, 327. Троицкий Яблоновой пустыни 314. Успнский девичий, в Александровск, слободе 321. Успеянский, во Владимире 52. Успенский, в Воронеже 308. Успенский, в Казани 135. Царе-Константиновский 314. Чудов, в Москве 296. Федоровский, домовый 2, 85, 163, 295. Москва , гор. 311, 313, 314, 329, 330, 333; в ней: Белый 39, 225, Земляной, Китай города 39; Кремль 39; ворота: Мясницкия 313, 330, Никитския 302, Тайницкия 318; пруды: Неглинный 302, Пресненские 173, 302–305, 307, 328. Москва , р. 334. Московский уезд 296, 298. Мухин , Павел, дьяк прик. холопья суда 324. Н. О. Назарьевы . Алексей, подьячий 2. Андрей 135. Василий, подьячий поместн. прик. 331. Иван 313. Михаил, старый подьячий преображ. прик. 313; молодой подьячий 317. Нанзин , Григорий, дьяк 73. Нарышкин , Лев Кириллович, бояр. 60, 209, 319, 334. Нарядчики земские 208, 268. Наталья Алексеевна ,-царевна, дочь ц. Алексея Михаиловича 288. Наумова , Агриппина, вдова дворян. 301. Наумовы : Василий, молодой подьячий судн. дворцов. прик. 318. Иван, двор. патриарш. 300. Стефан, двор. патриарш. 300, 308. Невежин , Онисим, дьяк. Поместн. прик. 308, 316. Нелидов , Иван Федорович, стольн. 312. Нелюбов , Тимофей, подьячий патриарш. разр. 333. Непогодин , Прокофий, подьячий патриарш. дворцов, прик. 306. Нерля , река 314. Нестеров , Василий, старый подьячий прик. большого дворца 317, 318. Нектарий , игумен Сновицк. м-ря 315. Нижний Новгород , гор. 315. Никитины (Микитины): Даниил, дьяк казен. дворца 323. Игнатий, елчанин 314. Иван, подьячий поместн, прик. 331. Иван Евфимьевич, клюшник 247, 251, 261, 283, 291, 299, 332. Федор Евфимевич, двор. патриарш. 300. Николай чудотворец, святой 73. Никонов , Яков, дьяк 310, 317, 326. Никон , игумен Покровск. м-ря 314.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Сулейман, см. Мелик-Шах II    Сюзюмов М. 9    Танкред, племянник Боэмунда Тарентского 28, 299, 301, 309, 311, 313, 317—320, 322, 323, 336,    363, 367, 375—377, 379, 568, 570—572, 580, 582, 583, 586, 587, 596, 606—608    Танкред Готвилльский 453    Тапар, см. Мелик-Шах    Таронит, см. Григорий Таронит    Таронит, см. Иоанн    Таронит, см. Иоанн Таронит, куропалат    Таронит, см. Михаил Таронит    Тарониты 450, 479    Тарханиот Катакалон 63, 268. 447    Тарханиоты 447    Татикий 13, 28, 145, 192—195,202, 203, 209, 217, 254, 257, 261, 268, 296, 299—301, 312, 313, 315,383, 494, 525, 526, 574, 578, 583    Татран 224    Татуш, Хали 201, 208, 213, 529, 530    Тевкр 285, 286, 566    Телемах 113, 499    Тиверий, император 598    Тигран 265    Тимофей, флейтист 56, 253, 440    Тирах 484, 485    Тогортак (Тугоркан?) 233, 270, 541    Томашек В. 524, 556, 557    Томирида 326, 588    Торник, см. Георгий Торник    Торник, см. Лев Торник    Торник, см. Петр Торник    Торники 450    Торос 578    Тортарий 596    Травл 24, 180, 181, 201, 517, 528, 529    Траян, сын Ивана-Владыкова 534    Трейтингер О. 477    Тугоркан 541    Тугтегин, атабег Дамасский 308, 579, 608    Тутах 58, 59, 443    Тутуш 190, 191, 198, 199, 522, 523, 579    Тэнгри-Бэрмиш 302, 304, 575    Уза 13, 170, 209, 224, 236, 274, 411    Умберт 495    Умберт, сын Рауля 377    Умберт Готвилльский 466    Умбертопул, см. Константин Умбертопул    Унфред 486, 488    Урбан II, папа 541, 558, 559, 562, 584    Урес, см. Урош I Урош I, Урес, жупан Рашки 263, 551    Успенский Ф. 481—483, 551, 552, 623    Фатимиды 577, 608    Феано 19, 324, 588    Фекла, великомученица 132    Фемистокл 194    Феодор, антиохийский патриарх 613    Феодор, брат Аарона 341—343    Феодор, великомученик 550    Феодор Гавра 11, 24, 242—244, 306, 545, 576, 601    Феодор Далассин 538    Феодор Докиан, Докиан 61, 444    Феодор Продром, Продром 18, 33, 34, 437, 447, 450, 478, 538, 550, 590, 594, 595, 601    Феодор Рупений 369    Феодор Скутариот, Скутариот 20, 472, 475, 477, 516, 557, 589

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Однако вскоре система тетрархии рухнула. После смерти Констанция Хлора (25 июля 306) в Эбораке (совр. Йорк, Великобритания) легионы Британии и Галлии провозгласили императором его сына Константина I Великого, а 28 окт. того же года в Риме был провозглашен Максенций сын Максимиана. Панорама Константинополя. Миниатюра. XVI в. (Университетская б-ка. Стамбул). Фрагмент Панорама Константинополя. Миниатюра. XVI в. (Университетская б-ка. Стамбул). Фрагмент После гибели цезаря Севера в борьбе с Максенцием (307) и кратковременной попытки Максимиана вернуться к власти в союзе с Константином (307-308) на имп. совещании в Карнунте (308) августом Запада был назначен Лициний , а Константин и Максенций были признаны в качестве цезарей. Вскоре и они, и правивший Египтом и Сирией Максимин Дайа приняли титулы августов. После кончины «старшего августа» Галерия (311) оставшиеся 4 августа вступили в борьбу: на Востоке Максимин Дайа потерпел поражение от Лициния и вскоре умер (313); на Западе Константин Великий в битве близ Рима, у Мульвийского моста, разбил Максенция, к-рый при отступлении утонул в Тибре (28 окт. 312). С этим событием связано предание о видении Константину Великому небесного знамения, по Евсевию Кесарийскому солнечного креста со словами «сим победиши» ( Euseb. Vita Const. 28-31; см. ст. Лабарум ), убедившего его в истинности христ. веры. В течение десятилетия Константин (на Западе) и Лициний (на Востоке) правили совместно. В 323 г. между ними началась война, закончившаяся поражением Лициния у Хрисополя (18 сент. 324) и его отречением от власти в Никомидии; Константин стал единовластным правителем империи. Изображение лабарума на саркофаге архиеп. Феодора. V - VI вв. (ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне) Изображение лабарума на саркофаге архиеп. Феодора. V - VI вв. (ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне) В том же году имп. Константин основал на берегу Босфора, на месте древнего г. Византий, новую столицу, к-рая в большей степени отвечала изменившейся стратегической и социально-политической ситуации.

http://pravenc.ru/text/372674.html

Имеется в виду, конечно же, Ин. 20, 22. 293 Dionys. Areop. P.G. t. 3, с. 641 d. 294 P.G. t. 36, с. 633 с. 295 В Символе Веры. 296 Хотя эти слова не находятся в дошедших до нас трудах св. Григория Нисского, однако, они цитируются древними богословами, как его подлинные слова из сочинения «De Theognosia». 297 Ин.1,3. 298 Gregor. Naz. P.G. t. 36 c. 467. 299 См. примеч. 4. 300 Gregor. Naz. P.G. t. 36, c. 328. 301 Ис.48,16. 302 Joan. Chrysost. P.G. t. 52, c. 826. 303 Dionys. Areopag. P.G. t. 3. col. 637. 304 Gregor. Nazianz. P.G. t. 36 c. 252. 305 Ин.16,7. 306 Гал.4,4. 307 P.G. t. 59, col. 183 308 Это — слово Pseudo–Chrysostomi, P.G. t. 56, c. 555. 309 Gregor. Nazianz. P.G. t. 36, c. 253 310 Basil. Epistola ad Gregorium fratrem, 4. P.G. t. 32. c. 399. 311 Gregor. Nyssen. Epist. ad. Ablabium, P.G. t. 45, c. 133. 312 P.G. t. 76, col. 432. 313 P.G. t. 77, col. 180. 314 P.G. t. 32, col. 152. 315 Ин.16,7. 316 Homil. 87. P.G. t. 59, c. 471. 317 Греческий оригинал здесь очень труден и лаконичен. Если мы правильно понимаем, св. Марк хочет здесь сказать, что нет необходимости, чтобы образ непременно изображал того, кто его создал; наприм. художник рисует чей–нибудь портрет (не автопортрет); изображаемое им лицо отнюдь не является творцом (виновником) этого портрета, но его создателем — создавший его художник. 318 Ин.14,9. 319 1Кор.12,3. 320 Ин.16,14. 321 P.G. t. 59, col. 423. 322 Ин.17,4. 323 Ин.16,12–4. 324 Ин.16,15. 325 В разночтении находится такое пояснение после слова «Схолария» — «мудрейшего и блаженнейшего патриарха Кир Геннадия». 326 Mgr. L. Petit дает следующее пояснение приведенного св. Марком философского постулата: «У философов «materiæ propositionum» суть различные их положения, согласно которым мы говорим, что определение соответствует подлежащему таким образом: 1. оно необходимо следует, или же, 2. оно — допускается, или же, 3. оно — невозможно». 327 «τоυς оκανδαλισντας» «смутившихся», «соблазнившихся» теми новшествами, которые ввела Западная Церковь и которые были чужды древнему Христианству. 328

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Филипп Шафф Нью–Йорк, 8 ноября 1866 г. ТРЕТИЙ ПЕРИОД ОТ КОНСТАНТИНА ВЕЛИКОГО ДО ГРИГОРИЯ ВЕЛИКОГО 311 – 590 г. по Р. Х. Источники I. Христианские источники: (а) Постановления соборов ; в Collectiones conciliorum, Hardouin, Par., 1715 sqq. 12 vols, fol.; Mansi, Flor, et Ven., 1759 sqq. 31 vols, fol.; Fuchs: Bibliothek der Kirchenversammlungen des 4 ten und 5 ten Jahrh. Leipz., 1780 sqq.; Bruns: Biblioth. eccl., vol. i. Canones Apost. et Conc. saec. iv-vii. Berol., 1839. (b) Имперские законы и указы , касающиеся церкви, в Codex Theodosianus, 438 г., Codex Justinianeus, 529 г., и Cod. repetitae praelectionis, 534. (c) Официальные послания пап (в Bullarium Romanum), патриархов и епископов. (d) Произведения всех отцов церкви , с начала IV и до конца VI века. Особенно Евсевия , Афанасия , Василия , двух Григориев , двух Кириллов , Златоуста и Феодорита – из Греческой церкви; Амвросия , Августина , Иеронима и Льва Великого – из Латинской. См. бенедиктинские издания нескольких отцов церкви; Maxima Bibliotheca veterum Patrum, Lugd., 1677 sqq. (всего 27 томов), vols, iii-xi; Gallandi: Biblioth. vet. Patrum, etc. Ven., 1765 sqq. (14 vols, fol.), vols, iv-xii. Исторические труды Евсевия , Сократа , Созомена , Феодорита , Руфина , Иеронима и Геннадия переведены с введениями и примечаниями различными американскими и английскими учеными во второй серии «Select Library of Nicene and Post-Nicene Fathers of the Christian Church», ed. Schaff and Wace, New York and Oxford, vols, i-iv, 1890–92. (e) Труды историков церкви того периода. (1) Из Греческой церкви: Евсевий Кесарийский (ум. ок. 340): девятая и десятая книги его Н. Е. – до 324 г., его биография Константина Великого – см. §2 infra; Сократ Схоластик из Константинополя: Histor. ecclesiast., libri vii, 306 – 439 г.; Ермий Созомен из Константинополя: H. eccl., 1. ix, 323 – 423 г.; Феодорит , епископ Кира в Месопотамии: Н. eccl., 1. v., 325 – 429 г.; арианин Филосторгий : Н. eccl., 1. xii, 318 – 425 г., сохранились только отрывки, у Фотия, Cod.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010