260.  «О кладбище и Кресте» М. Р. G. t. 49 col. 396. 261.  Постная Триодь, неделя 3, утро, канон, икос, гл. 7. 262.  Предпразднество Воздвижения 13 сентября, утро, седален по 3 песни, гл. 4. 263.  Воздвижение утро, по 1 стихословии седален, гл. 6. 264.  Октоих, гл. 5, среда утро, на стиховне. 265.  Воздвижение 14 сентября, малая вечерня, на Господи, воззвах, гл. 1. 266.  Завеса. 267.  Хождение игумена Даниила на Святую Землю (1106 — 1108). 268.  Октоих, гл. 2, среда утро, канон, п. 3. 269.  Там же, гл. 5, среда утро, канон, п. 3. 270.  Постная Триодь, неделя 3-я, вечер на Господи, воззвах, гл. 5. 271.  С греческого слово «уничтожение» переведено как «соуз». 272.  Постная Триодь, неделя 3-я утро, канон, кондак, гл. 7. 273.  Воздвижение 14 сентября, утро, канон, гл. 8, п. 5. 274.  «О кресте и разбойнике» М. Р. 49 col. 400. 275.  Молитва Херувимской песни на литургии Иоанна Златоуста. 276.  Октоих, гл. 2, пяток утро, канон, п. 8. 277.  «О кладбище и кресте». М. Р. 49 col. 396. 278.  О Честном и Животворящем Кресте. M. P. G. t. 49 col. 820. 279.  Постная Триодь, неделя 3-я, утро, канон, гл. 1, п. 9. 280.  Происхождение честных древ I августа, утро, канон, гл. 6, п. 4. 281.  Воздвижение 14 сентября, утро, канон, гл. 8, п. 9. 282.  Напр. царю Мануилу в борьбе против сарацин. Праздник I августа. 283.  Воздвижение 14 сентября, утро, канон, гл. 8, п. 8. 284.  Точное изложение Веры Православной кн. 4, гл. 11. 285.  Предпразднество Воздвижения, вечерня, на стих., гл. 5. 286.  Воздвижение, великая вечерня на Господи, воззвах. гл. 6. 287.  Постная Триодь, неделя 3-я, малая вечерня на Господи, воззвах, гл. 6. 288.  Четья-Минея на 1 августа. 289.  Воздвижение 14сентября, вечер, на литии, стих., гл. 1. 290.  Октоих, гл. 5, среда утро, по 3 стихословии седален. 291.  Там же, гл. 7, среда утро, канон, п. 7. 292.  Триодь, неделя 3-я, утро, канон, гл. 1, п. 3. 293.  Воздвижение 14 сентября, утро, канон, гл. 8, п. 5. 294.  Октоих, гл. 2, среда утро, краегранесие канона. 295.  Посстная Триодь, Великая Среда, повечерие, трипеснец, гл. 6, п. 4.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

261. Inst. mon. I, 1. 262. Изображение монашеской жизни. 10 (Добротолюбие. Т. 1. С. 597). 263. Evagnana synaca: Textes in6dits du British Museum et de la Vaticane £dit6s et traduits par J. Muyldermans. (Biblioth 264. О различных порочных помыслах. 25 (Добротолюбие. Т. 1. С. 635). 265. Монах. 12 (Творения... С. 97 и след.; с. 215, примеч. 41). 266. Diaita – уклад, образ жизни, режим (греч.). 267. O.sp.I,11. 268. Лк 10:41–42. 269. Изображение монашеской жизни. 3 (Добротолюбие. Т. 1. С. 591). 270. Там же. 8 (Добротолюбие. Т. 1. С. 595). 271. Монах. 17 (Творения... С. 99). См.: Суд 7: 5–7. 272. К монахам. 102 (Творения... С. 135). 273. Монах. 91 (Творения... С. 110). 274. Увещание к девственнице. 9 (Творения... С. 138). 275. Vita С. 276. Феллахи (араб.) – крестьяне-земледельцы в арабских странах. Имеется в виду, что среди пустынножителей было много простых людей коптского происхождения (то есть уроженцев Египта) – сре- ди них прп. Антоний Великий, при. Макарий Великий и др. Чуже¬странцев (в частности, греков и римлян) среди пустынножителей было сравнительно немного. – Примеч. пер. 277. O.sp.I, 13. 278. Руфин. 27. Об Евагрии. 279. Руфин Аквилейский (ок. 345–410) – пресвитер, церковный писа­тель, переводчик с греческого языка на латынь. Уроженец г. Аквилея (г. Италия). Сподвижник прп. Мелании Старшей; был лично знаком с египетскими пустынножителями, в том числе и с Евагрием. – При­меч. пер. 280. Там же. 281. Мф 12:43. 282. Иов 41: 25 (цит. по Септуагинте); 2 in Ps 7, 5. 283. Ориген (ок. 185–253/254) – церковный писатель, проповедник, один из известнейших богословов раннехристианской эпохи. Оказал влияние на многих отцов Церкви, в том числе на св. Василия Великого и св. Григория Богослова. Влияние Оригена испытал и Евагрий Понтийский. По причине высказывания ряда неортодоксальных взглядов (в частности, о предсуществовании и переселении душ) Ориген подвергся осуждению на V Вселенском Соборе (553); вместе с ним были анафематствованы Евагрий и Дидим Слепец. – Примеч. пер. 284. In Jer. horn. VII, 3,34.

http://predanie.ru/book/219655-obyadenie...

6 Апреля 1923 года в «Известиях» появилось сообщение, что процесс над Патриархом Тихоном должен начаться 11 Апреля, что совпадало со средой Светлой седмицы. 262 Однако по личному ходатайству епископа Антонина начало процесса было перенесено на 24 Апреля, «чтобы не омрачать православным Пасху», что, впрочем, вызвало немалое возмущение ряда ведущих обновленцев. В печати развернулась кампания с резкими нападками на Патриарха. Большое усердие проявили в этом и обновленцы. Так, 15 Апреля в «Известиях» появилась статья обновленческого «митрополита всея Сибири» Петра Блинова с обвинениями Патриарха и ряда епископов, названных там « " черносотенными архиереями» в «организации кровавых эксцессов». 263 А 20 Апреля там же была помещена подборка: «Обновленческая Церковь в процессе Тихона», в которой были помещены выступления Антонина, Введенского и Красницкого с осуждением «контрреволюционной деятельности Тихона». 264 Но процесс над Патриархом так и не начался. Этому в немалой степени способствовало международное общественное мнение, которое хотя и было, за исключением Русских эмигрантов, равнодушно к бедам Православия, тем не менее, из неприязни к большевикам стремилось поддержать их противников. Советскому правительству, находившемуся в тот период в «полосе признания» со стороны западных держав, в довершение к неблагоприятным впечатлениям от предыдущих процессов по делам духовенства, суд над Патриархом Тихоном оказался бы политически невыгодным. Между тем, 29 Апреля 1923 года в Москве и в храме Христа-Спасителя, наконец, открылся созванный обновленцами «Поместный собор». 3 Мая им было принято определение о лишении Святейшего Тихона «сана и звания Патриарха», а также о лишении его монашества. Из 72-х бывших на этом «соборе» епископов упомянутое определение подписали только 54, причём лишь 16 из них имели правильное, т.е. не обновленческое постановление. 265 Когда же на следующий день делегация обновленцев во главе с Петром Блиновым явилась к Патриарху в Донской монастырь вручить ему данное постановление, то Святейшим Тихоном была наложена на него следующая резолюция: «Прочёл. Собор меня не вызвал, его компетенции не знаю и потому законным его решения признать не могу. Патриарх Тихон (Василий Беллавин). 22 Апреля/4 Мая· 1923 года». 266

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  Иоанн Златоуст , святитель. Беседы на I послание к Коринфянам//Полное собрание творений. Т. 10. Кн. 1. С. 345–346.  Ср . Ириней Лионский , священномученик. О тираническом царстве антихриста.   Иоанн Златоуст , святитель. Беседы на Первое Послание к Коринфянам//Полное собрание творений. М., 2004. Т. 10. Кн. 1. С.263–264.   Иоанн Златоуст , святитель. Беседы на Послание к Ефесянам//Полное собрание творений. М., 2004. Т. 11, кн. 1. С. 168   Иоанн Златоуст , святитель. Там же.   Иоанн Златоуст , святитель. Там же. С. 166–167. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии НН 2 февраля 2023, 12:25 Игорь Ковалев:/Вы правда этого не понимаете? Или сознательно подменяете понятия?/- Третье. Может я не права, но считаю так: нельзя быть немного смиренным человеком(как " немного беременной). Смирение- это совершенство, оно должно быть полным. Терпение - да, имеет границы, оно может проявляться не во всём или закончится. Но если терпение не провело к смирению - это беда. Ваш отказ от своего мнения и соглашение с мнением старца показал, что Вы прислушиваетесь к мнению авторитетов, восприимчевы к обучению и не очень упрямы. Смирение- не точное слово в этом случае. Это слово надо употреблять с большой осторожностью. На мой взгляд. Простите, если чем-то обидела, всего Вам доброго и помощи Божией. Игорь Ковалев 1 февраля 2023, 19:20 И.//Могу разгадать вашу загадку))) Надо не только ссылаться на опыт святых Отцов, но и повторить его на деле( " распять себя со страстями и похотями " ).А на это нужна решимость,самоотречение и долгий срок.Это у вас в стране розовых пони люди рождаются непричастными страсти и достаточно прочитать св. Отцов, чтобы приобрести смирение,как у них.А у нас на грешной Земле,в стране изгнания падших людей, рождаются со страстями и всё даётся потом и кровью. Как говорили древние подвижники: " Дай кровь и прими Дух " Игорь Ковалев 1 февраля 2023, 17:28 НН/" Хоть один смеренный объявился.На всякий случай: " одно из проявлений смирения "=смирению "http://Смиренным бывает человек, который победил страсть гордости и который всегда и во всём(в делах, мыслях и чувствах сердца)проявляет смирение.А в чем-то проявить смирение, а в чем-то гордость - это не значит быть смиренным, как если человек в одном случае проявил отвагу, а в другом трусость,то его нельзя назвать отважным.Вы правда этого не понимаете? Или сознательно подменяете понятия?

http://pravoslavie.ru/150624.html

В действительности вере вовсе не свойственно связывать свою достоверность с такими свидетельствами и случайностями; она есть в своей достоверности независимое отношение к своему абсолютному предмету, чистое знание его, которое не вмешивает букв, бумаги и переписчиков в свое сознание абсолютного существа и не опосредствуется такими вещами» (Hegel " s Phenomenologie des Geistes, Jubiläumausgabe, Phil. Bibl. Bd. 114. S. 360—36l)2 " 4. 256 Добросовестно (лат.). 257 Имеется в виду одно из «чудес Иисуса Христа», о котором рассказывается в Евангелиях от Матфея (14:25), Марка (6:48—51) и Иоанна (6:19—21). 258 Рассказы о Воскресении (нем.). 259 История догматов (нем.) — название фундаментального исследования А.Гарнака (т. 1—3, 1885—1889). 260 Научное положение, тезис (нем) 261 Научное благочестие, отличающее новую эпоху, представляет собой полную аналогию художественному благочестию, благочестию в искусстве и через искусство. Искусство тоже не есть религия и ни в каком случае не может ее заменить, но оно, становясь религиозным, может служить религии, и эпохи религиозного подъема естественно и неизбежно запечатлены и подъемом религиозного искусства. Разумеется, искусство глубиннее науки и поэтому стоит ближе к религии, но для нашей аналогии это различие не имеет значения. 262 Неточная цитата из Первого послания к Тимофею св. апостола Павла (6:16). 263 Ин. 14:23. 264 Проблема антиномизма в мышлении наиболее радикально поставлена в книге свящ. П. А. Флоренского. Столп и утверждение истины. М., 1914. Особенно см. «Письмо шестое: Противоречие» (указ, изд., с. 143—165), «К истории термина «антиномия» (там же, с. 582—584) и прим. 208 (там же, с. 686-—687).] 265 «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности…»; «противоречие… есть… принцип всякого самодвижения» (Гегель. Наука логики. М., 1971. Т. 2. С. 65, 66). 266 Имеются в виду антиномии космологических идей в трансцендентальной диалектике Канта, или его трансцендентальная аналитика в «Критике чистого разума». 267 Пропасть, зияние (лат.). 268 Дискурсия (от лат. discursus — довод, аргумент) — рассудочное (или логическое) мышление, мышление с помощью понятий. 269 Имеются в виду знаменитые апории Зенона, направленные против возможности движения («Ахилл», «Стрела», «Стадий», «Дихотомия»). 270 Вещь в себе (нем.) — термин философии И. Канта. 271 Чистое первоначало (или первоисточник) (нем.) — одно из основных понятий в философии Г. Когена, обозначающее тот или иной исходный элемент, на основе которого формируется все достояние мышления. Таким исходным элементом для Когена является понятие бесконечно малого. 272

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=726...

Казани, чтобы иметь общение со знакомыми. 262 Управлял – с 1831 г. по 1835 г.; уволившись на покой, проживал в Уфе в Успенском Монастыре, где и скончался в 1858 г. 263 Читающие припомнят, что о. Назарий, – в мире Никифор, был келейником у высокопр. Филарета в ректорство его Московской Академии, когда учился там и преосв. Михаил, в мире – Матвей Добров, о котором было особенно помянуто нами и по случаю известного факта, именно пирушки студенческой и пр. 264 Эти сестры, по происхождению из крестьянок; родина их – в селе Бетьках Мензелинского уезда Уфимской губернии. Обе они вышли из дому родительского молодыми девицами 18–16 лет и поместились в Уфе в доме при Сергиевской церкви – в 1826 г. 267 Читающим припомним здесь подлинные слова о. Григория о своих сыновьях: «Ну сынки то мои – Петруша и Ванюша вышли из под моего воспитания не баричами – и в священстве-то примерные. Вот когда мы после страшного пожара (в 1816 г.) строили новый дом, общий для всех, то они оба – истинно удивляли меня своею работящностью; они сами даже ездили за бревнами на реку Белую версты за три и ездили в простых зипунах, а там при выгрузке бревен из реки приводилось им быть в воде чуть не по пояс. 268 Церковь эта по предназначению же высокопр. Филарета устроена во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – в память «Усекновения честныя Главы его», – что празднуется 29-го Августа. Высокопр. Филарет по случаю обновления памятника и церкви и здесь хотел было освятить последнюю во имя это же вместо «Нерукотворенного образа Господа Спасителя», находя первое особенно подходящим к значению памятника над убиенными за Веру, Царя и Отечество воинами, так как 29-го Августа совершается и по общему Уставу Церкви вселенское поминовение всех Православных воинов. 269 Копия с письма и прочие сведения доставлены от 15-го Апреля 1858 г. при письме бывшего тогда ректора Казанской Семинарии, впоследстии Казанской Академии, Архим. Иннокентия на имя, бывшего в ту пору Викарием Киевским, покойного Архиепископа Казанского Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Писатели IV века, ищущие в нем его этимологическое и учебное значение, хотят видеть в нем выражение либо всецелого совершенства веры Церкви, либо того, что Церковь не считается с лицами высокого положения и культуры, либо, наконец и главным образом, то, что Церковь распространяется по всему миру, от одного конца до другого. Августин признает только это последнее значение». Ср. также епископа Лайтфута в его издании св. Игнатия, V, II (Лондон, 1889, с. 319, сноска). История христианского и дохристианского употребления терминов (εκκλησα καθολιχ) и вообще καθολικς в разных контекстах, заслуживает тщательного изучения. Из работ на русском языке можно сослаться на очень ценную, хотя и не исчерпывающую и не безошибочную статью профессора М. Д. Муретова в дополнении к его книге «Древние еврейские молитвы, приписываемые св. Петру» (Сергиев Посад, 1905). См. также епископа Лайтфута, св. Игнатий, V, II (Лондон, 1889, с. 310, сноска). 261 St. Jo. Crys. In Eph. hom. XI, 1//PG. LXII. C. 79. 262 Idem. In 1 Cor. hom. 33, 3//PG. LXI. С. 280. 263 1Пет.2:5. 264 «Пастырь» Ермы, Видение III, 2, 6, 8. 265 округлый и шарообразный (лат.). 266 Иларий Пиктавийский (Hilarius Pictaviensis) (ум. 367) — христианский церковный деятель и богослов, епископ г. Пуатье (с 353 г.), учитель Западной Церкви; защищал православное вероучение в борьбе с арианством, за что получил прозвище «Афанасий Запада» (имеется в виду Афанасий Александрийский); способствовал созданию латинской богословской терминологии. [Для святоотеческих цитат, хорошо подобранных и объясненных см.: Е. Mersch S.J. Le Corps Mystique du Christ. Etudes de Theologie Historique. T. I–II. Louvain, 1933.] 267 Архиепископ Антоний (Храповицкий). Нравственная идея догмата Церкви//Труды. СПб., 1911. Τ. И. С. 17–18. 268 Там же. Нравственная идея догмата о Святой Троице. С. 65. 269 Святое Причастие (лат.). 270 Россия и английская Церковь. С. 198. 271 Против ересей, I, 10, 2. 272 Там же, IV, 26, 2. 273 Very Reo. W. R. Inge. The Platonic Tradition in English Religions Thought.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

Ученики Пахомия имели особенное одеяние, преимущественно состоявшее в мантии из кож, шерстью вверх. Прочие иноки египетские приняли одежду, отличавшую их от философов языческих, каждая часть которой имела свое таинственное значение. Туника их была без рукавов, на обозначение, что руки прямо обнаженные – не орудия насилия. На голове имели покров, именуемый кукулем, на воспоминание невинности детской, потому что так покрывали голову грудных младенцев. Пояс их и ремень 263 обозначали всегдашнюю готовность работать Господу. Иноки собирались в Церковь для приобщения в последний и первый день седмицы, то есть в субботу и воскресенье. Они совершали молитвы двенадцать раз в день, шесть раз от шести часов утра до полудня и шесть раз от полудня до шести часов вечера. Столько же раз молились и ночью. В девятом часу совершали три молитвы, вероятно в воспоминание священного часа, когда Иисус Христос смертью Своей искупил мир. Не все монахи обязывались на столь строгое правило, однако жизнь всех их была весьма суровая. Пахомий собрал около себя тысячу триста иноков, следовавших его правилам, не считая рассеянных по Египту и Фиваиде. Главная община находилась на острове Тавеннисе; принадлежавших к ней называли Тавенниотами, и под этим именем они славились во всей Церкви. Аполлоний прославился в то же время. Монастырь управляемый им находился в Фиваиде. Он славился мудростью своей и чудесами; от Бога получал он все, что просил. Между иноками египетскими тоже отличался Асуф, исповедовавший Иисуса Христа во время гонений. Про него говорили, что во всю жизнь свою не сказал ни слова против правды и имел в высшей степени все добродетели. Уже говорено было о знаменитом Иларионе, бывшем Антонием Палестины. 264 Раздоры арианские принудили его выйти из своей пустыни. В Египте 265 посетил он епископов Драконтия и Филона, сосланных императором Констанцием в Фиваиду, и живших там иноками. Затем посетил он острова Средиземного моря для опровержения ереси и избегая прославления, которым нарушали его безмолвие. Он преставился в Кипре, где и был погребен, но ученик его Исихий тайно похитил мощи его, перевез в Палестину и положил в его прежнем монастыре. Там их очень чтили и день перенесения их стал праздником. Верующие Палестины, говорит Созомен , имели обычай чтить святых, среди их живших. Так поступали они относительно Аврелия Апоидониана, Алексиона Вифагатона и Алефиопа Азальского. 266

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Это приводится как действительный факт 263 , и он очень возможен. Известно, что когда был открыт комитет по раскольничьим делам в царствование имп. Николая, то тайну его заседаний хранили так строго, что целый год никто даже не знал где комитет заседает. Всего акуратнее и систематичнее подкуп ведется в Москве в конце прошлого столетия и в начале нынешнего. Ковылин с Миловановым подносят пирог обер-полицеймейстеру Воейкову. Пирог очень увесист потому, что начинку его составляли 1 000 империалов. Воейков отломил кусочек пирога и найдя его вкусным поблагодарил поднесших, а дела федосеевской общины пошли благополучнее. После того случай был превращен в правило и федосеевская московская община уже акуратно платила обер-полицеймейстеру по 1 000 рублей в месяц, т. е. такую же сумму, какую жертвовала в кассу общины самая щедрая вкладчица её – Варвара Ефимовна Грачева 264 . И долго эта система уплаты тайной арендной суммы была в ходу; от кого ни приходилось зависеть – всех задаривали. В провинции то же было что и в Москве. «Раскол клад для полиции» говорили в народе. Стрижение золотого руна было повсеместное. И приходские священники не были забываемы, если были слепы и глухи там, где нужно. «Наша горница ими только и кормится» говорили священники в Костромской губернии про раскольников 265 . В Ярославской, там, где не имели успеха задаривания, пускали в ход застращивание, и приходские священники должны были под угрозами показывать раскольников в числе православных 266 . Иногда и благоприятствовавшая полиция ходатайствовала у приходского духовенства за раскольников. С другой стороны, если полиция была недовольна раскольником, то можно было явиться к нему в дом, все обшарить, найти улики в принадлежности к расколу, отобрать книги и иконы и донести по начальству об открытии тайного отщепенца. Недурным финансовым ресурсом было в руках исправников и анатомирование. Анатомирования раскольники боялись больше всего на свете. Одной из кар за раскол было именно то, что последователей его после смерти положено было подвергать вскрытию.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-i...

И «другого Илию», святого Иоанна, жившего в пустыне, Он послал на берега Иордана, повелев проповедовать и крестить там. Итак, поскольку ты горячо любишь Сотворившего и Спасшего тебя Бога, то приведи к этой любви и многих других. Это будет весьма приятно Господу всяческих» 262 . Подобные наставления древних христианских подвижников побуждают деятельного пастыря, принимая во внимание современное положение Православной Церкви, неутомимо и ревностно свидетельствовать слово истины окружающим, раздвигая границы учительной деятельности, уподобляясь в этом древним пастырям, которые «проповедовали и в жилищах, и на площадях, и, говоря словами Апостола, всенародно и по домам ( Деян.20:20 )» и, «подобно опытным военачальникам, постоянно заботились о вооружении своих воинов и наносили поражения врагам» 263 . Школы, училища, институты, воинские части, детские дома, библиотеки – вот те места, где современный пастырь обязан проводить просветительскую и миссионерскую работу, трудясь на этом поприще не ради похвалы церковного начальства, но самоотверженно, прилагая свое сердце. При этом дело проповеди в светской среде обязательно нужно доводить до логического завершения, направляя устремления своих слушателей к Церкви и ее Таинствам. Именно таковы были плоды миссионерства в светской среде древних подвижников, чему мы находим подтверждение в житии Мар Евгена: «И поставили для них седалища, и святой начал сеять для них семена жизни – учение Христа. И тотчас воссиял Свет Христов в мыслях всех тех, которые слушали учение его. И умоляли святого, и просили его, чтобы не уходил он от них, пока не преподаст им знамение Крещения» 264 . В наше же время, когда большинство населения крещено в православных храмах, пастырю предлежит приводить своих современников чаще всего уже не ко Крещению, а к Исповеди, Причастию, к церковному образу жизни, то есть катехизировать, воцерковлять уже крещеных. Пастырь всегда должен иметь «чувство места и времени». Иногда священнику в светской среде приходится учить не словом, а молчанием, которое может иметь положительное действие на окружающих. Молчать следует там, где заведомо известно, что слово не будет принято или что над его добрым словом могут только посмеяться. Преподобный Антоний Великий советует в таких случаях: «Кто не принимает наставлений твоих, не говори их тому» 265 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/byt...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010